Какие занятия в 4 года. Другие параметры, требующие внимания родителей

Четыре года – достаточно сложный для ребёнка возраст, когда он внутренне чувствует себя достаточно взрослым, но при этом остаётся ещё маленьким. Он ещё не дошкольник, но уже далеко и не младенец. В этот период происходит самосознание ребёнка как личности, становление его характера, так что от родителей требуется максимум терпения и деликатности, чтобы мягко и ненавязчиво направлять его.

Физическое развитие

В этот период ребёнок продолжает активно расти и набирать вес. В норме вес мальчиков в возрасте четырёх лет колеблется от 14,5 до 18,5 кг, а девочек – от 13,9 до 18,2 кг. При этом рост четырёхлетних мальчиков обычно составляет 99-109 см, а девочек 98-109 см. Окружность грудной клетки у мальчиков колеблется от 51 до 55,3 см, а у девочек 49,3 до 54 см. К этому возрасту дети имеют уже все 20 молочных зубов.

Эти данные – лишь часть показателей, определяющих нормальное физическое развитие четырехлетнего малыша. Не менее важно, чтобы он обладал определёнными физическими навыками, развивал выносливость и ловкость.

Так, в норме четырёхлетний ребёнок должен:

  • ​ходить в заданном направлении уверенно, прямо, не шаркая ногами;
  • ​бегать, изменяя темп и направление движения, при этом сохраняя равновесие;
  • ​быстро пробегать расстояние 10-20 м;
  • ​непрерывно бежать в течение 1 мин;
  • ​уметь несколько секунд простоять на одной ноге;
  • ​прыгать на двух ногах с небольшим продвижением вперёд (на 2-3 м);
  • ​несколько раз подряд энергично подпрыгивать на одной ноге;
  • ​спрыгивать с высоты 15-20 см;
  • ​прыгать с места в длину на расстояние 40 см;
  • ​перешагивать через предметы;
  • ​перепрыгивать по очереди через 5-6 параллельных линий, расположенных на расстоянии 25-30 см;
  • ​подлезать под невысокие предметы (около 40 см);
  • ​держать равновесие, перемещаясь по гимнастической скамейке;
  • ​лазать по гимнастической стенке;
  • уметь играть с мячом, уверенно бросая и ловя его;
  • ​попадать мячом в предметы на расстоянии 1,5 м;
  • ​прокатывать мяч между расставленными на полу предметами, не задевая их;
  • ​кататься на велосипеде;
  • ​не бояться воды, учиться плавать.

Для развития мелкой моторики четырёхлетний ребёнок должен уметь:

  • ​запускать юлу маленького размера;
  • ​делать «фонарики» кистями рук;
  • ​нанизывать на нитку крупные пуговицы или бусинки;
  • ​завязывать узелки на шнуре или толстой верёвке;
  • ​застегивать крючки, молнии, пуговицы.

Умственное развитие

Интеллектуальное развитие четырёхлетнего малыша происходит в основном благодаря развивающим играм и наглядным примерам. В этом возрасте ребёнок очень любознателен и должен обладать определёнными познаниями в различных областях знаний.

Математика

В норме в возрасте четырёх лет ребёнок должен:

  • ​знать цифры до 5;
  • ​уверенно владеть понятиями «много» и «один», «больше» и «меньше»;
  • ​сравнивать группы предметов, в том числе используя приёмы наложения;
  • ​сравнивать два предмета по величине, длине, форме, высоте и уметь выразить существующую разницу словами;
  • ​знать и показывать правую или левую руку;
  • ​владеть понятиями: «верх», «низ», «слева», «справа», «налево», «направо»;
  • ​знать порядковый счёт до десяти.

Развитие речи

В возрасте четырёх лет словарный запас ребёнка обычно составляет около четырёх тысяч слов. При этом малыш способен связно говорить на родном языке, знать наизусть небольшие стихи и рассказывать сказки.

В норме ребёнок 4-х лет должен:

  • членораздельно произносить звуки (исключение могут составлять лишь шипящие и сонорные);
  • воспроизводить многосложные слова;
  • согласовывать произносимые слова в роде, падеже и числе;
  • понимать все обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, транспорт, игрушки, обувь);
  • отвечать на простые вопросы;
  • употреблять в речи предложения с однородными членами;
  • уметь составлять простой описательный рассказ об увиденной картине или игрушке из трёх-четырех предложений;
  • произвольно регулировать силу своего голоса, его темп, использовать разнообразные интонации;
  • делить двух- и трёхсложные слова на слоги, определять в словах первый и последний звуки;
  • правильно употреблять предлоги («под», «в», «на», «за») с существительными;
  • понимать термины «звук», «слово», «буква».

Окружающий мир

Увеличиваются познания четырёхлетним малышом окружающего его мира.

Так, в норме в этом возрасте ребёнок должен:

  • ​знать собственное имя и фамилию, а также имена и отчества родителей, родственников, воспитателей и других людей, которые его окружают;
  • ​знать свой адрес (название населённого пункта, улицы и номер дома);
  • ​знать свой возраст;
  • ​знать названия многих домашних и диких птиц и животных;
  • ​знать названия детенышей этих животных и птиц;
  • ​знать звуки, которые издают эти животные и птицы (собака лает, корова мычит, мышка пищит, кошка мяукает, петух кукарекает и т.д.);
  • ​знать, что умеют делать эти птицы и животные (змея ползает, рыба плавает, заяц прыгает, птица летает и т.д.);
  • ​знать, называть и различать окружающие его предметы, их назначение, величину, форму, цвет и существенные детали;
  • ​знать названия времён года, их отличия, описывать, что происходит в каждое время года (растут цветы, тает снег, летают бабочки и т.д.);
  • ​различать по вкусу несколько видов овощей и фруктов;
  • ​уметь различать и называть различные погодные явления;
  • ​знать названия нескольких профессий.

Изобразительная деятельность

В 4 года ребёнок должен:

  • знать и называть все основные цвета (чёрный, красный, зелёный, белый, жёлтый, голубой, синий, розовый);
  • правильно работать карандашами и кисточкой;
  • проводить линии по точкам, не отрывая карандаш или ручку от бумаги;
  • ровно проводить различные линии (вертикальные, наклонные или горизонтальные) нужного размера;
  • аккуратно заштриховывать фигуры и раскрашивать рисунки, не выходя за контуры;
  • изображать простейшие предметы и явления;
  • уметь подбирать цвет, который соответствует изображаемому предмету;
  • лепить из пластилина или глины предметы, состоящие из нескольких частей;
  • делать аппликации из готовых форм, используя клей.

Конструирование

В 4 года ребёнок уже хорошо умеет играть с конструктором. Он должен:

  • знать и называть основные детали конструктора;
  • уметь горизонтально и вертикально располагать кубики, кирпичики и другие детали конструктора;
  • изменять «постройки», заменяя одни детали конструктора другими;
  • различать части постройки по высоте и величине.

Музыкальное воспитание

В 4 года ребёнок уже знает и может назвать некоторые музыкальные инструменты, такие как: фортепиано, барабан, гитара, скрипка. Он должен уметь слушать от начала до конца небольшие музыкальные произведения, замечать изменения в звучании композиции (тихо – громко), узнавать на слух знакомые ему мелодии и подпевать в такт.

Психическое развитие

В этом возрасте активно развивается психика малыша, он начинает испытывать разнообразные эмоции и становится очень восприимчивым к реакциям взрослых. Родители и воспитатели должны понимать, что их уважительное и одобрительное отношение к четырёхлетнему ребёнку формирует у него правильное позитивное представление о себе. В этот период поведение ребенка определяет уровень его самоуважения. Если взрослые считают его хорошим, то и ребёнок считает себя таковым, и ведёт себя соответствующим образом. И наоборот, капризничает и хулиганит, если считает себя плохим.

Основные психические функции развиваются в этом возрасте следующим образом.

Внимание

В 4 года ребёнок должен:

  • самостоятельно находить и называть признаки сходства и различия между игрушками или картинками;
  • удерживать в поле зрения не менее 4-5 предметов;
  • самостоятельно находить одинаковые предметы;
  • не отвлекаясь, выполнять определённые задания в течение 6-7 минут;
  • суметь повторить движения в определенной последовательности, например: поднять или опустить руки, хлопнуть в ладоши и т.д.
  • хлопать в ладоши или топать ножкой во время произнесения взрослыми определённого слова;
  • суметь сконструировать простые постройки из деталей конструктора по предложенному образцу;
  • самостоятельно складывать картинку или открытку, разрезанную на 3-4 части.

Мышление

  • самостоятельно в правильном порядке собирать пирамидку из 6-7 колечек;
  • знать и использовать обобщающие слова;
  • находить соответствующую пару любому предмету;
  • находить в каждой группе лишний предмет и уметь объяснить свой выбор;
  • подбирать слова-антонимы;
  • находить несоответствия на картинке, изображающей нелепицы;
  • решать простые логические задачи.

Память

В 4 года ребёнок должен уметь:

  • запоминать содержание сюжетного рисунка;
  • пересказывать содержание услышанной сказки;
  • знать и рассказывать наизусть стихи, потешки, загадки;
  • воспроизводить в памяти и уметь описывать недавно происшедшие яркие события своей жизни;
  • повторять услышанные различные слова, цифры или слоги (4-5 шт.);
  • точно выполнять задания, состоящие из нескольких (3-4) команд;
  • запоминать и самостоятельно называть 4-5 увиденных предметов.

Эмоциональное развитие

И, наконец, не менее важным фактором полноценного развития четырёхлетнего малыша является его эмоциональное становление. В этом детском возрасте ребёнок уже начинает ориентироваться в человеческих взаимоотношениях, он чувствует и осознает отношение к себе, доброжелательное или недоброжелательное, способен заметить изменение настроения окружающих его людей, проявляет сочувствие и внимание, может выразить свои эмоции.

Это лучшее время для воспитания культуры поведения малыша.

Для каждого возраста существуют свои критерии сформированности навыков, которых стоит придерживаться, оценивая общее развитие ребенка. Если до 3 лет специалисты говорят о возможных вариантах нормы, то в 4 года эти критерии становятся более устойчивыми. Несоответствие большинству из них может свидетельствовать о проблемах в развитии, в то время как своевременно замеченные отклонения позволят скорректировать процесс воспитания и обучения, чтобы избежать отставания.

Содержание:

Внимание и память

Малыш хорошо ориентируется в знакомых местах, знает дорогу из детского сада домой или из дома до магазина. Можно притвориться, что мама забыла дорогу и предложить проводить ее. Это служит отличной тренировкой памяти и внимания. Специалисты советуют выполнять подобные упражнения ежедневно, ведь именно сейчас все психические процессы совершенствуются:

  • ребенок способен концентрировать внимание до 7 минут, а в поле зрения удерживает до 5 предметов;
  • запоминает события, произошедшие на текущей неделе, воспроизводит наиболее яркие моменты и их последовательность;
  • быстро запоминает стихи и тексты песен, сказки и детские рассказы;
  • узнает однажды прочитанное произведение по небольшому отрывку или иллюстрации к нему;
  • повторяет определенную сложную последовательность движений в игре, танце или гимнастике;
  • находит несколько признаков сходства или отличий на картинках, объясняя, в чем они заключаются;
  • находит и группирует предметы по определенному признаку самостоятельно;
  • собирает пазлы, состоящие из 6-10 элементов;
  • называет увиденные предметы по порядку, определяет, какой из них исчез;
  • повторяет произнесенную взрослыми цепочку слов;
  • посмотрев на сюжетные рисунки, может пересказать изображенные на них действия.

Мышление

Познавательный интерес ребенка достигает своего пика, именно в этом возрасте многие родители начинают подготовку к школе. Специалисты не против раннего обучения, но советуют проводить его не самостоятельно, а руководствуясь советами методистов, определяющих, что именно должен знать и уметь ребенок в 4 года:

  1. С этого возраста можно начинать обучение иностранному языку, поскольку малыш все легко запоминает, способен отличить слова родного языка от иноязычных.
  2. Запоминает буквы и цифры, считает до 10 и больше, соотносит названную букву и цифру с ее графическим изображением. Некоторые дети способны сами изобразить нужный символ.
  3. Без труда находит пару представленному предмету, «лишний» предмет в заданном ряду.
  4. Сравнивает два или несколько предметов по форме, размеру, расставляет их от большего к меньшему и наоборот.
  5. Сам подбирает антонимы (днем светло – ночью (?) темно), решает простые головоломки, загадки, логические задачи.
  6. Находит несоответствия на рисунках и объясняет их, предлагая правильное решение.
  7. Знает и различает не только простые, но и некоторые сложные геометрические фигуры.
  8. Определяет правую и левую стороны, показывает соответствующие руки и ноги.
  9. Учится ориентироваться в схеме сборки конструктора, способен сам соорудить несложные конструкции. Из кубиков строит не только башенки, но более сложные сооружения.

Видео: Чем занять четырехлетнего малыша. Развивающие игры.

Развитие речи

Словарный запас четырехлетнего ребенка растет стремительно. Он осваивает все новые слова, активно используя знакомые, узнавая значение незнакомых. Речь представляет не отдельные фразы, а связный текст с использованием сложных синтаксических конструкций: придаточных предложений и однородных членов. Минимальные речевые навыки ребенка в 4 года:

  • четко произносит гласные и согласные звуки;
  • умеет отвечать на вопросы, логично ведет диалог;
  • составляет связный текст до 6 предложений;
  • с легкостью описывает изображенное на картинке, может дать полное описание игрушки, увиденного, услышанного;
  • называет имя, отчество и фамилию, знает по именам своих близких и друзей, в детском саду называет воспитателя по имени и отчеству;
  • называет свой возраст, домашний адрес;
  • различает интонацию говорящего, сам может придать любую интонацию своей речи;
  • использует единственное и множественное число;
  • не путает мужской и женский род, согласовывает слова в роде, числе и падеже, правильно и к месту употребляет предлоги;
  • в разговоре использует все части речи, включая междометия, вводные и звукоподражательные слова.

Допускается, что ребенок может еще путать понятия «вчера», «сегодня», «завтра», названия приемов пищи: «завтрак», «обед», «ужин». Нормой является западение шипящих звуков и [р]. В целом же речь малыша этого возраста понятна не только близким, но и посторонним людям.

Видео: Нормы речевого развития четырехлетнего ребенка.

Мелкая моторика

Специалисты отмечают взаимосвязь развития мелкой моторики ребенка, его речи и мышления. Развивая моторику, родители подготавливают руку малыша к письму. Мелкая моторика в этом возрасте должна быть достаточно развита:

  • ребенок без труда показывает по отдельности указательный и большой пальцы, несколько пальцев вместе;
  • нанизывает бусины средней величины на нитку;
  • завязывает и развязывает узлы на толстом шнуре, застегивает и расстегивает молнии, пуговицы, крючки;
  • учится правильно держать в руках кисточку, карандаш, ручку;
  • проводит линию по нескольким точкам, не отрывая руки, разукрашивает картинки, не выходя за контуры;
  • обводит фигуры по трафарету, может сложить из нескольких фигур одну: квадрат и треугольник – домик;
  • из пластилина лепит не просто шарики и колбаски, но и собирает элементы вместе, превращая их в снеговика или цветочек.

Ребенок должен неплохо владеть ножницами: уметь вырезать определенные фигуры по контуру. Очень полезным будет вырезание снежинок к новому году. Это и совместное творчество, и развитие фантазии, и прекрасное упражнение для развития мелкой моторики.

Физическое развитие

В 4 года ребенок развит физически. Этот возраст характеризуется крайней подвижностью, ведь малыш понимает возможности своего тела и пытается поскорее их проверить. Развитие навыков совершенствуется с каждым днем:

  • ребенок хорошо и быстро бегает;
  • без труда забирается на вертикальную лестницу и спускается с нее;
  • прыгает в высоту и длину;
  • кидает мяч в заданном направлении далеко и точно, учится играть в футбол;
  • подтягивается на перекладине или кольцах (не без помощи взрослого);
  • преодолевает препятствия на пути.

Четырехлетнего ребенка уже можно отвести в спортивную секцию. Занятия укрепят мышцы и направят энергию малыша в правильное русло.

Эмоциональное развитие

Психологи настаивают на том, что в эмоциональном развитии малыш нуждается так же, как и в физическом. Мимика и жесты – это часть эмоций, освоить их сам ребенок вряд ли сможет, ему необходимо помочь. В этом возрасте он учится улавливать настроение близкого человека, сопереживать и утешать:

  • распознает настроение человека на фотографии или рисунке;
  • по просьбе родителей изображает мимикой ту или иную эмоцию;
  • может признать свою вину и попросить прощения;
  • выражает радость при приближении близких, пугается незнакомых людей.

В 4 года приходит осознание, что не все его шалости смешны, многие обижают или доставляют боль. Ребенок, порой, осознанно совершает подобные действия, проверяя, какие эмоции они вызовут.

Бытовые навыки

Ребенок должен уметь выполнять необходимые гигиенические процедуры без напоминания: чистить зубы, мыть руки перед едой и после улицы, контролировать физиологические потребности даже в ночное время. Некоторые малыши к этому времени предпочитают унитаз горшку. Дети едят самостоятельно, пользуясь столовыми приборами и салфеткой.

Одеваясь на прогулку, четырехлетний малыш выбирает вещи соответственно погоде, без труда одевается и раздевается. Многие уже знают переднюю и заднюю сторону в одежде, правую и левую ноги и правильно надевают обувь.

Социальная адаптация

Дети подолгу играют самостоятельно, однако игры со сверстниками для них предпочтительнее. Они очень общительны, стремятся к новым знакомствам. Преобладают ролевые игры, игры на проверку своей ловкости и физических навыков.

В этом возрасте ребенок способен порадовать родителей игрой в спектакле, замечательно справляясь с несложной ролью, рассказать со сцены стихотворение или спеть песню. Кстати, все малыши очень любят аплодисменты и похвалу.

Именно в этом возрасте приходит осознание пола. Девочки начинают интересоваться куклами, мальчики – машинами и самолетами. Девочек все чаще можно застать перед зеркалом, их привлекают красивые платья и мамины украшения. Мальчики стремятся помочь папам, с удовольствием разбирают его инструменты, помогают ремонтировать автомобиль.


Родители могут вздохнуть с облегчением и приготовиться к трем годам спокойствия и умиротворенности в жизни подросшего сорванца.

Общее развитие ребенка в 4 года

Ребенок в 4 года вступает в следующий этап своего взросления – младший дошкольный возраст. Шумный и капризный трехлетка превращается в послушного и улыбчивого малыша. Кризис негативизма успешно миновал. Отныне все поступки ребенка будут продиктованы стремлением понравиться и угодить родителям, близким людям.

Важные для ребенка взрослые должны особенно следить за своим отношением к нему, способами реагирования на его поступки и собственным эмоциональным состоянием в целом. Малыш становится уязвимым и беззащитным из-за своей привязанности к ним. Сейчас его легко ранить и обидеть неправильным действием, словом, интонацией. А это может навсегда разорвать тонкую нить связи и доверительных отношений между ребенком и окружающими его близкими родственниками.

Психическое развитие ребенка в 4 года наполняет его эмоциональную жизнь новыми оттенками чувств и впечатлений. Кроха может грустить, тосковать, печалиться, испытывать стыд. Подобные проявления, пугающие бдительных родителей, совершенно нормальны и являются результатом формирования душевной организации малыша. Несмотря на резко возросшую самостоятельность, важно продолжать уделять достаточно внимания, вовлекать в совместную деятельность и не забывать про волшебную силу похвалы, которая, конечно, должна оставаться адекватной и соизмеримой его достижениям.

Физическое развитие ребенка в 4 года характеризуется снижением двигательной активности. Если раньше потребность в движении была определяющим инстинктом в жизни, то сейчас в действиях на первый план выходит осознанность и контроль. На данном этапе специалисты рекомендуют много гулять и играть с малышом в подвижные игры. Хорошим подспорьем станет спортивная секция или танцевальный кружок. Ребенок в 4 года уже готов к регулярным организованным занятиям в коллективе сверстников. Это дисциплинирует его, помогает развивать волевой характер, учит добиваться поставленной цели.

Речь в 4 года

Если задаться вопросом, что должен уметь ребенок в 4 года, то на первый план, без сомнения, выйдет его способность правильно говорить. Богатый словарный запас и правильное произношение становятся частью общепринятой нормы для этого возраста. При наличии отклонений или отставаний в данной области, необходимо обратиться к логопеду, который протестирует и разработает специальный курс занятий. Важно сделать это сейчас, когда ребенку 4 года, поскольку в дальнейшем исправить подобные речевые ошибки будет намного сложнее.

Главным двигателем развития и формирования личности всегда выступала подражательная деятельность. Ребенок в 4 года начинает активно повторять слова и выражения, употребляемые родителями и близкими родственниками. Поэтому в одинаковой ситуации два малыша могут по-разному проявить личное отношение к происходящим событиям. Один скажет: «Хорошо! Прекрасно!», а другой использует набор нецензурных слов. И это не он «в 4 года такой невоспитанный грубиян», просто окружающие его взрослые люди забывают в присутствии ребенка контролировать свой речевой поток. Чтобы избежать подобных казусов, стоит постоянно помнить, что фразы, употребляемые родителями в повседневной жизни, записываются в сознание малыша и после очень тяжело поддаются исправлению.

Важное обстоятельство, стимулирующее речевое развитие ребенка в 4 года, - знание стихов и песенок. Многие дети, достигнув этого возраста, начинают проявлять небывалые артистические способности. Их привлекает сцена, выступление перед близкими взрослыми, их аплодисменты и похвала. Здесь как раз и пригодятся выученные с мамой стишки, которые ребенок с гордостью продемонстрирует под бурные овации слушателей.

Уход за малышом

Что должен уметь ребенок в 4 года? В первую очередь, полностью обслуживать себя: одеваться и раздеваться, купаться и вытираться полотенцем, завязывать шнурки, самостоятельно питаться и ходить в туалет. С точки зрения его бытовых навыков – это уже вполне самостоятельная личность. Функции родителей сводятся к помощи, наставничеству и обеспечению безопасности малыша.

Питание ребенка

Ребенок в 4 года продолжает принимать пищу в 4 подхода. Сейчас в рацион можно вводить сладости и жирную пищу. Делать это следует постепенно и умеренно. Организм маленького едока должен принять изменения и адаптироваться к ним.

Сон в 4 года

Соблюдение режима отдыха остается важным условием успешного роста и развития в 4 года. Десять часов ночного сна и один-два часа дневного тихого часа позволяют быть бодрым на протяжении всего дня.

Безопасность

Родители часто задаются вопросом: что должен уметь ребенок в 4 года, чтобы оставаться в безопасности, когда рядом нет взрослых, способных защитить его. Сейчас малыш – это уже осознанная личность, способная запомнить определенный объем информации и использовать ее по назначению. Поэтому, когда ребенку 4 года, он уже в состоянии выучить с помощью взрослого основные правила дорожного движения, запомнить меры осторожности во время пребывания на улице, а при необходимости назвать свой точный домашний адрес.

Чему можно научить детей четырех лет?

Больная тема для всех неравнодушных родителей: что должен уметь ребенок в 4 года? И есть ли в этом вопросе вообще какие-то стандарты и критерии? Каждый решает это сам. Но в целом шаблонов и правил здесь нет.

Надо ли учить ребенка чтению? Надо. Если он сам изъявляет желание или хотя бы не против этого.

Нужна ли ему сейчас математика? Нужна. Опять же ориентируясь на интерес и настрой самого ученика. Все хорошо в свое время и в меру. Главное здесь – не отбить раньше времени охоту к познанию и исследованию. Информация не должна подаваться в готовом виде.

Чтение – это увлекательный процесс, а не принудительная пытка. Математика – это работа ума и абстрактность мышления, а не сухие цифры и примеры. Так все-таки, что должен уметь ребенок в 4 года? Радоваться самому процессу обучения, стремиться к получению знаний и никогда не отступать перед временными трудностями и препятствиями на этом пути.

Развивающие игры

На первый план в развлекательно-познавательной деятельности выходят сюжетно-ролевые игры. Ребенок в 4 года обладает удивительной фантазией, благодаря которой может разыгрывать целые театральные представления. В этом возрасте нередко у малыша появляется вымышленный несуществующий друг, с которым он может вести продолжительные беседы и часами играть, не выходя из комнаты. Родителям не стоит беспокоиться по поводу психического состояния своего чада – это нормальный этап его развития. Более того, наличие подобного друга говорит о творческих способностях и богатом воображении.

Часто товарищем по играм для малыша становится его любимая мягкая игрушка, что тоже является нормой. Ребенок в 4 года – это неутомимый выдумщик и фантазер. Роль родителей в его игровом поле сводится к придумыванию новых сюжетов, сценариев и активному участию в них. Рассмотрим несколько вариантов игр, способных заинтересовать четырехлетнего ребенка.

Тематические мини-сценки. Выбираем двух персонажей, например, плюшевого медвежонка и зайку. Распределяем роли между малышом и мамой. Затем с помощью зверюшек разыгрываем ряд разноплановых сценок. Примеры: медвежонок в гостях у зайки, медвежонок и зайка идут в поход, в театр, в лес.

Кукольный театр. Делаем из старых перчаток и носков несколько ручных кукол. Придумываем сюжетное представление с их участием. Такая игра может варьироваться от спонтанного минутного веселья до продуманного тщательно организованного спектакля с применением ширмы (для скрытия актеров) и присутствием зрителей (папы, бабушки, дедушки).

Театр одного актера. Обустраиваем самодельную сцену - занавески вместо кулис, декорации из рисунков малыша и, конечно, любая продолговатая игрушка в роли микрофона. А дальше - полет творчества. Можно придумать и показать целое представление с участием ребенка, либо ограничиться его одиночным выступлением. Как говорится, хозяин – барин. Главное – это полный зал восторженных зрителей (домочадцев) и искренняя заинтересованность самого актера.

Четырёхлетний малыш – уже не младенец, а дошкольник, отличающийся осмысленным поведением и зачатками культурного воспитания. Новое качество личности маленького человека – умение договариваться, понимать определённые правила, и даже законы социального общества. Многообразие мира он познаёт с подачи родителей, которым как никогда важно знать, что должен уметь ребенок в 4 года. Если все предыдущие годы с ребёнком занимались и прививали ему любовь к обучению и познавательной деятельности, то самое время пожинать плоды этого труда, ведь карапуз становится личностью и уже может проявлять самые лучшие черты своего характера и явные признаки настоящего таланта.

В четыре годика детки весят около 15-16 килограммов и вырастают до 100-102 сантиметров, причём эти показатели у девочек и мальчиков не слишком сильно отличаются.

Перемены, происходящие с маленьким человеком, становятся особенно выраженными:

  1. Поскольку в данный момент происходит динамичное развитие скелета и мускулатуры ребёнка, заметными становятся изменения в облике малыша. За счёт того, что хрящи заменяются костями, карапуз вытягивается и у него увеличивается головка.
  2. Нормальным считается, если кроха уже имеет во рту 20 зубов – если их меньше, это повод отправиться вместе с ним к педиатру или стоматологу, и выяснить причины отставания.
  3. Дальнозоркость, обусловленная плоским хрусталиком детского глаза, обратимая издержка этого возраста, проходящая со временем. Врачи советуют родителям беречь зрение малышей и не позволять им чем-либо заниматься при плохом освещении или в темноте – это может привести к близорукости.
  4. Из-за того, что развитие позвоночника ещё не завершено, стоит следить и за тем, чтобы ребёнок не пребывал в одном положении продолжительное время, а также не поднимал тяжести.
  5. Детям противопоказано прослушивание громкой музыки, в противном случае, может наблюдаться быстрая утомляемость и снижение слуховой функции, из-за чего может пострадать произношение.

Особенностью четырёхлетнего возраста, наверное, можно считать более спокойное и уравновешенное поведение детей, которые готовы длительное время заниматься разгадыванием головоломок, сидеть за складыванием мозаики, разглядыванием картинок или рисованием. У них достаточно развито образное мышление, и это помогает им предвидеть будущие события, являющиеся следствием определённых поступков и слов.

Постепенно из мира фантазий маленький человек перемещается во взрослый, реальный мир со своими правилами и законами, которые ему ещё надо усвоить и понять. К четырём годам речь и словарный запас малыша, фактически, сформированы, а наряду с этим, возрастает способность к концентрации, позволяющая ему посвящать больше времени серьёзным занятиям – ребёнок может на протяжении 20 минут заниматься одним предметом, не проявляя признаков утомления.

Читайте также:

Иногда четырехлетние дети выглядят грустными и даже расстроенными – это говорит в пользу осмысленности их поведения и способности к самооценке. Анализируя свои и чужие поступки, малыши могут испытывать обиду, злость, разочарование и стыд, и эти чувства далеки от обычных инстинктов.

Поскольку детки говорят более грамотно и бойко, им чрезвычайно нравится подбирать рифмы к словам, читать и запоминать стихотворения, некоторые малыши в этом возрасте и сами могут сочинить свои первые стихи – очень искренние и эмоционально окрашенные. Правда, некоторые из них подвержены заиканию, и этой проблеме следует уделить особое внимание. Такая патология может быть вызвана излишней стеснительностью, связанной с недостаточным общением, сильным стрессом, дистрофией, рахитом, травмами мозга и другими причинами, в которых надо разбираться.

Всестороннее развитие ребенка в 4 года предусматривает приобретение им большого опыта в разных направлениях и овладение многими умениями, и если при отсутствии серьёзных нарушений, малыш отстаёт в основных навыках, винить в этом нужно не его, а родителей, не уделяющих этому вопросу должного внимания.

Отличия между мальчиками и девочками в четыре года

Разница в поведении и отношении к окружающим людям, вещам у детей обоих полов увеличивается. Своеобразной, более развитой логикой начинает выделяться мальчик, уметь в 4 года находить связь между разными действиями, поступками и явлениями для него является вполне естественным, ведь основные его вопросы касаются сути вещей, более глубинного познания реалий окружающего мира.

Несмотря на то, что мальчишки говорят меньше, хуже и, подчас, произношение их далеко за пределами грамотности, они способны оценивать людей более объективно.

То, что надо уметь в 4 года девочке, лежит совсем в другой плоскости – малышки более эгоистичны и, прежде всего, решают, стоит ли уделять внимание вещам, которые не нравятся, а то и вовсе бесполезны. В этом отношении, маленькие представительницы слабого пола прозаичны и практичны, а благодаря развитой разговорной речи, приспособляемы к постоянно меняющимся жизненным условиям.

Невзирая на такую разницу во взглядах, девочки и мальчики положительно развиваются в плане эмоциональности, начинают понимать, как построены человеческие отношения, проявляют такие чувства, как доброта и сопереживание.

Что должен уметь ребенок в 4 года

Перечень накопленных навыков к четырём годам – это ценный багаж знаний ребёнка, дающий ему возможность успешно развиваться и дальше. Всё, что должен уметь ребенок в 4 года, не может быть ограничено рамками определённых сфер, понятие это многогранное, сочетающее в себе различные аспекты – психологический, физический, социальный, интеллектуальный и даже нравственный.

Исключая гиперактивных детей, двигательная активность остальных в этом возрасте несколько снижается, а девочки не столь быстры и ловки, как мальчики. В целом же, ребёнок должен уметь в четыре года:

  • пользоваться всеми частями стопы, используя, как носки, так и пятки;
  • совершать прыжки на месте и вперёд;
  • запрыгивать на небольшое возвышение и спускаться с помощью прыжка;
  • удерживать баланс, прохаживаясь по бревну;
  • прыгать и стоять на одной ножке;
  • во время ходьбы, бега, довольно быстро менять направление, не теряя координации и ориентации в пространстве
  • с уверенностью перемещаться задом;
  • залезать по вертикально расположенной спортивной лесенке;
  • передвигаться по лестнице вверх и вниз, перепрыгивая через ступеньки.

От того, насколько здоров и развит ребёнок в физиологическом плане, зависит его психическое состояние и уровень умственной деятельности. Совершенствование интеллектуальных способностей крайне важно в четырёхлетнем возрасте, поскольку осознанность действий и поступков прямо влияет на адаптацию в социальном обществе.

Проверить своего малыша на степень развитости, можно используя новые стандартные значения того, что должен уметь делать четырёхлетний дошкольник:

  • довольно быстро запоминать незнакомые слова и интересоваться их значением;
  • знать, что собой представляют многие бытовые приспособления;
  • различать стороны;
  • понимать, что такое количество;
  • распознавать время дня, ориентироваться в понятии часов и минут;
  • представлять разницу между годовыми сезонами, одушевлёнными и неживыми объектами, понятиями «верх» и «низ»;
  • уметь вести разумный диалог, отвечать на обращение ясно и понятно;
  • словами описывать увиденное в жизни, в кино и на картинках;
  • разбираться в человеческих профессиях;
  • перечислять и описывать домашних и диких животных;
  • иметь представление о буквах;
  • знать азы математики и некоторые числа.

У младшего дошкольника должно быть чёткое представление обо всех членах семьи, не говоря уже об их именах, к четырём годам ребёнок должен знать, свой адрес и страну, в которой проживает. Если даже некоторые пункты отсутствуют в развитии вашего сына или дочери, это ещё не повод для паники – значит, при обучении придётся сделать акцент именно на этом аспекте, возможно, ему не было уделено достаточного внимания.

Социальные и бытовые навыки ребёнка также важны. Малыша нужно приучать не только помогать родителям по дому, но и научить его обходить конфликтные ситуации – умение идти на компромисс очень поможет ему в будущем.

Впрочем, кроха уже многое умеет и понимает в четыре года:

  • он знает, что следует попросить прощения, если кого-то обидел;
  • при обращённой к ровесникам и взрослым просьбе говорит «пожалуйста»;
  • знает, как выразить свою благодарность;
  • понимает, что нужно уметь делиться своими игрушками и другими вещами;
  • малыш уже знаком в тем, что существуют определённые правила поведения дома и в общественных местах;
  • умеет контактировать и самостоятельно знакомиться;
  • способен сопереживать, если с человеком, даже малознакомым, случилась неприятность;
  • умеет словами выразить своё отношение, желания и чувства при разговоре.

Перечень бытовых умений также увеличился – теперь он активно оказывает посильную помощь родителям, вытирая пыль, подметая, накрывая стол, кроме того, большей частью, обслуживает себя сам – это касается приёма пищи, гигиенических процедур, туалета, умения одеться и раздеться.

Всестороннее развитие неразделимо с умением говорить, поэтому речь имеет первостепенное значение. На данный момент она уже должна усложняться – это предусматривает появление длинных предложений, использование в ней различных словесных оборотов, сравнений, эпитетов и поговорок.

Развивающие игры для детей в 4 года: видео

Необходимость дальнейшего совершенствования

Чтобы воспитать гармоничную личность, ребёнку необходимо внимание близких людей, и занятия, проходящие в спокойной доброжелательной обстановке – это лучшая поддержка его начинаний.

  1. Начиная с 4 лет, следует периодически измерять вес ребёнка и не допускать сильного похудения и избыточной массы тела – эти показатели не должны превосходить средние данные роста. Если нежелательная разница всё же наблюдается, имеет смысл давать малышу менее калорийную пищу и заставлять его чаще играть в подвижные игры, делать физическую зарядку. Однако, для мускулатуры стоп, кистей и других мелких мышц нагрузка на них должна быть посильной и регулярной.
  2. Совершенствовать речь можно, лишь посредством постоянного общения и чтения книг. Для грамотного произношения можно посоветовать артикуляционные упражнения, пение, сочинение малышом собственных стишков и песен. Если кроха не выговаривает некоторые буквы и коверкает слова, это может быть связано с нарушениями слуховой функции, которую нужно обязательно проверить.
  3. Занятия для развития психического восприятия, логики мышления, памяти обязательно должны включать игры с конструктором, определением одинаковых и различных предметов, запоминанием последовательности действий. Мозаики и пазлы помогут не только повышать моторику рук, но и будут прививать эстетический вкус и любовь к изобразительному искусству.
  4. Для развития творческого подхода и воображения, малышам необходимо лепить и рисовать, использовать наборы для экспериментирования и создания личных шедевров.
  5. Для прививания любви к музыке, а также для совершенствования слуха и ритма, стоит поощрять детей к игре на музыкальных инструментах, танцам под музыку, пению с сопровождением и без него.

На фоне того, что существенные перемены произошли в психоэмоциональном состоянии ребёнка, отношение к нему взрослых тоже требует изменений – с четырёхлетними дошкольниками уже нельзя обращаться как с маленькими, иначе можно вырастить безвольного инфантильного человека.

Развитие ребенка в 4 года: видео

Четырёхлетки уже полностью сформированы для изучения более серьёзной информации и, по сути, готовы к обучению азов арифметики и грамматики. Поэтому взрослым, желательно, хорошо представлять, что должен уметь ребенок в 4 года, и стараться использовать любую возможность, чтобы помочь ему совершенствоваться во всех направлениях.

При достижении ребенком 4-летнего возраста меняются показатели его физического и психологического развития: кроха становится более подвижным и активным, стремление к познанию окружающего мира достигает максимума, речь становится более связной и осмысленной. Если ребенок посещает дошкольные заведения, родителям куда проще: в детском саду дети проходят регулярное обследование специалистами (контроль массы тела, роста, своевременное прививание), воспитатели проводят с воспитанниками различные занятия на развитие мышления, логики, а также физические упражнения. Кроме того, в детском саду ребенок может общаться со сверстниками, что оказывает положительный эффект на его развитие.

Если же четырехлетка не посещает дошкольное заведение, то родители должны уделять ему особое внимание:

  • проводить регулярное обследование у педиатра, окулиста, ЛОРа, хирурга. Полезным также будет ЭКГ, консультация у кардиолога;
  • по утрам проделывать несложный комплекс физических упражнений;
  • как можно чаще заниматься с ним лепкой, рисованием;
  • читать сказки и вместе обсуждать их;
  • обеспечивать активное общение с другими детьми.

Для того чтобы родители смогли сориентироваться в правильном воспитании, рекомендуется читать соответствующую литературу и пособия по воспитанию детей дошкольного возраста. В данной статье будут описаны особенности физического, нервно-психического развития ребенка 4 лет, а также указан тот спектр способностей, которыми он должен владеть в этом возрасте.

Физическое развитие

Для врачей главной особенностью в развитии ребенка 4-летнего возраста являются его рост, вес, окружность груди, окружность головы. В отношении этих показателей важную роль играет наследственность: то есть если родители малыша ниже среднего роста, с низкой массой тела, то и сам он не будет отличаться высокими показателями в этой области. Различают маленький (рост: 96,1-101,2 см.; вес: 11,5-14,9 кг.), средний (рост: 106,1-102,6 см.; вес: 15,4-18,6 кг.), большой (рост: 106,2-114,1 см.; вес: 15,5-19,6 кг.) тип телосложения. Если рост резко отклонен от нормы, необходимо пройти консультацию и дополнительное обследование у эндокринолога. Если масса тела значительно превышает (или же меньше) нормы, стоит регулярно наблюдаться у педиатра.

Однако причинами таких отклонений могут быть не только неправильный обмен веществ либо нарушенный гормональный фон, но и несбалансированное питание, недостаточная физическая активность и т.д. Поэтому в период активного роста и развития ребенка родители должны помнить о том, что в рационе малыша обязательно должны присутствовать белки, жиры и углеводы. Белки (говядина, бобы, злаки) лучше давать в первой половине дня. Во второй половине дня диетологи рекомендует принимать пищу, богатую углеводами (каши, фрукты, овощи). Количество приемов пищи в таком возрасте должно составлять 4-6 приемов.

Кроме того, в этом возрасте ребенок очень подвижен: он постоянно бегает, прыгает, играет со сверстниками в активные ролевые игры. Поэтому очищенная негазированная вода является очень важной для растущего организма. Не стоит злоупотреблять сладким компотом либо сладким чаем, - содержащийся в них сахар не позволит утолить жажду и не обеспечит нужной энергией.

В аспекте физических упражнений очень полезной будет утренняя зарядка. Занятия не должны быть сложными и тяжелыми: достаточно элементарных движений (наклоны, приседания, разминка рук, шеи). Продолжительность такой зарядки не должна превышать 15 минут в день. Если ребенок посещает дошкольное учреждение, то такие упражнения с ним будут проводить воспитатели. Кроме того, полезными будут упражнения на укрепление опорно-двигательного аппарата (прыжки на батуте, гимнастика, хождение по прямой линии).

В этом возрасте необходимо начинать подготавливать руку к письму, укрепляя мышцы ладони. Для этих целей лучше всего использовать глину, пластилин, тесто, раскраску. Фигурки, которые будет лепить ребенок, не только помогут развить моторику пальцев, но и фантазию.

Нервно-психическое развитие

К 4 годам словарный запас ребенка увеличивается до 1,5 тыс. слов, а размер головного мозга практически равен размеру мозга взрослого человека. Однако левое и правое полушария развиты не одинаково: правое полушарие (а оно, как известно, отвечает за эмоции и чувства) в этом возрасте преобладает. Это объясняет поведение детей в таком возрасте: они очень эмоциональные, открытые, добрые, всегда говорят правду, очень легко обижаются. Именно в 4-летнем возрасте у ребенка формируется понятие о добре и зле, поэтому так важно читать для них различные сказки, обсуждать главных героев, спрашивать у малыша, кто ему симпатичен и почему.

Читайте также

В 4 года дети пытаются помогать родителям в бытовых условиях: вылаживать постиранное белье из стиральной машинки, вырезать фигурки из теста, нести пакеты из магазина. Очень важным здесь является всяческое поощрение со стороны родителей: ребенка нужно хвалить, используя для этого различные слова (молодец, умница, потрясающе, поразительно, неподражаемо, прекрасно). Это сможет не только повысить самооценку маленького помощника, но и сделает его словарный запас более разнообразным.

В этом возрасте можно начинать учить иностранные языки. Лучше всего это делать в форме игры, т.к. дети в 4 года будут запоминать только то, что им будет по-настоящему интересно, а не то, что нужно запомнить. Педагоги не рекомендуют в таком возрасте перезагружать мозг ребенка и тем более ругать последнего за погрешности в обучении. Ведь дети в этот период очень ранимы, в случае неудачи их нужно подбадривать, и говорить, что в следующий раз обязательно все получится.

Полезным тренингом для детской памяти будет заучивание нескольких несложных стишков, которые также помогут выработать четкую речь. В целом же, усвоение материала в 4-летнем возрасте прекрасно происходит, если проводить занятие в форме игры. Если детям пообещать за высокие достижения бонусы, призы, подарки, это выработает у них стремление к лучшим результатам.

Что же касается методов наказания, то им также следует уделять внимание. Развитие ребенка 4 лет позволяет ему совершать осознанные действия. Поэтому если ребенок сделал что-то плохое, не следует это игнорировать, но и кричать на него не следует (а тем более бить). Силовые методы воспитания принесут больше вреда, нежели пользы, и вряд ли ребенок не будет повторять такие действия в будущем.

Лучшим методом воспитания в таком случае является разговор с четырехлеткой: ему необходимо объяснить, что именно было плохого в его действиях, почему эти действия вызывают у других людей недовольство. А также привести пример, какие методы наказания будут использованы к ребенку, если он повторит такие действия (к примеру, отказ от сладостей на определенный период, отказ от мультфильмов).

Что должен уметь ребенок в возрасте 4 лет

Согласно мнению специалистов, в аспекте физического развития, 4-летний ребенок должен уметь выполнять следующие действия:

  • стоять на одной ноге в течение не менее 5 сек;
  • прыгать на одной ноге;
  • прыгать на двух ногах (на месте, в длину);
  • опускаться/подниматься по лестнице, равномерно переставляя ноги. При подъеме/спуске по лестнице можно вместе с малышом считать ступеньки, - это поможет ему лучше запомнить цифры;
  • ловить мяч обеими руками, не прижимая последний к груди;
  • бегать, с минимальным количеством падений.
  • В плане психологического развития, дети 4-летнего возраста должны уметь:

    • отличать левую и правую стороны, верх и низ;
    • распознавать отличие между величинами (маленький/большой, один/много);
    • ориентироваться в цветовой гамме (распознавать 7 основных цветов);
    • уметь считать от 0 до 9;
    • знать основные геометрические фигуры, и уметь распознавать их (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
    • уметь складывать конструкторы, пазлы (для соответствующих возрастов);
    • пересказывать услышанные тексты (сказки, статьи из детских журналов);
    • описывать увиденную картинку 2-3 предложениями;
    • знать основные профессии (доктор, учитель, строитель), и что выполняют люди той или иной профессии (учитель учит, доктор лечит);
    • различать виды домашних животных, называть детенышей каждого вида;
    • знать название деревьев, которые растут в районе проживания ребенка; несколько видов цветов;
    • знать свою фамилию, имя, возраст, имена родителей, бабушки и дедушки, город, в котором он проживает.

    В бытовых условиях ребенку данного возраста необходимо уметь:

    • самостоятельно есть;
    • одеваться/раздеваться;
    • расчесываться;
    • складывать свои вещи;
    • застегивать молнию, развязывать шнурки;
    • мыть руки с мылом, вытирать их полотенцем;
    • чистить зубы.

    В этом возрасте для лучшего освоения окружающего мира и развития необходимого комплекса умений ребенка можно попробовать сводить в театр либо цирк. Не стоит выбирать в первый раз места в первых рядах, - малыш может испугаться и в дальнейшем откажется посещать мероприятия такого рода. Полезными для общего развития будут также экскурсии по достопримечательностям родного города (музеи под открытым небом, парки, скверики).