Почему дети кусаются в год. Как отучить ребенка кусаться: полезные советы

Когда ребенок кусается в год, это можно объяснить прорезыванием зубов и попыткой исследовать окружающий мир, но когда «показывает зубы» трех- или даже четырехлетний ребенок, это может насторожить не только воспитателей в детском саду, но и родителей малыша. Почему это происходит и что делать в такой ситуации?

Ребенок кусается – это нормально?

Конечно, попытка цапнуть ближнего своего не является абсолютно нормальным явлением. Так или иначе, она скрывает под собой какие-то проблемы психологического или физического характера. Какие именно? В этом стоит разобраться, но пока скажем несколько слов относительно возраста, в котором кусание перестает быть естественным явлением.

  • В возрасте до года кусание вполне обусловлено прорезыванием зубов. Также, если кроха пытается прикусить маму за руку или за грудь, это может означать, что он голоден.
  • В возрасте от года до двух лет ребенок тенят в рот все предметы, которые попадаются под руку. Это можно назвать исследовательским инстинктом.
  • Но после трех лет ребенок должен иначе выражать свои чувства. «Кусачие» дети в детском саду – опасность для сверстников и «головная боль» для воспитателей.

Причины детской кусачести

Причин может быть очень много: от зубной боли до затаенной обиды на взрослого. В каждом случае необходимо принимать индивидуальные меры по устранению неприятного явления. Единственная мера, применимая ко всем случаям детской кусачести, – доброе отношение к ребенку. Не стоит ругать кроху за его поведение, угрожать и кричать, а также излишне акцентировать внимание на проблеме, делать из нее достояние общественности.


Причина 1. Тяжелая атмосфера в семье

Замечено, что дети, в семьях которых нет мира и взаимопонимания, чаще страдают от различных психических расстройств. Кусачесть – это самое малое, что может «показать» ребенок, находящийся в постоянном стрессе.

Важно, чтобы кроха чувствовал любовь и тепло в собственном доме. Дом должен стать для него самым безопасным местом на свете, а не источником стрессов и страха.

  1. В корне поменяйте свое поведение дома, если хотите оградить ребенка от расстройств и психических потрясений.
  2. Проконсультируйтесь у опытного психолога.
  3. Поговорите с малышом. Объясните, что вы его очень любите, а напряженная атмосфера в семье – временное явление. Ему не стоит бояться, ведь папа и мама всегда будут рядом.


Причина 2. Боль или аллергия

Кусачесть может стать симптомом зубной боли у ребенка. Когда режутся постоянные зубы или выпадают молочные, ребенок, скорее всего, будет чувствовать дискомфорт во рту и постарается почесать десну самым доступным способом – кусая все подряд.

Также малыш может кусаться и быть агрессивным из-за аллергии на некоторые продукты. Не стоит сразу отбрасывать этот вариант, а лучше сдать тест.


Причина 3. Обида или злость

Или, другими словами, нехватка любви. Такое часто случается в семьях, где кроме малыша есть другие дети – особенно младшие. Мамы не всегда правильно умеют распределить внимание между детьми, в результате кто-то остается обделен родительским теплом.

  1. Всеми силами показывайте свою любовь к крохе: хвалите, спрашивайте о детском садике, об увлечениях, о друзьях. Почаще целуйте и обнимайте малыша, и уже в скором времени он забудет про свою дурную привычку.
  2. Выберитесь с малышом куда-нибудь вдвоем. Например, можно вместе сходить в парк аттракционов или в цирк. Если в семье есть другие дети, их лучше оставить с бабушкой или папой.
  3. Придумайте «свою» игру и играйте в нее каждый день. А можно научить ребенка уже существующим играм, например, пригласите чадо поиграть в бадминтон или в мяч.
  4. В игровой форме ненавязчиво выспросите у крохи, почему он решил кусаться.


Причина 4. Много запретов

Все знают, что наиболее счастливые дети – те, которым дозволено почти все (в разумных пределах). Не стоит ругать ребенка за пролитый чай, разбитую посуду, беспорядок и шум. Помните, что постоянными запретами и наказаниями вы угнетаете психику малыша, мешаете формированию полноценной, здоровой и свободной личности.

Желание кусаться в этом случае – способ высвободить скопившиеся эмоции, показать собственное «Я». Это протест, направленный в сторону родителей, но страдают от детских укусов в основном другие малыши из детсадовской группы.

  1. Сдерживайте себя, когда хотите сказать ребенку «нет!». Вас можно понять, но разбитая чашка и разрисованные стены не стоят того, чтобы из-за них ломать детскую психику.
  2. Спокойно и сдержанно скажите ребенку, что именно не нравится вам в его поведении. Предложите вместе исправить ситуацию. Посулите награду за хорошее поведение.
  3. Почитайте книги по детской психологии. Это поможет вам лучше понять своего кроху, избежать ошибок в воспитании и понять, почему вы всегда хотите ограничивать свое чадо.


Причина 5. Неумение выражать свои чувства другим способом

Бывает, что маленькие детки в 2-3 года просто не могут выразить свои чувства иным образом, кроме как через физическое воздействие. Причем речь идет не только о злости и обиде, но и о страхе, волнении, любви и нежности. Да-да, даже свою привязанность малыши иногда выражают довольно неординарным образом, стремясь прикусить вас за руку или плечо. Что делать в этом случае?

  1. Поговорите с чадом, расскажите, что если ему хочется выразить свои чувства, он должен делать это словами (или, если речь о любви, с помощью поцелуев и объятий).
  2. Подайте ребенку пример. Чаще целуйте и обнимайте его, не ссорьтесь с домочадцами и уж тем более не применяйте силу к другим людям.


Причина 6. Дурной пример сверстников

Детки в 3-4 года склонны копировать не только взрослых, но и своих сверстников. В детском саду непременно найдется лидер, который будет «задавать тон». К сожалению, такой лидер далеко не всегда обладает хорошими манерами и может оказаться именно «кусачим» ребенком.

Вспомните, когда ваш малыш «принес» из детского сада свою дурную привычку. Лучше подробно расспросить малыша, почему ему нравится кусаться. Дети в 3-4 года охотно делятся с родителями событиями, происходящими в детском саду, поэтому кроха, скорее всего, расскажет вам про «кусача» в детском саду.

  1. Поговорите с воспитателем в детском саду. Попросите повлиять на детей. Напомните, что кусание не такая уж безобидная игра. После некоторых детских укусов приходилось накладывать швы!
  2. Повлияйте на ребенка сами. Найдите слова, которые убедят кроху. Можно подключить к процессу перевоспитания любимых детских персонажей – героев сказок и мультиков. Скажите, что они никогда бы не стали кусаться. В особо запущенном случае можно вызвать аниматора, который сыграет роль того или иного персонажа.
  3. Пообщайтесь с родителями «кусача». Теперь, когда поведение их ребенка стало социально опасным, они обязаны принять соответствующие меры.


Причина 7. Излишняя активность

Если ребенку не хватает в жизни физической активности, он может начать кусаться. Что делать в таком случае, понятно и так. Конечно же, обеспечить малыша занятием, на которое он потратит всю свою скопившуюся энергию!

Для детей любого возраста подходят:

  • плаванье;
  • бадминтон/теннис;
  • конный спорт;
  • секция самообороны;
  • коллективные игры (футбол, хоккей, баскетбол).

Девочек можно записать на аэробику или танцы.

Желательно, чтобы кроха сам выбрал то занятие, которому ему хочется посвящать свое время.

Заключение

Помните, что только доброе отношение к малышу поможет искоренить в нем привычку кусаться. Будьте терпеливы и ласковы с ребенком, и очень скоро он перестанет выражать свои чувства через укусы сверстников и родителей.

Дети до трех лет довольно часто проявляют несдержанность и так называемые аффективные реакции: кусаются, бьют, щипают, царапают, толкают сверстников. Стоит сказать, что агрессивное поведение в 1, 2 или 3 года является крайним вариантом нормы психического развития маленького человека.

Столкнувшись с проблемой нестандартного выхода детской агрессии, мамочки склонны впадать в панику и необоснованно искать в детском характере признаки нездоровья. Естественно, нужно побыстрее разобраться, почему ребенок кусается, и принять меры. Но с ходу вешать на него ярлык патологии – преждевременно.

В большинстве случаев достаточно проявить немного внимания к проблеме и аккуратно перестроить поведение малыша через диалог, игру или упражнения – в зависимости от возраста. В помощь испуганным мамам и папам разработаны надежные инструкции, как отучить ребенка кусаться на том или ином возрастном этапе.

Из этой статьи вы узнаете

Поведение на границе нормы

Психологи не устают повторять: «Каждый малыш уникален». Индивидуальный путь развития зависит и от стиля семейного воспитания, и от индивидуальных особенностей физиологии и психики. Даже самые внимательные и заботливые родители могут быть озадачены тем, как чадо выражает эмоции. А ведь именно эмоционально-волевые качества наиболее активно влияют на поведение в раннем и дошкольном возрасте.

Есть важная закономерность: чем старше становится малыш, тем более осознанными и «психологичными» становятся кусание, щипание и желание драться. Например, годовалый младенец не станет нарочно причинять боль, а вот двухлетний сорванец вполне вероятно усвоил, что это эффективный способ достичь желаемого это укусить или ущипнуть другого.

Обратите внимание на таблицу ниже. Здесь собрана наиболее важная информация о том, как и почему дети проявляют агрессию в разных возрастах. И как с ней справляться родителям и педагогам. (Внимание ! Таблицу можно проматывать вправо и влево).

Возраст детей Наиболее вероятные проявления негативных эмоций Физиологические причины Психологические причины Стратегии поведения взрослых:
Э - эффективная
Н - неэффективная
3-11 месяцев Капризы, плач, крик, ненаправленное кусание любых предметов поблизости, в том числе собственного тела Прорезывание зубов, болевые ощущения Недостаток внимания, тревога, ожидание кормления Э: Приобретать и применять гели для зубов и прорезыватели

Н: Наказание грудного ребенка, игнорирование

1 год Укусы, удары или плач во время игры Переутомление на уровне нервной системы, ослабление функции торможения в нервной системе Избыток информации, эмоциональная незрелость, малыш «заигрался» (эмоционально возбужден) и нуждается во внешнем воздействии, помощи взрослого для успокоения Э: Уже можно формировать альтруизм в характере младенца с помощью эмоционально окрашенного слова «А-ай!» или «Бо-ольно!» Тон голоса - твердый с некоторой претензией, пока без имитации обиды. Продолжение игры после паузы (торможения нервной системы)

Н: Полное резкое прекращение игры, наказание, игнорирование

2 года Укусы, удары, отбирание и разбрасывание игрушек или еды, капризы, истерики, «плохие слова», щипки, бросание песком и камнями и др. Внутренний дискомфорт, реакции на который ребенок переадресует во внешний мир в виде агрессивных проявлений

Задержка психоневрологического развития, приводящая к дисбалансу между требованиями взрослых и возможностями нервной системы

Намеренное отрицание правил (протест связан с ранним началом кризиса 3 лет), формирование лидерских качеств через авторитет силы, подражание семейному стилю воспитания Э: Продолжаем формировать альтруистичное поведение. Теперь можно имитировать плач и обиду или наделять эмоциями укушенную игрушку, «оживлять» ее и показывать, что значит «извиниться» и «пожалеть». Переключение внимания на ДО укуса.

Н: Запрет словом «нельзя», если оно не было ранее знакомо ребенку, физические наказания

3 года То же, что в 2 года, но может проявляться как в атаке, так и в защите Отставание в темпах психоневрологического развития, травмы мозга, головные или иные боли, о которых ребенок не может сообщить.
Неуравновешенность и слабость нервной системы
Кризис 3 лет.
Педагогическая запущенность. Страх.
Проблемы коммуникативной сферы.
Задержка речевого развития.
Несформированность волевого контроля эмоций
Э: Поиск путей выхода из кризиса, перестройка системы воспитания, установление доверительных отношений с детьми. Сказки. Коммуникативные игры. Диалог!

Н: Физические наказания, крик, долгие нотации, угрозы, лишения, необоснованные запреты

4 года Любые из приведенных ранее При нормальной развитой речи, отсутствии неврологических проблем и психопатологий причины - только психологические Кризис 3 лет.
Подражание взрослым!
Несформированность коммуникативных качеств. Недосоциализация, низкая адаптация.
Педагогическая запущенность
Э: Коррекционная сюжетно-ролевая игра для моделирования правильных отношений с окружающими

Н: Телесные наказания, ограничение основных потребностей, зеркальный ответ

Старше 4 лет Обратитесь к специалистам: психологу и неврологу - для установления причин проявления агрессии у ребенка. Родительская школа - также отличный способ преодолеть некоторые ошибки в воспитании

Кстати ! Намеренное разбрасывание вещей тоже может быть проявлением несформированности эмоционально-волевых процессов. Не дайте этому поведению превратиться в манипуляцию.

Методы отучения

В таблице выше приведены эффективные и неэффективные стратегии взрослых по отношению к кусающимся детям. Полезные коррекционные приемы разберем более подробно.

Приобретение зубных прорезывателей

Остановитесь на классической форме и материале – силиконовое кольцо с массажными элементами. Игрушка-жевалка не имеет права навязывать никаких стереотипов, например, имитировать пищу, образы живых существ или издаваемые ими звуки.

Ребеночек уже в этом возрасте должен строго различать, что можно грызть, а какие предметы под запретом. Обезболивающие гели, естественно, гипоаллергенны и одобрены врачом.

Ай! Больно!

Своевременная активация альтруизма (полтора года – оптимальный возраст) положительно повлияет на будущий характер маленького человека. Важно, чтобы слово «больно» не сопровождалось имитацией страха или разочарования.

В интонацию лучше вкладывать возмущение и удивление. Последующая временная приостановка игры необходима не для наказания, мол, «Ты плохой, я не хочу с тобой играть», а для снижения психического возбуждения, которое и привело к потере контроля. Иными словами, ребенок укусил не потому, что хотел это сделать, а просто не сумел сдержать эмоциональный всплеск.

«Пожалей! Смотри, он плачет»

Формирование сочувствия и эмпатии у детей – еще одна важная педагогическая задачка для мам и пап. Умение оценивать эмоциональное состояние собеседника или партнера по игре – определяющий навык в общении на следующем возрастном этапе – преддошкольном, когда малыш будет вынужден считаться с мнением группы, социальными правилами и семейными традициями.

Взывать к детскому сочувствию и раскаянию за нанесенную обиду лучше всего через театрализацию:

  • Мягкая игрушка может заплакать. Лучше всего временно перейти на перчаточные куклы. Их легче оживлять, они лучше воспринимаются детьми как живые. Для находчивого родителя не составит труда сымитировать звуки плача, всхлипывания и даже настоящие мокрые слезы!
  • Если агрессия направлена на взрослого, показать эмоции обиды и грусти еще проще. Отвернуться, потереть глаза, похныкать и посетовать на боль сможет даже самый брутальный папа. В ближайших играх закрепите материал с помощью карточек с масками-эмоциями. Уместно будет использовать конструкции «Покажи, как улыбается/грустит…»

Полезные сказки

Сказка с древних пор помогала старшему поколению в простой и доступной форме разъяснять детям сложные законы окружающего мира. Через сказку транслируется не только народная мудрость, но и семейные традиции. Поэтому, выбирая сказки для чтения, заранее подумайте, соответствует ли их содержание вашим представлениям о воспитании подрастающего поколения. Чему вы хотите научить детей?

Помимо народных сказок, существуют так называемые терапевтические. Читать их нужно, как и обычные, – среди дня или на ночь. С той лишь разницей, что после такой сказки у взрослого с детьми должна обязательно состояться беседа по рекомендованной автором сказки схеме.

Подбирать сказки нужно по общей идее: нормализовать общение. Например, читать известные истории о Золушке и Белоснежке, указывая при этом, что обе девушки добрые, ласковые, внимательные. Эталон девочки. Ребенку станет понятно, что достигать целей можно не физической силой, а терпеливым ожиданием, вежливыми просьбами и красотой. В итоге ведь обе девушки стали принцессами.

Для мальчиков в качестве эталонного героя можно выбрать храброго портняжку или Щелкунчика. Обязательное условие для чтения любой сказки – диалог с ребенком по ходу развития сюжета.

Литература:

З. Брокет, Г.Шрейбер. «Целительная сила сказок »;

Н. Радина. «Истории и сказки в психологической практике »;

А. Капская, Т.Мирончик. «Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей »;

О. Хухлаева. «Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми ».

Для кусающегося малыша легче всего придумать историю о кусачей кошке.

Суть истории:

Кошка была очень красива, мила и очаровательна, пока кто-нибудь не протягивал к ней руку, чтобы погладить. Оказывается, бедняжку обидели злые мальчишки, и теперь она ссорится даже с теми; кто желает дружить с ней по-настоящему.

Вопросы ребенку:

Как ты думаешь, у кусачей кисы появятся друзья?

А почему?

А что кисе нужно сделать, чтобы обрести дружбу?

Сюжетно-ролевые игры

Игра – любимый и самый понятный детям способ наработки навыков. И в контексте темы мы говорим о навыках коммуникативных, социальных. Предложите кусающейся девочке поиграть в дочки-матери. Не будет же она кусать своего «младенца» за проступки или плач в коляске?

Юному кусаке поручите тренировку импровизированной армии бойцов из мягких игрушек или соседских мальчишек. Пусть подбирает нужные слова и действия, а покусы постепенно станут неэффективным средством достижения целей.

Пересмотр стиля воспитания

Дети во многом подражают своим родителям в выражении негативных эмоций. Детская психика непредсказуемо преломляет родительский опыт. И там, где мать в конфликтах кричит на отца, ребенок вполне может начать кусаться. Старайтесь, чтобы детвора не была свидетелем семейных ссор. И обязательно исключите из списка воспитательных мер деструктивные:

  • директивные указания в грубом тоне;
  • переход на крик;
  • угрозы «отдать в детдом», «вывезти в поле» и т.д.;
  • рукоприкладство: от подзатыльников до избиений.

Бить детей всерьез и постоянно не рекомендует ни один специалист от педагогики. Физическое наказание порождает не авторитет, а страх – плохой советчик. Но некоторые персоны, например известный доктор Комаровский, допускают небольшие шлепки по мягкому месту – как способ переключения внимания малыша.

Папе и маме важно обсудить стиль воспитания с бабушками и дедушками, чтобы дети не оказывались между деспотизмом отцов и попустительством дедов. Желательно, чтобы все члены семьи использовали единые правила и предъявляли к ребенку равные требования.

Дурной пример заразителен

Иногда родители выражают свою любовь друг к другу ласковыми покусываниями или «царапками». В отношениях взрослых людей такие нежности допустимы, но ребенок воспринимает их слишком буквально и потому неверно воспроизводит.

Если малышу больше 3 лет, объясните, что для выражения любви не нужно делать больно, а лучше пока лишите малыша возможности наблюдать «звериные» отношения родителей.

Вектор агрессии

Высокий уровень тревоги, причины которой должен выяснить специалист, толкает детей на необдуманные действия, аффекты. Дисбаланс энергии возникает из-за несовершенства психики. Чтобы перенаправить агрессию в позитивное русло, запишите забияку в секцию плавания, боевых искусств или творческую студию.

Перенаправление детской энергии – хороший совет для тех мам, которые замечают любые признаки тревожности у 3-4-летнего малыша: неспокойный сон, неконтролируемую физическую активность, снижение концентрации внимания, лень, апатию, колебания аппетита, частые истерики или беспричинные слезы.

Что нельзя делать родителям

В период отучения детей от дурных привычек родители успевают перепробовать массу приемов, в том числе запрещенных.

Секрет воспитания любого ребенка очень прост – действовать нужно последовательно и методично, не перескакивая с одной системы на другую. Выберите одну линию поведения и следуйте ей. Не всегда результат появляется сразу.

Есть дети, которым требуется несколько повторений одной ситуации, чтобы освоить некий опыт. Будьте терпеливы и настойчивы, но избегайте того, чего делать нельзя.

  • Наказание грудничка. Разумный родитель понимает, что ни одно действие новорожденного не совершается «нарочно», «назло», «из чувства мести». Младенец просто живет в соответствии с природными законами, а его тело реагирует так, как написано в генетической программе. Болезненные щипки или укусы – случайность и результат работы несовершенной нервной системы.
  • Резкое прекращение игры . В годик, полтора и даже два такой метод работает против самих родителей. Ребенку еще недостаточно понятна социальная причина «обиды» взрослых. Резкое отстранение мамы от игры и общения создает дополнительную напряженность. В психологии есть два взаимосвязанных понятия – депривация (ограничение) и фрустрация (острое переживание этого ограничения). Молодым мамам полезно знать о них.
  • Политика игнора . Нет в мире животных и человека наказания страшнее, чем игнорирование! Проявление безразличия к потребностям уже подросшего малыша действительно работает. Но в 2-3 года с этим приемом лучше не экспериментировать. Выход – детсад и участие в любой стабильной детской группе.
  • Пустое «нельзя» . Запрещающие слова «Стой!», «Нет!», «Нельзя!» знакомы деткам с раннего детства. Обычно эти слова напрямую связаны с обеспечением безопасности. При желании кусаться нарушение безопасности относительно и может быть не совсем понятно ребенку. Лучше использовать конструкцию примерно такого вида: «Не надо кусать (…имя), он может ударить тебя в ответ». Тогда предупреждение приобретает необходимый смысл. Но будьте готовы к тому, что чадо проверит, работает ли правило, и получит свой ответный удар.
  • Лишение развлечений . «Я заберу у тебя игрушку/планшет/новое платье, если ты будешь снова кусаться!». Как связаны некорректные эмоциональные реакции малыша с его социальными потребностями? Верно, косвенно! Но даже вы, взрослый человек, вряд ли способны нарисовать логическую цепочку. А уж девочке и вовсе не понятно, чем виновато платье. Еще хуже обстоит ситуация с теми детьми, которых за плохое поведение лишают жизненно необходимого: еды, питья, сна, движения, защиты и информации.
  • Телесные наказания . Речь идет не только о битье ремнем и увесистых подзатыльниках. Семьи практикуют такие приемы, как заклеивание рта скотчем, промывание мыльным раствором или горьким отваром. Даже шлепки по губам можно оспорить и отнести к разряду жестокости.

Секрет правильного наказания одновременно и прост, и очень сложен: наказывает не человек человека. Мама и папа должны всегда оставаться гарантом надежных тылов для малыша. Поэтому наказание – результат нарушения правил, и направлено оно не на ребенка, а на его поведение. Звучит действительно сложно, но в реализации этого принципа нет ничего невыполнимого.

Важно ! Наказав малыша, обязательно объяснитесь с ним. Дайте понять, что вы по-прежнему любите своего детеныша и очень расстроены тем, как он несдержан в поведении и подвергает опасности собственное здоровье или жизнь. Помните, что детей нужно обнимать несколько раз в день , даже если вы в ссоре. Уверенность в защите – базовая потребность человека.

Зеркальный ответ . Если вы не уверены в эффективности приема, лучше не отвечать детям в стиле «око за око». Здесь легко нарушить принцип наказания, озвученный в предыдущем пункте. Родитель не должен демонстрировать некорректное поведение. Лучше правильно проигнорируйте укус – элемент поведения, а не всю детскую личность!

Посмотрите видео, в котором детский психолог Марина Романенко очень подробно делится практическими советами по избавлению ребенка от этой дурной привычки.

Покусы в детском саду: как быть родителям

В условиях детского сада привычный домашний плач и капризы перестают работать, и избалованные персональным вниманием мальчики и девочки начинают кусаться, царапаться и бросаться игрушками.

Малыши также могут быть непривычны к шуму, нарушению личных границ, требованиям воспитателей. Ответная эмоция одна и та же – гнев, но в ее выражении происходит замещение более эффективными с точки зрения малыша действиями. И теперь ребенок не плачет, а начинает драться.

Ваш кусается сам

Если ваше чадо может сильно ущипнуть или укусить товарища и вы об этом знаете, заранее предупредите воспитателей. Обязательно предотвратите конфликт, объяснив, что уже работаете над проблемой, но нуждаетесь в педагогическом контроле в дневное время, когда вас нет рядом.

Если инцидент случился впервые и стал для вас неприятным сюрпризом, не спешите ругать конфликтера. Поговорите с ним и выясните, почему ребенок кусает товарища, какой предмет или событие стало поводом для выяснения отношений, было ли это нападение или защита от вторжения чужака в личное пространство. В остальном выбирайте воздействие в соответствии с приведенной выше таблицей.

Вашего кусают другие

Контролировать себя трудно, но необходимо. Старайтесь реагировать обдуманно и без спешки. Поговорите в первую очередь со своим ребенком. Проясните ситуацию, как и в предыдущем случае. Попросите малыша какое-то время не создавать провокаций. И не настраивайте ребенка против товарища!

С родителями обидчика по возможности не вступайте в конфликт – действуйте через воспитателей. Они более дипломатичны в решении таких вопросов. Полезной может быть и общая для двух семей консультация социального педагога или штатного психолога садика.

Важно ! Не совершайте частую родительскую ошибку, пытаясь тайно запугать обидчика. Это лишь усилит противостояние с его родителями, да и самому ребенку может навредить.

Если он щипается и дерется

Кусание, царапанье, драки, разрушения – все это звенья одной цепи. Дети не знают иного способа пережить стресс, кроме как выразить свои эмоции вовне. Другие механизмы еще просто не сформировались.

Множественные и систематические признаки агрессии у детей – не самый положительный симптом. Возможно, вашей семье пора обратиться к специалисту. Довольно распространены случаи, когда поведение здоровых детей диагностично для семейного психолога.

  • Предупреждайте агрессию. Агрессивное поведение – признак дисбаланса в семейной атмосфере. Возможно, недавно произошел переезд, стрессовая ситуация или смерть одного из родственников, рождение младшего или даже приобретение домашнего питомца. Для профилактики будущих проблем обсудите свои вопросы с консультантом. Научитесь контролировать вспышки гнева у детей.
  • Переключайте внимание. До того как агрессия вырвется наружу, переключите детское внимание на другую игрушку. Новый вид деятельности или интересное событие из внешнего мира. Гнев сам собой сойдет на нет, а нервная система получит опыт контроля собственного возбуждения. Эта рекомендация особенно важна тем родителям, которые столкнулись с холерическим темпераментом маленького бунтаря.
  • Удерживайте ребенка. Когда не знаете, как поступить, вместо физического наказания или нотации просто крепко обнимите ребенка и заболтайте его любыми вопросами. Это элемент холдинг-терапии, который используется психологами даже с неговорящими детьми. Замечание: иногда холдинг-прием провоцирует усиление приступа агрессии. В этом случае, увы, придется переждать и отпустить малыша лишь, когда он перестанет сопротивляться.
  • Предложите еду. Еще один простой способ объяснить несмышленышу, что его поведение неуместно, – предложить то, что действительно можно кусать и грызть. Например, для годовалого малыша, склонного к кусанию, держите в кармане фрукты: «Хочешь кусать меня? Нет. Мне не нравится. Кусай лучше яблоко!» В конце концов это превратится в забавную шутку.
  • Говорите об ощущениях. Вместо того чтобы кусать или щипать ребенка в ответ, поговорите с ним об ощущениях. Заметьте – не о чувствах! Продемонстрируйте, что такое боль. Обязательно предупредите, что делаете это в учебных целях: «Смотри, ты ущипнул меня. Я могу ущипнуть тебя в ответ. Вот, почувствуй сам». Ваши воздействия должны быть действительно неприятными, но не заставляющими малыша плакать!
  • Сочувствуйте пострадавшему . Это хорошо работает с 2-2,5 года. Обиженный получает внимание и защиту, обидчика никто не поддерживает. Но не переусердствуйте с сочувствием, чтобы ваше чадо не стало имитировать боль, желая добиться вашего внимания. Вы должны быть уверены, что даете своему ребенку достаточно ласки, тогда его излишняя ревность – это другая педагогическая проблема.
  • Поддерживайте, но не одобряйте . Детям свойственно ошибаться и нарушать запреты. Даже отругав за очередной укус, все же продолжайте быть ласковым родителем. Помните о том, что не одобряете вы лишь один элемент поведения, а не всю личность своего ребенка. Дайте ситуации время, не требуйте быстрого результата.

Посмотрите еще одно видео с полезными советами для родителей.

Повод для беспокойства: когда нужен врач

Если долгое время не удается справиться с раздражительностью и агрессивным поведением, лучше переступить через свою гордость и посетить кабинет невролога и психолога. Никто не заинтересован в том, чтобы ставить на ребенке клеймо девиантности (отклонений), но если все оставить как есть, вред возрастет. Обязательно проконсультируйтесь и получите рекомендации у невролога, если:

  • Есть задержка речи, которая мешает малышу достигать взаимопонимания с окружающими вербально.
  • В поведении сочетаются разные виды агрессивных проявлений: вербальные, мимические, физические.
  • Ребенок уже старше 4 лет и продолжает игнорировать запрет на покусы.
  • Драчун испытывает явное психоэмоциональное возбуждение или даже удовольствие, причиняя боль окружающим.
  • Приступы ярости не связаны с явными конфликтами за какие-либо ресурсы.
  • Проявляет агрессию по отношению к домашним животным.
  • Плохо спит и ест, не усваивает учебную информацию, отказывается от игр со взрослыми и сверстниками.

Картинка нарисовалась нерадостная. Не спешите приписывать своему малышу какие-то патологии. Хотеть кусаться и кусаться в процессе формирования поведения – это совершенно разные психологические структуры.

Отклоняющееся поведение, признаки которого не замечены до 4-5 лет, – огромная редкость благодаря внимательности членов семьи и ежегодному наблюдению невролога и психолога в поликлиниках. Скорее всего, ваш малыш просто формируется по своему индивидуальному сценарию. А ваша задача – поддерживать и направлять.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Привычка кусатьсяу детей - очень распространена. Начиная буквально с полугодовалого возраста, малыш проявляет новые навыкикусания, которые могут продолжаться вплоть до периода младшей группы в детском саду. Чаще всего, период кусания начинается с 1,5 - 2 лет и особенно ярко выражен в период кризиса 3-х лет. В грудном возрасте, основная причина прикусывания - прорезывание зубов. Ребенок тянет все в рот для облегчения своего состояния - почесать зудящие десны.

Почему кусается ребенок?

Уже с раннего возраста, начиная сгода и до 3-х лет, у ребенканаступает новая стадия развития - автономная. В это время происходит отделение личности малыша, становление самосознания, кроха выделяет себя в окружающем мире. Как раз в это время можно все чаще и чаще слышать «Я сам!». В это время возрастает чувство самостоятельности, желания, потребности ребенка растут, он начинает требовать, отделять свои вещи и проверять силу своих возможностей. По этим причинам кусание в возрастной группе до 3-х лет, вполне нормальное явление. Но его не стоит оставлять без внимания.

Так почему же дети кусаются? С проблемой прорезывания зубов все более или менее понятно. Кроме того, в грудном возрасте, малыши могут кусаться по причине неправильного прикладывания к груди. Довольно часто, консультантам по грудному вскармливанию приходиться помогать мамам в решении этой проблемы.

У детей старшего возраста, начиная с 1,5 лет, привычка кусаться, проявляется как один из социальных навыков. Ачаще всего укусы являются ответной реакцией ребенка на обиды сверстников. Иногда это способ привлечь к себе внимание окружающих и взрослых.

Часто на детских площадках могут найтись покусанные малыши. Сам «обидчик» может укусить сверстника во время игры в результате перевозбуждения или созданной стрессовой ситуации, например, когда была дана неудовлетворительная роль в игре, отобрана любимая игрушка и пр.

Кусание взрослых и тем более родителей - это ни что иное как привлечение к себе внимания. В раннем возрасте малышу все равно, какими именно эмоциями было вызвано внимание родителей - отрицательными или положительными. Ему необходим конечный результат -общение.

Особенно часто такие ситуации можно видеть при рождении 2-го ребенка в семье. Кстати, именно малыш может стать «мальчиком для битья» и испытывать на себе всю обиду старшего брата или сестры. Ведь именно кроха является тем «фактором», который отвлекает внимание родителей.

В привычке кусаться иногда могут быть виноваты мама и папа, которые с самого раннего возраста, во время игры или минут нежности и ласки - аккуратноприкусывают пальчики ли пятки. У ребенка формируется неправильная ассоциация укус - это проявление ласки и заботы, и не имеет значение, что он аккуратный.

Более сложная ситуация формируется, если у малыша появляется привычка кусаться в детском коллективе. Часто, педагогический состав просто не успевает уследить за «кусаками», ведь это дело, буквально, секунд. И появляются сразу 2 жертвы - укушенный, и сам виновный, который будет наказан за проявление своих эмоций. В случае если ребенок часто кусается в садике, то это, как говорят психологи, является реакций на недружественный коллектив и стресс от пребывания в группе. И иногда родители просто вынуждены сменить детское учреждение, по собственному желанию или же по совету руководства садика.

Кроме стресса от пребывания в садике и недружественности коллектива причины, по которым ребенок может кусаться, могут скрываться в самой семье. Довольно часто привычка кусаться формируется в ответ на конфликты в доме, если родители постоянно ссорятся или же разошлись, если же в семье появился новый член семьи - 2-ой ребенок или же одинокая мама/папа вышла замуж/женился.

Как отучить ребенка кусаться?


  • Перед тем как приступить к разговорам с ребенком и тем более жесткимдействиям, необходимо понять, по какой именно причине он кусается. Иногда, на кроху влияет сразу несколько обстоятельств. И только после того как были установлены все факторы, можно приступать к действиям.
  • Так, если ребенок кусается по причине того, что у него режутся зубки, то необходимо запастись прорезывателями и купить подходящий гель для прорезывания зубов, который облегчит процесс и избавит малыша от неприятных ощущений.
  • При прикусывании маминой груди, лучше всего проконсультироваться спедиатром или консультантом по грудномувскармливанию. Они помогут наладить кормление и исправят ошибки. При правильном прикладывании, обычно, все проблемы сходят на нет.
  • В случае если ребенку просто некуда девать свою энергию, и он очень подвижен, то целесообразней приготовить для него активные игры, посещать различные кружки. Кроме того, существенно помочь в контроле своих эмоций, поможет творчество - лепка из пластилина, рисование и пр. виды искусства, которые требуют активной работы руками и сосредоточенности.
  • В случае если малыш очень эмоционален, то родители должны проделать определенную работу и научить ребенка правильно проявлять свои эмоции. Так при наличии теплых чувств можно обнять, поцеловать, но никак не кусать. В случае если требуется внимание, и у малыша есть желание поиграть или пообщаться с родителями, нужно просто попросить.
  • Когда мы говорим о недостатке родительского внимания, в борьбе с кусанием, важна и роль родителей, которые должны сами контролировать малыша, и предугадывать укусы. Делать домашние дела, лучше всего совместно с ребенком прося его о помощи, например, подать необходимую вещь. Такие нехитрые действия помогут малышупонять, что он нужен. Кроме того не стоит скупиться на теплые слова, и чаще говорить о любви к ребенку.

Как отучить ребенка кусаться в детском саду?

В первую очередь ребенку нужно дать больше пространства. Психологи утверждают что дети, которые кусаются, как правило, нуждаются в большем личном пространстве. Родители должны помочь найти малышу тот маленький, тихий уголок, в котором он может побыть один в те моменты, когда эмоции зашкаливают.

Дети в этом возрасте могут не совсем правильно понимать родителей или не понимать их вообще, кода речь заходит о столь глобальной теме социального поведения. Лучшая форма усвоения - игра. По этим причинам рекомендованы ролевые игры. Например, мама может аккуратно отбирать любимую игрушку, а ребенок должен научиться говорить «нет» или «нельзя», но не кусаться или проявлять др. формы агрессии.

Родители должны неустанно следить за малышом и стараться уничтожать конфликтные ситуации на корню. В случае если у ребенка есть «любимые жертвы», которые постоянно подвергаются укусам, то необходимо и с ними провести профилактическую беседу и научить быть более напористыми и не давать себя укусить.

В некоторых случаях будет необходима консультация психолога, который поможет в решении проблемы и даст универсальные советы. Чаще всего это создание условий для рисования - карандашом, фломастером и особенно красками. Кроме того, успокоиться хорошо помогают строительные игры - кубики, конструктора.

Как отучить ребенка кусаться в 1,5 года?

Наиболее явная причина укусов в таком возрасте - желание контролировать других детей, ситуацию, или же простое раздражение. Родители должны постараться объяснить малышу, что существуют др. способы контролирования ситуации и способы справиться со своим раздражением.

В первую очередь, ребенку необходимо помочь описать родителям свое состояние. Например,он зол, что другой малыш забрала у него игрушку. Кроха должен сам это описать и сказать, своими словами, но чтобы родители его поняли.

2-ой этап - это озвучивание своего негодования не только родителям, но и потенциальному обидчику. На этом же этапе должна проводиться работа над чувством сопереживания и щедрости. Кроха должен научиться делиться игрушками.

В случае если родители видят раздражение ребенка, то необходимо сменить деятельность. Например, после игры потанцевать, или просто прогуляться. Успокоиться помогут книжки мультики или сбор пазла.

Как предотвратить кусание?


Похвала поможетв дальнейшем предотвратить кусание окружающих в дальнейшем. Хвалить ребенка необходимо, в случаеесли он справился сосвоими эмоциями и повел себя так, как просили родители. Но похвала не должна выражаться в виде конфет или пр. сладостей. Похвала - это обычные слова, и ребенок должен понимать, что Вы цените его сотрудничество и правильную реакцию при выходе из конфликтной ситуации.

В дальнейшем малыш поймет,что чувствует себя лучше, когда ему уделяют внимание и хвалят за хорошее поведение. Произойдет ассоциация, между положительным и отрицательным вниманием родителей, правильное осознание выгодного положения вещей.

В любом случае, укусы маленьких детей и укусы в детском коллективе не являются следствием какой-либо патологии. Но все же, иногда, может понадобиться консультация психолога. Особенно когда ребенок сильно не перегружен, стрессы в его жизни редки, а коллектив в садике к нему доброжелателен. Возможно у крохи скрытые, глубокие причины такого поведения, которые незаметны изначально.

Причин того, что Ваш ребенок испытывает желание кусаться несколько и их можно достаточно однозначно обобщить. Для каждого возраста они индивидуальны и схожи. То что ребенок кусается в подавляющем большинстве случаев не является каким-либо нарушением психики или недостатком воспитания. Более того, в раннем возрасте это один из способов познания окружающего мира, дающий ребенку дополнительную информацию о предметах. Давайте подробнее опишем возраст и причины такого поведения малыша:

В возрасте 5-7 месяцев, ребенок обычно кусает других, когда чувствуют дискомфорт вокруг рта, или же когда у них сильные боли, вызванные прорезыванием зубов. Так же это может быть один из способов познания окружающего мира. Чаще всего он кусает родителей и родственников. В таком возрасте малыш отучается кусаться, когда видит и слышит реакцию человека, которого он укусил. Дайте малышу, у которого могут резаться зубы специальные кольца для прорезывания зубов, которые разработаны специально для того, чтоб уменьшить дискомфорт.
В возрасте 8-14 месяцев - когда он очень сильно возбужден. Чаще всего кусает родственников или других детей, которые находятся рядом с ним. Твердое «нет» обычно останавливает привычку кусаться. Скажите, что кусание причиняет боль другим людям. Преувеличьте боль, если ребенок кусает Вас.
В возрасте 15-36 месяцев, окружающих от раздражения или из-за желания контролировать действия другого человека. Обычно кусают других детей, менее часто - родственников. Дети в таком возрасте прекращают кусаться, как только понимают, что подобное поведение недопустимо. Помогите ему научиться выражать свои чувства словами.
После 3 лет, дети обычно кусаются, когда чувствуют свою беспомощность или же когда они напуганы, например, когда они проигрывают в драке, или когда думают, что кто-то другой может их обидеть. Детей старше 3 лет, которые часто кусаются, необходимо показать врачу. Может оказаться, что у ребенка проблемы со здоровьем или тяжелое эмоциональное состояние. Тем не менее, иногда кусание – проявление проблем с поведением, связанных с враждебностью и агрессией.
Обычно детский укус безвреден, и не требует медицинского вмешательства для ликвидации последствий. Даже укусы, при которых была повреждена кожа и начала идти кровь, не составляют опасности. Достаточно просто продезинфицировать место укуса в домашних условиях.

Причины негативного поведения малышей разнообразны: в какие-то моменты жизни ваш ребенок может начать замахиваться на родных, близких, бить их по лицу, щипать, плеваться, употреблять бранные слова. Таким же образом он может вести себя и по отношению к младшим братьям и сестрам, к сверстникам. Конечно, терпеть такое поведение нельзя. Родителям следует проанализировать, в каких ситуациях у ребенка появляются агрессивные вспышки, постараться поставить себя на место ребенка и понять, чем они могут быть вызваны, и выработать общую стратегию своего поведения. В любом случае важно с самого начала не допускать проявлений агрессии по отношению к окружающим.

Следует так же помнить, что у маленьких детей нет чувства страха, понимания опасности их поступков для самих себя и окружающих. Ребенок может причинить боль другому человеку, так как пока еще не знает, что укусить, толкнуть, или ударить кого-либо – это так же больно, как если кусают или бьют тебя самого.

Дети учатся на примерах, в первую очередь, родителей. Если в семье грубо обращаются друг с другом, детей физически наказывают, то велика вероятность того, что малыш усвоит подобные способы поведения. Проанализируйте свои взаимоотношения с родными, близкими и вашим ребенком, и вы увидите, что его поведение – это зеркальное отражение того, что происходит в семье.

Агрессия может быть реакцией на недостаток внимания. Потребность во внимании, доброжелательном отношении и поддержке – главная потребность маленьких детей. Если вы замечаете ребенка преимущественно тогда, когда он делает что-то негативное, то он будет проказничать, чтобы привлечь ваше внимание. В этом случае вы должны чаще общаться с малышом, поощряя его, когда он ведет себя хорошо по отношению к взрослым и другим детям.

Еще агрессию могут вызывать постоянные запреты, которые тормозят любознательность и природную активность малыша, его стремление к свободе и самостоятельности. Никогда не мешайте ребенку выполнять что-либо самостоятельно.

Не только укусы, но и размахивание руками, хлопанье по лицу могут быть вызваны сильными эмоциями малышей. Это чаще происходит по отношению к сверстникам, так как дети еще не умеют общаться друг с другом. Чтобы исправить такое поведение, взрослым следует организовывать совместные игры детей, обучать их выражать свои переживания словами. В ответ на негативное действие ребенка нужно увести его из комнаты или игровой площадки, объяснить ребенку, что другому больно и пожалеть обиженного. Не нужно часто напоминать малышу, что он поступил не хорошо, та как он может стать еще более раздражительным и начать поступать назло.

Старайтесь хвалить ребенка за хорошие поступки, доброжелательное поведение по отношению к окружающим, в повседневной жизни проявляйте больше внимания к нему и чаще дарите ему свою ласку.

Жалобы на то, что ребенок кусается, одни из самых распространенных. При этом они поступают как от самих родителей, так и от посторонних - пострадавших соседей по песочнице, детей, посещающих ту же группу детского сада, что и кусающийся ребенок, и даже от взрослых, которые лично познакомились с такой реакцией малыша на запрет или что-то другое, что не понравилось маленькому агрессору. Но всегда ли ситуация, когда ребенок кусается - ненормальна, и его следует отучить от этого? Или существуют определенные условия, при которых такую реакцию можно отнести к допустимым?

Ребенок, который кусается: норма или отклонение?

Ответ на вопрос о том, почему ребенок кусается, могут дать его возрастные особенности.

Ребенок кусается в 1 год. По достижении годовалого возраста или раньше (начиная с 7-8 месяцев), малыш находится на пике активного прорезывания зубов. Годовалый ребенок кусается без намерения причинить вред - в ход идут все доступные ему предметы, которые можно грызть или жевать, облегчая этим зуд и напряжение в деснах. При этом у малыша может появиться повышенная капризность и раздражительность, у него может нарушиться аппетит и сон - причиной этого становятся неприятные ощущения, которые он испытывает при прорезывании зубов.

Ребенок кусается в 2 года. Это возраст активной социальной адаптации. Ребенок начинает посещать детский сад, развивающие группы, более тесно контактировать с детьми на игровой площадке. Его желание кусаться может быть спровоцировано элементарным неумением выразить свои желания или намерения иным способом. Так же у него может проявляться потребность в доминировании - кусая другого ребенка, малыш устанавливает своего рода превосходство над ним. Кроме потребности кусаться, ребенок может демонстрировать нежелание подчиняться правилам - отказываться ложиться спать в положенное время, игнорировать просьбы родителей и пр.

Ребенок кусается в 3 года. Это возраст, в котором большую роль играют отношения со сверстниками. И если в трехлетнем возрасте ребенок кусается, причиной этого могут быть нездоровые отношения в коллективе - в группе детского сада, среди постоянных участников игр на детской площадке и пр. Укусы могут носить как защитный, так и атакующий характер. В первом случае ребенка могут обижать другие дети (или он считает, что его обижают), а во втором - он сам нападает на детей, без каких-либо причин для этого. Но причина есть у любой проблемы. И применительно к потребности кусаться, это может быть негативный пример, который ребенок регулярно наблюдает, нездоровая атмосфера в семье, желание подражать любимому ТВ-персонажу и пр.

Как исправить ситуацию?

Если ребенок кусается, что делать в этой ситуации может снова подсказать его возраст.

Если ребенок кусается в год. Предложите годовалому малышу специальные игрушки, облегчающие прорезывание зубов и успокаивающие напряжение и зуд в деснах. Это могут быть пластиковые кольца или силиконовые диски с ручкой для держания. Второй вариант предпочтительней, так как вода, которой наполнена силиконовая оболочка, быстро охлаждается в морозильной камере, что существенно повышает «успокоительные» свойства игрушки. Но будьте внимательны: такое приспособление следует лишь слегка охлаждать (на 2-3 °C) по сравнению с температурой десен -этого будет достаточно, чтобы облегчить состояние ребенка. Он с удовольствием переключит свое внимание и потребность кусаться на эту игрушку. Кроме того, полезно занимать ребенка различными играми, которые он уже способен освоить в этом возрасте. Перебирание кубиков, листание книги с красочными картинками и другие несложные и интересные занятия помогут малышу отвлечься от желания кусаться.

Если ребенок кусается в 2 года. В этом возрасте малыши уже способны воспринимать не только свои, но и чужие эмоции. Расскажите ребенку о том, что малышу, которого он укусил, больно, и его следует пожалеть. Предложите своему маленькому агрессору подойти к пострадавшему и пожалеть его. Предварительно обсудите в доступных ребенку выражениях, как именно это лучше сделать. А после того, как он пожалел малыша, которого покусал и извинился перед ним, таким же образом побеседуйте с ребенком о недопустимости таких агрессивных действий.

Если ребенок кусается в 3 года. Так как в этом возрасте решающую роль играют собственные эмоции ребенка, и желанием кусаться он часто демонстрирует негативные переживания, отдельное внимание следует уделить анализу ситуации в целом. Возможно, причина такого поведения кроется в отсутствии контакта со сверстниками, а может, в его окружении есть кто-то, кто проявляет агрессивные черты поведения, и малыш просто имитирует это? Помощь в таких вопросах может оказать детский психолог или невролог - специалист проведет тестирование, которое поможет понять источник агрессии и провести работу над коррекцией поведения, чтобы манера кусаться и или другими негативными способами демонстрировать свое превосходство или переживания не закрепилась в качестве устойчивой модели.

В любом случае, ответ на вопрос о том, как отучить ребенка кусаться, зависит от особенностей ситуации. Но важно вовремя обратить внимание на проблему и не допустить того, чтобы у нее появились шансы испортить отношения ребенка с окружающими.

Это может быть интересно