, МХК и ИЗО
Тип занятия: Ознакомление с народным искусством.
Вид деятельности: Декоративное рисование.
Цели:
Задачи:
Предварительная работа: рассматривание изделий и иллюстраций с городецкой росписью; чтение русских народных сказок, потешек, скороговорок, загадок; пение частушек; слушание народной музыки, песен; беседы о русском быте и традициях; рисование элементов городецкой росписи (розаны, купавки, ромашки, бубенчики, кони, птицы), тонирование деревянных досок акриловыми красками.
Методические приемы: Рассмотреть предметы с городецкой росписью, определить, в чем отличие от других народных промыслов, художественное слово, сюрпризный момент.
Литература: Г.В.Швайко. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. Программа. Конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Подготовительная группа; Т. Г. Казакова. Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности: Книга для воспитателей детского сада и родителей. Е.А. Николаева. Я открою вам секрет. (Рисуем, мастерим, знакомимся с народными промыслами).
Музыка: русские народные песни.
Материалы и оборудование:
План:
1. Организационный момент – 2 мин.
2. Эвристическая беседа – 5 мин.
3. Творческая поисково-экспериментальная работа
– 17 мин.
4. Физминутка (народная игра) – 2 мин.
5. Итог занятия:
а) выставка и анализ детских работ – 2 мин.
б) самоанализ – 2 мин.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
П.: Здравствуйте, дети! В нашем зале – светло и весело. А весело от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Давайте будем чаще улыбаться друг другу и дарить свою радость окружающим.
2. Эвристическая беседа
– Посмотрите, какой красивый костюм у меня.
Есть на Волге город древний, по названью – Городец.
Славится на всю Россию своей росписью, творец.
Распускаются букеты, ярко красками горя.
Чудо-птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.
– Хотите, мы с вами отправимся в эту русскую деревеньку? Мы поедем на лошадках. У меня лошадь большая, а у вас – жеребята. Садимся и скачем по дорожке (цокая язычком):
По дорожке ровной, гладкой
Скачут быстрые лошадки:
Чок, чок, чок, чок –
Скачет резвый табунок.А вот мы и приехали…..
Подходят к «Русской избе»
Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей!
Б.: Здравствуйте, ребятишки! Рада опять видеть вас. Я уже и соскучиться успела. Давно ко мне не захаживали. Проходите в избу, дорогие! Вы наверно любите загадки отгадывать? Тогда отгадайте загадку:
Коль на досточке девица
Иль удалый молодец,
Чудо-конь и чудо-птица –
Это значит… (Городец) .
П.:
На берегу Волги недалеко от Нижнего
Новгорода стоит Городец. Там и зародилась
городецкая роспись.Каждую неделю, по субботам,
сюда в Городец съезжались крестьяне из окрестных
деревень, приезжали и купцы из разных городов.
Редко кто уезжал с Городецкого базара без
игрушки или прялки – традиционного подарка
невесте, без которого не обходилась тогда ни одна
свадьба. В окрестных селах этого края крестьяне
издавна украшали удивительной росписью свои
дома – ставни, прялки, шкафчики, сани, детские
игрушки. Каждый предмет Городецкого
художественного промысла – настоящее
произведение искусства. На расписных Городецких
изделиях можно увидеть птиц, коней, сценки
чаепития, охоты, изображения барышень и
кавалеров за беседой. Эти сценки украшены
диковинными цветами: яркими розанами, купавами,
зелеными веточками.
Птица и конь – главные герои Городецкой росписи.
Все это по преимуществу фантастические цветы,
птицы, кони, которые как будто пришли к нам из
старой доброй сказки.
Какие сказки вам вспомнились? («Сивка-Бурка,
«Жар-птица», «Аленький цветочек» и др.)
В самую короткую летнюю ночь на праздник Ивана
Купала расцветают, по поверью, особые цветы и
травы, которые обладают целебной силой. Вот этими
цветами и украшали все предметы.
Посмотрите на городецкие изделия, вспомните,
какими красками и приемами пользуются
городецкие мастера. Бабушка Пелагея, очень
красиво у тебя в горнице. Но вот, смотрю, на
столах здесь лежат и незаконченные изделия.
Б.: Это я изделия делаю для ярмарки. Ярмарка скоро, а работы еще много. Не поможете ли мне? Как на Руси водится – вместе дело спорится, а врозь хоть брось.
П.: Мы с удовольствием поможем тебе, хозяюшка. Что ж, ребята, вы сейчас превратитесь в городецких мастеров, берите доски и садитесь за столы.
3. Творческая поисково-экспериментальная работа
П.:
Дети, посмотрите, сколько у нас
много красок, а голубого и розового цвета нет. А
вы знаете, как можно получить голубой и разовый
цвета?
Посмотрите на красивые городецкие узоры, а
теперь попробуйте сами создать свой
неповторимый образ на разделочной доске.
Дети работают. Педагог смотрит, помогает, если
надо, напоминает о правильной осанке. Фоном
играет лирическая народная музыка.
4. Физминутка: (Народная игра «Пошла Коза по лесу»)
П.: Молодцы! А ведь в деревне не только работали, но еще любили отдыхать! Песни пели и играли. Давайте с вами поиграем в народную игру «Шла коза по лесу». Становитесь все в круг.
Пошла Коза по лесу, по лесу, по лесу
Искать себе Принцессу, принцессу, принцессу
Давай, Коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем
И ножками потопаем, потопаем, потопаем
Головкой покачаем, качаем, качаем
И снова начинаем или и песенку кончаем…
5. Итог занятия
Педагог раскладывает доски на стол перед бабушкой. Дети и Бабушка Пелагея любуются.
Выставка и анализ детских работ, самооценка
П.: Давайте посмотрим, получились ли у нас городецкие доски? Какая доска получилась самой нарядной? Почему? Какая самой веселой? Какая сказочной? Молодцы! Дети, вы справились с заданием? А что нового вы сегодня узнали? Можем ли мы себя, за что то, похвалить? Бабушка Пелагея, понравились тебе наши доски?
Б.: Ой спасибо, ой помогли, ну молодцы! Все доски на славу удались!
П.: Вы сегодня все отлично поработали. Ваши доски получились очень нарядными и красивыми. Понравилось ли вам в гостях? Спасибо тебе Бабушка Пелагея, за гостеприимство нам пора возвращаться.
Б.: А я вас так просто не отпущу! Я бы хотела, чтобы спели со мной и сплясали. Вот возьмите инструменты.
Бабушка играет на баяне и поет песенку «Коробейники», «Во кузнице», педагог и дети танцуют, подпевают, играют на шумовых ударных музыкальных инструментах.
Б.: Ой спасибо, развеселили меня и помогли. Но просто так из гостей в деревне никто не уходит.
Д.:
Ой, вы гости дорогие!
У нас подарки расписные.
Писали их, старались,
Подарить вам собирались. (Дарят доски гостям)
П.:
Благодарим вас за участие!
Вот сувениры вам на счастье!
Гляди, любуйся, принимай,
Любой по вкусу выбирай!
Вот вам бублики к чаю, угощайтесь.
Продолжать знакомить детей нетрадиционными техниками рисования.
Закрепить знание о том, что дерево - это живой объект, который дышит, питается, растет; при неосторожном отношении деревья могут погибнуть.
Развивать образное мышление, творческую фантазию детей.
Воспитывать аккуратность в работе.
Поддерживать интерес к изучению различных способов изображения действительности.
Оборудование: листы бумаги, простые карандаши, акварельные краски, кисти, емкости с водой, штампы 2-х размеров (вырезанные в форме листочков), тушь зеленого цвета в поддоне.
Материал: загадки о деревьях, иллюстрации с изображением деревьев в разное время года, картинки с изображением сказочных деревьев.
В. - Дети, послушайте, пожалуйста, загадку и попробуйте ее отгадать:
Весной развеселит,
Летом охладит,
Осенью накормит,
А зимой согреет.
В. - Как вы думаете, почему в загадке сказано, что дерево весной нас радует?
(После долгой зимы на деревьях появляются тоненькие нежные листочки и цветы - это радует нас).
В. - Почему летом дерево холодит? (В жаркую погоду всем приятно отдохнуть в прохладной тени деревьев).
В. - А что значит, что осенью дерево нас накормит? (Яблоки, сливы, груши, орехи - все это плоды деревьев, которыми лакомятся и люди, и звери).
А как может дерево согреть зимой? (Старые больные деревья рубят на дрова, а на молодых и здоровых зимуют белки, птицы, жуки и другие насекомые).
Видите, как много информации содержит одна небольшая народная загадка. А послушайте еще одну загадку:
Загадка о дереве
Что это за чудо у окна:
Много рук, а нога одна?
В. - Подумайте, одна нога у дерева, это что? (Ствол). А что названо руками? (Ветви)
В. - Правильно, дети. В сказках и мультфильмах мы часто можем видеть, как деревья пользуются своими ветвями, как руками. Это потому, что деревья - живые.
Они дышат (ведь всем растениям нужен воздух), питаются (своими корнями впитывают питательные вещества из земли), растут, иногда даже болеют и погибают. Зимой деревья спят, а весной просыпаются, и тогда на ветвях появляются нежные листочки.
В. - Зима в этом году не была очень суровой, но деревья все равно спали. Скоро наступит весна, расцветут яркими листьями деревья. А пока такие листочки вырастут на наших рисунках.
Посмотрите, что вы видите на этом рисунке?
Да, на нем карандашом изображены дерево и рука. Похожи эти изображения между собой? (Рука похожа на ствол и ветви дерева). Я думаю, если закрасить рисунок руки коричневой краской и добавить зеленые листочки, то можно получить замечательное молодое деревце. Листочки мы будем печатать штампами, которые я приготовила для вас. Обратите внимание, они двух размеров. Ближе к ветвям печатаем большие листочки, а дальше, на краю кроны - маленькие. (Помощь сопровождается частичным показом.
Самостоятельная работа детей
Дети выполняют пробную печать на черновиках. Затем, приступают к самостоятельной работе.)
Давайте вывесим ваши работы в уголке природы и полюбуемся, который хороший весенний лес мы создали собственными руками!
Конспект интегрированного занятия во 2 младшей группе по ознакомлению с окружающим и рисованию на тему:" Поможем котёнку".
Описание: данный материал предназначен для воспитателей младших групп.Организация и методика проведения НОД:
воспитатель : Ребята к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемсяПрактическая часть к конспекту:
В средней группе.
Материалы и оборудование:
Письмо, ковер-самолет, сундучок, геометрические фигуры, бусы, экран (заранее подготовленная съемка с медведем и Бабой Ягой)
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок
Программные задачи
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Обучающие задачи:
Ход занятия
Под спокойную музыку дети входят в зал.
Восп.: Доброе утро ребята!
Все поймали?
И всем Вам я желаю здоровья
(стук в дверь, заходит почтальон с письмом и отдает письмо воспитателю)
Восп. Ребята, мы получили письмо, сейчас узнаю от кого оно (читает письмо)
Дорогие дети, горе у меня, несчастье!!! Приходите ко мне и помогите мне!! А чтобы вы не заблудились, я еще и ковер-самолет отправила, правда он совсем дырявый, но думаю, вы заштопаете. Баба-Яга
Восп. Ребята, что у нее случилось? Давайте поможем!! (ответы детей)
Скажите, где Баба-Яга живет? (Ответы детей) Правильно ребята в лесу. А теперь, прежде. чем мы пойдем в лес, давайте вспомним, как мы себя должны вести в лесу.
Ответы детей, если затрудняются отвечать, то воспитатель подсказывает
Мы друг от друга должны отставать?
В лесу можно кричать?
Ветки на деревьях можно ломать?
Незнакомые растения и грибы можно собирать?
Восп. Молодцы ребята!! А теперь в путь!! Где наш ковер-самолет?) раскрывает ковер, а он дырявый: дырки похожи на геометрические фигуры)
Ой, ребята, ковер то дырявый, он не полетит. как же нам заштопать ковер? (ответы детей)
Вот вам геометрические фигуры, давайте заштопаем мы ковер (дети закрывают дырки геометрическими фигурами) .
Восп. Молодцы ребята!!! Ну что же, давайте полетим к Бабе-Яге. Что-то нас ковер не летит, наверное ветер слабый. Давайте мы подуем. чтобы ветер сильнее подул. Надуваем щечки и выпускаем как из трубочки воздух.
Восп. Ну вот и наш ковер-самолет полетел. Вот и прилетели мы в лес, будем приземляться. А приземляемся мы на опушке леса.
Восп. Как бы нам дорогу? Кто нам поможет? (на экране появляется медведь)
Медведь: Я
Восп. Здравствуйте медведь!! Не подскажете ли вы нам как к Бабе Яге попасть?
Медведь: Ишь Какие хитрые!!! Сразу и покажите и подскажите! Скучно мне тут в лесу и поиграть не с кем!! Вот я с вами поиграю, а потом и может покажу дорогу!
Восп. В какую игру мы будем играть?
Медведь: Вы сказки с медведем знаете?
Дети Знаем!
Медведь: Я сейчас вам покажу картинки из сказок. А вы мне говорите какие эти сказки. Договорились? (ответы детей)
(на экране появляются картинки из разных сказок, дети отгадывают)
Медведь: Ну ладно, умные вы очень!! так и быт покажу дорогу к Бабе –Яге. Идите прямо и увидите узкую и и широкую дорогу, вам надо идти по широкой дороге
Восп. Спасибо. Ну что ребята пошли искать!! Чтобы нам не скучно было идти, давайте песенку споем
Мы шагаем по дороге, по дороге.
Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнём, а потом гулять пойдём
(идут вместе и видят две дороги.)
Восп. Ребята. по какой дорожке мы должны идти? (ответы детей) Пошли!
(на экране появляется Баба Яга)
(Приходят к Бабе Яге и видят, что она горюет над стебельком от цветка) .
Восп. Здравствуйте Бабушка-Яга!!
Б.Я. Здравсвуйте! 1Мои касатики, мои хорошие!!
Восп. Что у тебя случилось? Почему ты нас звала к себе?
Б-Я (плачет) . Дорогие дети, горе у меня, несчастье!!! Я украла у Лесной феи Цветочек Аленький и хотела посадит у меня на поляне. Я его так берегла, никому не показывала, в сундучке на три замка закрывала. (плачет) А он завял. А еще Лесная фея узнала, что это я украла ее цветок и сказала, чтобы завтра принесла обратно цветок. Теперь одна палка осталась
Восп. Во первых это не палка, а что ребята? (ответы детей)
Во вторых, ты цветок поливала?
Б-Я Нет конечно!! Зачем поливать его?
Восп: Почему у Бабы-Яги цветок завял? (ответы детей)
Подскажите ребята Бабе Яге, как правильно за цветами ухаживать.
(Ответы детей) если возникают сложности в ответах, воспитатель помогает
Нельзя цветы прятать, они любят солнечный свет
Нужно поливать цветы, чистит лепестки и цветочки
Баба-Яга: И что теперь мне делать? У меня и поляна опять пустая, да еще и Лесной фее отдать нечего (плачет)
Восп. Давайте поможем ребята, Бабе-Яге. Мы сейчас нарисуем цветы!!
Восп. Баба-Яга, у тебя краски есть?
Б-Я: Какие краски? Зачем они мне, я и рисовать не умею
Восп. Да, что же нам делать тогда. как помочь? (смотрит по сторонам и видит сундук)
Восп. Смотрите ребята, какой красивый сундучок.. Баба-Яга, что у тебя в сундучке в этом?
Б-Я Ах в этом!! Да там бусы, мне каждый раз Кошей Бессмертный дарит бусы!! Что я с ними буду делать, кому показывать? Лягушкам и зверюшкам?
Восп. Можно мы их возьмем?
Б-Я: Берите и делайте, что хотите
Воспитатель показывает бусы детям
Восп. Как вы думаете, зачем нам бусы нужны? (ответы детей)
Восп. Правильно, мы наряжаемся, а еще что можно с ними делать? (ответы детей)
Восп. А я умею бусами рисовать, ребята!! Вы умеете? (ответы детей)
Воспитатель предлагает детям взять бусы и попробовать рисовать
Восп. давайте я вам помогу сейчас и подскажу. как рисовать бусами.
Но сначала мы немножко отдохнем
Физминутка
Спал цветок волшебным сном
(кулачки крепко сжаты)
Был закрытым. Но потом
Показался лепесток
(распрямить большой палец)
А за ним его дружок
(указательный палец)
Вот и третий не проспал
(средний палец)
И четвертый не отстал
(безымянный палец)
Вот и пятый лепесток
(мизинец)
И раскрылся весь цветок!
(кисть руки изображает форму тюльпана – глубокой чашечки) .
Рисовать будем мы пальцами
Ребята, давайте мы для Бабы-Яги цветочную поляну сделаем из бус.
Воспитатель вместе с детьми рисуют из бус цветы
Восп. А теперь посмотрите, что у нас получилось!! Какая красота! Давайте. покажем Бабе-Яге поляну.
Баба-Яга: Какая красота!!. Настоящие волшебники! Какие красивые цветы! Вот этот еще лучше! Нет вот этот! Или этот? Нет, я не знаю, они все прекрасные. Молодцы, ребята!
Теперь я знаю. как за цветами ухаживать. И сама тоже попробую из бус нарисовать цветок для Лесной феи!! Спасибо вам большое ребята!! Выручили вы меня!! А чтобы быстрей вы в детский сад добрались, я скажу волшебные слова и вы вмиг окажетесь там. Абра кадабра бум! До свидания и до новых встреч!!
Восп. Вот мы ребят опять в нашем саду!! Давайте вспомним, что мы сегодня делали (ответы детей)
Восп. Вам понравился. как мы помогали Бабе –Яге? (ответы детей) И мне тоже!! Но мне пора уже возвращаться в наш детский сад, я обязательно к вам еще приду. До свидания!!
Использованная литература:
1. М.И. Родина, "Бусоград" или «Волшебные игры феи Бусинки» , "Музыкальная палитра", Санкт-Петербург", 2014г.
Интегрированное занятие
Рисование
Тема «Котик маленький, да удаленький».
Цель: Закреплять знание пословиц и поговорок о труде, о дружбе, взаимовыручке. Познакомить детей с новой потешкой «Как у нашего кота». Учить понимать содержание поговорки «Котик маленький, да удаленький». Учить рисовать кота, составляя изображения из частей: круглая голова, конусообразное тело, завиток хвоста, соблюдая соотношение частей по величине. Закреплять умение рисовать красками и кистью. Подводить к образной оценке готовых работ.
Материал. Образец рисунка «Котик». Лист белой бумаги, краски, кисточка, подставка для кисточки, губка, баночка с водой (на каждого ребенка).
Предварительная работа. Повторение пословиц о труде, дружбе. Рисование котика, составляя, изображение из деталей – кругов, цветными карандашами по образцу.
Ход занятия
Воспитатель. Котик нам встречается во многих сказках, он мудрый, храбрый, ловкий, умелый, смелый. Назовите сказки, где встречается кот. Как звери в сказке «Зимовье зверей» строили себе дом – зимовье? Чем занимался каждый из зверей? Видите, какие звери дружные, все вместе строили дом. А какие пословицы и поговорки о труде, о дружбе вы знаете? Как вы думаете, котик большой? Котик хоть и маленький, да удаленький! Как вы это понимаете? Правильно, он много трудился, много полезного сделал для своих друзей. Про него можно сказать, что котик – маленький, да удаленький.
Дети повторяют: «Котик маленький, да удаленький».
Педагог предлагает детям нарисовать котика. Показывает образец рисунка. (Для закрепления умения рисовать кота можно изготовить шаблоны: круг – голова и конусообразная фигура – корпус тела.) Сначала дети, повторяя движение руки за воспитателем, прорисовывают хвостик кота, на мордочке рисуют глазки, ушки, носик, усы, бантик. В конце занятия педагог и дети рассматривают готовые работы.
Воспитатель предлагает детям послушать потешки про котика.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Зубки белые.
Выйдет котя в огород –
Всполошиться весь народ.
И петух, и курица
С деревенской улицы
Станут котю в гости звать,
Станут котю угощать.
Воспитатель. Чем можно угостить котика?
Пошел котик на Торжок,
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть
Или Бореньке снести?
Я и сам укушу,
Да и Бореньке снесу.
Конспект интегрированного занятия по рисованию в средней группе "Звездочка". Тема: Листопад.
Цели занятия:продолжать знакомить детей с кистью, красками, учить правильно держать кисть и аккуратно пользоваться краской. Закрепить умение наносить мазки на лист, используя всю поверхность листа. Ак...
Конспект интегрированного занятия по рисованию
Продолжать обогащать знания детей и расширять представления о космосе; продолжать учить составлять полные предложения, используя свои ранее полученные знания; развивать патриотические чувства и любовь...
открытое интегрированное занятие по рисованию "Весна идет! Весне мы рады!"
Программное содержание: Учить детей видению художественного образа, единства содержания и языка пейзажной живописи. Учить видеть главное, задумываться над тем, что вызвало у художника интерес п...