Система работы по экологической работе в доу. Система работы по экологическому воспитанию

11.03.2020 Красота
Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Добрые чувства своим корнем уходят в детство, а человечность, доброта, достоинство, доброжелательность нуждаются в труде, заботах и волнениях о красоте окружающего мира»

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все большее внимание. Причиной тому является деятельность человека в природе, часто безграмотная, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Поэтому цель работы нашего педагогического коллектива это создание в дошкольном учреждении условий для подготовки детей к обучению основам экологии, природопользования, формирование у них представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности. В основе работы лежит Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, а также технология парциальной программы Т.А. Скалон «Экология для самых маленьких» и экологические проекты.

Создана целостная система , пронизывающая все виды детской деятельности и направленная на решение следующих задач : которые вы видите на слайде.

При построении системы экологической работы мы обратили особое внимание на следующие основные направления:

1. Познавательное развитие : включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы : дидактические игры, беседы, путешествия, викторины, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.

Познавательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме : это - экологические праздники, утренники, экологические игры , игры-путешествия.

2. Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) - совместные с родителями акции по озеленению групповых комнат, территории ДОУ, работой на огороде, посадкой деревьев и кустарников, оформлению цветников, акции по подкормке птиц, изготовлению и развешиванию кормушек и скворечников, способствовали привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.

3. Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий : проектной деятельности, экскурсий в природу, фенологических наблюдений, опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Пути реализации системы экологической работы в ДОУ:

    Создание условий (экологизация развивающей среды);

    Повышение экологической грамотности педагогов;

    Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами;

    Постоянное общение детей с природой ближайшего окружения.

    Активное участие родителей в экологическом образовании дошкольников.

    Поддержание тесных связей с социумом: музей, школа, библиотека, ЦДОД и др.

Одним из важнейших условий реализации системы экологического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды. В нашем детском саду созданы все условия для экологического воспитания детей.

Во всех возрастных группах созданы уголки экологической среды, которые включают в себя:

    Огород на окне;

    Книжный уголок;

    Зона коллекций. Коллекции включают в себя те объекты, которые могут собрать сами дошкольники и их родители (камни, семена растений, сухие листья, ветки, образцы песка и глины);

    Оформлены – календарь природы, календарь погоды.

    Созданы картотеки пословиц, поговорок, народных примет о природе;

    Имеется подбор музыкальных произведений (звуки природы, песни о природе).

На территории ДОУ проложена экологическая тропа, где дети знакомятся с цветами, учатся распознавать породы деревьев и кустарников.

На огородных грядках дети выращивают овощные культуры, наблюдают за их ростом, узнают о коварных сорняках, проводят эксперименты.

Экскурсии в берёзовую рощу, в разное время года проводятся систематически. Мы ходим в одни и те же места, наблюдаем за одними и теми же деревьями, кустарниками, травами, следим за одними и теми же видами насекомых и птиц и с изумлением удивляемся, что неподвижный мир движется, меняются краски, запахи, звуки. И все это связано со сменой времен года.

За погодой учимся наблюдать на метеостанции.

Планомерная работа с кадрами, понимание значимости экологических проблем - все это позволяет нам проводить обширную целенаправленную деятельность с детьми в данном направлении. Проблемы экологического воспитания регулярно обсуждаются на консультациях, семинарах, педсоветах.

Одним из средств, способствующих решению проблемы экологического образования дошкольников, является метод проектов. Проекты помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей, осваивать с детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее, способствуют развитию творческих способностей детей, способствуют развитию навыков обобщать и анализировать, способствует развитию мышления: помогают увидеть проблему с разных сторон – комплексно.

В нашем учреждении разработаны и реализованы ряд экологических проектов «Прилетайте птицы», «Водичка», «Цветочек», «Выращиваем тыкву», «Музыка в природе», «Дикие животные», «Наши домашние питомцы» и др.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время природоохранной акции, а взрослому лучше понять ребенка. Привлекаем родителей к участию в природоохранных акциях (уборка территории детского сада и вокруг него, посадка деревьев, изготовление скворечников и кормушек и т. д.)

Все акции дают не только знания, но главное, воспитывают доброе отношение к окружающей природе и ее обитателям.

С желанием и охотой участвуют родители в проведении выставок совместных творческих работ. Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника.

Эффективность работы по экологическому воспитанию зависит от координации работы с другими учреждениями. В рамках экологического образования наш детский сад сотрудничает с детской библиотекой, школой, ЦДОД. Сотрудники библиотеки регулярно проводят с детьми мероприятия экологического характера (викторины, игры, конкурсы, знакомят с художественной и познавательной литературой о природе), совместно с учащимися начальных классов реализуются экологические проекты (например, экологический проект «Дикие животные нашего края»).

Дети ежегодно принимают участие в районных конкурсах, которые проводит ЦДОД.

Результатом работы по экологическому воспитанию является не только овладение определенными знаниями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать и облагораживать природу.

Педагогический коллектив нашего учреждения, наши воспитанники и их родители являются активными участниками конкурсов разного уровня. Это некоторые из наших достижений в конкурсах на экологическую тематику.

Наши достижения в области экологии

2015 год участники регионального фотоконкурса «Природа Томской области через объектив фотокамеры» посвящённый 170 - летию русского географического общества в номинации «Природа – творец всех творцов».

2015 год – участие во всероссийском экологическом субботнике «Зелёная весна»

2017 год – победители районной акции «Птичий дом»

2017 год – объявлена благодарность коллективу д/с «Берёзка» за активную экологическую деятельность.

2018 год Региональный конкурс «День птиц» - 2 место

Экологическое воспитание дошкольников – трудоемкий, многогранный процесс познания природы, представляющий собой формирование основных приоритетов экологической культуры путем тесного переплетения знаний, практической деятельности и духовного начала в каждом ребенке.

Наша задача – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Спасибо за внимание!

Экологическое образование не является изолированным направлением (Дополнительным предметом) работы детского сада; оно имеет мировоззренческое значение, и поэтому необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса. Это предполагает участие в экологическом образовании всех сотрудников ДОУ. К сожалению, подобная цель на современном этапе в массовой практики недостижима из - за недостаточной подготовки педагогов, отсутствия необходимых условий, одним из которых является координация работы всего коллектива дошкольного учреждения, В реально сложившийся практике можно выделить две основные педагогические модели, отличающиеся принципами организации работы. Назовем их условно: модель «эколог» и модель «воспитатель».

Модель «эколог». ЕЕ особенность - создание в детском саду системы работы по экологическому образованию, предполагающей тесного сотрудничества всех специалистов, методиста и воспитателей на основе интегрированного подхода к экологизации различных видов деятельности дошкольников (см. Приложение).

В рамках модели «эколог» каждый сотрудник выполняет определенные функции в области экологического образования. Необходимым условием ее использования является наличие в дошкольном учреждении педагога - эколога, выполняющего функцию координатора. Такая модель создает условия, необходимые для эффективной реализации экологического образования. Целенаправленная и согласованная деятельность всех сотрудников детского сада позволяет осуществлять:

  • - экологизацию различных видов деятельности ребенка и развивающей предметной среды;
  • - экологическое просвещение родителей;
  • - подготовку и переподготовку кадров;
  • - оценку окружающей среды;
  • - координацию с другими учреждениями.

Рассмотрим возможные направления работы и взаимоотношения сотрудников в рамках модели «эколог».

Направления работы руководителя:

  • 1. организация всего воспитательного процесса;
  • 2. сотрудничество с органами управления образованием;
  • 3. выделение необходимых ставок;
  • 4. составление дизайн - проекта учреждения; экологизация развивающей предметной среды;
  • 5. координация работы с другими учреждениями и т.д.

Направления работы методиста:

  • 1. ознакомление коллектива с существующими программами и методами экологического образования;
  • 2. выбор программы и методики (совместно с экологом);
  • 3. определение места экологического образования в общем, образовательном пространстве детского сада, его связи с другими направлениями;
  • 4. руководство составлением «экологического паспорта» и т.д.

Направления работы психолога:

  • 1. психологическая поддержка работы по экологическому образованию;
  • 2. составление рекомендаций экологу с учетом индивидуальных особенностей детей;
  • 3. присутствие на занятиях эколога с целью определения поведения и характеристик дошкольников.

Направления работы музыкального руководителя:

  • 1. проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребенком природы;
  • 2. согласование музыкальных занятий с тематикой занятий эколога;
  • 3. разработка экологических праздников;
  • 4. подбор музыкальных произведений (звуки природы, песни о природе и т.д.) к программе эколога.

Направления работы преподавателя по изобразительной деятельности:

  • 1. закрепление материалов экологических занятий в процессе рисования, лепки;
  • 2. оказание помощи экологу в изготовлении наглядных пособий, оборудования, костюмов к экологическим праздникам;
  • 3. проведение занятий вместе с экологом;
  • 4. участие в диагностике, по детским рисункам и т.д.

Направления работы инструктора по физическом воспитанию:

  • 1. включение в занятия физических упражнений, подвижных игр по согласованию с экологом;
  • 2. участие в эколого-оздоровительной работе (экскурсии и т.д.);
  • 3. участие в экологических праздниках;
  • 4. обучение правилам безопасности во время походов.

Направление работы медицинского работника:

  • 1. оздоровительная работа с детьми;
  • 2. участие в оценке развивающей предметной среды и экологической ситуации в районе ДУ с точки зрения состояния здоровья детей.

Направления работы воспитателя:

  • 1. экологизация деятельности дошкольников в группах;
  • 2. выполнение заданий эколога;
  • 3. выполнение отдельных экологических проектов (например, проекта «Наше дерево»);
  • 4. создание условий для экологического образования в группах;
  • 5. подбор растений, животных и уход за ними;
  • 6. работа с родителями;
  • 7. участие в диагностике по заданию эколога и психолога.

Модель «воспитатель» отличается от модели «эколог» принципами организации работы: функции экологического образования возлагаются на воспитателя, который самостоятельно реализует интегрированный подход через экологизацию развивающей предметной среды в группе и экологизацию различных видов деятельности ребенка в повседневной жизни (см. Приложение).

Модель реализуется в детских садах, где нет возможности ввести в штатное расписание ставку эколога. Она представлена двумя вариантами: первый - экологическое образование осуществляют несколько воспитателей; второй - задачи по экологическому образованию включаются в план работы воспитателей всех групп, а направление в целом контролирует методист или руководитель учреждения.

Обе указанные модели предполагают реализацию интегрированного подхода в экологическом образовании. Первая модель представляется более эффективной, т.к. позволяет создать систему взаимосвязанных компонентов, что является необходимым условием реализации экологического образования в дошкольном учреждении.

В системе экологического образования в дошкольных учреждениях можно выделить ряд компонентов (см. Приложение).

Таким образом, чем более полно реализованы указанные компоненты, тем эффективнее работа дошкольного учреждения в области экологического образования.

Выводы по теоретическим аспектам:

Итак, экологические знания необходимо давать ребенку именно в дошкольном возрасте. Знания должны быть доступны детям. Следует не забывать о конструктивном подходе в обучении. В процессе экологического воспитания ребенка большую роль играет совместная деятельность педагога и дошкольника, т.к. педагог является носителем экологической культуры, владеет методикой экологического воспитания, способствует формированию практических навыков. За последнее время создано много отечественных программ по экологическому воспитанию. И педагог сам решает, по какой программе он будет работать. Мы должны стремиться к экологизации всего образовательного процесса.

юлия карикова
Модель экологического воспитания детей в ДОУ

Цель нашего учреждения – индивидуальное комплексное развитие каждого ребенка с учетом психического и физического состояния здоровья, безопасности жизнедеятельности детей , формирование психологической готовности к школе, развитие восприятия , воображения, художественно-творческой деятельности.

Определяя порядок действий всех участников учебно-воспитательного процесса и их координацию между собой, а, также учитывая влияние социума и построение взаимоотношении с ним, мы создали свою воспитательную систему . Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний , полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Мы считаем, что важная сторона экологического воспитания – это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, помогая другим. Самостоятельные дела и поступки детей – это уже критерий экологической культуры .

Цель нашей воспитательной системы по экологическому воспитанию – создание условий для формирования у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые его окружают; воспитание начал экологической культуры дошкольников.

Проблемы экологического воспитания регулярно обсуждаются на консультациях, семинарах, педсоветах. Чтобы определить пробелы в знаниях педагогов, мы используем анкетирование по вопросам экологического воспитания детей , на основании анализа анкет планируется дальнейшая методическая деятельность в детском саду.

При построении системы экологической работы

мы обратили особое внимание на следующие основные направления :

Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы : дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников .

Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме : это –

театрализованные представления на экологическую тему , праздники, утренники, экологические игры , игры- путешествия. Игровое направление предполагает широкое и постоянное использование игровых обучающих ситуаций.

Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) – совместные с родителями акции по озеленению групповых комнат, территории ДОУ, работой на огороде, посадкой деревьев и кустарников, оформлению цветников, подкормке птиц, изготовлению и развешиванию кормушек и скворечников, способствовали привитию бережного отношения воспитанников к родной природе .

Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий : проектной деятельности, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Эколого -оздоровительное направление реализуется через регулярные прогулки, экскурсии и походы в ближайшее природное окружение.

Эколого -эстетическое направление – широко используются различные виды изобразительной деятельности (воспитатель много и тщательно наблюдает с детьми различные явления природы, сосредотачивая их внимание на оттенках цвета, пропорциях, форме, размерах отдельных частей растений и животных, затем создает условия для свободной творческой деятельности : рисования, лепки, аппликации, конструирования поделок из природного материала).

Пути реализации системы экологической работы в ДОУ :

Создание условий (экологизация развивающей среды , программно-методическое обеспечение);

Повышение экологической грамотности педагогов (создание фонда методического и наглядно-иллюстративного материала, семинары, работа в творческих группах по экологическому воспитанию );

Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами, внесение регионального компонента (посещение памятных мест, знакомство с природным ландшафтом города) ; внедрение методик экологии здоровья ;

экологическое просвещение родителей (музыкальные праздники, экологические досуги , оформление материала по экологическому воспитанию для родителей ).

Система работы с детьми в каждой возрастной группе :

Посезонное планирование занятий;

Создание эколого – развивающей среды (уголки природы, лаборатории природы) ;

Организация деятельности вне ДОУ (праздники, наблюдения, экологическая тропинка , огород овощных культур, труд в природе);

Чтение художественной литературы;

Совместная творческая деятельность воспитателей , детей и родителей (акции «Накормим птиц зимой» , «Насекомые -посланники природы» , «Сохрани цветок» , фотоальбомы по группам «Жизнь в солнечной стране» , акции по очистке и озеленению территории ДОУ, изготовлению скворечников и кормушек для птиц и др.);

Выращивание зелени в зимнее-весенний период («огород на окне» );

Игровая деятельность, как основная форма деятельности детей ;

экология здоровья (фито-чай, аромотерапия, витаминотерапия, двигательная активность, закаливание);

Создание системы экологической работы (авторские разработки занятий, работа с родителями, с общественными организациями, методическое и информационное обеспечение и т. п.).

Создание эколого-развивающей среды

– это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию экологических пространств , их совершенство и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания : она приучает систематически думать и реально заботиться о растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с детьми.

Эколого -развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль :

Групповые комнаты, в которых размещены уголки природы, экологические и экспериментальные лаборатории, «огороды на подоконнике» , дидактические игры, библиотечки, фито-бары, уголки релаксации и т. д.

Здесь проводятся экологические занятия , работа в рамках проектной деятельности, дети играют, общаются с животными и ухаживают за ними, занимаются самостоятельными исследованиями, экспериментированием.

Под руководством увлеченных своим делом специалистов дети занимаются в кружках «Юный эколог » , «Флористика» . В рамках этой деятельности проводятся интегрированные (эколого-эстетические ) занятия, изготавливаются поделки из природного и бросового материала, создаются альбомы наблюдений о природе. В групповых комнатах и лестничных маршах устраиваются тематические выставки детских работ.

Проводятся экологические , фольклорные праздники, музыкальные занятия, связанные с темой природы, экологические постановки детей , кукольные спектакли экологического содержания . В каждой группе и в методическом кабинете ДОУ подобраны библиотечки художественных произведений, сказок, энциклопедий, методических, дидактических и информационных материалов по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. Воспитатели вместе с детьми читают художественную литературу, рассматривают иллюстрации в книгах о природе, проводят беседы, обсуждение прочитанного.

Территория детского сада, используется для создания фрагментов природных и культурных ландшафтов, игровых и спортивных площадок : альпийская горка, экологическая тропа , огород, различные деревья и кустарники, цветники, клумбы, мини-стадион и игровые площадки. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

В детском саду мы проводим выставки совместных рисунков, поделок из бросового материала, картин по флористике; привлекаем родителей к участию в оформлении уголка природы, лаборатории, библиотечки, в природоохранных акциях (уборка территории детского сада и вокруг него, посадка деревьев, изготовление скворечников и кормушек и т. д.). В групповых комнатах имеются уголки по экологии для родителей , где представлена различная информация.

Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому используем активные формы и методы обучения – экспериментирование, опытническую работу, прогулки, экскурсии и т. д.

Результаты деятельности по реализации модели

так и педагогов.

Педагогами ДОУ разработаны :

- экологические миниконсультации и консультации для родителей, которые представляются в экологическом уголке ;

Консультации для воспитателей ;

Комплексы занятий для разных возрастных групп по экологическому воспитанию .

Педагоги пополнили свои группы методической литературой, дидактическими играми, наглядными пособиями, картотеками, паспортами растений, техническим обеспечением (видеокассеты и диски) по экологическому воспитанию .

Типовая модель экологического воспитания

Цель экологического воспитания - становление начал экологической культу­ры у детей, развитие экологического со­знания, мышления, экологической культу­ры у взрослых (воспитателей, родителей), их воспитывающих.

Содержание экологического вос­питания - новый взгляд на традицион­ное ознакомление детей с природой, но­вое миропонимание, построенное на ус­воении Космического Закона , предназна­ченного для Земли: все живое на планете находится в неразрывной связи со средой своего обитания. Этот Закон в равной сте­пени относится к растениям, животным, людям, их сообществам. Закона не могут избежать ни отдельно взятый человек, ни человечество в целом. Следовательно, его надо знать, по нему надо жить - значит, воспитывать детей так, чтобы они проник­лись его пониманием.

Формы и методы работы с детьми , обозначенные в типовой модели, обеспе­чивают реализацию содержания экологи­ческого воспитания и достижение его це­ли. Методы, как и содержание, являются новыми, хотя и строятся на традиционных видах деятельности : на наблюдении, труде в природе, игре, моделировании, речевой деятельности. Методы позволяют показать детям взаимосвязь организма со средой в практических формах взаимодействия ре­бенка с природой ближайшего окружения. Ведущим является метод создания и под­держания экологически необходимых ус­ловий для живых существ, находящихся в пространстве жизнедеятельности детей.

Создание обогащенной эколого-разви вающей среды в детском саду рассматри­вается нами не только как условие , но - главным образом - как метод экологичес­ кого воспитания , ибо эта деятельность яв­ляется непрерывной, педагогически обус­ловленной и совместной с детьми. В такой деятельности взрослый всем своим пове­дением: искренним вниманием, словами, чувствами - демонстрирует правильные формы взаимодействия человека с приро­дой, обучает пониманию взаимосвязи рас­тений, животных с условиями, в которых они находятся, развивает сочувствие, со­переживание, любовь к живому.


Все другие методы экологического вос­ питания (словесный, специально органи­зованная игра воспитателя с детьми, на­блюдение и моделирование увиденного в календарях природы) реализуют иные ви­ды деятельностей, но в центре их остается та же идея приспособительного взаимо­действия организма со средой.

Важную роль в типовой модели выпол­няют технологии экологического вос­ питания - система запланированных на весь год эколого-педагогических меро­приятий с детьми всех возрастов. В техно­логиях представлена взаимосвязь содер­жания, форм и методов экологического воспитания, подробно раскрыты и описа­ны приемы воспитательно-образователь­ной работы с детьми каждой возрастной группы. Именно эколого-педагогические технологии, последовательно реализуе­мые на практике, обеспечивают достиже­ние поставленной цели - формирование начал экологической культуры, результаты которого отчетливо могут проявляться в старшем дошкольном возрасте.

Критерии экологической воспи­ танности должны ответить на вопрос: что такое начала экологической культуры? Полагаем, что это личностное новообра­зование дошкольного периода, которое затрагивает интеллектуальную, эмоцио­нальную, мотивационную и поведенчес­кую сферы. Его действие проявляется в пространстве жизнедеятельности ребенка (в группе детского сада, домашних услови­ях, местах прогулок и др.).

Показателями экологической воспитанности являются:

· ярко выраженный интерес к окружающе­му миру, природным явлениям, эмоцио­нальный отклик на их красоту;

· понимание уникальности живого, сочувствие, сопере­живание животным и растениям, находя­щимся рядом;

· практические умения гу­манного с ними обращения;

· действенная готовность вместе с взрослым создавать и поддерживать хорошие условия для пи­томцев, проживающих под одной крышей с ребенком.

Реализация типовой модели экологичес­кого воспитания в дошкольном учрежде­нии предполагает комплекс организа­ ционно-управленческих действий , спланированных администрацией детско­го сада на один-три года. Важнейшими яв­ляются следующие:

Педсоветы, на которых развивается экологическое сознание воспитателей,
формируется их гражданская позиция, проявляющаяся в ответственности за разрешение экологических проблем.

Система углубленной методической работы , позволяющей педагогам овладеть методикой экологического воспитания, новыми технологиями, повысить свое ма­стерство в этой области.

Создание в учреждении обогащенной эколого-развивающей среды , позволяю­щей проводить с детьми и их родителями интересную и разнообразную работу.

Планомерное осуществление вышеука­занных мероприятий способствует разви­тию экологической культуры у взрослых, воспитывающих дошкольников и в дет­ском саду, и в семье.

Практика осуществления экологическо­го воспитания показала: в дошкольных уч­реждениях в последние годы реализуются различные варианты типовой модели: эколого-оздоровительная, эколого-эстетическая, эколого-экономическая, эколого-правовая и др. Вариативность существую­щих подходов обусловлена не только раз­ными условиями и устремлениями детских садов. Она является показателем глобаль­ности решаемой проблемы, интегрирую­щей в себе все стороны действительности и развития человеческой личности.


Новым аспектом воспитания детей , ко­торое может быть осуществлено на базе типовой экологической модели, является развитие их духовной сферы . Рассмотре­ние данного вопроса требует широкого подхода.

Экологический кризис подвигнул чело­вечество к осмыслению своей деятельнос­ти, пересмотру значения результатов на­учно-технического прогресса, переос­мыслению своей роли в системе «чело­век-природа-общество». Отношение че­ловека к себе, своей роли в мире, понима­ние своей сущности менялись на протя­жении истории. Двадцатый век - это куль­минация негатива, созданного человечес­кой цивилизацией. Этот негатив проявля­ется в прагматическом антропоцентриз­ме; человек считает себя «царем природы», вершиной всего сущего. Ведущие отечест­венные и зарубежные ученые (­ев, А. Печчеи и др.) считают: истоки экологического кризиса нахо­дятся в самом человеке - в проблеме отсутствия или недостаточного раз­вития его духовности. Современно зву­чат слова Н. Бердяева: «Человек перестал понимать, для чего он живет, и не имеет времени задуматься над смыслом жизни. Жизнь человека заполнена средствами к жизни, которые стали его самоцелью». Кризис духовный - еще более опасный, чем кризис экологический, ибо его результа­том является интеллект, вышедший из-под контроля нравственности. Такой ин­теллект является разрушителем гармо­нии божественного мира.

Между тем на заре своего развития че­ловек не отделял себя от природы: более того, он не отделял себя от всего Мирозда­ния. Древние философы Востока, Греции рассматривали человека как часть Космо­са, как малый космический мир, в котором отражаются все процессы Вселенной. Ан­тичный период - это период космоцентричного мироощущения. Именно тогда были сформулированы главные пробле­мы: предназначение человека, его место в природе и обществе, соотношение души и тела, разума и чувств. В дальней­шем человечество в своем развитии по­шло по пути проти­вопоставления себя внешнему миру: жизнь была отделе­на от неживой при­роды, общество - от жизни в природе, техника - от культуры, человек - от при­роды и Космоса. В Средние века человек был поставлен в центр познания, и это ста­ло началом развития антропоцентричес­кого миропонимания - миропонимания, основанного на формуле «Человек - царь природы». Разрушительную роль сыграл и материализм Х1Х-ХХ веков, достигший своего апогея в России в форме практиче­ски насильственного атеизма . Человек и вправду начал верить, что мир - это толь­ко та реальность, которую он может вос­принять своими органами чувств - уви­деть, услышать, пощупать и т. д. Между тем многие открытия прошлого века наглядно демонстрируют: человек, как биологичес­кое существо, несовершенен. У него нет органов для восприятия радиации, слабо развиты обоняние, зрение, слух, он не чув­ствует ультра - и инфракрасные лучи, ульт­развук, не обладает эхолокацией.

В настоящий момент все острее ощуща­ется необходимость пересмотра отноше­ ния человека к окружающему миру и свое­му месту в нем. Настало время осознать: человек - это не только планетарное, но и космическое явление; его развитие не мо­жет осуществляться по одним только со­циально-экономическим законам, обеспе­чивающим многочисленные блага для те­ла - его биологической составляющей. Че­ловек наделен душой, в нем есть космичес­кий дух, поэтому он должен развивать свой внутренний мир - этот божествен­ный потенциал, который невидим для глаза, но постоянно проявляется в делах, чувствах, мыслях, отношении к миру при­роды и людям.

Потребность в духовности, ее осмысле­нии, развитии - это примета нашего вре­мени. Раньше других это осознали фило­софы, культурологи. Наметилась тенден­ция отождествлять духовность с рели­гиозностью, но это, с нашей точки зре­ния, неправомерно духовность мо­жет быть и свет­ской, вне церкви. С этих позиций напи­саны появившиеся в последнее время пе­дагогические иссле­дования (НД Никандров, ЛЛ. Байкова и др.), посвященные воспита­нию духовности у школьников.

Светская духовность - это стремление человека к познанию мира, познанию себя и своего места в этом мире, это постиже­ние высших ценностей, стремление к гар­монии во взаимоотношениях с людьми, природой, культурой, наукой, искусством, это созидание и творчество в любой сфере деятельности.

в своем исследовании духовной культуры старшеклассников утверждает, что ее показателями являют­ ся такие проявления личности, как

· высо­кая степень эмоционально положитель­ного отношения к другим и себе (лю­бовь);

· фактор внутреннего духовного са­моутверждения, стимулирующий жиз­ненные силы (вера);

· внутренний регуля­тор эмоционального состояния, деятель­ности индивида (надежда, оптимизм);

· способность человека осуществлять нравственный самоконтроль - формули­ровать для себя нравственные обязанно­сти, оценивать совершаемые поступки (совесть);

· духовная практика - создание духовных и материальных ценностей, несущих в себе новизну, оригинальность, уникальность (творчество, духовная са­мореализация).

Можно утверждать, что выделенные исследователем критерии духовности школьников старших клас­сов в равной степени относятся и к взрослым. Отличие просматривается лишь в степени ее осознания: взрослый «чувствует» свои духовные потребности, может их сформулировать, осуществляет на их основе разные виды деятельности, испытывая при этом большое удовлетво­рение; школьник находится в состоянии становления, наращивания духовных по­требностей и не всегда может их обозна­чить словом и делом.

Ребенок дошкольного возраста нахо­дится в самом начале своего развития, о духовности этого периода можно гово­рить лишь условно. Тем не менее, можно выделить качества характера, поведе ния ребенка, которые содержат в себе по­тенциал духовности. Для реализации это­го потенциала необходимо воспитание, способное обеспечить развитие таких ка­честв. Попытаемся определить их.

· Дружелюбие, открытость ребенка как начало доброго отношения к миру, природе, людям; эти качества в дальней­шем могут перерасти в большую любовь в широком и духовном ее понимании.

· Данная от природы ориентировка в окружающем пространстве может пре­вратиться в любознательность, устойчи­вый интерес к знаниям, стремление по­знавать сначала ближайший, затем далекий (космический) мир.

· Любовь к родным, близким (потреб­ ность в защищенности) может помочь
ребенку преодолеть свой эгоизм, а развитие способности сочувствовать, сопере­ живать станет началом человеколюбия, жизнелюбия.

· Стремление стать лучше в дальней­шем может превратиться в устойчивое ка­чество, которое обеспечит непрерывное саморазвитие, самосовершенствование.

· Стыдливость может быть началом совестливого отношения к своим поступ­кам, а в дальнейшем преобразоваться в подлинное чувство совести, которое и будет регулировать нравственное поведение личности.

· Неугомонная активность, стремле­ние к деятельности, к получению резуль­ тата могут стать началом творческого отношения к действительности, началом созидания, одухотворенного поиска приложении своих сил.

· Умение радоваться, замечать хоро­шее в любых его проявлениях может быть
началом сохранения, а затем и созидания гармонии в окружающем мире, гармонии прекрасного.

Экологическое воспитание, правильно организованное в дошкольном учрежде­нии, представляет широкие возможнос­ти для развития духовной сферы ребен­ка. Эти возможности заключены главным образом во взаимодействии дошкольни­ка с миром природы, находящейся в про­странстве его жизнедеятельности. Имен­но поэтому большое значение имеет обо­гащенная эколого-развивающая среда дошкольного учреждения, насыщенная многообразием живых объектов, пред­ставленная различными «экологически­ми пространствами» в помещении и на территории ДОУ. Такая среда позволяет организовать с детьми различные виды деятельности. Ведь известно: ребенок - это активное, деятельное существо, кото­рое следует направить в нужное русло, которому надо показать, как действовать в созданных условиях.

В помещении детского сада традици­онно устраивают уголки природы в груп­пах, огороды на окне в зимнее время. В по­следние годы активно создают комнаты и кабинеты природы, зимние сады, лабора­тории для опытов. «Экологические прост­ранства» на территориях ДОУ также очень разнообразны: цветники, площадки природы, фруктовые сады, огороды, ми­ни-фермы, экологические тропинки и др. Как же может быть использована обога­щенная природная среда для развития духовной сферы ребенка? Ответ напраши­вается сам собой: через систематическую организацию и осуществление разных видов педагогически целесообразной, психологически доступной деятельности с воспитанниками детских садов.

Главный вид деятельности - при нали­чии значительного количества растений и животных - создание для них экологи­ чески правильных (т. е. соответствующих их потребностям) условий. Данная дея­тельность является непрерывной: живые существа всегда требуют к себе внимания, возобновления недостающих условий (вода, питание, воздух, тепло и пр.). Эта де­ятельность позволяет оказать большое влияние на духовную сферу дошкольника, если она организована правильно, т. е. от­вечает следующим критериям.

Она должна быть совместной - вос­питателя с ребенком в группе, воспита­теля с детьми на участке, коллектива пе­дагогов со старшими дошкольниками и родителями на всей территории ДОУ.

Со стороны взрослых в деятельности должен быть представлен образец гра­ мотного и гуманного взаимодействия с природой.

Общение воспитателя с ребенком должно быть добрым - ребенку необхо­димо чувствовать поддержку взрослого, позитивную оценку своих усилий.

Только в этом случае на конкретных примерах дети познают специфику и уникальность жизни, учатся трепетному отношению к ней, учатся понимать со­стояние другого живого существа, сочув­ствовать ему, приобретают практичес­кие навыки заботы об опекаемых ими растениях и животных.

Итогом такой деятельности стано­ вится духовный компонент - осознанная радость от того, что и его усилиями все живое остается живым, растет зеленый лук, цветут растения на клумбе, хорошо получается уход за обитателями живого

Главная форма позна­вательной деятельности в экологическом воспи­тании - наблюдение - также дает выход в ду­ховную сферу ребенка. Разнообразные, эколо­гически правильно со­зданные условия жизни (аналогичные естест­венной среде) для жи­вотных и растений, про­живающих в ДОУ, де­монстрируют морфо-функциональную при­способленность живых организмов к среде оби­тания. Дети под руковод­ством воспитателя на­блюдают за рыбками в аквариуме и уста­навливают их приспособленность к жиз­ни в воде; наблюдают за птицами в клетке и на участке детского сада, вникают в их приспособленность к жизни в наземно-воздушной среде, в их поведение, приспо­собленное к сезону. Развивающийся по­знавательный интерес - это проявление духовности ребенка, которая в дальней­шем может стать устойчивым и глубоким стремлением к познанию окружающего мира. Вопросы ребенка, его самостоя­тельные наблюдения, сообщения о своих впечатлениях - это по сути внешние про­явления такой духовности. От поддержки воспитателя зависит его последующее развитие.

Элементы духовности (воодушевление, эмоциональное переживание воображае­мой ситуации) можно наблюдать, когда дети заняты отобразителъной деятель­ ностью (рисование, лепка, игра и др.), со­держанием которой являются впечатле­ния о природе. Если воспитатель находит нужные слова, нужную интонацию, чтобы показать дошкольникам красоту природ­ных явлений, гармонию взаимоотноше­ний живых существ с окружающей сре­дой, способен вызвать душевный отклик, тогда можно видеть сосредоточенную де­ятельность детей, стремление как можно тщательнее и качественнее изобразить явление природы. Особенно ярко это мо­жет проявляться, если мотивация дея­тельности достаточно сильная (например, сделать любимому человеку подарок - ри­сунок, поделку...).

Общение с живыми существами , особенно с симпатичными зверька­ми, - еще одна важная деятельность в процес­се экологического воспи­тания, которая способ­на пробуждать в детях душевность, бескорыс­тие, доброту и гуман­ность, т. е. духовность нравственного порядка. Беда в том, что в детских садах мало практикуется эта деятельность: неред­ко животные не имеют кличек, их не берут в ру­ки, не гладят и не холят, не приучают брать корм с руки, не говорят им ласковые, добрые слова, не выпускают в свободное пространство и не выгулива­ют на улице. Между тем все млекопитаю­щие и птицы - высокоразвитые животные, они многое понимают, легко вырабатыва­ют рефлексы, могут играть с предметами и людьми. Необходимо организовать обще­ние с живыми существами, чтобы пробу­дить в детях нравственную духовность. Эта деятельность важна еще и потому, что пра­вильные формы общения с животными, приобретенные под руководством опыт­ного педагога, дети обязательно перенесут в семью, где нередко содержатся кошки, собаки, птицы и прочая живность, в обра­щении с которыми подчас можно наблю­дать детскую жестокость и даже беспредел.

Хотелось бы остановиться на эколого-педагогических технологиях в моей про­грамме «Юный эколог», которые опубли­кованы в серии книг («Воспитание эко­логической культуры в дошкольном дет­стве» - технология для подготовитель­ной к школе группы; «Методика экологи­ческого воспитания в детском саду» - технологии для старшей и средней групп; «Экологическое воспитание млад­ших дошкольников» - технологии для первой и второй младших групп). Сами технологии как целостные целенаправ­ленные системы, если они добросовест­но осуществляются в работе с детьми на протяжении года, обеспечивают разви­тие духовности ребенка - его интеллектуальной, эмоциональной, нравственной сфер.

В этих технологиях предусмотрены ме­роприятия, которые больше других влия­ют на развитие духовной сферы детей. К ним относится «Панорама добрых дел», осуществляемая со старшими дошкольни­ками с декабря и до конца года: дети ос­мысливают свои поступки, и в результате все хорошее «материализуется» в виде значков. Это комплексные занятия, на ко­торых организуются мини-выставки про­изведений искусства (например, занятия, посвященные сезонам, природным мате­риалам: камням, глине, воде, дереву). Вос­питатель не только расширяет знания де­тей о природе, но и учит переживать ее красоту; представленную в живописи, гра­фике, скульптуре, архитектуре, изделиях народных промыслов. Это также система­ тические циклы наблюдений за живот­ными и растениями, которые проводятся с детьми всех возрастных групп во все пе­риоды учебного года. На конкретных при­мерах дети познают гармонию природно­го мира. Это т. н. самиздаповская деятель­ ность в старшей и подготовительной к школе группах: дети вместе с воспитате­лем делают самодельные книжки на осно­ве сказок В. Бианки, рассказов В. Танасийчука, оформляют их рисунками.

Духовность развивают и мероприятия, приуроченные к Дню Земли, и серьезная систематическая забота о зимующих пти­цах, и акция по сбережению зеленой елки перед Новым годом.

На развитие потенциальной духовнос­ти дошкольников большое влияние оказывают примеры духовного становления знаменитых писателей (занятие, посвя­щенное Е. Чарушину в средней группе, празднование дня рождения В. Бианки в старшей группе; их творчество выросло из глубин познания природы и любви к ней).

В заключение хотелось бы подчеркнуть: развитие духовной сферы посредством экологического воспитания может на­чаться в дошкольный период, если для этого будут созданы условия в детском саду; обогащенная развивающая предмет­ная среда, организация разных видов дея­тельности в этой среде пробуждают ини­циативу, стимулируют творческую актив­ность детей. И все же главными условиями, как нам представляется, следует считать духовность взрослых и реальное ее прояв­ление во взаимоотношениях с ними.

подчеркивает: воспи­тание духовной культуры невозможно без духовной культуры учителя, без диалога культур. «Испытывая на себе духовное влияние учителя, ученик вначале бессоз­нательно, доверяясь авторитету старшего, затем осознанно, руководствуясь принци­пом добровольного самоопределения, "взращивает" свою духовность в соответ­ствии с общечеловеческим законом по­стижения истины, добра и красоты».

С. Николаева

Конд. педагог. наук, вед. науч. сотруд. НИИ семьи и воспитания РАО

«Дошкольное воспитание» № 4/2004

Мы много говорили о содержании экологического образования в ДОУ, о том как оно должно измениться с новых позиций в экологии. Возникает закономерный вопрос, как организовать работу дошкольного учреждения, чтобы получить ожидаемые результаты? Кто из сотрудников и как должен этим заниматься?

Хороших результатов можно добиться только в том случае, если в ДОУ удастся создать систему работы коллектива по реализации экологического образования.

Давайте рассмотрим, как должна выглядеть такая система.

Любая система состоит из компонентов, причем все эти компоненты должны быть обязательно взаимосвязаны при этом каждый компонент системы выполняет свою роль в реализации экологического образования.

Как вы думаете, какие компоненты должны присутствовать в этой системе?

Как эти компоненты могут быть взаимосвязаны?

В настоящее время в сложившейся практике работы дошкольных учреждений можно выделить две основных педагогических модели реализации дошкольного образования. Условно эти модели можно назвать «эколог» и «воспитатель» и отличаются они принципами организации работы.

Особенность модели «эколог» - заключается в том, что она подразумевает создание в детском саду системы работы по экологическому образованию, предполагающей тесное сотрудничество всех специалистов, руководителя, методиста и воспитателя. Причем сотрудничество это должно осуществляться на основе реализации интегрированного подхода и экологизации различных видов деятельности дошкольников.

Необходимым условием использования данной модели является наличие в дошкольном учреждении педагога-эколога, который координирует работу всех педагогов. Педагог-эколог обязательно должен получить соответствующую профессиональную подготовку, как в области экологии, естествознания, так и в области методики экологического образования дошкольников.

Модель «эколог» внедряется во многих дошкольных учреждениях страны. В настоящее время в детских садах работа экологов организована по-разному, но в целом можно выделить два варианта:

Первый вариант, когда эколог регулярно проводит занятия с детьми и является координатором всей работы дошкольного учреждения в области экологического образования;

А второй вариант, когда эколог периодически посещает группы, где беседует с детьми, проводит игры и т.п., ухаживает за растениями, животными, огородом.

Более предпочтительным в этом случае является первый вариант, так как именно он способствует постепенной экологизации работы всего учреждения.

Помимо того что в ДОУ в рамках данной модели обязательно наличие эколога, каждый сотрудник берет на себя определенные функции в области экологического образования.



Подробно рассматривать все возможные направления работы сотрудников в рамках модели «Эколог» мы не будем. Остановимся лишь на направлениях работы некоторых сотрудников.

Направления работы старшего воспитателя (методиста):

Ознакомление коллектива с существующими программами и методиками экологического образования;

Выбор программы и методики (совместно с экологом);

Определение места экологического образования в общем образовательном пространстве сада, его связи с другими направлениями;

Мониторинг деятельности всего коллектива;

Участие в диагностике детей и анализе результатов;

Проведение методических семинаров для членов коллектива;

Участие в экологизации развивающей предметной среды;

Участие в распространении опыта работы сада (семинары, конференции, ярмарки идей и т.п.);

Руководство составлением «Экологического паспорта»;

Организация родительских собраний, связанных с проблемами экологического образования;

Обобщение результатов работы.

Направления работы педагога-эколога:

Участие в выборе программы, методики и их адаптация к условиям детского сада;

Подготовка и проведение занятий с детьми в экологической комнате, лаборатории, живом уголке, на экологической тропинке, участие в подготовке праздников детского сада;

Активное участие в разработке концепции и создании развивающей предметной среды;

Выбор растений, животных для экологического комплекса, групповых помещений;

Подготовка наглядного материала, выбор литературы;

Координация работы всех специалистов: музыкального руководителя, преподавателя по изобразительной деятельности, физкультуре;

Координация работы воспитателей: составление еженедельной программы для воспитателей по конкретной теме и контроль за ее выполнением;

Участие в диагностике результатов экспериментальной работы;

Работа с родителями;

Консультации педагогам дошкольного учреждения в области экологического образования;

Оформление «Экологического паспорта» детского сада, «Экологических паспортов» растений, животных экологического комплекса;

Распространение опыта работы (открытые занятия, обобщение материала).

Направления работы музыкального руководителя:

Проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребенком природы;

Согласование музыкальных занятий с тематикой занятий эколога, педагога по изобразительной деятельности;

Разработка сценариев, подготовка инсценировок, экологических праздников;

Подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе) к программе эколога;

Музыкальное сопровождение экологических игр (в том числе включение музыкальных заданий в такие игры), пластических этюдов, постановка танцев (например, танец цветов, «Радуга» и т.п.);

Использование элементов фольклора в целях экологического образования (народные праздники, потешки, песенки и т.п.).

Направления работы воспитателя:

Экологизация видов деятельности дошкольников в группах;

Выполнение заданий эколога: проведение наблюдений на прогулках и в группах; фиксация наблюдений в календарях природы; чтение и обсуждение литературы, проведение игр, прослушивание музыки;

Выполнение отдельных экологических проектов (например, проекта «Наше дерево»);

Создание условий для экологического образования в группах: организация уголка природы, уголка для экспериментирования, выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и экспериментирования;

Подбор растений, животных и уход за ними (совместно с детьми);

Работа с родителями (домашние задания детям, оформление необходимой информации и т.п.);

Участие в диагностике по заданию эколога и психолога (опрос детей по готовым формам, регулярное ведение записей по определенным схемам и т.п.);

Участие в сборе информации для некоторых разделов «Экологического паспорта» детского сада.

Другая педагогическая модель реализации дошкольного образования – это модель «воспитатель». Данная модель отличается от модели «эколог» тем, что функции экологического образования возлагаются не на специалиста – эколога, а на воспитателя.

И именно воспитатель самостоятельно реализует интегрированный подход через экологизацию развивающей предметной среды в группе, через экологизацию различных видов деятельности ребенка в повседневной жизни.

Данная модель существует во многих детских садах, где нет возможности выделить ставку эколога. На практике она представлена двумя вариантами: первый - экологическое образование осуществляют несколько воспитателей, зачастую без координации своих действий; второй - задачи по экологическому образованию включаются в план работы воспитателей всех групп, а направление в целом курирует и контролирует методист или руководитель учреждения.

Воспитатель создает в группе необходимую развивающую предметную среду (в том числе условия для самостоятельной и совместной деятельности детей), в течение дня вовлекает ребенка в различные экологически ориентированные виды деятельности (наблюдения в группе, на прогулке, игры, чтение и обсуждение литературы, рисование и т.п.). Модель «воспитатель» также предполагает наличие у воспитателя определенной подготовки в области экологического образования.

Модель «воспитатель» в отличие от модели «Эколог» дает возможность реализовать только отдельные компоненты системы экологического образования. Такие как - экологизация различных видов деятельности ребенка, экологизация развивающей предметной среды, экологическое просвещение родителей.

Кстати что касается экологического просвещения родителей, то этот вопрос нужно рассмотреть отдельно.

Экологическое просвещение родителей

Экологическое образование (просвещение) родителей - одно из важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.

Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим, также закладывается в семье и именно в период раннего детства.

Поэтому одна из первостепенных задач ДОУ - привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе.

Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лично значимой для них.

Рассмотрим некоторые направления работы с родителями.

1. Экологическая информация . Подразумевает доведение до сведения взрослых следующей информации:

Данных об экологической ситуации в городе, микрорайоне детского сада, жилого массива, или парка, где они отдыхают;

Информация о зависимости состояния здоровья ребенка от качества окружающей среды;

Знакомство с правилами поведения в экстремальных условиях (неблагоприятные экологические ситуации, катастрофы);

Помощь в выборе экологически безопасных мест для прогулок с детьми, отдыха на природе;

Информация о домашних животных, их содержании в доме и значение для ребенка;

Информация о развитии ребенка как личности в процессе экологического образования;

Экологическую информацию взрослые получают на родительских собраниях, в совместных походах с детьми, в процессе посещения экологической комнаты, живого уголка, территории детского сада.

2. второе направление работы с родителями это совместная деятельность с детьми:

Во время совместных походов, экскурсий сама обстановка заставляет родителей интересоваться различными вопросами естествознания и экологии, тем более что дети постоянно задают взрослым вопросы;

Совместное участие в экологических праздниках и в подготовке к ним;

Совместный уход за животными, растениями: активное привлечение детей к уходу за домашними животными и воспитание ответственности за их жизнь и здоровье.

Еще одно направление - привлечение взрослых в уголок природы. Иногда родители отдают свое домашнее животное на время в детский сад, берут обитателей уголка к себе домой на лето, помогают приобретать животных, создавать для них условия;

Совместный сбор коллекций природных материалов, марок, открыток, календарей, значков для экологической комнаты, экспонатов для музея природы. Для ребенка очень важно, чтобы папа и мама поддержали его интересы.

Другой вариант реализации данного направления - выставки совместных рисунков, макетов, поделок из бросового материала, фотографий (например, по темам «Моя семья на реке», «Моя семья на даче», «Я и природа», «Наши домашние питомцы»);

Совместные природоохранные акции (уборка территории детского сада, парка, дома, посадка деревьев, оформление кормушек).