Кружковая работа тестопластика. Конспект занятия по тестопластике в детском саду

План работы кружка по тестопластике для детей среднего дошкольного возраста.

Пояснительная записка.

Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция, но в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Солёное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны
Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений.
Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребенка. Умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть. Но и видеть, ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо только помочь ребенку их отыскать.
Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук.
Поэтому именно лепка учит выражать свои чувства и мысли. Если хотите, чтобы ребенок красиво писал, мастерил, рисовал, занимался рукоделием, дайте ему в руки глину, тесто пластилин и другие материалы. Я выбрала солёное тесто.
Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.
Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний и в религиозных целях. Еще древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для преклонения перед своими божествами.
В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.
В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки цвет, что считается особенно привлекательным.
В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали поделки из яркоокрашенного теста. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае начиная с 17 века делали марионетки из теста. В Гималаях используют деревянные формы для жертвенных культовых фигур из ячменной муки.
Когда главным символом рождества стала елка бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло соленое тесто.
Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.
Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.
На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той
местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто - "хлебосол". Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества.
Преимущества солёного теста:
· можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
· легко отмывается и не оставляет следов;
· безопасно при попадании в рот, если не добавлять клей, - обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот - невкусно!!!
· если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;
· можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе;
· краска пристает любая, а возможности для росписи - практически неограниченные;
· поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века...
· с готовым можно играть - без боязни, что оно потеряет форму.
Лепить из теста - одно удовольствие! Соль, мука, вода - вот и все, что нужно для умелых рук. Настенные украшения, забавные игрушки, сувениры и сюрпризы сделают ваш дом непохожим на другие, наполнят его уютом и душевным теплом.
Соленое тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки ребенка.
Фигурки, картины, панно - все можно сделать из соленого теста. Нужны только фантазия, художественный вкус да умелые руки. Малыши способны вылепить грибочек, ежика, овощи и фрукты, а ребята постарше могут составить композиции из сказок или натюрморт. Взрослые люди, попробовав эту детскую забаву, не остаются к ней равнодушными. Работы из соленого теста вызывают восхищение и желание немедленно заняться этим творчеством. Во всяком случае, приготовить поделку в качестве подарка способен каждый.
Лепить - это необыкновенно интересно! На рисунке мир выглядит плоским, а скульптурное произведение многомерно и - что особенно замечательно - многофункционально. Что можно сделать с готовым рисунком? Повесить на стену и любоваться. А с хорошо сделанной, допустим, пластилиновой поделкой можно играть. Каждая новая работа - это новая игрушка, особенно радующая ребенка тем, что сделана его руками.
Из одного комка теста можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы. Тесто - универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы и надолго сохранить полученный результат.
Тесто – приятный на ощупь, экологически безвредный и не аллергенный материал. Поэтому ребенок может спокойно заниматься лепкой.
Основными инструментами в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного освоения детьми.
Самое важное и ценное заключается в том, что лепка из солёного теста наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Тесто легко отмывается и не оставляет следов.
Во время тестопластики развивается мелкая моторика пальцев, воображения детей, формируется и развивается навыки ручного труда, дети учатся координировать движение рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Кроме того они учатся планировать свою работу и доводить ее до конца.
Занятия включают как индивидуальную работу, так и создание коллективной композиции, что способствует формированию гармоничных взаимоотношений между детьми.
Изделия, выполненные детьми, можно будет представить на различных творческих выставках. Рецепт соленого теста:
2 стакана муки (можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1 1/2 ст. муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол. ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала.
Смешать все компоненты. Вымесить тесто до тех пор, пока масса не станет однородной и эластичной, если тесто получается жидковатым, то можно вымешивать его дальше, добавляя понемногу муки до тех пор, пока оно не станет упругим. Лепить или вырезать фигурки нужно сразу на противне. Противень предварительно следует увлажнить водой, в таком случае между изделием и поверхностью противня не образуются пузыри, следовательно, поверхность изделия не будет ровной и устойчивой. Во время работы тесто следует хранить в закрытой посуде или в полиэтиленовом пакете.
Способы сушки. Сушка в духовке. Нужно исходить из того, что изделие толщиной 5 мм сушится в течение 1 часа. Температура при этом должна быть 75 градусов.
Воздушная сушка. Самый экономичный, но и самый длительный. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно - за 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей (зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя!).
Комбинированная сушка. Она более всего подходит для объемных лепных украшений: изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке.

Актуальность . Дети очень любят лепить. Зачем современному ребёнку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Занятия тестопластикикой даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир.

Целесообразность . Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

Занятья лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:
Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
Синхронизирует работу обеих рук;
Развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса.
В процессе обучения у ребят налаживаются межличностные отношения, укрепляется дружба. Царит искренняя атмосфера.


ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ РАБОТЫ КРУЖКА :
Цели:
обучение детей навыкам изготовления разнообразных изделий из соленого теста,
воспитание творческой личности, развитие её интересов, наклонностей, способностей.

Задачи:

1. В игровой форме познакомить с пластическими свойствами теста, фактурой, повышать сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций).
2. При организации работы объединять игру, труд и обучение.
3. Формировать у детей целостное представление о мире.
4. Создать условия для развития конструктивного и пространственного мышления, развития фантазии, творческих способностей.
5. Развивать общую умелость и мелкую моторику, трудовые навыки.
6. Установить атмосферу дружбы и доверия.
7. Обогатить практический опыт, формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.
8. Активизировать навыки самостоятельности.
9. Развивать речь.
10. развивать творческие способности, фантазию, воображение.

11. воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность

Принципы:


1.Принцип систематичности. Он заключается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательно – образовательного процесса.
2.Принцип сознательности. Когда ребенок узнает что – либо новое, он всегда задает вопрос: для чего? Почему? Для того чтобы на них ответить, он должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.
3.Принцип поэтапности – от простого к сложному – важное условие при обучении лепке.
4.Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желания его сотворить.
5.Принцип доступности и индивидуальности. Детям присущи возрастные и половые различия, более того дети одного возраста имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.

Методы и приемы обучения.
1.Последовательное знакомство с различными видами лепки:
- конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка лепки.
- Пластический – изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.
- Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Таким образом выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.
2.Словесный метод:
-беседа, рассказ.
-объяснение, пояснение
-вопросы
-словесная инструкция
3.Наглядный:
-рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия)
-показ выполнения работы (частичный, полностью)

Инструменты и материалы:
Маленькая скалочка, противень, баночка с водой, кисточка для смачивания теста, формочки для вырезания теста, фольга, небольшой ножичек и стеки- все это понадобится в процессе работы. Всегда под рукой должны быть также чашечка с мукой и доска для раскатывания теста и, наконец, небольшая кастрюлька с водой и полотенце, ведь в процессе работы очень часто приходится мыть руки и очищать от налипшего теста инструменты. Фактурный рисунок на заготовки наносят при помощи различных штампиков (можно использовать все, что есть под рукой, главное, чтобы рисунок получался рельефным).

Формы: подгрупповые

Программа рассчитана на год (62 занятия) . Занятия проводятся 2 раз в неделю по 20 минут для среднего возраста.

Программа рассчитана на год (62 занятия) . Занятия проводятся 2 раз в неделю по 30 минут для старшего возраста.

Литература:

Гильмутдинова О. А. Занятия лепкой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста (программа).

Лыкова И. А. Мы лепили, мы играли; книга для занятий с детьми; - «Карапуз – дидактика».

Сентябрь

1 неделя

Первое занятие

Цели: Знакомство детей с формой шара; учить определять внешние признаки предметов и сравнивать предметы по этим признакам.

Обучение формообразующему движению – скатыванию округлых форм.

Практическая работа: Обследование предметов округлой формы различных размеров и фактур.

Лепка шаров различных размеров из теста; расплющивание шаров в круги.

Второе занятие

Учить рисовать окружность.

Учить смешивать чистые, яркие цвета с водой на палитре.

Учить работать кончиком кисти, для проведения тонких линий.

Обследование с закрытыми глазами предметов шарообразной и круглой формы.

Раскрашивание кругов и шариков слепленных на предыдущем занятии.

2 неделя

Тема

«Солнышко в круглой стране»

Первое занятие

Знакомство детей с формами круга и шара, учить находить между ними различия.

Обучение формообразующему движению – скатывание жгутиков.

Лепка солнышка из теста.

Дорисовывание окружностей различного диаметра.

Раскрашивание солнышка.

Составление различных образов, которые вписываются в форму круга.

Второе занятие

Развитие образного мышления, воображения.

Учить дорисовывать окружности.

Раскрашивание солнышка;

Составление различных образов,которые вписываются в форму круга.

3 неделя

Тема

«В гости в» Круглую страну» прикатился Колобок»

Первое занятие

Учить скатывать шары различных размеров.

Лепка Колобка на полянке.

Второе занятие

Учить детей смешивать на палитре новые цвета.

Раскрашивание Колобка.

4 неделя

Тема

«Жительница «Круглой страны» - Неваляшка»

Первое занятие

Учить скатывать шары различных размеров;

Учить создавать из различных по размеру шаров необходимый образ.

Лепка Неваляшки.

Второе занятие

Учить смешивать нужный для передачи характера цвет.

Раскрашивание Неваляшки.

1 неделя

Первое занятие

Цели:

Практическая работа: Лепка миски с апельсинами.

Второе занятие

2 неделя

Тема

«Гусеничка Соня»

Первое занятие

Лепка гусенички.

Лепка листика из цветного теста.

Лепка гусенички.

Второе занятие

Раскрашивание гусенички.

Раскрашивание гусенички.

3 неделя

Тема

«Кисть рябинки».

Первое занятие

Учить создавать из различных по размеру шаров необходимый образ.

Лепка из цветного теста фона.

Второе занятие

Учить подбирать цветовую гамму для передачи характера.

Раскрашивание рябины.

4 неделя

Тема

«Рыбки в аквариуме».

Первое занятие

Вырабатываем навыки лепки фона на картонной основе.

Лепка фона из цветного теста.

Второе занятие

Развиваем композиционные умения при расположении рыб на картонной основе.

Раскрашивание рыб в различные цветовые гаммы.

Ноябрь.

Тема

«Ежик»

1 неделя

Первое занятие

Цели: Учим формообразующему движению - скатывание капельки. Развиваем умение при расплющивании капельки создать форму листика, вырабатываем умение лепить мелкие детали.

Практическая работа: Лепка листика из цветного теста.

Второе занятие

Продолжаем развивать композиционные умения располагая ежика на листе.

Лепка ежика с туловищем из шишки с яблочком на спине.

2 неделя

Тема

«Семья улиток»

Первое занятие

Учим раскатывать жгутик и скатывать его в спираль.

Лепка дорожки и улиток.

Второе занятие

Учим смешивать краски на палитре.

Раскрашивание изделия.

3 неделя

Тема

«Уточка на воде»

Первое занятие

Учим детей лепить уточку, используя способы, с которыми их знакомили на предыдущих занятиях.

Лепка маленького озера и уточки на нем.

Второе занятие

Учим смешивать на палитре голубой и серые цвета.

Раскрашивание изделия.

4 неделя

Тема

«Черепашка»

Первое занятие

Вырабатываем умение работы с шарообразной формы.

Лепка черепашки из теста.

Второе занятие

Учим смешивать на палитре различные желто – коричневые цвета.

Раскрашивание черепашки.

Декабрь

1неделя

Тема

«Рамочка для фотографии »

Первое занятие

Цели: Закрепляем все способы лепки, которые изучали на предыдущих занятиях.

Лепка фона рамочки из цветного теста. Лепка сюжетных деталей рамочки.

Второе занятие

Развиваем чувство композиции и фантазию, размещая произвольные детали на заготовленном фоне для рамочки.

Разукрашивание изделия.

2неделя

Тема

«Снеговик»

Первое занятие

Развиваем у детей передавать в лепке его форму и строение.

Рамочка для снеговика.

Лепим снеговика.

Второе занятие

Вырабатываем у детей, умение применять в работе знакомые способы лепки: скатывание, раскатывание, расплющивание и т. д.

Разукрашиваем снеговика.

3 неделя

Тема

«Новогодняя игрушка»

Первое занятие

Учим самостоятельно применять в лепке знакомые способы работы.

Лепка звездочки из цветного теста.

Второе занятие

Учим выбирать и создавать при помощи смешивания на палитре праздничную цветовую гамму.

Украшение изделия.

4 неделя

Тема

«Новогодние игрушки»

Первое занятие

Учим детей лепить елку.

Лепка новогодней елочки.

Второе занятие

Учим выбирать и создавать при помощи смешивания на палитре цветовую гамму зеленого цвета.

Разукрашивание изделия.

Январь

3неделя

Тема

«Веселый и грустный клоуны»

Первое занятие

Цели:

Лепка веселого клоуна из цветного теста.

Второе занятие

Закрепляем умения и навыки различных способов лепки.

Лепка грустного клоуна.

4неделя

Тема

«Зима. Веревочные деревья.»

Первое занятие

Вырабатываем умение на картонной основе при помощи цветного теста, сделать фон.

Лепка фона из голубого и белого теста.

Второе занятие

Учим выкладывать ветви на силуэте дерева.

Выкладывание изображения дерева из ниток при помощи приклеивания их к фону.

Тема

«Миска с мандаринами»

5неделя

Первое занятие

Цели: Учить лепить широкую невысокую посуды в определенной последовательности (скатать шар, расплющить его в диск, загнуть края).

Практическая работа: Лепка миски с мандаринами.

Второе занятие

Учить смешивать на палитре оранжевый цвет.

Раскрашивание миски и апельсинов.

Февраль

1неделя

Тема

«Три поросенка»

Первое занятие

Цели: Вырабатываем у детей умение применять в работе знакомые способы лепки.

Лепка поросят.

Второе занятие

Разукрашивание изделия.

2неделя

Тема

«Сердечки ко дню святого Валентина»

Первое занятие

Учим формировать сердечки из скатанных капелек.

Лепка сердечка.

Второе занятие

Вырабатываем работы с мелкими деталями при украшении сердечек.

Разукрашивание сердечек.

3 неделя

Тема

«Мышка»

Первое занятие

Вырабатываем умение определять целое и части.

Лепка мышки.

Второе занятие

Вырабатываем умение смешивать необходимые цвета на палитре.

Раскрашивание мышки.

4 неделя

Тема

«Осьминожка»

Первое занятие

Лепка осьминога.

Второе занятие

Учим находить и получать новые оттенки при работе с красками на палитре.

Раскрашивание изделия.

Март

1неделя

Тема

«Цветочек для мамы»

Первое занятие

Вырабатываем у детей умение заполнить прямоугольный формат, закомпановав на нем цветок.

Лепка прямоугольного фона и цветка на нем.

Второе занятие

Изучаем светлую цветовую гамму.

Раскрашивание цветка.

2неделя

Тема

«Цветок для бабушки»

Первое занятие

Вырабатываем у детей умение на картонной основе при помощи цветного теста делать фон.

Лепка фона из цветного теста.

Второе занятие

Вырабатываем у детей умение заполнить круглый формат, закомпановав на нем цветок.

Лепка ландыша в круглой форме.

3 неделя

Тема

«Тарелка с фруктами»

Первое занятие

Учим передавать в лепке различия по форме и величине фруктов.

Лепка различных фруктов.

Второе занятие

Раскрашивание изделие.

4 неделя

Тема

«Жираф»

Первое занятие

Учим детей лепить жирафа и передавать характерный образ животного.

Лепка изделия.

Второе занятие

Вырабатываем умение смешивать на палитре необходимые цвета.

Раскрашивание изделия.

Апрель

1неделя

Тема

« Заяц»

Первое занятие

Учим создавать характерный образ при помощи деталей.

Лепка зайца.

Второе занятие

Вырабатываем навыки смешивания необходимого цвета на палитре.

Раскрашивание изделия.

2неделя

Тема

«Рыбка»

Первое занятие

Учим делению на целое и части.

Лепка различных по характеру рыбок.

Второе занятие

Знакомим с понятиями «теплая» и «холодная» цветовые гаммы.

Раскрашивание рыбок используя различные цветовые гаммы.

3 неделя

Тема

«Бабочка»

Первое занятие

Вырабатываем навыки лепки симметричных деталей.

Лепка бабочки.

Второе занятие

Закрепляем умение работы с теплыми и холодными цветами.

Закрепляем умение работы с теплыми и холодными цветами.л

4 неделя

Тема

«Лягушка – квакушка»

Первое занятие

Знакомим с характерными деталями лягушки.

Лепка лягушки.

Второе занятие

Учим смешивать различные оттенки зеленого цвета.

Раскрашивание лягушки подбирая различные оттенки зеленого цвета.

Май

1неделя

Тема

«Бабочка – коробочка»

Первое занятие

Продолжаем развивать композиционное мышление.

Лепка листика и бабочки – коробочки.

Второе занятие

Даем понятие цветовой контраст.

Раскрашивание изделие.

2неделя

Тема

«Облака – барашки»

Первое занятие

Вырабатываем умение скатывание жгутиков, и сворачивать их спиралями различными способами.

Лепка барашка.

Второе занятие

Раскрашивание изделия.

3 неделя

Тема

«Кот»

Первое занятие

Вырабатываем навыки работы по скатыванию яйцевидной формы.

Лепка кота.

Второе занятие

Учить смешивать на палитре различные цветовые гаммы.

Раскрашивание изделия.

4 неделя

Тема

«Птичка»

Первое занятие

Закрепляем знания о фигурах округлой формы.

Лепим птичку.

Второе занятие

Учим смешивать на палитре различные цветовые гаммы.

Раскрашивание изделия.

Гульшат Вафина
План кружка по тестопластике

Данный материал предназначен для руководителя кружка по тестопластике . Разработан план еженедельной работы с детьми. Занятия проходят раз в неделю. Дети сначала лепят в игровой форме, формирую навык различного приема лепки. После сушки изделия, ребенок, обыгрывая приступает к раскрашиванию поделки. План кружка

по тестопластике

«Волшебный сундучок»

Руководитель : Вафина Гульшат Салаватовна

2015 – 2016 учебный год

Цель : Развивать творческие способности и художественный вкус средствами тестопластики , помочь детям в осознание и развитии своей индивидуальности и самореализации. Поддерживать познавательный интерес детей и использовать его в целях развития художественного творчества.

Задачи :

Обогащать и расширять художественный опыт дошкольников;

Формировать способность к изобразительной деятельности;

Развивать мелкую моторику пальцев, воображение и творчество.

Организация учебного процесса.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, группа комплектуется по возрастному принципу. Оптимальное количество детей в группе – 20 человек. Длительность занятий 15 – 20 минут

Структура занятия.

1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры) .

2. Объяснение, показ приемов лепки.

3. Лепка детьми.

4. Физминутка.

5. Доработка изделия из дополнительного материала.

6. Рассматривание готовых работ.

Способы лепки

Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе) .

Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.

Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.

Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.

Лепка на форме – использование готовых форм под основу.

Основные приемы лепки.

Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание.

Преимущество соленого теста

Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;

Легко отмывается и не оставляет следов;

Безопасно при попадании в рот, один раз попробовав

тесто на вкус , ребенок больше не пытается взять его в рот - невкусно!

Если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;

Можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе;

Краска пристает любая, а возможности для росписи - практически неограниченные;

Поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века.

Рецепт теста для лепки :

Мука - 300г (2 чашки)

Соль – 300г (1 чашка)

Вода – 200мл.

Масло растительное (0,5 ч. л.)

Муку и соль тщательно перемешать. Затем добавить воду и тщательно вымешивают до однородного состояния. Как обычное тесто . Тесто для лепки должно быть довольно крутым. После изготовления поделку можно высушить на открытом месте или в духовке. После того как изделие просохнет, его можно покрыть лаком или раскрасить. Раскрашивание поделки придает ребенку более уверенное состояние, чем рисование на простом листе.

Важные правила при работе с детьми!

Не мешать ребенку творить!

Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.

Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.

Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его

Поддерживать инициативу детей.

Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1. О. А. Гильмутдинова. Занятие лепкой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. 74с.

2. И. А. Лыкова. Мы лепили, мы играли. ООО «Карапуз – дидактика» 2007

3. Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, изобразительная деятельность в детском саду. М.: «Просвещение» , 1982 -2005с.

4. Т. О. Скребцова, Л. А. Данильченко. Лепим поделки и сувениры. Ростов-на-Дону «Феникс» , 2009 -250 с.

5. Е. Жадько, Л. Давыдова. Поделки и аксессуары из соленого теста . Ростов – на –Дону «Феникс» , 2006- 217с.

6. И. Кискальт. Соленое тесто . М.: «Аст –пресс» , 2002- 142с.

7. В. А. Хоменко. Лучшее поделки. Шаг за шагом. Харьков, 2009

8. В. А. Хоменко. Соленое тесто шаг за шагом . Харьков 2007 -63с.

9. .Б. Халезова, Н. А. Курочкина. Лепка в детском саду. М.: «Просвещение» , 1985 -140 с.

10. И. Н. Хананова. Соленое тесто . М.: «Аст-пресс» , 104с.

11. А. В. Фирсова. Чудеса из соленого теста . – М.: Айрис-пресс, 2008 –32с.

12. О. В. Корчинова. Детское прикладное творчество. Ростов- на- Дону «Феникс» , 2005-316с.

13. Мэри-Энн Кол. Дошкольное творчество. Минск -2005 - 252с.

Пояснительная записка

Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно - ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. «Процесс социально-культурного роста развивается нормально только тогда, когда руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга», - писал М. Горький.

Тесто -хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.

Список детей группы

2. Я Артем

3. М Дамир

4. А Максим

8. З Булат

11. К Азалия

12. Е Богдан

14. Р Тимофей

15. А Ульяна

16. Б Никита

17. Г Арсений

19. Е Данил

22. Н Самира

23. Г Тимур

Планирование работы на 2015 – 2016 учебный год

1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

Октябрь «Осень в гости к нам пришла» (изготовление)

Уточнить представление о том, кто такие изменения происходят осенью. Показать, как из теста лепить листья разной формы используя различные приемы лепки. «Разноцветные листья» (раскрашивание)

Формировать представление о разнообразии форм и цветов осенней листвы. Учить раскрашивать высушенную заготовку. «Дары Осени» (изготовление)

Закреплять знания детей о дарах осени, продолжать учить использовать прием отщипывания и растягивания в лепке.

«Дары Осени»

(раскрашивание)

теста . Учить радоваться личному результату.

Ноябрь «Солнышко лучистое» (изготовление)

Расширять знания о неживой природе, учить называть качества предмета, формировать умения катания предметов округлой формы.

«Солнышко лучистое»

(раскрашивание)

Формировать навык раскрашивания поделки из соленого теста .

«Подарок мамочке» (изготовление)

Учить добиваться более точной передачи формы и пропорции частей, используя усвоенные приемы лепки. «Подарок мамочке» (раскрашивание)

Формировать навык раскрашивания поделки из соленого теста .

Учить радоваться полученному результату.

«Новогодние игрушки» (изготовление)

(Л. 100) «Новогодние игрушки» (раскрашивание) Формировать навык раскрашивания поделки из соленого теста .

Учить радоваться полученному результату. «Белые медведи»

(изготовление) «Белые медведи»

(раскрашивание)

Формировать навык раскрашивания поделки из соленого теста .

Учить радоваться полученному результату на фоне коллективной работы

Январь «Снеговик-почтовик»

(изготовление)

Учить создавать фигуры, пользоваться стекой при работе, развивать координацию движений руки. «Транспорт» (изготовление) учить детей создавать в лепке модели предметов, передавая пластическими средствами свои представления об их внешнем виде, показать возможность моделирования изделия на основе готовой формы. «Транспорт»

(раскрашивание)

Формировать навык раскрашивания поделки из соленого теста .

Учить радоваться полученному результату.

Февраль «Волшебный чемодан Айболита»

(изготовление)

Развивать интерес к разным профессиям, уточнить приемы лепки, создавая предметы врачебной деятельности.

«Волшебный чемодан Айболита»

(раскрашивание) Формировать навык раскрашивания поделки из соленого теста .

Учить радоваться полученному результату. «Инструменты для папы» (изготовление)

Учить создавать фигуры, пользоваться стекой при работе, развивать координацию движений руки «Инструменты для папы» (раскрашивание)

Формировать навык раскрашивания поделки из соленого теста .

Учить радоваться полученному результату

Март «Панно для мамочки моей»

(изготовление)

Учить придумывать сюжет, осуществлять замысел, привлекая полученные ранее умения и навыки, развивать творческие способности «Панно для мамочки моей»

(раскрашивание)

Совершенствовать способности моделирования, развивать глазомер, воображение, творчество. «Уточки в пруду» (изготовление)

Упражнять в создании фигур, соответствующих оригиналу координировать движение рук и глаз «Уточки в пруду»

(раскрашивание)

Формировать навык раскрашивания поделки из соленого теста . Учить радоваться полученному результату.

«Любимые герои сказок» (изготовление)

Формировать умения создавать образ по памяти

Апрель «Любимые герои сказок»

(раскрашивание)

Формировать навык раскрашивания поделки из соленого теста

«Ракета»

(изготовление)

Учить передавать форму ракеты, применяя прием симметричного катания колбаски. «Ракета»

(раскрашивание)

Формировать представление о разнообразии форм и цветов. Закреплять умения раскрашивания высушенной заготовки. «Водяная и ее гребень» (изготовление)

Учить передавать форму гребешка, применяя прием нарезания полос стекой.

Май «В мире насекомых» (изготовление)

Продолжать закреплять приемами лепки, воспитывать стремления добиваться хорошего результата.

«В мире насекомых» (раскрашивание)

Формировать навык раскрашивания поделки из соленого теста , правильно подбирать цветовой колорит.

«Подводный мир» (изготовление)

Учить детей создавать в лепке модели предметов, передавая пластическими средствами свои представления об их внешнем виде, показать возможность моделирования изделия на основе готовой формы.

«Подводный мир» (раскрашивание)

Формировать навык раскрашивания поделки из соленого теста .

Учить радоваться полученному результату.

План работы кружка по тестопластике "Мукосолька"

Перспективное планирование по лепке из соленого теста для детей подготовительной группы.

Сентябрь .

Занятие 1 .Тема: Азбука солёного теста.

«Как сделать соленое тесто послушным»

«Материалы и инструменты»

«Приготовление теста, замешивание, хранение, сушка»

«Выпечка» «Окраска, лакировка»

Занятие 2. Тема: «Плюшки-Завитушки»

Программное содержание: научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно, передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.

Октябрь.

Занятие 1 . Тема: «Раскрашивание красками «Плюшек - завитушек».

Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Научить точно, передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

Занятие 2. Вид занятия: Декоративная лепка «Лепка дымковского коня»

Цель: формирование интереса детей к народному творчеству.

Воспитательные: воспитывать уважение к мастерам народного творчества.

Обучающие: закреплять навыки лепки народной игрушки из теста.

Развивающие: Продолжать формировать интерес детей к народному творчеству - дымковской игрушке.

Ноябрь.
Занятие1 . «Поляна сказок»

Цель: развитие у детей интереса к процессу и результату лепки, закрепление технических навыков и приемов лепки из теста.

Развивающие: Развивать творческое воображение, связную речь при составлении сказки, интонационную выразительность речи.

Образовательные: Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине: голова меньше туловища, мелкие детали прикреплять, плотно соединяя их.

Учить создавать общую сюжетную композицию.

Воспитательные: Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм.

Занятие 2 .Фантазии из солёного теста. Лепка дымковской барыни»

Название: «Фантазии из солёного теста. Лепка дымковской барыни»

Цель: развитие у детей интереса к процессу и результату лепки.

Развивающие: развитие у детей интереса к процессу и результату лепки.

Образовательные: Учить передавать в лепке характерные особенности внешнего вида дымковской барыни; развивать умения определять форму и величину исходных форм для лепки разных частей игрушки, использовать при лепке конструктивный способ: лепить туловище из одного куска, голову из другого, мелкие детали лепить налепами.

Воспитательные: Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.

Декабрь
Занятие1. Вид занятия: Декоративная лепка: «Ёлочные игрушки»

Тип занятия: Лепка из солёного теста

Цель: развитие творческих способностей, речи детей, развитие мелкой моторики, через использование технологии тестопластики.

Задачи: Образовательные: Формировать интерес к предстоящим новогодним праздникам. Расширить кругозор детей, рассмотреть образцы декоративно оформленных игрушек, закрепить знание некоторых законов композиции, обогатить словарный запас детей. Формировать умение детей пользоваться шаблонами, вырезать форму игрушки из пластичного материала (солёного теста), и украшать ее декоративными элементами, используя законы композиции.

Развивающая: Создавать условия для развития зрительного восприятия, чувства формы, ритма, композиции. Развитие глазомера и мелкой моторики. Синхронизировать работу обеих рук.

Воспитательная: Создавать условия для воспитания эстетического вкуса, проявления эмоциональной отзывчивости, желания помогать другим детям.

Занятие2. « Снегурочка»
Цель:Учить лепить фигурку человек
Закрепить прием лепки туловища, рук;
Делать углубление на лице для носа, рта кончиком кисти;
Прочно закреплять детали. Рассматривание иллюстраций. образца;
Частичный показ способов изготовления;

Январь
Занятие 1. Тема: «Мышки на сыре».

Занятие 2. сыре».

Февраль:

Занятие 1. Тема: «Кружка для папы».

Материал: Солёное тесто.

Занятие 2.

Март

Занятие 1. Тема: «Корзина с цветами»

Цель: Продолжать учить детей раскатывать тесто скалкой ровным слоем, вырезать корзинку по трафарету, процарапывать вилкой.Перевивать жгутики между собой для ручки, донышка. Научить изготовлению цветов разными способами: сплющивание шара, ленточный способ, использовать трафарет расческу для прорисовки лепестков гвоздики;
Совершенствовать навыки в составлении композиции. Рассматривание разных видов цветов, частичный показ способов выполнения, стихотворение К. Жанэ (см. приложение) красное, розовое, зеленое, оранжевое.

Материал: Соленое тесто коричневого, красного, жёлтого, зелёного цвета, вилка, трафарет корзинки, стека

Занятие 2. Тема: Раскрашивание красками (понеобходимости) корзинки и цветов.

Апрель

Занятие 1. Тема: «Весёлые человечки »

Учить работать коллективно.

Занятие 2.

Научить видеть конечный результат задуманной работы

Май

Занятие1. Тема: «Сердечко с птичками».

Занятие 2

лан работы кружка по лепке из солёного теста «Ловкие ладошки»

в старшей группе

Цель:

    Развивать мелкую моторику рук, точность тонких движений, умение регулировать силу нажима, укреплять мускулатуру кистей рук.

    Развивать творчество и фантазию, образное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

    Воспитывать аккуратность, уважение к труду товарищей.

Сентябрь:

Занятие 1. Тема «Яблоки и груши». (игра в «магазин»)

Цель: Учить лепить яблоки и груши для дальнейшего использования в игре « Магазин».

Упражнять в скатывании шара, овала, сплющивании, использовании природного материала для дополнения поделки.

Материал: Солёное тесто, муляжи фруктов, веточки, гвоздика,перец.

Занятие 2. Тема: Раскрашивание красками яблок и груш.

Цель: Учить раскрашивать изделия после просушки.

Упражнять в смешивании красок.

Развивать творческую фантазию детей в процессе работы.

Материал: Краски «Гуашь», кисточки.

Занятие 3. Тема: Декоративная тарелка «Роза».

Цель: Учить,из отдельных частей, лепить розу, раскатывать шарики, расплющивать, составлять цветок из 6-8 лепестков.

Развивать гибкость пальцев, учить видеть конечный результат.

Материал: Солёное тесто, стеки, тарелка.

Занятие 4. Тема: Раскрашивание красками декоративной тарелки «Розы».

Цель: Продолжать учить раскрашивать изделия после просушки, подбирать краски, смешивать, для получения нужного оттенка.

Оформлять работу на тарелке.

Материал: Краски «Гуашь», тарелка.

Октябрь:

Занятие 1. Тема: «Колючий ёжик».

Цель: Лепить ежа из целого куска, оттягивая мордочку.

Отдельно лепить иголки в форме конуса, соединять детали, смачивая водой.

Дополнять работу грибками, яблочками.

Материал: солёное тесто, семена от яблок, вишни, кисточка, вода

Занятие 2. Тема: Раскрашивание красками ёжика.

Цель: Учить детей раскрашивать ёжика после просушки, используя чёрный и серый цвет, смешивая краски.

Воспитывать аккуратность в работе, оказывать посильную помощь товарищам.

Материал: Краски «Гуашь», кисточка, лак.

Занятие 3. Тема: «Пингвины на льдине».

Цель: Учить лепить фигурку из целого куска, используя приёмы скатывания, вытягивания, сплющивания, надрезания стекой, передавая их характерные особенности и пропорции.

Использовать фольгу при лепке туловища.

Развивать фантазию детей, сообразительность.

Материал: Солёное тесто, фольга, пенопласт.

Занятие 4. Тема: Раскрашивание красками «Пингвин на льдине».

Продолжать учить детей раскрашивать фигурки после просушки, объединять их в общую композицию.

Научить детей точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия.

Материал: Краски «Гуашь», кисточка, клей.

Ноябрь :

Занятие 1. Тема: «Божья коровка» (на листике)

Цель: Учить лепить божью коровку из частей: голова, туловище, используя налепы, дополнительный материал для оформления.

Пользоваться формочкой для вырезания листика.

Уметь регулировать силу нажима при выполнении налепов.

Материал: Солёное тесто, формочка «листик»,семена яблок, веточки, игрушка.

Занятие 2. Тема: Раскрашивание красками «Божья коровка ».

Цель: Формировать навыки аккуратности при раскрашивании работы.

Уметь использовать навыки нетрадиционного рисования - пальчиком, для рисования точек.

Упражнять в способах работы с красками, оформлении работы на листике.

Материал: Краски «Гуашь», кисточка, клей

Декабрь:

Занятие 1. Тема: «Снеговики».

Цель: Учить детей обмазывать кусочки фольги, разных размеров, солёным тестом, пользоваться водой для соединения деталей.

Учить отражать впечатления полученные при наблюдении зимней природы.

Развивать художественно-творческие способности, дополнять работу шапкой, шарфом.

Материал: солёное тесто, семена вишни, фундука, шарф, шапка.

Занятие 2. Тема: Раскрашивание красками «Снеговики».

Цель: Упражнять в способах работы с красками, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета.

Учить видеть конечный результат задуманной работы.

Материал: Краски «Гуашь», кисточка.

Занятие 3. Тема: «Нарядная ёлочка»

Цель: Учить детей вырезать ёлочку по трафарету, заравнивать края кисточкой, смоченной водой, самостоятельно придумывать украшения- шары, игрушки, бусы. Развивать гибкость пальцев рук,

Использовать знакомые приёмы лепки в новой творческой ситуации.

Материал: Трафарет «Ёлка» из картона, стека, семена разных фруктов, бисер.

Занятие 4. Тема: раскрашивание красками « Нарядная ёлочка».

Цель: Учить раскрашивать ёлочку красками, формировать навыки аккуратности при выполнении работы.

Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказов о ёлке.

При украшении ёлки использовать разные дополнительные материалы

Материал: Краски «Гуашь», кисточки, клей, нитки, бисер, конфетти.

Январь:

Занятие 1. Тема: «Дед Мороз».

Цель: Учить детей использовать знакомые приёмы лепки - вырезание по трафарету, скатывание.

Уметь пользоваться чесночницей для выдавливания теста для волос и бороды.

Развлечь детей.

Материал: Солёное тесто, чесночница, стека, веточка ели.

Занятие 2.Тема: Раскрашивание красками «Дед Мороз».

Цель: Учить детей раскрашивать готовое изделие из солёного теста красками, способам работы с ними.

Формировать навыки аккуратности при выполнении работы.

Развивать мелкую моторику рук при работе с кисточкой.

Учить радоваться результатам своего труда.

Материал: Краски «Гуашь», кисточка, веточка ели, конфетти.

Занятие 3. Тема: «Собачка Жучка».

Цель: Продолжать учить детей лепить животных,используя трафарет, чесночницу для выдавливания теста для шерсти.

Закрепить в речи детей породы собак, лепить болонку.

Воспитывать интерес к работе, творческое воображение.

Дополнять работу, угощая собачку косточкой.

Материал: Солёное тесто белого и бежевого цвета, чесночница, стека, кисточка, вода.

Занятие 4. Тема: «Рамка для собачки».

Цель: Учить детей обмазывать рамку из толстого картона солёным тестом, обрезать излишки теста стекой, заравнивать края рамки кисточкой с водой.

Дополнять работу косточками для собачки, располагая их по краям рамки.

Прививать любовь животным, желание помогать им.

Материал: Цветное солёное тесто, стека.

Февраль:

Занятие 1. Тема: «Кружка для папы».

Цель: Учить детей лепить кружку, раскатывать тесто в виде полоски, шара, вдавливать в нём углубление, защипывать края.

Лепить начальную букву имени для украшения.

Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании сувенира.

Материал: Солёное тесто.

Занятие 2. Тема: Раскрашивание красками кружки для папы

Цель: продолжать учить детей раскрашивать кружку после просушки, самостоятельно подбирая цвет.

Воспитывать аккуратность в работе, желание сделать приятное близкому человеку.

Материал: Краски «Гуашь», семена фруктов, кисточка.

Занятие 3. Тема: «Рамка для фото».

Цель: Закрепить технические навыки и приёмы при лепке рамки из солёного теста.

Упражнять в лепке цветов из отдельных частей, составлять цветок из 6-8 частей, составлять композицию из отдельных деталей.

Воспитывать интерес к творчеству.

Материал: Солёное тесто, рамка из картона разной формы, образцы цветов.

Занятие 4. Тема: Роспись рамки для фото.

Цель: Продолжать учить рисовать красками.

Самостоятельно подбирать цвет, уметь смешивать краски для получения нужного оттенка.

Развивать у детей эстетические восприятия, чувство цвета.

Материал; краски «Гуашь», кисточки, бусинки.

Март

Занятие 1. Тема: «Корзина с цветами»

Цель: Продолжать учить детей раскатывать тесто скалкой ровным слоем, вырезать корзинку по трафарету, процарапывать вилкой.

Перевивать жгутики между собой для ручки, донышка.

Лепить знакомые цветы и листья.

Развивать воображение, желание дарить радость другим.

Материал: Соленое тесто коричневого, красного, жёлтого, зелёного цвета, вилка, трафарет корзинки, стека.

Занятие 2. Тема: Раскрашивание красками (по необходимости ) корзинки и цветов.

Цель: Разложить цветы, после просушки, в корзину приклеить, покрыть лаком. (баллончик)

Воспитывать интерес к творчеству, коллективизм, эстетические восприятия,

Материал: Краски «Гуашь», лак, кисточка.

Занятие 3. Тема: «Подковка на счастье».

Цель: Учить раскатывать жгутик, сгибать, придавая форму подковы.

Закрепить умение,из отдельных частей, лепить розу, или другие цветы.

Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании изделия.

Материал: Солёное тесто, стека, бусинки, канцелярская скрепка (петелька), кисточка.

Занятие 4.Тема: Раскрашивание красками подковки, цветов.

Цель: Продолжать учить детей расписывать поделку после просушки, подбирая нужные цвета.

Научить точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.

Материал: Краски «Гуашь», кисточка, семена фруктов, бисер.

Апрель

Занятие 1.Тема: «Весёлые человечки »

Цель: Учить лепить весёлых человечков, используя приёмы раскатывания шаров, овалов, сплющивание, оттягивание.

Для соединения частей использовать спички, палочки.

Обрабатывать края кисточкой, смоченной водой.

Учить работать коллективно.

Материал: Солёное тесто, зубочистки, семена фруктов кисточка.

Занятие 2. Тема: Раскрашивание красками весёлых человечков.

Цель: Формировать навыки аккуратности при работе с красками.

Научить видеть конечный результат задуманной работы.

Дополнять работу, украшая одежду своих человечков,

Материал: Краски «Гуашь», кисточка, бусинки, бисер.

Занятие 3.Тема: «Сердечко с птичками».

Цель: Учить раскатывать тесто скалкой, вырезать сердечко по шаблону, обрабатывать края кистью, смоченной водой.

Лепить птичек, используя приёмы оттягивания, сплющивания, передавая пропорции, характерные особенности.

Воспитывать интерес к творчеству.

Материал: Солёное тесто, шаблон, стека, семена разных фруктов, бусинки.

Занятие 4. Тема: Раскрашивание сердечка с птичками.

Цель: Продолжать учить ловко действовать кистью, развивать мелкую моторику рук.

Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

Материал: Краски «Гуашь», кисточка, клей, бусинки, бисер.

Май.

Занятие 1. Теме «Поросёнок в тазике».

Цель: Учить составлять фигурку поросёнка из нескольких частей, соблюдая пропорции, использовать палочки для скрепления деталей.

Уметь применять навыки и умения, полученные ранее.

Закрепить умение лепить тазик, используя приём вдавливания, выравнивания краёв.

Вызвать интерес к творчеству.

Материал: Солёное тесто, палочки бусинки. Семена фруктов.

Занятие 2. Тема: раскрашивание красками поросёнка в тазике, оформление в рамку.

Цель: Учить смешивать краски для получения нужного оттенка.

Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Материал: Краски «Гуашь», кисточка, круглая крышка (от майонеза), клей.

Занятие 3. Тема: «Мышки на сыре».

Цель: Учить использовать знания об особенностях внешнего вида животных в своей работе.

Закрепить умения и навыки, полученные ранее (скатывание, оттягивание, сглаживание краёв).

Развивать творческое воображение, интерес к работе.

Материал: Соленое тесто, стека, кисточка, нитки (для хвоста).

Занятие 4. Тема: « Раскрашивание красками « Мышки на сыре».

Цель: Научить точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию в процессе работы.

Развивать гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, видеть конечный результат соей работы.

Материал: Краски «Гуашь», кисточка, клей, нитки разного цвета.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 37"

Перспективный план работы кружка по тестопластике "Мастерилка"

на 2016 - 2017 учебный год

Руководитель: воспитатель Щучкина М.Л.

Количество детей: 12 человек

Задачи:

1. Закрепить разнообразные знания, умения, навыки, полученные на занятиях по лепке в других видах деятельности.

2.Продолжать знакомить детей с разнообразными предметами окружающего мира, их свойствами.

3. Создать условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий, организовывать с детьми выставки детских работ.

4. Развивать фантазию, воспитывать самостоятельность, умение доводить начатое до конца.

5. Побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему, материал, способы лепки, приёмы декорирования образа.

месяц

Тема

занятий

Предварительная работа

Задачи занятия

Последовательность работы

Материалы,

инструменты,

оборудование

Конечный результат

сентябрь

Организационный месяц. Подготовка условий. Адаптационный период для детей.

"Осенний натюрморт"

Подготовка солёного или заварного теста

Учить детей создавать натюрморты из солёного теста. Совершенствовать изобразительную технику(самостоятельно выбирать способ и приёмы лепки). Развивать композиционные умения - размещать несколько объектов, создавая гармоничную композицию.

1. Чтение стихотворения У.Рашид

2.Знакомство с понятием "натюрморт".

3. Объяснение задачи занятия детям.

4. Работа детей группами над натюрмортом.

5. Обсуждение и рассматривание натюрмортов.

6. Чтение стихотворения В.Набокова "Кто выйдет по утру?"

Солёное тесто, тарелки пластиковые или керамические для составления композиций.

Выставка детских работ

"Осенний натюрморт" для родителей.

месяц

Тема

занятий

Предварительная работа

Задачи занятия

Последовательность работы

Материалы,

инструменты,

оборудование

Конечный результат

"Мы на луг ходили, мы лужок лепили"

(коллективная композиция)

Рассматривание фотографий, иллюстраций, репродукций, изображающие весенний и летний луг; рассматривание изображений луговых растений; беседа о луговых насекомых и растениях, о том, что делают на лугу взрослые люди или могут заниматься дети. Подготовка основы для лепной панорамы "Мы на луг ходили".

Учить детей лепить по выбору луговые растения и насекомых, передавая характерные особенности их строения и окраски. Формировать коммуникативные навыки. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к живой природе.

1. Чтение стихотворения Г.Галиной "Весёлый бал".

2. Беседа о луговых растениях, насекомых.

3. Демонстрация незавершённой панорамы "Наш лужок", предложение её закончить.

4. Работа по выбору материала, лепка.

5.Оформление работ на панораме "Мы на луг ходили"

6. Чтение стихотворения И. Бунина

Цветное солёное тесто, стеки, дощечки, салфетки, бисер и мелкие пуговицы (для изображения тычинок, украшения лепестков и оформления мелких деталей насекомых - глазок, усиков, ножек); проволока, зубочистки, коктельные трубочки, палочки(для устойчивых и гибких стебельков)

Лепная панорама "Мы на луг ходили".

месяц

Тема

занятий

Предварительная работа

Задачи занятия

Последовательность работы

Материалы,

инструменты,

оборудование

Конечный результат

"Звонкие колокольчики".

Рассматривание колокольчиков, обследование и описание формы, поиск аналогий по форме и названию; совершенствование техники скульптурной лепки; беседа о предстоящем празднике, подготовка эскиза и плана оформления помещения к праздничным утренникам; выкладывание узоров из разных элементов.

Учить детей создавать объёмные полые поделки из солёного теста. Совершенствовать изобразительную технику. Показать разные приёмы оформления лепных фигурок. Синхронизировать работу обеих рук. Развивать чувство формы, проекций; воспитывать аккуратность.

1. Обсуждение способа лепки, показ техники и комментарий производимых действий.

2. Самостоятельная лепка детьми колокольчиков.

3. Украшение работ.

4 Выставка колокольчиков из солёного теста.

5. Загадывание и отгадывание загадок на зимнюю тему.

Солёное тесто, стеки, колпачки фломастеров или авторучек для декоративных отпечатков; узкая тесьма для петелек, нарезанная на кусочки длиной 10 - 15 см или ленточки.

Лепные колокольчики для украшения интерьера или ёлки.

месяц

Тема

занятий

Предварительная работа

Задачи занятия

Последовательность работы

Материалы,

инструменты,

оборудование

Конечный результат

"Кружка для папы"

Беседа о дне защитников Отечества, о папах, дедушках "Защитников" семьи. Рассматривание разных кружек фабричного производства с рисунками и вензелями.

Вызвать у детей интерес к изготовлению подарков папам своими руками. Учить лепить посуду конструированным способом, точно передавая форму, величину в соответствии с назначением предмета. Формировать интерес к истории своей страны и семьи. Воспитывать заботливое отношение к близким людям.

1. Чтение рассказа

Г.Р. Лагздынь "Дедушкина кружка"

2. Беседа о прочитанном.

3. Обсуждение способов лепки кружки, показ.

4. Украшение и лепка работы.

5. Составление красивых, ласковых поздравлений для пап и дедушек.

Солёное тесто, клеенки, стеки, салфетки. Разные кружки фабричного производства с "мужскими" элементами декора и вензелями. Азбука с письменными и печатными буквами для вензелей.

Подарок для папы или дедушки - кружка.

месяц

Тема

занятий

Предварительная работа

Задачи занятия

Последовательность работы

Материалы,

инструменты,

оборудование

Конечный результат

"Ваза для мамочки"

Беседа о мамах и о том, как мы можем их поздравить с женским праздником 8 Марта. Рассматривание разных предметов посуды.

Учить детей лепить красивые и в то же время функциональные предметы в подарок близким людям. Познакомить с новым способом лепки из колец. Показать возможность моделирования формы изделия за счёт изменения длины исходных деталей - "колбасок". Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.

2. Объяснение нового способа лепки полых сосудов из колец.

3. Украшение вылепленных предметов плоским или рельефным орнаментом(растительным, зооморфным, геометрическим или смешанным)

4. Чтение стихотворения Г.Р. Лагздынь "В мамин праздник"

Солёное тесто, скалка, салфетка, клеенка, красивые бусины, пуговицы, бисер и узкая тесьма для оформления ваз

Вручение подарков мамам.

месяц

Тема

занятий

Предварительная работа

Задачи занятия

Последовательность работы

Материалы,

инструменты,

оборудование

Конечный результат

"Листья танцуют и превращаются в деревья"

Подготовка пластины - основы для рельефных композиций

Вызвать у детей желание делать лепные картинки. Познакомить с техникой рельефной лепки. Предложить на выбор приёмы декорирования лепного образа: рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой, кистевая роспись. Развивать чувство формы и композиции.

1. Рассматривание изображений листьев, предложение слепить их.

2. Повторное рассматривание изображений.

3. Рассказ воспитателем последовательности работы и приемов.

4. Лепка детьми листочков и превращение их в деревья.

5. Любование лепными картинками друг друга

Солёное тесто, картонные или керамические для будущих лепных композиций, стеки, салфетки. Календари, художественные открытки с изображением весенних деревьев и листьев.

Лепные картины "Танцующие деревья"

месяц

Тема

занятий

Предварительная работа

Задачи занятия

Последовательность работы

Материалы,

инструменты,

оборудование

Конечный результат

"Муравьишки в муравейнике"

Беседа о своеобразии коллективной жизни муравьёв. Освоение техники папье - маше на воздушных шариках и плоских формах. Занятие по ознакомлению с техникой изготовления бумаги.

Познакомить детей с новой техникой создания объёмных образов папье - маше (лепка из бумажной массы). Учить лепить мелких животных (насекомых), передавая характерные особенности строения и окраски. Воспитывать интерес к природе. Развивать согласованность в работе глаз и рук.

1. Изготовление "бумажного теста".

2. Беседа о своеобразии внешнего вида муравьёв и муравейника.

3. Обсуждение способов лепки,.

4. Лепка муравейника и муравьёв из "бумажного теста".

5. Установка муравейника на лепную панораму "Наш луг"

Мягкая рыхлая бумага, пригодная для утилизации, пластиковые ванночки, коробочки для смешивания бумажной массы, баночки с водой, клейстер (из муки или крахмала), дощечки, салфетки, бисер, пуговицы, зубочистки, столовые ложки.

Муравейник с муравьями на лепной панораме"Наш луг"

месяц

Тема

занятий

Предварительная работа

Задачи занятия

Последовательность работы

Материалы,

инструменты,

оборудование

Конечный результат

"Бабочки красавицы"

Наблюдение за бабочками в летнее время. Рассматривание изображений бабочек в научно - популярных иллюстрированных изданиях для детей. Раскрашивание в книжках и альбомах - раскрасках. Чтение стихотворений

В. Набокова "Бабочка", "Ночные бабочки"

Учить детей лепить красивые предметы в подарок. Закрепить умение принять и самостоятельно реализовать творческую задачу; владение пластическими и аппликативными умениями, способность к интеграции - раскрытию одного способа разными средствами.

1. Чтение стихотворения В. Шипуновой "Портрет бабочки".

2. Постановка задачи перед детьми.

Выбор детьми материалов и создание портретов бабочек.

4. Экспресс - выставка "Бабочка красавица"

Для лепки - цветной картон или плотная цветная бумага А4, солёное цветное тесто, стеки, колпачки фломастеров, пуговицы, бисер, мягкая проволока. Для аппликации - цветная бумага разного формата на выбор детям, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки.

Открытки с изображением бабочки.

Аноскина Гюзель Рафековна

Конспект занятия по лепке.

Тестопластика «Рыбка-сувенир» в подготовительной группе.

Цель: Поддерживать интерес у детей к занятиям тестопластикой, обучать некоторым приемам изготовления рельефа из соленного теста.

Задачи:

Образовательные:

Обучить приемам изготовления рельефа из соленного теста (работа с шаблоном, прием декорирования).

Воспитательные:

Воспитывать у детей усидчивость аккуратность;

Прививать уважение к историческим традициям творчества.

Развивающие:

Развивать воображение, внимательность, мелкую моторику рук.

Материалы и оборудование:

Соленое тесто, цветное;

Мелкие элементы для декорирования (бусы, пуговицы, перец горошком и т. д.);

Стакан с водой;

Кисточка;

План занятия:

1. Организационная часть:

1.1. Рассказ педагога об изделиях из соленого теста;

1.2. Показ педагога изделий декоративно-прикладного творчества.

2. Основная часть:

2.1. Демонстрация используемых материалов, подготовка к работе;

2.2. Физкультминутка;

2.3. Изготовление рыбки из соленого теста;

3. Общий анализ продуктивности занятия.

Ход занятия:

1. Организационная часть:

Дети садятся за столы.

1.1 Рассказ воспитателя об изделиях из соленого теста.

Воспитатель: - Сегодня, ребята, мы попытаемся сотворить чудо своими руками из такого знакомого нам материала, как соленое тесто.

А знаете ли вы, что поделки из соленого теста -это очень древнее искусство. Древние инки лепили из теста фигурки культовых животных как жертвоприношение своим богам, а в Китае делали из теста марионетки для кукольных спектаклей и других развлечений.

На Русском Севере, в хлебосольных и приветливых поморских домах, на видных местах, всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигурок людей и животных. Это мукосольки – поделки из муки и соли. В давние-давние времена, хлебные веночки и другие домашние украшения лепили из несоленого теста. Но такие изделия быстро исчезали без следа, даже без крошки, потому что их поедали…мыши. Рукодельницы и умниц догадались добавлять в тесто соль. Это мышкам не понравилось. С тех пор тесто для лепки несъедобных поделок всегда стали делать соленым.

1.2 Показ поделок из соленого теста.

В. : - Мы уже с вами лепили из соленого теста много поделок. Посмотрите на работы, которые есть в нашей коллекции. (Дети рассматривают работы, отвечают, какие работы им нравятся и почему)

А сегодня на занятие мы с вами будем делать «Рыбку-сувенир». Каждый из вас сделает свой сувенир и когда работа будет готова, сможет удивить самых близких людей таким необычным подарком.

Подумайте про себя, для кого бы вы хотели сделать «Рыбку-сувенир»? (Дети отвечают по желанию)

2. Основная часть.

2.1. Демонстрация используемых материалов, подготовка к работе.

В. : - На ваших столах лежат необходимые для работы материалы: тесто, шаблон, стека, вода, кисточка, детали для украшения, которые помогут вам в изготовлении рыбки.

2.2. Физкультминутка.

В. : - А чтобы вам было весело работать, предлагаю поиграть и в этом нам поможет рыбка.

Встаньте, пожалуйста, со своих мест и повторяйте за мной (Дети встают)

«Рыбка плавает в водице,

рыбке весело играть! (волнообразные движения руками вправо, влево, горизонтально и вертикально)

Рыбка, рыбка озорница (грозим пальцем)

Мы хотим тебя поймать. (обнимают себя за плечи)

Рыбка хвостиком вильнула (волнообразные движения рук)

Крошку хлебную взяла, (пальцы в замок)

Съела, тут же повернулась (поворот вокруг себя)

Быстро, быстро уплыла. (прячем руки за спину)»

Дети садятся на свои места.

2.3. Изготовление рыбки из соленого теста.

1)Смотрите внимательно, каждый этап работы я буду показывать. (дети приступают к работе)

2) Делаем лепешку толщиной – 5 мм. Начинаем с того, что делаем из теста шарики. Затем «подкатываем» его и получаем толстую колбаску. Кладем ее на стол, разминаем ладошкой, пальцами,стараемся, чтобы толщина была одинаковой. Можно сделать нашей заготовке «массаж», похлопав ее пальцами (этим мы и выравниваем ее).

3) Вырезаем стекой контур рыбы с помощью шаблона.

4) Влажными пальцами или влажной стекой заглаживаем неровности контура.

5) Стекой помечаем голову и рисуем рыбку.

6) Делаем углубление для глаз.

7) Делаем небольшие шарики из теста для глаз, смазываем водой место, куда потом положим глаза.

8) Рисуем стекой реснички.

9) Стекой делаем углубления на хвосте и плавниках.

10)Делаем отверстия для крепления рыбки с помощью кисточки.

11) Делаем шарики-украшения, кладем их на смазанное водой место.

12) Колпачком от фломастера делаем углубления в шариках-украшениях.

13)Делаем украшения около хвоста.

14) Стекой делаем углубления на теле рыбки -чешую.

15) Украшаем рыбку мелкими деталями.

16) Рыбка готова.

3. Общий анализ работы.

В. : - Очень красивая получилась у всех рыбка. Вы делали их с любовью и добром, что бы вы хотели пожелать человеку, которому вручите этот сувенир?

А что вам сегодня запомнилось из нашего занятия?

А сможете ли вы сделать таких рыбок сами? (дети отвечают по желанию)

На этом наше занятие закончилось, когда работы высохнут, вы сможете их подарить своим родным.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Рыбка» Тема занятия: «Рыбки» (рисунки, спрятанные в ладошках). Цели: вызвать у детей интерес к образу; учить детей рисовать из ладошки руки, добавляя.