Конспект занятия по рисованию дымковская барышня. Конспект НОД по декоративному рисованию «Дымковская барыня» в группе старшего возраста Нод рисование дымковская барышня крестьянка подготовительной группе

МБДОУ дет /сад «Золотой ключик» п. Ванино, Хабаровского края.

Конспект НОД в старшей группе на тему

«Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи»

2016 г.

Конспект НОД в старшей группе на тему «Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи»

«Дымковская Барышня»»

Приоритетная область: «Художественно-эстетическое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие », «Физическое развитие».

Цель: продолжать формировать представление о Дымковской росписи посредством рисования.
Задачи: Образовательные:

учить приемам рисования плавных линий при работе с кистью и умению рисовать кончиком кисти;

закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, дуги, волнистые линии).

Развивающие:

развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;

обогащать словарь детей: Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись;

развивать активную речь (речь-доказательство, речь – аргументация) детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек, в поиске идентичных элементов;

развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности;

развивать умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, а также технику прорисовки овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки;

развивать чувство симметрии, ритма, мелкую моторику рук, потребность в двигательной активности.
Воспитательные:

воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к занятию.

воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи,

формировать умение договариваться, помогать друг другу.

ПУДД:

умение внимательно слушать; умение доводить начатое до конца.

Материал: узоры дымковской росписи, шаблон дымковской барыни, выставка игрушек, стаканчики с водой (по количеству детей), салфетки, кисточки, ватные палочки, краски, гуашь, карандаши, восковые мелки (по выбору детей).

Предварительная работа: беседы о народных промыслах, просмотр презентации о народных промыслах, чтение стихотворений и загадок о дымковском промысле, рассматривание дымковских игрушек и картинок с их изображением.

Ход НОД

Воспитатель: Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое на строение у вас сохранилось до самого вечера. Для этого мы должны чаще улыбаться, не обижать и не обижаться. На занятии слушайте внимательно, работайте старательно и у вас все получится замечательно. А я вам буду помогать.

Воспитатель: Сегодня мы с вами побываем на выставке игрушек народных мастеров.

(Дети проходят к выставке дымковских игрушек)

Посмотрите как здесь красиво. А как много игрушек? Давайте их рассмотрим. Какие они яркие, красивые и очень разные, но что-то у них общее. Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: правильно ребята.

Все игрушки не простые, А волшебно расписные. Белоснежны как берёзки, Кружочки, клеточки, полоски. Простой, казалось бы, узор, Но отвести не в силах взор.

Воспитатель: Сейчас послушайте легенду:
Далеко-далеко за дремучими лесами за длинными полями на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди затапливали печи. И из труб домов висел голубой дымок.
Дымов в селе было много. Вот и прозвали село Дымково. Жили в том селе веселые и озорные люди. Любили они лепить веселые, яркие, простые игрушки, свистульки. Много их наделают на долгую зиму. Кода веселое солнышко убежит с полей, веселые люди выносили свои веселые игрушки и свистят весну, прогоняют зиму. Веселые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А поэтому из села игрушки стали называть …
Воспитатель: Ребята подумайте и скажите, как называются эти игрушки?
Дети: Дымковские.

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами будем расписывать платье барышни с Дымково, но сначала давайте вспомним, какого цвета дымковские игрушки?
Дети: Всегда белые.
Воспитатель: Какие узоры наносят на игрушки?
Дети: Прямые линии, волнистые, точка, круг.
Воспитатель: А какого цвета узоры дымковских игрушек?
Дети: Синие, желтые, красные, черные.
Воспитатель: Какими приемами выполняются узоры?
Дети: Примакиванием, плашмя по ворсу.
Воспитатель: Проходите, садитесь за столы. Сейчас я вам расскажу, как мы должны украшать платье барышни села Дымково.
Воспитатель: Но сначала давайте вспомним, как правильно нужно держать кисть при работе.
Дети: Кисть находится между большим и средним пальцами, указательный придерживает сверху.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите, как держу кисть я. Вы должны держать кисть точно так же.
Воспитатель: Итак, берем шаблон. Если хотите украсить платье точками, кисть держим вертикально, если хотите украсить полосками, кисть нужно держать наклонно, вести по ворсу слева направо. Самостоятельно выберите узоры, цвет. Сядьте удобно. Начнем украшать платье. (В ходе занятия воспитатель подходит, оказывает помощь).

Физминутка:
Птичка, птичка прилетела
И на дерево присела.
Крылышками машет.
И тихонько пляшет.

Воспитатель: А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, а потом посмотрим рисунки.

Рефлексия: Воспитатель: Ребята что мы сегодня делали на занятии?
Что вам понравилось?
Вам понравилось, как вы нарисовали?
Что нового вы узнали?
Молодцы, все старались создать новые красивые дымковские узоры. А на следующем занятии мы с вами превратимся в мастеров другого народного промысла.

Занятие окончено.

Приложение:

Роспись дымковской игрушки


Шаблоны для росписи (дымковская барышня):




Программное содержание:

  1. Познакомить детей с дымковской игрушкой, учить видеть ее красоту и самобытность. Закрепить знание о промысле.
  2. Учить лепить фигуру барышни, передавать форму частей, плотно их соединять. Передавать характерные признаки дымковской игрушки (кокошник, оборки и прочее) .
  3. Воспитывать интерес к народной глиняной игрушке.
  4. Продолжать учить детей круговыми движениями ладоней раскатывать пластилин в шар.
  5. Закреплять умение скатывать «колбаску» и расплющивать его кончиками пальцев, по краю наносить «узор» с помощью пальчика; украшать изделие.
  6. Развивать эстетическое восприятие от аккуратно выполненной работы. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  7. Развивать и активизировать разговорную речь детей; развивать умение отвечать на вопросы.

Направление: Художественно-эстетическое развитие.

Методы и приемы:

  • Наглядные: дымковская барышня, иллюстрации с изображением дымковской игрушки, показ приемов лепки.
  • Словесные: беседа, ситуативный разговор, уточнение приёмов выполнения, вопросы к детям, поощрения.
  • Практические: подбор материала для лепки, лепка игрушки.
  • Игровые: пальчиковая игра, физминутка.

Материал: дымковские барышни, иллюстрации с изображением дымковской барышни, пластилин, отрезанная верхняя часть от пластиковой бутылки, доска, салфетки.

Предварительная работа:

Познакомить детей с дымковской игрушкой. Рассмотреть варианты выполнения дымковских барышень (одежду, украшения, головные уборы, оборка и т. п.) , рассматривание иллюстраций в детских книгах, художественных открыток, альбомов с изображением дымковской игрушки. Чтение потешек.

Ход занятия:

Дети заходят в группу.

Ребята, я приглашаю вас сегодня на выставку. Пойдем?

(Да, пойдем)

На мольберте висят иллюстрации дымковских барышень, на полочке стоят фигурки дымковской игрушки, вылепленной из глины.

  • Посмотри, как хороша

Эта девица-душа

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

Ребята, о ком это стихотворение?

(О дымковской игрушке)

Посмотрите, какие красавицы! А все ли барышни одинаковые?

(Нет. Одна с зонтиком, другая с ведрами, а эта с детьми)

Воспитатель предлагает рассмотреть Дымковскую барышню

Как она одета?

(Красивая юбка, на голове шляпа)

Это богатая барышня.

Что можно рассказать об этой игрушке?

(У нее на руках малыш, на голове шапочка.)

Это кормилица. Она кормит и нянчит малыша.

Игрушки лепили для детей, старались их развеселить, поэтому и лепили такие забавные игрушки..

Посмотрите, что у меня есть (показываю пластиковую заготовку) . На что она похожа?

(На юбку дымковской барышни)

Я предлагаю вам изготовить дымковскую барышню. Согласны?

Присаживайтесь за столы. Перед вами на подносах лежит заготовка юбки и кусочки пластилина разного размера и цвета. Нам нужно будет вылепить голову и руки барышне. Сначала мы слепим голову. Какой кусок пластилина возьмем?

(Самый большой)

Голова, какой формы?

(Круглой, шар)

Как будем ее лепить? Какими движениями?

(Дети показывают, круговые движения)

Теперь нам надо прикрепить голову к туловищу.

Воспитатель показывает, как прикрепить заготовку, напоминает приемы примазывания.

Голова готова. Теперь будем лепить руки. Сколько рук у барышни?

(Две)

А кусок пластилина один. Что надо сделать?

(Разделить пополам, на две части)

Как мы будем лепить руки? Какой они формы? На что похожи?

(руки похожи на «колбаски» , показывают раскатывание пластилина прямыми движениями рук)

Что теперь нужно сделать?

(Прикрепить руки к туловищу)

Посмотрите, у нас получилась куколка. Но чего-то не хватает. Как выдумаете, чего не хватает?

(Головного убора: корона, шляпка, глаза, ротик)

Конечно. Сделаем куколке лицо, шляпку, фартучек, воротничек.

- А теперь, вы слепите своих барышень. Но сначала, мы разомнем пальчики, чтобы они лепили, не ленились:

Есть у нас игрушки: (Хлопки)
Пластмассовые погремушки, (Встряхивают кулачки)
Мишка мягкий меховой, (Сжимают и разжимают пальцы)
Мяч резиновый цветной, (Делают шар из пальцев)
Шарик легкий надувной, (Руки сложить в круг перед собой)
Я люблю играть с тобой. (Хлопают в ладоши)

Дети приступают к работе. Воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми, корректирует действия, подсказывает, советует.

Какие красивые барышни у вас получились! Но мне кажется, они немного грустные. Чего-то не хватает. Как вы думаете, чего?

(Узоров на юбке, рюшечек, фартучка)

Давайте, украсим наших барышень. Согласны?

(Согласны)

На ваших подносах лежат разноцветные кусочки пластилина. Вы можете использовать их для того, чтобы украсить наряд куклы.

А теперь, давайте поставим ваших дымковских барышень в хоровод и полюбуемся, какие они получились гордые, важные, веселые.

Девица в венце,
Румянец на лице,
Собой хороша,
Стоит не дыша.

(Э. Котляр)

Этот хоровод мы поставим в раздевалке, чтобы ваши мамы, папы, бабушки и дедушки смогли тоже полюбоваться вашими красавицами.

Конспект занятия по рисованию для детей 5-6 лет "Дымковская барышня"

Конспект занятия по рисованию "Дымковская барышня", старшая группа

Описание работы: конспект занятия по росписи дымковской игрушки в старшей группе, занятие предусматривает практическую деятельность детей – роспись бумажной барышни; конспект содержит подробное описание занятия, сюрпризный момент для детей.
Цели: Знакомить с росписью дымковской игрушки (барышни).
Задачи:
1. выделять элемент узора (прямые, пересекающиеся линии, точки, мазки);
2. равномерно покрывать лист, слитными линиями (вертикальными и горизонтальными), в образовавшихся клетках ставить мазки, точки и другие элементы;
3. развивать чувство ритма, композиции, цвета;
4. воспитывать чувство прекрасного.
Материалы и оборудование: Картины с изображением дымковских игрушек, фигурки дымковских игрушек, образец, шаблон барыни из картона, краски (гуашь, акварель), кисти, салфетки, стаканы с водой.

Ход занятия:

1. Организационный момент: входит воспитатель в образе дымковской барыни.
-Здравствуйте ребята! Я сегодня пришла к вам из дымковской страны, где живут разные игрушки: индюки, козлики, олени, барашки, птички и прекрасные барышни.
Такую красоту делают в селе Дымково, откуда я родом.
Там любят люди песни, пляски
В селе рождаются чудо-сказки.
Вечера зимой длинные,
А лепят там из глины
Игрушки не простые,
А дымковские, расписные.
2.-Для чего нужны дымковские игрушки? (ответы)
- Есть игрушки, которыми играют, а есть те, которыми жилища украшают. Их берут в Дымково. Скоро будет там проходить чудо-ярмарка, где можно встретить волшебство. Ярмарка – веселое место, где люди покупают и продают свой товар.
- Посмотрите на игрушки, которые я принесла.
- Какое настроение эти игрушки создают? Почему веселое, радостное? (игрушки светлые, яркие). Давайте лучше присмотримся. Какого цвета в них больше? (белого) Какие еще есть цвета? Игрушки делают из глины красного цвета, но потом их раскрашивают белым и рисуют красивые узоры. Назовите узоры (точки, кружки, клетка, колечки, дуги, прямые, волнистые линии). Узоры простые, но выбраны не случайно. Есть в них особый смысл (круги-солнце, волнистая линия – вода, маленькие кружочки – семена). Люди верили, что эти символы будут оберегать их жилища, детей, урожай.
3. Физкультминутка
Кисточку возьмем вот так:
Это трудно? Нет, пустяк.
Вверх - вниз, вправо - влево
Гордо, словно королева,
Кисточка пошла тычком,
Застучала «каблучком».
А потом по кругу ходит,
Как девицы в хороводе.
Вы устали? Отдохнем
И опять стучать начнем.
Мы рисуем: раз, раз...
Всё получится у нас!
(Рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части. Выполнять движения кистью руки. Кисточку ставить вертикально. Сделать несколько тычков без краски).
4. Давайте тоже научимся расписывать игрушки. Вы хотите попробовать? Предлагаю нарисовать узоры на платье барышни. У меня есть заготовки. Я нарисовала барышню на картоне и раскрасила некоторые детали, чтобы вам было интереснее. Вырезаем барышню. Делаем это аккуратно.
Вырезаем барышню.


Посмотрите на образец. Какой цвет вы будете использовать? Какой лишний на ваших столах? Какие узоры вы будете рисовать? (Волнистые линии, круги и точки). Давайте вспомним, как мы рисуем круги. Берем большую кисть, смачиваем водой, излишки воды убираем с помощью тканевой салфетки, набираем краску и рисуем круг большой. Маленькие круги мы рисуем с помощью ватной палочки, делаем «тычки».


5. Когда работы готовы, мы даем им высохнуть и внимательно рассматриваем.
- Давайте рассмотрим наши работы. У кого какие были затруднения при выполнении задания? Какие узоры легче рисовать, а какие труднее.



Подведем итог нашего занятия:
- О чем мы сегодня с вами говорили, ребята? Что делали? Как называется игрушка, если на ней изображены именно такие узоры? (Дымковская) Почему? (Придумали в селе Дымково).
Спасибо вам, ребята! Вы сегодня очень старались! Молодцы! Спасибо и вам гости дорогие. Будем рады видеть вас еще у нас.
Литература:
Русские художественные промыслы, самые красивые и знаменитые. М., Мир энциклопедий Аванта+, изд. Астрель, 2010.
Традиционная глиняная игрушка Русского Севера. Раздел Ш. Вятская игрушка, М., 2009.
Киселева Г. Г., Шаклеин С. П. Дымковская игрушка на рубеже столетий. Киров (Вятка), 2007
Дьяконов Л. В. Дымковские глиняные расписные, изд. «Художник РСФСР», Л., 1965

Цель урока: Ознакомить с традиционными элементами росписи женских фигурок в Дымковской народной глиняной игрушке.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Познакомить с произведениями русского народного промысла и историей развития Дымковской игрушки.
  2. Учить украшать игрушку-барыню узорами, сохраняя традиции Дымковских мастеров.

Развивающие:

  1. Развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главные и отличительные черты и особенности росписи Дымковских барынь.
  2. Развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на роспись мастеров.
  3. Сформировать навыки выполнения элементов традиционной росписи.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству.
  2. Повышать интерес учащихся к изделиям народного искусства.
  3. Воспитывать художественный вкус.

Оборудование: медиапроектор, ноутбук, экран, гуашь, кисти, палочки, трафареты.

  • Литературный ряд: стихи.
  • Музыкальный ряд: народные песни.
  • Зрительный ряд: электронная презентация «Роспись Дымковской барыни».

Ход урока

1. Организационный момент (1-2 мин.)

Подготовка учащихся к уроку (кисточки, гуашь, вода, ушные палочки, салфетки, трафареты барынь) Проверка готовности.

2. Постановка цели урока (3 мин. )

Слушаем музыку. Сегодня у нас весело не случайно.

(Выходят 2 учащихся в русских костюмах)

На ярмарку, на ярмарку
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья.

Здесь игрушки знатные
Складные да ладные
Всегда повсюду славятся
Они и вам понравятся!

Ярмарка – это торги, устраиваемые в одном месте в одно время

На Руси очень любили ярмарки-базары. Здесь всегда весело: музыка, песни, свист, шум.

И везут на ярмарку со всех мест своими руками сделанный товар. Тут и доски расписные, и кружева и посуда золоченая, игрушки глиняные. Эти красивые вещи не только служат нам в жизни, люди их используют для украшения окружающего нас. Люди издавна занимались созданием красивых вещей. Целые деревни занимались народными промыслами – производством декоративно-прикладных изделий. В них польза и красота, мудрость народа.

Сегодня мы познакомимся с традиционной росписью женских фигурок в народном промысле Дымковская глиняная игрушка.

III. Объяснение нового материала (15-20 мин. )

Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного, что серости серей.
В ней что-то есть от радуги, от капелек росы,
В ней что-то есть от радости, звенящей как басы!

У каждого есть любимая игрушка. Еще в первобытном обществе земледельцы делали из глины фигурки женщины, украшали ее зернами пшеницы, рисовали на них узоры. В России игрушки делали повсеместно, им приписывали особую силу – охранять, оберегать людей от всякого зла. Вот и появились такие игрушки – вроде бы одинаковые, а в тоже время разные. Своя форма каждой игрушки, свой цвет, свой узор росписи придают игрушке неповторимую прелесть.

Поскольку сегодня мы знакомимся с Дымковской барыней, давайте подумаем кто такая барыня? (Жена барина, важная высокомерная избалованная женщина) Такая ли она?

Чтобы все узнать о Дымковской барыни давайте совершим фотопутешествие.

Включаю презентацию.

Слайд 1. Широка, раздольна и красива земля Вятская, город основан в 12 веке, но только в 19 веке возник промысел глиняной игрушки. С 1934 г. Вятка переименована в город Киров.

Слайд 2. Жили в г. Вятка замечательные русские женщины, носили русский народный костюм, разнообразные головные уборы и очень любили украшения.

Слайд 3. В разных центрах женские лепили и расписывали по разному. Но Дымковскую не спутаешь ни с чем! Не женщина – барыня, красивая, статная и нарядная.

Слайды 4–6. Замечательны и веселы игрушки! Слепленную из местной красной глины игрушку, белили молоком с мелом, а затем расписывали темперной краской. Барыня традиционна была одета в кофточку и юбочку, на голове – кокошник, венец, платочек или разнообразные шапочки. Часто можно было встретить передники.

Слайд 7. Так лепилась Дымковская барыня.

Слайды 8–19. Последовательность росписи барыни.

Лицо: щеки и рот - круги красного, разового, оранжевого цветов

Брови: тонкие дуги черного цвета.

Глаза: точки черного цвета.

Юбка у барыни всегда расписная, простые узоры наносят кистью от руки по белому фону.

Одноцветная кофточка по цвету сочетается с любым цветом украшения юбки.

Головные уборы – кокошники, венцы чаще всего выкрашиваются в желтый, оранжевый или красный цвета, являясь символами небесных светил. Разнообразные шапочки сочетаются по цвету с узорами на юбке.

Волосы коричневого цвета различных оттенков.

Серьги желтые или оранжевые.

Передники остаются белыми, тонкой кистью наносятся узоры-точки, крестики, волнистые линии, подражая народной вышивке.

Слайды 20–22. Наклеиваем из золотой фольги небольшие ромбики на выступающие части игрушки и чудесные барыни готовы!

А теперь прошу вас ответить на мои вопросы. На них легко может ответить тот, кто внимательно смотрел наше фотопутешествие.

Все ли Дымковские барыни выгладят одинаково? Не выглядит ли некоторые барыни более нарядными, а некоторые барыни более простыми?

Действительно женские фигурки можно разделить на сельские и городские.

У сельских барынь меньше украшений на одежде, «деревенские» головные уборы, чаще всего их лепят в передничках. В руках сельских барынь каравай хлеба, самовар, животные или птицы, барыни-няньки окружены детьми.

Городские барыни более нарядны: на юбке и на кофте изобилие воланов, причудливые шапочки, отсутствуют передники. В раках у них зонтики, сумочки, маленькие собачки.

А вот узоры у всех хороши!

Перечислите, пожалуйста какие элементы узоров мы встречаем в росписи юбок? (круги, полоски, ромбы, клетки, волнистые линии…)

Как вы думаете, с чем сравнивали сельские жители эти линии? (Волнистая линия – волны на воде, неровная дорога, круги – солнце, небесные светила, точки – зернышки, брошенные в землю, клетка-поле. Каждый символ передавал образ природы, которая окружала человека.

Как вы думаете узоры росписи растительные или геометрические? (Геометрические)

Цветовая гамма в росписи разнообразна Излюбленными цветами были красный, синий, желтый, зеленый. В росписи игрушки, в зависимости от размера использовали в среднем от 6 до 8 цветов. Цвета разбеливали, чтобы получить более светлый цвет. Дымковские мастерицы создали 250 видов орнаментов женских юбок и 100 видов фартуков.

Прежде чем приступить к работе рассмотрим как по-разному расположены элементы в узорах (Рассматриваем пособия на доске)

  1. Элементы расположены в ряд
  2. Элементы расположены в шахматном порядке.
  3. В клетке между линиями.

Точки расположены между кольцами, на кольцах, по краям колец.

Физкультминутка (1–2 мин. )

Поедем с вами весело!
Поехали-поехали
В лес за орехами! (Дети встают, маршируют)
Наклонились – собираем!
Потянулись вверх – срываем!
Их в корзиночку кладем и на ярмарку везем!

IV. Практическая работа (20 мин .)

Сейчас я предлагаю вам стать мастерами игрушечных дел и расписать каждому свою игрушку-барыню.

Обводим трафарет игрушки в вертикальном формате листа A4

Отделяем простым карандашом юбочку от кофточки, кончики ручек у барыни также останутся белыми.

Выделяем головной убор и передничек (если есть)

Открываем гуашь, основной инструмент – кисточки и ушные палочки для проставление точек

А теперь ваш черед показать свое мастерство!

V. Подведение итогов урока (2 мин. )

Завершенные и аккуратные работы вывешиваем на доске, словно расставляем на ярмарочном столе. Как вы думаете, покупатели догадаются, откуда привезли этих барынь?

Давайте выберем понравившуюся игрушку.

(Подготовительная группа)

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная.

Цели: познакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства- дымковской глиняной игрушкой; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях: создавать необходимые условия для последующего самостоятельного использования детьми знаний об особенностях дымковской росписи в декоративном рисовании: развивать эстетический вкус формировать интерес и любовь к народному творчеству, бережная отношение к традициям народа.

Материалы к занятию и оборудование: магнитофон, аудиозаписи песен: «Барыня»; мольберт, дымковские игрушки, образцы построения дымковских узоров. Гуашь, вода, палитра, кисти, подставки для кисточек, салфетки (сушить кисть), силуэты дымковских барышень, ½ альбомного листа для черновика.

Ход занятия:

Звучит русская народная песня «Барыня». Дети садятся на банкетки перед столом, на котором стоят дымковские игрушки.

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости! Слышали как они весело поют.

Воспитатель обращает внимание детей на дымковские игрушки, стоящие на столе.

Воспитатель: Вспомните откуда приехали эти игрушки и как они называются.

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, ребята, эти игрушки из села Дымково и называются они Дымковскими народными игрушками. Ребята, а из какого материала сделаны эти игрушки.

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы ребята, дымковские мастера мастерят игрушки из глины, а потом расписывают их дымковскими узорами. А ведь вы знаете стихи о дымковских игрушках. Давайте их вспомним, гостям будет приятно их услышать.

Ребенок 1:

Ели спят у большака

В инее седом,

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым из труб идет столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали.

И село большое Дымково назвали.

Ребенок 2:

Там любили песни, пляски.

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

Ребенок 3:

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски - Казалось бы простой узор,

Но отвести не в силах взор!

Ребенок 4;

Посмотри, как хороша

Эта девица-краса:

Тугая черная коса,

Щеки алые горят,

Удивительный наряд.

Сидит кокошник горделиво.

Водоноска так красива,

Как лебедушка плывет, песню тихую поет.

Воспитатель: А вам бы, ребята, хотелось бы стать дымковскими мастерами и расписать свою дымковскую барышню.

Ответы детей.

Воспитатель: Но прежде, чем начинать расписывать барышню, давайте вспомним, какие краски используют дымковские мастера при росписи дымковских народных игрушек.

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята, верно, подметили, что народные умельцы из села Дымково использовали яркую, праздничную гамму цветов. По белоснежному фону они наносили узоры красной, оранжевой, желтой, синей, голубой, зеленой красками.

А какие элементы дымковского узора вам известны?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, это полосы и линии разного характера, круги, кольца, мазки, черточки. Другими словами, дымковские игрушки расписаны геометрическим узором.

При составлении узора дымковские мастера соблюдали определенные правила. Давайте назовем их.

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы ребята, линейный узор строится из полос и линий расположенных вертикально или горизонтально.

Часто мастера используют в узоре клетку, сочетание горизонтальных и вертикальных полос и иллиний.

Линейный узор дополняется другими элементами: кругами, мазками, точками, черточками.

Иногда юбки барышень состоят из кругов и колец расположенных в шахматном порядке или строго друг под другом, словно крупные бусины нанизанные на невидимую нить.

Но прежде чем начать работу давайте отдохнем и поиграем.

Дети встают перед банкетками, проводится физкультминутка.

Воспитатель:

Наши руки крендельком,

(Руки на поясе.)

Щеки будто яблоки.

(Руками касаемся щек.)

С нами издавна знаком

(Руки вперед ладонями вверх.)

Весь народ на ярмарке.

(Руки разводят в стороны.)

Дымковские барыни

(Руки на пояс.)

Всех на свете краше.

(Делают пружинку с поворотом туловища вправо и влево.)

А гусары баловни - Кавалеры наши.

(Выполняют движение «Ковырялочка».)

А сейчас, ребята, я приглашаю вас в нашу художественную мастерскую.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Ребята, наши барышни собрались на праздник, а юбки у них не нарядные, не праздничные. Давайте им поможем и украсим юбки дымковскими узорами. Чтобы наряд порадовал красавиц, вам нужно подумать какими цветами вы будете рисовать, какие элементы будут в узоре.

И только после этого приступайте к работе.

На черновике нарисуйте выбранные элементы, так вы вспомните последовательность их рисования.

Старайтесь, чтобы работы были аккуратными. При работе не набирайте на кисточку много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку. Помните, что тонкие линии и точки рисуем кончиком кисти и без нажима, а полосы с нажимом. Чем сильнее нажим, тем шире будет полоса.

Самостоятельная работа детей.

Детские работы выставляются для общего обзора на мольберте. Предлагает детям выбрать понравившихся им барышень и обосновать свой выбор.

Воспитатель: Сегодня вы еще раз встретились с дымковскими народными игрушками, побывали в роли дымковских мастеров.

Воспитатель хвалит тех ребят, которые внесли в свои рисунки интересные дополнения.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы успешно справились со своей работой. Ваши дымковские барышни очень красивы и нарядны, теперь они смогут пойти на праздник.