Пенсия госслужащих. Порядок и условия назначения пенсии госслужащим Закон о повышении пенсионного возраста для госслужащих

Стаж государственной гражданской службы является важным показателем как для служащего, так и для госучреждения. На основе него принимаются различные решения, связанные с назначением на должности, начислением пенсий, надбавок, дополнительных отпусков.

Что такое стаж на госслужбе

Стаж государственной гражданской службы – это полный период времени, на протяжении которого служащий осуществлял трудовую деятельность в системе государственного управления . С помощью данного показателя регламентируются различные организационные и финансовые вопросы, касающиеся профессиональной деятельности сотрудника госучреждения.

Стаж является необходимым критерием для осуществления следующих действий:

Госслужба гражданского назначения делится на федеральную и службу субъекта РФ. Нормы права, касающиеся стажа федерального служащего, отражены в федеральном законе. Для госслужащего в субъекте РФ возможны иные требования, установленные региональными властями.

Вопросы, связанные со стажем гражданской госслужбы, отражены в следующих законах и актах:

  • Закон No58-ФЗ;
  • Закон No79-ФЗ;
  • Закон No166-ФЗ;
  • Указ Президента No1532;
  • Указ Президента No1141.

На что он влияет?

Должности

Указом Президента утвержден список требований для государственных должностей. К ним относится стаж госслужбы и опыт работы по соответствующей специальности.

Существует несколько групп должностей, каждая из которых имеет свои требования к стажу госслужащего .

Группа должностей Стаж на госслужбе (лет) Стаж по специальности (лет)
ВЫСШИЕ 6 7
ГЛАВНЫЕ 4 5
ВЕДУЩИЕ 2 4
СТАРШИЕ НЕ ТРЕБУЕТСЯ НЕ ТРЕБУЕТСЯ
МЛАДШИЕ НЕ ТРЕБУЕТСЯ НЕ ТРЕБУЕТСЯ

Дополнительные выплаты к основному окладу

На основании суммарной продолжительности трудовой деятельности в государственной сфере служащему начисляется доплата к основному окладу.

Добавочный финансируемый отпуск

Каждый гражданский госслужащий имеет право на дополнительное количество отпускных дней, которое высчитывается пропорционально сроку службы: 1 отпускной день равен 1-му служебному дню.

Суммарная длительность отпуска для специалистов высших и главных должностей должна быть не больше 45 суток, для ведущих, старших и младших должностей – 40 суток.

Дополнительная пенсия

Для утверждения дополнительной пенсии госслужащим федерального значения необходимо одновременное выполнение 3-х условий:

  1. Выслуга 15 лет и более.
  2. Период работы на последней занимаемой должности – минимум год. Исключением могут стать увольнения, вызванные прекращением работы учреждения или сокращение персонала.
  3. Законное увольнение с госслужбы.

Размер дополнительного пенсионного обеспечения госслужащим субъектов РФ устанавливается региональным законодательством.

Какие периоды работы госслужащего учитываются?

Указом Президента №1574 введен в силу перечень должностей, относящихся к госслужбе. Период, в течение которого государственный работник занимал одну из указанных в перечне должностей, идет в суммарный стаж служащего. В этот документ внесены различные должности:

  • Федеральные;
  • Муниципальные;
  • Региональные;
  • Военные;
  • Правоохранительные;
  • Иные.

По решению руководства госоргана в стаж сотрудника вносится работа на должностях, которые не входят в перечень. Количество времени, затраченное служащим на приобретение нужных для выполнения служебных обязанностей навыков и знаний, также засчитывается в служебный срок. Годы работы в системе госуправления СССР идут в зачет общего стажа служащего.

В продолжительность госслужбы не могут быть занесены периоды работы:

В трудовой стаж госслужащего также заносятся некоторые виды деятельности, не отраженные в перечне. К таковым относятся следующие периоды работы:

  • в ликвидированных госучреждениях, переданных по закону федеральным госслужбам.
  • в госаппаратах, переформированных в федеральные органы управления;
  • в системе управления СССР;
  • в госкорпорациях и ассоциациях, созданных по указу Совета Министров СССР.

Перечисленные выше виды деятельности заносятся в стаж служащего по решению руководства госучреждения. Если по каким-то причинам этого сделать не получается, следует обратиться в Минсоцразвития РФ. Он уполномочен решать вопросы начисления стажа госслужащим.

Перечь документов для подтверждения

Документом, удостоверяющим стаж гражданской госслужбы, считается трудовая книжка. Если ее нет, то подтвердить продолжительность своей государственной работы можно с помощью архивной справки. К ней необходимо приложить копии приказов о вступлении на должность и снятие с нее.

Также необходимо подтвердить, что занимаемая должность имеет отношение к госуправлению. Для этого требуются следующие документы:

  • трудовая книжка;
  • положение о госучреждении, где осуществлялась профессиональная деятельность;
  • инструкция о должностных обязанностях.

Как производится расчет

Служба в армии также включается в служебный срок, при этом существует несколько вариантов:

  • если военная служба проходила на контрактной основе, то в стаж идет 1 рабочий день за 1 день армейской службы;
  • если военная служба осуществлялась в призывном порядке, то в зачет идет 2 дня гражданской службы за 1 день армейской службы;
  • если призывник принимал участие в боевых действиях или находился в госпитале, то каждый день приравнивается к 2-м дням срочной военной службы.

Пример

Гражданин Иванов И. И. был депутатом региональной думы от района с 4 февраля 2004 года по 3 февраля 2008 года. С 20 мая 1999 года до 20 октября 1999 года проходил срочную службу в армии. С 21 октября 1999 до 20 июля 2000 года находился в горячей точке.

Стаж его гражданской госслужбы высчитывается:

Порядок действий по подсчету стажа при поступлении на гражданскую госслужбу:

  1. Заседание комиссии.
  2. Рассмотрение документов, подтверждающих стаж.
  3. Протокол комиссии.
  4. Издание правового акта (приказ, распоряжение).

Какие еще периоды могут учитываться?

В исключительном порядке в стаж госслужащего могут быть внесены периоды руководящей работы в организациях, которые способствовали набору знаний и навыков для выполнения функций на занимаемой государственной должности. Максимальной период в таком случае должен быть не больше 5-и лет.

Включить в стаж госслужащего иные периоды трудовой деятельности может руководство госоргана на основании заключения специализированной комиссии.

Документы, необходимые для включения иного периода:

  1. Заявление, согласованное с непосредственным руководителем госслужащего.
  2. Копия должностного регламента по занимаемой должности.
  3. Копия трудовой книжки.
  4. Документы, содержащие информацию о должностных обязанностях, выполняемых в период, предлагаемый к включению в стаж гражданской службы (например, должностная инструкция, трудовой договор, положение или устав учреждения, приказ о распределении обязанностей).

Вашему вниманию видео с подробной и познавательной информацией об истории государственной службы от истоков до современности.

Президент РФ Владимир Путин подписал , который предусматривает поэтапное повышение возраста выхода на пенсию по старости для лиц, замещающих государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ, а также несущих государственную и муниципальную службу.

Повышение пенсионного возраста для чиновников будет поэтапным: в первые годы на полгода каждый год для всех, потом увеличение пенсионного возраста для мужчин-чиновников будет более интенсивным. В результате госслужащие-мужчины начиная с 2026 года будут выходить на пенсию в 65 лет, а женщины с 2032 года – в 63 года.

Предельный возраст пребывания на гражданской службе будет составлять 65 лет. В настоящее время эта возрастная планка равна 60 лет (ч. 1 ст. 25.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ " "). Продление службы останется возможным, но только для гражданских служащих, замещающих должности категории "помощники (советники)", учрежденные для содействия лицу, замещающему государственную должность. Не изменится для них и срок продления – до окончания срока полномочий. Но остальные госслужащие, которым срок несения службы может быть продлен сегодня до 65 лет, возможность дальнейшего продления утратят.

Для руководителей, как и сегодня, срок несения госслужбы сможет быть продлен до 70 лет. Но для них изменится порядок согласования такого продления. Если в настоящее время это происходит по решению президента, то после вступления в силу поправок дальнейшее прохождение службы такими лицами будет продлеваться назначившими их на должность федеральным государственным органом или соответствующим должностным лицом.

Увеличен и минимальный стаж госслужбы, по достижении которого чиновник вправе претендовать на пенсию по выслуге лет. Напомним, сегодня он составляет 15 лет (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ " "). Он также будет повышаться постепенно – на полгода каждый год, начиная с 2017 года. А с 2020 года и в последующие годы такой стаж будет составлять 20 лет.

Новые правила начнут действовать с 1 января 2017 года. При этом поправки не затронут тех, кто уже получил к настоящему моменту право на пенсию за выслугу лет или получит его до указанной даты.

Как известно, в нашей стране всем, кто достиг определённого установленного возраста, полагается выплата трудовой пенсии. В России она выплачивается женщинам, достигшим 55 лет, и мужчинам, которым исполнилось 60 лет. Те люди, которые работали на государственных должностях, также имеют право на получение пенсии. Она рассчитывается в соответствии с законодательством Российской Федерации. В 2017 году вступили в силу некоторые изменения, которые касаются данной темы в том числе. В этой статье мы поговорим о размере и расчёте пенсии госслужащих, расскажем о том, каким критериям необходимо соответствовать человеку для получения такой выплаты. И конечно, нельзя забывать об актуальных нововведениях, которые применяются на практике в настоящее время.

Порядок пенсионного обеспечения

Как уже было отмечено, человек, достигший пенсионного возраста, имеет право на получение денежных средств от государства. На размер выплат влияет такой фактор, как стаж работы в государственных учреждениях. Доплата к пенсии госслужащим за выслугу лет производится лишь в том случае, если человек в своё время трудился в федеральной или муниципальной организации. Стоит отметить, что региональная власть оказывает непосредственное влияние на получение пенсии такими сотрудниками. Денежная выплата производится из таких источников, как бюджет Российской Федерации, субъектов и регионов.

С начала 2015 года вступила в действие поправка, которая позволяет работникам Пенсионного фонда тоже получать пенсию как госслужащим. Страховая выплата будет начислена только в том случае, если работник этого учреждения в течение жизни осуществлял пенсионные отчисления. Согласно законодательству, государственный служащий может выбрать себе один из двух видов выплат: страховой и по выслуге лет.

Если человек выбирает второй вариант, то есть возможность ещё и получать часть страховой премии. Такая дополнительная выплата предусмотрена некоторыми субъектами и муниципальными учреждениями. Но правило остаётся неизменным - только в случае осуществления пенсионных отчислений. Пенсия госслужащего, как ни странно, не сильно отличается от выплат обычному человеку, который всю жизнь работал на заводе. Но об этом подробнее расскажем ниже.

Обстоятельства, которые подтверждают возможность получения пенсии

Нужно сказать, что есть несколько факторов, совокупность которых даёт право на получение пенсии. Среди них:

  • возрастное ограничение, 55 лет женщинам и 60 лет мужчинам соответственно;
  • стаж работы в государственном учреждении не менее 15 лет;
  • обычная трудовая деятельность продолжительностью не менее 1 года непрерывно;
  • увольнение по нескольким причинам: соглашение обеих сторон, собственная инициатива, обстоятельства, наступление которых никто не может предотвратить, достижение определённого возраста, ликвидация организации.

Если работник предпочитает пенсию по выслуге, то ему необходимо понимать, что для этого нужно проработать на госслужбе не менее 15 лет. Однако и при меньшем стаже можно получать выплаты от государства. Эта возможность расписана в седьмой статье закона «О пенсионном обеспечении».

Выход на пенсию госслужащих установлен общими правилами, которые регулируют и момент получения ежемесячных выплат по достижении определённого возраста. Если же человек работал более 25 лет, из них последние 7 лет беспрерывно, то можно в этом случае уволиться по собственному желанию. При наступлении такой ситуации возраст работника не имеет значения.

Что касается пенсии по выслуге, то одним из условий считается невозможность получения страховых выплат государственным служащим. Однако это утверждение не совсем верно, и выше мы объяснили почему.

Размер пенсии госслужащих

Следует сразу обозначить, что сумма пенсионных ежемесячных выплат напрямую зависит от заработной платы государственного работника. Если человек трудился 15 лет или более, размер выплат устанавливается в 45 % от зарплаты. Стоит отметить, что сюда входит и часть положенной страховой части. Не учитываются при этом пенсионные, которые были заработаны гражданами после окончания работы на госслужбе. Кроме этого, отдельно считаются и льготные выплаты, которые входят в страховую часть платежа. Например, полагается надбавка при достижении человеком возраста 80 лет и в случае ухода за нетрудоспособными гражданами.

Расчёт пенсии госслужащего индивидуален, поэтому точную цифру назвать будет крайне тяжело. Тем более что ежегодно размер выплат увеличивается на 3 %. Но здесь есть важное ограничение. Совокупный платёж, включая различные льготные условия, основную страховую пенсию и дополнительные выплаты за выслугу лет, не должен превышать отметки в 75 % от заработной платы.

Пример расчёта

Выше были рассмотрены условия выплаты пенсии госслужащим, теперь подробнее поговорим о размере платежа. При расчёте учитывается доход работника в период последнего года труда до момента увольнения или достижения определённого возраста. За основу берутся коэффициенты: 2,8, если речь идёт об окладе, в денежном эквиваленте эта цифра равняется 0,8 ставки. При этом не берутся в счёт неоплаченные отпуска, больничные и т. д.

Если последние отсутствуют, то расчёт пенсии госслужащего осуществляется следующим образом: доход за каждый месяц последнего года складывается и в итоге делится на 12, а затем умножается на коэффициент 0,8. В ситуации, когда существуют неоплаченные отпуска, считают так: годовой доход (за вычетом этих периодов) делится на количество рабочих дней и умножается на 12. Если человек проживает и трудится на Крайнем Севере или в другом льготном регионе, он получает соответствующую надбавку и доплату.

Как узнать долю страховой части?

Если говорить о страховой пенсии, то имеется в виду та часть, которую возможно получить при оформлении пенсии по выслуге лет. В 2015 году законодательство немного изменилось, а вместе с ним и порядок расчёта. Рекомендуется для самостоятельного изучения почитать два Федеральных закона: «О страховых пенсиях» и «О трудовых пенсиях».

В первом есть определение страховой доли. Она считается как отношение пенсионного капитала к предполагаемому периоду выплаты в месяцах. Пенсионный капитал формируется в промежуток времени между назначением выплат по выслуге и фактическим уходом на заслуженный отдых. Поменялся и принцип расчёта. Пенсия госслужащих в России определяется при помощи положений новейшего законодательства и плюс ко всему применения коэффициентов. Стоит отметить, что, если гражданин трудоспособен, в большинстве случаев он продолжает работать, благодаря чему увеличивает свою долю.

В страховой стаж включили отпуск по уходу за ребёнком. Этот факт не может не радовать.

Начисление пенсии на практике

Несмотря на большое количество плюсов, нужно признать тот факт, что расчёт пенсии по выслуге лет далёк до идеала. Всё чаще получается так, что госслужащие получают меньшие выплаты, чем обычные граждане. Даже если работник посвятил государственному учреждению половину жизни, это не сделает его пенсию выдающейся. По этому поводу зафиксировано на сегодняшний день огромное количество судебных разбирательств. Люди недоумевают, почему им так мало платят, хотя они больше 15-20 лет проработали на одном месте.

Система надбавок к пенсии госслужащим оказалось настолько сложной, что во время применения её на практике возникает много вопросов. Обычно человек подаёт в суд, однако статистика обращений явно не радует. Ведь в большинстве случаев суд принимает сторону государственных учреждений, а работник и дальше получает копейки.

Согласно законодательству, человек имеет право на получение пенсии по выслуге лет, если трудился на госслужбе 15 лет или более. Однако сейчас люди всё меньше задумываются о надобности выбирать этот вид выплат. Чтобы такие платежи не обесценились, следует изменить свою политику при расчёте пенсии. Стоит учитывать и страховую пенсию, тогда сразу будут видны положительные результаты.

Государственный служащий достоин большей оплаты, ведь в противном случае теряется вся ценность должности. Большинство людей стремится попасть в муниципальное учреждение, но если ничего не менять в лучшую сторону, желающих будет всё меньше, если в один момент вообще не исчезнут.

Основные изменения в законодательстве, 2017 год

В этом году уже стартовала реформа, которая призвана поэтапно восстановить пенсионную систему нашей страны. Изменения касаются прежде всего муниципальных и государственных служащих, а также тех, кто на постоянной основе находится на должности. Теперь постепенно предельный возраст будет повышаться, ежегодно на 6 месяцев. Планируется, что возрастное ограничение для мужчин и женщин будет составлять 65 и 63 года соответственно. Первые достигнут этой отметки к 2026, вторые - к 2032 году.

Пенсия федеральным госслужащим тоже претерпела изменения. Например, депутат Госдумы может рассчитывать на доплату к страховой пенсии только после пяти лет нахождения на должности. Этот шаг ориентировочно позволит сэкономить около 700 млн руб. Конечно, в масштабе страны эта сумма не такая уж и большая. Но первые шаги сделаны, что уже хорошо, осталось только идти по правильному пути.

Также поменялся размер пенсии по старости госслужащим. Теперь для получения выплаты необходимо работать от 15 до 20 лет. Конкретная цифра будет зависеть от того, какой год сейчас на дворе. Также следует отметить, что сумма будет рассчитываться как процент от заработной платы. В данном случае в зависимости от стажа работы человек может претендовать на долю от 45 до 75 %.

Небольшие трудности

Правительство России осознаёт, что стране необходима пенсионная реформа, и поэтому в 2017 году она начала действовать. Дело в том, что на данный момент в стране насчитывается около 45 млн пенсионеров, и 15 млн из них продолжают работать. Рост такого населения не приведёт ни к чему хорошему, скоро половина всех работающих людей будет состоять из пенсионеров. Предпосылкой реформы стало постепенное увеличение средней продолжительности жизни, и с этим нужно было что-то делать.

Пенсионный Фонд нуждается в дополнительном финансировании, а проблема сама себя не решит. Поэтому один из наиболее объективных и эффективных выходов - увеличение пенсионного возраста для госслужащего. Поговаривают, что вскоре это нововведение коснётся и остальной категории граждан.

Получается так, что увеличивается порог возраста для выхода на пенсию, при этом повышаются требования к госслужащему. Стаж работы должен быть не менее 15 лет, а вскоре эта цифра увеличится до 17 или 18. Преимуществом изменений будет сохранение опытных специалистов, а также снижение расходов государства на пенсионный фонд. Это только первый шаг на пути к достижению пенсионного баланса. Чтобы в конечном счёте достичь цели, необходимо ежедневно усердно работать.

Другие нововведения

Пенсия госслужащим начисляется только в том случае, если соблюдены все необходимые для этого условия. В настоящее время добавили перечень причин увольнения, при которых сохраняется право на получение выплаты.

Среди них выделяют:

  • прекращение трудовой деятельности в связи с закрытием государственного учреждения;
  • если человек попал под сокращение, осуществляемое в установленном законом порядке;
  • при достижении максимально возможного возраста при замещении должности;
  • использование права выхода на заслуженный отдых;
  • резкое появление проблем со здоровьем, которые не позволяют занимать конкретную должность в дальнейшем.

Если же человек уволился по другим причинам, то никакого пенсионного обеспечения ему выплачено не будет.

Что касается повышения заработной платы, то стоит отметить, она не предусмотрена. Однако государство в течение 2017 года планирует провести индексацию ежемесячного пособия, её размер будет составлять 5,5 %.

Особенность региона

То, что мы относили к госслужащим, в равной степени актуально и для муниципальных работников. Чтобы последний мог получать пенсию по выслуге, необходимо для начала потрудиться в течение пятнадцати с половиной лет. Размер выплат составит процент от заработной платы, в данном случае это 45 %. Естественно, эта сумма будет выдаваться с учетом страховой части по старости и различных повышений, установленных законодательством.

Однако размер пенсии зависит от региона, в котором проживает и работает человек. Если рассматривать столицу страны, то там пенсия госслужащего будет составлять 55 % от заработной платы. Практически во всех остальных регионах установлен лимит - 45 %.

Чтобы не возникло проблем, а затем и судебных разбирательств, лучше всего в местном отделении пенсионного фонда узнать, как рассчитывается размер выплат государственным служащим и какие условия необходимо выполнить для их получения.

Заключение

На самом деле проблема пенсии довольно актуальна в наши дни. Огромное количество людей жалуется на маленький размер выплат, и государство старается сделать всё возможное для исправления ситуации. Это сложная проблема, на решение которой потребуется несколько лет как минимум.

Что же касается денежного вознаграждения должностных лиц, госслужащих, то здесь совсем плохо. В большинстве случаев пенсия государственного работника значительно уступает выплате человеку, который работал в частной компании. Чтобы исправить положение, в 2017 году выпущена программа реформ, которая способна изменить текущее положение дел. Люди, которые всю жизнь проработали на государство, обязаны получать привилегии. В любом случае нам ничего не остаётся, как только ждать и надеяться на лучшее.

С каждым годом дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ увеличивается, на его покрытие ежегодно из Федерального бюджета направляются миллиарды рублей. Чтобы сократить затраты государственного бюджета Правительство РФ прибегает к разным методам решения данной проблемы. Так, например, финансовый и экономический блоки Правительства настаивают на необходимости увеличения пенсионного возраста для всех граждан РФ , в то время, как соцблок выступает резко против данной инициативы. Окончательно данный вопрос еще не решен, а пока Правительство РФ прибегает к другим методам сокращения затрат - это бессрочное прекращение индексации пенсий работающим пенсионерам , «заморозка» пенсионных накоплений , повышение пенсионного возраста для госслужащих.

Закон о повышении пенсионного возраста для госслужащих

Многие эксперты уверены в том, что увеличение пенсионного возраста госслужащим - это подготовительный этап к соответствующей мере для всех категорий граждан РФ.

Федеральный закон о повышении пенсионного возраста госслужащим № 143 от 23.05.2016 года внес изменения в ФЗ №3 от 08.05.1994 года и вступил в силу 01.01.2017 года.

Данный законопроект о повышении пенсионного возраста для госслужащих был принят Госдумой 11.05.2016 года и получил одобрение в Совете Федерации 18.05.2016 года. Отдельного указа президента о повышении пенсионного возраста нет, руководствоваться для определения, относитесь вы к госслужащим или нет, надо Указом Президента РФ от 31.12.2005 №1574 в редакции от 26.01.2017 «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы».

Закон о продлении пенсионного возраста госслужащим вводит в действие новые условия и порядок пенсионного обеспечения тех граждан, которые занимают должности государственной и муниципальной службы в РФ и ее субъектах.

Стоит отметить, что законопроект об увеличении пенсионного возраста для госслужащих предусматривает право субъектов и муниципальных органов самоуправления самостоятельно устанавливать размер пенсионных выплат и доплат к пенсиям, определять требования к продолжительности работы и т.д. для граждан, которые ведут государственную и муниципальную службу. При этом все соответствующие расходы на данные инициативы полностью возлагаются на муниципальные бюджеты.

Пенсионный возраст госслужащих в России с 2017 года

До принятия ФЗ о повышении пенсионного возраста госслужащим, он составлял для женщин 55 лет, а для мужчин - 60 лет. Это общеустановленные возрастные нормы в РФ для наступления пенсионных оснований по старости. С 2017 года требования к пенсионному возрасту госслужащих в России увеличились и составили для мужчин и для женщин 65 и 63 года соответственно.

По данным госстатистики эти изменения затронули более 1 миллиона граждан, занимающих должности в государственных, региональных и муниципальных органах власти, а также депутатов и сенаторов. А также более 70 тысяч чиновников, которые уже в ближайшее время должны были отправиться на пенсию.

Стоит отметить, что увеличение пенсионного возраста для госслужащих будет проходить постепенно, ежегодно увеличиваясь на полгода в переходный период, пока не достигнет максимальных показателей. Для мужчин-госслужащих он будет достигнут к 2026 году, а для женщин, занимающих должность чиновника, к 2032 году.

Год назначения пенсии

Возраст выхода на пенсию

60 лет 6 мес.

55 лет 6 мес.

61 год 6 мес.

56 лет 6 мес.

62 года 6 мес.

57 лет 6 мес.

63 года 6 мес.

58 лет 6 мес.

64 года 6 мес.

59 лет 6 мес.

60 лет 6 мес.

61 год 6 мес.

62 года 6 мес.

2031 и последующие

Какие госслужащие попадают под повышение пенсионного возраста

После того, как закон о повышении пенсионного возраста госслужащим вступил в силу стал вопрос о том, кто именно относится к данной категории?

Данный ФЗ и изменения, внесенные им, затронули чиновников всех уровней:

  • лиц, замещающих государственную должность в РФ и ее субъектов;
  • лиц, замещающих на постоянной основе муниципальные должности;
  • лиц, которые занимают должности гос. гражданской и муниципальной службы.

К ним относятся: работники ФНС, служб занятости населения, управление статистики, управления фед. казначейства, судебных органов, органов исполнительной власти - приставы, Рослеснадзора и т.д.

Сотрудники бюджетных организаций (учителя, врачи, воспитатели детских садов, преподаватели государственных вузов и сотрудники НИИ), а также рядовые сотрудники различных органов власти (уборщицы, программисты и т.д.) к этой категории не относятся и под повышение пенсионного возраста госслужащих не подпадают.

Продление пенсионного возраста госслужащим

У госслужащих с 2017 года увеличился не только пенсионный возраст, но и ряд других возрастных требований, которые учитываются при назначении данной категории граждан пенсионного обеспечения.

Так наравне с пенсионным возрастом увеличился максимально возможный период для ведения государственной службы. Теперь он составляет 65 лет, но может быть увеличен до 70 лет по обоюдному согласию работника и работодателя, после заключения срочного трудового договора.

Также увеличился минимальный стаж для госслужбы, достижение которого дает чиновнику право на пенсию по выслуге лет и назначение ежемесячной доплаты к пенсии, до 20 лет (ранее он составлял 15 лет). Он, так же, как и требования к пенсионному возрасту, будет увеличиваться постепенно и достигнет максимума к 2026 году.

Все госслужащие имеют право на пенсию по выслуге лет, выплачиваемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), а также при досрочной пенсии, если стаж чиновника составляет не менее указанного в таблице периода, в год назначения пенсии.

Стоит отметить, что все указанные изменения не касаются тех граждан, которые уже получили право на пенсию за выслугу до 01.01.2017 года.

Пенсионный возраст для госслужащих в 2017 году

Помимо вышеуказанных изменений, в 2017 году увеличились требования к минимальной продолжительности полномочий членов Федерального Собрания и депутатов Госдумы с 1 года до 5 лет. Для депутатов - этот период составляет время службы в течение одного созыва Думы. Выполнение данного требования дает право членам и депутатам на дополнительную выплату к страховой пенсии в размере 55%. Для получения повышенного размера выплаты (75%) необходимо выполнять данные полномочия от 3 до 10 лет.

Повышение пенсионного возраста для государственных служащих – одна из мер по сокращению затрат ПФР. Уже в 2017 году это позволит сэкономить внебюджетному фонду 600 млн рублей, которые будут направлены на исполнение других обязательств ПФР перед нынешними пенсионерами.

Социальная защита посредством предоставления пенсионного пособия гарантирована всем труженикам РФ без исключения.

При этом, учитывая, что некоторые категории сотрудников заняты в специфических отраслях, имеющих особенности труда, связанных и с психологическими нагрузками, и иными факторами производственного процесса, законом предусмотрен льготный порядок оформления и выплаты пенсий.

В частности, речь идет о государственных служащих, обеспечение пенсией которых имеет свои особенности.

Кто является государственным служащим. Законодательное регулирование вопроса

В соответствии со ст.10 ФЗ №58 гос. служащими являются лица, занимающие должности в федеральных службах и наделенные полномочиями по координации общественных процессов и сохранности целостности РФ, посредством соблюдения законности, как в отношении юридических лиц, так и простых граждан, не говоря уже о контроле за соблюдением законодательных норм в целом.

В частности, в порядке ст.9 ФЗ №58 служащими являются :

При этом учитывая специфику труда госслужащих, которая предполагает общение со всеми слоями населения, что ведет к повышенной психологической нагрузке, не говоря уже о риске получения травм и ранений, для оговоренной категории лиц предусмотрен индивидуальный порядок назначения пособий , выражающийся в оформлении пенсии одновременно по 2-м основаниям .

Так в частности, в соответствии с ч.5 ст.3 ФЗ №166 лица данной категории имеют право на назначение двух пособий , а именно:

  • пенсии по выслуге (ст.7 ФЗ №166);
  • части пенсии по возрасту (ст.19 ФЗ №400).

При этом служащие также как и другие граждане РФ имеют право и на другие виды пособий, в частности, в порядке ст.9 ФЗ №400 либо при утрате близкого лица, являющегося кормильцем в порядке ст.10 с возможностью продолжать трудиться на благо РФ и дальше, и с правом перехода на льготную пенсию уже при расторжении правоотношений в связи с достижением возрастного предела.

Порядок и условия назначения пенсионного обеспечения

Порядок выхода на пенсию по выслуге государственных служащих регулируется нормами ст.7 ФЗ №166, где в частности сказано, что обязательными условиями для предоставления льготного пособия являются:

  1. Наличие стажа занятости в госструктурах как минимум на протяжении 20 лет и общего стажа труда 25 и 20 лет для служащих обоих полов.
  2. Достижения пенсионного предела, а именно 63 и 65 лет для женщин и мужчин (с учетом переходных положений) либо предельного возраста службы, составляющего 65 лет в порядке ст.25.1 ФЗ №79.
  3. Расторжения правоотношений в связи с выходом на заслуженный отдых именно с государственной должности по следующим основаниям:
    • по собственной воле или соглашению с руководством;
    • оптимизации кадрового расписания, что подразумевает сокращение;
    • в связи с невозможностью исполнять прежние обязанности в виду приобретения инвалидности либо изменений условий договора;
    • назначения на выбранную должность.

При этом стаж гос. службы принимается в совокупности, что подразумевает временные перерывы, но при условии, что к моменту ухода на отдых служащий имеет 20 лет выслуги и ко времени оформления пособия отработал на благо государства последние 12 месяцев.

Также одним из условий оформления государственной пенсии является предоставление данных, которые подтверждают возможность оформления и получения пособия.

В частности, служащий при обращении в ПФ по месту регистрации должен представить :

Порядок расчета

Как уже говорилось ранее, на основании ст.3 ФЗ №166 служащие вправе рассчитывать на одновременное назначение 2-х видов пособий , а именно:

  • по выслуге в полном объеме;
  • части пособия по старости.

При этом размер пенсии служащего напрямую зависит от получаемого ранее заработка. Так в частности, во исполнение норм ч.1 ст.14 ФЗ №166 размер пособия по выслуге равняется 45% от прежней средней оплаты из расчета 15 лет стажа. При наличии занятости более длительной продолжительности, за каждый дополнительно отработанный год добавляется еще по 3%, но не свыше 75% в общем, что в принципе равняется 25 годам службы на благо РФ.

Также учитывая заслуги перед страной и особый порядок материального обеспечения, расчет среднего дохода служащего производиться в порядке Постановления №818, в соответствии с которым принимаются следующие виды доходов :

При этом учитывая, что у руководящего состава, а также у ряда других служащих средняя оплата труда составляет достаточно солидную сумму, законом установлен лимит на учет средней оплаты труда при назначении пенсии. Так в частности, в соответствии со ст.21 ФЗ №166 размер средней зарплаты не может превышать 2,8 установленного оклада в общей совокупности, что в ряде случаев приводит к небольшому снижению общего уровня средней оплаты труда.

Также во исполнение норм ст.19 ФЗ №400 гос. служащие имеют право и на получение части страховой пенсии , которая исчисляется в порядке норм, определенных ст.17.1 ФЗ №400. В частности, к учету принимается суммированная часть , перечисленных служащим за последние 12 месяцев до выхода на пенсию, а не вся сумма, внесенная на протяжении трудовой деятельности.

То есть по сути, те же 26 процентов (ст.425 НК РФ) от заработной платы, которые будущий пенсионер перечислял последний год, и будут добавлены ему к льготной пенсии по выслуге на госслужбе, разделенные уже на меньшие суммы, учитывая, что пенсию по выслуге госслужащий будет получать не год, а до конца жизни либо перехода на .

Следует отметить еще один нюанс при определении размера будущий пенсии служащего, а именно применение , которые при наличии также учитываются при установлении пенсии и влияют на ее размер, учитывая, что размер средней заработной платы с учетом северной надбавки все таки выше.

Правила оформления

В соответствии с ФЗ №400 порядок оформления пенсии по любому из установленных видов одинаков для всех и для льготных категорий тружеников, и для обычных работников. Так в частности, будущий пенсионер должен обратиться за начислением пенсии в ПФ РФ по месту жительства либо официальной регистрации с пакетом документов, оговоренных выше и только с момента, когда может документально подтвердить все условия оформления пособия по определенному виду от стажа до достижения пенсионного возраста.

В свою очередь работникам ПФ РФ в соответствии с утвержденным регламентом дано 10 дней на изучение полученных данных на предмет достоверности либо запрос дополнительных сведений в порядке ст.21 ФЗ №400. Если же будущий пенсионер предоставил не полный пакет документов, срок изучения и назначения пособия продлевается на три месяца до полного формирования и проверки поданных документов, учитывая, что может понадобиться направление запроса посредством почты в самые отдаленные уголки РФ.

При этом в порядке ст.22 ФЗ №400 пособие служащему назначается с момента регистрации заявления независимо от того, какой период понадобится для полного подтверждения стажа, декада или месяц, и перечисляется ежемесячно в полном объеме за текущий месяц, причем без учета календарной даты подачи документов на основании ст.26 ФЗ №400.

Законодательные инновации 2019 года

Государственным служащим, планирующим выйти на заслуженный отдых, необходимо узнать о таких изменениях в Федеральном законодательстве:

  1. Благодаря внесению поправок в ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» госслужащим начиная с 01.01.2017 г. начали постепенно повышать минимальный стаж (с 15-ти до 20-ти лет), позволяющий выходить на заслуженный отдых. В дальнейшем женщины смогут оформить пенсионные выплаты по достижении 63-х лет, а мужчины с 65-ти лет.
  2. В 2019 году для желающих выйти на пенсию необходимо иметь минимальный стаж работы на государственной службе – 16 лет 6 месяцев.
  3. В 2019 году для выхода на заслуженный отдых претенденты должны достичь определенного возраста: женщины – 56,5 лет, мужчины 61,5 лет. Но, физические лица, которые занимают руководящие должности, могут выходить на заслуженный отдых по достижении 70-ти лет.
  4. Начиная с 2017 года, такой категории граждан при исчислении пенсии учитывают стаж госслужбы. Размер пенсионных выплат варьируется в диапазоне 45%-75% от средней заработной платы ФГГС. За каждый год стажа, который будет превышать базовый показатель для расчета пенсии, будет увеличиваться выплата на 3,00%.
  5. В 2019 году планируется проведение индексации пенсионных выплат госслужащим в два этапа по 4%.

Перерасчет пенсионного обеспечения

В порядке ст.23 ФЗ №400 служащий имеет право на несколько видов пособий, а именно:

Причем пособия по инвалидности и утрате кормильца государственный служащий может получать без отрыва от непосредственной службы, а вот при достижении 60 и 55 лет и желания оформить пенсию по выслуге, от оговоренных пенсий придется отказаться, так как данной категории граждан, возможно, получать одновременно только 2 вида пособия, а именно по выслуге и части пособия по старости.

То есть перерасчет уже назначенной пенсии будет произведен только в том случае, если государственный служащий изъявит желание путем подачи заявления перейти на другой вид пенсии, в частности на пенсию по выслуге с ранее назначенной пенсии по инвалидности, либо на пособие по возрасту в полном объеме уже после оформления льготного пособия в порядке норм, определенных в ст.23 ФЗ №400 и ст.24 ФЗ №166.

О повышении пенсионного возраста для государственных служащих смотрите в следующем видеосюжете: