Когда ребенок кусается в год, это можно объяснить прорезыванием зубов и попыткой исследовать окружающий мир, но когда «показывает зубы» трех- или даже четырехлетний ребенок, это может насторожить не только воспитателей в детском саду, но и родителей малыша. Почему это происходит и что делать в такой ситуации?
Конечно, попытка цапнуть ближнего своего не является абсолютно нормальным явлением. Так или иначе, она скрывает под собой какие-то проблемы психологического или физического характера. Какие именно? В этом стоит разобраться, но пока скажем несколько слов относительно возраста, в котором кусание перестает быть естественным явлением.
Причин может быть очень много: от зубной боли до затаенной обиды на взрослого. В каждом случае необходимо принимать индивидуальные меры по устранению неприятного явления. Единственная мера, применимая ко всем случаям детской кусачести, – доброе отношение к ребенку. Не стоит ругать кроху за его поведение, угрожать и кричать, а также излишне акцентировать внимание на проблеме, делать из нее достояние общественности.
Замечено, что дети, в семьях которых нет мира и взаимопонимания, чаще страдают от различных психических расстройств. Кусачесть – это самое малое, что может «показать» ребенок, находящийся в постоянном стрессе.
Важно, чтобы кроха чувствовал любовь и тепло в собственном доме. Дом должен стать для него самым безопасным местом на свете, а не источником стрессов и страха.
Кусачесть может стать симптомом зубной боли у ребенка. Когда режутся постоянные зубы или выпадают молочные, ребенок, скорее всего, будет чувствовать дискомфорт во рту и постарается почесать десну самым доступным способом – кусая все подряд.
Также малыш может кусаться и быть агрессивным из-за аллергии на некоторые продукты. Не стоит сразу отбрасывать этот вариант, а лучше сдать тест.
Или, другими словами, нехватка любви. Такое часто случается в семьях, где кроме малыша есть другие дети – особенно младшие. Мамы не всегда правильно умеют распределить внимание между детьми, в результате кто-то остается обделен родительским теплом.
Все знают, что наиболее счастливые дети – те, которым дозволено почти все (в разумных пределах). Не стоит ругать ребенка за пролитый чай, разбитую посуду, беспорядок и шум. Помните, что постоянными запретами и наказаниями вы угнетаете психику малыша, мешаете формированию полноценной, здоровой и свободной личности.
Желание кусаться в этом случае – способ высвободить скопившиеся эмоции, показать собственное «Я». Это протест, направленный в сторону родителей, но страдают от детских укусов в основном другие малыши из детсадовской группы.
Бывает, что маленькие детки в 2-3 года просто не могут выразить свои чувства иным образом, кроме как через физическое воздействие. Причем речь идет не только о злости и обиде, но и о страхе, волнении, любви и нежности. Да-да, даже свою привязанность малыши иногда выражают довольно неординарным образом, стремясь прикусить вас за руку или плечо. Что делать в этом случае?
Детки в 3-4 года склонны копировать не только взрослых, но и своих сверстников. В детском саду непременно найдется лидер, который будет «задавать тон». К сожалению, такой лидер далеко не всегда обладает хорошими манерами и может оказаться именно «кусачим» ребенком.
Вспомните, когда ваш малыш «принес» из детского сада свою дурную привычку. Лучше подробно расспросить малыша, почему ему нравится кусаться. Дети в 3-4 года охотно делятся с родителями событиями, происходящими в детском саду, поэтому кроха, скорее всего, расскажет вам про «кусача» в детском саду.
Если ребенку не хватает в жизни физической активности, он может начать кусаться. Что делать в таком случае, понятно и так. Конечно же, обеспечить малыша занятием, на которое он потратит всю свою скопившуюся энергию!
Для детей любого возраста подходят:
Девочек можно записать на аэробику или танцы.
Желательно, чтобы кроха сам выбрал то занятие, которому ему хочется посвящать свое время.
Помните, что только доброе отношение к малышу поможет искоренить в нем привычку кусаться. Будьте терпеливы и ласковы с ребенком, и очень скоро он перестанет выражать свои чувства через укусы сверстников и родителей.
Дети до трех лет довольно часто проявляют несдержанность и так называемые аффективные реакции: кусаются, бьют, щипают, царапают, толкают сверстников. Стоит сказать, что агрессивное поведение в 1, 2 или 3 года является крайним вариантом нормы психического развития маленького человека.
Столкнувшись с проблемой нестандартного выхода детской агрессии, мамочки склонны впадать в панику и необоснованно искать в детском характере признаки нездоровья. Естественно, нужно побыстрее разобраться, почему ребенок кусается, и принять меры. Но с ходу вешать на него ярлык патологии – преждевременно.
В большинстве случаев достаточно проявить немного внимания к проблеме и аккуратно перестроить поведение малыша через диалог, игру или упражнения – в зависимости от возраста. В помощь испуганным мамам и папам разработаны надежные инструкции, как отучить ребенка кусаться на том или ином возрастном этапе.
Из этой статьи вы узнаете
Психологи не устают повторять: «Каждый малыш уникален». Индивидуальный путь развития зависит и от стиля семейного воспитания, и от индивидуальных особенностей физиологии и психики. Даже самые внимательные и заботливые родители могут быть озадачены тем, как чадо выражает эмоции. А ведь именно эмоционально-волевые качества наиболее активно влияют на поведение в раннем и дошкольном возрасте.
Есть важная закономерность: чем старше становится малыш, тем более осознанными и «психологичными» становятся кусание, щипание и желание драться. Например, годовалый младенец не станет нарочно причинять боль, а вот двухлетний сорванец вполне вероятно усвоил, что это эффективный способ достичь желаемого это укусить или ущипнуть другого.
Обратите внимание на таблицу ниже. Здесь собрана наиболее важная информация о том, как и почему дети проявляют агрессию в разных возрастах. И как с ней справляться родителям и педагогам. (Внимание ! Таблицу можно проматывать вправо и влево).
Возраст детей | Наиболее вероятные проявления негативных эмоций | Физиологические причины | Психологические причины | Стратегии поведения взрослых: Э - эффективная Н - неэффективная |
---|---|---|---|---|
3-11 месяцев | Капризы, плач, крик, ненаправленное кусание любых предметов поблизости, в том числе собственного тела | Прорезывание зубов, болевые ощущения | Недостаток внимания, тревога, ожидание кормления | Э: Приобретать и применять гели для зубов и прорезыватели Н: Наказание грудного ребенка, игнорирование |
1 год | Укусы, удары или плач во время игры | Переутомление на уровне нервной системы, ослабление функции торможения в нервной системе | Избыток информации, эмоциональная незрелость, малыш «заигрался» (эмоционально возбужден) и нуждается во внешнем воздействии, помощи взрослого для успокоения | Э: Уже можно формировать альтруизм в характере младенца с помощью эмоционально окрашенного слова «А-ай!» или «Бо-ольно!» Тон голоса - твердый с некоторой претензией, пока без имитации обиды. Продолжение игры после паузы (торможения нервной системы) Н: Полное резкое прекращение игры, наказание, игнорирование |
2 года | Укусы, удары, отбирание и разбрасывание игрушек или еды, капризы, истерики, «плохие слова», щипки, бросание песком и камнями и др. | Внутренний дискомфорт, реакции на который ребенок переадресует во внешний мир в виде агрессивных проявлений Задержка психоневрологического развития, приводящая к дисбалансу между требованиями взрослых и возможностями нервной системы | Намеренное отрицание правил (протест связан с ранним началом кризиса 3 лет), формирование лидерских качеств через авторитет силы, подражание семейному стилю воспитания | Э: Продолжаем формировать альтруистичное поведение. Теперь можно имитировать плач и обиду или наделять эмоциями укушенную игрушку, «оживлять» ее и показывать, что значит «извиниться» и «пожалеть». Переключение внимания на ДО укуса. Н: Запрет словом «нельзя», если оно не было ранее знакомо ребенку, физические наказания |
3 года | То же, что в 2 года, но может проявляться как в атаке, так и в защите | Отставание в темпах психоневрологического развития, травмы мозга, головные или иные боли, о которых ребенок не может сообщить. Неуравновешенность и слабость нервной системы | Кризис 3 лет. Педагогическая запущенность. Страх. Проблемы коммуникативной сферы. Задержка речевого развития. Несформированность волевого контроля эмоций | Э: Поиск путей выхода из кризиса, перестройка системы воспитания, установление доверительных отношений с детьми. Сказки. Коммуникативные игры. Диалог! Н: Физические наказания, крик, долгие нотации, угрозы, лишения, необоснованные запреты |
4 года | Любые из приведенных ранее | При нормальной развитой речи, отсутствии неврологических проблем и психопатологий причины - только психологические | Кризис 3 лет. Подражание взрослым! Несформированность коммуникативных качеств. Недосоциализация, низкая адаптация. Педагогическая запущенность | Э: Коррекционная сюжетно-ролевая игра для моделирования правильных отношений с окружающими Н: Телесные наказания, ограничение основных потребностей, зеркальный ответ |
Старше 4 лет | Обратитесь к специалистам: психологу и неврологу - для установления причин проявления агрессии у ребенка. Родительская школа - также отличный способ преодолеть некоторые ошибки в воспитании |
Кстати ! Намеренное разбрасывание вещей тоже может быть проявлением несформированности эмоционально-волевых процессов. Не дайте этому поведению превратиться в манипуляцию.
В таблице выше приведены эффективные и неэффективные стратегии взрослых по отношению к кусающимся детям. Полезные коррекционные приемы разберем более подробно.
Приобретение зубных прорезывателей
Остановитесь на классической форме и материале – силиконовое кольцо с массажными элементами. Игрушка-жевалка не имеет права навязывать никаких стереотипов, например, имитировать пищу, образы живых существ или издаваемые ими звуки.
Ребеночек уже в этом возрасте должен строго различать, что можно грызть, а какие предметы под запретом. Обезболивающие гели, естественно, гипоаллергенны и одобрены врачом.
Ай! Больно!
Своевременная активация альтруизма (полтора года – оптимальный возраст) положительно повлияет на будущий характер маленького человека. Важно, чтобы слово «больно» не сопровождалось имитацией страха или разочарования.
В интонацию лучше вкладывать возмущение и удивление. Последующая временная приостановка игры необходима не для наказания, мол, «Ты плохой, я не хочу с тобой играть», а для снижения психического возбуждения, которое и привело к потере контроля. Иными словами, ребенок укусил не потому, что хотел это сделать, а просто не сумел сдержать эмоциональный всплеск.
«Пожалей! Смотри, он плачет»
Формирование сочувствия и эмпатии у детей – еще одна важная педагогическая задачка для мам и пап. Умение оценивать эмоциональное состояние собеседника или партнера по игре – определяющий навык в общении на следующем возрастном этапе – преддошкольном, когда малыш будет вынужден считаться с мнением группы, социальными правилами и семейными традициями.
Взывать к детскому сочувствию и раскаянию за нанесенную обиду лучше всего через театрализацию:
Полезные сказки
Сказка с древних пор помогала старшему поколению в простой и доступной форме разъяснять детям сложные законы окружающего мира. Через сказку транслируется не только народная мудрость, но и семейные традиции. Поэтому, выбирая сказки для чтения, заранее подумайте, соответствует ли их содержание вашим представлениям о воспитании подрастающего поколения. Чему вы хотите научить детей?
Помимо народных сказок, существуют так называемые терапевтические. Читать их нужно, как и обычные, – среди дня или на ночь. С той лишь разницей, что после такой сказки у взрослого с детьми должна обязательно состояться беседа по рекомендованной автором сказки схеме.
Подбирать сказки нужно по общей идее: нормализовать общение. Например, читать известные истории о Золушке и Белоснежке, указывая при этом, что обе девушки добрые, ласковые, внимательные. Эталон девочки. Ребенку станет понятно, что достигать целей можно не физической силой, а терпеливым ожиданием, вежливыми просьбами и красотой. В итоге ведь обе девушки стали принцессами.
Для мальчиков в качестве эталонного героя можно выбрать храброго портняжку или Щелкунчика. Обязательное условие для чтения любой сказки – диалог с ребенком по ходу развития сюжета.
Литература:
З. Брокет, Г.Шрейбер. «Целительная сила сказок »;
Н. Радина. «Истории и сказки в психологической практике »;
А. Капская, Т.Мирончик. «Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей »;
О. Хухлаева. «Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми ».
Для кусающегося малыша легче всего придумать историю о кусачей кошке.
Суть истории:
Кошка была очень красива, мила и очаровательна, пока кто-нибудь не протягивал к ней руку, чтобы погладить. Оказывается, бедняжку обидели злые мальчишки, и теперь она ссорится даже с теми; кто желает дружить с ней по-настоящему.
Вопросы ребенку:
Как ты думаешь, у кусачей кисы появятся друзья?
А почему?
А что кисе нужно сделать, чтобы обрести дружбу?
Сюжетно-ролевые игры
Игра – любимый и самый понятный детям способ наработки навыков. И в контексте темы мы говорим о навыках коммуникативных, социальных. Предложите кусающейся девочке поиграть в дочки-матери. Не будет же она кусать своего «младенца» за проступки или плач в коляске?
Юному кусаке поручите тренировку импровизированной армии бойцов из мягких игрушек или соседских мальчишек. Пусть подбирает нужные слова и действия, а покусы постепенно станут неэффективным средством достижения целей.
Пересмотр стиля воспитания
Дети во многом подражают своим родителям в выражении негативных эмоций. Детская психика непредсказуемо преломляет родительский опыт. И там, где мать в конфликтах кричит на отца, ребенок вполне может начать кусаться. Старайтесь, чтобы детвора не была свидетелем семейных ссор. И обязательно исключите из списка воспитательных мер деструктивные:
Бить детей всерьез и постоянно не рекомендует ни один специалист от педагогики. Физическое наказание порождает не авторитет, а страх – плохой советчик. Но некоторые персоны, например известный доктор Комаровский, допускают небольшие шлепки по мягкому месту – как способ переключения внимания малыша.
Папе и маме важно обсудить стиль воспитания с бабушками и дедушками, чтобы дети не оказывались между деспотизмом отцов и попустительством дедов. Желательно, чтобы все члены семьи использовали единые правила и предъявляли к ребенку равные требования.
Дурной пример заразителен
Иногда родители выражают свою любовь друг к другу ласковыми покусываниями или «царапками». В отношениях взрослых людей такие нежности допустимы, но ребенок воспринимает их слишком буквально и потому неверно воспроизводит.
Если малышу больше 3 лет, объясните, что для выражения любви не нужно делать больно, а лучше пока лишите малыша возможности наблюдать «звериные» отношения родителей.
Вектор агрессии
Высокий уровень тревоги, причины которой должен выяснить специалист, толкает детей на необдуманные действия, аффекты. Дисбаланс энергии возникает из-за несовершенства психики. Чтобы перенаправить агрессию в позитивное русло, запишите забияку в секцию плавания, боевых искусств или творческую студию.
Перенаправление детской энергии – хороший совет для тех мам, которые замечают любые признаки тревожности у 3-4-летнего малыша: неспокойный сон, неконтролируемую физическую активность, снижение концентрации внимания, лень, апатию, колебания аппетита, частые истерики или беспричинные слезы.
В период отучения детей от дурных привычек родители успевают перепробовать массу приемов, в том числе запрещенных.
Секрет воспитания любого ребенка очень прост – действовать нужно последовательно и методично, не перескакивая с одной системы на другую. Выберите одну линию поведения и следуйте ей. Не всегда результат появляется сразу.
Есть дети, которым требуется несколько повторений одной ситуации, чтобы освоить некий опыт. Будьте терпеливы и настойчивы, но избегайте того, чего делать нельзя.
Секрет правильного наказания одновременно и прост, и очень сложен: наказывает не человек человека. Мама и папа должны всегда оставаться гарантом надежных тылов для малыша. Поэтому наказание – результат нарушения правил, и направлено оно не на ребенка, а на его поведение. Звучит действительно сложно, но в реализации этого принципа нет ничего невыполнимого.
Важно ! Наказав малыша, обязательно объяснитесь с ним. Дайте понять, что вы по-прежнему любите своего детеныша и очень расстроены тем, как он несдержан в поведении и подвергает опасности собственное здоровье или жизнь. Помните, что детей нужно обнимать несколько раз в день , даже если вы в ссоре. Уверенность в защите – базовая потребность человека.
Зеркальный ответ . Если вы не уверены в эффективности приема, лучше не отвечать детям в стиле «око за око». Здесь легко нарушить принцип наказания, озвученный в предыдущем пункте. Родитель не должен демонстрировать некорректное поведение. Лучше правильно проигнорируйте укус – элемент поведения, а не всю детскую личность!
Посмотрите видео, в котором детский психолог Марина Романенко очень подробно делится практическими советами по избавлению ребенка от этой дурной привычки.
В условиях детского сада привычный домашний плач и капризы перестают работать, и избалованные персональным вниманием мальчики и девочки начинают кусаться, царапаться и бросаться игрушками.
Малыши также могут быть непривычны к шуму, нарушению личных границ, требованиям воспитателей. Ответная эмоция одна и та же – гнев, но в ее выражении происходит замещение более эффективными с точки зрения малыша действиями. И теперь ребенок не плачет, а начинает драться.
Если ваше чадо может сильно ущипнуть или укусить товарища и вы об этом знаете, заранее предупредите воспитателей. Обязательно предотвратите конфликт, объяснив, что уже работаете над проблемой, но нуждаетесь в педагогическом контроле в дневное время, когда вас нет рядом.
Если инцидент случился впервые и стал для вас неприятным сюрпризом, не спешите ругать конфликтера. Поговорите с ним и выясните, почему ребенок кусает товарища, какой предмет или событие стало поводом для выяснения отношений, было ли это нападение или защита от вторжения чужака в личное пространство. В остальном выбирайте воздействие в соответствии с приведенной выше таблицей.
Контролировать себя трудно, но необходимо. Старайтесь реагировать обдуманно и без спешки. Поговорите в первую очередь со своим ребенком. Проясните ситуацию, как и в предыдущем случае. Попросите малыша какое-то время не создавать провокаций. И не настраивайте ребенка против товарища!
С родителями обидчика по возможности не вступайте в конфликт – действуйте через воспитателей. Они более дипломатичны в решении таких вопросов. Полезной может быть и общая для двух семей консультация социального педагога или штатного психолога садика.
Важно ! Не совершайте частую родительскую ошибку, пытаясь тайно запугать обидчика. Это лишь усилит противостояние с его родителями, да и самому ребенку может навредить.
Кусание, царапанье, драки, разрушения – все это звенья одной цепи. Дети не знают иного способа пережить стресс, кроме как выразить свои эмоции вовне. Другие механизмы еще просто не сформировались.
Множественные и систематические признаки агрессии у детей – не самый положительный симптом. Возможно, вашей семье пора обратиться к специалисту. Довольно распространены случаи, когда поведение здоровых детей диагностично для семейного психолога.
Посмотрите еще одно видео с полезными советами для родителей.
Если долгое время не удается справиться с раздражительностью и агрессивным поведением, лучше переступить через свою гордость и посетить кабинет невролога и психолога. Никто не заинтересован в том, чтобы ставить на ребенке клеймо девиантности (отклонений), но если все оставить как есть, вред возрастет. Обязательно проконсультируйтесь и получите рекомендации у невролога, если:
Картинка нарисовалась нерадостная. Не спешите приписывать своему малышу какие-то патологии. Хотеть кусаться и кусаться в процессе формирования поведения – это совершенно разные психологические структуры.
Отклоняющееся поведение, признаки которого не замечены до 4-5 лет, – огромная редкость благодаря внимательности членов семьи и ежегодному наблюдению невролога и психолога в поликлиниках. Скорее всего, ваш малыш просто формируется по своему индивидуальному сценарию. А ваша задача – поддерживать и направлять.
ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво
Привычка кусатьсяу детей - очень распространена. Начиная буквально с полугодовалого возраста, малыш проявляет новые навыкикусания, которые могут продолжаться вплоть до периода младшей группы в детском саду. Чаще всего, период кусания начинается с 1,5 - 2 лет и особенно ярко выражен в период кризиса 3-х лет. В грудном возрасте, основная причина прикусывания - прорезывание зубов. Ребенок тянет все в рот для облегчения своего состояния - почесать зудящие десны.
Уже с раннего возраста, начиная сгода и до 3-х лет, у ребенканаступает новая стадия развития - автономная. В это время происходит отделение личности малыша, становление самосознания, кроха выделяет себя в окружающем мире. Как раз в это время можно все чаще и чаще слышать «Я сам!». В это время возрастает чувство самостоятельности, желания, потребности ребенка растут, он начинает требовать, отделять свои вещи и проверять силу своих возможностей. По этим причинам кусание в возрастной группе до 3-х лет, вполне нормальное явление. Но его не стоит оставлять без внимания.
Так почему же дети кусаются? С проблемой прорезывания зубов все более или менее понятно. Кроме того, в грудном возрасте, малыши могут кусаться по причине неправильного прикладывания к груди. Довольно часто, консультантам по грудному вскармливанию приходиться помогать мамам в решении этой проблемы.
У детей старшего возраста, начиная с 1,5 лет, привычка кусаться, проявляется как один из социальных навыков. Ачаще всего укусы являются ответной реакцией ребенка на обиды сверстников. Иногда это способ привлечь к себе внимание окружающих и взрослых.
Часто на детских площадках могут найтись покусанные малыши. Сам «обидчик» может укусить сверстника во время игры в результате перевозбуждения или созданной стрессовой ситуации, например, когда была дана неудовлетворительная роль в игре, отобрана любимая игрушка и пр.
Кусание взрослых и тем более родителей - это ни что иное как привлечение к себе внимания. В раннем возрасте малышу все равно, какими именно эмоциями было вызвано внимание родителей - отрицательными или положительными. Ему необходим конечный результат -общение.
Особенно часто такие ситуации можно видеть при рождении 2-го ребенка в семье. Кстати, именно малыш может стать «мальчиком для битья» и испытывать на себе всю обиду старшего брата или сестры. Ведь именно кроха является тем «фактором», который отвлекает внимание родителей.
В привычке кусаться иногда могут быть виноваты мама и папа, которые с самого раннего возраста, во время игры или минут нежности и ласки - аккуратноприкусывают пальчики ли пятки. У ребенка формируется неправильная ассоциация укус - это проявление ласки и заботы, и не имеет значение, что он аккуратный.
Более сложная ситуация формируется, если у малыша появляется привычка кусаться в детском коллективе. Часто, педагогический состав просто не успевает уследить за «кусаками», ведь это дело, буквально, секунд. И появляются сразу 2 жертвы - укушенный, и сам виновный, который будет наказан за проявление своих эмоций. В случае если ребенок часто кусается в садике, то это, как говорят психологи, является реакций на недружественный коллектив и стресс от пребывания в группе. И иногда родители просто вынуждены сменить детское учреждение, по собственному желанию или же по совету руководства садика.
Кроме стресса от пребывания в садике и недружественности коллектива причины, по которым ребенок может кусаться, могут скрываться в самой семье. Довольно часто привычка кусаться формируется в ответ на конфликты в доме, если родители постоянно ссорятся или же разошлись, если же в семье появился новый член семьи - 2-ой ребенок или же одинокая мама/папа вышла замуж/женился.
В первую очередь ребенку нужно дать больше пространства. Психологи утверждают что дети, которые кусаются, как правило, нуждаются в большем личном пространстве. Родители должны помочь найти малышу тот маленький, тихий уголок, в котором он может побыть один в те моменты, когда эмоции зашкаливают.
Дети в этом возрасте могут не совсем правильно понимать родителей или не понимать их вообще, кода речь заходит о столь глобальной теме социального поведения. Лучшая форма усвоения - игра. По этим причинам рекомендованы ролевые игры. Например, мама может аккуратно отбирать любимую игрушку, а ребенок должен научиться говорить «нет» или «нельзя», но не кусаться или проявлять др. формы агрессии.
Родители должны неустанно следить за малышом и стараться уничтожать конфликтные ситуации на корню. В случае если у ребенка есть «любимые жертвы», которые постоянно подвергаются укусам, то необходимо и с ними провести профилактическую беседу и научить быть более напористыми и не давать себя укусить.
В некоторых случаях будет необходима консультация психолога, который поможет в решении проблемы и даст универсальные советы. Чаще всего это создание условий для рисования - карандашом, фломастером и особенно красками. Кроме того, успокоиться хорошо помогают строительные игры - кубики, конструктора.
Наиболее явная причина укусов в таком возрасте - желание контролировать других детей, ситуацию, или же простое раздражение. Родители должны постараться объяснить малышу, что существуют др. способы контролирования ситуации и способы справиться со своим раздражением.
В первую очередь, ребенку необходимо помочь описать родителям свое состояние. Например,он зол, что другой малыш забрала у него игрушку. Кроха должен сам это описать и сказать, своими словами, но чтобы родители его поняли.
2-ой этап - это озвучивание своего негодования не только родителям, но и потенциальному обидчику. На этом же этапе должна проводиться работа над чувством сопереживания и щедрости. Кроха должен научиться делиться игрушками.
В случае если родители видят раздражение ребенка, то необходимо сменить деятельность. Например, после игры потанцевать, или просто прогуляться. Успокоиться помогут книжки мультики или сбор пазла.
Похвала поможетв дальнейшем предотвратить кусание окружающих в дальнейшем. Хвалить ребенка необходимо, в случаеесли он справился сосвоими эмоциями и повел себя так, как просили родители. Но похвала не должна выражаться в виде конфет или пр. сладостей. Похвала - это обычные слова, и ребенок должен понимать, что Вы цените его сотрудничество и правильную реакцию при выходе из конфликтной ситуации.
В дальнейшем малыш поймет,что чувствует себя лучше, когда ему уделяют внимание и хвалят за хорошее поведение. Произойдет ассоциация, между положительным и отрицательным вниманием родителей, правильное осознание выгодного положения вещей.
В любом случае, укусы маленьких детей и укусы в детском коллективе не являются следствием какой-либо патологии. Но все же, иногда, может понадобиться консультация психолога. Особенно когда ребенок сильно не перегружен, стрессы в его жизни редки, а коллектив в садике к нему доброжелателен. Возможно у крохи скрытые, глубокие причины такого поведения, которые незаметны изначально.
Причин того, что Ваш ребенок испытывает желание кусаться несколько и их можно достаточно однозначно обобщить. Для каждого возраста они индивидуальны и схожи. То что ребенок кусается в подавляющем большинстве случаев не является каким-либо нарушением психики или недостатком воспитания. Более того, в раннем возрасте это один из способов познания окружающего мира, дающий ребенку дополнительную информацию о предметах. Давайте подробнее опишем возраст и причины такого поведения малыша:
В возрасте 5-7 месяцев, ребенок обычно кусает других, когда чувствуют дискомфорт вокруг рта, или же когда у них сильные боли, вызванные прорезыванием зубов. Так же это может быть один из способов познания окружающего мира. Чаще всего он кусает родителей и родственников. В таком возрасте малыш отучается кусаться, когда видит и слышит реакцию человека, которого он укусил. Дайте малышу, у которого могут резаться зубы специальные кольца для прорезывания зубов, которые разработаны специально для того, чтоб уменьшить дискомфорт.
В возрасте 8-14 месяцев - когда он очень сильно возбужден. Чаще всего кусает родственников или других детей, которые находятся рядом с ним. Твердое «нет» обычно останавливает привычку кусаться. Скажите, что кусание причиняет боль другим людям. Преувеличьте боль, если ребенок кусает Вас.
В возрасте 15-36 месяцев, окружающих от раздражения или из-за желания контролировать действия другого человека. Обычно кусают других детей, менее часто - родственников. Дети в таком возрасте прекращают кусаться, как только понимают, что подобное поведение недопустимо. Помогите ему научиться выражать свои чувства словами.
После 3 лет, дети обычно кусаются, когда чувствуют свою беспомощность или же когда они напуганы, например, когда они проигрывают в драке, или когда думают, что кто-то другой может их обидеть. Детей старше 3 лет, которые часто кусаются, необходимо показать врачу. Может оказаться, что у ребенка проблемы со здоровьем или тяжелое эмоциональное состояние. Тем не менее, иногда кусание – проявление проблем с поведением, связанных с враждебностью и агрессией.
Обычно детский укус безвреден, и не требует медицинского вмешательства для ликвидации последствий. Даже укусы, при которых была повреждена кожа и начала идти кровь, не составляют опасности. Достаточно просто продезинфицировать место укуса в домашних условиях.
Причины негативного поведения малышей разнообразны: в какие-то моменты жизни ваш ребенок может начать замахиваться на родных, близких, бить их по лицу, щипать, плеваться, употреблять бранные слова. Таким же образом он может вести себя и по отношению к младшим братьям и сестрам, к сверстникам. Конечно, терпеть такое поведение нельзя. Родителям следует проанализировать, в каких ситуациях у ребенка появляются агрессивные вспышки, постараться поставить себя на место ребенка и понять, чем они могут быть вызваны, и выработать общую стратегию своего поведения. В любом случае важно с самого начала не допускать проявлений агрессии по отношению к окружающим.
Следует так же помнить, что у маленьких детей нет чувства страха, понимания опасности их поступков для самих себя и окружающих. Ребенок может причинить боль другому человеку, так как пока еще не знает, что укусить, толкнуть, или ударить кого-либо – это так же больно, как если кусают или бьют тебя самого.
Дети учатся на примерах, в первую очередь, родителей. Если в семье грубо обращаются друг с другом, детей физически наказывают, то велика вероятность того, что малыш усвоит подобные способы поведения. Проанализируйте свои взаимоотношения с родными, близкими и вашим ребенком, и вы увидите, что его поведение – это зеркальное отражение того, что происходит в семье.
Агрессия может быть реакцией на недостаток внимания. Потребность во внимании, доброжелательном отношении и поддержке – главная потребность маленьких детей. Если вы замечаете ребенка преимущественно тогда, когда он делает что-то негативное, то он будет проказничать, чтобы привлечь ваше внимание. В этом случае вы должны чаще общаться с малышом, поощряя его, когда он ведет себя хорошо по отношению к взрослым и другим детям.
Еще агрессию могут вызывать постоянные запреты, которые тормозят любознательность и природную активность малыша, его стремление к свободе и самостоятельности. Никогда не мешайте ребенку выполнять что-либо самостоятельно.
Не только укусы, но и размахивание руками, хлопанье по лицу могут быть вызваны сильными эмоциями малышей. Это чаще происходит по отношению к сверстникам, так как дети еще не умеют общаться друг с другом. Чтобы исправить такое поведение, взрослым следует организовывать совместные игры детей, обучать их выражать свои переживания словами. В ответ на негативное действие ребенка нужно увести его из комнаты или игровой площадки, объяснить ребенку, что другому больно и пожалеть обиженного. Не нужно часто напоминать малышу, что он поступил не хорошо, та как он может стать еще более раздражительным и начать поступать назло.
Старайтесь хвалить ребенка за хорошие поступки, доброжелательное поведение по отношению к окружающим, в повседневной жизни проявляйте больше внимания к нему и чаще дарите ему свою ласку.
Жалобы на то, что ребенок кусается, одни из самых распространенных. При этом они поступают как от самих родителей, так и от посторонних - пострадавших соседей по песочнице, детей, посещающих ту же группу детского сада, что и кусающийся ребенок, и даже от взрослых, которые лично познакомились с такой реакцией малыша на запрет или что-то другое, что не понравилось маленькому агрессору. Но всегда ли ситуация, когда ребенок кусается - ненормальна, и его следует отучить от этого? Или существуют определенные условия, при которых такую реакцию можно отнести к допустимым?
Ребенок кусается в 1 год. По достижении годовалого возраста или раньше (начиная с 7-8 месяцев), малыш находится на пике активного прорезывания зубов. Годовалый ребенок кусается без намерения причинить вред - в ход идут все доступные ему предметы, которые можно грызть или жевать, облегчая этим зуд и напряжение в деснах. При этом у малыша может появиться повышенная капризность и раздражительность, у него может нарушиться аппетит и сон - причиной этого становятся неприятные ощущения, которые он испытывает при прорезывании зубов.
Ребенок кусается в 2 года. Это возраст активной социальной адаптации. Ребенок начинает посещать детский сад, развивающие группы, более тесно контактировать с детьми на игровой площадке. Его желание кусаться может быть спровоцировано элементарным неумением выразить свои желания или намерения иным способом. Так же у него может проявляться потребность в доминировании - кусая другого ребенка, малыш устанавливает своего рода превосходство над ним. Кроме потребности кусаться, ребенок может демонстрировать нежелание подчиняться правилам - отказываться ложиться спать в положенное время, игнорировать просьбы родителей и пр.
Ребенок кусается в 3 года. Это возраст, в котором большую роль играют отношения со сверстниками. И если в трехлетнем возрасте ребенок кусается, причиной этого могут быть нездоровые отношения в коллективе - в группе детского сада, среди постоянных участников игр на детской площадке и пр. Укусы могут носить как защитный, так и атакующий характер. В первом случае ребенка могут обижать другие дети (или он считает, что его обижают), а во втором - он сам нападает на детей, без каких-либо причин для этого. Но причина есть у любой проблемы. И применительно к потребности кусаться, это может быть негативный пример, который ребенок регулярно наблюдает, нездоровая атмосфера в семье, желание подражать любимому ТВ-персонажу и пр.
Если ребенок кусается в год. Предложите годовалому малышу специальные игрушки, облегчающие прорезывание зубов и успокаивающие напряжение и зуд в деснах. Это могут быть пластиковые кольца или силиконовые диски с ручкой для держания. Второй вариант предпочтительней, так как вода, которой наполнена силиконовая оболочка, быстро охлаждается в морозильной камере, что существенно повышает «успокоительные» свойства игрушки. Но будьте внимательны: такое приспособление следует лишь слегка охлаждать (на 2-3 °C) по сравнению с температурой десен -этого будет достаточно, чтобы облегчить состояние ребенка. Он с удовольствием переключит свое внимание и потребность кусаться на эту игрушку. Кроме того, полезно занимать ребенка различными играми, которые он уже способен освоить в этом возрасте. Перебирание кубиков, листание книги с красочными картинками и другие несложные и интересные занятия помогут малышу отвлечься от желания кусаться.
Если ребенок кусается в 2 года. В этом возрасте малыши уже способны воспринимать не только свои, но и чужие эмоции. Расскажите ребенку о том, что малышу, которого он укусил, больно, и его следует пожалеть. Предложите своему маленькому агрессору подойти к пострадавшему и пожалеть его. Предварительно обсудите в доступных ребенку выражениях, как именно это лучше сделать. А после того, как он пожалел малыша, которого покусал и извинился перед ним, таким же образом побеседуйте с ребенком о недопустимости таких агрессивных действий.
Если ребенок кусается в 3 года. Так как в этом возрасте решающую роль играют собственные эмоции ребенка, и желанием кусаться он часто демонстрирует негативные переживания, отдельное внимание следует уделить анализу ситуации в целом. Возможно, причина такого поведения кроется в отсутствии контакта со сверстниками, а может, в его окружении есть кто-то, кто проявляет агрессивные черты поведения, и малыш просто имитирует это? Помощь в таких вопросах может оказать детский психолог или невролог - специалист проведет тестирование, которое поможет понять источник агрессии и провести работу над коррекцией поведения, чтобы манера кусаться и или другими негативными способами демонстрировать свое превосходство или переживания не закрепилась в качестве устойчивой модели.
В любом случае, ответ на вопрос о том, как отучить ребенка кусаться, зависит от особенностей ситуации. Но важно вовремя обратить внимание на проблему и не допустить того, чтобы у нее появились шансы испортить отношения ребенка с окружающими.