Irfe дом моды. Аристократический шик от Юсуповых: как русская княжеская чета в эмиграции основала Дом моды


В результате революционных событий в России в начале ХХ в. многие представители знатных аристократических семей были вынуждены бежать за рубеж. Многим из них в эмиграции удалось основать свое дело и прославить свои имена во всей Европе. В 1920-х гг. законодателями моды во Франции были знатные выходцы из России Ирина и Феликс Юсуповы , основавшие Дом моды «IrFe» («Ирфе»). Наряды в роскошном аристократическом стиле пользовались большим спросом не только в Париже, но и в Берлине, и в Лондоне.





Княжна Ирина Романова была внучкой императора Александра III, а Феликс Юсупов принадлежал к древнему роду, одному из самых богатых в России. Их свадьба состоялась в 1914 г. Подвенечный наряд великой княжны Ирины Романовой был роскошным, на ней была хрустальная диадема с алмазами и фата из драгоценных кружев XVIII века – та самая, в которой Мария-Антуанетта венчалась с французским принцем Луи. Знакомые шептались о том, что эта вещь казненной королевы принесет несчастье новобрачным, но их союз и без этого вызывал у многих удивление – при дворе все знали о нетрадиционной ориентации Феликса Юсупова. Но Ирина никого не слушала – она любила своего избранника.



Судя по записям в «Мемуарах» Феликса, он тоже был искренне увлечен княжной: «В сравненье с новым переживанием все прежние мои увлеченья оказались убоги. Понял я гармонию истинного чувства. … Я рассказал ей всю жизнь свою. Нимало не шокированная, она встретила мой рассказ с редким пониманьем. Поняла, что именно противно мне в женской натуре и почему в общество мужчин тянуло меня более. Женские мелочность, беспринципность и непрямота отвращали ее точно так же. Ирина, единственная дочь, росла вместе с братьями и счастливо избегла сих неприятных качеств». Рядом с женой Феликс, которого многие считали гулякой и распутником, преобразился и остепенился.



В декабре 1916 г. Феликс Юсупов участвовал в убийстве Григория Распутина. Он избежал наказания, но семья вынуждена была уехать из Петербурга. А вскоре грянула революция, какое-то время Юсуповы жили в своем имении в Крыму, а в 1919 г. эмигрировали во Францию. В России Юсуповым пришлось оставить 5 дворцов, 14 доходных домов, 30 усадеб, 3 завода и рудники.





Первое время супруги Юсуповы жили безбедно, распродавая драгоценности, которые удалось вывезти из России. Но потом они так же, как и многие другие представители аристократических семей, были вынуждены искать дополнительные источники заработка. Ирина и Феликс решили открыть собственный Дом моды. В 1924 г. они осуществили планы и назвали свое детище по первым двум буквам своих имен – «Ирфе».





В 1925 г. во французских журналах появились первые отзывы об их моделях: «Оригинальность, рафинированность вкуса, тщательность работы и художественное видение цветов сразу поставили это скромное ателье в ранг больших домов моды». Европейских и американских клиенток привлекала возможность одеваться у внучки российского императора, многие приходили в «Ирфе» с единственной целью увидеть знаменитую супружескую чету. В мемуарах князь писал, что клиентки «приходили из любопытства и за экзотикой. Одна потребовала чаю из самовара. Другая, американка, захотела видеть князя, у которого, по слухам, глаза фосфоресцировали, как у хищника».





Весь персонал Дома моды состоял из русских эмигрантов, но никто их них не имел никакого представления об организации работы в модной индустрии. Высокая, стройная княжна Юсупова часто выступала в роли манекенщицы и сама демонстрировала модели Дома моды «Ирфе».






И тут наступила Великая депрессия, грянул кризис, и Юсуповы потеряли большую часть капиталов, вложенных в американские банки, и утратили богатую клиентуру из США. Бизнес стал убыточным, роскошный аристократический стиль «Ирфе» оказался многим не по карману, в моду входили простые и универсальные наряды от «Шанель». Юсуповым не хватало деловой хватки, и в 1931 г. было принято решение о ликвидации Дома моды «Ирфе» и его филиалов. В начале ХХI в. дом моды «Ирфе» был возрожден. В 2008 г. на Парижской неделе моды была представлена его первая коллекция после 80-летнего перерыва.



Говорят, всех членов этой семьи преследовали несчастья. .

Дом моды Irfe был основан в 1924 году княгиней Ириной Романовой и князем Феликсом Юсуповым, которые обосновались в Париже после революции. Изначально это было частное ателье, в котором трудились русские эмигранты и друзья четы Юсуповых. Первая коллекция была показана в отеле Ritz и сразу обрела громкий успех. Многих привлекли громкие имена основателей дома моды, а кого-то русская экзотика. Но в то же время коллекция не имела ни одной неудачной модели, как писал затем Vogue. Стиль Irfe всегда отличался особенным аристократизмом и утонченностью, а в коллекциях была представлена одежда на самые разные случаи жизни. И даже спортивные наряды непременно отличались элегантностью.

В 1931 году дом моды был закрыт из-за экономического кризиса и возродился лишь в 2006 году благодаря стараниям француженки русского происхождения Ольге Сорокиной. Сегодня Irfe – это соединение русской культуры и традиций, аристократического романтизма и современности. Это одежда для творческой и независимой женщины, любящей культуру и искусство, и продумывающей свой стиль до мелочей.


После революции 1917 года множество достойных людей покинули Россию, и в Париже открылись русские Дома моды, которые стали весьма популярны. Ведь после Первой мировой войны все искали нового, свежего, оригинального. А тут во Франции появилось много русских эмигрантов-аристократов, которые были и одарённые и знавшие секреты высокой моды, так как в прошлом сами были клиентами самых богатых парижских домов. К тому же они получили хорошее художественное образование в Петербурге, в Москве или в Европе.


В домашнем воспитании в России, не только в крестьянской среде, но и в аристократических семьях, девочек учили рукоделию, часто это было вышивание. Поэтому и графини были обладательницами прирождённого вкуса и навыков в рукоделии.


В то время одним из самых известных стал Дом моды «Ирфе» - «IRFE», основанный княжеской четой – Феликсом и Ириной Юсуповыми. Дом был основан в 1924 году.



Дом моды быстро завоевал признание состоятельных клиентов, которые были восхищены его аристократическими основателями.


Ирина Юсупова, урожденная Романова, была племянницей царя Николая II. Она была ослепительно красива. В 1914 Ирина вышла замуж за князя Феликса Юсупова, потомка одной из старейших и богатых семей России. Богатство Юсуповых превосходило даже царскую семью.


Феликс был известен не только своим огромным состоянием, но и удивительной внешностью – красивые тонкие черты, гордая осанка, загадочный взгляд. Он учился в Оксфорде и часто посещал самых почтенных представителей русских семейств и европейской аристократии.


Феликс Юсупов рос в роскошных дворцах, принадлежавших его семье, один из которых теперь стал музеем-усадьбой Юсуповых в Архангельском. Его мать Зинаида Юсупова, красивейшая женщина того времени, портрет который оставил В.Серов, научила его любить красоту и восхищаться совершенством. Княгиня Зинаида Юсупова была не только красива, её образованность и элегантность были широко известны. Юсуповы обладали необычайной коллекцией ювелирных изделий, содержащей бесценные бриллианты.



В 1919 году Россию пришлось покинуть. С собой они смогли увезти малую часть наследства, которое состояло из драгоценностей и картин. Ведь многие русские эмигранты, бежавшие из России, предполагали вскоре снова вернуться. И лишь малая часть из них была уверена в том, что покидают родину навсегда. Продав несколько картин, Юсуповы купили дом в Париже, в котором затем было открыто ателье Irfe.


В названии ателье первые слоги имён владельцев - Ирина и Феликс. Работали в нём также русские эмигранты, оказавшиеся по прибытии во Францию ещё в более трудных условиях, чем Ирина и Феликс. Если сравнить то положение, в котором оказались Юсуповы во Франции с тем, какое было в России, то их парижская жизнь не шла ни в какое сравнение с той роскошной жизнью. Но это было в прошлом.


А здесь супруги искали возможность не просто вернуть былую славу, но как-то заработать и создать условия в какой-то мере сносной жизни…. Первыми манекенщицами Дома оказались княжны Трубецкая и , среди сотрудниц – золовка Ирины, в девичестве - графиня Воронцова-Дашкова. Да и сама княгиня не раз примеряла наряды своего Дома, чтобы послужить рекламой, и это было куда действеннее на парижан, ведь сама княгиня Романова фотографировалась в платьях дома IRFE, хотя никогда и не была манекенщицей. Их первую коллекцию с восхищением отметил французский Vogue: «Перед Вами коллекция, являющаяся в тоже время и селекцией, так как не включает в себя никаких неудачных моделей».



В начале был успех, были открыты даже три новых отделения – в Нормандии, Лондоне и Берлине. В 1926 году домом IRFE была создана парфюмерная линия. Выпуск духов продолжался до 1940 года. В 1931 году Дом разорился и на многие десятилетия прекратил свое существование. Как выяснилось, что Феликс Юсупов, обладающий художественным вкусом и знаниями, не имел знаний в бизнесе.


Князь Феликс Юсупов умер в Париже 27 сентября в 1967 году, ему тогда исполнилось 80 лет, а Ирина Юсупова умерла там же, в Париже, 26 февраля 1970 года, в возрасте 74 лет.



Почти через 80 лет Ольга Сорокина, бывшая модель, а сегодня жительница Парижа, решила возродить Дом IRFE. Накануне принятия своего решения, она посетила внучку Юсуповых Ксению Шереметеву-Сфири - наследницу Юсуповых. И с тех пор Ольга возрождает русский Дом в Париже. Она одновременно является и владелицей и дизайнером Дома, старается сохранить традиции – аристократический романтизм, русскую культуру, и рассказать о них на языке «fashion», внедрить их в современную моду. Много внимания она уделяет аксессуарам – сумкам, обуви, ремням, украшениям.


Многое из того, что сделано Ольгой, напоминает о великой княгине Ирине и князе Феликсе Юсуповых. Например, клатч, который украшен короной княжеского рода Юсуповых. Его по достоинству можно назвать – Princesse.







Сейчас вся одежда pret-a-porter изготавливается на лучших французских и итальянских фабриках, стремясь вернуться в ряды самых великих домов моды в мире.

Русский дом " Ирфе“ существовал в париже в 1924-1931 годах. Основатели и создатели моделей - княгиня Ирина и князь Феликс Юсуповы. Название они составили из двух первых букв имен владельцев.

Род князей Юсуповых происходил от Абукерира бен Райока, потомка пророка Али и племянника Магомета, который носил титул Эмира эль Омара. Один из потомков принял христианство и принял имя Дмитрий и от царя Федора получил княжеский титул. При Екатерине Великой особо прославился князь Николай Борисович Юсупов, один из образованнейших и состоятельнейших людей при дворе. Хозяин многочисленнейших имений, в том числе и Архангельского, он был тонким ценителем искусства, коллекционером драгоценностей и любителем женщин. Эти владения и пристрастия, кроме последнего, унаследовал его сын Феликс Юсупов.

Князь Феликс Феликсович Юсупов, граф Сумароков-Эльстов, родился 24 марта 1887 года в петербургском дворце Юсуповых на Мойке.

Его мать, Зинаида Николаевна Юсупова была женщиной редкой красоты и изящных манер. В своих мемуарах, изданных в Париже, Феликс Юсупов отводит много места описанию виденных им в детстве роскошных платьев, соболей, шелков и бархатов. Его детским увлечением, сохранившимся и во взрослые годы, была восточная экзотика, своеобразная игра в "султана“. Другим предвестником экзотичной обстановки, характерной для дома "Ирфе“, были интерьеры крымского имения Юсуповых Коккоз, что в переводе с татарского означает "голубой глаз“.В Коккозе устраивались "восточные обеды“ и хранился целый гардероб одежды в оттаманском стиле для приема гостей. Феликс любил наряжаться. Один раз его увидели поющим в модном петербургском кафе в женском платье из голубого тюля в серебряных блестках и в пышном эспри из голубых страусовых перьев.

Поездка в Англию в 1909-1910 годах и его“учеба“ в Оксфордском университете тоже были нескончаемой вереницей удовольствий и забав. Триумфы Дягилева в Лондоне, дружба с Анной Павловной, костюмированные балы и ужины развлекали эксцентричного князя. Однако он стал известен и своими нарядами стал еще в 10-х годах предвестником русской моды в Париже.

25 лет - возраст подходящий для женитьбы. И князь выбирает в жены княжну Ирину, внучку императора Александра!!!.

О своей первой встрече с Ириной Романовой Феликс вспоминает: "С того дня я был уверен, что это моя судьба. Подросток превратился с тех пор в юную девушку удивительной красоты. Робость делала ее молчаливой, что усиливало ее очарование и окружало тайной. Охваченный новым чувством, я понимал бедность моих приключений прошлого. Наконец и я нашел ту совершенную гармонию, являющуюся основанием для всякой верной любви.“

Свадьба Ирины и Феликса состоялась в Аничковом дворце в Петербурге 22 февраля 1914 года и 21 марта 1915 года в Петергофе родилась дочь Ирина, единственный ребенок этого брака.

Вскоре Феликс Юсупов участвовал в убийстве Распутина, после чего он с семьей переехал в Крым. Когда началась общая эвакуация Добровольческой армии и мирного населения из Крыма под натиском красных, чета Юсуповых навсегда покинула Россию 13 апреля 1919 года.

Первое время в изгнании Юсуповы жили безбедно: в Италии у них была большая вилла, а хорошо знакомый Париж казался им временным пристанищем. Стараясь обустроить новую жизнь, Юсуповы купили в юго-восточном предместье Парижа Булони небольшой дом, где в последствии основали модный дом "Ирфе“. Как вспоминал сам князь, идея открытия собственного дома моды возникла у него по возращению из Соединенных Штатов, куда он ездил с супругой в 1924 году.

Дело "Ирфе“ было начато более чем скромно. Объединившись с группой русских друзей, Юсуповы сняли помещение на рю Облигадо - часть квартиры одной русской художницы, где были расскроены и сшиты первые модели. Как вспоминал князь Юсупов, закройщицей у него работала русская эмигрантка. "эксцентричная создательница красивых, но трудно носимых моделей“. Юсуповы, не зная в точности, как взяться за новое для них дело, выпустили первую коллекцию без необходимой рекламы. Но случай зарекомендовать себя представился довольно скоро. Несколько месяцев спустя, зимой 1924 года, в гостинице "Ритц“ на Вандомской площади был устроен показ моделей больших парижских домов, завершившийся балом. Поздно вечером работа еще кипела в ателье "Ирфе“, дошивались последние модели, но появление за полночь в "Ритце“ манекенщиц дома Юсупова во главе с его восхитительной женой произвело неизгладимое впечатление даже на видавшую всякое парижскую публику.

Вот что писал французский журналист в 1925 году о моделях дома "Ирфе“: "Оригинальность, рафинированность вкуса, тщательность работы и художественное видение цветов сразу поставили это скромное ателье в ранг больших домов моды“. Окрыленные первыми знаками признания в Париже, Феликс и Ирина Юсуповы устраивали показы в своем доме в помещении театра. Возможность одеться у "того самого“ князя Юсупова действовала на воображение снобистски настроенных европейских и американских клиенток. Успех превзошел все ожидания, и Юсуповы сняли в центре Парижа, возле площади Мадлен, новое помещение, более выгодно расположенное - невдалеке от Больших бульваров, площади Согласия и рю де ла Пэ, где в начале ХХ века находилось большинство крупнейших домов моды, что подняло репутацию "Ирфе“. Начиная с 1925 года практически весь персонал дома состоял из русских эмигрантов. Однако никто из сотрудниц и сотрудников, как признавал сам князь Юсупов, не имел никакого представления об организации и работе модного предприятия. К счастью, Феликс вверил управление светскими связями своего дома элегантному мужчине и завсегдатаю званых парижских раутов, чилийскому маркизу Жоржу де Куэвасу. Благодаря ему у "Ирфе“ появилось так много заказов, что Феликсу пришлось снять и второй этаж в том же здании. Клиентура у "Ирфе“ была интернациональной, и многие заказчицы хотели непременно повидать "самого принца“, как его называли на французский манер. Одни искали русскую экзотику, модную в те годы, другие восхищались фасонами платьев.

Слава "Ирфе“ росла и крепла. В Париже, начиная с 1925 года публикуют поначалу скромные рекламы дома, а потом и рисунки его наиболее удачных моделей. Росписи по шелку определили стиль "Ирфе“ в тот период. В сезон 1925-1926 годов в доме Юсуповых было создано несколько удачных нарядных моделей из расписанного в технике батик шелка. Журнал "Вог“ представляет платья "Летучая мышь“ очень оригинального кроя и "Кувшинки“, напоминавшие по форме русскую рубаху. Текстильный рисунок и силуэт последней модели явно смотрелись архаично. И если в эпоху модерна, в 1900-е годы без изображения кувшинок с мягкими стеблями обойтись было трудно, то во времена ар деко подобные ботанические изыскания были явно ни к чему - всему свое время! Тем не менее плавность линий удлиненного силуэта наперекор общепринятой короткой длине и элегантность ансамблей свидетельствовали об исключительном вкусе хозяйки - княгине Ирины Юсуповой.

Она славилась красотой в Париже 20-х годов. Высокая, стройная, она фотографировалась у многих знаменитых фотографов тех лет в платьях дома Ирфе“, хоть никогда и не была манекенщицей в полном смысле этого слова. Дело Юсуповых приобрело большую популярность и вскоре были открыты три филиала. Первый - в Туке, популярном курортном городе в Нормандии, - руководила Антонина Нестеровская, супруга Великого князя Гавриила Константиновича, кузена Ирины Юсуповой. У нее было собственное дело - дом "Бери“. Вторым филиалом дома "Ирфе“ было отделение в Лондоне, в доме 42 на Беркли-стрит. Его возглавила англичанка миссис Ансель. Берлинский филиал располагался на площади Паризерплатц в особняке князей Радзивиллов. Там всем заправляла взбалмошная принцесса Турн унд Таксис.

Благодаря успеху "Ирфе“ князь Юсупов стал получать различные заманчивые предложения в других сферах деятельности.Открыл магазин юсуповского фарфора, принял участие в оформлении трех парижских ресторанов. Новинками сезона 1926 года дома "Ирфе“ были вечерние вышитые бисером и стеклярусом платья, вошедшие в моду благодаря успеху дома вышивок "Китмир“, а также модели спортивного типа. Зимнюю коллекцию 1926 года французский журнал "Вог“ описывает подробно: "Перед вами коллекция, являющаяся в тоже время и селекцией, так как не включает в себя никаких неудачных моделей. Фактически она является лучшей серией моделей из всех когда-либо созданных этим модным домом. Налет любопытства, присущий его первым созданиям, исчез полностью, уровень технического исполнения явно вырос. Князь Юсупов, основатель "Ирфе“, привнес в его изделия свой рафинированный вкус, яркую индивидуальность, которые необычайно удачно сочетаются в выборе линий и расцветок. Особого внимания заслуживают их спортивные ансамбли, хотя их и немного. Один из наиболее удачных состоит из джемпера из шерстяного джерси-каша красного цвета с кожаным кушаком того же оттенка и шоколадной шерстяной юбки бежево-красного-коричневого тона с таким же шарфом.Платья и для дневных и для вечерних выходов изящны и благородны в своих спокойных линиях. Вставные украшения разбивают поверхность ткани, так же как и многоярусные воланы, узкие присборенные металлические прошивки, вышивки и колышущиеся драпировки. Подолы платьев, как правило, неровно обрезаны. Расцветки мягкие и практически всегда смешанных полутонов: преобладают сине-зеленые, вороненой стали, цвета морской волны, алые. сероватые и ржаво-коричневые тона. Ткани использовались следующие: сукно, бархат, атлас, креп-сатин, муслин, золотое кружев.“

Такая развернутая реклама на коллекции "Ирфе“ безусловно свидетельствует о почтительном отношении к русскому дому моды. В 1926 году "Ирфе“ первым из русских домов выпускает собственные духи. Вслед за Шанель Феликс и Ирина Юсуповы назвали свои духи "Ирфе“. Они выпускались разными по запаху: Для блондинок, брюнеток и рыжих. В разработке аромата принимали участие Феликс и Ирина. Все три разновидности духов имели терпко-пряный восточный аромат. Рекламу духов, изображавшую прямоугольной формы флакон с граненым черным колпачком, создала принцесса Маргарита Греческая.

Издержки производства и отсутствие реального интереса к финансовым делам у хозяев "Ирфе“, некогда богатейших людей, в 1927 году привели этот модное заведение к финансовому кризису. Супругам пришлось продать особняк в Булони и они временно перехали в павильон с домашним театром. Тем не менее в сезоне 1927-1928 годов дом "Ирфе“ продолжал создавать необходимое количество простых, хорошо скроенных, элегантных платьев для новых коллекций. Интерес к ним отнюдь не пропал.Журналы "Вог“, "Пари-элегант“ и "Искусство и жизнь“ воспроизводили на своих страницах среди моделей лучших домов. Создавая суженый, вытянутый женственный силуэт в конце 20-х годов, дом "Ирфе“ предугадывал модели следущего десятилетия, то есть послекризисную моду 30-х годов.

После кризиса в 1929 году, потеряв большую часть капиталов, вложенных в американские банки, утратив состоятельную американскую клиентуру, дом "Ирфе " пытался выжить в новых трудных условиях. персонал дома хотя слегка изменился, но все же был почти полностью из русских.

В 1927 году были изданы воспоминания князя Юсупова "Конец Распутина“. После чего была опубликована клеветническая статья. Хоть она была и заказная, но дела модного дома пошли далеко не блестяще. Сам Феликс был занят раутами, выставками и светской жизнью, а без серьезного ежедневного руководства подобные предприятия обречены на неудачу. Терпя потери в доме "Ирфе“, князь предпринял отчаянную попытку объединить русские дома "Ирфе“ и "Итеб“.

После труднейшего 1930 года банки в Париже отказали в кредите некогда богатейшему князю Юсупову. В 1931 году было принято решение о ликвидации дела "Ирфе“ и его филиалов.

Лишь торговля духами продолжалась еще некоторое время.

Полностью разоренные Юсуповы переехали в двухкомнатную квартиру на первом этаже в доме на рю де ла Тюррель.

Дочь Феликса и Ирины, Ирина, вышла замуж в июне 1938 года в Риме за графа Шереметьева.

Княгиня Ирина Александровна Юсупова скончалась в Париже 26 февраля 1970 года в возрасте 74 лет.

P.S. Модный дом Irfe возродился в 2008 г.

Материалы использованы из книг А. Васильева и энциклопедий.http://www.irfe.com/

Tags: irfe, Ирфе, Модный дом Irfe, Париж, русские, статья, эмиграция 3 comments - Leave a comment