Основные факторы оказывающие влияние на здоровье детей. Консультация для родителей «Факторы влияющие на здоровый образ жизни ребенка

План лекции:

1. Современные представления о здоровье, определение здоровья, категории здоровых детей.

2. Факторы, определяющие и формирующие здоровье детей в разные возрастные периоды, факторы риска развития заболеваний.

3. Задачи медицинских работников и семьи в управлении процессом формирования здоровья детей.

Здоровье - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений (БСЭ).

«Педиатрия отличается от медицины от медицины взрослых тем, что она сочетает медицину болезней и медицину развития». И.М. Воронцов. 1997 г.

Здоровье ребенка:

Это состояние жизнедеятельности соответствующее биологическому возрасту ребенка;

Состояние гармоничного единства физических и интеллектуальных характеристик,

Состояние оптимального формирования адаптационных компенсаторных реакций в процессе роста.

Биологический возраст определяется совокупностью морфо-функциональных особенностей организма и зависит от индивидуального темпа роста и развития.

Критерии биологического возраста ребенка

Морфо-функциональные показатели:

1. Показатели, отражающие зрелость нервной системы: развитие и исчезновение основных рефлексов у детей грудного возраста;

2. Сроки прорезывания молочных зубов и замена их на постоянные;

3. Зрелость форм тела (пропорций) и признаки полового созревания,

4. Особенности дифференцирования костной ткани, в частности порядок и сроки появления точек окостенения в отдельных частях скелета.

Биохимические показатели:

Ряд объективных критериев функционального и ферментативного профиля у детей и подростков.

Морфо-функциональные критерии биологического возраста

1. Зрелость форм тела (пропорций),

Филиппинский тест - полуростовой скачок.

2. Развитие первичных и вторичных половых признаков в пубертатный период.

Очередность развития у девочек:

Рост молочных желез,

Появление гладких лобковых волос,

Лобковые волосы меняют структуру,

Появление подмышечных волос,

Первая менструация (менархе).

Очередность развития у мальчиков:

Начало роста яичек,

Появление пушковых волос на лобке,

Первая эякуляция,

Более грубые лобковые волосы,

Период наиболее быстрого роста,

Появление волосяного покрова на ногах и в подмышечных впадинах,

Появление растительности на лице,

Волосяной покров на остальных частях тела.

3. Скелетная зрелость (сроки оссификация скелета).

Безлучевой, точный и объективный ультразвуковой метод BonAge представляет результаты непосредственного после исследования.

Критерии оценки здоровья детей:

1 Критерий - уровень физического развития и степень его гармоничности,

2 Критерий - уровень нервно-психического развития,

3 Критерий - резистентность организма,

4 Критерий - функциональное состояние органов и систем,

5 Критерий - наличие или отсутствие хронических болезней или врожденных пороков развития.

Значимую роль в диагностике уровня здоровья как у здорового, так и у больного ребенка играет оценка резистентности (адаптивного статуса) организма.

«… Система в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, подправляющая и даже совершенствующая». Иван Павлович Павлов.

Адаптация - (приспособление) - совокупность приспособительных реакций живого организма к изменяющимся условиях существования, выработанных в условиях длительного эволющионного развития (филогенеза) и способных преобразовываться, совершенствоваться на протяжении индивидуального развития (онтогенеза).

Высокие адаптационные возможности ребенка раннего возраста.

«Общий адаптационный синдром» Г. Селье.

1. стадия - тревоги.

Происходит активная мобилизация адаптационных процессов с резким возрастанием устойчивости к стрессовым воздействиям.

2 стадия - резистентности.

Повышается сопротивляемость организма неспецифического характера.

3 стадия - истощение.

Развивается при слишком сильном или длительном стрессировании. Сопровождается истощением резервных защитно-приспособительных механизмов и падением резистентности ко всем видам стрессовых воздействий.

Варианты функционального состояния человека:

Удовлетворительная адаптация к условиях среды - физиологическая адаптация.

Напряжение механизмов адаптации,

Недостаточная, неудовлетворительная адаптация,

Срыв адаптации.

«Здоровье есть способность заболевать и выздоравливать». I. Robin (1992)

Оценка уровня адаптированности организма

Индекс функционального напряжения:

Организменный уровень

Соотношение артериального давления и частоты сердечных сокращений в покое.

Клеточный уровень

По показателям содержания ионов калия и натрия в смешанной не стимулированной слюне.

Выделяют 3 уровня адаптированности:

Нормальная - ИФН менее 1

Риск - ИФН = 1-2

Патология - ИФН более 2

Социальные аспекты адаптации

Способность к социализации - «включению» в общество - одно из важнейших критериев здоровья ребенка.

Здоровый ребенок это -

Оптимальный уровень достигнутого развития (физического, нервно-психического и интеллектуального).

Отсутствие пограничных состояний и признаков хронических заболеваний.

Достаточная функциональная - социальная адаптация ребенка, широкий диапазон приспособительных реакций, толерантность по отношению к допустимым нагрузкам.

Высокая степень сопротивляемости к неблагоприятным воздействиям.

Существуют различные уровни степени здоровья.

Состояние здоровья (уровень здоровья) - это та степень приближения к полному здоровью, в которой человек находится в данный момент.

Заключение по состоянию здоровья ребенка первого года жизни:

Диагноз - Экссудативно-катаральный диатез

Физическое развитие - Дефицит массы I степени

Нервно-психическое развитие - Соответствует возрасту - I группа

Резистентность - хорошая

Группа здоровья - II

Группа риска - Патология ЦНС, хронические расстройства питания.

Факторы формирования здоровья:

Факторы риска - это факторы, не являющиеся непосредственной причиной заболевания, но увеличивающий вероятность ее возникновения.

Факторы устойчивости - это факторы, способствующие увеличение ресурсов здоровья (здоровый образ жизни).

Формирование здорового образа жизни у детей.

Комплекс мероприятий направленных на сохранение здоровья, пропаганду здорового образа жизни:

Мотивирование к личной ответственности за свое здоровье,

Разработка индивидуальных подходов по формированию здорового образа у детей,

Борьба с факторами риска развития заболеваний,

Предотвращение социально-значимых заболеваний среди детского населения,

Просвещение и формирование детского населения о вреде здоровью нарушающих форм поведения.

Стратегии формирования здорового образа жизни:

Массовая стратегия (популяционный уровень) - формирование здорового образа жизни всех детей с целью предупреждения появления у них факторов риска.

Стратегии высокого риска (на групповом уровне) - коррекция и устранение факторов в группах детей повышенного риска.

Индивидуальный (семейный) уровень повышения мотивации в выработке рационального общественного образа жизни.

Управление процессами адаптации и качеством жизни:

Полноценное питание,

Физические нагрузки и закаливание с рождения

«Физкультура для всех без освобождения!». Физкультура для всех должна быть не спортивной а адаптивной.

Демокрит полагал, что основной фактор сохранения здоровья - рациональный образ жизни (диетика).

«Здоровья просят у богов в своих молитвах люди, а не знают, что сами имеют в своем распоряжении средства к этому». Демокрит.

Многие заболевания взрослых напрямую сопряжены с неправильной организацией питания в детстве.

Нерациональное питание в раннем детском возрасте является фактором риска развития у взрослых:

Сердечно-сосудистых заболеваний,

Метаболического синдрома,

Заболеваний легких,

Злокачественных новообразований,

Нервно-психических отклонений.

«Самые выгодные инвестиции - это вложение грудного молока в рот ребенка». У. Черчиль.

Физическое развитее ребенка раннего возраста - это фундамент дальнейшего всестороннего и гармоничного развития, в том числе и духовного.

Ранний возраст - это время приобретения организмом самостоятельности, время адаптации к внешним нагрузкам.

Семья основа здоровья и благополучия всех ее членов!

Отношение родителей к здоровью и их образ жизни (позитивный или негативный) определяет поведение и здоровье детей, которые копируют сценарий поведения родителей.

Модели здоровья и болезни у врача и больного (родителей) могут не совпадать, поэтому врачу полезно учитывать характеристики житейской модели здоровья и болезни.

Эффективное образование в области здорового образа жизни должен привести:

К переоценке жизненных ценностей,

Появлению необходимых навыков,

Изменению поведения и стиля жизни детей,

Снижению риска формирования заболеваний.

Детское население подвергается воздействию различных факторов окружающей среды, многие из которых рассматриваются как факто­ры риска развития неблагоприятных изменений в организме.

Определяющую роль в изменениях состояния здоровья детского населения играют 3 группы факторов:

Генотип популяции;

Образ жизни;

Состояние окружающей среды.

Социальные и средовые факторы действуют не изолированно, а в соче­тании с биологическими (в том числе наследственными) факторами. Это обусловливает зависимость заболеваемости человека как от среды, в которой он находится, так и от генотипа и биологических законов роста и развития.

В литературе достаточно часто приводятся общие положения, сформулированные ВОЗ, согласно которым влияние социальных факторов на формирование здоровья составляет около 50%, биоло­гических факторов - около 20%, антропогенных факторов - также около 20% и медицинского обслуживания - до 10%. Однако эти величины являются усредненными, не отражают возрастных особен­ностей роста и развития детей, формирования патологии в отдельные периоды их жизни, распространенности факторов риска. Роль тех или иных факторов в развитии неблагоприятных эффектов в состоянии здоровья различна в зависимости от пола и возраста индивидуума.

Наибольшему риску развития хронических болезней подвержены дети с отягощенной наследственностью. В настоящее время внешне- средовые факторы по своему значению лишь немногим уступают биологическим. Алкоголизм родителей, неполная семья, неблаго­приятный микроклимат в семье и школе - нередко взаимозависимые психосоциальные факторы, повышающие риск развития хронической патологии. Большое значение имеют и факторы загрязнения среды.

Риск развития некоторых заболеваний у детей, проживающих в загрязненных районах, повышается в 2-3 раза. Педиатры к числу эколо­гических факторов относят также профессиональные вредности у родите-

лей по меньшей мере в течение 2 лет перед рождением ребенка, курение матери во время беременности и курение дома в присутствии ребенка.

Состояние здоровья детей зависит как от внутренних факторов (тип конституции, темпы физического развития, пол, возраст), так и фак­торов окружающей среды (суммарная школьная нагрузка, прожива­ние в городских или сельских условиях, занятия спортом и др.).

Имеются многочисленные данные по влиянию образования и социально-экономического статуса родителей на здоровье детей.

В бедных семьях выше смертность детей от несчастных случаев, травм, выше уровень заболеваемости| уровень и средняя длительность госпитализации. Риск несчастных случаев среди детей уменьшается с ростом образования матери (образование менее 8 лет: более 12 лет - риск 5:1).


Показатели здоровья детей, особенно раннего возраста, зависят от типа семьи (полная, неполная и т.д.). Заболеваемость детей в неполных семьях достоверно выше, чем в полных, и часто болеющих детей у них больше. Разница усугубляется с возрастом. Здоровье внебрачных детей хуже, они чаше рождаются недоношенными, позже начинают ходить и говорить, у них чаще бывают острые и хронические заболе­вания. Дети из негармоничных семей чаще болеют, и обострения хрони­ческих заболеваний протекают у них дольше и тяжелее.

Многочисленные исследования по проблеме «семья и болезнь» позволяют говорить об «уязвимых» детях - детях, которые в боль­шей степени, чем другие, подвержены риску заболеть. Это внебрачные дети, дети из неполных семей, из семей, проживающих в неблагоприятных социально-экономических условиях (низкий доход, плохое питание), детей из неблагополучных семей, в которых отмечаются алкоголизм, асоциальное поведение, небрежное отношение к воспитанию детей.

Зарубежные специалисты рекомендуют относить к «уязвимой» группе единственного в семье ребенка, детей, рожденных после дли­тельного бесплодия, нежеланных детей, детей пожилых родителей, детей, рожденных в позднем браке, детей, «заменивших» умерше­го ребенка, или детей, родившихся в период, когда в семье кто-то умер.

В исследованиях члена-корреспондента РАМН профессора А.Г. Сухарева выявлена тесная корреляционная зависимость между уровнем двигательной активности детей и развитием у них мышеч­ной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также степенью сопротивляемости организма. Установлена выраженная корреляционная зависимость между здо­ровьем детей и режимом их дня. Среди недосыпающих школьников доля здоровых ниже, чем среди соблюдающих это требование режима. Школьники, которые ежедневно проводят на свежем воздухе 1 ч и менее, чаще страдают аномалиями рефракции глаза, ревматизмом и крушениями обмена веществ.

Особое значение для здоровья детей имеют условия обучения и вос­питания в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) и школе (вместимость и планировка здания, освещенность, воздухообмен, соответствие мебели анатомо-физиологическим особенностям детей).

Факторы, влияющие на здоровье детей: условия жизни в семье

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

Сделайте его крепким и здоровым».

Жан-Жак Руссо

Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического здоровья человека, особенно детей, начиная с самого раннего возраста. Охрана здоровья подрастающего поколения – одна из наиболее важных проблем российского образования. Создание благоприятных педагогических условий, способствующих укреплению здоровья детей не является достаточно эффективной мерой. Общеизвестно, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность.

Фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования. Часто уровень знаний и умений родителей в области воспитания привычки к здоровому образу жизни невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, совершенно не учитывая взаимосвязи физического, психического и социального благополучия.

Одна из важных задач семьи – растить детей здоровыми, крепкими, сильными. От образа жизни семьи полностью зависит их физическое развитие. Родителям необходимо создавать условия в семье для воспитания здорового ребенка. Именно семья организует рациональный домашний режим – выполнение домашнего задания, сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание.

Особое значение имеет режим дня. Его соблюдение способствует нормальному функционированию организма его внутренних органов и физиологических систем, обеспечивает уравновешенное бодрое состояние, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям. Домашний режим школьника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление, рационально сочетать умственный и физический труд, умение правильно выбрать время и вид отдыха. Очень строго взрослым надо следить за тем, какое количество времени проводят дети за телевизором, компьютером, играют в игры на мобильном телефоне. Непрерывное пользование этой техникой влияет на нервную систему детей, утомляет их, снижается работоспособность, нарушается сон.

Не менее важное условие - оптимальный двигательный режим и двигательная активность. Л.А. Каменский отмечал: «чем больше ребенок что-либо делает: бегает, играет – тем лучше он спит, тем лучше работает его желудок, тем он быстрее растет, сильнее он становится физически и духовно». («Искусство быть здоровым» 1987г. стр.4).

Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие сохранения здоровья. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, а это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления.

Во-первых, родители должны контролировать занятия утренней гимнастикой. Ее цель: ускорение перехода организма от сна к бодрствованию, к предстоящей работе и оказание общего оздоровительного воздействия. Гимнастические упражнения должны выполняться в хорошо провариваемой комнате, при открытом окне или форточке. Следует помнить, что поступление в помещение нужного количества чистого воздуха и удаление воздуха, загрязненного продуктами жизнедеятельности, важно и необходимо.

Для сохранения здоровья и развития мужества имеют большое значение общие игры, особенно на свежем открытом воздухе, походы, рыбалки, занятия спортом. Родители должны предоставить ребенку возможность заниматься гимнастикой, кататься на коньках, лыжах, в лодке, на велосипедах, приобрести спортивные атрибуты (мячи, скакалки и т.д.). С ребенком следует проводить прогулки пешком, экскурсии. Пример родителей побуждает ребенка самого заботиться о своем здоровье и заниматься спортом.

Одним из условий хорошего здоровья является рациональное питание. Оно должно быть разнообразным, с достаточным количеством витаминов. Пища должна быть калорийной, с разнообразием фруктов и овощей. Важно учитывать режим питания.

Важный элемент здорового образа жизни - личная гигиена. Он включает уход за телом, гигиену одежды и обуви. Важно приучать детей в семье с малых лет к чистоплотности, соблюдению элементарных гигиенических норм.

Понятие здоровья тесно связано с понятием благополучия - умением жить в согласии с собой, родными, друзьями, Отрицательные эмоции (зависть, гнев, страх и др.) обладают огромной разрушительной силой, положительные эмоции (смех, радость, чувство благодарности и т. д.) сохраняют здоровье, способствуют успеху. Поэтому родителям необходимо создать условия для психологического комфорта своих детей. Семья дает опору чувствам, мечтам, надежде, помогает осуществлению жизненных планов. Она готовит человека к жизни в обществе, учит трудиться, творить, любить свое дело, доводить до конца задуманное.

Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.

Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Какие дела в школе?».

Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок. Задача родителей - создать условия жизни, помогающие сохранить и укрепить здоровье своего ребенка, донести значение ежедневной заботы о здоровье до его сознания, обучить искусству укрепления здоровья. Он должен осознать, что здоровье для человека - важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Искусство это осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Родителям необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути своим примером. И помнить, что здоровье детей в их руках!


"ЗДОРОВЬЕ ребенка и ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ дошкольников".

Здоровье – это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществления творческих планов, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения достижениями культуры. Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера. .
Много лет назад немецкий учёный М. Петенкофер писал: «…не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчёта, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаём цену этого богатства, тогда является у нас желание его сохранить, когда мы из здоровых превращаемся в больных».

Русская пословица очень ярко иллюстрирует эту мысль немецкого учёного: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – всё потерял».
Здоровье - это счастье! Когда человек здоров, все получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым. Но нужно уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять. Наша задача: научить не только сохранить здоровье дошкольника, но и укрепить его.
Факторы, влияющие на здоровье:
-соблюдение режима дня
-организация двигательной активности, длительность прогулки
-закаливание
-полноценное и рациональное питание
-условия жизни в семье
-полноценный сон
-выполнение культурно-гигиенических норм и правил, т.е. здоровый образ жизни семьи
-влияние окружающей среды, экология
- наследственность
-уровень развития здравоохранения и образования и т.д.

В нашем детском саду педагоги используют различные здоровьесберегающие технологии (создают безопасные условия пребывания и обучения детей в ДОУ), в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями, решают задачи соответствия учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка. Их использование в образовательном процессе идёт на пользу здоровья воспитанников, защищает и сохраняет здоровье детей. В нашем детском саду используют следующие технологии:

Физкультминутки на занятиях
-гимнастика для глаз
-динамическая пауза
-артикуляционная гимнастика
-пальчиковая гимнастика
-релаксационная пауза

Корригирующая гимнастика после сна

Дыхательная гимнастика

Различные виды закаливания и т.д.

Кроме этого, в роли здоровьесберегающих компонентов выступают такие специальные меры по сохранению здоровья дошкольников, как:
- рациональный двигательный режим,

Разумное чередование умственной и двигательной нагрузок,
- соответствие времени проведения учебных занятий возрасту детей,

Смена на занятии различных видов деятельности.

Основы здоровья закладываются в семье, значит, вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. Родители должны служить для своих детей примером во всём.

Помните, что здоровье ребёнка, прежде всего в ваших руках!

примерный режим дня для первоклассника.

6-40 подъем

6-40-7-00 утренняя зарядка, туалет, водные процедуры, уборка постели.

7-00-7-10 завтрак.

7-20-7-45 дорога в школу.

8-00-12-30 занятия в школе.

10-00 горячий завтрак в школе.

12-30-13-00 дорога из школы домой.

13-00-13-30 обед.

13-30-14-30 отдых.

14-30-16-00 прогулка или посещение кружков.

16-00-16-15 полдник.

16-15-17-30 приготовление домашних занятий.

17-30-19-00 прогулка на свежем воздухе.

19-00-20-30 ужин, свободные занятия.

20-30-21-00 подготовка ко сну.

21-00-6-40 сон.

Совместная подготовка к школе с вечера;

собрать портфель, приотовить одежду, обсудить меню завтрака, отход ко сну в одно и то же время, спокойный сон – все это поможет ребенку встать утром с хорошим настроением.

Дети, как и взрослые, только в большей степени, подвержены влиянию разнообразных факторов окружающей среды, многие из которых следует расценивать как факторы риска развития неблагоприятных изменений в организме.

В формировании здоровья детей участвуют следующие важ­нейшие факторы:

· здоровье и возраст родителей на момент рождения ребен­ка, осложнения беременности и родов;

· социальные (питание, жилищные условия, образ жизни, доход семьи, уровень образования родителей, психологи­ческий климат в семье);

· эпидемиологические;

· экологические;

· факторы учебного процесса.

Здоровье и возраст родителей играют существенную роль в формировании здорового поколения. Наличие у родителей вредных привычек, хронических и некоторых инфекционных заболеваний может отрицательно повлиять на здоровье ребен­ка. Эти моменты неблагоприятно отражаются на развитии пло­да в период его зачатия и внутриутробного развития, являясь причиной таких наследственных заболеваний, как дальтонизм, гемофилия, пороки развития, уродства и т.д., на долю которых, по данным ВОЗ, в разных странах мира приходится от 4 до 8 % патологии детского возраста.

Известно также, что чем моложе будущие родители или, на­против, старше, тем неблагоприятнее это обстоятельство для здоровья ребенка.

В возрасте до 1 года важнейшими для здоровья детей явля­ются такие социальные факторы, как характер семьи и образо­вание родителей. В 1-4 года значение этих факторов остается весомым, но увеличивается роль жилищных условий и дохода семьи, наличие животных в доме, курение взрослых, посещение ДДУ. В возрасте 7-10 лет наибольшее значение имеют жилищ­ные условия, доход семьи, наличие животных и курение родственников в жилище.

Ведущими биологическими факторами во всех возрастных группах детей являются болезни матери во время беременности и осложнения беременности и родов.

Существует условная классификация социально-гигиеничес­ких факторов, влияющих на развитие и состояние здоровья де­тей и подростков, представленная в табл. 10.1.

Питание как фактор, формирующий здоровье населения, стал заметен в нашей стране в последнее десятилетие, когда произошло резкое экономическое расслоение обществе. В се­мьях с высокой материальной обеспеченностью часто встреча­ются дети с нарушениями жирового обмена, а в семьях с низ-

Таблица 10.1. Социально-гигиенические факторы, значимые для здоровья детей

Благоприятные (оздоровительные) факторы Факторы риска
Соответствие условий окружаю­щей среды гигиеническим нор­мативам Нарушения гигиенических тре­бований к окружающей среде и условиям жизнедеятельности
Оптимальный двигательный ре­жим Гипо- или гипердинамия
Закаливание Нарушение режима дня и учеб­но-воспитательного процесса
Сбалансированное питание Нерациональное питание
Рациональный суточный режим Отсутствие гигиенических навы­ков и здорового образа жизни
Здоровый образ жизни Неблагоприятный психологи­ческий климат в семье и коллек­тиве

ким и доходами резко увеличилось число детей и подростков с пониженным пищевым статусом вследствие дефицита в пище белка, особенно животного происхождения, витаминов и энер­гетической недостаточности питания.

Дефицит витаминов в среднем наблюдается у 40 % населе­ния, он в первую очередь касается витаминов С, А, Е и бета-каротина, составляющих основу антиоксидантной защитной системы организма, наблюдается во всех возрастных группах населения, во всех регионах и во все сезоны года.

Отмечается дефицит кальция и железа в связи с недостаточ­ным потреблением молока, молочных продуктов и мяса как ос­новного источника железа.

Дефицит микроэлементов (меди, селена, цинка, йода, фтора) стал национальной проблемой у нас, а также в Европе и Аме­рике, причем селен является важным элементом в антиокси­дантной защите человека.

К тому же сами продукты в ряде случаев не могут считаться доброкачественными в гигиеническом отношении, будучи за­грязненными микроорганизмами и многочисленными ксено­биотиками (солями тяжелых металлов: свинца, ртути, кадмия, нитритами, нитратами, нитрозаминами, пестицидами и анти­биотиками). От 60 до 70 % чужеродных веществ поступает в организм с пищей.

Образ жизни - емкое понятие. Под здоровым образом жизни следует понимать не только отсутствие вредных привычек, но и наличие двигательной активности, рациональные режимы питания, труда и отдыха. Давно доказано, что вредные привыч­ки (табакокурение, злоупотребление алкогольсодержащими на­питками, прием наркотиков) оказывают крайне негативное влияние на соматическое и психическое здоровье детей и под­ростков.

Эпидемиологические факторы резко отрицательно отражаются на состоянии здоровья населения, в том числе и детского. Из­вестно, что детские инфекции составляют около 15 % от всей детской заболеваемости. Следствием игнорирования прививоч­ной работы в нашей стране стали возобновление и рост в сере­дине 90-х годов таких забытых инфекций, как дифтерия, полио­миелит и корь.

Под воздействием эндемических факторов у населения по­являются эндемический зоб, уролитиаз, флюороз, кариес зубов, стронциевый и молибденовый рахит. Развитию этих и других заболеваний способствует наличие биогеохимических провин­ций, искусственно созданных промышленной деятельностью человека, влияние которых на здоровье населения требует даль­нейших научных исследований.

Из перечисленных факторов питание, эндемические и эпи­демиологические (природно-очаговые болезни - риккетсиозы, лептоспирозы, клещевой энцефалит, геморрагическая лихорад­ка и др.) могут быть отнесены и к экологическим. Не случайно, по данным ВОЗ, экологические факторы в настоящее время обусловливают более 25 % всех заболеваний человека, а по ряду стран и регионов этот показатель достигает даже 40 %, причем с учетом эндемических и эпидемиологических факторов он ста­новится еще выше.

Годы пребывания в школе (с 6-7 до 17-19 лет) также могут отрицательно сказаться на состоянии здоровья школьников под влиянием неблагоприятных факторов учебного процесса.

Нерациональное естественное и искусственное освещение, неправильное рассаживание детей в классе, нерациональные учебные пособия, нарушение правил чтения могут привести к миопии. Количество близоруких детей увеличивается в вы­пускных классах.

Нерационально устроенная школьная мебель и неправиль­ная посадка (поза) ученика во время урока приводят к наруше­нию осанки - кифозу и сколиозу.

Несоблюдение режима учебных занятий в школе и дома мо­жет вызвать симптомы переутомления, которые в случае их несвоевременного устранения являются пограничными для перехода к серьезным патологическим изменениям в орга­низме.

В детском возрасте, как уже говорилось, происходит развитие и совершенствование иммунной системы организма. Тесное общение в детских коллективах, где могут быть инфекционные больные, способствует развитию детских эпидемических ин­фекций: кори, ветряной оспы, коклюша, скарлатины, дифте­рии, краснухи и др.

Технические средства обучения (ТСО), все шире применяе­мые в современных образовательных учреждениях, включая школы и детские сады, обеспечивают лучшее восприятие учеб­ного материала, повышая внимание и интерес к изучаемому ма­териалу. К ТСО относятся кино-, диа- и эпипроекторы, те­левизоры и видеомагнитофоны, персональные компьютеры. Однако использование аудиовизуальных ТСО и компьютерной техники с видеодисплейным терминалом (ВДТ) требует регла­ментирования времени их непрерывного применения в учебном процессе вследствие их отрицательного влияния на состо­яние зрительной и общей работоспособности организма детей и подростков под влиянием длительного статического напря­жения и напряжения зрения.

Воздействие электростатических и электромагнитных полей от компьютеров вызывает неблагоприятные изменения в им­мунной, нервной и сердечно-сосудистой системах и, по мне­нию некоторых ученых, создает опасность риска заболевания экземой при работе с дисплеем в течение 2=6 ч и более в день, что объясняют способностью этих полей повышать концентра­цию положительных ионов в рабочей зоне, которые адсорби­руют пылевые частицы, являющиеся причиной аллергизации организма. Известно также, что электромагнитные поля меша­ют появлению новых условных рефлексов и ухудшают процесс запоминания.

Переменное электрическое поле влияет на минеральный об­мен: резко изменяются состав мочи и потребность организма в раде минеральных веществ. Так, увеличивается выброс каль­ция и резко задерживается фосфор, что объясняют либо акти­вацией деятельности надпочечников, гормоны которых регули­руют минеральный обмен, либо непосредственным влиянием электромагнитных излучений на ионные каналы клеточных мембран.

Компьютеры влияют на центральную нервную систему де­тей. Ритмические сигналы от монитора могут стать причиной плохого самочувствия. При длительной работе на компьютере у некоторых школьников отмечаются психологические рас­стройства, раздражительность, нарушение сна, нежелание при­ступать к работе с компьютером, а также снижение работоспо­собности и сдвиги в функциональном состоянии организма в виде нарушения цветоразличения, головной боли, депрес­сивных состояний.

Работа на компьютере происходит в вынужденной рабочей позе, вследствие чего отмечаются повышенная нагрузка на ос­тисто-крестцовые мышцы, боли в шейном и грудном отделах позвоночника.