Тестопластика подготовительная группа. Перспективный план на год по тестопластике календарно-тематическое планирование по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

12.03.2020 Красота

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учрждение

« Детский сад» с. Добровольское

Утверждаю:

МДОУ «Детский сад» с. Добровольское

И.С. Дуйсенбенова

Программа дополнительного образования

«Тестопластика» (лепка из со лёного теста во второй младшей группе)

Возраст обучающихся 3-4 года

Срок реализации 1 год

О.Н. Тихонова

Воспитатель второй младшей группы

Введение………………………………………………………………… 3

Актуальность проблемы………………………………………………... 5

Цель проекта…………………………………………………………….. 5

Задачи проекта…………………………………………………………... 5

Реализация проекта………………………………………………………6

Этапы проекта………………………………………………………….... 9

Тематическое планирование для занятий тестопластикой………….. 10

Что должен уметь ребенок 2 младшей группы на конец года……….. 16

Список литературы……………………………………………………… 17

Введение

Творчество –

это деятельность,

в которой раскрывается

духовный мир личности,

это своеобразный магнит,

который притягивает

человека к человеку.
Сухомлинский Василий Александрович

Пояснительная записка.

Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Учит выражать свои чувства и мысли. Если хотите, чтобы ребенок красиво писал, мастерил, рисовал, занимался рукоделием, дайте ему в руки глину, тесто пластилин и другие материалы. Я выбрала солёное тесто. Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний и в религиозных целях. Когда главным символом рождества стала елка бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло соленое тесто.

Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто - "хлебосол". Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества.

Преимущества солёного теста:

можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег; · легко отмывается и не оставляет следов; ·безопасно при попадании в рот, если не добавлять клей, - обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот - невкусно!!! ·если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет; ·можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе; ·краска пристает любая, а возможности для росписи - практически неограниченные; ·поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века... ·с готовым можно играть - без боязни, что оно потеряет форму. Лепить из теста - одно удовольствие! Соль, мука, вода - вот и все, что нужно для умелых рук. Настенные украшения, забавные игрушки, сувениры и сюрпризы сделают ваш дом непохожим на другие, наполнят его уютом и душевным теплом. Соленое тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки ребенка. Фигурки, картины, панно - все можно сделать из соленого теста. Нужны только фантазия, художественный вкус да умелые руки. Малыши способны вылепить грибочек, ежика, овощи и фрукты, а ребята постарше могут составить композиции из сказок или натюрморт. Взрослые люди, попробовав эту детскую забаву, не остаются к ней равнодушными. Работы из соленого теста вызывают восхищение и желание немедленно заняться этим творчеством. Во всяком случае, приготовить поделку в качестве подарка способен каждый. Лепить - это необыкновенно интересно! На рисунке мир выглядит плоским, а скульптурное произведение многомерно и - что особенно замечательно - многофункционально. Что можно сделать с готовым рисунком? Повесить на стену и любоваться. А с хорошо сделанной, допустим, пластилиновой поделкой можно играть. Каждая новая работа - это новая игрушка, особенно радующая ребенка тем, что сделана его руками. Из одного комка теста можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы. Тесто - универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы и надолго сохранить полученный результат.

Тесто – приятный на ощупь, экологически безвредный и не аллергенный материал. Поэтому ребенок может спокойно заниматься лепкой. Основными инструментами в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного освоения детьми. Самое важное и ценное заключается в том, что лепка из солёного теста наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты. Тесто легко отмывается и не оставляет следов.

Во время тестопластики развивается мелкая моторика пальцев, воображения детей, формируется и развивается навыки ручного труда, дети учатся координировать движение рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Кроме того они учатся планировать свою работу и доводить ее до конца. Занятия включают как индивидуальную работу, так и создание коллективной композиции, что способствует формированию гармоничных взаимоотношений между детьми. Изделия, выполненные детьми, можно будет представить на различных творческих выставках.

Механизм реализации проекта:

Данный проект рассчитан на 1 год обучения. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Занятия проводятся во второй младшей группе 1 раз в неделю длительностью 15 минут. Во второй половине дня.

Актуальность проблемы

Занятие тестопластикой приучает детей быть более усидчивыми, внимательными и ответственными, развивает их воображение, фантазию, моторику пальчиков. Соленое тесто несет в себе массу положительной энергии. Это экологически чистый, неаллергенный материал, очень приятный на ощупь и лепить из него довольно просто.

Гипотеза: занятие тестопластикой способствует развитию мелкой моторики рук, развивает воображение, фантазию, доброту у детей.

Цель:

Создание условий для развития сенсомоторной функции у детей дошкольного возраста через использование технологии тестопластики.

Задачи проекта:

1) обучать детей приемам лепки из соленого теста

2) развивать у детей навыки лепки простых форм (цилиндр, палочка, диск, шарик)

3) формировать у детей сенсорные эталоны: цвет, форма, величина, развивать тактильную чувствительность рук

4) развивать мелкую моторику, синхронизировать работу обеих рук

5) воспитывать у детей усидчивость

6) пополнить предметно – развивающую среду (изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Магазин»)

Реализация проекта

Образовательные технологии:

1. Здоровьесберегающия технология

2. Технология проектной деятельности

3. Технология исследовательской деятельности

4 . Информационно-коммуникационная технология

5. Личностно - ориентированная технология

8. Технология «ТРИЗ» Принципы:

1.Принцип систематичности. Он заключается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательно – образовательного процесса.

2.Принцип сознательности. Когда ребенок узнает что – либо новое, он всегда задает вопрос: для чего? Почему? Для того чтобы на них ответить, он должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.

3.Принцип поэтапности – от простого к сложному – важное условие при обучении лепке.

4.Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желания его сотворить.

5.Принцип доступности и индивидуальности. Детям присущи возрастные и половые различия, более того дети одного возраста имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.

Методы и приемы обучения.

1.Последовательное знакомство с различными видами лепки:

Конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка лепки.

Пластический – изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.

Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Таким образом выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.

2.Словесный метод:

Беседа, рассказ;

Объяснение, пояснение-вопросы-словесная инструкция.

3.Наглядный:

Рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия)

Показ выполнения работы (частичный, полностью)

Упражнения и занятия с тестом:

    посильные задания для малышей в 3-4 года.

    отщипывать кусочек;

    прилеплять кусочек;

    плющить кусочек теста всей ладошкой всей ладошкой;

    катать колбаски;

    катать маленькие колобочки одним пальчиком;

    катать большие колобки ладошкой;

    тыкать пальцем в лепешку;

    резать стекой колбаску;

    скатывать шарик, плющить пальцем маленькие лепешки

Особенности реализации проекта:

Инструменты и материалы. Маленькая скалочка, противень, баночка с водой, кисточка для смачивания теста, ситечко, чесноковыжималка, формочки для вырезания теста, фольга, небольшой ножичек и стеки- все это понадобится вам в процессе работы. Всегда под рукой должны быть также чашечка с мукой и доска для раскатывания теста и, наконец, небольшая кастрюлька с водой и полотенце, ведь в процессе работы очень часто приходится мыть руки и очищать от налипшего теста инструменты. Фактурный рисунок на заготовки наносят при помощи различных штампиков (можно использовать все, что есть под рукой, главное, чтобы рисунок получался рельефным).

Рецепт соленого теста: 2 стакана муки (можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1 1/2 ст. муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол. ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала. Смешать все компоненты. Вымесить тесто до тех пор, пока масса не станет однородной и эластичной, если тесто получается жидковатым, то можно вымешивать его дальше, добавляя понемногу муки до тех пор, пока оно не станет упругим. Лепить или вырезать фигурки нужно сразу на противне. Противень предварительно следует увлажнить водой, в таком случае между изделием и поверхностью противня не образуются пузыри, следовательно, поверхность изделия не будет ровной и устойчивой. Во время работы тесто следует хранить в закрытой посуде или в полиэтиленовом пакете. Способы сушки. Сушка в духовке. Нужно исходить из того, что изделие толщиной 5 мм сушится в течение 1 часа. Температура при этом должна быть 75 градусов. Воздушная сушка. Самый экономичный, но и самый длительный. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно - за 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей (зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя!).

Комбинированная сушка. Она более всего подходит для объемных лепных украшений: изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке.

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный

Создание предметно – развивающей среды:

Подбор художественной и познавательной литературы;

Оформление альбома с иллюстрациями изделий из соленого теста, изготовленных разными способами:

Подбор дидактических игр и упражнений по цветовосприятию, композиции;

2 этап. Поисковый

Чтение познавательной литературы по изготовлению изделий из соленого теста;

Узнали несколько рецептов приготовления соленого теста;

Узнали несколько способов окрашивания теста;

Узнали способы сушки изделий из соленого теста;

Узнали несколько способов раскрашивания изделий из соленого теста;

Сбор информации у взрослых;

Просмотр видеоматериалов;

Оформление альбома с эскизами изделий из соленого теста:

3 этап. Заключительный

Оформление выставки поделок из соленого теста;

Изготовление поделок из соленого теста для подарков

Оформление памяток для родителей по работе с соленым тестом в домашних условиях совместно с детьми.

Перспективное планирование по работе кружка

Сентябрь

п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Волшебный комочек

    Познакомить с лепкой из соленого теста, с его особенностями (соленое, мягкое).

Соленое тесто;

Доски для лепки;

Магнитофон

Улитка – длинные рожки

    Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Упражнять в умении раскатывать столбик.

    Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Соленое тесто;

Игрушка – улитка;

Доски для лепки;

Магнитофон

Октябрь

п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

    Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить облеплять грецкий орех, делать ему глазки и рот из крупы, создавая образ колобка.

    Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

Грецкие орехи;

Доски для лепки;

Магнитофон

Мышка-норушка

    Учить детей лепить мышку на основе конусообразной формы. Показать способы создания выразительного образа: заострение мордочки, использование дополнительных материалов (для ушек – семечек, для хвостика – шерстяных ниток, для глаз – бусинок).

    Развивать чувство формы, творческое воображение, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

    Воспитывать интерес к отображению представлений о сказочных героях пластическими средствами.

Соленое тесто, окрашенное в серый, розовый, коричневый цвета;

Шерстяные нитки;

Семечки;

Доски для лепки;

Персонажи кукольного театра.

Ноябрь

п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Разноцветные бусины

(1-е занятие)

    Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить детей делать бусины из соленого теста и нанизывать их на толстую проволоку – для получения отверстия.

    Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

    Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

Соленое тесто;

Толстая проволока;

Доски для лепки;

Разноцветные бусины

(2-е занятие)

    Продолжать учить детей делать бусины, расписывать бусины краской.

    Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

    Вызватьжелание сделать необычные, красивые бусины.

Бусины из соленого теста;

Гуашь разноцветная;

Кисточки;

Подставки;

Стаканчики с водой;

Подкладные листы.

Декабрь

п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Сырная елочка для мышки

    Продолжать учить детей лепить из соленого теста, с помощью колпачков от фломастера делать отверстия в «сыре».

    Развивать внимание, мышление, память, воображение, мелкую моторику, речь.

    Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

Соленое тесто, окрашенное в желтый цвет;

Колпачки от фломастеров;

Доски для лепки.

Новогодние игрушки

    Учить детей моделировать разные елочные игрушки из соленого теста; вырезать фигурки формочками. Продолжать учить украшать с помощью дополнительных материалов (бусины, бисер, блестки, макароны, горох, крупа).

    Развивать чувство формы, пропорций, глазомер, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

    Вызватьжелание сделать необычные, красивые новогодние игрушки для нашей елочки.

Соленое тесто;

Формочки для выпечки;

Макароны;

Блестки;

Тесьма для петелек;

Доски для лепки.

Январь

п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Новогодняя елочка

    Продолжать учить детей лепить из соленого теста, украшать с помощью дополнительных материалов (бусины, бисер, блестки, макароны, горох, крупа).Учить детей вырезать стеками по картонному шаблону.

    Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

    Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. Вызватьжелание сделать необычную, красивую новогоднюю елочку.

Соленое тесто;

Макароны;

Блестки;

Доски для лепки.

Зимний лес

(коллективная работа)

    Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Упражнять в умении раскатывать столбики, аккуратно выкладывать веточки на кронах деревьев.

    Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

    Воспитывать интерес к лепке из соленого теста, к природе и отображению ярких представлений в лепке; вызвать желание сделать коллективную работу, лепить всем вместе.

Лист ватмана синего цвета с аппликацией – кроны деревьев;

Соленое тесто;

Доски для лепки.

Февраль

п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Снежный домик

    Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить облеплять стаканчик от йогурта с прорезанными заранее окошками – получая образ снежного домика; украшать крышу фасолью – «черепица».

    Воспитывать интерес к лепке из соленого теста

Соленое тесто;

Стаканчик из-под йогурта;

Снежная крепость

    Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить с помощью воды соединять детали из теста.

    Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

    Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

Соленое тесто;

Стаканчики с водой;

Кисточки для рисования;

Доски для лепки.

Март

п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

(коллективная работа)

    Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

    Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

    Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке; вызвать желание сделать коллективную работу, лепить всем вместе.

Лист форматом А-3;

Соленое тесто, окрашенное в желтый и зеленый цвет;

Доски для лепки.

Лямба (по мотивам сказки-крошки)

    Продолжать учить детей лепить из соленого теста, с помощью дополнительных материалов (бусины, макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы) создавать выразительный образ.

    Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. Вызвать интерес к лепке фантазийного существа по мотивам литературного образа.

Соленое тесто;

Макароны;

Пуговицы;

Доски для лепки.

Апрель

п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Я пеку, пеку, пеку…

    Учить детей лепить угощение для кукол из соленого теста. Показать разнообразие форм мучных изделий: печенье: (круг или диск), пряник (полусфера), колобок (шар), пирожок (овоид), вареник (диск или круг, сложенный пополам), бублик (тор, кольцо) и т.д. Активизировать освоенные способы лепки и приемы оформления поделок (раскатывание шара, сплющивание в диски полусферу, прищипывание, защипывание края, вдавливание, нанесение отпечатков).

    Развивать чувство формы, пропорций, согласованность в работе обеих рук, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

    Воспитывать интерес к лепке из соленого теста

Соленое тесто;

Противни из картона, окрашенного в черный цвет;

Колпачки от фломастеров;

Палочки;

Доски для лепки;

Поделки из соленого теста разной формы, подготовленные воспитателем.

Подводное царство

(1-е задание)

    Продолжать учить детей лепить из соленого теста, вырезать стеками по картонному шаблону рыбок разной формы, с помощью дополнительных материалов (бусины, макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы) создавать выразительный образ.

    Развивать чувство формы, пропорций, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Соленое тесто разного цвета;

Макароны;

Блестки;

Пуговицы;

Доски для лепки;

Магнитофон

Май

п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Подводное царство

(2-е задание)

    Продолжать учить детей лепить из соленого теста, украшать работу с помощью дополнительных материалов (бусины, блестки макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы) создавая подводное царство.

    Развивать чувство композиции, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

    Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

Коробки из-под конфет с высокими стенками;

Жидкое тесто голубого цвета;

Рыбки, сделанные на предыдущем занятии;

Материал для украшения;

Магнитофон

Цыпленок

    Продолжать учить детей лепить из соленого теста, обмазывать грецкий орех, обкатывать в пшене, соединять детали и получать выразительный образ цыпленка; дополнятьразличными материалами.

    Развивать образное мышление, творческое воображение, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

    Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке.

Соленое тесто;

Арбузные семечки,

Доски для лепки;

Магнитофон

Предполагаемые результаты проекта

В результате внедрения данного проекта мы ожидаем: Расширение детского кругозора, развитие мышления, памяти, мелкой моторики руки.

Что должен уметь ребенок 2 младшей группы на конец года в результате занятий тестопластикой:

    отделять от большого куска небольшие комочки

    раскатывать комок теста прямыми движениями;

    раскатывать комок теста круговыми движениями;

    сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца;

    соединять концы;

    сплющивать между ладонями комок теста;

    соединять 2-3 знакомые формы;

    защипывание краев формы кончиками пальцев.

Список литературы

    Лыкова Л.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Методические рекомендации. Младшая группа. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2008.

    Сайт Компании УМНИЦА - Как слепить мир... АДРЕС: info.umnitsa.ru/articles/tvorch/slepit_mir.

    Сайт Страна Мастеров АДРЕС: stranamasterov.ru/taxonomy/term.

4. Электронные ресурсы WWW.Yandex.

Диагностическое задание «У куклы Маши день рождения»

Воспитатель вносит куклу и от ее имени сообщает о том, что у нее сегодня день рождения, а она не знает, чем угостить своих гостей. А друзей будет много, поэтому угощения должно быть много.

Давайте поможем Маше подготовиться к празднику и вылепим ей угощения

Какие угощения можно вылепить из теста?

Предлагает поэтапно выполнить следующие виды угощений: баранки, печенье, блины, яблоко или конфеты чупа-чупс

В ходе выполнения работы воспитатель обращает внимание на сформированность следующих навыков и умений:

    Умение раскатывать пластилин (глину) прямыми движениями рук

    Умение соединять концы палочки в кольцо

    Умение раскатывать комочки круговыми движениями

    Умение сплющивать шар

    Умение присоединять (прижимать)две части

    Умение выполнять работу аккуратно

    Наличие представления о способах лепки того или иного предмета

В конце работы обыгрывается сюжет «День рожденья»

Низкий уровень (1 балл)

Средний уровень (2 балла)

Уровень выше среднего (3 балла)

Высокий уровень(4 балла)

1.испытывает трудности в раскатывании прямыми движениями рук

1.раскатывает между ладонями рук, но чувствует некоторую неуверенность

1.раскатывает одним из способов (только между ладонями или на дощечке)

1.раскатывает двумя способами, действия уверенные, самостоятельные

2.умение не сформировано (концы не соединяет между собой)

2.умение сформировано, но концы соединяет плохо, внахлест

2.не обращает внимание на качество присоединения концов палочки

2.готовая работа выглядит аккуратно, концы соединены, прижаты

3. испытывает трудности в раскатывании круговыми движениями рук

3. раскатывает между ладонями рук, но готовый предмет не совсем напоминает шар

3.раскатывает круговыми движениями, при этом поверхность шара не гладкая

3.уверенно и без особых усилий создает форму похожую на шар с гладкой поверхностью

4.не выполняет прием сплющивания (раздавливает кусок на доске и т.п.)

4.при выполнении работы может выполнять прием сплющивания шара на доске(нет четкого владения навыком сплющивания между ладоней)

4.сплющивает шар, сминая его между двумя ладонями, форма диска при этом может иметь рваные края

4.уверенно сплющивает шар, диск с ровными краями

5.не владеет приемом соединения двух деталей друг с другом

5.соединяет детали не прочно

5.соединение частей прочное, но не аккуратное

5.прочно и аккуратно соединяет детали

6.не поддерживает свое рабочее место в чистоте, работает не аккуратно

6.при напоминании взрослого поддерживает свое рабочее место в порядке, дощечкой почти не пользуется

6.не всегда показывает навык аккуратной работы, забывает про дощечку, может работать на столе

6.сформирован навык аккуратного пользования пластилином (глиной), рабочее место сравнительно чище сверстников

7.может не знать, как вылепить отдельные предметы (из предложенных вариантов нет представлений о выполнении 2 предметов)

7.может не знать, как выполнить соединение частей или не иметь представлений об одном из способов лепки.

7.представления имеются, но в поведении может чувствоваться неуверенность

7.уверенно выполняет работу на все предложенные темы, знает несколько приемов лепки одной и той же формы(раскатывание между ладонями, на доске)

обработка результатов:

От 7до 10-низкий уровень

От 11 до 17 – средний уровень

От 18 до 24 – уровень выше среднего

От 25 до 28- высокий уровень

План работы кружка по тестопластике для детей среднего дошкольного возраста.

Пояснительная записка.

Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция, но в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Солёное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны
Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений.
Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребенка. Умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть. Но и видеть, ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо только помочь ребенку их отыскать.
Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук.
Поэтому именно лепка учит выражать свои чувства и мысли. Если хотите, чтобы ребенок красиво писал, мастерил, рисовал, занимался рукоделием, дайте ему в руки глину, тесто пластилин и другие материалы. Я выбрала солёное тесто.
Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.
Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний и в религиозных целях. Еще древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для преклонения перед своими божествами.
В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.
В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки цвет, что считается особенно привлекательным.
В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали поделки из яркоокрашенного теста. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае начиная с 17 века делали марионетки из теста. В Гималаях используют деревянные формы для жертвенных культовых фигур из ячменной муки.
Когда главным символом рождества стала елка бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло соленое тесто.
Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.
Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.
На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той
местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто - "хлебосол". Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества.
Преимущества солёного теста:
· можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
· легко отмывается и не оставляет следов;
· безопасно при попадании в рот, если не добавлять клей, - обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот - невкусно!!!
· если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;
· можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе;
· краска пристает любая, а возможности для росписи - практически неограниченные;
· поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века...
· с готовым можно играть - без боязни, что оно потеряет форму.
Лепить из теста - одно удовольствие! Соль, мука, вода - вот и все, что нужно для умелых рук. Настенные украшения, забавные игрушки, сувениры и сюрпризы сделают ваш дом непохожим на другие, наполнят его уютом и душевным теплом.
Соленое тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки ребенка.
Фигурки, картины, панно - все можно сделать из соленого теста. Нужны только фантазия, художественный вкус да умелые руки. Малыши способны вылепить грибочек, ежика, овощи и фрукты, а ребята постарше могут составить композиции из сказок или натюрморт. Взрослые люди, попробовав эту детскую забаву, не остаются к ней равнодушными. Работы из соленого теста вызывают восхищение и желание немедленно заняться этим творчеством. Во всяком случае, приготовить поделку в качестве подарка способен каждый.
Лепить - это необыкновенно интересно! На рисунке мир выглядит плоским, а скульптурное произведение многомерно и - что особенно замечательно - многофункционально. Что можно сделать с готовым рисунком? Повесить на стену и любоваться. А с хорошо сделанной, допустим, пластилиновой поделкой можно играть. Каждая новая работа - это новая игрушка, особенно радующая ребенка тем, что сделана его руками.
Из одного комка теста можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы. Тесто - универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы и надолго сохранить полученный результат.
Тесто – приятный на ощупь, экологически безвредный и не аллергенный материал. Поэтому ребенок может спокойно заниматься лепкой.
Основными инструментами в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного освоения детьми.
Самое важное и ценное заключается в том, что лепка из солёного теста наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Тесто легко отмывается и не оставляет следов.
Во время тестопластики развивается мелкая моторика пальцев, воображения детей, формируется и развивается навыки ручного труда, дети учатся координировать движение рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Кроме того они учатся планировать свою работу и доводить ее до конца.
Занятия включают как индивидуальную работу, так и создание коллективной композиции, что способствует формированию гармоничных взаимоотношений между детьми.
Изделия, выполненные детьми, можно будет представить на различных творческих выставках. Рецепт соленого теста:
2 стакана муки (можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1 1/2 ст. муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол. ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала.
Смешать все компоненты. Вымесить тесто до тех пор, пока масса не станет однородной и эластичной, если тесто получается жидковатым, то можно вымешивать его дальше, добавляя понемногу муки до тех пор, пока оно не станет упругим. Лепить или вырезать фигурки нужно сразу на противне. Противень предварительно следует увлажнить водой, в таком случае между изделием и поверхностью противня не образуются пузыри, следовательно, поверхность изделия не будет ровной и устойчивой. Во время работы тесто следует хранить в закрытой посуде или в полиэтиленовом пакете.
Способы сушки. Сушка в духовке. Нужно исходить из того, что изделие толщиной 5 мм сушится в течение 1 часа. Температура при этом должна быть 75 градусов.
Воздушная сушка. Самый экономичный, но и самый длительный. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно - за 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей (зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя!).
Комбинированная сушка. Она более всего подходит для объемных лепных украшений: изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке.

Актуальность . Дети очень любят лепить. Зачем современному ребёнку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Занятия тестопластикикой даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир.

Целесообразность . Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

Занятья лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:
Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
Синхронизирует работу обеих рук;
Развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса.
В процессе обучения у ребят налаживаются межличностные отношения, укрепляется дружба. Царит искренняя атмосфера.


ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ РАБОТЫ КРУЖКА :
Цели:
обучение детей навыкам изготовления разнообразных изделий из соленого теста,
воспитание творческой личности, развитие её интересов, наклонностей, способностей.

Задачи:

1. В игровой форме познакомить с пластическими свойствами теста, фактурой, повышать сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций).
2. При организации работы объединять игру, труд и обучение.
3. Формировать у детей целостное представление о мире.
4. Создать условия для развития конструктивного и пространственного мышления, развития фантазии, творческих способностей.
5. Развивать общую умелость и мелкую моторику, трудовые навыки.
6. Установить атмосферу дружбы и доверия.
7. Обогатить практический опыт, формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.
8. Активизировать навыки самостоятельности.
9. Развивать речь.
10. развивать творческие способности, фантазию, воображение.

11. воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность

Принципы:


1.Принцип систематичности. Он заключается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательно – образовательного процесса.
2.Принцип сознательности. Когда ребенок узнает что – либо новое, он всегда задает вопрос: для чего? Почему? Для того чтобы на них ответить, он должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.
3.Принцип поэтапности – от простого к сложному – важное условие при обучении лепке.
4.Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желания его сотворить.
5.Принцип доступности и индивидуальности. Детям присущи возрастные и половые различия, более того дети одного возраста имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.

Методы и приемы обучения.
1.Последовательное знакомство с различными видами лепки:
- конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка лепки.
- Пластический – изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.
- Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Таким образом выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.
2.Словесный метод:
-беседа, рассказ.
-объяснение, пояснение
-вопросы
-словесная инструкция
3.Наглядный:
-рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия)
-показ выполнения работы (частичный, полностью)

Инструменты и материалы:
Маленькая скалочка, противень, баночка с водой, кисточка для смачивания теста, формочки для вырезания теста, фольга, небольшой ножичек и стеки- все это понадобится в процессе работы. Всегда под рукой должны быть также чашечка с мукой и доска для раскатывания теста и, наконец, небольшая кастрюлька с водой и полотенце, ведь в процессе работы очень часто приходится мыть руки и очищать от налипшего теста инструменты. Фактурный рисунок на заготовки наносят при помощи различных штампиков (можно использовать все, что есть под рукой, главное, чтобы рисунок получался рельефным).

Формы: подгрупповые

Программа рассчитана на год (62 занятия) . Занятия проводятся 2 раз в неделю по 20 минут для среднего возраста.

Программа рассчитана на год (62 занятия) . Занятия проводятся 2 раз в неделю по 30 минут для старшего возраста.

Литература:

Гильмутдинова О. А. Занятия лепкой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста (программа).

Лыкова И. А. Мы лепили, мы играли; книга для занятий с детьми; - «Карапуз – дидактика».

Сентябрь

1 неделя

Первое занятие

Цели: Знакомство детей с формой шара; учить определять внешние признаки предметов и сравнивать предметы по этим признакам.

Обучение формообразующему движению – скатыванию округлых форм.

Практическая работа: Обследование предметов округлой формы различных размеров и фактур.

Лепка шаров различных размеров из теста; расплющивание шаров в круги.

Второе занятие

Учить рисовать окружность.

Учить смешивать чистые, яркие цвета с водой на палитре.

Учить работать кончиком кисти, для проведения тонких линий.

Обследование с закрытыми глазами предметов шарообразной и круглой формы.

Раскрашивание кругов и шариков слепленных на предыдущем занятии.

2 неделя

Тема

«Солнышко в круглой стране»

Первое занятие

Знакомство детей с формами круга и шара, учить находить между ними различия.

Обучение формообразующему движению – скатывание жгутиков.

Лепка солнышка из теста.

Дорисовывание окружностей различного диаметра.

Раскрашивание солнышка.

Составление различных образов, которые вписываются в форму круга.

Второе занятие

Развитие образного мышления, воображения.

Учить дорисовывать окружности.

Раскрашивание солнышка;

Составление различных образов,которые вписываются в форму круга.

3 неделя

Тема

«В гости в» Круглую страну» прикатился Колобок»

Первое занятие

Учить скатывать шары различных размеров.

Лепка Колобка на полянке.

Второе занятие

Учить детей смешивать на палитре новые цвета.

Раскрашивание Колобка.

4 неделя

Тема

«Жительница «Круглой страны» - Неваляшка»

Первое занятие

Учить скатывать шары различных размеров;

Учить создавать из различных по размеру шаров необходимый образ.

Лепка Неваляшки.

Второе занятие

Учить смешивать нужный для передачи характера цвет.

Раскрашивание Неваляшки.

1 неделя

Первое занятие

Цели:

Практическая работа: Лепка миски с апельсинами.

Второе занятие

2 неделя

Тема

«Гусеничка Соня»

Первое занятие

Лепка гусенички.

Лепка листика из цветного теста.

Лепка гусенички.

Второе занятие

Раскрашивание гусенички.

Раскрашивание гусенички.

3 неделя

Тема

«Кисть рябинки».

Первое занятие

Учить создавать из различных по размеру шаров необходимый образ.

Лепка из цветного теста фона.

Второе занятие

Учить подбирать цветовую гамму для передачи характера.

Раскрашивание рябины.

4 неделя

Тема

«Рыбки в аквариуме».

Первое занятие

Вырабатываем навыки лепки фона на картонной основе.

Лепка фона из цветного теста.

Второе занятие

Развиваем композиционные умения при расположении рыб на картонной основе.

Раскрашивание рыб в различные цветовые гаммы.

Ноябрь.

Тема

«Ежик»

1 неделя

Первое занятие

Цели: Учим формообразующему движению - скатывание капельки. Развиваем умение при расплющивании капельки создать форму листика, вырабатываем умение лепить мелкие детали.

Практическая работа: Лепка листика из цветного теста.

Второе занятие

Продолжаем развивать композиционные умения располагая ежика на листе.

Лепка ежика с туловищем из шишки с яблочком на спине.

2 неделя

Тема

«Семья улиток»

Первое занятие

Учим раскатывать жгутик и скатывать его в спираль.

Лепка дорожки и улиток.

Второе занятие

Учим смешивать краски на палитре.

Раскрашивание изделия.

3 неделя

Тема

«Уточка на воде»

Первое занятие

Учим детей лепить уточку, используя способы, с которыми их знакомили на предыдущих занятиях.

Лепка маленького озера и уточки на нем.

Второе занятие

Учим смешивать на палитре голубой и серые цвета.

Раскрашивание изделия.

4 неделя

Тема

«Черепашка»

Первое занятие

Вырабатываем умение работы с шарообразной формы.

Лепка черепашки из теста.

Второе занятие

Учим смешивать на палитре различные желто – коричневые цвета.

Раскрашивание черепашки.

Декабрь

1неделя

Тема

«Рамочка для фотографии »

Первое занятие

Цели: Закрепляем все способы лепки, которые изучали на предыдущих занятиях.

Лепка фона рамочки из цветного теста. Лепка сюжетных деталей рамочки.

Второе занятие

Развиваем чувство композиции и фантазию, размещая произвольные детали на заготовленном фоне для рамочки.

Разукрашивание изделия.

2неделя

Тема

«Снеговик»

Первое занятие

Развиваем у детей передавать в лепке его форму и строение.

Рамочка для снеговика.

Лепим снеговика.

Второе занятие

Вырабатываем у детей, умение применять в работе знакомые способы лепки: скатывание, раскатывание, расплющивание и т. д.

Разукрашиваем снеговика.

3 неделя

Тема

«Новогодняя игрушка»

Первое занятие

Учим самостоятельно применять в лепке знакомые способы работы.

Лепка звездочки из цветного теста.

Второе занятие

Учим выбирать и создавать при помощи смешивания на палитре праздничную цветовую гамму.

Украшение изделия.

4 неделя

Тема

«Новогодние игрушки»

Первое занятие

Учим детей лепить елку.

Лепка новогодней елочки.

Второе занятие

Учим выбирать и создавать при помощи смешивания на палитре цветовую гамму зеленого цвета.

Разукрашивание изделия.

Январь

3неделя

Тема

«Веселый и грустный клоуны»

Первое занятие

Цели:

Лепка веселого клоуна из цветного теста.

Второе занятие

Закрепляем умения и навыки различных способов лепки.

Лепка грустного клоуна.

4неделя

Тема

«Зима. Веревочные деревья.»

Первое занятие

Вырабатываем умение на картонной основе при помощи цветного теста, сделать фон.

Лепка фона из голубого и белого теста.

Второе занятие

Учим выкладывать ветви на силуэте дерева.

Выкладывание изображения дерева из ниток при помощи приклеивания их к фону.

Тема

«Миска с мандаринами»

5неделя

Первое занятие

Цели: Учить лепить широкую невысокую посуды в определенной последовательности (скатать шар, расплющить его в диск, загнуть края).

Практическая работа: Лепка миски с мандаринами.

Второе занятие

Учить смешивать на палитре оранжевый цвет.

Раскрашивание миски и апельсинов.

Февраль

1неделя

Тема

«Три поросенка»

Первое занятие

Цели: Вырабатываем у детей умение применять в работе знакомые способы лепки.

Лепка поросят.

Второе занятие

Разукрашивание изделия.

2неделя

Тема

«Сердечки ко дню святого Валентина»

Первое занятие

Учим формировать сердечки из скатанных капелек.

Лепка сердечка.

Второе занятие

Вырабатываем работы с мелкими деталями при украшении сердечек.

Разукрашивание сердечек.

3 неделя

Тема

«Мышка»

Первое занятие

Вырабатываем умение определять целое и части.

Лепка мышки.

Второе занятие

Вырабатываем умение смешивать необходимые цвета на палитре.

Раскрашивание мышки.

4 неделя

Тема

«Осьминожка»

Первое занятие

Лепка осьминога.

Второе занятие

Учим находить и получать новые оттенки при работе с красками на палитре.

Раскрашивание изделия.

Март

1неделя

Тема

«Цветочек для мамы»

Первое занятие

Вырабатываем у детей умение заполнить прямоугольный формат, закомпановав на нем цветок.

Лепка прямоугольного фона и цветка на нем.

Второе занятие

Изучаем светлую цветовую гамму.

Раскрашивание цветка.

2неделя

Тема

«Цветок для бабушки»

Первое занятие

Вырабатываем у детей умение на картонной основе при помощи цветного теста делать фон.

Лепка фона из цветного теста.

Второе занятие

Вырабатываем у детей умение заполнить круглый формат, закомпановав на нем цветок.

Лепка ландыша в круглой форме.

3 неделя

Тема

«Тарелка с фруктами»

Первое занятие

Учим передавать в лепке различия по форме и величине фруктов.

Лепка различных фруктов.

Второе занятие

Раскрашивание изделие.

4 неделя

Тема

«Жираф»

Первое занятие

Учим детей лепить жирафа и передавать характерный образ животного.

Лепка изделия.

Второе занятие

Вырабатываем умение смешивать на палитре необходимые цвета.

Раскрашивание изделия.

Апрель

1неделя

Тема

« Заяц»

Первое занятие

Учим создавать характерный образ при помощи деталей.

Лепка зайца.

Второе занятие

Вырабатываем навыки смешивания необходимого цвета на палитре.

Раскрашивание изделия.

2неделя

Тема

«Рыбка»

Первое занятие

Учим делению на целое и части.

Лепка различных по характеру рыбок.

Второе занятие

Знакомим с понятиями «теплая» и «холодная» цветовые гаммы.

Раскрашивание рыбок используя различные цветовые гаммы.

3 неделя

Тема

«Бабочка»

Первое занятие

Вырабатываем навыки лепки симметричных деталей.

Лепка бабочки.

Второе занятие

Закрепляем умение работы с теплыми и холодными цветами.

Закрепляем умение работы с теплыми и холодными цветами.л

4 неделя

Тема

«Лягушка – квакушка»

Первое занятие

Знакомим с характерными деталями лягушки.

Лепка лягушки.

Второе занятие

Учим смешивать различные оттенки зеленого цвета.

Раскрашивание лягушки подбирая различные оттенки зеленого цвета.

Май

1неделя

Тема

«Бабочка – коробочка»

Первое занятие

Продолжаем развивать композиционное мышление.

Лепка листика и бабочки – коробочки.

Второе занятие

Даем понятие цветовой контраст.

Раскрашивание изделие.

2неделя

Тема

«Облака – барашки»

Первое занятие

Вырабатываем умение скатывание жгутиков, и сворачивать их спиралями различными способами.

Лепка барашка.

Второе занятие

Раскрашивание изделия.

3 неделя

Тема

«Кот»

Первое занятие

Вырабатываем навыки работы по скатыванию яйцевидной формы.

Лепка кота.

Второе занятие

Учить смешивать на палитре различные цветовые гаммы.

Раскрашивание изделия.

4 неделя

Тема

«Птичка»

Первое занятие

Закрепляем знания о фигурах округлой формы.

Лепим птичку.

Второе занятие

Учим смешивать на палитре различные цветовые гаммы.

Раскрашивание изделия.

Конспект занятия по тестопластике. Тема: «Чудо дерево»

Задачи :
Изобразительная:
Учить детей лепить разнообразные виды одежды конструктивным способом из двух-трёх частей (рукава у курточки, пальто; помпон у шапочки; штанишки). Учить изображать предметы в их взаимосвязи для создания пространственной композиции.
Техническая:
Закреплять технические приёмы работы с пластичным материалом - солёным тестом: раскатывание шара и сплющивать в диск (использование способов прищипывания, оттягивает и сгибания для придания диску определенной формы одежды: варежки, шапочки, колпачки); раскатывание цилиндра (столбика) и сплющивать его в ленту, опредмечивание - шарфик (использование способа сгибания ленты для получения определенной формы одежды: туфельки, сапожки). Обратить внимание на необходимость прочного и аккуратного соединения частей.
Воспитательная:
Воспитывать любознательность и аккуратность.
Творческая:
Вынести на самостоятельной выбор ребёнка предмета одежды или обуви, изготавливаемого в технике тестопластики. Предоставить детям возможность выбора цвета и элементов украшения (бусины, бисер). Развивать фантазию, воображение.

Предварительная работа :
Беседа об одежде, обуви, рассматривают предметов одежды, обуви и их деталей в свободной деятельности и во время режимных моментов. Рассматривают динамических картин, альбомов «Одежда», «Обувь». Сюжетно-ролевые игры с куклами, одевание их на прогулку. Дидактические игры: «Угадай, чего не стало?», «Назови правильно», «Угадай по описанию». Рассматривают деревьев на участке детского сада.

Материалы, инструменты, оборудование :
Солёное тесто разного цвета в контейнерах на каждый стол, доски для лепки на каждого ребёнка, палочки-стеки, салфетки, бусины, бисер. Панно: «Дерево», выполненное в технике - лепка из солёного теста.

Ход занятия

(Дети сидят на ковре или диване, воспитатель обращает внимание на книгу и предлагает послушать стихотворения К.И. Чуковского «Чудо - дерево».)
Воспитатель : В этой книге, которую написал К.И. Чуковский, есть стихотворения с необычным название «Чудо - дерево», хотите я вам его прочитаю?
(Воспитатель читает).
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!
Мама по саду пойдёт,
Мама с дерева сорвёт
Туфельки, сапожки.
Новые калошки.
Папа по саду пойдёт,
Папа с дерева сорвёт
Маше - гамаши,
Зинке - ботинки,
Нинке - чулки,
А для Мурочки такие
Крохотные голубые
Вязаные башмачки
И с помпончиками!
Вот какое дерево,
Чудесное дерево!
Воспитатель: Понравилось вам стихотворение? А почему автор назвал дерево чудесным? Почему оно необычное, не такое, как на улице? Что на нём выросло?
Ответы детей.
Воспитатель: А вы хотите, чтобы в нашей группе тоже появилось «Чудо - дерево»?
Ответы детей.
(Воспитатель выносит панно, на котором изображено дерево «голое» без листочков).
Воспитатель: Ребята! А что может расти на «Чудо - дереве»?
Ответы детей.
Воспитатель: Автор стихотворения придумал такое «Чудо - дерево», на котором росли чулки, башмаки, ботинки.
Воспитатель: А мы можем придумать совсем другое «Чудо - дерево». Ведь скоро зима и всем ребятам понадобится тёплая, зимняя одежда. Давайте вспомним, а что мы носим зимой? Какую одежду, обувь?
Дети: пальто, тёплые штаны и шапки, сапоги, шарфы и варежки.
Воспитатель: Давайте попробуем сделать из цветного, солёного теста все эти предметы зимней одежды, которые вы назвали! А потом мы сможем украсить ими наше «Чудо - дерево». (Воспитатель предлагает выбрать понравившийся цвет теста и слепить шапочку или пальто, тёплые куртку пуховик).
Воспитатель: Чтобы сделать пальто или курточку понадобятся 3 шарика из теса: один побольше, а два поменьше. Чтобы сделать шапочку с помпончиками понадобится 2 шарика из теста: один побольше, а другой поменьше. Чтобы сделать пальто надо немного оттянуть краешки ту каждой из трёх деталей и прикрепить две меньшие детали к большей по краям. Принимаем крепко, но аккуратно. Получается пальто с рукавами. Если вы задумали сделать шапочку, то возьмите большую лепёшечку и прижмите её у пальчики, чтобы она выгнулась, а затем прикрепите сверху маленькую лепёшечку, это - помпон. Из лепёшечки легко можно сделать варежку, если сбоку немного оттянуть кусочек теста, у варежки это место для пальчика. Так же можно сделать шапочку-колпачок. Если вы хотите сделать шарфик, то скатайте колбаску из теста(цилиндр). Потом её надо сплющить пальчиками и получится как будто ленточка. Это и есть шарфик. Если раскатать две толстые колбаски, расплатиться их и потом аккуратно прижать друг к другу, то получаются штанишки. Из двух колбасок потоньше можно сделать сапожки. Надо также расплющить колбаски и загнуть с одного края.
(Дети начинают лепить задуманное, воспитатель подходит и помогает с выбором поделки и способом выполнения).
(Когда воспитатель видит необходимость, он проводит пальчиковую игру).
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они продолжат
И лепить, и украшать.

(Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и развиваются кулаки. Упражнение можно повторить несколько раз)
Воспитатель: Я вижу, вы быстро справились и теперь можно украсить предметы одежды, выполненные из теста. Для этого я дам вам бусинки, бисер. Можно украсить поделку по краям, можно сделать пуговки или просто украсить бусинами, как горошками.
Воспитатель: Давайте посмотрим, кто что сделал! Несите досочки со своими работами сюда.
(Воспитатель вместе с детьми рассматривает работы)
Воспитатель: Вы все молодцы, но сейчас мы не можем повесить одежду и обувь на дерево. Тесто ещё мягкое(сырое), поделки надо высушить. Завтра мы ещё раз поговорим о нашем «Чудо - дереве» и нарядим его

Цель: Научить использовать возможности соленого теста – тестопластика в творчестве родителей.

Задачи:

— Познакомить с историей возникновения соленого теста, технологическими возможностями этого материала;

— заинтересовать и вовлечь родителей в досуговую деятельность — вызвать интерес к данному виду деятельности.

Материал:

Мячик;

Соленое тесто цветное;

Стек для лепки;

Колпачок от фломастеров;

Формочки;

Скалка.

Предварительная работа : личные беседы с родителями, информация в папках-передвижках, консультации для родителей, проект «Чудо-лепка», педагогическая библиотека.

Ход мастер-класса.

Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний мастер-класс. Что такое мастер-класс? Плюсов много.

Плюс первый – это весело, интересно. Это возможность творить, делать настоящую вещь своими руками! Дети, в отличие от взрослых, привыкших покупать готовое, обожают все делать сами, по-своему.

Плюс второй — Вы сможете еще больше подружиться, понять друг друга, сблизиться. Это уникальная возможность погрузиться в атмосферу совместного вдохновения, красоты и радости.

Плюс третий – идет мощное развитие способностей по многим направлениям. На мастер-классах вы получаете информацию, приобретаете полезные навыки, умения. Для кого-то это возможность попробовать новое, интересное занятие. А кто-то – как знать – найдет свое призвание или хобби!

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше ребенку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными ручками. А когда ребенок начинает понимать что из одного комка он может создать неисчислимое количество образов, каждый раз находить новые варианты и способы - лепка становится любимым занятием на долгие годы…

Тестопластика – искусство создания объемных и рельефных изделий из теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера.

Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.

Поделки из теста – очень древняя традиция, но и в современном мире высоко ценится все, что сделано своими руками. Изделия из соленого теста имеют свою популярность не только в нашей стране . В Китае издавна и до нашего времени изготавливаются марионетки для кукольного театра, в Германии и Скандинавии изготавливают рождественские венки, сувениры, подковы, их вывешивают в проемы окон или крепят к дверям. Индейцы фигурки из теста изготавливают для многочисленных туристов, что приносит им приличный доход.

Из истории русской тестопластики.

На Русском Севере, в хлебосольных и приветливых поморских домах на видных местах всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигурок людей и животных. Это мукосольки – поделки из муки и соли. В старину такие игрушки служили оберегами. На рождество поморки обязательно лепили такие фигурки и, раздаривая родным и знакомым, приговаривали: «Пусть у вас хлеб – соль водится, никогда не переводится».

Солнце и соль – однокоренные слова. Пусто и мрачно небо без солнца, а пища – пресна и безвкусна без соли. Старинный славянский обычай пришел к нам из глубины веков. Хлеб означал землю, соль – солнце. Землю и солнце выносили дорогому гостю!

Мы нередко сталкиваемся с проблемой: что подарить лучшему другу? Подарок, сделанный собственными руками, имеет особую энергетику и силу воздействия. Вещь, изготовленная своими руками, принесет радость, чувство восторга и удивления. Поверьте, ваш подарок оценят по достоинству, ведь он сделан специально для того, кому подарен, и эта работа, не важно, насколько умело она слеплена, всегда будет единственной и неповторимой. Ведь на этой поделке остались следы ваших пальцев, тепло вашего сердца.

А теперь, попробуйте отгадать загадки:

Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны.(Мука)

Отдельно – я не так вкусна,

Но в пище - каждому нужна.(Соль)

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли –

Жить нельзя нам без …(воды)

Разноцветные девицы

Заскучали без водицы.

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой.(Краски и кисть)

Соль, вода и мука – все, что нужно для изготовления соленого теста. Его можно заготовить впрок, хранить в холодильнике несколько дней. Тесто можно сделать цветным, добавляя гуашь при замешивании или раскрасить иже готовое высохшее изделие.

Основным материалом для работы служит солёное тесто. Существует много различных составов солёного теста. Одни добавляют в него пищевой клей, другие – растительное масло или глицерин. Самое главное — найти такой состав, с помощью которого можно без труда изготавливать модели фигурок. Используем солёное тесто для простых фигурок: 200 грамм муки, 200 грамм соли, 125 мл. воды, 1 ст. ложка растительного масла. Рабочий стол желательно освободить от посторонних предметов и застелить клеёнкой. Кроме того, нужна рабочая доска. На стол надо поставить 2 стакана: 1 – с водой, 1- с растительным маслом. Понадобятся: тряпочка, кисточка для акварели, карандаш, скалка, алюминиевая фольга. Инструменты: нож пластиковый, детские ножницы, формочки, трафаретки. Поверхность теста на воздухе быстро сохнет, поэтому тесто должно находиться в баночках из-под йогурта или майонеза. Для раскраски используются гуашевые, пищевые, натуральные (соки овощей, какао) краски.

1.Учимся делить на части. Из какого бы материала вы ни лепили, всегда встает необходимость деления единого куска на части. Существуют несколько способов:

Откручивание

Отщипывание

Разрезание прочной нитью

Разрезание и надрезание стекой

Формование.

2.Учимся придавать форму. Форма изделия при лепке играет основную роль. Как придать форму?

Раскатать в ладонях или на столе

Сплющить

Вдавить

Вытянуть

Согнуть

3. Учимся соединять детали

Прижать

Примазать

Загладить

4.Учимся оформлять изделие – это наиболее ответственный момент в работе

Дополнение изделия мелкими деталями (налепами)

Процарапывание различными инструментами

Оформление рельефом (оттиском)

Показ презентации

А перед работой проведем пальчиковую гимнастику с мячиком.

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)

Взад, вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку.(Гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка(сжимаем и разжимаем мячик)

Колобок я разожму и другой рукой начну

Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем тоже самое другой рукой)

Разминка с соленым тестом:

Перекладывание и сжимание теста в ладошках;

Катание колобка в ладошках;

Катание колобка на столе;

Надавливание на колобок — получение лепешки;

По лепешке побежали «паучки»;

Пришли «мышки» стали норки рыть;

Налетели «гуси» стали тесто щипать;

Пришел «мишка косолапый» стал топать по тесту;

Пришел «слон» и ножищами по тесту топ-топ-топ;

Скатывание лепешки в колбаску;

Заворачиваем колбаску в «улитку»;

«улитка» спряталась в домик – получился колобок.

— А сейчас дорогие родители приступаем к работе, творите, используйте свой талант.