Что делать если ребенка украли. Что делать если ребенок ворует

И ворует? Деньги - неотъемлемая часть нашей жизни. Дети начинают понимать это с младенческих лет. Один ребенок, единожды украв, раскается и больше никогда этого не сделает. Другой, почувствовав «вкус», продолжает так же поступать, несмотря на уговоры и наказание. В этой статье попробуем разобраться в причинах воровства и в поведении родителей, чтобы избежать возможности вырастить из ребенка асоциальную личность.

Причины воровства

Большая проблема в семье, когда дети воруют. Это значит, что они страдают. Дети не всегда сами понимают свои страдания или не думают об этом. Так как слишком болезненно воспринимают свое неадекватное поведение. Если ребенок начал воровать, то этот сигнал тревоги нельзя пропустить. Скрывая или отвергая мысль о том, что появляющиеся в доме вещи, якобы найденные на улице или подаренные другом, ребенок на самом деле просто украл, родители теряют момент искоренения пагубной привычки на корню. Первая задача родителей - узнать, почему дети воруют и как отучить ребенка от этого.

Неправильная модель поведения мам и пап проявляется в отсутствии видения ими плохого поведения малыша. Некоторые считают ничего не значащим поступком, если ребенок взял чужую вещь. За своей работой родители не видят изменения в поведении своего чада, его возросших потребностей. Это проявление общей педагогической неграмотности.

Почему малыш ворует? Вариантов детского воровства несколько:

  • Ребенок делает это только иногда. Он тащит всякую мелочевку, но только в подходящей ситуации.
  • Ребенок, несмотря на скандалы, физическое и моральное наказание, ворует часто, все подряд, в разнообразных ситуациях.

В первом варианте есть возможность, что при благоприятной обстановке воровство сойдет на нет. Во втором - налицо потеря времени в воспитании ребенка. Существует опасность, что ребенок вырастет асоциальной личностью. На практике такие дети уже не совсем контролируют свои позывы украсть. Но проблемы проявляются не только в этом. Не ладится учеба, нет понимания в отношениях с ровесниками, нет желания вообще что-то делать. Это означает, что потерян волевой контроль. Во время школьного кризиса, с 7-8 лет, у ребенка вырастают потребности, неконтролируемое желание иметь определенную вещь усиливается.

Пример взрослых

Ребенок в подростковом возрасте чаще копирует своих «предков». Именно по этой причине дети родителей, находящихся в местах заключения за кражу, лезут в карман рядом стоящего человека. К сожалению, такое случается крайне часто.

Геройский или постыдный поступок?

Как отучить ребенка 8 лет воровать? Чаще всего он ворует отнюдь не потому, что очень нуждается и ему не хватает карманных денег. Причиной может стать желание выделиться среди своих друзей, получить от них одобрение, показаться более крутым. Не секрет, что в воровстве дети не видят криминала. В своей среде это принимается за «ловкость рук». Такое поведение одобряется собравшимися в группу детьми, особенно в подростковом возрасте. Именно стадный инстинкт чаще всего подталкивает ребенка из благополучной в финансовом плане семьи на совершение кражи. Рассказы о «геройском поступке» - воровстве лидера дворового сообщества, провоцируют на эти же подвиги других, более безвольных детей. Детям интересно находиться в окружении сильных ребят. Если самооценка ребенка занижена, он будет воровать и хвастаться этим только по той причине, чтобы не показаться слабаком.

Если ребенку в детстве не объяснили, «что такое хорошо и что такое плохо», не научили нормам морали, подкрепляя все это своим поведением, ребенка как личность можно потерять навсегда. Дети - это сырец, из которого лепится самодостаточная личность. Психологами изучалась ситуация, когда воровством занимается ребенок обеспеченных родителей, семья которого вполне может показаться образцовой, но проблема есть, и ее надо решать. Ошибка родителей в воспитании начинается в тот момент, когда они при принесенной из садика, умиляются его предприимчивости. Родители таким поведением дают ребенку добро на то, что чужое можно брать.

Вымогательство

Не секрет, что старшие дети могут отбирать у младших деньги. Ребенок, который не имеет доверительных отношений с родителями, впоследствии может не только воровать деньги, но и выносить из дома вещи.

Что ребенок стал жертвой вымогательства, можно определить по его поведению. Он изворачивается, обманывает, плачет. Если в семье нет доверительных отношений, он будет скрывать, что его заставляют воровать. С одной стороны, он боится непонимания своих родителей и неправильного реагирования на это, с другой - угроз и избиения со стороны сверстников. Если шантаж все-таки выявится, когда ребенку за непослушание грозит физическая расправа, в ситуацию должны вмешаться правоохранительные органы.

Мотив воровства из лучших побуждений несколько отличается от других причин. Не имея возможности сделать близкому другу или родственнику подарок, он может пойти на неблаговидный поступок. В детстве еще не полностью сформированы нравственные правила жизни. Возникшее желание сделать подарок посредством воровства еще не тормозится жизненными устоями.

Разновидность воровства - импульсивное

О том, как отучить ребенка воровать деньги, мы расскажем далее. Сначала рассмотрим виды данного явления. Несмотря на разные причины возникновения воровства, психологи выявили несколько его разновидностей.

Иногда ребенку сложно устоять перед открыто лежащей, желанной вещью. Это считается импульсивным воровством. Ребенок понимает, что это плохо, что воровать нельзя, но соблазн велик, а психика еще не устоявшаяся. Ребенку трудно сопротивляться возникшему желанию обладать этой вещью. Стыд отходит на второй план.

Протест как причина воровства

Причиной воровства в виде протеса является заброшенность ребенка в семье. Родители мало общаются со своим чадом, увлечены работой, хобби, отдыхом, а ребенок не вписывается в эти планы. Возможно, ребенка любят, но он не чувствует любви. Одиночество становится невыносимым. Ненужность его присутствия в жизни родителей оказывает тяжелое последствие на развитие его психики. Из-за желания обратить внимание мамы или папы на свое существование, ребенок начинает воровать. Чем ярче проявление родителей на его поступок (крики, скандал, слезы, физическое наказание), тем чаще будет возникать потребность украсть, чтобы родители про это узнали. Ведь впоследствии он на какое-то время становится центром внимания своих родителей. Они вспоминают о его существовании. Протестные причины воровства могут быть также от большого количество запретов в семье. Если желание ребенка иметь карманные деньги на свои нужды зарубается на корню, он обязательно начнет воровать. Такие поступки в этом случае являются борьбой за независимость, пусть даже в таком искаженном виде.

Ребенок из бедной семьи не может похвастаться перед сверстниками современным телефоном. Потому может стать предметом насмешек со стороны более обеспеченных детей. Чтобы избежать этого, ребенок может пойти на воровство денег своих родителей, тем самым неосознанно мстить им за отсутствие финансового благополучия в своей жизни. Виновниками этого он считает своих родителей-неудачников.

Клептомания у детей

Единственное воровство, считающееся болезнью - это клептомания. Желание украсть не поддается контролю даже у детей с четко установленными нормами морали. Целью такого воровства не является получение материальной выгоды. Это психическое расстройство, наличие которого может определить только специалист - психиатр. Болезнь требует обязательного медикаментозного лечения вместе с наблюдением психотерапевта за течением патологии.

Как отучить ребенка воровать и врать? Что делать нельзя?

Рассмотрим действия, которые родители не должны делать ни в коем случае. Иногда мамы и папы в своем желании отучить ребенка от пагубной привычки действуют за гранью разумного. Так как отучить ребенка воровать деньги? Совет психолога звучит так: «Нельзя ругать ни в коем случае!» Угрозы посадить ребенка в тюрьму, вызвать полицию, рассказать всем о его поступке ни к чему хорошему не приведут. В этот момент дети, как никогда, нуждаются в любви, понимании и поддержке своих родителей. Не угрожайте, не возмущайтесь, не обзывайте преступником и т. п. словами. Навешивание таких серьезных ярлыков может серьезно нарушить неокрепшую психику ребенка и озлобить его душу. Как отучить ребенка воровать и не навредить ему? Давайте рассмотрим то, что родителям делать нельзя:

  1. Сравнение не в пользу ребенка с другими детьми тоже ничего хорошего не сулит ему для его будущего. Какой ребенок плохой, как противен его поступок, в отличие от соседнего малыша-ангела. Это не те слова, которые ждет от своих родителей малыш. Впоследствии это приведет к стойкому убеждению ребенка в своей никчемности, унизит его самооценку. Это впоследствии скажется на основном выборе направления его жизни. Это также может стать причиной продолжения желания воровать.
  2. Нельзя разбирать проблему воровства при посторонних людях. Если воровство выявилось в гостях или где-то в общественном месте, то не устраивайте разборки прямо там. Такое деяние обсуждается только в привычной для ребенка домашней обстановке, тихим голосом.
  3. Если ребенок сказал, что никогда больше такое не повторится, ни в коем случае нельзя возвращаться к обсуждению проблемы воровства до нового его выявления. Тем самым ребенку дают понять, что ему верят и любят.

Ребенок ворует. Причины и способы борьбы с этим неблаговидным поступком

Выявление причины воровства и краж - одно из самых главных действий для устранения воровства в будущем. В этой статье уже обсуждались причины такого поведения детей. Как отучить ребенка воровать деньги у родителей? Каждая причина требует своего уникального разбирательства:

  1. Если причиной является плохая компания, то, значит, надо мягко подвести ребенка к мысли о том, что таких друзей в его жизни быть не должно.
  2. Ваш ребенок обеспечен материально, но ему не хватает душевного тепла мамы и папы, значит, дайте ему это в достатке. Восполните пробел в любви к нему. Покажите своими действиями, как он дорог именно такой. Его поступок никак не отразится на вашей любви к этому маленькому существу.
  3. Вы поняли сами или в этом признался ребенок, что его шантажируют и вымогают деньги. Что делать? Ваши действия зависят от возраста вашего чада. Если он ученик начальных классов, а вымогатели старшеклассники этой школы, то как поступить? Возможно, будет достаточно обращения к директору школы с претензией на отсутствие безопасности нахождения вашего чада здесь. Если ребенок сам является старшеклассником, а вымогателями являются его одноклассники или сверстники из другого класса или школы, тогда эту проблему может решить старший брат или отец. Взрослый человек должен встретиться с шантажистами и жестко решить проблему. Если и после этого ребенок приходит домой подавленным и побитым, то только обращение в полицию приведет к нужному результату.
  4. Если причиной воровства стало желание сделать подарок маме, а денег на это не было и ребенок выбрал такой способ его покупки, что делать? Ему надо мягко объяснить, как мама рада, что он помнит о ее дне рождения, как она любит такого сына (или дочь). Но в то же время сказать о том, что, если бы презент был сделан своими руками, для не это было бы гораздо приятнее, чем принимать презент, зная, каким способом он приобретен.

Как отучить ребенка воровать? Обязательное выяснение отношения чада к своему поступку является одним из гарантов отсутствия таких его действий в будущем. Вы с вашим ребенком обязательно должны вернуть украденную вещь хозяину. Объяснение его поступка при возврате не должно обсуждаться с посторонними. Ведь это мог быть случайный, импульсивный поступок.

Воровство игрушек

Если ребенок ворует деньги у родителей, как поступить? Реакция на выявление воровства у мамы с папой должна быть адекватной. То есть соизмеримой с поступком и возрастом ребенка.

Например, многим интересно, как отучить ребенка воровать игрушки. В данном случае психологи советуют предоставить ему возможность выйти из создавшегося положения самостоятельно. Например, мы имеем дело с малышом, который первый раз уличен в воровстве. Если мама убеждена, что именно ее ребенок взял чужую игрушку, надо дать возможность ее вернуть незаметно. Малыш интуитивно понимает, что совершил неправильный поступок. Но ему стыдно открыто сказать об этом. Поэтому подскажите ему: «Наверно, домовой захотел поиграть с этой машинкой? Давай уговорим его отдать ее». Также обязательным психологическим приемом является убеждение ребенка рассказать подробно, как это случилось. Вина обязательно должна быть доказана. Нет гарантии, что вашего сына или дочь обвиняют в краже обоснованно. На ребенка благотворно повлияют ваши попытки защитить его. Плохой признак, если при всем доказанном он врет и изворачивается, чтобы уйти от ответственности. В том случае надо донести до него невозможность такого поведения. Обман недопустим по отношению к другим людям. Принципы ответственности за проступки никто не отменял. Ваш ребенок должен усвоить жизненный порядок: если украл - должен вернуть, если нанес вред - возместить его, если обманул человека - сказать правду. Но ни в коем случае нельзя выбивать признание. Тогда установление причины проступка будет невозможным. Раскаяние и признание должны быть добровольными и вызывать удовольствие от сделанного.

В будущем надо добиваться, чтобы ребенок спрашивал разрешения у взрослых перед тем, как брать определенную вещь.

Не отталкивайте ребенка!

По данной теме психологи дают советы. Как отучить ребенка воровать, чтобы это было для него безболезненно? Не отталкивай его от себя. Ситуации, когда стало известно о его неблаговидном поступке, требуют от него мобилизации всех душевных сил. Сейчас ему требуется ваша забота и любовь, как никогда. Душевные беседы о его жизни, стремлениях помогут пережить его «падение» вместе с мамой и папой. Разделение душевной боли с близкими людьми поможет ребенку избежать душевной травмы.

Сейчас никак нельзя оставить сложившуюся ситуацию без присмотра. Как отучить ребенка воровать? Совет психолога по данном вопросу звучит так: внимательно следите за его окружением, больше общайтесь с классным руководителем и воспитателем. Ребенок много времени проводит в школе или детском саду. Поэтому они смогут увидеть изменения в его поведении. Нельзя не реагировать на появление у ребенка чужих вещей. Общеизвестно, что дети младшего возраста имеют привычку меняться игрушками. Но если он приносит из садика дорогие вещи, это служит поводом выяснить причину их появления. Детей старшего возраста надо учить копить деньги на вещь, которую они хотят приобрести. Это могут быть денежные подарки на день рождения и другие праздники. Ребенок прислушается к вашим советам не транжирить полученные средства, если его убедить, что реально их накопить и купить то, что хочется.

Как отучить ребенка воровать у родителей? В семье оба родителя должны вести одну линию воспитания. Отношение ко всем детям в семье должно быть одинаковым. Только в этих случаях вы будете уверены, что в будущем они не будут испытывать негатива друг к другу. Все обиды между близкими родственниками имеют корни из детства.

Часто фраза «ребенок ворует деньги» воспринимается сторонними с содроганием. Но если припомнить себя в неоперившемся возрасте, разве не было таких ситуаций, когда «забывалось» отдать маме сдачу с хлеба или незаметно стягивалась пара монеток, оставленных на тумбочке? По карманам, может быть, многие и не шарили, но такие невинные проделки, скорее всего, вспомнит каждый. Так почему же детское воровство с высоты родительного возраста вызывает столько негодования и стыда?

Когда ребенок находится еще в том возрасте, в котором действия могут быть импульсивными, неосознанными – до 6–7 лет, он может не понимать в полной мере разницу между своим, чужим и общим, просто копируя поведение взрослых. И если мама часто говорит папе, отправляя его за покупкой, мол, возьми деньги там-то, эта схема взаимодействия откладывается у ребенка в голове, как типовая: нужно что-то купить – возьми денег. О том, как зарабатываются эти деньги, можно ли брать их по желанию или нужно согласовывать это с кем-то – ему неизвестно. Разве за это можно его укорять? Однако простым объяснением, откуда берутся деньги, и как с ними обращаться, здесь не обойтись. Прежде, следует выяснить, для чего ребенку они понадобились.

Бывает, ребенок просто покупает для друзей сладости. Таким образом он пытается завоевать их признание и любовь. В таком случае придется объяснить ему, что друзей так не приобретают, а уважение зарабатывается иными поступками и качествами.

Также случается, что ребенок чувствует себя неуютно в своей компании, если другим детям уже перепадает какая-то мелочь, которая может быть потрачена ими на свое усмотрение. В семье с авторитарными родителями и жесткими правилами он просто может побояться попросить. Ему проще незаметно взять самому, чтобы не выглядеть белой вороной среди друзей и в то же время не навлечь на себя родительский гнев. Здесь придется чуть сложнее. Родителям предстоит признать, что малыш повзрослел, начать больше интересоваться его жизнью и маленькими желаниями и выдавать периодически небольшие деньги для их удовлетворения.

Но бывают и гораздо более неприятные обстоятельства, когда воровство спровоцировано вымогательствами и угрозами старших детей или более «предприимчивых» сверстников. В этом случае понадобятся правовые меры, а ребенка предстоит научить давать достойный отпор. Но главное в подобных ситуациях – наладить, пока не поздно, доверительные отношения с ним, чтобы о скрытых желаниях и страхах не приходилось узнавать по таким косвенным признакам, как воровство.

Воровство детьми постарше, как правило, уже бывает масштабнее и может иметь разные мотивы. Иногда ребенок, становясь более самостоятельным, оказывается попросту забытым и оставленным на произвол судьбы, и тогда подобным способом он привлекает внимание родителей, ведь для него даже негативная реакция – это уже реакция, в противовес полному безучастию. Если проявить агрессию или угрозы и снова оставить ребенка наедине с собой, он сделает это опять, а потом повторит уже из принципа и чувства противодействия. В этом случае поможет только внимание и принятия подростка в свою «команду», он должен ощутить себя необходимой частью семьи, а не довеском.

Часто воровство порождено нежеланием родителей понимать потребности ребенка, которые на самом деле гораздо шире, нежели еда и кров. Подростковый мир, где правят стереотипы, очень жесткий. «Рейтинг» присваивается по соответствию одежды, техники, аксессуаров принятым эталонам, не всегда понятным родителям. Однако в этом возрасте психика детей очень уязвима, и непризнание обществом многие переносят довольно болезненно. Отсюда проистекают кражи денег на покупку «знаков соответствия», уносятся в школу недешевые родительские телефоны и планшеты и т. д. Родителям стоит вспомнить себя и свои чувства в эти годы: не было ли мучительно обидно, когда мама или бабушка считали лучшей одеждой для подрастающей девочки рейтузы с начесом, в то время как вся прогрессивная молодежь вовсю щеголяла в капроновых лосинах? Не смеялись ли сверстники над старомодным портфелем, таская учебники в маминых поношенных, но «фирмовых» сумках? Если постараться, таких обид припомнится множество. Стоит ли отыгрываться на своем чаде? Если нет возможности совершить желаемую ребенком покупку, можно завести копилку и договориться, что вещь обязательно будет приобретена в перспективе. Либо предложить вносить туда и его лепту, оказав посильную помощь в зарабатывании нужной суммы.

Слабая саморегуляция также становится причиной того, что ребенок ворует деньги. Родителям необходимо умерить свое желание руководить. Такая форма воспитания приводит к тому, что все действия ребенка побуждаются извне, как выполнение чьей-то воли, и в итоге он не приобретает способность самостоятельно принимать решения и контролировать свои поступки, у него остается неразвитым как чувство мотивации, так и внутреннего запрета. Самостоятельные действия (в том числе и воровство) происходят бесконтрольно, и лишь потом ребенок может осознать, что делать этого не следовало. Такой пробел выражается не только в воровстве: подобные дети, если их не заставлять, очень неохотно выполняют и базовые операции, такие, как чистка зубов, уборка за собой или приготовление домашнего задания. Если ребенок привык делать все из-под палки, необходима длительная кропотливая работа по расширению зоны его ответственности. Нужно доверять ему решение несложных дилемм, ненавязчиво обосновывать для него собственные решения, чтобы он научился строить причинно-следственные связи.

Еще одной предпосылкой для воровства могут стать разговоры самих родителей. Часто в обществе детей не следят за сказанным, а вылетевшие слова могут очень прочно откладываться в сознании ребенка, как догма. Это относится и к разговорам о материальном: если периодически сетовать на то, как сложно нынче заработать на жизнь честным трудом, и как хорошо устроились те или эти, воруя у народа и прекрасно при этом себя чувствуя, – у ребенка сложится вполне определенный стереотип, что, во-первых, воровать не плохо, а во-вторых, родители довольно лояльно к этому относятся. А последствия такого мышления вскоре могут вскрыться совсем неожиданно.

Ни в коем случае не стоит называть его вором, вызывать в нем чувство стыда и подавленности, сравнивать его с «положительными» друзьями и вообще устраивать пристрастный суд. Этим можно добиться только того, что ребенок станет еще более замкнутым и скрытным. Важно дать ему понять, что несмотря на его поступок его очень любят, и хотят просто разобраться, чего не хватало ему со стороны родителей. Возможно, они что-то упустили или не заметили? Как правило, такие разговоры не побуждают защищаться, а, наоборот, располагают к искренним эмоциям и конструктивному диалогу.

Также следует с пониманием отнестись к выдаче карманных денег, ведь далеко не обо всех своих потребностях дети могут рассказать родителям, даже если их связывают открытые взаимоотношения. Важно понимать, что деньги сами по себе нейтральны, придает им позитивный или негативный оттенок лишь неумение с ними обращаться. А научиться этому, не имея денег, ребенок вряд ли сможет. Ко всему прочему стоит научить ребенка отличать свои, общие и чужие вещи и средства, чтобы он осознал границы собственности, чем он может распоряжаться на свое усмотрение, а чем нет.

Когда родители замечают, что их любимый ребенок, который вроде бы ни в чем не нуждается, потихоньку таскает у мамы из сумочки деньги, они обычно впадают в панику. Между тем, по свидетельству специалистов, детское воровство - очень распространенная семейная проблема.

Детское воровство - явление нередкое, но тщательно скрываемое, как алкоголизм и другие "постыдные" семейные тайны. В сознании большинства взрослых намертво спаяны две мифологемы: ребенок - невинный ангел, а воровство - примета криминального мира, для нормальных людей далекого и чуждого. Когда ребенок попадается на краже, родители обычно чувствуют себя совершенно растерянными. Одни при этом впадают в истерику, собираясь то ли застрелиться сами, то ли спустить всех собак на свое незадачливое чадо, другие предпочитают сделать вид, что ничего не произошло, потому что как реагировать - непонятно. Специалисты считают, что единственно правильной реакции на воровство не существует: она зависит от причин, по которым ребенок ворует. Выделяют три основные причины детского воровства. Первая - это детская импульсивность. Ребенок может украсть просто потому, что это очень легко, а удержаться от соблазна, наоборот, трудно. Вторая причина - затруднения в общении с родителями. Некоторым детям кажется, что родители обращают на них мало внимания. Когда они присваивают себе их вещи или берут деньги, то это символический акт воссоединения с родителями, которые начали отдаляться. Третья причина- стремление самоутвердиться. Некоторые дети начинают воровать, чтобы не чувствовать своей неполноценности, чтобы убедить самих себя и окружающих в своей хитрости, ловкости, смелости. Нельзя, но очень хочется Самая распространенная причина воровства - это детская импульсивность. Всем маленьким детям тяжело контролировать свои желания. Если пятилетнему ребенку хочется взять пирожное, лежащее на столе, то единственное, что может его остановить,- это страх наказания. Если же он уверен, что никто этого не заметит, бесполезно требовать от него проявления "сознательности". Даже если он знает, что нельзя брать чужое, он может непроизвольно взять понравившуюся вещь.

Произвольное поведение, подчиненное внутренним социальным нормам, обычно формируется к 6-7 годам. Но у некоторых детей с этим возникают трудности. Обычно эти дети более подвижны и возбудимы, им трудно не только сдерживать свои желания, но и просто спокойно сидеть на уроке и внимательно слушать учителя. Причиной импульсивности могут быть и серьезные психические отклонения (например, олигофрения), и особенности темперамента (повышенная активность), и временные невротические реакции на какие-либо психические травмы (развод родителей, переезд, поступление в школу). Импульсивное воровство ("не мог удержаться", "очень захотелось") иногда путают с клептоманией. Это психическое заболевание, которое, в отличие от простого воровства, встречается крайне редко. По американской статистике среди взрослых воров клептоманы составляют около 5%, да и то примерно половина из них - симулянты. Среди детей случаи клептомании единичны. Импульсивных детей необходимо строго контролировать и приучать к ответственности. Ребенок, даже импульсивный, никогда не совершит поступка, за которым немедленно последует наказание. Поэтому нельзя делать вид, что ничего не произошло, но не стоит и раздувать случившееся до масштабов вселенской катастрофы. Если ребенок взял что-то у сверстников или в чужой семье, то сама по себе процедура выяснения обстоятельств кражи (с участием потерпевших и их родителей), извинения и возвращения похищенного достаточно болезненна. Неприятное воспоминание, которое останется у ребенка от такого разбирательства, поможет ему в следующий раз удержаться от соблазна. Бунт против одиночества Мама 12-летнего Виталика обратилась к психологу-консультанту с очень деликатной проблемой. Уже несколько раз сын попадался на кражах. Но если раньше он таскал вещи из дома и деньги из маминой сумочки, то в последний раз украл большую сумму у знакомых, которые пришли в гости. Кража раскрылась, и всем взрослым было страшно неловко. Своего родного отца Виталик почти не помнил.

Пять лет назад его мама второй раз вышла замуж, и они переехали из маленького подмосковного городка в огромную квартиру на Чистых Прудах, с книжными шкафами до потолка и остатками фамильного серебра в буфете. Новый мамин муж был сыном крупного ученого и сам тоже делал блестящую научную карьеру. Вскоре в семье родился младший брат. Мама была поглощена заботами о малыше и к тому же изо всех сил старалась соответствовать высокому культурному уровню своего нового окружения: читала книги, училась в вечернем институте, а через некоторое время устроилась работать бухгалтером, поскольку, несмотря на научные успехи мужа, денег в семье не хватало. Разумеется, времени на старшего сына у нее практически не оставалось. Он с трудом привыкал к новой обстановке: плохо спал, неважно учился, был замкнутым и неразговорчивым, в отличие от своего младшего брата, купавшегося в лучах родительской любви и излучавшего ответную жизнерадостность. Единственным человеком в семье, с которым Виталик общался, была бабушка. Именно у нее он впервые два года назад украл часы. Бабушка заметила пропажу, но сделала вид, что ничего не случилось. Она вообще жалела Виталика, понимая, что не он любимец в семье. Но вскоре мальчик украл деньги из письменного стола отчима. Эта кража тоже скоро раскрылась. Отчима больше всего волновало, на что именно Виталик потратил деньги. Выяснилось, что половину он прокутил в "Макдональдсе", а половину подарил другу, "потому что его мама медсестра и ей приходится работать даже по ночам". Все остальные кражи носили такой же "нерасчетливый" характер. Чаще всего Виталик дарил деньги и вещи, взятые из дому, нищим на Курском вокзале. Психотерапевт рекомендовал родителям выдавать Виталику определенную сумму на карманные расходы, а остальные деньги хранить в недоступном для него месте. Он также посоветовал раз в месяц всей семьей делать в доме ревизию: отбирать старые вещи и относить в ближайшую благотворительную организацию. А Виталика назначил ответственным за это поручение. Свою главную рекомендацию - проявлять к сыну побольше любви и внимания - терапевт так и не решился произнести вслух.

Попытки ребенка восстановить утраченную связь с родителями достаточно часто становятся причиной воровства. Когда родители слишком поглощены собственными проблемами, ребенок чувствует себя одиноким и заброшенным. Ему начинает казаться, что родители уделяют ему меньше внимания, чем другим детям, или что его не любят, или что к нему несправедливы. И тогда он может взять у мамы из сумки деньги или какую-то вещь, но всегда таким образом, что пропажа легко обнаруживается. Сами деньги ребенку не очень-то и нужны. Он бессознательно стремится привлечь внимание родителей, пусть даже это будет гнев, возмущение и наказание. Когда тебя наказывают, это все же лучше, чем когда тебя вообще не замечают.

Тех детей, которые с помощью воровства добиваются внимания родителей, шумные скандалы и строгие наказания лишь убеждают в правильности избранной ими стратегии. В таких случаях психологи советуют игнорировать факт воровства или отнестись к нему как к рядовому событию.

Иногда полезно вместо скандала похвалить ребенка за какие-нибудь успехи или сделать подарок, о котором он давно мечтал. Даже если в ответ на ваше великодушие ребенок не признается в краже, то он надолго запомнит ощущение стыда и неловкости. Как воспитать бандита Иногда родители сами подталкивают детей к воровству своими бессознательными установками. Мама 16-летнего Максима вырастила сына одна и мечтала, что со временем он станет ей опорой. Она восхищалась предприимчивыми и состоятельными мужчинами и всячески поощряла в мальчике наклонности к "суперменству". Максим был развит не по годам, дружил с ребятами постарше и все свободное время занимался каким-то "бизнесом". В суть этого бизнеса мама предпочитала не вникать и гордилась тем, что сын не клянчит у нее карманные деньги. Она была потрясена, когда ее вызвал следователь и дал прослушать запись телефонного разговора ее сына с одноклассником. Максим требовал у приятеля $500, угрожая рассказать всем о его гомосексуальных наклонностях. На суде выяснилось, что основным бизнесом Максима и двух его друзей сначала были кражи денег в школьной раздевалке, которыми они промышляли с десяти лет. Потом они наладили скупку и перепродажу вещей, которые по их заданию приносили из дома младшие ребята. Самое потрясающее, что в эти махинации были вовлечены несколько десятков детей, но никто из родителей не встревожился тем, что из дома пропадают книги, компьютерные диски и драгоценности. А если и встревожился, то держал проступок своего ребенка в тайне. В результате юные бандиты почувствовали себя абсолютно безнаказанными. Они практически открыли в школе подпольный пункт по скупке краденого и погорели случайно, когда решили шантажировать своего одноклассника, которого подозревали в гомосексуализме. Они не рассчитывали, что мальчик обратится за помощью к папе. Папа записал их телефонный разговор и отнес пленку в милицию. Двум приятелям Максима дали условный срок. Сам он отделался легким испугом и был сразу же отправлен в Испанию - очевидно, для продолжения воспитания. Многие родители хотят видеть своего ребенка сильной личностью. Однако ребенок может иметь свое представление об исключительности и выбрать для воплощения родительской мечты свой собственный путь. Например, решить, как Максим, что он слишком умен, чтобы подчиняться правилам. Иногда ребенок начинает воровать из "классовых" соображений, завидуя более обеспеченным детям и стремясь отомстить "богатеньким". Такое возможно, например, если подобная "классовая ненависть" культивируется и у него в семье. Как правило, родители вскоре теряют контроль над юным "суперменом". Ребенок убеждается в своей безнаказанности и начинает верить в то, что законы существуют не для него. Но рано или поздно он попадает в поле зрения правоохранительных органов.

Профилактика

Самая простая мера профилактики детского воровства состоит в том, чтобы его не провоцировать. Например, не разбрасывать деньги по квартире, а хранить в недоступном для ребенка месте. Может быть, такое место найти непросто, зато во многих случаях подобной меры вполне достаточно. Помимо денег, иногда начинаются проблемы с вещами. Очень часто даже в самых обеспеченных семьях дети не имеют личных вещей - то есть не имеют возможности свободно распоряжаться вещами, в том числе дарить, портить и уничтожать. И поэтому не отвечают за них. В этой ситуации ребенок не осознает разницы между "моим" и "нашим". Он может взять из дома вещи, не воспринимая их продажу или дарение как кражу. Важно четко очертить для ребенка границу между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права распоряжаться. Многих родителей пугает идея, что часть вещей должна быть передана ребенку в "безраздельную" собственность. Им кажется, что таким образом они потеряют действенный рычаг контроля над ребенком - например, возможность отобрать у него велосипед, если он закончит четверть с тройками. Но именно отсутствие у ребенка опыта обладания собственностью провоцирует кражи. Эффективным способом профилактики воровства является также выделение ребенку карманных денег. Собственные деньги воспринимаются детьми с большой ответственностью. Как правило, даже семилетние дети распоряжаются регулярно выдаваемой им суммой очень разумно, а лет с девяти начинают их копить на крупные покупки, что свидетельствует об успешном преодолении своей импульсивности. Поэтому из тех значительных сумм, которые тратятся на ребенка, стоит часть выдавать на руки. Это позволяет сэкономить не только деньги, но и нервы.

  • Нелегальное вторжение в их пространство и присвоение себе их собственности.
  • Способ сказать нам, взрослым, о каком-то своем неблагополучии.
  • Симптом семьи.
  • Способ справиться с последствиями какой-то травмы.
  • Возможность получить то, что другим способом не получить.

На что стоит обратить внимание?

  • У кого - у какого члена семьи или школьной системы - ребенок ворует, тому и направлено послание ребенка.
  • Что именно он берет и на что тратит ворованные деньги? Это укажет на какой-то дефицит, выраженный символически.
  • Как давно он это делает? Если давно, то семья обладает некоторой «слепотой», старательно не замечает сложностей, боится с ними иметь дело. Это способ ребенка «открыть глаза» системе.

Какие частые причины такого поведения?

  • В семье нет четких границ, что можно и нельзя для всех членов семьи, включая взрослых.
  • Взрослые сами часто и нелегально нарушают границы ребенка.
  • В семье очень строгие правила, и ребенок совсем лишен возможности удовлетворять некоторые свои потребности - легальным образом получить то, что нужно, невозможно.
  • В семье и у ребенка не сформировано, путаются понятия «свое» и «чужое». Ребенка не обучили навыку просить и договариваться.
  • У ребенка сформировалась серьезная зависимость - игровая, алкогольная, наркотическая, что тоже является нарушением функционирования семейной системы.

Чего не стоит делать в случае обнаружения воровства?

1. Делать вид, что ничего не произошло.

Почему? Важно назвать вещи своими именами и сказать: «Ты взял у мамы деньги, это воровство. Так поступать нельзя. Это преступление».

2. Объявлять ребенка вором.

Он - ребенок, который совершил воровство. Это поступок, который является сигналом для семьи, правильнее отреагировать так: «Ты совершил серьезный проступок».

Почему? В большинстве случаев это неосознанный выбор ребенка. К нему неприменима уголовная или административная ответственность (до 14 лет). За воровство ребенка перед законом отвечают родители, поскольку они и являются теми, кто этому косвенно способствовал.

3. Наказывать ребенка больше, чем сам проступок.

Почему? В сверхнаказании родители часто всю ответственность за проступок перекладывают на ребенка и не берут свою. Этим они учат ребенка тому же - как не брать ответственность за совершенное. Взрослая позиция: «Нам вместе нужно разобраться, почему это произошло».

4. Оставлять происшествие без последствий.

Почему? У здорового ребенка есть моральные ориентиры. Если он не понес разумное наказание и каким-то образом не возместил нанесенный ущерб - в рамках своих возможностей, он может чувствовать себя долго и сильно виноватым.

Что может сказать взрослый: «Такое бывает, мы все совершаем ошибки, часто по незнанию или потому, что не подумали о последствиях. Давай подумаем, как ты можешь возместить ущерб, который ты нанес этим поступком».


5. Усиленно стыдить ребенка.

Почему? Разоблачение проступка и его последствия уже в значительной мере пробуждают стыд. Когда ребенка родитель слишком стыдит, он таким способ освобождается от собственного стыда и ответственности за происшествие и «загружает» им другого.

Так проявляется нежелание помогать ребенку в том, что поможет понять причины поступка, и желание просто запугать или застыдить - возникает «чтобы неповадно было впредь». От этого симптом уходит внутрь, и ребенок просто лучше скрывает последствия воровства, или симптом преобразуется в другой.

6. Обвинять во всем только его самого.

Почему? Большая часть ответственности принадлежит семье, взрослым. Важно выделить, где чья вина.

Семье хорошо бы взять ответственность за собственные дисфункциональные нарушения, за нарушение границ и несформированность адекватных норм и правил, то есть за причины поступка. Ребенок берет ответственность за сам факт совершения поступка.

7. Ограничиваться только наказанием, пристыживанием или запугиванием.

Почему? Это симптом какого-то неблагополучия, и в нем стоит разобраться всей семьей или с помощью психолога.

8. Думать, что теперь это навсегда «испорченный» ребенок и ему нельзя доверять.

Почему? Если будете относиться к этому как проблеме и все вместе ее решите, то произошедшее будет просто эпизодом из его жизни, сложным событием, в котором его семья пришла ему на помощь.

Если вы будете думать, что во всем виноват ваш «плохой» ребенок, он может и дальше неосознанно подтверждать это выданный ярлык.

Как поступить, если вы обнаружили у ребенка вещи, которые не покупали, или пропажу денег?

  • Поинтересоваться откуда вещи, чьи, при каких обстоятельствах оказались у ребенка.
  • Сказать, что вы обнаружили пропажу денег и полагаете, что взял их ребенок.
  • В случае обнаружение воровства успокоиться и не паниковать.
  • Спросить, осознает ли ребенок, что он совершил серьезный проступок.
  • Назвать это воровством, нарушением чужих границ, правил и закона.
  • Сказать, что с этим нужно разобраться всей семье.
  • Переработать собственные чувства - шок, разочарование, стыд, злость, страх, тревогу.
  • Обсудить последствия воровства и возмещения ущерба.
  • Разобраться с первопричинами.
  • Помочь ребенку организовать возмещение ущерба - возможно, совместно с семьей.

Как заняться профилактикой детского воровства?

1. Корректно обходиться с границами всех членов семьи.

«Это Ванины игрушки, ты не можешь их брать, если он тебе не разрешает», «Если ты хочешь взять, тебе нужно попросить». Соответственно, если вы, взрослые берете что-то у вашего ребенка, вы также спрашиваете.

Вы без спросу не залезаете в его портфель, дневники, странички в сетях, почту. Особенно, если ребенок не хочет вас туда пускать. Идея «я просто хочу убедиться, что у него все в порядке» не является основанием.

Если вы это делаете по этой причине, значит, у вас уже есть проблемы. Ваш ребенок вам не доверяет, и вы для того, чтобы унять свою родительскую тревогу, нарушаете границы своего ребенка, чем учите его тому же самому.

2. Открыто обсуждать сложности в семье.

«Давай бабушке не скажем, а то она расстроится», «Только не говори папе, он разозлится» - если вы сами что-то скрываете, то вы учите ребенка скрывать и делать что-то нелегально.

3. Дать ребенку возможность получать ваше внимание, включенность и удовлетворять важные для него потребности.

Если вы не обращаете внимания на самого ребенка, и он интересует вас только функционально - сделал ли он уроки, подмел ли пол, сходил ли на музыку, то ребенок будет искать возможностей вовлечь вас в свои проблемы. Родители не должны удовлетворять все детские желания по первому зову.

4. Ребенок желательно должен встречаться с тем, что: ему идут навстречу и дают то, что он просит; отказывают, но он может объяснить, как важно ему то, что он хочет, и договориться; отказывают, и ему придется принять этот отказ, желательно при этом разделить его чувства.

Если нет никакой возможности получать то, что очень нужно, психика всегда ищет обходные пути.

5. Помогать в проработке прошлых травм, касающихся серьезного дефицита и лишений.

Полученная даже в раннем младенчестве травма - ребенок может об этом не помнить - без проработки остается в бессознательном ребенка и может разыгрываться при каких-то обстоятельствах для того, чтобы на нее обратили внимание и помогли эту травму проработать и закрыть.

Важно - что бы ни случилось, дети и другие члены семьи не должны подвергаться насилию, отвержению, презрению, «изгнанию»: «Все, ты не наша дочь теперь, уходи!». Все это только усиливает травму. Вы - семья, и вы - взрослые, и ваша задача помочь тому, кто только начинает жить.

Когда в семье рождается новый член семьи, это всегда большое событие. Если ребенок любимый, то на него строят определенные планы. Каждый родитель видит своего малыша добрым, честным, порядочным, представляет его успехи в будущем. И какое разочарование ждет заботливых папу и маму, если чадо вырастает с пороками. Один из таких – тяга к кражам. Родители винят себя, ищут, где же допустили ошибку в воспитании, ссылаются на плохую наследственность, либо начинают обвинять окружающих.

В статье рассмотрим, каковы же причины внезапного изменения поведения в ребенке, как с этим бороться.

Детские кражи как проблема

В детстве ребенок проходит стадии становления, формируется его личность. Довольно трудный и важный процесс, к которому родителям стоит подходить со всей ответственностью и осторожностью, учитывать глубину последствий тех или иных действий, критических слов, недостатка внимания и так далее. Больше всего в поддержке нуждаются подростки, но не стоит запускать ребенка к этому возрасту. Гораздо эффективнее начать коррекцию деструктивного поведения в раннем детстве, искоренять нехорошие привычки, нежели затем столкнуться с последствиями такой запущенности проблемы.

Если вам показалось, что у вашего тихого малыша вдруг появились признаки наглого, хамоватого человека, то это означает лишь то, что вы пропустили момент, когда были первые «звоночки».

Ребенок, как всякий человек, не в состоянии находиться без социума. Он неминуемо начнет контактировать с другими. Несмотря на то, что среда довольно жестка, а малыш может столкнуться с детьми агрессивными , все же невозможно оградить свою кроху и требуется научить ее противостоять общественности, адекватно реагировать на критику. Уметь себя защищать. Следовать положительному примеру. Иначе велик соблазн подростку поддаться на провокации окружения и начать потреблять алкоголь, наркотики, сигареты, подражать сомнительным идеалам и идолам, а потом и совершать кражи. Статистические данные неутешительны: поведение, отклоняющееся от нормы, зафиксировано у каждого шестого. Согласно негласной статистики, около 6% учеников из общеобразовательных учреждений воруют.

Проблематику детских краж можно решить, хоть и сложно. Главное – не выбирать радикальные методы, то есть не паниковать, проявлять к ребенку агрессию, насилие, как не стоит и полностью отпускать все на самотек. Залог успеха – определение причины воровства.


Факторы, влияющие на совершение кражи

Нередко основным фактором детских краж является психоэмоциональное расстройство ребенка. Он хочет выглядеть в глазах сверстников уверенным, крутым, авторитетным. Бывают случаи, когда ребенок крадет из-за того, что ему не хватает на что-либо, а попросить он боится. Факторов существует много, потому рассмотрим каждую группу по отдельности.

  1. Недостаток родительского внимания и любви. В наше время мама и папа много трудятся и часто не успевают следить за своими чадами, даже и поговорить с ними нет времени, не говоря уже о налаживании доверия. Семья собирается вместе лишь за завтраком в спешке, а за ужином ни у кого из них уже нет энергии и сил на пространные разговоры. В итоге дети и родители разобщены, ребенку некому выговориться и рассказать о своих проблемах. Он боится лишний раз отвлечь занятых маму и папу.В этих семьях кража – способ привлечь внимание. Ребенок тем самым просит о помощи у родителей, которые совершенно не желают общаться с ним из-за собственных забот. Еще иногда это связано с появлением нового члена семьи, рождением малыша. Порой воровство происходит даже у них на глазах. Ребенок получает любые эмоции, ему нужны родительские реакции, даже если это ругань, злость.В подобных ситуациях важно правильно расценить поступок ребенка и не упустить, иначе воровство войдет в привычку и перейдет за пределы семьи. Возникнет своеобразная месть за то, что он вырос недолюбленным. Тогда нужно возобновить эмоциональную связь с ребенком, обратить его внимание на достижения в учебе , показать, что вы любите его, похвалить за иные качества и старания. Негативные реакции ничему его не научат.
  2. Не достает личных денег. Если ребенку не давать денег на расходы, либо выделять слишком мало, то рано или поздно, он сам начнет их брать без вашего ведома. Ребенок чувствует себя обделенным и не чувствует угрызений совести за такую кражу.Тут главное учесть два момента. Первое – нельзя не выделять средства ребенку на личные нужды. Второе – объяснить ему значимость зарабатываемых денег, то, что они достаются не просто так, а за заслуги. То есть ребенок может получать вознаграждение за хорошую оценку, но обойтись самой малой суммой, если учится плохо. Стимулировать ребенка. Кроме того, важно объяснить, что не все желания можно сиюминутно воплощать. Пусть он научится выбирать и расставлять приоритеты, у него должна быть мотивация к достижению цели, заветной мечты. Ряд условий.
  3. Воровство как способ добиться авторитета. Такой вид краж – действие назло, вопреки, вызов. Совершается не ради удовлетворения нужды, а для собственной репутации. Ровесники будут уважать, бояться. Тем самым, ребенок становится для них авторитетным лицом, признанным лидером, который имеет право распоряжаться награбленным, распределять между всеми членами одной группы. это способ самоутвердиться, повысить самооценку , устранить проблемы в коммуникации. На самом деле такому ребенку не хватает родительского тепла и заботы, потому он хочет добиться признания от других.В семье этому ребенку требуется ощущать свою значимость не только на словах, но и в поведении родителей. Пусть у него появится побольше возможностей получать подарки, воплощать мечты, чувствовать любовь.
  4. Выбирает в пример не тех взрослых. Порой сами родители своим образом жизни, мироощущением, словами дают ребенку понять, что богатство не за свой счет, грабеж – нормально, ничего особенного. Даже если мама и папа много трудятся, но их работа не ценится, приносит недостаточно прибыли, и в доме постоянные жалобы на это, обида на государство, то и ребенок начнет думать, что единственная альтернатива такой безнадеге – воровство.Еще одна разновидность – мелкие кражи самими родителями. К примеру, у соседей или знакомых в гостях. Они могут назвать это «одолжу, а потом верну», но для ребенка будет выглядеть именно как кража, за которую не предусмотрено последствий и наказаний. А значит, можно поступать подобным образом и самому.
  5. Кража денег из-за вымогательств. Если дети, старше вашего ребенка, требуют с него денег путем угроз и совершения насилия, то ваше чадо не всегда сообщит об этом вам, а начнет тайком брать из вашего кармана необходимое. Родителям трудно догадаться, но отследить все же возможно. Подсчитывайте свою наличность, обращайте внимание на вещи – свои и ребенка, спрашивайте, почему их нет на своих местах. Необязательно их взял именно он, но лучше проверить и предупредить дальнейшее воровство, разрешить ситуацию и свои сомнения, нежели ждать иных «улик». Если ребенок сознался и назвал имена обидчиков, следует обратиться к учителю и в полицию.
  6. Ребенок-клептоман. Клептомания – болезнь, психическое расстройство, при котором человек не нуждается в вещи, но крадет ее. Зачастую он и не осознает, что своровал, а замечает это лишь по факту. Пациент не контролирует свою тягу к воровству, не может сдержать эмоций. А ребенку это сделать и подавно тяжело. Наказания тут излишни, нужна помощь психолога.


Ошибки родителей

Порой достаточно провести беседу с ребенком и предотвратить дальнейшее воровство. Но в запущенных случаях, при многоразовых попытках краж, этого недостаточно. Родители совершают одни и те же ошибки, а дети не перестают воровать, как бы всем им ни хотелось обратного. Итак, мамам и папам необходимо:

  • Не настаивать на публичных извинениях ребенка за кражу. Тот позор, что он переживет, оставит непоправимый след и повлияет на здоровье его психики.
  • Не прибегайте к сравнению с чужими детьми из числа «хороших». У ребенка появится чувство неполноценности, злобы, неуверенности, что никак не окажет положительного влияния.
  • Нельзя беседовать с провинившимся на виду у всех, при свидетелях. Делайте это дома, без посторонних.
  • Не нужно заставлять ребенка переживать пройденный этап заново. Если вы уже провели беседу, разъяснили, чего ждете от него в дальнейшем, и он понял, то не стоит повторяться. Не формируйте у него вину – это разрушающее чувство.
  • Не нужно говорить ребенку о том, что ему грозит тюрьма за один проступок и т.п.

Необходимо собрать все доказательства – обвинения не могут быть предъявлены на пустом месте.

Нужно также уяснить, что решения следует принимать, когда эмоции стихнут. Только тогда можно все взвесить и адекватно оценить. Если же реагировать с криком, наказывать физически, то ребенок затаит обиду и злобу.

Сперва пусть ребенок расскажет, как он видит ситуацию, и что произошло на самом деле. Затем поделитесь возникшими собственными чувствами и эмоциями, скажите о своем расстройстве и переживании.

Если же ворует подросток, то родителям следует быть более строгими, чем с ребенком малых лет. В пубертатном возрасте человек уже осознает себя и отдает отчет своим действиям, с ним и беседа строится иначе. Подросток умело манипулирует чувствами взрослых, что нужно учесть. Брать с него пустых обещаний не нужно – следует найти те слова и тот смысл, ради которой он готов будет отказаться от краж.


Для того, чтобы родителю легче было разобраться с проблемой своего ребенка, лучше воспользоваться рекомендациями психолога:

  • Нужно внимательно относиться к событиям, новым впечатлениям ребенка – поддерживать с ним эмоциональную связь, доверие.
  • Не забывать, что люди – уникальны по своей сути, и каждый отдельный случай нужно рассматривать индивидуально. Не каждая профилактическая мера даст результат и сработает положительным образом, возможен и обратный эффект. Беседу следует проводить ровным тоном, конструктивно.
  • Родители должны с уважением относиться к чужим вещам, в том числе и к предметам ребенка, учить тому же и его.
  • С ранних лет формировать у ребенка правильные жизненные ценности и не поощрять мелкое воровство, родителям самим не совершать этого.
  • Определиться с тем, что есть позволительно, а что – нет.

Проблема воровства среди детей – непростая, имеющая разные причины. Потому важно, чтобы родители с малых лет давали детям правильные установки, показывали своим примером, как нужно себя вести. Рассказывать о последствиях, о чувствах тех, у кого они забирают вещь. Если ребенок совершил кражу, то главное тут понять, почему, провести беседу с теми словами, которые будут важны именно ему.