Как сделать куклу параскев пятницу. Кукла Параскева Пятница— женская помощница и заступница

Теперь я понимаю, почему раньше у людей все дела ладились, все получалось удачно, все были здоровы и накормлены, - сказала Веселина, заходя в мастерскую, - ведь у них на каждый случай был свой оберег, на каждое дело - свои помощники.

Слушай, ну тебе ли завидовать древним славянам? - удивился я, - у тебя в городе живет столько оберегов, обрядовых и игровых тряпичных кукол, что не в каждом человеческом доме было. И, заметь, тоже на все случаи жизни - тут и , и , и , и и еще более пятидесяти разных кукол.

Вот именно, а мне о всех нужно позаботится, да так, чтобы угодить, не обидеть никого невниманием и учесть особенности каждой куклы, - после душещипательной тирады Веселина, как и надлежит воспитанной девочке скинула обувь и с разбегу плюхнулась на диван, сразу же накрыв голову подушкой, наверное, чтобы не выслушивать мои нудные выговоры на этот счет.

Я решил пойти другим путем и сделал вид, что не видел никакого хулиганства. Это всех устроило, через пару минут Веселина тихонько перебралась в свое кресло и стала рассматривать новую куклу.

Сегодня у нас с тобой непростая задача. У тебя в руках тряпичная русская кукла Параскева, или как ее еще называют, Параскева Пятница, история и значение которой настолько неоднозначны, что с ходу разобраться в этом вряд ли получится.

Ну, как говориться, попытка не пытка, давай уже начнем. - приободрила меня Веселина.

Кукла Параскева - история и значение

Начнем, как обычно с имени. Кукла Параскева или Параскева Пятница получила свое имя от христианской великомученицы святой Параскевы, которая приняла ужасную мученическую смерть, но не отреклась от своих убеждений. В христианском календаре 28 октября/10 ноября отмечен, как день святой Параскевы Пятницы, которая является покровительницей рукодельниц и обеспечивала успех всем домашним женским заботам. В это время и делали куклу Параскеву, которая является оберегом рукоделия.

Куклу оберег делали локтевого размера или меньше и ставили возле своей прялки, где она находилась до весны, когда уже заканчивали прясть, ткать, шить и вышивать. Очень многие варианты изготовления такой куклы содержат шитые элементы одежды, более того, куклу используют в качестве игольниц или места для крепления мелких инструментов для рукоделия - булавок, наперстков, маленьких ножниц и т.д.

Была другая форма этой же куклы - обрядовая. Обрядовая кукла Параскева Пятница делалась ростом около полутора метров и являлась результатом общественного труда, то есть ее изготавливали все женщины, которые потом занимались вместе рукоделием. Такая Параскева очень напоминала куклу Купавку, как по внешнему виду, так и своей судьбой - в конце обряда ее сплавляли по реке отдавая дань древним богам. Различались эти куклы размером и временем использования.

Это самая растиражированная история о сути и предназначении куклы Параскевы Пятницы.

А у меня есть вопросы, - нетерпеливо перебила меня Веселина.

Было бы странно, если бы у тебя они не появились, но давай поступим так, - предложил я в ответ, - сначала я выскажу свои мысли по этому поводу, а потом ты будешь спрашивать, если мои рассуждения не внесут ясность.

Итак, мне сразу стали не понятными следующие моменты:

  • что это за имя такое, откуда оно и что означает;
  • для чего нужно было делать еще один оберег для рукоделия, если есть Десятиручка и Филипповка, уже друг друга замещающие;
  • почему куклу Параскеву использовали в обряде поклонения древнеславянской богине Макоши;
  • как можно совместить обереговые свойства куклы и использование колющих и режущих предметов.

Я сам ответов на эти вопросы не знал, поэтому нам вместе с Веселиной пришлось перебрать всю имеющуюся в доме литературу про древнерусскую историю. Кое-что выяснилось, что-то осталось без ответа в виду отсутствия достоверной информации даже у знатоков в этом вопросе. Чтобы не докучать нашим гостям, мы решили не утомлять их всей информацией, которую нам удалось добыть, тем более, что не всем это может быть интересно, а перейти сразу к ответам на поставленные вопросы и к выводам. Хотя тема мне показалось настолько интересной, что я запланировал провести небольшое, но подробное исследование, результатом которого станет отдельная публикация.

Итак, достоверно известно, что имя «Параскева» переводится с греческого, как «пятница». В связи с этим совершенно непонятна несуразная связка «Параскева Пятница». Даже если учесть тот факт, что святая Параскева родилась в пятницу, что и явилось причиной выбора ее имени, то все равно довольно странным кажется использование двух слов с одинаковым значением одновременно, пусть и из разных языков. Масло масляное, или по-научному - тавтология.

Но если копнуть глубже, то выясняется, что по одним сведениям, пятница - день рукоделия, по другим - день почитания богини Макоши, которая покровительствовала женщинам и их занятиям. Так что вполне вероятно, что у куклы просто раньше было другое имя, например - «Макошь Пятница», и это давало понять, что изготовили оберег для рукоделия, помогать в котором будет великая богиня. Во всяком случае это более логично и понятно. Замена божественной части в имени куклы произошло в период распространения христианства в нашей стране, когда многие древнеславянские традиции изменяли и подстраивали на свой лад. Мы с этим уже сталкивались, когда разговаривали про и . Это единственное доступное мне объяснение того, почему сохранилось у куклы такое двойное имя.

По поводу похожести по значению куклы Параскевы с Десятиручкой и Филипповкой - да не было изначально никакого сходства. Если первую делали для общения с богиней Макошь или для использования ее силы для защиты, то назначение вторых кукол было более специфичным и узкоспециализарованным, то есть цели в первом случае стояли гораздо значительнее и масштабнее. Это через столетия, когда истинное значение куклы позабылось, выбилось, стерлось, то осталось то, что на поверхности - благоволит святая Параскева рукодельникам, значит и кукла будет оберегом на все домашние женские дела. Ну вот как-то так.

По тем же причинам, по которым произошло изменение имени куклы, стало допустимым использовать тряпичный оберег в качестве места для хранения иголок, булавок, ножниц, наперстков и прочих инструментов. Думаю, что мои эмоциональные комментарии в этом случае будут излишними, скажу только, что это абсолютно несовместимые понятия. О правилах изготовления обереговых и обрядовых кукол мы уже много раз говорили в предыдущих публикациях.

Вот такая интересная получилась история у тряпичной куклы Параскевы.

Ну что, - спрашиваю у Веселины, - вопросов поубавилось?

Да, - отвечает она, - но на их месте уже появились другие. Но давай сегодня с расследованиями закончим, а то не успеем рассказать, как же делать куклу Параскеву?

Согласен, всему свое время, - кивнул я, - переходим к практике.

Кукла Параскева - как сделать

Конструкция куклы Параскевы - это крест из двух палочек. Мы уже знаем такой вариант, например, делается точно также. Объем головы набираем ветошью или очесом, покрываем квадратным белым лоскутом, закрепляем у шеи. Дальше - полная свобода выбора оформления рук, одежды и прически. Радикальная трансформация сути и значения куклы Параскевы полностью стерла срогие правила ее изготовления, поэтому в этом случае можно позволить себе не скромничать.



Единственный обязательный элемент для куклы - это ленты или полоски ткани, которые навязывают на руки. Традиционные цвета - красный (для общения с предками) и синий (для обращения к высшим силам). Во всем остальном никаких требований нет. Мы, как обычно, на стали перегружать куклу декоративными элементами, что бы четко и ясно можно было понять, из чего она состоит и как делается. При создании же сувенирной Параскевы можно добавлять любые украшения, использование которых будет уместным в данном случае.

Вот, собственно говоря, на сегодня и все. Веселина отправилась в город, слегка озадаченная сегодняшним обсуждением, и я буду прощаться.

Не забывайте делать тряпичных кукол для себя и для своих близких, интересуйтесь историей и традициями нашего народа. Всем спасибо за внимание, будьте здоровы.


Славянская обережная кукла Параскева-Пятница

Празднования славян в честь Пятницы-Макоши были самыми длительными, что свидетельствует о ее значительной роли в славянском и праславянском пантеоне. Макошь — богиня плодородия, воды, покровительницы женских работ и девичьей судьбы, образ которой был запечатлен на главной, лицевой грани Збручского идола, а празднества в ее честь проводились еженедельно, ежемесячно и особенно в осеннюю пору — на рубеже лета и зимы (с 1 по 8 ноябя).

* * *

Кукла Параскева в глубоком язычестве была женским божеством Макошь. Это один из самых сильных символов. Богиня рода и судьбы и всего, что связано с их укреплением и благополучием. Даже не просто богиня судьбы, а богиня, которая владеет судьбой, хранит её, плетёт нити судьбы, устанавливает взаимодействие разных уровней космоса с человеком, имманентно встроенным в этот самый космос. А также Макошь - богиня плодородия, колдовства и властительница Дикой природы.

Образ постепенно трансформировался в Параскеву Пятницу, которая считается покровительницей женщин и женского труда, целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия и счастья. Она рачительная помощница во всех делах и ремеслах, особенно если дело касается прядения льна. Ей даже был посвящен свой день недели, Считалось, что Параскева Пятница запрещает работать в этот день: прясть, ткать, пахать, стирать, а также купаться и купать детей и сурово карает нарушающих запреты.

Кукла органично совмещает в себе оба образа. Так, для неё характерно наличие веретена. У нее, в память о Макоши, должны быть распущенные волосы. Она помогала людям донести их сокровенные мысли и просьбы до богов и предков. Красные нити, завязанные на её руках - обращения к предкам, а голубые - обращения к богам. На её ладонях сидят птицы, что подчеркивает божественный прообраз куклы, которая воплощает собой хозяйку неба, небесную пряху. Птицы, так же, как и она, зачастую являются посредниками между реальным и ирреальным миром. Если кукла не была общественной, а хранилась дома, то женщины призывали её помочь им в работе, делая хранительницей мелких предметов рукоделия (лент, кружева, веретен, коклюшек, наперстков, игл), которые вешали на руки кукле с приговором: «Обереги, матушка Параскева, от сглазу-призору».

* * *

Кукла Параскева Пятница в глубоком славянском ведичестве была женским божеством Макошь. Это один из самых сильных символов. Богиня рода и судьбы и всего, что связано с их укреплением и благополучием.

Куклу Параскеву-Пятницу делать без знакомства с её историей считаю просто невозможным. Многие представляют эту куклу в очень ограниченной функции помощнице в женских ремеслах. Для этой цели вполне достаточно куклы "Десятиручки".

Это совсем разные куклы с разными исходными историями. Ни одна кукла не претерпела такой длительной трансформации во времени, сохраняя свою основную сущность, как Макошь, прообраз Параскевы. Когда вы познакомитесь с ценнейшими исследованиями Рыбакова, вы всё это увидите. Символ женского божества Макошь это фундамент, всё остальное (по моим ощущениям позволю такое сравнение) надстройки, этажи, украшения, детали. Это единственная кукла, требующая немалых знаний и собственного осмысления. В противном случае это будет трансляция некоего рукоделия и только, а значит потеря первосмыслов, основополагающих глубинных истин.

Я брала мастер-класс по Параскеве, как и многие другие МК, у Новосибирского этнопедагога Велесовой Свтеланы Власовны. Этим летом она планирует работать в Чепошском кукольном музее на Алтае. Тем повезет, кто посетит ее экскурсии, ибо она кладезь ценнейших знаних о славянской этнокультуре, о народных куклах. Для меня кукла Параскева стала самой значимой. Именно она мотивировала меня на дальнейшее знакомство с таким народным творчеством, как куклы.

  • на сайте народной игрушки
  • в стране мастеров
  • на летописиру
  • в Воркуте

Кукла Параскева (с греч. пятница) в глубоком язычестве была женским божеством Макошь. (" Макошь - славянская богиня вселенской судьбы " ). Это один из самых сильных символов.Богиня рода и судьбы и всего,что связано с их укреплением и благополучием Материалы по истории символа Параскевы весьма противоречивы.Наиболее глубокое исследование у Б. Рыбакова. (" ).

УБ.Рыбакова в книге «Язычество древних славян» встречаем: «…обращение к летописи возвышало Макошь до ранга единственной, а следовательно, главнейшей богини; сосредоточение на этнографическом материале снижало её образ до простой покровительницы женского прядения. Тысячелетний диапазон между разрядами источников не учитывался».

Делать Параскеву чрезвычайно интересно. Сейчас Параскеву трактуют как помощницу во всех работах и ремеслах, особенно в прядении льна.

Современный вариант позволяет не только передавать сложившийся традиционный образ, но и вложить в куклу свои "тексты" и заветные желания, обращенные и к предкам (красные ленты), и к Богам (голубые ленты). День недели Пятница в честь покровительницы и помощницы всех женских ремёсел считался днём отдыха для женщин.

Параскева индивидуальная

Предыдущая Параскева − модель общественной куклы, которая была метра полтора ростом. Люди вешали на неё разные штучки и завязывали поясочки со своими заветными желаниями. Вся увешенная и украшенная, затем она спускалась на воду. (Мне почему-то эта затея не нравится по разным причинам). А вот из ниток кукла индивидуальная , небольшая, просто помощница в рукоделии. Обе куклы взяты на курсе этнографа Велесовой Светланы Власовны. По логике Параскева общественная и Параскева индивидуальная - это одна кукла. Однако, по тому как фактически толкуют и изготавливают этих кукол сегодня, так не скажешь.

Параскева индивидуальная тесно связана с христианской святой Параскевой, жившей во II веке. Параскева с греческого - пятница, отсюда Параскева-Пятница. Параскева общественная продолжает сохранять в себе основополагающие смыслы, ибо прародительницей её является женское божество Макошь - богиня рода, земли, наделяющая судьбой. Макошь, это глубоко и глобально, её трансформация в столь продолжительном времени говорит о необходимости сохранять основополагающие представления о бытие и о мироустройстве как о неразрывной связи времен. Параскева-Пятница индивидуальная сегодняшняя практически другая кукла. Эти два образа сегодня переплетены невероятно, в самых разных вариантах и в толковании и в изготовлении…

Мне бы не хотелось преумножать путаницу вокруг этих кукол. И я больше говорю о своём восприятии и о своём отношении к этим куклам, для меня они разные. Говоря о Параскеве индивидуальной и учитывая, как она изготавливается, я бы не стала связывать её с Макошью, хотя отдельные функции у них схожие, но Параскева-Пятница, на мой взгляд, ближе к бытовой стороне жизни, а Макошь - к бытийной. Сегодня Параскеву-Пятницу индивидуальную считают покровительницей женских ремесел, особенно прядения льна, ткачества. Она заступница женской доли, исцеляющяя родниковой водой болезных детей, помощница в женском рукоделии.

Зоя Пинигина

Мастер-класс

1 Приготовим шерстяные или п/ш нитки (цвета, кроме белого для рубашки и телесного, по вашему усмотрению) и палочки для крестовины ⌀ 1 см, длиной 26 см для тела и 19 см для рук.


2 Наматываем заготовки. Везде указываю половину длины, т.к. они будут складываться пополам. Значит всю длину надо удваивать. Длина белой рубашки 22 см (т.е. вся длина 44 см), коричневые волосы 28 см, оранжевые (или др. цвета) для платья 18 см, бежевые для лица 12 см. Немного красных ниток для обережного креста.


3 Закрепляем руки. Получаем крестовину, основу многих традиционных кукол и обматываем бежевыми нитками. Лучше от шеи и назад во все 4 стороны.

4 Накладываем обережный крест.

5 Белые нитки перекидываем на крепкую нитку и распределяем вдоль.


6 Привязываем белую рубашку под самые руки. Нитки распределяем ровно вокруг тела и перед тем как завязать, перекидываем через плечи, чтобы при возможном растяжении ниток она не спадала.

7 Заготовку для лица накидываем сверху макушки.

8 Крепко завязываем, не захватывая шеи.


9 Сверху «лицевых ниток» накидываем нитки для волос.

10 Завязываем на том же уровне, что и лицевые.

11 Ровно собираем сначала волосы вверх, затем лицевые нити.

12 Завязываем на макушке, очень крепко.


13 Только если всё крепко и ровно завязано, аккуратно обрезаем лицевые (бежевые) нитки выше перевязки на 5-7 мм вокруг всей обозначенной уже головы.


14 Отделяем небольшую прядь волос.

15 Прядью закрываем лицевые нитки, аккуратно оформляем голову.


16. Заготовку для платья делим на две части, накидываем на плечи.

17. Перевязываем ниже рук. Полы платья не соединяем вплотную, оставляем распахнутыми.

18. Сплетаем или скручиваем пояс. Ваша Параскева Вам в поддержку и помощь!

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования

НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ПРЯЖИНСКОГО РАЙОНА

186120 Республика Карелия, пгт Пряжа, ул. Советская, 87а

Святозерское структурное подразделение

Художественное отделение

МАСТЕР-КЛАСС « Куклы- обереги из бабушкиного сундука»

« ПАРАСКЕВА»

Преподаватель

художественного отделения:

Васильева Мария Александровна

Святозеро 2017

КУКЛЫ – ОБЕРЕГИ из БАБУШКИНОГО СУНДУКА

В глубокой древности у кукол было другое предназначении, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми « охранными» были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли – « рванки»). Еще до рождения ребенка делали куколку и укладывали ее в колыбельку, чтобы кукла «обогрела» ее для будущего малыша. Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребеночка. Тряпичную куклу – делали своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благославляя ее на счастливое замужество. Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу - в дорогу с пожеланиями добра и скорого возвращения. В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.

Кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют мир взрослых, и через игру ребенок постепенно подготавливается к самостоятельной жизни. Наши предки осознавали важность игры для формирования личности ребенка, вот почему методы народной педагогики ориентировались, в первую очередь, на специфику детской души: жажду подражания, жажду труда, желание радоваться, играть.

Данный мастер- класс рассчитан для детей 9- 13 лет и призван помочь обучающимся раскрыть значение народной куклы, познакомить их с традиционной культурой, ее обычаями и историей.

Традиционная народная игрушка – это настоящая основа для полноценного бытия на земле. Игрушка помогает ребенку сблизиться с природой при помощи натуральных материалов. Особое место среди большого мира игрушек отводится народной кукле.

Изучение традиционной народной куклы дает возможность каждому учащемуся раскрыть свои творческие способности, фантазию и мастерство.

Цели мастер- класса:

    Формирование у учащихся представлений о народной культуре Карелии, о традиционных куклах и традиционном народном костюме, изучение технологии разработки и изготовления куклы в традиционном народном костюме с учетом этнолокальных традиций;

    Развитие творческой активности учащихся, их художественного вкуса и способностей;

    Привитие интереса к истории и культуре своего народа, воспитание стремления сохранить и приумножить культурное наследие своего края, воспитание личностных качеств учащихся.

Задачи:

    Познакомить учащихся с основами традиционных ремесел;

    Разрабатывать и изготавливать народную куклу;

    Развивать эстетический вкус, внимание, художественно-образное мышление.

    Воспитать аккуратность, терпение, выполнять работу до конечного желаемого результата и умение работать в коллективе, уважение к традициям и обычаям родного края.

ПАРАСКЕВА - покровительница женских рукоделий.

Снеговей, бездорожник, полузимник и лета обидчик- так именовали НоЯБРЬ. Холода дают о себе знать. Прилетают снегири, свиристели, сидя на голых ветках деревьев, они радуют всех своим ярким оперением. В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается. В деревнях приступают к зимним работам.

10 ноября на Руси отмечали день памяти ПАРАСКЕВЫ Пятницы. Святая Параскева пользовалась у народа особой любовью и почитанием, люди верили, что она охраняет семейное благополучие. Параскева Пятница также считалась покровительницей женской зимней работы, и в первую очередь, прядения. Значение прядения было велико, поскольку оно в древности, так же как и ткачество, являлось символом труда. В этот день устраивали в каждой деревне « Льняные смотрины». Женщины выносили вытрепанный лен- «первак »- на улицу, демонстрировали друг другу результаты своей работы. Девушки стремились показать свое « льняное искусство» парням и будущей свекрови.

В середине ноября заканчивались работы по трепанию льна. Многие женщины бросали лучшую льняную кудельв воду для Матушки Параскевы на « становну» « На передничек» (фартучек). Многими ремеслами должна была овладеть каждая женщина. Она должна была уметь напрясть нити, соткать холсты, и сшить одежду. Поэтому чистую прядь чистого льна вешали на икону Параскевы Пятницы.

В северных областях России в этот праздник изготавливалась огромная кукла Параскева. Девушки и женщины одевали куклу в народный женский костюм, на руки куклы навешивали пояса, ленты, кружево, веретино, наперсток, ножнички, коклюшки- своеобразные подарки, символизирующие благодарность за помощь в труде. Считалось, что чем больше рукотворных изделий будет на руках куклы, тем более урожайными богатым будет следующий год. В настоящее время в России и Карелии возрождаются многие женские ремесла, создаются ремесленные мастерские, где наши современницы познают премудрости старинных технологий. Традиции сохраняются, и во многих современных светлицах уже поселилась кукла ПАРАСКЕВА.

Правила безопасной работы с ножницами

1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.

2. Перед работой проверь исправность инструментов.

3. Работай ножницами только на своем рабочем месте.

4. Следи за движением лезвий во время работы.

5. Ножницы клади кольцами к себе.

6. Подавай ножницы кольцами вперед.

7. Не оставляй ножницы открытыми.

8. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.

9. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

10. Используй ножницы по назначению .

Правила безопасной работы со швейной иглой

1. Работать с напёрстком

1. Храни иглу всегда в игольнице.

2. Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.

3. Передавай иглу только в игольнице и с ниткой.

4. Не бери иглу в рот и не играй с иглой.

5. Не втыкай иглу в одежду.

3. Не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой

6. До и после работы проверь количество игл.

7. Храни игольницу с иголками только в одном и том же месте.

8. Не отвлекайся во время работы с иглой.

6. Куски сломанных иголок или булавок собирать и отдавать учителю.



1) На середину основы положить ватный шарик.

2) Оформить голову, перевязать. Под ткань вставить вертикально лучину большего размера (см инструкционную карту пункт №2)

3) Перпендикулярно расположить сверху меньшую лучину(руки) и закрепить ниткой крест-накрест

4) Посередине детали рубашки сделать разрез для головы, на куклу надеть рубашку(см. инструкционную карту пункт № 5) подворачивая боковые срезы и закрепить рубашку ниткой вокруг туловища по линии талии

5) По линии талии оформить юбочку, присборивая ткань, ниткой закрепить юбку вокруг туловища по линии талии

6) Квадрат из яркой ткани разрезать по диагонали, получается деталь нижнего платка и деталь передника, их оформляем на кукле.

Наша кукла готова!!!

Вот и наступила поздняя осень. Это сейчас мы можем порукоделить когда хочется. Хотя и в наше время у многих дачи, земельные участки и лето посвящено в большей части им — чтобы вырастить вкусные и экологически чистые овощи-фрукты-ягоды, да заготовить всю эту вкуснятину на долгую зиму.... А приходит осень — и уже ничего от любимого рукоделия не отвлекает.

Вот и в старину именно осенью, когда заканчивались полевые работы, женщины могли больше времени уделять рукоделию. Была на Руси и Святая женская заступница, покровительница рукодельниц — Параскева Пятница. Осенью, 28 октября (10 ноября), есть праздник — день Параскевы Пятницы. На Руси она издревле считается покровительницей женщин и женского труда, целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия и счастья. Ей молились девушки, чтобы выйти замуж по любви и поскорее. Представления о ней — результат наложения культа Святой Параскевы на древний русский культ Макоши (богини Судьбы, плодородия, колдовства и властительницы Дикой природы).

Параскева Пятница — бабья святая, «так как повсюду наши крестьянки считают ее своей заступницей». Она представляется в виде высокой, худой женщины с длинными распущенными волосами. Высоких и худощавых женщин еще и сейчас иногда называют «долговязая пятница». Параскева считается покровительницей женской зимней работы, в первую очередь, пряжи.
Полагают, что с этого дня должно трепать лен.

В день Параскевы Пятницы женщины и девушки показывали друг другу свое рукоделие. А в северных областях России было принято в этот день изготовлять куклу — Параскеву.

Кукла Параскева бывает двух видов. Есть большая кукла, ростом около полутора метров.

Это так называемая общественная кукла. Устанавливалась она обычно на берегу реки. Женщины вешали на неё разные штучки и завязывали поясочки со своими заветными желаниями. Вся увешенная и украшенная, затем она спускалась на воду. Лично мне жалко, но в русских традициях очень многие куклы уничтожались почти сразу после изготовления....

А еще женщины делали маленьких Параскев — помощниц в домашних хлопотах. Такая куколка обязательно должна быть у каждой хозяйки.

Все Параскевы, как общественные, так и индивидуальные, делались на крестовине из веток. Для этого использовались ветки "женских" деревьев, как правило рябины или березы. Ветви нельзя ломать просто так. Нужно обязательно подойти к дереву, обнять его, рассказать зачем нужны ветки, попросить разрешения, а затем аккуратно срезать нужную ветку. И обязательно поблагодарить дерево!

Основы для общественных кукол обычно не делались, их просто втыкали в землю. Для индивидуальных же в качестве основы мог использоваться спил дерева, клубок ниток. А некоторые и вовсе без основы — просто подвешивались за петельку.

Общим и для общественных и для индивидуальных куколок Параскев было наличие на их руках красных и голубых ленточек. Это просьбы о помощи, обращенные и к предкам (красные ленты), и к Богам (голубые ленты). На руках Параскевы часто сидят птицы, что подчеркивает божественный прообраз куклы, которая воплощает собой хозяйку неба, небесную пряху. Птицы, так же как и она, зачастую являются посредниками между реальным и ирреальным миром.

Индивидуальная кукла Параскева является хранительницей мелких предметов рукоделия. На ее руки навешивают ленты, кружева, небольшие орудия женского труда: веретено, наперсток, ножнички, коклюшки и т.д. В платьице куколки втыкают иголочки и булавочки с приговоркой: «Обереги, матушка Параскева, от сглазу-призору».

День недели пятница (в честь покровительницы и помощницы всех женских ремёсел) раньше считался днём отдыха для женщин. Приметы этого дня так же весьма своеобразны:

В пятницу не только нельзя прясть, но даже иметь в доме конопель.
В пятницу нельзя прясть, а шить можно.

Вот бы и нам иметь такой выходной именно для рукоделия! Тем более, сейчас мало кто прядет, а шить можно!

А теперь предлагаю вам полюбоваться, какие разные и красивые бывают куколки Параскевы. Надеюсь, вам тоже захочется сотворить себе такую помощницу.

Кукла Параскева - берегиня женских рукоделий..Св. мч. Параскева - христианская покровительница женщин и женских ремёсел.
День Параскевы Пятницы отмечали на Руси в ноябре,когда закончены полевые работы и начиналось время пряденья,ткачества,вышивания и т.д... Девушки и женщины в этот день показывали своё рукоделие. В Северных областях изготавливали куклу Параскеву в русском народном костюме. На руки и голову куклы навешивали ленты,кружева,небольшие орудия женского труда: веретено,игольницы,пяльцы,ножницы,коклюшки,напёрстки.

Высота куклы 80 см. Фартук вышила крестом и добавила тесьмы На поясе,рубахе и по подолу юбки-понёве тоже тесьма.

Это куколки-кувадки. Их делали перед родами и развешивали перед входом в помещение,где это происходило (в сенях или в предбаннике).Их роль - отвлечь внимание нечистой силы от роженицы и ребёнка. Потом их вешали над детской колыбелькой с той же целью.

Костюм выполнен по мотивам Воронежского народного костюма,где основные цвета - чёрный и красный. Юбка-понёва всегда чёрного цвета,как олицетворение плодородного воронежского чернозёма.

Птички - игольницы.