Индивидуальное занятие для ребенка с зпр. Чем может помочь дефектолог ребенку с ЗПР? Цель коррекционных методик

Конспект по обучению грамоте

Тема: Звуки Н и Нь

Цели:

Закрепление навыка звукового анализа и синтеза

Синтез прямых и обратных слогов, их звуковой анализ

Определение место звуков в словах

Развитие фонематического слуха, различение Н и НЬ

Составление предложений с предлогом «на»

Образование сравнительной степени прилагательных

Оборудование: зеркала, цветные картинки, кассы букв, карточки-фишки

Ход занятия:

Этапы

Орг момент

Развитие мелкой моторики

Определение

темы занятия

Артик. гим-ка

Анализ

Артикуляции и хар-ка звука

Развитие

фонематич.

Слуха

Физминутка

Синтез прямых и обратных слогов

Отгадывание загадок

Буква Н

Развитие

грамм-го строя

Игра «Подскажи словечко»

Итог занятия

Домашнее

задание

Здравствуйте, Ребята! Сегодня я у вас буду проводить занятие. Давайте разомнем наши пальчики.

«Утром рано он закрыт, но к полудню ближе, раскрывает лепестки, красоту их вижу, вечером цветок опять раскрывает венчик, и теперь он будет спать до утра как птенчик».

Отгадайте загадку.

Два ножа, два кольца, а по середине гвоздик. (выкладываю картинку) Ножницы.

В широкой синей шляпе

Коричневой рубашке,

Врунишка, замарашка,

Девочек обижал,

В Солнечном городе проживал (выкладываю картинку) Незнайка. А какой первый звук в слове Ножницы? Н. Правильно. А какой первый звук в слове Незнайка? Нь. Правильно. Сегодня мы с вами будем сравнивать звуки Н и Нь.

А теперь давайте подготовим наш язычок и губки для нашего занятия. Достаньте, пожалуйста, зеркала.

Давайте сделаем гимнастику для губ .

Улыбаемся лягушка, губы тянем прямо к ушкам. Молодцы

Подражаю я слону, губки хоботком тяну.

А теперь чередуем хоботок и улыбку

Упр для челюсти.

Крепость мы построим ловко

Нужен труд тут и сноровка. Делаем Заборчик.

А теперь сделаем гимнастику для нашего язычка

А на улице зима,

Веселиться детвора

Взяли все лопатки (упр лопаточка под счет до 10)

Чтобы сделать кладку (упр упрямый язычок)

Мы построим горку вмиг,

Выгибается язык

К упражнениям привык.

А давайте теперь, давайте посмотрим в зеркало и произнесем звук Н. Молодцы. А что делают наши губки когда мы произносим звук Н? (губки раскрыты). Правильно.

Скажите, а при звуке Н горлышко дрожит? (да), а голос работает? (да) Правильно. Значит это звук какой? (Звонкий) А еще это звук какой? Гласный или согласный? (Согласный) Твердый или мягкий? Твердый, потому что спинка языка опущена. Как обозначается звук Н? (синим квадратиком со звоночком) Найдите пожалуйста этот квадратик и выложите на парту

А теперь посмотрите в зеркало и произнесите звук Нь. А что делают наши губки когда мы произносим звук Нь? (губки раскрыты). Правильно.

А что делает наш язычок? (кончик языка упирается в верхние зубы)

Скажите, а при звуке Нь горлышко дрожит? (да), а голос работает? (да) Правильно. Значит это звук какой? (Звонкий) А еще это звук какой? Гласный или согласный? (Согласный) Твердый или мягкий? Мягкий, потому что спинка языка поднята. Как обозначается звук Нь? (зеленым квадратиком со звоночком) Найдите пожалуйста этот квадратик и выложите на парту

Теперь мы с вами будем ловить звуки Н и Нь. Если я буду говорить звук Н, вы поднимаете синий квадратик со звоночком, а если звук Нь, то поднимаете зеленый квадратик со звоночком

Н-нь-нь-н-нь-н-н

А теперь в слогах.

на-ня-но-ни-ню-ну

А теперь в словах

Нога-снег-гном-небо-слон

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

Давайте посмотрим, с какими звуками дружат звуки и соединим их.

На-Ня-Но-Ню…а давайте если мы поменяем гласные с согласными, какие получаться слоги…назовите их ан-ян-он-ин

Сколько всего звуков в первом слоге «На»?(два) Назовите мне гласный и согласный звук. Далее точно также с остальными слогами.

А сейчас я вам загадаю загадки а вы попробуйте их отгадать.

Пять ступенек - лесенка,

На ступеньках - песенка. (Ноты)

Правильно. А давайте узнаем сколько частей в этом слове, давайте прохлопаем Но-ты (2). А сколько всего звуков в этом слове? Сколько гласных, а сколько согласных?. Определите пожалуйста в какой части слова находится звук Н на своих птичках, а я пройду посмотрю

Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват. (Небо)

Правильно. А давайте узнаем сколько частей в этом слове, давайте прохлопаем Не-бо (2). А сколько всего звуков в этом слове? Сколько гласных,?,а сколько согласных?. Определите пожалуйста в какой части слова находится звук Нь на своих птичках, а я пройду просмотрю

Очень много силы в нем,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос.

(Слон)

Правильно. А давайте узнаем сколько частей в этом слове, давайте прохлопаем Слон (1). А сколько всего звуков в этом слове? Сколько гласных?, а сколько согласных?. Определите, пожалуйста в какой части слова находится звук Н на своих птичках, а я пройду просмотрю.

Звук Н и Нь обозначаются буквой Н.

Лог: Поднимите правую руку, пальчики соберите щепоткой. Пишем в воздухе букву «Н».

Дети совместно с педагогом прописывают «Н» в воздухе.

Возьмите счётные палочки и сложите из них букву «Н». Я пройду и посмотрю

Посмотрите пожалуйста на картинку и скажите, что на ней нарисовано? (Бабочка) А на чем сидит бабочка? (на цветке) А теперь полным ответом (бабочка сидит на цветке)

Давайте поиграем в игру «Подскажи словечко»

Нужно закончить предложения по данному образцу:
Тропинка длинная, а дорога еще длиннее
Вечер темный, а ночь еще...
Я сильный, а папа еще...
Дуб высокий, а сосна еще выше.
Березка тонкая, а рябина еще...
Река глубокая, а море еще...

Что мы делали на занятии? Какие звуки учились различать Вы все сегодня хорошо поработали, и за это получаете звездочки.

Будет вклеено в ваши тетрадочки

Тема: «Сравнение предметов по ширине»

Цели:

1. Способствовать обучению сравнению двух предметов, контрастных по ширине (пользуясь приёмом наложения)

2. Развивать сенсорные представления (цвет, форма, величина, мышление на основе сравнения предметов, внимание, долговременную память, речевую деятельность.

3. Воспитывать положительную установку на участие в занятии, навыки взаимодействия.

Материал: «Чудесный мешочек» с подарками (морковка, бочонок мёда, 4 шнура одинаковой длины, набор изображений снежинок, сосулек, «ручеёк», изображения домиков медведя и зайца, по 2 кубика и 2 дощечки разной ширины на каждого ребёнка.

Ход занятия:

1. Орг момент

Здравствуйте, дети. Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Все посмотрите на них. Посмотрели. Молодцы! А сейчас послушайте меня внимательно.

2. «Две дорожки»

дефектолог приглашает малышей на ковёр, где заранее выложены две дорожки из шнуров одинаковой длины, но разной ширины.

Ребята, перед нами две дорожки. Одна широкая, вторая узкая.

Я предлагаю вам пройти по широкой дорожке.

«По широкой дорожке

Шагают наши ножки»

Дети свободно шагают за воспитателем по широкой дорожке.

Дефектолог: Хорошо мы прогулялись? (да)

По какой дорожке мы шагали?

А теперь пойдём по другой дорожке. Какая это дорожка? Узкая или широкая? (покажите) .

А теперь давайте подумаем как нам пройти по узкой дорожке?

Дети идут по узкой дорожке, руки в стороны для сохранения равновесия.

«На этой на дорожке

Трудно нашим ножкам? » (да)

По какой дорожке хорошо идти? (дети показывают)

Потому, что она широкая. Повторите.

А по какой трудно, неудобно идти? Потому, что эта дорожка узкая. Скажем вместе

3. «Ручеёк»

«В путь дорогу нам пора,

Поторопимся, друзья»

выкладывает на ковре «ручеёк» из голубой ткани.

Ой, дорогу нам преградил ручеёк. Посмотрите, он бежит, извивается. Здесь он какой, широкий или узкий? Покажите, вот какой ширины (называют, показывают руками) .

А здесь какой? Вот такой (называют, показывают руками)

Где же нам будет легче через него перебраться? (показывают)

Давайте перепрыгнем там, где он узкий.

Дети по очереди перепрыгивают через ручеёк.

А чтобы не замочить ножек там, где он широкий надо построить (мостик) .

4. «Строим мостик»

самостоятельная работа детей

дефектолог предлагает детям пройти за столы, на которых расставлены подносы со строительным материалом.

Ребята, у вас есть по два кубика и две дощечки.

А чем отличаются дощечки? (широкая и узкая)

Давайте проверим. (сравнивают, используя приём наложения)

Покажите мне широкую дощечку. А теперь узкую дощечку.

Какую дощечку лучше взять для мостика?

Дети строят мостик, воспитатель индивидуально помогает, подсказывает, предлагает прокатить машинку по мостику.

5. «Угадай, чей домик»

«Мы по мостику пойдём,

Прямо к домикам придём»

Дефектолог вывешивает на доску изображения двух домиков.

Посмотрите, какие красивые домики. Только вот где чей? Домики разные. Один домик широкий- для мишки, другой узкий- для зайчика

Дети показывают, где домик мишки, где зайчика.

У медведя дверь какая? (широкая)

У зайки дверь какая? (узкая)

Давайте проверим.

Предлагает желающим открыть двери, за которыми находятся изображения медведя и зайки.

6. Итог занятия:

«Долго, долго в гости шли,

Угощение несли

Хорошо мы потрудились

Все ребята молодцы».

Предварительный просмотр:

Тема: «Зима»

Цели:

1. Познакомить с зимними явлениями в природе. Учить наблюдать за сезонными изменениями в живой и неживой природе

  1. Развивать речь детей. Способствовать усвоению обобщающего понятия зима
  2. Развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия

Материал: игрушка заяц; ведерко со снегом; листы бумаги для графического упражнения с использованием падающих снежинок; «сугробы» , выполненные из ваты; картина «Зима»

Ход занятия

1. Беседа по картинке

На улице сейчас стало холодно. На земле лежит снег. Наступила зима. Что падает на землю? Какое время года на улице?

2. Дыхательное упражнение «Снежинки»

Посмотрите, кто пришел к нам в гости? (заяц). Что принес зайчик в ведерке? Он принес снег. Потрогаем снег. Он белый, холодный, мягкий. Я положу вам снежок на ладошки. Подышите на него, как я. Посмотрите, снег тает.

На ладошки к нам снежинки дефектолог кладет вату

Опустились, как пушинки. ребенку на руку и предлагает

Мы на них легко подули, подуть на нее

И снежинки упорхнули.

3. Рисование «Снег идет»

Дефектолог раздает картинки с изображением снежинок и предлагает провести вертикальные линии сначала пальцем, потом карандашом сверху вниз

4. Итог.

Предварительный просмотр:

Тема: «Рыбки в аквариуме»

Цели:

1. Учить располагать вырезанных рыбок на всем листе, сочетая по цвету, учить аккуратно наклеивать, дорисовывать глаза, закреплять работу с ножницами при вырезании.

2 . Развивать речь, мышление, обогащать словарный

3. Воспитывать интерес к предстоящей работе, воспитывать заботливое отношение к окружающей природе.

Материал: бумага, тонированная синим мелком, бумага зеленого цвета для водорослей, ранее вырезанные разноцветные силуэты рыбок, клей-карандаш, фломастер черного цвета ножницы, иллюстрации, сюжетные картинки, загадки, образец.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Ребята посмотрите у меня большой конверт и в нем картинки, а что это за картинки вы узнаете, отгадав загадки, слушайте внимательно. После каждой отгадки показ картинок с изображением аквариума и рыб.

Стеклянный домик на окне

С прозрачною водой,

С камнями и песком на дне

И с рыбкой золотой

2. Основная часть.

Ребята обратите внимание на (показывая) иллюстрацию «Рыбки в аквариуме»

Вопросы детям:

1. Что это? (Аквариум)

2. Что на дне аквариума? (Камешки)

3. Какой они формы? (Круглые, овальные)

4. Кто живет в аквариуме? (Рыбки)

5. Чем тело рыбки покрыто? (Чешуей)

6. С помощью чего рыбки плавают? (Плавники, хвост)

7. А чем питаются рыбки? (Корм, водоросли) .

8. Какого цвета водоросли в аквариуме? (Зеленые)

3. Самостоятельная работа детей.

Ребята у вас на столах есть готовые аквариумы из бумаги. Как вы думаете, чего в них не хватает (Ответы детей) Рыбок, водорослей. А что нужно сделать? (Ответы детей) Вырезать водоросли из бумаги и выбрать по цвету рыбок и поместить в аквариум. Дети выкладывают композицию и приступают к выполнению аппликации.

Воспитатель обращает внимание на аккуратность при работе с клеем, напоминает приемы аккуратного наклеивания, следит за осанкой детей при работе, напоминает правила работы с ножницами.

Как много рыбок у вас в аквариумах? Рыбкам весело, игриво.

4. Итог

Что мы сегодня делали?

Вам понравилось?

Оценка и рассматривание детских работ


Цель: развитие психических процессов.

Задачи:

    Развитие зрительной памяти.

    Развитие словесно-логического мышления.

    Развитие внимания.

    Развитие мелкой моторики.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Пальчиковая гимнастика

Каменщик из кирпичей Стену строит. Дом ничей.

(Кладём правую руку на левую, левую - на правую и т. д. всё выше и выше.)

Я - маляр, я стены крашу,

(Расслабленной кистью водим вверх-вниз.)

(«красим потолок»)

и кухню вашу.

(Движения рукой влево-вправо.)

Я - электрик. Свет включу,

(«Включаем свет, нажимая на выключатель».)

Только лампочку вкручу.

(«Вкручиваем лампочку» - вра­щательные движения кистью правой руки.)

Приходите в новый дом

(Ладони «домиком».)

И живите долго в нём!

(Развести руки в стороны.)

2. Загадки

Детям должны ответить на вопрос-действие и назвать представитель какой профессии выполняет это действие:

    Кто варит обед?

    Кто строит дом?

    Кто поет песни?

    Кто лечит детей?

    Кто шьет одежду?

    Кто рисует картины?

    Кто летает в космос?

    Кто водит машину?

3. «Найду букву»

Детям раздаются по листку бумаги, на котором нарисованы хаотично согласные и гласные буквы, и выполняют следующие действия:

    Подчеркнуть, синим карандашом согласные буквы, кранным гласные, цифры простым

    Отметить сначала первую букву своего имени, своей фамилии,

    Найди не правильную букву.

Рисунок 1

4. «Разрезные картинки»

Дети собираю разрезные картинки, называют, какой предмет получился и говорят к какой профессии это предмет относится.

5. Физкультминутка

Едем, едем на машине,

Руки в виде руля

Нажимаем на педаль.

Нажимаем одной ногой

Газ включаем, выключаем,

Движения рукой

Смотрим пристально мы вдаль.

Руку ко лбу

Дворники счищают капли.
Вправо, влево. Чистота!

Ладони в вправо-влево

Волосы ерошит ветер.

Трогаем волосы

Мы шоферы - хоть куда!

Кулаки вперед, большой палец вверх.

6. «Путанка»

Отслеживая и «распутывая» линии на предложенной психологом картине, дети переносят фигуры в новые места и заполняют пустые кружки.

Рисунок 3

7. «Посмотри и запомни»

В течении 5 секунд детям показываются фигуры из палочек с установкой запомнить, затем дети складывают такие же фигуры из палочек.

8. Работа в тетради

Дети должны в тетради нарисовать по клеточкам такую же фигуру, которую нарисовал психолог.

Людмила Соколова

Индивидуальное коррекционное занятие с ребенком с ЗПР

Тема: «Насекомые»

Закрепление лексической темы по плану дефектолога

Задачи:

1) Коррекция и развитие психических процессов: зрительного и слухового восприятия, концентрации, распределения внимания, мышления, творческого воображения, памяти. Развитие связной речи, умения координировать слово с движением.

2) Расширение знаний об окружающем мире, закрепление представлений о насекомых.

3) Развитие мелкой моторики рук, общей моторики; развитие артикуляционного аппарата, обучение элементам саморасслабления, развитие мимики, пантомимики.

Ход занятия:

Заходим с ребёнком, садимся за стол.

Саша, с каким настроением ты пришел в детский сад утром?

Какое сейчас у тебя настроение?

Сегодня к нам залетела пчелка! Она принесла интересные игры и предлагает поиграть с ней. Давай посмотрим на картинки. Перечисли, кого ты видишь?

Ребёнок называет (пчела, стрекоза, жук, муравьи, кузнечик, бабочка, божья коровка, оса, гусеница, муха).

Как можно одним словом назвать всех, кто здесь нарисован? (Насекомые).

Молодец, Саша.

У насекомых тело разделено на голову, грудь, брюшко. Голова отделена от груди. На ней расположены глаза, рот, усики. У насекомых 6 ног - конечности, приспособления для бега, прыжков, плавания, копания. У некоторых есть крылья. Питаются насекомые растениями, зёрнами.

(Рассматриваем насекомых по картинкам).

А сейчас послушай загадки, и отгадай, о ком они.

В лесу у пня – суетня, беготня:

Народ рабочий весь день хлопочет,

Себе город строит.

(Муравьи)

Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.

(Стрекоза)

Жу-жу-жу-жу,

Я на ветке сижу,

Букву «Ж» всё твержу.

Зная твёрдо букву эту,

Я жужжу весной и летом.

Модница крылатая,

Платье полосатое,

Ростом хоть и кроха,

Укусит – будет плохо.

На большой цветной ковёр

Села эскадрилья,

То раскроет, то закроет

Расписные крылья.

(Бабочки)

Прыгает пружинка –

Зеленая спинка -

С травы на былинку,

С ветки на тропинку.

(Кузнечик)

Чёрные сапожки.

Чёрные горошки.

Красная рубашка.

Малая букашка.

(Божья коровка)

Волосата, зелена,

В листьях прячется она.

Хоть и много ножек,

Бегать всё равно не может.

(Гусеница)

Ходит над нами

Вверх ногами,

С нами обедает,

Всего отведает.

Станешь гнать,

Начнёт жужжать.

Целый день летает,

Всем надоедает.

Ребенок отгадывай загадки, ищет отгадки на картинках.

Молодец, ты хорошо справился с заданием.

А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «4-й лишний» . Посмотри внимательно на картинку и скажи, какая картинка лишняя, не подходит к остальным. (Варианты: «Сова, попугай, ворона, кузнечик», «Пчела, лилия, ирис, астра», «Жук, бабочка, гусеница, заяц», «Ромашка, колокольчик, клевер, божья коровка»).

А сейчас я буду называть слова, ты внимательно слушать и определять, какое слово лишнее , не подходит к остальным, и почему, и называть его.

«Бабочка, стрекоза, корова, жук» (Корова)

«Пчела, оса, шмель, лиса» (Лиса)

«Кузнечик, колокольчик, гусеница, божья коровка» (Колокольчик)

«Берёза, муха, пчела, муравей» (Берёза)

«Жук, самолёт, оса, бабочка» (Самолёт)

Замечательно! А теперь давай поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика

На лужайке по ромашкам Руки повернуть ладонями вниз, вибрировать

пальцами.

Жук летел в цветной рубашке. Медленно сгибать и разгибать пальцы.

Жу-жу-жу, Хлопки в ладоши на каждый слог.

Я с ромашками дружу. Поднять руки вверх, развести пальцы веером,

Тихо на ветру качаясь, покачивая из стороны в сторону, медленно

Низко, низко наклоняюсь. наклонить руки вперёд.

Посмотри на карточку. На ней нарисованы цифры. Чтобы узнать, что здесь нарисовано, нужно соединить цифры по порядку . Нужно поставить карандаш в точку №1, затем глазками найти точку №2 и довести до неё линию, и т. д. (Предварительно повторяем с Сашей счёт до 10)

Ребенок выполняет задание.

Молодец! Что получилось? (Бабочка). А сейчас давай узнаем, в какую из этих бабочек превратилась гусеница?

Ребенок выполняет задание.

Давай превратим гусеницу в бабочку. Собери бабочку по образцу .

Замечательно! Сейчас давай подуем на бабочку. (Дыхательная гимнастика). Вдыхаем через нос, затем делаем губы трубочкой и выдыхаем воздух длительно, протяжно на бабочку. (Повторить 3-4 раза).


Молодец, а сейчас давай поиграем в игру, которая называется «Кузнечики». Давай встанем на ковёр. Проговаривай слова этой игры вместе со мной.

Координация речи с движением

«Кузнечики»

Поднимайте плечики, Делать движения плечами (вверх-вниз).

Прыгайте, кузнечики. Прыгать на носках.

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Стоп, сели. Приседать.

Травушку покушали, Хлопок в ладоши.

Тишину послушали. Прислушиваться, приставляя руку к уху.

Выше, выше, высоко. Прыгать на носках.

Прыгай на носках легко!

Очень хорошо! Давай сядем за стол. Внимательно посмотри на картинку и найди гусеницу, которая нарисована на портрете.


Ребенок выполняет задание.

Замечательно! А теперь поможем пчёлкам долететь до цветка . Перед тобой карточка, нужно провести линию в шаблоне дорожки, стараясь не отрывать при этом руку.

Ребенок выполняет задание.

Молодец! Поиграем в игру: я сейчас перечислю слова, когда среди них встретится насекомое, хлопни в ладоши:

Окно, стул, бабочка, дерево, ведро, пчела, жук, воробей, стрекоза, одуванчик, юбка, кузнечик, оса, яблоко, жираф, комар, песок, карандаш, гусеница, самолёт, облако, муха, муравей, листик, мячик, заяц, божья коровка.


Умник! Давай пройдём и сядем на ковёр. (Звучит звуковая запись). Представь, что ты сидишь на пляже, солнышко тебя согревает, шевелиться не хочется. Вдруг муха прилетела и на лобик села. Чтобы прогнать муху, пошевели бровями. Муха кружится возле глаз – поморгайте ими, перелетает со щеки на щёку – надувай по очереди каждую щёку, уселась на подбородок – подвигай челюстью. Муха улетела.

Давай сядем за стол.

Фонопедическое упражнение «Муха»

Над медведем возле уха

Целый час жужжала муха:

Комары летят, летят и пищат:

«З-з-зу, з-з-зу – укушу! З-з-з…»

«Ж-ж-ж…» «З-з-з…»

(Ребенок проговаривает текст разным по высоте голосом: за мух – низким, за комара – высоким).

Замечательно справился! И ещё одно задание. Посмотри на карточку, назови и зачеркни лишний рисунок. Раскрась столько кругов, сколько нарисовано насекомых. (В случае затруднений помочь Саше)


В заключении массаж для рук (сухой бассейн) .


А сейчас пчелка предлагает выложить фасолью божью коровку.


Саша, тебе понравилось играть с пчелкой?

Молодец! Ты меня порадовал! Спасибо тебе!

Епишева Татьяна Павловна

Учитель-дефектолог, МАДОУ ДС № 17 "Ладушки", г.Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ-ЮГРА

Епишева Т.П. Конспект занятия в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Путешествие в страну знаний" // Совушка. 2017. N1(7)..10.2019).

Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Путешествие в страну знаний"

Цели занятия

Коррекционно-образовательные:

  • уточнить сформированность слухового, сенсорного и моторно-двигательного внимания у детей в разнообразной деятельности;
  • формировать инициативное высказывание в диалогах;

Коррекционно - развивающие:

  • уточнить знания о числовом ряде;
  • закреплять количественный счет;
  • уточнить пространственные представления, геометрические фигуры и цвет;
  • вырабатывать навыки в распределении внимания между несколькими предметами, переключении с одного на другой;
  • развивать мышление с помощью таких логических приемов, как обобщение, классификация;
  • корректировать процессы, влияющие на улучшение зрительных функций:

- развитие зрительно - пространственной ориентировки;

- формирование цветоразличение;

- развитие сохранных анализаторов;

- повышение остроты зрения;

- развитие глазодвигательных функций: фиксация, прослеживание;

- формирование зрительного восприятия;

- закрепление ориентировки на микропространстве (на листе бумаги);

  • развивать мелкую моторику и координацию рук с действием;
  • вовлекать детей в активную познавательную и речевую деятельность, совершенствовать умение использовать обобщающие слова;

Воспитательные:

  • воспитывать умение сосредоточиться, не отвлекаться при выполнении задания, работать в едином темпе и ритме с другими детьми;
  • воспитывать выдержку, умение действовать по словесной инструкции.

Оборудование:

Комплект цифр на каждого ребенка;

- демонстрационный материал : картина (ежи, солнце, гриб, елка с шишками);

картина с наложением (игрушки); картина с геометрическими фигурами;

Картинка леса и деревни;- пирамидка; - большая цифра 4.

- раздаточной материал : (шишки, грибочки); карточки с наложением

(игрушки); карточки с геометрическими фигурами;

Картинки домашних и диких животных (свинья, лошадь, коза; белка, волк, лиса);

Тарелочки; бабочка (гимнастика для глаз); цветные карандаши; мольберт;

Аппаратура мультимедиа, экран.

Ход занятия

  1. Организационный момент

В лесу скоро открывается лесной детский сад и ежата будут его посещать, но они не знают, чем занимаются в детском саду, что там делают. Я предлагаю показать какие любознательные и находчивые ребята в детском саду и как они занимаются. Сегодня на занятии у нас будут разные задания. И вот первое из них.

а/ Вопросы на сообразительность :

  • Как называется геометрическая фигура, у которой 3 угла?
  • Кто длиннее: змея или гусеница?
  • В какое время суток вы занимаетесь, играете, гуляете?
  • Какое число меньше: 5 или 6?
  • Чего больше деревьев или листьев?

б/ «Назови и проходи ».(формирование цветоразличения)

(ребенок отвечает на вопрос и проходит, садится на стульчик за столом) Сережа, какого цвета у тебя шорты? Полина, назови цвет своего бантика? Кирилл, какого цвета цифры на твоей футболке? Дима, какой цвет кроме красного на твоей рубашке? Настя, в какой цвет окрашены цветочки на твоем платье?...

II . Основная часть .

1. Работа с картиной / отгадывание загадок.

а / - У нас есть картина. Я вам буду загадывать загадки, а вы найдите на ней отгадки.

«Ну-ка, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит, и не пекарь, а печет» (солнце )

«Ее всегда в лесу найдешь- пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж зимою в платье летнем» (елка )

«Сердитый недотрога, живет в лесной глуши.

Иголок очень много, а нитки не одной» (ежик )

« Под сосною у дорожки, кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек, шляпка есть - нет головы» (гриб )

б/ Вопросы по картине.

Сколько ежат на картине? (три )

Каких предметов по одному? (солнце, елка, гриб)
- Сколько шишек на елке? (четыре )

Покажите карточку с цифрой 4.

в/ Работа с раздаточным материалом . (количество и счет)

(понимание отношений между числами натурального ряда).

У вас на тарелочках есть шишки и грибочки.

Положите столько шишек, сколько их на елке. (Что надо сначала сделать? Сколько ты насчитал шишек? Сколько ты возьмешь шишек из тарелочки?)

Сколько вы положили шишек? Сережа? Кирилл? У тебя Дима?...

А теперь положите грибочков на 1 больше, чем шишек.

Сколько вы положили грибков?

Чего больше: шишек или грибочков?

На сколько грибочков больше, чем шишек?

На сколько шишек меньше, чем грибочков?

(немного запутались, на следующих занятиях будем учиться сравнивать количество предметов).

2. «Найди домик». (классификация предметов по их основным признакам, развитие зрительно - пространственной ориентировки).

Ежата лесные жители. А вот другие животные заблудились, не могут найти, где их дом в лесу или рядом с людьми.

У вас есть картинки животных, надо помочь найти жилье для каждого животного.

Где их дом: лес или рядом с людьми. (дефектолог демонстрирует картинки леса и деревни)

Послушайте, как я говорю, а потом вы сами будите рассказывать.

Это корова. Она живет рядом с людьми.

Это лось. Он живет в лесу.

(ответы детей) Молодцы, помогли животным найти их жилье.

3. «Расскажи о яблоке» (подбор определений.)

Подумайте и скажите, что любят ежи? (грибы, ягоды, молоко… )

Мы угостим их яблоком. А вы расскажите: какое яблоко.

Вы будите называть какое яблоко, а я буду надевать колечки.

( использовать пирамидку, наводящие вопросы) / Красное, сочное, большое, твердое, гладкое, круглое, вкусное, сладкое, полезное, ароматное …)/ после того, как собрали колечки пирамидки - дефектолог быстро накрывает ее салфеткой.

4. «Услышь правильное слово»

(развитие сохранных анализаторов: фонематический слух)

Яблоко - это фрукт. Какие фрукты вы еще знаете?

Я вам буду называть слова, похожие на слово «груша» и когда вы услышите, что

я сказала правильно, хлопните в ладоши. (приготовьте ладоши)

Слушайте внимательно: груфа, г´юша, глюса, груша , груса, г´юса, г´юфа, груша .

Это было трудное задание, но мы обязательно потренируемся различать

правильно называемые слова.

5. Беседа об игрушках.

Вот мы собрали колечки и что у нас получилось? Пирамидка .

Пирамидка - это что? Игрушка .

А вы знаете игрушку - «неваляшка»?

Почему ее так называют?

А еще неваляшку называют «Ванька - Встань-ка». Я вам покажу и расскажу потешку про Ваньку - Встань-ку, а вы смотрите и вместе со мной выполняйте.

III . Физкультминутка. (развитие зрительно - моторной координации)

Ванька - Встань-ка, Ванька - Встань-ка, (наклоны в стороны)

Приседай-ка, приседай-ка. (приседания)

Будь послушным, ишь какой (погрозить пальчиком)

Нам не справиться с тобой. (покружиться)

IY . Гимнастика для глаз. (использование электронной физминутки с показом на большом экране)

- Сейчас на улице осень. И мы с вами понаблюдаем, как ветер срывает листочки с дерева, а наши глаза будут за ними следить и в тоже время отдыхать.

- Внимательно следите глазами за падающим листочком.

Y . Работа с карточками. (развитие остроты зрения: наложение предметов).


У вас есть карточки, где много игрушек.(также выставляется большая картинка с таким же заданием)

Посмотрите внимательно и скажите: какую игрушку вы увидели?

Слушайте других детей, старайтесь не повторяться. (ребенок: я увидел мячик…)

Что еще вы увидели? (дополнительные вопросы, если дети затрудняются назвать все предметы на карточке)

- Посчитайте и скажите мне на ушко: сколько всего игрушек на карточке?

Поднимите руку у кого получилось 6 игрушек? У кого 7 игрушек? (молодцы, эти дети не ошиблись, кто насчитал 6 игрушек)

YI . Гимнастика для глаз.

(развитие глазодвигательных функций: фиксация, прослеживание)

Вы внимательно и долго рассматривали картинку, глаза устали и сейчас сделаем гимнастику, чтобы глаза отдохнули.

Последите глазами за полетом бабочки: бабочка полетела влево, полетела

вправо, полетела влево, вправо (следим только глазами); полетела вверх, вниз,

вверх, вниз.

Поморгали часто, часто - зажмурились крепко, крепко.

Поморгали часто, часто - раскрыли глаза широко, широко.

Потрите ладони и прикройте глаза, глаза отдыхают.

YII . Работа с карточками (развитие мелкой моторики руки)

(развитие зрительного восприятия, практической ориентировки на микропространстве - листе бумаги, мелкой моторикеРаскрась фигуры.

Теперь потренируем пальчики.

Вы сказали, что ежата любят грибочки. Давайте угостим ежат. Положите перед собой карточку с грибами и раскрасьте второй грибок; пятый грибок; первый грибок.

Старайтесь не выходить за контур, держите правильно карандаш.

Сколько всего грибов вам надо закрасить? Сколько грибов вы еще не закрасили?

У нас мало времени, поэтому остальные грибочки вы закрасите в группе.

YIII . Итог занятия.

- Сегодня на занятии вы выполнили много заданий.

Какие задания были интересными?

- Какое задание было трудным?

А какое задание не вызвало затруднений?

Сюрпризный момент. Ежатам очень понравилось как вы работали на занятии и они дарят вам свои портреты. Вы их возьмете в группу и разукрасите.

Литература:

1. Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет. М.: Творческий центр Сфера, 2006.

2.Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Ярославль: Академия развития, 1998.