Пальчиковая гимнастика зайчик во второй младшей группе. Пальчиковые игры материал на тему

ЗАЙКА

Зайка, зайка, где твой хвост? хлопки

Вот, вот, вот! руки за спиной

Зайка, зайка, где твой нос? хлопки

Вот, вот, вот! показать нос

Зайка, зайка, лапы где? хлопки

Вот, вот, вот! показать руки

Зайка, зайка, ушки где? хлопки

Вот, вот, вот! показать ушки

ВОРОНА

У вороны голова, руки на голове,

ва-ва-ва-ва 4 хлопка

Клюв и крылья, руки у носа, «крылья»

Хвостик, ноги, руки за спиной, топать,

оги-оги-оги-оги 4 хлопка

МАШИНКА

Заведу мою машину «мотор»

Би-би-би, налью бензину. 3 хлопка, топать

Крепко-крепко руль держу «держать руль»

На педаль ногою жму. топать правой ногой

ПАРОВОЗ

Ехал, ехал паровоз руки в «замок», большие пальцы вращаются

Прицепил вагон, повез. сцепить указательные пальцы

Ехал, ехал паровоз

Прицепил вагон, повез…………..

КОРАБЛИК

Вот плывет кораблик мой руки – «полочка», покачиваются

Он плывет ко мне домой руки вперед, ладони сомкнуть углом (нос)

Крепко я держу штурвал «держать штурвал»

Я ведь главный капитан 4 хлопка

САМОЛЕТЫ

Мы сегодня самолеты, И.П. сидя на пятках, «мотор» (вращение руками)

Мы не дети, мы пилоты. 4 хлопка


Руки – нос, и руки – крылья «нос», «крылья»

Полетела эскадрилья. встать, разбежаться, руки – крылья

КОШКИ - МЫШКИ

Вот кулак, показать кулак левой руки

А вот – ладошка, раскрыть пальцы, ладонь вверх

На ладошку села кошка. «когти» правой руки водят по ладошке левой

Раз, два, три, четыре пять. правой рукой загибать по одному пальцу левой

Мышки очень испугались, вращать кулаком

В норки быстро разбежались спрятать кулак под . правую подмышку

"ШАРИК"

Надуть щеки. Сдуть щеки.

Все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.

"МЫШКА"

Губы в улыбке.
Приоткрыть рот.
Произнести "а..." и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик).

"КОШКА"

Губы в улыбке. Рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы.
На счет 1 - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

"ЛОШАДКА"

Губы в улыбке.
Приоткрыть рот.
Пощелкать языком (как щелкают лошадки).

Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.

"ЗАЙКА И БАРАБАН"

Улыбнуться.
Открыть рот.
Кончиком языка постучать за верхними зубами "дэ-дэ-дэ".

Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучим по большому пальцу.

"СЛОН"

Образовать хобот слоника, вытянув вперед губы трубочкой, набирать водичку, слегка при этом причмокивая.

Ладонь на себя. Средний палец впущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой - указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.

В период закрепления изолированных звуков можно чередовать графические листы с пальчиковыми упражнениями, например:

"ГУСЬ"

Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу.

"ЖУК"

Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.

"ОСЫ"

Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным вращать им в разные стороны.

"СОБАКА"

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный - вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

При закреплении звука в слоге можно использовать следующие упражнения:

"Колокольчик":
Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает.
ЛА-ЛО - ЛЫ-ЛУ во время движения пальца;

"Крокодил":
Ладонь выставлена вперед горизонтально (параллельно полу). Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и безымянному.
ШЫ-ШО - ШЫ-ШУ - шум от движения, повороты ладони в кисти на смену слогов.

Пальчиковые упражнения – это не только забавно, но и очень полезно. Играя, малыши развивают речь, общую координацию, совершенствуют мелкую моторику пальцев и кистей рук, подготавливая их к письму, рисованию и игре на музыкальных инструментах. Пальчиковые игры также способствуют своевременному и гармоничному умственному развитию дошкольников и детей младшего школьного возраста. А веселые зайчики на каждом пальчике превратят упражнения в настоящий маленький театр.

Прежде чем приступать к игре с ребенком, выполните упражнение сами. После этого пальчиковыми красками нарисуйте на подушечках всех пальчиков правой руки малыша по зайчику или просто скажите ему, что теперь каждый его пальчик – это зайчик. Вот этого (большой пальчик малыша) зовут Коротышка , этого (указательный пальчик) зовут Торопыжка , третьего зайчика зовут Тришка , четвертого (безымянный пальчик) зовут Тишка , а пятого, самого маленького (мизинчик), – Трусишка . Предложите поиграть с зайчиками, покажите ему одно упражнение (прочитайте стишок, сопровождая движениями). После этого снова покажите, прося его повторять за вами и текст, и сами движения. Если это вызывает у малыша трудности, то помогите ему – читайте стих и своей рукой загибайте, разгибайте и двигайте нужные пальчики его руки. Повторяйте до тех пор, пока малышу весело. Упражнения лучше выполнять в приведенной ниже последовательности, поскольку они расположены по увеличению степени сложности.

Просыпались зайки

Утром на лужайке

Просыпались зайки.

Рука с зайцами кладется на стол тыльной стороной вниз.

– Здравствуй, солнце красное!

Поднимается большой палец.

– Здравствуй, небо ясное!

Поднимается указательный палец. Большой остается поднятым.

– Здравствуй, ёлка!

Поднимается средний палец. Большой и указательный остаются поднятыми.

– Здравствуй, пень!

Поднимается безымянный палец. Большой, указательный и средний остаются поднятыми.

– Здравствуй, здравствуй,

Новый день!

Поднимается мизинец.

Все зайчики проснулись.

Мы морковку посадили

Мы морковку посадили,

Лето все за ней следили.

Зайчик, зайчик, в этот год

Не ходи к нам в огород!

Играют двое. Один рисует на пальчиках любой руки зайчиков, а второй становится огородником. Огородник протягивает руку ладонью вверх, приговаривая четверостишие.

Игрок-зайчик одним пальчиком быстро касается середины ладони огородника, а тот старается поймать зайчика, сжимая руку в кулак.

Нечего проказить,

В огород к нам лазить!

Если зайчик пойман, огородник держит его и грозит стишком.Как только все зайцы пойманы, игроки меняются местами.

Под березою нора

Под березою нора

Заглянуть в нее пора.

Зверь там или птица,

Кто в норе таится?

Играют двое. Один рисует на пальчиках любой руки зайчиков, а второй сжимает руку в неплотный кулак так, чтобы получилась просторная нора.

Игрок-зайчик вынимает из кулака одного зайчика, говорит стишок…

… и засовывает пальчик в нору.

Другой игрок тут же называет того, кто живет в норе и, если он опасен для зайчика (лиса, ласка, куница, горностай...), то «нора» сжимается в кулак, пытаясь его схватить. Игрок-зайчик должен успеть убрать пальчик. Если зверь или птица не опасные (енот, крот, мышь, хомяк, зимородок...), зайчик не должен «убегать из норы».

Пойманные зайчики выбывают (стираются или просто считаются пойманными). Иногда выбывшими считаются и те зайчики, что убежали от добрых зверей.

Когда все зайчики выловлены, игроки меняются местами.

Прыг-скок!

Прыгают зайчишки

Прыгают зайчишки,

Серы шалунишки.

Играют двое. Пока взрослый произносит начало стишка, малыш сгибает и разгибает все пальчики одновременно, то сжимая их в кулак, то растопыривая как можно сильнее.

Чутко ушками прядут…

Малыш перебирает пальчиками вразнобой взад-вперед.

Ой, Медведи к ним идут!
(коровы, собаки , косули, куницы , полевки, девицы, еноты, лягушки, олени, лисицы , туристы )

варианты:

Ой, Песцы сюда идут!
(сурки, бобры, хорьки , козлы, ослы, жуки, кроты, ежи)

Слышат, Рыси к ним идут!
(волки , тигры , лоси, кошки, мыши, зубры, барсы , козы, белки)

Слышат, Мужики идут!
(барсуки, пастухи, гончие , хомяки, кабаны, лесники, червяки)

Пальчики плотно прижимаются друг к другу и дружно отклоняются назад, а малыш внимательно слушает, кто идет.

Мы не будем убегать!

Ими нас не напугать!

Если тот, кто идет, зайцам не опасен, то малыш отвечает стишком, а его растопыренные пальчики вместе с кистью наклоняются то вправо, то влево.

Прячемся под ели,

Чтобы нас не съели!

Если же тот, кто идет, страшен зайцам, то малыш прячет пальчики в кулак и отвечает стишком.

И так несколько раз с самого начала и разными героями. Если малыш ошибется, взрослый должен указать малышу на его ошибку и, при необходимости, дать объяснение.

Когда малыш освоится в игре, можно и нужно поменяться ролями.

Зайчики по лесу шли

Зайчики по лесу шли,

Большой палец пригибается к ладошке, а четыре пальчика-зайчика ритмично поворачиваются вместе с кистью то вправо, то влево.

Зайца нового нашли.

Большой палец распрямляется так, чтобы нарисованный на нем зайчик смотрел на остальных четырех.

Ни один не поленился,

Зайцу в пояс поклонился:

Четыре пальца вместе кланяются большому.

«Здравствуй!»

«Здравствуй!»

«Здравствуй!»

«Здравствуй!»

Указательный палец кланяется.

Средний палец кланяется.

Безымянный палец кланяется.

Мизинец кланяется.

«Здравствуй, милый друг ушастый!»

Все четыре пальца снова кланяются.

Заяц новый им кивал,

Большой кивает каждому пальцу на каждое ударение в строчке.

В обе щеки целовал:

Чмок! Чмок! Чмок! да

Большой «целует» три раза указательный палец.

Чмок! Чмок! Чмок!

«Был я очень одинок!»

Большой «целует» три раза средний палец.

Чмок! Чмок! Чмок! да

Большой «целует» три раза безымянный палец.

Чмок! Чмок! Чмок!

«С вами я дружить бы мог!»

Большой «целует» три раза мизинец.

И теперь в лесу гулять

Будет зайцев целых пять!

Все пять пальцев ритмично поворачиваются вместе с кистью то вправо, то влево.

На старт! Внимание! Марш!

На одну руку наклеиваются зайчики, а ладонь второй руки держится вертикально с как можно более широко растопыренными пальцами-березками. Зайцы бегут наперегонки. Руки держатся на некотором расстоянии и обращены ладонями друг к другу. Говорится: «На старт!» Пальчики-зайчики сгибаются под прямым углом. Объявляется: «Внимание!» Зайчики сгибаются, касаясь подушечками основания пальцев. Дается команда: «Марш!», и рука с зайчиками, распрямляя пальцы, устремляется к неподвижным березкам, пытаясь попасть зайцами между пальцами-деревьями, образуя «замок». Чем дальше зайцы от березок, тем сложнее и интереснее. Но начинать лучше с небольшого расстояния, и чтобы зайчики бежали не очень быстро. Главное, научиться попадать, а потом уже можно постепенно увеличивать скорость и длину пробега.

Зайцы и морковка

Зайцы в поле ловко

Дергают морковку.

Кто ее достанет,

Тот и кушать станет!

Указательный палец руки взрослого кладется на ладошку малыша с зайцами.

Ать! Ать! Ать! Ать!

Нелегко морковку рвать!

Пальчики-зайчики (кроме большого) по очереди пытаются коснуться «морковки».

Когда все зайчики морковку достали, палец отодвигается дальше к запястью.

Любопытные зайки

Ладони держатся друг напротив друга. Пальцы второй руки широко растопырены. Это деревца, между которыми будут выглядывать зайки.

– Выдра плавает в воде!

– Где? Где? Где? Где?

Указательный палец наклоняется вперед, стремясь образовать с ладонью и другими пальцами прямой угол, и по очереди на каждый «Где?» просовывается сначала между большим и указательным пальцами второй руки, затем между указательным и средним, потом между средним и безымянным и, наконец, между безымянным и мизинцем.

– Кошка бродит в лебеде!

Где? Где? Где? Где?

Большой палец кивает на каждое ударение строки (4 раза).
Средний палец проделывает то же, что до этого делал указательный.

– Дедка чешет в бороде!

Где? Где? Где? Где?

Большой палец кивает на каждое ударение строки (4 раза).
Безымянный палец проделывает то же, что до этого делали указательный и средний.

– Мышь играет на дуде!

Где? Где? Где? Где?

Большой палец кивает на каждое ударение строки (4 раза).
Мизинец проделывает то же, что до этого делали указательный, средний и безымянный.

– Волк сюда идет большой!

Ой! Ой! Ой! Ой!

Большой палец кивает на каждое ударение строки (4 раза).

Пальцы, начиная с указательного, на каждый «Ой!» по одному прижимаются к ладони.

Охота

Вышел Вася погулять,

Серых зайцев пострелять!

Играют двое. Один рисует на пальчиках зайчиков, а второй становится охотником. Оба играющих сжимают руки в кулаки и начинают синхронно трясти ими, как в игре «камень-ножницы-бумага», приговаривая начало стишка. После этого каждый выбрасывает из кулака один палец.

Пиф! Паф! Ой-ой-ой!

Побегу-ка я домой!

Если пальцы совпали, например, оба мизинца, то зайчик напуган. Пальчик дрожит, а игрок говорит стишок. После этого зайчик убегает – наклейка снимается с пальчика, и он больше в игре не участвует.

Пиф-паф! Я не трус!

Никого я не боюсь!

Если пальцы не совпали, то охотник выстрелил в другую сторону. Пальчик-зайчик «прыгает», то сгибаясь, то разгибаясь и дразнит охотника стишком.

Игра повторяется до тех пор, пока не будут напуганы 4 зайчика из 5. После этого игроки меняются местами.

Зайчишки-хвастунишки

Громко хвастаются зайки

Возле ёлки на лужайке:

«Не боимся мы в лесу

Ни медведя, ни лису!»

Выпрямленные пальчики-зайчики в такт повествованию то с напряжением растопыриваются в разные стороны, то прислоняются друг к другу.

А услышали про волка,

Тут же спрятались под ёлку

И вповалку там лежат,

Вместе с ёлкою дрожат.

Пальцы с усилием сжимаются в кулак, и кулак мелко дрожит.

Мимо серый волк прошел,

Зайцев наших не нашел.

Вторая рука-волк, хлопая «пастью» о большой палец другими соединенными вместе пальцами, проходит мимо.

Говорим мы: «Зай-зай-зай!

Из-под ёлки вылезай!»

Кулак резко раскрывается. Пальчики-зайчики растопыриваются.

Серый Волк увидел зайца

Серый волк увидел зайца

И сказал: «А ну сдавайся!

Очень кушать я хочу,

Вот тебя я проглочу!»

Зайчик бедненький дрожит,

А второй спасать бежит.

Пальчики-зайчики растопыриваются, а свободная рука складывается в пасть волка. Она закрывается и открывается в такт речи.

Указательный палец дрожит. Средний палец прислоняется к нему.

«Ах, вы так, а ну пугайтесь,

Сразу оба мне сдавайтесь!

Очень кушать я хочу,

Вас обоих проглочу!»

И не стало б их на свете,

Но бежит спасать их третий.

Указательный и средний пальцы дрожат. К ним прислоняется безымянный палец.

«Вот вы как! А ну пугайтесь,

Сразу трое мне сдавайтесь!

Очень кушать я хочу,

Всех троих я проглочу!»

Трое зайцев смерти ждут,

Но четвертый тут как тут.

Серый волк снова щелкает зубами.

Указательный, средний и безымянный дрожат. К ним прислоняется мизинец.

«Сколько вас! А ну пугайтесь,

Сразу четверо сдавайтесь!

Очень кушать я хочу,

Четверых уж проглочу!»

Но там, где четыре брата,

Завсегда и братец пятый.

Серый волк снова щелкает зубами.

Указательный, средний, безымянный и мизинец дрожат. К ним присоединяется большой палец.

И заплакал серый волк:

«Вас тут зайцев целый полк!

Хоть я очень есть хочу,

Пятерых не проглочу!»

Потерял к ним интерес

И ушел обратно в лес.

Серый волк снова щелкает зубами.

Ладонь с волком поворачивается и «уходит».

Во лесу-лесочке

Во лесу-лесочке

Прятались за кочкой.

Рука с пальчиками-зайчиками кладется ладонью на стол. Вторая ладошка-«кочка» кладется перед ней невысокой горкой тыльной стороной вверх.

Коротышка,

Все пальчики-зайчики, не отрывая ладони от стола, приподнимаются вверх насколько возможно. Большой палец тут же кладется на стол – прячется.

Торопыжка,

Указательный палец кладется на стол.

Средний палец кладется на стол.

Безымянный палец кладется на стол.

И Трусишка.

Мизинец кладется на стол.

Посмотри-ка, Тришка,

Кто идет там?

Нет уж, братцы, посидим,

Посидим да поглядим!

Средний палец приподнимается, стараясь стать выше кочки.

Пальчик возвращается на стол.

Ну-ка, Коротышка,

Кто бежит?

Волчишка!

Нет уж, братцы, посидим,

Посидим да поглядим!

Большой палец приподнимается, стараясь стать выше кочки.

Пальчик возвращается на стол.

Посмотри-ка, Тишка,

Кто летит?

Нет уж, братцы, посидим,

Посидим да поглядим!

Безымянный палец приподнимает-ся, стараясь стать выше кочки.

Пальчик возвращается на стол.

Глянь-ка, Торопыжка,

Кто кричит?

Мальчишка!

Нет уж, братцы, посидим,

Посидим да поглядим!

Указательный палец приподнимается, стараясь стать выше кочки.

Пальчик возвращается на стол.

Посмотри, Трусишка,

Кто шуршит там?

Мизинец приподнимается, стараясь стать выше кочки.

Ну, уж мышки братцы

Стыдно нам бояться!

Вся ладонь вместе с пальцами поднимается над кочкой, не отрывая низ ладони от стола. Чтобы было интереснее, можно менять выделенные строчки местами (подставлять Торопыжку к волчишке, Тишку к мишке и т.д.), развивая у малыша внимательность и реакцию. При этом он должен приподнимать те пальчики-зайчики, к которым по именам обращается ведущий.

В эту игру можно также играть, выполняя другое упражнение.

Во лесу-лесочке

Прятались в кусточке.

Соедините ладони, спрятав каждого зайчика за соответствующим пальцем второй руки.

Коротышка,

Большой палец выглядывает между большим и указательным пальцами другой руки и прячется обратно.

Торопыжка,

Указательный палец выглядывает между указательным и средним пальцами другой руки и прячется обратно.

Средний палец выглядывает между средним и безымянным пальцами дру-гой руки и прячется обратно.

Безымянный палец выглядывает между безымянным пальцем и мизинцем другой руки и прячется обратно.

И Трусишка.

Мизинец выглядывает из-за мизинца другой руки и прячется обратно.

Теперь пальцы под продолжение стихотворения выглядывают из «куста» в соответствие с именем зайчика – каждый пальчик в своем месте, а в конце – рука с зайчиками «смело» выходит из-за другой руки.

Приходили зайцы

Приходили зайцы,

Зайцы-побегайцы!

Рука с зайчиками сжата в кулак.

Коротышка,

Распрямляется большой палец.

Торопыжка,

Распрямляется указательный палец.

Распрямляется средний палец.

Подборка пальчиковых игр

Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.)
Две огромные медузы
Прилепились пузом к пузу.
(После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы
левой руки прижаты к пальцам правой.)

Выгнем щупальца сильнее-
Вот как гнуться мы умеем!

(Загибать на обеих руках пальчики, по одному, начиная с больших.)
Как у нашей кошки
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козлёнок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка
Новые кроссовки.
("Шагать" по столу указательным и средним пальцами обеих рук.)
Вот так, вот так,
Новые кроссовки.

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит,
Никто больше не шумит.
- Взять ладонь ребенка в руку и загибать пальцы по очереди, начиная
с мизинца.

Ивану Большаку – дрова рубить.
Ваське-Указке – воду носить.
Мишке Среднему – печку топить.
Гришке Сиротке – кашку варить.
Крошке Тимошке – песенки петь,
Песенки петь и плясать.
- Правой рукой делать массаж каждому пальцу левой руки, потом
наоборот.

(Поочерёдно выбрасываем руки вверх)
Солнышко, солнышко
(Покачиваем туловище со сцепленными
над головой руками)

Золотое донышко!
(2 раза прыжки на двух ногах)
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
(Бег на месте)
Побежал в саду ручей,
(Взмахи руками, как крыльями)
Прилетело сто грачей,
(медленно приседаем)
И сугробы тают, тают,
(Ладошки разводим в стороны в форме
цветка)

И цветочки вырастают!

Читайте стишок, показывая свои пальцы, чтобы малыш запомнил их
названия:
Палец Толстый и Большой
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Показал ему дорогу.
Палец Средний - самый меткий,
Он снимает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.
Повторяя стишок, перебирайте пальчики малыша. Предложите малышу
показывать пальчики, когда вы расскажете потешку еще раз. Игра развивает
мелкую моторику, память и речь.

Этот пальчик – маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный – кольцо носит,
Ни за что его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный.
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.
Пальчики не ссорятся
Вместе дело спорится.
- На каждые две строчки палец, о котором говорится, сначала потянуть
на себя, затем погладить. В конце сжать пальчики в кулачок, разжать и
повертеть кистями.

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать,
Все такие нужные,
Крепкие и дружные.
- Пересчитать пальчики и сжать их в кулак. Поменять руки.

Зайка книгу нашел, (Ладони прижаты друг к другу, пальцы
расположены горизонтально)

И открыл, и прочел, (На слове «открыл» - ладони открыть, мизинцы
прижаты друг к другу.)

А закрыл, все забыл. (На слове «закрыл» - ладони прижимаются друг к
другу.)

И снова открыл, (ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу)
И все повторил,
А закрыл, опять забыл. (ладони прижимаются друг к другу.)

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.
-Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то
левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.

По ладошке по дорожке,
Ходит маленькая кошка. (Возьмите ручку малыша и приговаривайте, водя
своим указательным пальцем по ладошке.)

В маленькие лапки
Спрятала царапки.
Если вдруг захочет
Коготки поточит.
Цап-царап (пощекотать ладошку)

Мама, мама!
- Что, что, что?
- Гости едут.
- Ну и что.
- Здравствуй, здравствуй.
Чмок, чмок, чмок.
- Ладони сложить вместе, пальцы слегка расставлены, смотрят вверх.
На первой строчке мизинчики отрываются друг от друга и снова соединяются
два раза. На второй строчке большие пальцы отрываются и соединяются три
раза. На третьей строчке то же делают безымянные пальцы, на четвертой –
указательные. На пятой средние пальцы сначала «обнимаются» а потом «целуются».

Меж еловых мягких лап (стучат пальцами по столу)
Дождик кап-кап-кап (поочерёдно всеми пальцами раскрытых кистей)
Где сучёк давно засох,
Серый мох-мох-мох. (Поднимают руки над столом, сжимают-разжимают кулаки)
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб. (Указательным пальцем правой руки касаются
поочерёдно всех пальцев левой руки)

Кто нашёл его друзья? (Сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показывают его)
Это я, я, я!

(Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)
Шла кукушка мимо рынка,
(Ладони соединяются "ковшом" – корзинка.)
У неё была корзинка,
(Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)
А корзинка на пол - бух!
(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.)
Полетело десять (девять, восемь) мух!

(Плавное движение правой рукой в сторону-вверх)
Берёза моя, берёзонька.
(То же, но левой рукой)
Берёза моя кудрявая.
(подъём рук вверх, вдох
)
Стоишь ты, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Посредь долинушки,
(подъём рук, вдох)
На тебе, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Листья зелёные,
(Подъём рук, вдох)
Под тобой, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Трава шёлковая,
(Подъём рук, вдох)
Вокруг тебя, берёзонька,
(Опустить руки, длительный выдох)
Девицы красные
Венки вьют, плетут…

Возьмите ручку малыша и загибайте пальчики своей рукой, начиная с мизинца,
заканчивая большим пальцем, и приговаривайте:

Этот пальчик в лес ходил,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал.
Этот пальчик встал и съел,
Потому и потолстел!

На двери висит замок, (взрослый складывает ручки ребенка в «замок»
и придерживает их)

Кто его открыть бы мог?
Покачали, (взрослый качает ручки ребенка из стороны в сторону)
Покрутили, (взрослый совершает круговое движение ручками малыша)
Постучали, (взрослый стучит руками малыша о коленки)
И открыли! («замочек» открывается, ручки ребенка разводятся в стороны)

Пальчиковая игра "Два козленка"

(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные).

Как-то раз к кому-то в гости
Шёл козлёнок через мостик,
(Держим кисти горизонтально, сближаем руки).

А навстречу шёл другой,
Возвращался он домой.
(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха).

Два рогатых глупых братца
Стали на мосту бодаться,
Не желая уступить
И другого пропустить.
Долго козлики сражались,
Разбегались и толкались.
Вот с разбега лбами - бух!
(На слово "бух" - хлопаем в ладоши).
И с моста в водичку - плюх!
(Роняем руки на колени).

Пальчиковая игра "Пять утят "

Пять утят плывут вперёд,
На берегу их мама ждёт,
(Одна из рук - "мама утка" - стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята.
Выполняем волнообразные движения по направлению к "утке".
Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят)

Но только четверо утят
Вернулись к мамочке назад.
(постепенно пальцы загибаются)

Четверо утят плывут...
Трое утят плывут...
Двое утят плывут...
Вот один плывёт вперёд,
На берегу его мама ждёт,
(На слова "На берегу их мама ждёт" "киваем" кистью руки ("мамой-уткой").
И сразу пятеро утят
Вернулись к мамочке назад.

Пальчиковая игра "Часы "

(Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки).

Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом!",
(Один хлопок над головой).

Мышь скатилась кувырком.
(Руки "скатываются" на пол).

Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом, бом!"
(Два хлопка).

Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом, бом, бом!"
(Три хлопка).
Мышь скатилась кувырком.

Пальчиковая игра "Червячки "

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
(Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы) , идем
по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз).
Каркает: "Вот и обед!"
(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх).
Глядь - а червячков уж нет!
(Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)

Пальчиковая игра "У жирафов"


У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями).


(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

Пальчиковая игра "У слона"


У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).

Пальчиковая игра "Котята"

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).
У кошечки нашей есть десять котят,
(Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

Пальчиковая игра "Паучок"

Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Дождик с неба вдруг полил,
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).)

Паучков на землю смыл.
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Солнце стало пригревать,
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
(Действия аналогичны первоначальным, "паучки" ползают на голове.)

Пальчиковая игра "Пчелки "

Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Надо в дом постучать,
(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо

(улей). "Улей" прижат к "ёлке" Дети заглядывают в "улей").

Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
(Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки).

Где же, где же эти пчёлки?
Стали вдруг вылетать:
(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).

Раз два, три, четыре, пять!

Пальчиковая игра "Перчатка"

Весёлая мышка
Перчатку нашла,
(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).

Гнездо в ней устроив,
(Складываем ладоши "ковшом").

Мышат позвала.
(Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест).

Им корочку хлеба
Дала покусать,
(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков).

Погладила (отшлёпала) всех
(Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).

И отправила спать.
(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

Пальчиковая игра "Поросята"

(Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков).

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,
(Мизинцы).

Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.
(Безымянные).


("Фонарики").

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,
(Средние).

Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.
(Указательные).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
(Сжимаем и разжимаем кулачки).

Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал,
(Большие).

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.
(Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь).

Пальчиковая игра "Разминка"

(Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом).

Головами покиваем,
Носиками помотаем,
А зубами постучим
И немножко помолчим.
(Прижимаем указательные пальцы к губам).

Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясём
И немножко отдохнём.
(Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками).

Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьём
И сначала всё начнём.
(Подпрыгиваем на месте в ритме текста. Далее темп ускоряется.)

Головами покиваем,
... Плечиками мы покрутим,...

Пальчиковая игра "Улитка"

Улитка в домике она сидит, рожки высунув, молчит.
(Одна из рук - "цветочек". Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка -
чашечка цветка. Вторая рука - улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и
мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).

Вот улиточка ползёт
("Улитка" раскачивается из стороны в сторону).

Потихонечку вперёд.
(Ползёт вперёд по столу).

На цветочек заползёт,
("Улитка" заползает на "цветочек") .

Лепесточки погрызёт.
("Улитка" поочерёдно обхватывает пальцы ("лепесточки") второй руки ("цветочка").

Рожки в голову втянула,
(Рука ("улитка") сворачивается в кулак ("втягивает рожки").

В домик спряталась, заснула.
(Вторая рука ("цветочек") закрывается, пряча "улитку" в "бутоне").

Пальчиковая игра "Весна"

(Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими).

Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.
(Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы
растопырены).

Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
(Движения повторяются).

Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
(Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).

А из под старой травки
(Ладони сомкнуты "ковшом").

Уже глядит цветок...
(Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка).

А из под старой травки
Уже глядит цветок
(Движения повторяются).

Раскрылся колокольчик
(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).

В тени там, где сосна,
(Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).

Динь-динь, звенит тихонько,
(Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь").

Динь-динь, пришла весна.
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.

Пальчиковая игра "Ветер"

Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы).
Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти).

Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
(Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.)

Чайка над водой летает
(Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья); "машем" ими в воздухе).

И за рыбками ныряет.
(Ладони сомкнуты и чуть округлены; выполняем волнообразные движения).

Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Под водой на глубине
(Ладони основаниями прижаты друг к другу; пальцы согнуты (зубы). Лёжа на тыльной стороне одной из рук, "открываем и
закрываем рот" крокодила).

Крокодил лежит на дне.
Перевернув руки на другую сторону, повторяем движения.

А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.

Пять маленьких рыбок
Играли в реке,
(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе).

Лежало большое
Бревно на песке,
(Руки прижаты друг к другу; переворачиваем их с боку на бок).

И рыбка сказала:
"Нырять здесь легко!"
(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение).

Вторая сказала:
"Ведь здесь глубоко".
(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).

А третья сказала:
"Мне хочется спать!"
Ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук (рыбка спи т).

Четвёртая стала
Чуть-чуть замерзать.
Быстро качаем ладонями (дрожь).

А пятая крикнула:
"Здесь крокодил!
(Запястья соединены; ладони раскрываются и соединяются (рот).

Плывите скорей,
Чтобы не проглотил!" (Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (рыбки уплывают).

Пальчиковая игра "Зайцы"

Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару
одноимённых пальцев, начиная с больших.

Десять серых зайцев
Дремали под кустом,
И двое вдруг сказали:
"Вон человек с ружьём"
Двое закричали:
"Давайте убежим!",
Двое прошептали
"Давайте помолчим!",
Двое предложили:
"Мы спрячемся в кустах!"
А двое вдруг спросили:
"Он может сделать "Бах"?"
"Бах" - выстрелил охотник,
(Хлопаем в ладоши).
Нажав ружья курок, (Бежим пальчиками по столу или коленям).
И десять серых зайцев
Пустились наутёк.

Ладошки

Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок.

Листья

.
(руки сверху вниз опускаются, ладони поворачиваются, изображая падающие листья)
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик
(шаркаем ладонью об ладонь)
Листья жёлтые летят и под ножками шуршат
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик. (шаркаем ножками)
Листья жёлтые летят и под ножками шуршат
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик.
(указательные пальцы шаркают друг об друга).

Лужок

На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
На зелёный на лужок
Приходи и ты, дружок! (сгибать пальчики в кулачок в ритме потешки, при перечислении животных сгибать пальчики на обеих руках поочерёдно, на последней строчке помахать ладонями)

Моя семья

Этот пальчик – дедушка (разжимаем поочередно пальцы из кулачка,начиная с большого)
Этот пальчик –бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья! (вращаем разжатой ладошкой)

Ножки

Нарядили ножки (поочерёдно поглаживать одной рукой другую)
В новые сапожки.
Вы шагайте, ножки,(шагать пальчиками по столу)
Прямо по дорожке.
Вы шагайте - топайте,(постукивать пальчиками)
По лужам не шлёпайте,(погрозить пальчиком)
В грязь не заходите,
Сапожки не рвите.

Прогулка

Раз,два,три, четыре,пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять
(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")
С горки мы потом катались
(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели ("едим суп"),
спать легли (ладошки под щечку).

Пчёлы

Вот улей, (показываем кулачек)
Здесь живут пчелы.
Вот они показались из домика,
(поочередно отгибаем пальчики)
Одна, две, три, четыре, пять!
З-з-з-з-з-з....." (щекочем ребенка)

Рыбка

Рыбка в озере живёт
Рыбка в озере плывёт
(ладошки соединены и делают плавные движения)
Хвостиком ударит вдруг
(ладошки разъединить и ударить по коленкам)
И услышим мы – плюх, плюх!
(ладошки соединить у основания и так похлопать)

Сапожник

Имитируйте движения сапожника, забивающего гвозди: пальцы одной руки держат гвозди, другой - молоток.

Мастер, мастер,
Помоги -
Прохудились
Сапоги.
Забивай покрепче
Гвозди -
Мы пойдем сегодня
В гости!

Снежок

Раз,два,три,четыре, (загибать пальчики)
Мы с тобой снежок слепили
(лепить,меняя положение ладоней)
Круглый,крепкий,очень гладкий.
(показывают круг,гладят ладони друг о друга)
Раз – подбросим, ("подбросить",посмотреть вверх)
Два – поймаем. (" ловят", приседают)
Три – уроним (встают, "роняют")
И … сломаем! (топают)

Солнышко

Утром солнышко встаёт выше, выше, (руки высоко вверх).
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. (руки вниз).
Хорошо-хорошо солнышку живётся,
(делаем ручками фонарики)
И нам вместе с солнышком весело живётся
(хлопаем в ладоши)

Счёт

Один, два, три, четыре, пять -
(разжимаем поочередно пальчики из кулачка)
Вышли пальчики гулять.
Один, два,три, четыре, пять -
(зажимаем пальчики в кулачок)
В домик спрятались опять!

Тесто

Тесто мы месили (сжимаем кисти рук)
Мы пирог лепили (ладошки лепят)
Шлёп, шлёп,
Шлёп, шлёп
Слепим мы большой пирог! (разводим руки)

Хозяйка

Кукле кашу я сварю: (мешаем кашу)
В миску молока налью, (наливаем молоко)
Положу туда крупу (насыпать крупу)
И поставлю на плиту.(поставить на плиту)
Будет каша хороша! (хлопать в ладоши)
Кушай, кукла, не спеша. (пригрозить пальчиком)

Червячки

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять (ручки лежат на столе, ладошками вниз, сгибаем и разгибаем пальчики)
Вдруг, ворона выбегает, (пальчики "бегут" по столу)
Каркает:"Вот и обед"
(указательный и большой пальчики "каркают".)
Глядь (разводим ручками),
а червячков уж нет (сжимаем пальчики в кулачки).

Черепаха

Шла по полю черепаха (идем пальчиками)
И дрожала вся от страха (руки в кулачках, кулачки дрожат)
Кусь, кусь, кусь!Кусь, кусь, кусь!
(большой и указательный пальцы «кусаются»)
Никого я не боюсь!

Апельсин

Мы делили апельсин
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька - для утят
Эта долька - для бобра
А для волка – кожура!
(встряхиваем обе кисти)

К Кате гости прибежали,
(бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора,
(соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна,(большой и средний)
Рад Серёжа,(большой и безымянный)
Рад Снежана (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок? (ладошки складываем вместе)
Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок(2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку
(пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку
(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!

Горшок

Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки)
Маленькие гномики:
Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.
(загибать пальчики, начиная с мизинца)
Раз,два,три,четыре,пять (разгибать пальчики)
Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)
Таки – рубашки, (загибать пальчики,начиная с большого)
Тики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.

Дом

Стук -стук- постук, раздается где то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат -
Вот с такою крышей, (ладошки над головой)
Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)
Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком! (сцепили ручки)

Домик

Я гуляю во дворе (хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой)
Вижу домик на горе (ритмичные хлопки ладошками)
Я по лесенке взберусь (раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев)
И в окошко постучусь.
Тук, тук, тук, тук! (поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой)

Ёжик

(у малыша в руках резиновый колючий ёжик)

Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки?
(малыш катает ёжика ладошками)
Надо бельчонку сшить распашонку
(малыш катает ёжика по животику)
Шалуну зайчишке починить штанишки (катаем по ножкам)
Фыркнул ёжик - отойдите и не плачьте, не просите
(катаем по полу)
Если дам иголки - съедят меня волки!!!
(ёжик убегает в домик, на место в коробку или на полку)

Замок

На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаются)

Капуста

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)
Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.

Комар

Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб - оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его - хлоп (ладошкой до лба)
И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Котик

(выполнять действия по смыслу)

Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

Котёнок

Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка!(хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)
На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

Страница 1 из 3

Эта статья поможет вашему ребенку лучше узнать свое тело, а так же улучшить координацию.

Кроха продолжает разносторонне развиваться. Его все так же интересует свое тело. В познании помогут различные потешки и стишки, пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика. Самые маленькие детки с удовольствием поиграют с вами в такие занимательные игры и быстро выучат, название пальчиков.

У девочек и мальчиков

На руке пять пальчиков:

Палец большой - парень с душой,

Палец указательный - господин влиятельный,

Палец средний - тоже не последний.

Палец безымянный - с колечком ходит чванный,

Пятый - мизинец, принёс вам гостинец.

Тесто pучками помнем (сжимаем-pазжимаем пальчики)

Сладкий тоpтик испечем (как будто мнем тесто)

Сеpединку смажем джемом (кpуговые движения ладошками)

А веpхушку сладким кpемом (по плоскости стола)

И кокосовою кpошкой

Мы пpисыплем тоpт немножко...("сыплем кpошку" пальчиками обеих pук)

А потом заваpим чай,

В гости дpуга пpиглашай.

Мой Мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил,
А со Средним кашу ел,
С Указательным запел.
А Большой меня встречал
И конфетой угощал.
Указательный на правой
Вел в поход нас всей оравой.
Средний брат несет рюкзак,
Безымянный ходит так,
А Мизинец стал играть:
Братьев слушать приглашать.
Правый же Большой плясал.
И на танец приглашал.
Раз-два-три-четыре пять!
(М.Кальцова)

***
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики - "Ура!"
В детский сад идти пора!
(М.Кальцова)

***
Ивану-большаку - дрова рубить,
Ваське-указке - воду носить,
Мишке-среднему - печку топить,
Гришке-сиротке - кашу варить,
А крошке-Тимошке - песенки петь.
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать!
(Русская народная)

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому
И заиньке усатому.

***
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять!
В домик спрятались опять.

***
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Этот пальчик - гриб нашел,
Этот пальчик - чистит стол,
Этот - резал,
Этот - ел.
Ну, а этот лишь глядел!
(Русская народная)

Мы делили апельсин!

(кулачок- "апельсин" перед собой)

Много нас (левая рука растопырена -- это "мы")

А он один (взгляд переводим на кулачок)

Эта долька для котят

(отгибаем один пальчик)

Эта долька для утят

(отгибаем другой пальчик)

Эта долька для ужа

(отгибаем третий пальчик)

Эта долька для чижа

(четвертый)

Эта долька для бобра

А для волка кожура! (встряхиваем бывшим кулачком -- словно кожурой)

Разозлился волк -- беда,

Разбегайтесь кто куда!

Мы капусту рубим рубим

Мы морковку трём, трем

(ручками показываем как мы трем морковку)

Мы капусту соооолим сооолим..

(пальчики щепоткой -- солим)

Мы капусту мнем мнем.. (ручками "мнем" капусту)

Ладушки, ладушки.

Мы пекли оладушки.

Получилось ровно:

Один Жучке надо дать,

Два - коту с усами,

Два съедим мы сами.

Домик

Стенка, стенка (потрогать щечки),

Потолок (потрогать лобик),

Две ступеньки (прошагать пальцами по губам),

Дзинь - звонок! (нажать на носик)

Палец толстый и большой

в сад за сливами пошёл.

Указательный с порога

указал ему дорогу.

Средний палец самый меткий

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный подбирает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает.

Маленький мизинчик -

плачет, плачет, плачет,

Безымянный не поймет,

что все это значит,

Средний пальчик -

очень важный,

не желает слушать,

Указательный спросил:

"Может хочешь кушать?"

А большой бежит на кухню,

тащит каши ложку,

говорит: "Не надо плакать,

на, поешь немножко!"

Большаку дрова рубить,

А тебе воды носить,

А тебе пЕча топить,

А малышке песни петь

Песни петь да плясать,

Родных братьев потешать.

Идут четыре брата

Навстречу старшему.

Здравствуй, большак! - говорят.

Здорово, Васька-указка,

Мишка-серёдка,

Гришка-сиротка

Да крошка Тимошка.

Моя семья

Кто живёт в моей квартире?

Папа, мама, брат, сестрёнка,

кошка Мурка, два котёнка,

Мой щегол, сверчок и я

Вот и вся моя семья!

Сегодня с дочей занимались вот такими интересными и полезными играми, они очень хорошо развивают мелкую моторику рук, а ещё мы запомнили стихи.

Пальчики-зайчики.
Пальчиковые игры для детей.

Пальчиковые упражнения - это не только забавно, но и очень полезно. Играя, малыши развивают речь, общую координацию, совершенствуют мелкую моторику пальцев и кистей рук, подготавливая их к письму, рисованию и игре на музыкальных инструментах. Пальчиковые игры также способствуют своевременному и гармоничному умственному развитию дошкольников и детей младшего школьного возраста. А веселые зайчики на каждом пальчике превратят упражнения в настоящий маленький театр.

Прежде чем приступать к игре с ребенком, выполните упражнение сами. После этого пальчиковыми красками нарисуйте на подушечках всех пальчиков правой руки малыша по зайчику или просто скажите ему, что теперь каждый его пальчик - это зайчик. Вот этого (большой пальчик малыша) зовут Коротышка, этого (указательный пальчик) зовут Торопыжка, третьего зайчика зовут Тришка, четвертого (безымянный пальчик) зовут Тишка, а пятого, самого маленького (мизинчик), - Трусишка. Предложите поиграть с зайчиками, покажите ему одно упражнение (прочитайте стишок, сопровождая движениями). После этого снова покажите, прося его повторять за вами и текст, и сами движения. Если это вызывает у малыша трудности, то помогите ему - читайте стих и своей рукой загибайте, разгибайте и двигайте нужные пальчики его руки. Повторяйте до тех пор, пока малышу весело.

Просыпались зайки
Утром на лужайке
Просыпались зайки.
Рука с зайцами кладется на стол тыльной стороной вниз.
- Здравствуй, солнце красное!
Поднимается большой палец.
- Здравствуй, небо ясное!
Поднимается указательный палец. Большой остается поднятым.
- Здравствуй, ёлка!
Поднимается средний палец. Большой и указательный остаются поднятыми.
- Здравствуй, пень!
Поднимается безымянный палец. Большой, указательный и средний остаются поднятыми.
- Здравствуй, здравствуй,
Новый день!
Поднимается мизинец.
Все зайчики проснулись.

Под березою нора
Под березою нора
Заглянуть в нее пора.
Зверь там или птица,
Кто в норе таится?
Играют двое. Один рисует на пальчиках любой руки зайчиков, а второй сжимает руку в неплотный кулак так, чтобы получилась просторная нора.
Игрок-зайчик вынимает из кулака одного зайчика, говорит стишок…

… и засовывает пальчик в нору.

Другой игрок тут же называет того, кто живет в норе и, если он опасен для зайчика (лиса, ласка, куница, горностай...), то "нора" сжимается в кулак, пытаясь его схватить. Игрок-зайчик должен успеть убрать пальчик. Если зверь или птица не опасные (енот, крот, мышь, хомяк, зимородок...), зайчик не должен "убегать из норы".
Пойманные зайчики выбывают (стираются или просто считаются пойманными). Иногда выбывшими считаются и те зайчики, что убежали от добрых зверей.
Когда все зайчики выловлены, игроки меняются местами.

Зайчики по лесу шли
Зайчики по лесу шли,
Большой палец пригибается к ладошке, а четыре пальчика-зайчика ритмично поворачиваются вместе с кистью то вправо, то влево.
Зайца нового нашли.
Большой палец распрямляется так, чтобы нарисованный на нем зайчик смотрел на остальных четырех.
Ни один не поленился,
Зайцу в пояс поклонился:
Четыре пальца вместе кланяются большому.
"Здравствуй!"
"Здравствуй!"
"Здравствуй!"
"Здравствуй!"
Указательный палец кланяется.
Средний палец кланяется.
Безымянный палец кланяется.
Мизинец кланяется.
"Здравствуй, милый друг ушастый!"
Все четыре пальца снова кланяются.
Заяц новый им кивал,
Большой кивает каждому пальцу на каждое ударение в строчке.
В обе щеки целовал:
Чмок! Чмок! Чмок! да
Большой "целует" три раза указательный палец.
Чмок! Чмок! Чмок!
"Был я очень одинок!"
Большой "целует" три раза средний палец.
Чмок! Чмок! Чмок! да
Большой "целует" три раза безымянный палец.
Чмок! Чмок! Чмок!
"С вами я дружить бы мог!"
Большой "целует" три раза мизинец.
И теперь в лесу гулять
Будет зайцев целых пять!
Все пять пальцев ритмично поворачиваются вместе с кистью то вправо, то влево.

Зайчишки-хвастунишки
Громко хвастаются зайки
Возле ёлки на лужайке:
"Не боимся мы в лесу
Ни медведя, ни лису!"
Выпрямленные пальчики-зайчики в такт повествованию то с напряжением растопыриваются в разные стороны, то прислоняются друг к другу.
А услышали про волка,
Тут же спрятались под ёлку
И вповалку там лежат,
Вместе с ёлкою дрожат.
Пальцы с усилием сжимаются в кулак, и кулак мелко дрожит.
Мимо серый волк прошел,
Зайцев наших не нашел.
Вторая рука-волк, хлопая "пастью" о большой палец другими соединенными вместе пальцами, проходит мимо.
Говорим мы: "Зай-зай-зай!
Из-под ёлки вылезай!"
Кулак резко раскрывается. Пальчики-зайчики растопыриваются.

Мы морковку посадили
Мы морковку посадили,
Лето все за ней следили.
Зайчик, зайчик, в этот год
Не ходи к нам в огород!
Играют двое. Один рисует на пальчиках любой руки зайчиков, а второй становится огородником. Огородник протягивает руку ладонью вверх, приговаривая четверостишие.
Игрок-зайчик одним пальчиком быстро касается середины ладони огородника, а тот старается поймать зайчика, сжимая руку в кулак.
Нечего проказить,
В огород к нам лазить!
Если зайчик пойман, огородник держит его и грозит стишком. Как только все зайцы пойманы, игроки меняются местами.

Серый Волк увидел зайца Серый волк увидел зайца
И сказал: "А ну сдавайся!
Очень кушать я хочу,
Вот тебя я проглочу!"
Зайчик бедненький дрожит,
А второй спасать бежит.
Пальчики-зайчики растопыриваются, а свободная рука складывается в пасть волка. Она закрывается и открывается в такт речи.
Указательный палец дрожит. Средний палец прислоняется к нему.
"Ах, вы так, а ну пугайтесь,
Сразу оба мне сдавайтесь!
Очень кушать я хочу,
Вас обоих проглочу!"
И не стало б их на свете,
Но бежит спасать их третий.

Указательный и средний пальцы дрожат. К ним прислоняется безымянный палец.
"Вот вы как! А ну пугайтесь,
Сразу трое мне сдавайтесь!
Очень кушать я хочу,
Всех троих я проглочу!"
Трое зайцев смерти ждут,
Но четвертый тут как тут.
Серый волк снова щелкает зубами.
Указательный, средний и безымянный дрожат. К ним прислоняется мизинец.
"Сколько вас! А ну пугайтесь,
Сразу четверо сдавайтесь!
Очень кушать я хочу,
Четверых уж проглочу!"
Но там, где четыре брата,
Завсегда и братец пятый.
Серый волк снова щелкает зубами.
Указательный, средний, безымянный и мизинец дрожат. К ним присоединяется большой палец.
И заплакал серый волк:
"Вас тут зайцев целый полк!
Хоть я очень есть хочу,
Пятерых не проглочу!"
Потерял к ним интерес
И ушел обратно в лес.
Серый волк снова щелкает зубами.

Ладонь с волком поворачивается и "уходит".