Из чего состоит педагогический брифинг воспитатель года. Сценарий брифинга "Ее величество игра!"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида (интеллектуального, физического приоритетных направлений развития воспитанников)

подготовила: ст. воспитатель Пономаренко И.Ю.

х Кавалерский 15.03. 2013 г

Тема: «Взаимодействие с семьями воспитанников»

Цель : Познакомить педагогов с новыми формами работы с семьями воспитанников

Показать важность аспектов трудового воспитания с целью развития личностных качеств ребёнка.

Подготовительная работа:

1.Составление конспекта педчаса.

2.Игра «Брифинг»

2.Оформление таблиц.

3. Методическая пауза: Подготовка консультации «Организация трудовой деятельности с детьми на участке» воспитатель Стебаева О.Н.

4.Домашнее задание: подготовить пословицы и поговорки о труде.

5. Подготовка к заключительному слову и решению педчаса. Заведующий ДОУ Астахова О.Б.

Вступительное слово ведущего :

Сегодня наша встреча посвящена теме трудовое воспитание в детском саду и семье. Что такое трудовое воспитание и зачем оно нужно в дошкольном возрасте, об этом сегодня пойдёт речь. Хочется зачитать слова А.С. Макаренко: «Труд - это совсем не то, чем заняты руки ребенка , подростка. Труд это то, что развивает маленького человека , поддерживает его , помогает ему самоутвердиться » Трудолюбие и способность к труду не даются от природы, но воспитывается с раннего детства. Работа по трудовому воспитанию основывается на формировании предметной деятельности детей и связана с их игровой деятельностью. Именно в процессе сюжетных игр формируется мотивационно–потребностная сторона деятельности детей, связанная с овладением навыками обслуживания (в случае действия с игрушками) и самообслуживания. Овладение операционной стороной деятельности позволяет ребенку стать самостоятельным и умелым в удовлетворении своих насущных потребностей. Таким образом, стимулируется личностное развитие ребенка. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей с особыми образовательными потребностями. Их воспитательные функции различны, но для развития ребенка необходимо их взаимодействие. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме объединения усилий дошкольного учреждения и семьи показывает, что в последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному партнерству в педагогическом процессе. Наша жизнь постоянно информационно усложняется. Уже недостаточно получить образование и работать по специальности. Нужно все время чему-то учиться. Потребность в знаниях проникает во все сферы жизни -профессиональную, семейную. Современная семья нуждается в педагогических, психологических, юридических знаниях. Большинство родителей доверяет своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт своих собственных родителей. Это нередко приводит к семейной дисгармонии: нет образцов того, как справится с проблемой. Деятельность педагога не должна оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Содержание работы педагога с родителями включает в себя все вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады и лекции на родительских собраниях. Вот мы и подошли к главному. Игра "Брифинг" Участвуют все участники педчаса. Посовещавшись, распределите ответы между собой.

Задание 1.Назовите традиционные формы взаимодействия с родителями.

Ответы:

    родительское собрание

    Наглядные формы работы: фотовыставка, проведение выставок работ детей и родителей.

    Консультации

    Анкетирование

Задание 2. Назовите нетрадиционные формы работы с родителями.

Ответы

    совместные досуги, выставки

    проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, тренинги, брифинги и т.п.

    Дни открытых дверей, просмотры занятий, выпуск газет.

    сайты ДОУ

    совместная работа по тематическому плану, проектам

    маршруты выходного дня или экскурсии.

    организация развивающей среды группы

    благоустройство детского сада, озеленение,

    праздничное оформление детского сада,

    экологические акции («Кормушка для птиц», «Золотая осень» (сбор природного материала для образовательной деятельности)).

    Педагогическая мини-библиотека,

    информационные стенды.

Задание 3 .С какими трудностями вы сталкиваетесь при проведении родительских собраний. Выберите для себя ответ

    Недостаточная посещаемость собраний родителями.

    Трудности в установлении контакта с родителями.

    Однообразие форм проведения собраний.

Задание 4. « Самый "трудный" родитель - самый "приятный родитель"(предлагаю участникам разделиться на две группы)

    Одна группа описывает портрет самого " трудного" родителя.

    Другая группа «положительного» родителя.

Были ли у вас на практике такие родители?

Как вы считаете, нужно ли искать контакта с теми родителями, которые вам неприятны?

Наша работа предполагает постоянное ежедневное общение с родителями детей. В жизни бывает всякое, не всегда мы довольны друг другом. Давайте проанализируем наше недовольство родителями и сформулируем список претензий к ним. Заполняем таблицу по подгруппам.(4-5 мин)

А теперь поставьте себя на место родителя.

Решите педагогическую ролевую ситуацию. Вы родитель. Вы очень спешите. Прибежали в детский сад за ребенком. На улице вас ждет машина, а дочь обращается к вам с радостью: "Посмотри, как я нарисовала!" Ваши действия (варианты)

Вам было несложно выполнить данное упражнение?

Насколько удалось создать реальные взаимоотношения родителя и ребенка?

Хотелось бы вам, что- то изменить в отношениях детей и родителей?

Методическая пауза . Прослушивание консультации «Организация трудовой деятельности с детьми на участке»

Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. Большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия. Родная природа представляет собой широкий простор для наблюдений и труда детей, для обогащения их знаний и представлений. В процессе выращивания растения, ухода за животными перед ребенком постоянно возникают простые и сложные задачи, которые малышу приходится решать. Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Особенно важно вызвать у дошкольника эмоционально-положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого является систематический, последовательно усложняющийся труд детей по выращиванию на участке детского сада и в уголке природы.Природа - это и первый эстетический воспитатель ребенка. Трудясь в природе, ребенок учится видеть, понимать и ценить ее красоту. Уход за цветущими растениями, посадками кустов и деревьев дает детям ни с чем не сравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, осенней листве, о сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя.

Детей привлекают к сбору семян: с клумбы, осенних листьев для гербария и украшения групповой комнаты, пересаживанию цветы с клумбы в горшки для уголка природы, поддержанию порядок на прогулочном участке и верандах. Для успешного решения задач по развитию самостоятельно и аккуратности, привитию трудолюбия очень важно правильно подобрать детский инвентарь - грабли, лопатки, совки, ведерки. Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет эмоциональное отношение к делу, которое задает воспитатель еще до начала работы. Не всегда сама работа будет интересовать детей, иногда их привлекает цель, поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывают общность интересов, слаженность, соревновательного момента.

Не менее важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом. Детей старшей группы следует подводить к пониманию того, что нужно делать не только интересную работу, но и необходимую разнообразить и скрасить монотонную деятельность, воспитатель может предложить детям отгадать загадки. Чтобы правильно руководить наблюдениями и трудовой деятельностью детей на прогулке, воспитатель должен пополнять свои знания по биологии растений и животных, владеть практическими умениями и навыками в этой области, а также методикой проведения наблюдений, экскурсий, организации труда детей старшего дошкольного возраста

Задание4. Составьте алгоритм действий по воспитанию ребенка трудовым навыкам схематично.

* Уход за комнатными растениями.

* Мытье рук.

* Стирка одежды для куклы.

Задание 5. Аукцион педагогических идей.

    Чем вы можете вызвать интерес у детей к дежурству?

    Чем вы можете вызвать интерес у детей к труду в уголке природы?

    Чем вы можете вызвать интерес у детей к самообслуживанию, например к одеванию колготок?

Задание 6. «Какие личностные качества ребенка мы формируем, воспитывая трудолюбие?» (игра с мячом)

(Внимание, умение доводить начатое дело до конца, отзывчивость, взаимопомощь, активность)

Задание 7. Домашнее задание вспомним народную мудрость, пословицы и поговорки о труде.

8.Подведение итогов.

Заключительное слово Заведующего ДОУ Астаховой О.Б.:

Благодарю всех участников. На нашем педчасе выяснилось, что семья для дошкольного учреждения обладает и достоинствами, и недостатками, что следует обратить внимание и подумать над тем, какие необходимы условия для ребенка, чтобы он полноценно рос и развивался. И семья, и дошкольное учреждение имеют свои + и минусы. Поэтому необходимо повысить педагогическую компетентность педагогов ДОУ, а для этого нужно

Решение педчаса:

    Продолжать проводить работу с семьями воспитанников на основе принципов сотрудничества и взаимопонимания.

    Тематику и периодичность родительских собраний привести в соответствие с планом. Обращать внимание на конкретные условия и проблемы группы, актуальность и практическую значимость тематики родительских собраний и консультаций.

    Повысить педагогический уровень, а в частности коммуникативные умения воспитателей ДОУ по взаимодействию с семьями родителей.

    Изучать традиции трудового воспитания, сложившиеся и развивающиеся в семьях воспитанников

    Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литерату­ры, посвященной различным профессиям, труду, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

6. Проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно-обоснованные принципы и нормативы.

7. В срок до 28 марта подготовить и провести собрание в нетрадиционной форме собрание по трудовому воспитанию.

Закончить педчас хочется стихотворением :

Когда на свет ребенок появился –

Событие, но здесь важней всего,

Что человек, конечно не родился,

А родилась надежда на него.

Когда он уступал дорогу старшим,

Поддерживал больных и стариков,

Он находился все еще на марше –

До человека было далеко.

Когда влетел в квартиру, как на

Неся с собой из школы аттестат,

Им сделаны какие-то усилия,

Но человеком он еще не стал.

И лишь когда с упорством и терпеньем

Себя к труду привяжет он навек,

Его поздравить можно с днем рожденья,

Родился настоящий человек.

Список литературы

1.Комарова Т.С. Трудовое воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез,2005.

2.Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. М. :Мозаика-Синтез, 2007

19 апреля состоялось первое конкурсное мероприятие второго (очного) тура конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года 2016». Мероприятие носило публичный характер. Конкурсанты, члены региональной экспертной комиссии и зрители собрались в актовом зале ГАУ ДПО ИРО, чтобы пообщаться в рамках «Педагогического брифинга».

Педагогический брифинг был проведен в формате короткой пресс-конференции каждого участника с членами регионального жюри и присутствующими коллегами, в ходе которой конкурсанты представили собственный актуальный педагогический опыт и ответили на заданные вопросы.

Основной целью педагогического брифинга была экспертная оценка профессионального уровня каждого участника на основе представленных материалов, умения быстро и четко отвечать на поставленные вопросы; оценка целесообразности применяемых образовательных технологий, методов и приемов.

Вопросы участникам конкурса задавали не только члены региональной экспертной комиссии, но и любой присутствующий в зале. Особенно отмечено умение сформулировать и уместно задать профессиональный вопрос коллеге другими участниками конкурса.

Участники конкурса были сориентированы на то, что педагогический брифинг — это не диалог, а короткие блиц-вопросы и такие же короткие, но информативные ответы на них.

Все участники педагогического брифинга были активными, отстаивали свою позицию. Отмечена неординарность мышления, умение отстаивать свое мнение, эрудированность в обсуждаемых вопросах большей части конкурсантов.

Необходимо также отметить, что участниками конкурса профессионального мастерства был представлен самый разнообразный опыт работы по различным направлениям реализации ФГОС дошкольного образования, глубокое знание которого удалось продемонстрировать некоторым конкурсантам.

Председатель региональной экспертной комиссии Зайцева О.Ю. подвела итоги педагогического брифинга и предложила коллегам пройти в отдельную аудиторию и обменяться мнениями о прошедшем мероприятии.

Цель: формирование у педагога знаний о воспитании и развитии детей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми; дать представление о современной семье, вывести формулы родительской педагогики; обмен мнениями между педагогами и родителями.

Форма проведения: «педагогический брифинг».

План педсовета

  1. Краткая презентация проектов на тему:

« Удивительный мир искусства и худож.слова»

(все воспитатели)

  1. Вступительное слово-заведующий МБДУ Вареник Н.А.
  2. Доклад « Родители и воспитатели -два берега одной реки» -

старший воспитатель Лешукова А.Н.

  1. Выступление на тему: « Методы работы с родителями ДОУ»

Воспитатели: Тихонюк А.М., Танцева Е.М., Турбовская И.С.

  1. «Брифинг» между педагогами и родителями.
  2. Просмотр видеоролика «Бесценные заповеди».

7.Решение педсовета. Памятки - буклеты.

Ход педсовета:

  1. Слово предоставляется руководителю МБДУ « Солнышко»

Вареник Н.А.

— Добрый день, уважаемые коллеги и родители! Новая встреча и новая тема нашего педсовета. Наша жизнь постоянно информационно усложняется.

Уже недостаточно получить образование и работать по специальности. Нужно все время чему-то учиться. Потребность в знаниях проникает во все сферы жизни - профессиональную, семейную. Современная семья нуждается в педагогических, психологических, юридических знаниях. Большинство родителей доверяет своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт своих собственных родителей. Это нередко приводит к семейной дисгармонии: нет образцов того, как справляться с сегодняшними проблемами в воспитании и развитии детей. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме.

Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в "Концепции дошкольного воспитания", "Положение о дошкольном образовательном учреждении", Законе "Об образовании" и др.

Так, в законе "Об образовании" записано, что "родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте".

В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения - не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

Взаимодействия с семьёй - это просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Об особенностях сотрудничества с современной семьёй вам сейчас расскажет наш старший воспитатель

Доклад старшего воспитателя на тему:

« Родители и воспитатели два берега одной реки»

— Работа с семьей - это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход к работе с семьей. Главная тенденция - обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это потребует многих усилий от педагога.

И воспитатель, и родитель - взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. Свои усилия в помощи семьям объединили педагоги и музыкальный руководитель МБДУ « Солнышко»

Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. Детские сады являются помощниками семьи. Всё это, конечно же, строится на доверии.

Слайд № 1

В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка".

Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье.

Семья является ячейкой общества, поэтому на ее функционирование влияют все социально - экономические и культурные процессы.

Семья - группа связанных отношениями брака или родства, которое обеспечивает воспитание детей, и удовлетворить другие общественно значительные потребности.

Выделение института семьи из других институтов общества и тщательное его изучение не случайны.

Слайд № 2

Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.

Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложатся на ребенка.

А некоторые родители просто самоустраняются от воспитания детей.

Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в работе детского сада, помочь осознать важность единых требований семьи и детского сада?

Слайд № 3


  • Семейное воспитание

-Его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.

Носит больше эмоциональный характер , чем рациональный .

-Складывается своя индивидуальная система воспитания, направленная на конкретного ребёнка, поставлены конкретные цели, каким хотят видеть в будущем своего ребёнка.

- Воспитательная система не столь научна, базируется на бытовых представлениях о ребёнке.

  • Общественное воспитание:

- Научное,обоснованное, планомерное и целенаправленное.

Носит больше рациональный характер, чем эмоциональный.

подчинена «заказу» общества на воспитание необходимых ему членов.

В современных семьях наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей, приходящихся на каждого ребенка. Идет снижение качества и количество речевого общения, изменение родительских установок. Родители становятся более авторитарными и эгоистичными по отношению к своему ребёнку.

Тревожную тенденцию, наблюдающуюся в современных семьях, — воспитание маленьких детей, забота о них перепоручается бабушкам и дедушкам . Многие дети живут у бабушек и дедушек. Это ведет к невозместимым утратам духовности во взаимоотношениях детей с их родителями.

Слайд № 4


Слайд №6

Ещё Н.К.Крупская в своих "Педагогических сочинениях" писала: "Вопрос о работе с родителями - это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада". Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит "организующим центром" и "влияет …на домашнее воспитание", поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. "…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности - огромная сила". Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.

Огромное значение в семье придается роли женщины, так как именно от ее действия зависит нравственная и социальная сила, которая является базовой основой семьи.

Составной частью семьи в большинстве случаев являются дети. И это образует еще одну группу взаимоотношений в семье.

Издавна на Руси воспитанием ребенка занималась семья. Ребенок жил одной жизнью с родителями, впитывал их опыт, их мудрость. Перенимал их уклад жизни. Такой порядок вещей позволял ребенку усваивать следующие понятия: ценность семьи, уважение к старшим, любовь к Родине. Усваивать естественно и непреложно. Такой порядок вещей был нормальным. Ненормальной считалась ситуация, когда семья не могла воспитывать ребенка. Этот ребенок считался сиротой. Заботу о нем на себя брала община.

В настоящее время, когда подавляющее большинство детей - «сироты» при живых родителях, лишенные по сути общения с собственной семьей. Родители не только не имеют времени на воспитание собственных детей, но и зачастую не хотят это время выискивать. Это происходит не потому, что дети не входят в число их приоритетов. Просто на сегодняшний момент мы имеем дело с третьим, или даже четвертым поколением людей, выросших, в большинстве своем, вне семейного уклада. Существуют не семьи, а собрания отдельных людей.

Современные родители имеют столь же размытое представление о семье и способах ее создания.

Часто возникают причины непонимания между педагогами и родителями

Слайд № 8

Ежегодно детский сад ведет учет сведений о своих воспитанниках.

Сведения принимаются во внимание при построении воспитательных программ, методических разработок рабочего плана. Эти сведения являются важными. Каждый коллектив детского сада имеет в своем распоряжении социальные анкеты. Рассмотрите у себя за столами социальную анкету семьи.

Социальная анкета семьи

1. Фамилия, имя ребёнка, поступившего в детский сад ___________________________________________, его возраст ____________

2. Возраст мамы ______________________, папы _______________________

3. Образование мамы ______________________, папы _______________________

4. Место работы и должность мамы _________________, папы __________________

5. Кто входит в состав вашей семьи? ___________________________________________________________________________________________________________________

6. Сколько в семье детей? ______________________

7. Какого возраста? ____________________________________

8. Имеет ли семья отдельное жильё? Да, нет (проживаем у родителей, мужа, жены, на подселении, другое, _______________ нужное подчеркнуть, вписать).

9. Имеет ли ребенок свою комнату? Да, нет, другое. _____________________________

10. Занимается ли ваш ребёнок где-нибудь, кроме детского сада? Где и чем? _______________________________________________________________________

Дополнение к выступлению воспитателей.

Уже давно было выявлено, насколько эффективно организовывать родительские собрания. Обычно на них рассматривают актуальные вопросы, текущие потребности и планы на ближайшее будущее. Обычно просто читается доклад. Но это не самый лучший способ взаимодействия с родителями.

Лучше проводить собрание таким образом, чтобы осуществлялся продуктивный диалог, что позволяет активизировать самих родителей и вовлечь их в процесс воспитания. Если все же требуется донести какую-то информацию в форме доклада, то нужно уходить от привычки зачитывать его с листа бумаги, не отрывая глаз от текста.

Важно внедрять новые методы, творческие подходы к раскрытию материала. Педагог должен искать новые наглядные примеры, пытаться активизировать мышление родителей так, чтобы им было интересно слушать, помогать им переосмыслить собственные методы воспитания в семье.

У родителей есть потребность в приобретении новых знаний в сфере педагогики. Итак, основная задача - превратить родителей из пассивных слушателей в активных участников родительского собрания. В этом помогут вопросы по точке зрения, наглядные примеры, совместный анализ условных педагогических ситуаций, совместный просмотр видеозаписей того, как проводились занятия с детьми. Для того, чтобы вызвать интерес, в обозначение темы важно внедрить проблему.

На данном современном этапе следует проводить родительские собрания в новых динамических и интерактивных формах. Например, проводить собрание в виде «КВН», «Поле чудес» или игру «Что? Где? Когда?». Это позволяет установить прочные неформальные связи с родителями и приобщить их к жизни детского сада.

Любые нетрадиционные приемы работы с родителями следует направлять на то, чтобы предоставлять их исчерпывающую информацию об особенностях психологического и физического развития их детей в данном возрасте, снабдить их методиками воспитания.

Существуют самые разные формы сотрудничества. Сюда можно включить и праздничные театрализованные постановки, и совместная работа по изготовлению газет и журналов, и организация игротеки, и создание родительских клубов, и организация тренингов, и викторины с конкурсами.

На самом деле, полет для фантазии невообразимо широк. Главное - это активное вовлечение родителей в воспитательный процесс.

Рассмотрим еще одну распространенную форму - это организацию театрализованных праздников. Театральная деятельность детей позволяет внедрить в этот процесс множество способов развития речи. Для того, чтобы подготовить это масштабное мероприятие, важно задействовать родителей. Дети у себя дома вместе с родителями разучивают тексты песен, сказок или стихотворения, а также отрабатывают действия для инсценировки.

Каждая из описанных выше форм взаимодействия с родителями ставит перед собой свои задачи и цели. Разнообразие используемых форм, систематическое их применение позволяет активизировать родителей и приобщить их к процессу воспитания собственных детей, обеспечивает их для этого всей необходимой информацией и методами работы. Так повышается педагогическая культура родителей.

ТРАДИЦИИ

Традиции сплачивают семью, позволяют сберечь те зёрна разумного и доброго, которые старшими членами семьи были найдены раньше, и сделать их достоянием подрастающего поколения. Семейные традиции играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности поколений, в гармоничном развитии общества и личности.

В нашем МБДУ « Солнышко» и в каждой группе также сформировались маленькие традиции:

  • в день своего рождения именинник целый день в центре внимания: для него водят хоровод, уделяют особое внимание,
  • каждый понедельник- это « Утро радостных встреч!». Ребята постарше в группе рассказывают об интересных событиях, произошедших с ними в выходные: прочитанная книга, увиденный мультфильм и т. д. ;,а самые маленькие попадают в атмосферу тепла и любви.
  • ещё одна замечательная традиция родители и дети участвуют в различных конкурса-,выставках,акциях.
  • Семейные традиции и взаимоотношения накладывают отпечаток на формирование нравственных качеств ребенка. Недаром народная мудрость гласит: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители - пример ему».

Поэтому очень важно довести до сознания каждого родителя о возрождении семейных традиций в каждой семье.

Как Вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка - семье или детскому саду? (Услышать ответы родителей)

Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. Детские сады являются помощниками семьи. Всё это, конечно же, строится на доверии. Сохранение доверия в семье - ещё одна хорошая традиция. Доверие - это возможность честно и прямо обсуждать любые, даже самые сложные, темы друг с другом. Сохранить взаимное доверие в семье - одна из самых важных задач родителей.

Брифинг между педагогами и родителями "Деловая игра"

Вот мы и подошли к самому главному - игре в «Брифинг». Участвуют все участники нашего педсовета.

Цель: формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями; оптимальные пути разрешения конфликтов; поиск новых способов поведения в контактах с родителями; приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.

Ход игры.

Делятся на 3 команды по принципу:

1 команда « Малышок» (воспитатели ясельной и младших групп)

2 команда « Непоседы» (воспитатели средней, старшей и подготовит. групп)

3 команда «Созидатели» (родители)

№ 1. Приветствие « Будем знакомы»

№ 2. Игровое упражнение "Современная семья - какая она?"

Каждой группе вручается набор журналов, бумагу для основы, клей, ножницы. Задача педагогов: изобразить современную семью в виде коллажа с помощью любых иллюстраций.

1 команда « Карапузы» - благополучная современная семья глазами педагога

2 команда « Непоседы» - неблагополучная современная семья

3 команда «Созидатели»- современная семья глазами родителей.

Через 15-20 минут совместной работы каждая группа педагогов рассказывает о своём представлении семьи.

(Ведущий педагогического совета подводит итоги проделанной работы, подчёркивая ценное и уникальное виденье в каждой микрогруппе)

№3 Упражнение «Родитель-ребенок».

Инструкция: договоритесь, кто из вас будет - А, а кто - Б. В начале пусть А стоит, а Б сидит на полу у его ног. Поговорите друг с другом в этом положении. Что вы при этом чувствуете? Обсудите, насколько приятно вести разговор в таких позициях. Было время, когда мы все время ощущали себя в позиции человека, который сидит на полу, в то время как все остальные стоят. Это - позиция маленького ребенка. Опять займите позиции А и Б. попробуйте хорошенько прочувствовать и определить для себя, чем вызваны ощущения вашего тела. Тот, кто сидит, должен смотреть вверх. Через 30 секунд его шея и плечи начнут болеть, глаза почувствуют напряжение и усталость. Возможно, вы ощутите головную боль. Тот, кто стоит, будет вынужден согнуться и смотреть вниз. Это упражнение помогает осознать внутреннее состояние, потребности и чувства ребенка. Физический дискомфорт, который вы испытываете, находясь в этом положении, отрицательно влияет на ваши чувства и взаимоотношения. Правда, это влияние не всегда осознается. При общении с ребенком очень важен визуальный контакт. Поэтому желательно разговаривать с ним, сидя на корточках или же ставить ребенка на небольшую табуретку.

№4 Упражнение «Диалог сторон моего Я» .

В центре круга ставится два стула.

Инструкция: Эта игра поможет нам раскрыть положительные и отрицательные черты характера каждого из участников. В любом человеке два противоположных начала и он не может разумно объединить их - преобладает то одно, то другое. Итак, на первом стуле нужно изобразить ласковую, нежную и внимательную маму, которая всегда наполняет свои отношения с ребенком теплом и заботой, которая любит его. Эту маму никогда не раздражает неумелость ребенка, его медлительность и неловкость. Она никогда не кричит на него и тем более никогда не применяет телесные формы наказаний…

На втором стуле продемонстрируйте ваше поведение в той же ситуации, но с противоположными качествами, качествами строгой мамы (проигрывание ситуаций осуществляется с использованием режимных моментов - подъем, одевание, завтрак, выполнение домашних заданий и др.).

Групповое обсуждение:

  • Что вы чувствовали в первой и второй ситуации?
  • В какой ситуации вы чувствовали себя более комфортно?

Какие выводы вы сделали для самих себя?

№5 .Рисование на тему: «Образ себя и ребёнка».

Образ девочки- девушки, образ мальчика-мужчины.

На листе бумаги нарисуйте образ дерева, который возникает у вас, когда вы думаете о себе, как о матери (рисуют). Рядом нарисуйте образ своего ребёнка (настоящего или будущего) - деревца.

После рисования ответьте на два вопроса: «Почему были выбраны данные образы?», «Получились ли они одинаковыми?».

Вывод: раздумья над этими вопросами - первый шаг на пути осознания того, что ребёнок - не ты, он другой.

№6 Решение педагогических ситуаций.

Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями.

Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не закаливать её ребёнка после дневного сна. Причина не указывалась. Вы выполнили бы просьбу родителя? Какими будут Ваши действия в дальнейшем?

Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего ребёнка по поводу драчливости мальчика. Как Вы начнёте беседу?

Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?

Днём к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. "Вечером попросите родителей перенести песок",- предложила заведующая педагогам. Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут Ваши действия?

Решение педагогического совета

  1. Для обогащения, расширения педагогического опыта родителей ежемесячно размещать на сайте ДОУ новости из жизни группы и дет.сада.

Срок: ежемесячно. Ответственные: ст.воспитатель., воспитатели групп, модератор сайта.

2.Активизировать работу воспитателей по использованию нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у педагогов творчества и профессиональной активности.

Срок: постоянно. Ответственные: ст.воспитатель.

3.Продолжать работу по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, формированию и пропаганде здорового образа жизни детей и родителей в детском саду.

Срок: постоянно. Ответственные: воспитатели групп.

  1. Активизировать работу воспитателей по повышению заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками на основе показателей функционирования,

организовывать совместную с родителями активную деятельность в различных видах жизнедеятельности детского сада.

Срок: постоянно. Ответственные: воспитатели

План мероприятия познавательной формы взаимодействия воспитателя с родителями

«Педагогический брифинг»

Подготовила: Абраменко Н.Н.

I этап Организация мероприятия для родителей

    Тема: «Умные пальчики»

    Форма проведения: деловое общение

    Возрастная группа: вторая младшая

2 этап Разработка сценария мероприятия:

    Цель: удовлетворить информационную потребность родителей по вопросу важности пальчиковых игр для развития речи детей младшего дошкольного возраста

Задачи:

    научить родителей играть в пальчиковые игры с детьми для развития речи, памяти;

    показать важность речевых пальчиковых игр в развитии ребенка;

    продолжать расширять и обогащать словарный запас детей.

    Методы и приёмы: брифинг

Приёмы: вопрос, ответ

    Состав мероприятия: педагоги группы, родители группы, логопед, медицинский работник

    Место проведения: музыкальный зал

    Оборудование: мультимедийное оборудование, музыкальное сопровождение

    План:

    Сообщение темы брифинга.

    Как разучить с ребёнком пальчиковую игру

    Итоговое слово педагога

а) Сообщение темы

выступает воспитатель группы

Сегодня мы поговорим о пальчиковых играх, которые и обучением назвать сложно. Веселое, увлекательное и полезное занятие! Развлечь малыша не так уж и сложно, для этого не обязательно покупать дорогие игрушки, лучшей забавой крохи могут стать собственные ручки.

Я предлагаю вам поиграть:

  • потирание ладоней, пока не появиться между ними тепло; постукивание кончиком пальца одной руки по фалангам указательного пальца другой;

    шевеление пальчиков (сначала на одной руке, потом на другой, а затем на обеих);

    хлопки: обычные; хлопки, когда сначала сверху одна ладонь, потом другая; хлопки ладонями, сложенными чашечками.

«Рука – это инструмент всех инструментов» сказал ещё Аристотель.

б) Вопросы от родителей:

    Как вы играете с пальчиками вашего ребёнка?

    Когда вы были маленькими, ваши мамы делали вам пальчиковую гимнастику? Как?

    Играли ли вы сами с вашими пальчиками? Расскажите, как?

в) Роль пальчиковых игр в развитии ребёнка

выступает логопед

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берет малыша на руки, сажает на колени, обнимает, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает, похлопывает, ребенок получает массу необходимых для него эмоционального развития впечатлений.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все действия сопровождаются стихами. Ритм и неизменный порядок слов, рифма стихов привлекает внимание малышей и легко ими запоминается.

Развитие мелкой моторики пальцев рук непрерывно связано с умственным развитием детей, развитием их речи.

Главное требование: в играх рукой, её кистью, пальчиками мы должны заботиться о развитии правой и левой руки.

Это игры и упражнения, которые изображают предметы, животных или птиц. Выполняя изображения, можно вместе придумывать истории, происходящие с этими героями или сопровождать веселой прибауткой.

г) Когда вы были маленькими, ваши мамы делали вам пальчиковую гимнастику? Как?

Выступает медицинский работник

д) Вы обращались с вопросом: как разучить пальчиковую игру?

Выступает педагог группы

Предлагаю этапы разучивания игр:

    Взрослый сначала показывает игру сам;

    Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребенка;

    Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст;

    Ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст;

    Ребенок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Следующий ваш вопрос:

    Какую литературу можно использовать?

Обращаю внимание на выставку литературы:

    Оригинальные пальчиковые игры.

    Игры с пальчиками для развития речи.

    Игры и упражнения для развития речи.

    Альбом «Расскажи стихи руками»

В заключении хочется отметить, что детям пальчиковые игры близки и интересны. А мы взрослые помогаем приобщаться к ним, играть, набираться ума – разума, становиться добрее, понимать шутки, радоваться, общаться со сверстниками. Пальчиковые игры помогают нам взрослым установить контакт с детьми, создать благоприятные условия для развития речи.

В завершении предлагаю обыграть потешку «Как на горке снег, снег».

Желаю успешного и веселого общения с детьми!!!

Ольга Павлова

Уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас в нашей школе "ФГОС ДО". А пока мы собираемся, я вам предлагаю прочитать цитаты.

Сегодня мы с вами будем говорить об игре. Будучи родителями, воспитателями, мы очень часто слышим слова ребенка «Давай поиграем!» И, к сожалению, родители часто отвечают: «Да некогда мне …не могу…я устала…тороплюсь… не успеваю…». А воспитатели обычно говорят: «Идите, играйте. Кто ж вам мешает». Вы готовы со мной согласиться?

И дети идут и играют: так, как они умеют. Кто – то играет в «Дочки-матери», кто – то в «Празднование», мальчишки обычно играют в «Строителей», «Водителей» и пожалуй всё. Да и в целом, игры наших воспитанников очень бедные не только по тематике, но и по сюжету. И это очень грустно. Потому что мы прекрасно знаем, насколько ценна игра для развития ребенка. И если мы начнем говорить о достоинствах игры, то отведенного времени нам не хватит. Все мы знаем, что игра - первая ступень жизненной лестницы. Игра обучает, развивает, воспитывает, выступает надежным средством социализации и саморазвития личности - именно поэтому она так важна для ребенка.

И мы сегодня собрались здесь немного порассуждать, как сделать игры интересными, не однообразными, а заодно и вспомнить, как развивается игра, вспомнить о том, что игровую деятельность, как и любую другую тоже нужно развивать.

А сделать это я предлагаю вам в форме педагогического брифинга. Брифинг - короткая пресс-конференция, организуемая по рубрикам в рамках одной темы.

Я вам предлагаю разделиться на две команды. В одной команде будут воспитатели младших и средних групп, а в другой – старших и подготовительных.

Правила брифинга (слайд 2):

1. «Думаешь в течение 1 минуты и отвечаешь».

2. Самооценка. Каждая команда оценивает себя по схеме:

Красный цвет – уверены в правильности своего ответа;

Зеленый цвет – есть сомнения.

3. Право отвечать первой получает команда, поднявшая зеленую табличку. Вторая команда дополняет или исправляет ответы. В случае если обе команды подняли красные таблички, право ответа – у той команды, которая это сделала первой.

И раз мы сегодня говорим об игре, то я вам сейчас предлагаю поиграть в игру "Послушные шарики". Любая игра имеет свои цели и задачи. Попробуйте догадаться, какую цель преследую я, проводя данную игру с вами?

Инструкция: прошу каждую команду встать в круг и взяться за руки. Ваша задача – удержать шары в воздухе, не расцепляя рук. Упавший шар поднимать нельзя. Победит та команда, которая сможет удержать большее количество шаров.

И так. цель данной игры -.

Пресс конференцию объявляю открытой и первая наша рубрика - это

Детские игры разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. И в силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. Поэтому, существует очень много различных классификаций.

Современная отечественная педагогика делит игры:

Творческие (придуманные самими детьми);

Игры с правилами (придуманные взрослыми);

Народные.

Каждая группа подразделяется, в свою очередь еще на подгруппы. И что бы во всем многообразии игр вы не запутались, для вас я подготовила красочные буклеты.

Сегодня мы более подробно остановимся на СРИ дошкольников (слайд 7).

Сюжетно-ролевая игра имеет две линии – сюжетную и ролевую. Немного рассмотрим сюжетную линию.

В один прекрасный день ребенок вдруг начинает вести себя странно. Он вдруг раскладывает разные предметы перед собой на стуле или на столе, начинает по очереди ими манипулировать, что-то бормотать себе под нос. Ребенок может играть сервизом в шкафу, мамиными и папиными вещами, может даже начать озвучивать картинки в книжке. Родители обычно не обращают внимания на такую деятельность ребенка, а мы с вами знаем, что это и есть игра. Первая составляющая сюжетно-ролевой игры – игра режиссерская. Действительно, действия ребенка чрезвычайно похожи на действия режиссера. Ребенок сам сочиняет сюжет, сам решает, кто кем будет, сам сочиняет мизансцены и исполняет все роли сам или, по крайней мере, становится диктором, повествующим о том, что происходит. Ребенок-режиссер приобретает необходимое качество для дальнейшего развития игры - он научается "видеть целое раньше частей".

Назовите, для какого возраста характерна режиссёрская игра?

Итак, в режиссерской игре ребенок научился соединять отдельные предметы по смыслу и начал самостоятельно придумывать сюжет игры. Теперь настало время вспомнить про вторую составляющую игры - про роли. В самом начале четвертого года жизни у ребенка возникает новый вид игры, который получил название игры образно-ролевой. Всем очень хорошо знакома такая картина: мама опаздывает на работу и должна еще успеть завести в детский сад малыша, а он, как на зло, не идет быстро, а шаркает ногами. Мама торопит его, но безрезультатно. Подойдя к крыльцу детского сада, он вдруг не пошел по ступенькам, как все «нормальные» дети, а стал их «объезжать». «Что за ребенок такой!» - в сердцах говорит мама. «А я не ребенок, я - машина». Оказывается, малыш шаркал ногами не для того, чтобы мама опоздала на работу или чтобы в очередной раз «потрепать ей нервы», а лишь потому, что он - машина, а машина, как известно, не поднимает ноги-колеса, а плавно скользит по асфальту. Это и есть наша знакомая - образно-ролевая игра.

Когда ребенок научился самостоятельно придумывать сюжет (т. е., другими словами, овладел режиссерской игрой) и получил опыт ролевого поведения (поиграл в образно-ролевую игру, попробовал перевоплощаться, то возникает основа для развития сюжетно-ролевой игры - игры, в которых участвует не только он один, но и другие дети или взрослые. Полноценно играть в сюжетно-ролевые игры ребенок учится уже после трёх лет – в дошкольном возрасте, однако это не значит, что режиссерская и образно-ролевая игра отходят на второй план – малыш продолжает совершенствовать свои умения во всех этих областях.

В сюжетно-ролевой игре основное внимание ребенка направлено на социальные отношения людей. Именно поэтому ребенок и начинает обыгрывать знакомые темы - магазин, больница, школа, транспорт - и многие другие. И если раньше эти игры были очень богаты по содержанию, то теперь они больше похожи на схемы, чем на красочные описания тех или иных событий.

Почему это произошло?

В дошкольной педагогике существуют различные подходы к руководству детской игрой. Исследователи, которые занимались вопросом руководства детскими играми, выделяют две группы приемов: приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства. Однако, наиболее перспективным направлением является методика комплексного руководства игрой. Разработкой данного направления занимались ученые Е. В. Зворыгина, Н. Ф. Комарова и другие под научным руководством С. Л. Новоселовой. Как показала практика, внедрение этой методики позволяет к концу дошкольного возраста сформировать полноценную самодеятельную творческую игру, что является важным условием подготовки детей к школе и переходу их к следующей ведущей деятельности - учебной.

Комплексное руководство игрой включает четыре внутренне связанных общим содержанием компонента, которые одинаково важны в процессе формирования игры. Их можно представить следующим образом (слайд 9):

1. Ознакомление с окружающим миром в активной деятельности. Другими словами работа над обогащением содержания игры. И здесь используются методы для обогащения детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни (приложение1).

Хочу акцентировать ваше внимание на том, что при планировании работы по ознакомлению в окружающим миром необходимо учитывать, какие должны быть при этом сделаны акценты. Примерно до трех лет детей интересуют предметы, которыми пользуются взрослые, их свойства и назначение. В среднем дошкольном возрасте при ознакомлении с окружающим миром надо показать действия, которые выполняют взрослые в процессе деятельности. А в старшем дошкольном возрасте - обратить внимание на взаимодействие и общение людей.

2. Организация предметно-игровой среды. Что сюда входит?

Понятно, что игровые зоны должны соответствовать возрастным особенностям детей. Здесь нужно помнить о том, что детям третьего года жизни в начале учебного года для игр предлагаются только игрушки. По мере того как они осваивают игровые действия с предметами-заместителями, их можно вносит в игровые уголки. И до тех пор, пока дети не принимают роль, в игровых уголках не должно быть ролевых атрибутов, элементов костюмов. Их вносят в тот момент, когда дети начинают проявлять интерес к принятию роли и обозначать ее словом. Игровая среда должна гибко изменяться с учетом обогащения жизненного и игрового опыта воспитанников. И еще один момент - в оформлении игровых уголков должны участвовать дети, тем самым у них развиваются инициативность, творчество и интерес к игре.

3. Активизирующее общение воспитателя с детьми (приложение 1)

Взрослый создает игровые проблемные ситуации, побуждающие детей к самостоятельной постановке игровых задач, решению их разнообразными предметными и ролевыми способами, а также к взаимодействию. Включаться в активизирующее общение необходимо своевременно, в тот момент, когда дети испытывают затруднение или требуется актуализировать освоенные ранее игровые умения. Это означает, что воспитатель должен постоянно держать в поле зрения

играющих, быть наблюдательным.

4. Обогащение игрового опыта. Здесь широко используем разнообразные методы развития игровой деятельности (приложение 1).

Было время, когда дети включались в разновозрастное общение во дворах, малыши играли со старшими товарищами и естественным образом в играх перенимали игровой опыт. В настоящее время дети лишены такого разновозрастного общения.

Вот основные направления в развитии игрового опыта детей (слайд 10):

1. Усложнение содержания

2. Усложнение игровых действий

3. Взаимодействие с партнером

4. Самостоятельность и творчество.

Вот как нам нужно развивать сюжет (слайд 11)

А что бы было еще более понятно, предлагаю рассмотреть на примере ср игры «Космос» (слайд 12 – 18)