Опросы. Опросы «Я и другие люди»

Цель опросника: изучить особенности мотивации здорового образа жизни старших дошкольников, особенности представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровье, знаний об умениях и навыках, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих его по направлениям: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди».

Обратите внимание, что ведущий диагностический метод – индивидуальная беседа с ребенком. Учитывая, что большинство вопросов беседы требует от воспитанника развернутых ответов, обдуманных решений, заложенных в некоторых вопросах проблемных ситуаций, воспроизведения дошкольником своего жизненного опыта, диагностика проводится по разделам! Так, например, один блок вопросов задается ребенку в утренние часы, а второй, если ребенок настроен на беседу, в вечерние. Или же беседа проводится в течение нескольких дней с ребенком.

Раздел 1. «Здоровый человек»

Цель: изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни, особенности знаний детей о здоровье человека.

Вопросы для собеседования:

1. Скажи, пожалуйста, как ты понимаешь выражение «здоровый человек»? Кого мы называем здоровым? У нас есть в группе такие дети?

2. Как, по-твоему, быть здоровым – это хорошо или плохо? Почему?

3. А ты заботишься о своем здоровье? Расскажи, пожалуйста, как ты это делаешь?

4. Какие советы ты мне дашь, чтобы не заболеть?

5. Знаешь ли ты, что такое микробы? А как защититься от них?

6. Как ты думаешь, опасно ли быть неряхой и грязнулей? Что может случиться с ним?

7. Ты считаешь себя здоровым ребенком? Почему ты так думаешь?

8. Кого в вашей семье можно назвать здоровым? Почему ты так считаешь?

9. Делаешь ли ты и твои родители утреннюю зарядку? Гимнастику для глаз? Обливаетесь ли вы водой? Как ты думаешь, это вредно или полезно? Почему?

10. Что такое вредные привычки и есть ли они у тебя? Какие вредные привычки есть в вашей семье?

11. Знаешь ли ты, когда человеку бывает больно? Почему так происходит, как ты думаешь?

Раздел 2. «Человеческий организм»

Цель: изучить особенности знаний детей о человеческом организме.

Вопросы для собеседования:

1. Скажи, пожалуйста, знаешь ли ты, из чего состоит твое тело?

Задание для ребенка с использованием дидактической игры «Собери человека». Предлагается дошкольнику из отдельных составляющих частей тела человека собрать целостную фигуру. По ходу игры воспитатель задает ребенку дополнительные вопросы (Что ты сейчас делаешь? Как называется эта часть человеческого тела? Для чего она нужна человеку? И др.).

2. Расскажи, что у тебя спрятано под кожей?

3. А, как ты думаешь, человек мог бы жить без скелета? Почему?

4. Зачем человеку мышцы?

5. Что произойдет, если сердце человека перестанет работать?

6. Зачем организму человека нужна кровь?

7. Если бы ты перестал дышать, то чтобы с тобой произошло?

8. Для чего человеку нужна пища? Расскажи, что с ней происходит, когда она попадает в рот? (возможно, использовать наглядное средство – схему-таблицу «Внутреннее строение человека»).

9. А где у тебя находится мозг? Зачем он тебе?

10. Скажи, пожалуйста, как ты думаешь, чем человек отличается от животного?

11. А что есть общего у человека, животного, растения? (возможно использовать наглядное средство – три картинки с изображениями человека, животного и растения, например, дерева).

12. А, как ты думаешь, все люди устроены одинаково или каждый по-разному?

Раздел 3. «Безопасный мир»

Цель: изучить особенности мотивации здорового образа жизни старшего дошкольника, особенности знаний о безопасности поведения в окружающей среде.

Вопросы для собеседования
Безопасность в доме Безопасность на улице Безопасность в детском саду
1. Как ты думаешь, для чего придумали правила безопасности на кухне, с бытовыми приборами, дома? А ты соблюдаешь эти правила? 2. Можно ли подходить близко к плите, особенно если на ней варится суп или кипит чайник? Почему? 3. Что ты будешь делать, если почувствуешь запах газа? 4. Где "живет" электрический ток и когда он может быть опасным? 5. Что такое домашняя аптечка и для чего она нужна? Знаешь ли ты где она находится у тебя дома? 6. Если я наберу по телефону номер (01, 02, 03, 04), то куда я попаду? В каких случаях это необходимо? Если ты один дома, а в дверь звонят, что ты будешь делать? Покажи. 1. Если ты повстречаешься с собакой или кошкой на улице, как ты будешь себя вести? А если собака тебя укусит или поцарапает кошка, каким будут твои действия? 2. Как ты думаешь, для чего придумали правила безопасности на дороге? 3. Как ты думаешь, улица – это удобное место для игр? Почему, объясни? 4. Представь, что к тебе на улице подошел незнакомый человек и позвал тебя пойти с ним, как ты себя будешь вести? 5. Умеешь ли ты плавать? Какие правила на воде ты знаешь? 6. А знакомы ли тебе правила грибников и ягодников? Научи меня, как вести себя в лесу, как правильно собирать грибы и ягоды. 7. Представь, что в одном сказочном лесу случился пожар. Помоги зверям спастись от лесного пожара. 1. Представь, мы спускаемся по лестнице, идем на прогулку. Вдруг один ребенок толкает впереди идущего. Что может произойти? 2. Почему в нашей раздевалке нельзя прыгать, бегать и толкаться? 3. Подумай и скажи, что может случиться, если человек будет вести оживленную беседу во время еды, когда пережевывает пищу? 4. Скажи, пожалуйста, а ты умеешь пользоваться ножом и вилкой, когда принимаешь пищу? Чего нельзя при этом делать? 5. У нас в групповой комнате есть канат и кольца. Ты знаешь, как правильно ими пользоваться? Представь, что к нам пришел новый мальчик (или Незнайка), а тебе надо объяснить ему, как пользоваться нашим спортивным уголком. Как ты будешь это делать? 6. Когда тебе нужно будет помыть руки, сможешь ли ты сам правильно открыть водопроводный кран? Пойдем, ты мне покажешь. 7. Как ты думаешь, почему в группе нельзя играть в подвижные игры, находясь рядом с аквариумом?

Раздел 4. «Я и другие люди»

Цель: изучить особенности знаний детей о социально благоприятных (здоровых) взаимоотношениях людей.

Вопросы для собеседования:

1. Скажи, пожалуйста, зачем люди общаются друг с другом? Разговаривают? А что было бы, если бы люди не общались?

2. Представь, что ты встретил своего знакомого с мамой. Кому из них ты скажешь - здравствуй, а кому – здравствуйте. Почему? А когда мы еще говорим эти слова?

3. Если тебе нужно что-то спросить, то, как ты обратишься к другу? А к взрослому? А незнакомому взрослому?

4. Как ты думаешь, твое здоровье зависит от твоего поведения и твоих привычек? Объясни, пожалуйста, почему?

5. Когда у тебя плохое настроение, это вредит твоему здоровью? Почему ты так думаешь? А другим людям это вредит? Проводится игровое упражнение "Хорошее - плохое настроение". Ребенку предлагается разложить карточки с различными эмоциональными состояниями человека на 2 группы и объяснить свои действия.

6. У тебя есть друзья? А для чего они нужны тебе? Как ты думаешь, ты умеешь дружить? Какие «правила дружбы» ты знаешь, назови?

Игровая ситуация «Два сердитых мальчика». Ребенку предлагаются картинки с изображением мальчиков готовых к драке. Задается серия вопросов: как бы ты поступил, чтобы не случилось драки? А если драка все же случится, как это может отразиться на здоровье мальчиков? Что делать, чтобы злость проходила?

7. Ты когда-нибудь болел? Кто помогал тебе выздороветь? Как помогал? А что ты чувствовал при этом, поделись, пожалуйста.

8. Если в твоей семье заболеет кто-нибудь из близких, ты сможешь ему чем-нибудь помочь? Как ты будешь помогать папе, (маме, бабушке, братику и т.д.), расскажи, как будешь ухаживать за больным?

Критерии оценки:

· наличие ответов на вопросы и решений предлагаемых ребенку диагностических игровых и проблемных ситуаций;

· адекватность детских ответов и решений;

· полнота и глубина ответов, здоровьесберегающая эрудированность ребенка;

· перенос имеющихся здоровьесберегающих знаний в решение проблемных и имитационных ситуаций;

· активность дошкольника в ходе беседы, интерес к ее содержанию.

Уровни знаний детей

Превосходный: ребенок уверено владеет здоровьесберегающим содержанием беседы, проявляет активность в общении со взрослым, с интересом отвечает на вопросы и решает проблемные ситуации. На все вопросы по четырем разделам диагностики ребенок дает адекватные, исчерпывающие ответы, проявляя при этом здоровьесберегающую эрудированность и компетентность. Большинство ответов на вопросы позволяют ребенку продемонстрировать использование знаний, умений и навыков в реальной практике, в решении конкретных здоровьесберегающих задач. Ребенок владеет устойчивой мотивацией к здоровому образу жизни. Представления ребенка носят целостный характер.

Высокий: ребенок владеет здоровьесберегающим содержанием беседы, проявляет активность в общении со взрослым, с интересом отвечает на вопросы и решает проблемные ситуации. Практически на все вопросы по четырем направлениям диагностики: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди» дает адекватные, однозначные и исчерпывающие ответы, часто проявляя здоровьесберегающую эрудированность. Некоторые ответы на вопросы позволяют ребенку продемонстрировать использование здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в реальной практике, в решении конкретных здоровьесберегающих задач. Ребенок мотивирован к здоровому образу жизни. Его представления носят целостный характер.

Средний: ребенок отчасти владеет здоровьесберегающим содержанием беседы, какие-то разделы позволяют ему проявляться активнее в общении с воспитателем, в решении проблемных ситуаций. Не на все вопросы по четырем направлениям диагностики: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди» ребенок дает адекватные ответы, допускает ошибки, затрудняется отвечать. Часть ответов все же сопровождается детскими исчерпывающими комментариями, иногда проявляется здоровьесберегающая эрудированность. Это позволяет сделать вывод о здоровьесберегающей избирательности ребенка, о разрозненности его представлений. Некоторые ответы на вопросы позволяют ребенку продемонстрировать использование здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в реальной практике, в решении конкретных здоровьесберегающих задач. Ребенок обладает неустойчивой мотивацией к здоровому образу жизни.

Низкий: ребенок слабо владеет здоровьесберегающим содержанием, какие-то разделы позволяют ему проявляться активнее в общении с воспитателем, в решении проблемных ситуаций, но чаще активность ребенка инициирует педагог, поддерживая его интерес к разговору. На большинство вопросов по направлениям диагностики: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди» ребенок дает не адекватные ответы, допускает множество ошибок, затрудняется отвечать или не отвечает совсем. Некоторые ответы дошкольника все же сопровождаются комментариями, попытками объяснить свою мысль. Развернутость конкретных ответов подчеркивает избирательность ребенка, разрозненность здоровьесберегающих представлений. У ребенка не оформлена здоровьесберегающая компетентность, он не подготовлен к решению конкретных здоровьесберегающих задач. Ребенок обладает неустойчивой мотивацией или не мотивирован к здоровому образу жизни, не задумывается об этом.

Целенаправленное изучение переноса продемонстрированных ребенком здоровьесберегающих знаний в жизненную повседневную практику осуществляется в процессе наблюдения за ребенком в естественных условиях пребывания в детском саду и в специально организованных условиях (например, сюжетно-ролевой игры или проблемной ситуации). Результаты наблюдения позволят педагогу увидеть особенности здоровьесберегающей компетентности своих воспитанников.

Наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста осуществляется в соответствии с критериями :

· применение ребенком здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в жизни и в ходе решения игровых здоровьесберегающих (валеологических) задач;

· актуализация здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в нужной ситуации;

· решение реальных и игровых задач, содействующих сохранению здоровья;

Результаты наблюдения фиксируются воспитателем в протоколе, образец которого уже был представлен (см. диагностику культуры здоровья детей младшего и среднего дошкольного возраста).

Для изучения здоровьесберегающей компетентности детей старшего дошкольного возраста также целесообразно использовать дидактические игры, направленные на решение ребенком задач:

ü здорового образа жизни и безопасного поведения;

ü разумного поведения в непредвиденных ситуациях;

ü оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Описание игр представлено в приложении 3.

Критерии к оценке здоровьесберегающей компетентности старшего дошкольника:

· применение ребенком здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в решении игровой дидактической задачи;

· быстрота актуализации здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в решении игровой дидактической задачи;

· решение игровой задачи, которое содействует сохранению здоровья;

· автономность, самостоятельность решения.

Исходя из них компетентному ребенку присуще самостоятельное применение здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в решении здоровьесберегающих задач. Быстрота актуализации знаний свидетельствует об устойчивости здоровьесберегающей компетентности старшего дошкольника.

Педагогу необходимо организовать опрос родителей своих воспитанников, чтобы определить причины, например, недостаточно глубоких знаний ребенка, его некомпетентности.

Уважаемые родители!

Приглашаем Вас принять участие в опросе, позволяющем изучить культуру здоровья Вашей семьи. Активное участие и Ваша искренность позволят нам эффективнее осуществлять работу по воспитанию культуры здоровья детей, посещающих наш детский сад,

а Вам по оздоровлению ребенка в семье.

Мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми и счастливыми,

были удачливы и успешны!!!

Благодарим Вас за помощь!

1. Делаете ли Вы утреннюю зарядку? Да. Нет. Иногда.

2. Проводите ли закаливающие процедуры? Да. Нет. Иногда.

Какие? (перечислите, пожалуйста)___________________________________

3. Есть ли у Вас вредные привычки? Да. Нет.

4. Знает ли об этом Ваш ребенок (Ваши дети)? Да. Нет. Не знаю.

5. Соблюдаете ли Вы режим дня (сон, питание, прогулка)? Скорее да. Скорее нет. По-разному.

6. Придерживаетесь ли Вы здорового рациона питания? Да. Нет. Не знаю.

7. Как часто Вы бываете на свежем воздухе? Часто. Редко. Как получится, не задумываюсь об этом.

8. Посещаете ли Вы спортзал? Да. Нет. Иногда.

9. Стараетесь ли Вы соблюдать правила безопасного поведения в быту, на улице, транспорте? Всегда. Нет, не стараюсь. Иногда, в зависимости от ситуации.

10. Часто ли Вы болеете? Часто. Не часто. Год на год не приходится (по-разному).

11. Активны ли Вы в профилактике заболеваний (регулярно делаете прививки, флюорографию, профосмотры)? Да. Нет. По настоянию родственников, друзей в периоды эпидемий, по требованию на работе.

12. Есть ли у Вас дома приборы, помогающие сохранить и укрепить здоровье? Да. Нет. Перечислите какие-нибудь_______________________________________________________

13. Знакома ли Вам картина Вашего здоровья, знаете ли вы свои болезни и особенности своего организма? Да. Нет. Отчасти.

14. Посещаете ли Вы в связи с этим соответствующих врачей-специалистов? Да. Нет. Иногда.

15. Что Вы делаете в связи с этим? Принимаю профилактические меры. Ничего не делаю. Принимаю меры, только когда возникают симптомы.

16. Знаете ли Вы картину здоровья своей семьи (наследственные заболевания, предрасположенность к каким-то заболеваниям и др.)? Да. Нет. Отчасти.

17. Считаете ли Вы свою семью здоровой и ведущей здоровый образ жизни? Скорее да. Скорее нет. Не могу ответить на вопрос.

18. Считаете ли Вы себя субъектом (активным участником, творцом) здоровой жизни? Да. Нет.

19. А есть ли у Вас в семье такие люди?

Кто это?____________________________________________________

Анкета самооценки образа жизни педагога (адаптированный вариант анкеты В.П. Петленко, Д.Н. Давиденко)

Цель анкеты: самооценка педагогом образа жизни с точки зрения здоровья.

Уважаемые воспитатели!

Приглашаем Вас принять участие в самооценке образа жизни. Результаты этого небольшого, но очень важного самоисследования помогут Вам определиться в сфере отношения к собственному здоровью, и, может быть переломить его в лучшую сторону.

Выберите наиболее подходящий Вам вариант ответа на вопрос и обозначьте его любым способом.

Вопросы анкеты:

Если утром Вам надо встать пораньше, Вы:

1. Заводите будильник (30); 2. Доверяете внутреннему голосу (20); 3. Полагаетесь на случай (0).

Проснувшись утром, Вы:

1. Сразу вскакиваете с постели и принимаетесь за дело (10); 2. Встаете не спеша, делаете легкую гимнастику и только потом начинаете собираться на работу (30); 3. Увидев, что у Вас в запасе еще несколько минут, продолжаете нежиться под одеялом (0).

Анкета для дошкольников

1. Как твое имя, отчество, фамилия?

Например: Меня зовут Ольга Сергеевна Серова.

2. Сколько тебе лет? Назови дату своего рождения.

3. Как зовут твоих родителей и других членов семьи?

Например: Моего папу зовут Денис Сергеевич. Мою маму зовут Екатерина Николаевна. Мою сестру (брата) зовут Аня (Петя).

4. Где и кем работают твои родители?

Например: Мой папа работает в ресторане. Он повар. Моя мама работает в фирме. Она бухгалтер.

5. Есть ли у тебя брат или сестра? Сколько им лет? Как их зовут?

Например: У меня есть брат. Его зовут Петя. Ему 12 лет.

6. Как называется страна, в которой ты живешь, и её столица?

Например: Я живу в России. Столица России это Москва.

7. Назови свой адрес, город(село), где ты живешь. Твой номер телефона?

Например: Я живу в городе..., улица..., дом номер..., квартира номер... Мой номер телефона 00-00-00.

8. Какие ещё страны ты знаешь? Что ты знаешь об их жителях?

Например: Я знаю страны- Англия. В Англии есть часы Биг Бэн; Япония. В Японии любят кушать рис.; Австралия. В Австралии живут кенгуру.

9. Назови не менее пяти профессий. Какую пользу они приносят людям?

Например: Я знаю профессию повар, он вкусно готовит и кормит взрослых и детей в кафе и в ресторане. Водитель такси возит людей по городу. Врач лечит больных. Строитель строит дома. Пожарный тушит пожар. и т.д.

10. Какие виды спорта ты знаешь?

Например: Я знаю футбол, хоккей, бокс, баскетбол, плавание, теннис.

11. Какие качества в людях тебе нравятся?

Например: Мне нравится, когда человек добрый, отзывчивый, веселый, честный, смелый и т.д.

12. Для чего надо учиться?

Я считаю учиться надо для того, чтобы научиться читать, писать, считать. Нужно учиться, чтобы получить хорошие знания.

13. Как правильно переходить дорогу?

Переходить дорогу можно только по пешеходному переходу и по зеленому сигналу светофора.

14. Каких знаменитых людей твоей страны ты знаешь?

15. Какие национальные блюда твоей страны ты знаешь?

16. Нравится ли тебе учится?

Например: Да мне нравится учиться.

17. Хочешь ли ты учиться в школе? Почему?

Например: Да я хочу учиться в школе, потому, что я хочу научиться писать, читать и считать. А ещё я хочу узнать много нового и найти новых друзей.

18. Какие времена года ты знаешь?

Я знаю времена года лето, осень, зима и весна.

19. Какие зимние, весенние, летние и осенние месяцы ты знаешь?

Зимние месяцы - это декабрь, январь, февраль. Весенние месяцы- это март, апрель, май. Летние месяцы- это июнь, июль, август. Осенние месяцы- это сентябрь, октябрь, ноябрь.

20. Какие особенности каждого времени года?

Например: Осенью дни становятся короче и холоднее. Перелетные птицы улетают в теплые края, а деревья сбрасывают листву. Зимой идёт снег, многие животные впадают в зимнюю спячку. Весной природа начинает пробуждение после зимней спячки, начинается период роста и цветения растений. Летом дни солнечные и теплые. Созревает много фруктов и ягод.

21. Назови дни недели по порядку.

Понедельник, Вторник, Среда, Четверг, Пятница, Суббота, Воскресенье.

22. Назови по три вида фруктов, овощей, ягод

Например: Фрукты- яблоко, груша, персик. Овощи- огурец, помидор, баклажан. Ягоды- малина. смородина, клубника.

23. Назови несколько видов деревьев. Какие хвойные деревья ты знаешь? В чем их особенность?

Например: Я знаю березу, дуб, сосну, тополь. Хвойные деревья- сосна, ель, кедр. Вместо листьев у хвойных растений длинные тонкие иголки. Хвойные деревья зеленые круглый год.

24. Какие части растений ты знаешь?

Части растения- стебель, корень, лист, цветок, плод.

25. Назови не менее трех видов насекомых, рыб, птиц.

Например: Насекомые- муха, кузнечик, бабочка. Рыбы- сазан, сом, акула. Птицы- голубь, ворона, орел.

26. Назови хищных зверей, птиц, рыб.

Например: Хищные звери- это тигр, лев, волк, медведь. Хищные птицы- это орел, сокол, сова, чайка. Хищные рыбы- акула, касатка, щука,

27. Каких перелетных и зимующих птиц ты знаешь?

Например: Перелетные птицы- это журавли, утки, чайки, ласточки. Зимующие птицы- это воробьи, вороны, синицы, дятлы.

28. Каких домашних животных ты знаешь? Какую пользу они приносят людям?

Например: Я знаю домашних животных - корова, коза, собака, кошка, овца. Корова, коза, овца дает молоко. Из молока делают творог, сметану, масло. Собака сторожит наш дом. Кошка ловит мышей.

29. Какие культурные растения ты знаешь? Какую пользу они приносят людям?

Например: Культурные растения это растения, которые выращивает человек. Это- подсолнух, Арбуз, Огурцы, Укроп, Розы, Чай, Хлопок, Виноград. Польза от культурных растений- мы можем потреблять их в пищу.

30.Чем отличаются деревья от кустарников?

Основное отличие деревьев от кустарников в том, что деревья отличаются от кустарников высотой, деревья намного выше, чем кустарники. У кустарника ствол начинает ветвиться прямо у самой земли, а у дерева ствол выпрямляется и растет до определенной высоты, откуда и начинается его ветвление.

31. Как называются плоды дуба, яблони, ели?

Плод дуба-это желудь, плод яблони- это яблоко, плод ели -это шишка.

32. Чем отличается город от деревни?

Например: Численность населения в городе больше чем в деревне.

33. Кто дает нам яйца, шерсть, молоко, мед?

Яйца нам дают курочки. Шерсть нам дают овцы. Молоко нам дают коровы, козы. мед нам дают пчелы.

34. Какие цветы ты знаешь? Какие из них дикорастущие?

Например: Я знаю цветы- розы, колокольчики, одуванчики, лилии, тюльпаны. Дикорастущие из них это- колокольчик, одуванчик.

35. Почему улетают перелетные птицы?

Например: Перелетные птицы улетают зимовать в теплые страны потому что зимой им нечего есть, зимой нельзя найти насекомых.

36. Какие рыбы обитают в море?

Например: Я знаю морских рыб- камбала, лосось, тунец, сельдь.

37. Каких насекомых, рыб, зверей надо остерегаться?

Например: Надо остерегаться насекомых- ядовитые пауки и скорпионы, клещ и малярийный комар переносят заболевания. Надо остерегаться рыб - акула, пираньи, мурены, барракуды. Надо остерегаться звери - медведи, волки, тигры, львы, змеи, крокодилы.

38. Как зимуют волк, медведь, лиса, заяц, ёж?

Например: Зимой волки объединяются в крупные стаи и проводят зиму в постоянных походах в поисках пищи. Медведь на зиму забирается в берлогу и впадает в спячку. У лисы зимой шкурка меняется на теплую, охотится за зайцами, полевыми мышами и куропатками. Зайцы зимой одевают белую шубку ест мелкие ветки и кору с деревьев. Ёжики зимой впадают в спячку, в это время ежи ничего не едят, а живут за счет накопленного с осени подкожного жира.

39. Какие планеты солнечной системы ты знаешь?

Я знаю Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.

40. Вокруг чего эти планеты вращаются?

Планеты вращаются вокруг Солнца.

41. Что дает нам Солнце?

Солнце дает нам тепло и свет. Оно поддерживает жизнь на нашей планете.

42. Расскажи, как надо вести себя на природе.

Например: Нельзя оставлять костер после себя не потушенным. Нельзя оставляйте после себя мусор. Лучше всего на прогулку в лесу надеть спортивную форму, кроссовки и головной убор. Нельзя оставлять шею, руки, ноги открытыми – есть большой риск быть покусанными разными насекомыми, змеями, также велика опасность заражения клещевым энцефалитом. Во время сбора грибов или ягод собирать только те, которые нам очень хорошо известны. Незнакомые грибы и ягоды нельзя трогать – это может привести к тяжелому отравлению или смерти. Нельзя купаться в незнакомых местах. Можно заразиться опасными микробами.

43. Что такое Красная книга?

Красная книга это книга в которой список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений. Красный цвет книги означает запрещающий цвет, это сигнал тревоги и опасности, это сигнал SOS, который нам подают животные и растения, которым сейчас угрожает большая опасность просто исчезнуть с лица Земли.

44. Зачем люди ходят в школу?

Например: В школу дети ходят для того, чтобы узнать много нового, интересного и полезного. В школе научат читать, считать и писать. В школе можно найти новых друзей. В школе можно познакомиться с новыми предметами и получить новые знания, которые пригодятся в будущем, когда дети станут старше.

Обратите Ваше внимание на то, что лучше всего если Ваш ребенок будет отвечать на заданный вопрос полностью. Чаще задавайте ему вопрос, почему ты так думаешь. Важно, чтобы Ваш ребенок научился сравнивать, обобщать, сопоставлять. Он должен не просто воспринимать действительность, а делать определенные выводы, размышлять.

Больше читайте с ребенком вместе, информацию из детской литературы – будь то сказки или просто стихи – дети воспринимают намного легче и глубже.

Социометрическое исследование в группе дошкольников проводится в игровой форме. Детям предлагается по секрету дарить друг другу подарки. Учитывая особенности возраста, когда у детей еще развиты недостаточно, и удерживать информацию в секрете пока может не каждый ребенок, воспитатель организует с ними в процессе игры коллективную деятельность: чтение, рисование или прослушивание музыки.

Социометрический опрос проводит исследователь, который мало знаком с коллективом детей. Не рекомендуется эту процедуру проводить педагогу группы, т.к. дети могут при распределении подарков ориентироваться не на свое желание, а на мнение воспитателя группы. У исследователя на столе заранее подготовлена таблица, включающая детей. предполагает выбор детьми трех сверстников, которым бы он подарил по одному подарку. В таблице отмечаются цифрами 1, 2 и 3 сделанные выборы. В качестве подарков дети могут подарить открытки, красочные иллюстрации, наклейки или переводные картинки

Дошкольники болезненно реагируют, если остаются без подарков. Поэтому перед началом игры детям дается инструкция, что они должны подарить трем своим друзьям по одной картинке, но и им тоже кто-нибудь положит подарок в шкафчик. Исследователь запасается дополнительными карточками на тот случай, если кого-то из группы дети оставят без подарка. Социометрический опрос включает в себя ряд вопросов:

По результатам проведенного исследования педагог и психолог составляют план коррекционной работы с детьми, которые оказались в статусе отверженных. Результаты игры «Секрет» могут также косвенно указывать и на стиль взаимоотношений воспитателя с детьми. Так, если в группе много лидеров и отверженных, можно считать стиль педагога - авторитарным, а если наблюдается равномерное распределение детей по статусным группам - демократическим.

Социометрическое исследование может быть дополнено наблюдениями за детей, диагностическими беседами с детьми о дружбе.

Опросник для детей старшего дошкольного возраста

Цель опросника: изучить особенности мотивации здорового образа жизни старших дошкольников, особенности представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровье, знаний об умениях и навыках, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих его по направлениям: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди».

Обратите внимание, что ведущий диагностический метод – индивидуальная беседа с ребенком. Учитывая, что большинство вопросов беседы требует от воспитанника развернутых ответов, обдуманных решений, заложенных в некоторых вопросах проблемных ситуаций, воспроизведение дошкольником своего жизненного опыта, диагностика проводятся по разделам. Так, например, один блок вопрос задается ребенку в утренние часы, а второй, если ребенок настроен нескольких дней с ребенком.

«Здоровый человек»

Цель: изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни, особенности знаний детей о здоровье человека.

Вопросы для собеседования:

1. Скажи, пожалуйста, как ты понимаешь выражение «здоровый человек»? Кого мы называем здоровым? У нас есть в группе такие дети?

2. Как по - твоему, быть здоровым – это хорошо или плохо? Почему?

3. А ты заботишься о своем здоровье? Расскажи, пожалуйста, как ты это делаешь?

4. Какие советы ты мне дашь, чтобы не заболеть?

5. Знаешь ли ты, что такое микробы? А как защищаться от них?

6. Как ты думаешь, опасно ли быть неряхой и грязнулей? Что может случиться с таким ребенком?


7. Ты считаешь себя здоровым ребенком? Почему ты так думаешь?

8. кого в вашей семье можно назвать здоровым? Почему ты так думаешь?

9. Делаешь ли ты и твои родители утреннюю зарядку? Гимнастику для глаз? Обливаетесь ли вы водой? Как ты думаешь, это вредно или полезно? Почему?

10. Что такое вредные привычки и есть ли они у тебя? Какие вредные привычки есть в вашей семье?

11. Знаешь ли ты, когда человеку бывает больно? Почему так происходит, как ты думаешь?

«Человеческий организм»

Цель: изучить особенности знаний детей о человеческом организме.

Вопросы для собеседования:

1. Скажи, пожалуйста, знаешь ли ты, из чего состоит твое тело?

Задание для ребенка с использованием дидактической игры «Собери человека». Предлагается дошкольнику из отдельных составляющих частей тел человека собрать целостную фигуру. По ходу игры воспитатель задает ребенку дополнительные вопросы (Что ты сейчас делаешь? Как называется эта часть человеческого тела? Для чего она нужна человеку? и др.).

2. Расскажи, что у тебя спрятано под кожей?

3. А как ты думаешь, человек мог бы жить без скелета? Почему?

4. Зачем человеку мышцы?

5. Что произойдет, если сердце человека перестанет работать?

6. Зачем организму человека нужна кровь?

7. Если бы ты перестал дышать, то чтобы с тобой произошло?

8. Для чего человеку нужна пища? Расскажи, что с ней происходит, когда попадает в рот? (можно использовать наглядное средство – схему – таблицу «Внутреннее строение человека»).

9. А где у тебя находится мозг? Зачем он тебе?

10. Скажи, пожалуйста, как ты думаешь, чем человек отличается от животного?

11. А что есть общего у человека, животного, растения? (желательно использовать наглядное средство – три картинки с изображениями человека, животного и растения, например, дерева).

12. А как ты думаешь, все люди устроены одинаково или каждый по - разному?

«Безопасный мир»

Цель: изучить особенности мотивации здорового образа жизни старшего дошкольника, особенности знаний о безопасности поведения в окружающей среде.

Вопросы для собеседования

Безопасность в доме

Безопасность на улице

Безопасность в детском саду

1. Как ты думаешь, для чего придумали правила безопасности на кухне, с бытовыми приборами, дома? А ты соблюдаешь эти правила?

2. Можно ли подходить близко к плите, особенно если на ней варится суп или кипит чайник? Почему?

3. Что ты будешь делать, если почувствуешь запах газа?

4. Где «живет» электрический ток и когда он может быть опасным?

5. Что такое домашняя аптечка и для чего она нужна? Знаешь ли ты, где она находится у тебя дома?

6. Если я наберу по телефону номер (01, 02,03,04,), то куда я попаду? В каких случаях это необходимо?

7. Если ты один дома, а в дверь звонят, что ты будешь делать? Покажи.

1. Если ты повстречаешься с собакой или кошкой на улице, как ты будешь себя вести? А если собака тебя укусит или поцарапает кошка, каким будут твои действия?

2. Как ты думаешь. Для чего придумали правила безопасности на дороге?

3. Как ты думаешь, улица – это удобное место для игр? Объясни почему?

4. Представь, что к тебе на улице подошел незнакомый человек и позвал тебя пойти с ним, как ты себя будешь вести?

5. Умеешь ли ты плавать? Какие правила на воде ты знаешь?

6. А знакомы ли тебе правила грибников и ягодников? Научи меня, как вести себя в лесу, как правильно собирать грибы и ягоды.

7. Представь, что в одном сказочном лесу случился пожар. Помоги зверям спастись от лесного пожара.

1. Представь, мы спускаемся по лестнице, идем на прогулку. Вдруг один ребенок толкает впереди идущего. Что может произойти?

2. Почему в нашей раздевалке нельзя прыгать, толкаться?

3. Подумай и скажи, что может случиться, если человек будет вести оживленную беседу во время еды, когда пережевывает пищу?

4. Скажи, пожалуйста, а ты умеешь пользоваться ножом и вилкой, когда принимаешь пищу? Чего нельзя при этом делать?

5. У нас в групповой комнате есть канат и кольца. Ты знаешь, как правильно ими пользоваться? Представь, что к нам пришел новый мальчик (или Незнайка), а тебе надо объяснить ему, как пользоваться нашим спортивным уголком. Как ты будешь это делать?

6. Когда тебе нужно будет помыть руки, сможешь ли ты сам открыть водопроводный кран? Пойдем, ты мне покажешь.

7. Как ты думаешь, почему в группе нельзя играть в подвижные игры, находясь рядом с аквариумом?

«Я и другие люди»


Цель: изучить особенности знаний детей о социальной благоприятных (здоровых) взаимоотношениях людей.

Вопросы для собеседования:

1. Скажи. Пожалуйста, зачем люди общаются друг с другом?

Разговаривают? А что было бы, если бы люди не общались?

2. Представь, что ты встретил своего знакомого с мамой. Кому из них ты скажешь – здравствуй, а кому - здравствуйте. Почему? А когда мы еще говорим эти слова?

3. Если тебе нужно что – то спросить. То как обратишься к другу? А к взрослому? А незнакомому взрослому?

4. как ты думаешь, твое здоровье зависит от твоего поведения и твоих привычек? Объясни, пожалуйста, почему?

5. Когда у тебя плохое настроение, это вредит твоему здоровью? Почему ты так думаешь? А другим людям это вредит? Проводится игровое упражнение «Хорошее – плохое настроение». Ребенку предлагается разложить карточки с обозначением различных эмоциональных состояний человека на 2 группы и объяснить свои действия.

6. У тебя есть друзья? А для чего они нужны тебе? Как ты думаешь, ты умеешь дружить? Какие «правила дружбы» ты знаешь? – назови.

Игровая ситуация «Два сердитых мальчика». Ребенку предлагаются картинки с изображением мальчиков, готовых к драке. Задается серия вопросов: как бы ты поступил, чтобы не случилось драки? А если драка все же случится, как это может отразиться на здоровье мальчиков? Что делать, чтобы злость проходила?

7. Ты когда – нибудь болел? Кто помогал тебе выздороветь? Как помогал? А что ты чувствовал при этом, поделись, пожалуйста.

8. Если в твоей семье заболеет кто – нибудь из близких, ты сможешь ему чем – нибудь помочь? Как ты будешь помогать папе (маме, бабушке, братику и т. д.), расскажи, как будешь ухаживать за больным?

Критерии оценки:

Øналичие ответов на вопросы и решений предлагаемых ребенку диагностических игровых и проблемных ситуаций;

Øадекватность детских ответов решений;

Øполнота и глубина ответов, валеологическая эрудированность ребенка;

Øперенос имеющихся валеологических знаний и в решение проблемных и имитационных ситуаций;

Øактивность дошкольника в ходе беседы, интерес к ее содержанию.

Уровни знаний детей

Превосходный: ребенок уверенно владеет валеологическим содержанием беседы, проявляет активность в общении со взрослым, с интересом отвечает на вопросы и решает проблемные ситуации. На все вопросы по четырем разделам диагностики ребенок дает адекватные, исчерпывающие ответы, проявляя при этом валеологическую эрудированность и компетентность. Большинство ответов на вопросы позволяют ребенку продемонстрировать использование валеологических знаний, умений и навыков в реальной практике, в решении конкретных валеологических задач. Ребенок владеет усточивой мотивацией к здоровому образу жизни. Его представления, в общем, носят целостный характер.

Высокий: ребенок владеет валеологическим содержанием беседы, проявляет активность в общении со взрослым, с интересом отвечает на вопросы и решает проблемные ситуации. Практически на все вопросы по четырем направлениям диагностики: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди» дает адекватные, однозначные и исчерпывающие ответы, часто проявляя валеологическую эрудированность. Некоторые ответы на вопросы ребенку позволяют продемонстрировать использованием валеологических знаний, умений и навыков в реальной практике, в решении конкретных валеологических задач. Ребенок мативирован к здоровому образу жизни. Его представления в общем носят целостный характер.


Средний: ребенок от части владеет валеологическим содержанием беседы, какие – то разделы позволяют ему проявляться активнее в общении с воспитателем, в решении проблемных ситуаций. Не на все вопросы по четырем направлениям диагностики: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди» ребенок дает адекватные ответы, допускает ошибки, затрудняется отвечать. Часть ответов все же сопровождается детскими исчерпывающими комментариями, иногда проявляется валеологическая эрудированность. Это позволяет сделать вывод о валеологической избирательности ребенка, о разрозненности его представлений. Некоторые ответы на вопросы позволяют ребенку продемонстрировать использование валеологических знаний, умений и навыков в реальной практике, в решении конкретных валеологических задач. Ребенок обладает неустойчивой мотивацией к здоровому образу жизни.

Низкий: ребенок слабо владеет валеологическим содержанием беседы, какие – то разделы позволяют ему проявлятся активнее в общении с воспитателем, в решении проблемных ситуаций, но чаще активность ребенка инициирует педагог, поддерживая его интерес к разговору. На большинство вопросов по направлениям диагностики: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди» ребенок дает неадекватные ответы, допускает множество ошибок, затрудняется отвечать или не отвечать совсем. Некоторые ответы дошкольника все же сопровождаются комментариями, попытками объяснить свою мысль. Развернутость конкретных ответов подчеркивает избирательность ребенка, разрозненность валеологических задач. Ребенок обладает неустойчивой мотивацией или не мотивирован к здоровому образу жизни. Не задумывается об этом.

Целенаправленное изучение переноса продемонстрированных ребенком валеологических знаний в жизненную повседневную практику осуществляется в процессе наблюдения за ребенком в естественных условиях пребывания в детском саду и в специально организованных условиях (например, в ситуации сюжетно – ролевой игры или проблемной ситуации). Результаты наблюдений позволят педагогу увидеть особенности валеологической компетентности своих воспитанников.

Наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста осуществляется в соответствии с критериями:

Øприменением ребенка валеологических знаний, умений и навыков в жизни и в ходе решения игровых валеологических задач;

Øбыстрота актуализации валеологических знаний, умений и навыков в нужной ситуации;

Øрешение реальных и игровых задач, содействующих сохранению здоровья;

Результаты наблюдения фиксируются воспитателем в протоколе, образец которого уже был представлен (см. диагностику валеологической культуры младших дошкольников).

Для изучения валеологической компетентности детей старшего дошкольного возраста также целесообразно использовать дидактические игры, направленные на решение ребенком задач:

Øздорового образа жизни и безопасного поведения;

Øразумного поведения в непредвиденных ситуациях;

Øоказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Критерии оценки валеологической компетентности старшего дошкольника:

Øприменение ребенком валеологических знаний, умений и навыков в решении игровой дидактической задачи;

Øбыстрота актуализации валеологических знаний, умений и навыков в решении игровой дидактической задачи;

Øрешение игровой задачи, которое содействует сохранению здоровья;

Øавтономность, самостоятельность решения.

Ирина Назарова
Результаты анкетирования родителей по познавательному развитию дошкольников

Результаты анкетирования родителей на тему :

«Познавательное развитие детей дошкольного возраста »

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Дошкольный возраст – это время фантазёров, неиссякаемых вопросов, разнообразия игровых замыслов. Познавательная активность детей очень высока : каждый ответ взрослого рождает новые вопросы. Чрезвычайно важно в этом возрасте поддерживать стремление детей получать новую информацию об окружающем мире.

Целью данной анкеты было выявление роли семьи в познавательном развитии детей . В анкетировании приняло участие 120 родителей .

1. В чём проявляется познавательная активность Вашего ребёнка?

просмотр телепередач - 37 человек - 31%

чтение детской энциклопедии – 41 человек – 34%

рассказы взрослых – 42 человека – 35%

2. Как Вы поддерживаете познавательный интерес Вашего ребёнка?

проявляю заинтересованность – 26 человек – 22%

оказываю эмоциональную поддержку, одобряю – 35 человек – 29%

сотрудничаю, объясняю – 59 человек – 49%

3. Чем удивляет Вас Ваш ребёнок?

любознательностью – 78 человек – 65%

настойчивостью – 42 человека – 35%

пассивностью - 0

4. Бывает ли так, что начатая в детском саду познавательная деятельность продолжается дома?

часто – 72 человека – 60%

редко – 48 человек – 40%

никогда - 0

5. Можете ли Вы назвать интересы Вашего ребёнка постоянными?

да – 67 человек – 56%

нет – 53 человека – 44%

6. Насколько эмоционально относится ребёнок к интересному для него занятию?

спокойно – 4 человека – 3%

увлечённо – 61 человек – 51%

радостно – 55 человек – 46%

7. Что делается в семье для развития интересов ребёнка ?

чтение познавательной литературы , энциклопедий;

совместные занятия творческой деятельностью;

просмотр телепередач;

посещение театра, выставок, кружков, спортивных секций;

совместные прогулки;

8. Часто ли ребёнок задаёт вопросы?

да – 114 человек – 95%

иногда – 6 человек – 5 %

9. Как Вы оцениваете уровень познавательной активности Вашего ребёнка?

высокий – 63 человека -53%

средний – 57 человек – 47%

низкий – 0

10. Удовлетворены ли Вы качеством образовательных услуг по познавательному развитию , оказываемых в ДОУ?

да117 человек – 98%

частично – 3 человека – 2 %

11. Какая помощь Вам требуется по вопросам формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста ?

просмотр групповых открытых занятий;

какие развивающие задания можно выполнять с ребёнком в домашней обстановке;

помощь по подготовке к обучению в школе.

Вывод : Уровень познавательной активности у детей высокий. Дети часто задают вопросы, проявляя любознательность и настойчивость. Для поддержания и развития интересов ребёнка в семье ведётся разносторонняя работа : чтение книг, просмотр телепередач, совместные развивающие игры . Родители заинтересованы в развитии познавательных интересов своих детей. Это проявляется в сотрудничестве, одобрении, поддержке интересов ребёнка.

Публикации по теме:

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей (законных представителей) по степени удовлетворенности качеством образовательных.

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4» Левокумского муниципального района Ставропольского края.

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей. На 2. 09.2015 г. по результатам анкетирования: Отлично – 76.3% Хорошо – 16.1%.

Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей. Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей МБДОУ №104 старшая группа "Почемучки" на февраль 2016г. Воспитатель: Олимова.

Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей МБДОУ Зыковский детский сад «Оценка роли воспитателя в развитии ребенка»..

Анализ анкетирования родителей о двигательной активности детей Анализ анкеты о двигательной активности детей 1. Как Вы оцениваете двигательную активность своего ребенка? Малоподвижный – 0 % Норма – 52%.