Сценарий проведения народного праздника никола зимний. Сценарий народных гуляний на Николу Зимнего

23.09.2019 Красота

Развлечение на «Николин день» (22 мая), праздничный досуг для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.

Соловьева Е.А., музыкальный руководитель ГБДОУ №3 детский сад "Андрейка", г.Санкт-Петербург.
Цель: Научить детей шуточным народным развлечениям.
Задачи:
Образовательные:
формировать представление детей о народных праздниках.
Развивающие:
развивать интерес к народной поэзии (загадкам, частушкам, потешкам, прибауткам и т.д.);
развивать артистизм и индивидуальность;
развивать речь, память, воображение детей.
Воспитательные:
прививать любовь и интерес к традициям и обычаям русского народа, приобщая к истокам русской культуры;
воспитывать сообразительность, артистичность, дружеские качества, культуру общения.
Материалы и оборудование: Зал оформлен в народном стиле. В сценарий включены русские народные игры, потешки, забавы.
Ход праздника.
Дети в русских народных костюмах входят под музыку и выстраиваются парами полукругом.
Ведущий: На праздник приглашаем вас и начинаем перепляс!

Народный танец.

После танца – дети садятся на стульчики.
Ведущий: Сегодня - 22 мая - Николин день, день памяти Святого Николая Чудотворца. Ещё его называют Никола Вешний, то есть - весенний. Это один из самых почитаемых на Руси святых. Народный календарь различает два дня, посвященных Николаю Угоднику: Никола зимний - 19 декабря, и Никола весенний - 22 мая. Оба Николы погоду устанавливают. "Никола Вешний - с теплом, Никола Зимний - с морозом". С давних пор в этот тёплый весенний день в сёлах да деревнях повелось собираться вместе, песни петь, хороводы водить, весело шутить, и не ссориться! Мы с вами встретим сегодня этот день, как встречали его раньше на Руси! Будем весело играть, Николая угодника добром вспоминать!

Выходит Скоморох.
Скоморох: Собирайся народ, всех сегодня радость ждёт!
Весёлые, пляски, шутки, забавные прибаутки!
Ведущий: Ребята, а загадки вы отгадывать любите? Попробуйте отгадать, что это?
Загадки:
1. Носят женщины, старушки,
Носят малые девчушки-
К уголочку уголок
Сложен красочный… (платок)!
2. Он - как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля,
Где там в печке уголёк?
Кашу сварит… (чугунок)!
3. Пляшут Маша и Антошка
Под веселую (гармошку)!
4. Волосам твоим дружок-
Длиннозубый… (гребешок)!
5. Любят девочки-подружки
С маком бублики и (сушки)!
6. Мне в частушках подыграет,
Хоть и не гармошка.
За обедом в суп ныряет
Расписная… (ложка)!
Ведущий: Я на праздник без затей приглашаю ложкарей! Вы не спите, не зевайте, нам на ложках поиграйте!

Игра на ложках.
Дети садятся на стульчики.
Ведущий:
Таня с Ваней сидят,
Во все стороны глядят!
(двое детей, девочка и мальчик, выходят и садятся на скамейку)
"Таня": Поиграем, пошалим, всех ребят повеселим!
"Ваня": Егорка присел, все калачики съел,
Миску поставил, нам не оставил!
"Таня" : Наша Ксюша тоненька,
Как ярова соломинка.
А в лапотки обуется,
Как пузырь надуется.
"Ваня" : Серёжка-босоножка,
Тащит лукошко,
По полю бежит -
Пыль столбом летит!
"Таня" : Наша кошка спрыгнула в окошко, на кочку села, комарика съела!
"Ваня" : Козлик утром разгулялся, во дворе с конём подрался! Съел грядку капусты
и сказал: "Как вкусно!"
"Таня" : Лягушка прыгала-скакала, да в болото и упала!
Один из детей встаёт, к ним подходит:
Эй, вы, дразнилы,
Во рту кусок мыла.
Хватит ругаться,
Давайте играться!
Ведущий: Солнце разгорается, игра начинается! Выберем Яшку, красную рубашку! (считает детей) : За стеклянными дверями сидит мишка с пирогами, здравствуй, мишенька-дружок, сколько стоит пирожок? Пирожок-то стоит три, а водить-то будешь ты! (выбранный ребёнок – Яшка, ему завязываются глаза, в руки дают корзинку) .
Ведущий: Яшка по ярмарке ходил, пирожок купил! Яшенька, не зевай, с нами весело играй!

Игра «Яшка» :
Яшка сидит в центре, дети идут по кругу и напевают.
Сиди, сиди, Яшка,
Красная рубашка.
Что в корзинке? Яшка: Пирожок!
Встань, наш Яшечка, дружок!
Трень-брень-ти-ри-ри, («играют на балалайке») Поскорее нас лови!
Яшка ловит детей. Кого он поймает за руку, тот останавливается, поворачивается к "Яшке" и говорит ему: «Яшка, дружок, дай мне твой пирожок!» Яшка должен ответить: «Кушай, дружок! На здоровьице!».
Игра проводится столько раз, сколько необходимо по потребностям детей (4-5-6 раз). Когда нужно будет закончить - ведущий скажет: Яшка всех накормил, да про кошку-то забыл! Беги домой, да все с тобой! (все дети бегут на стульчики)
Ведущий: Эй, девчонки-хохотушки и ребята-молодцы, запевайте-ка частушки, веселитесь от души!
Частушки:
1. Посмотрите на ребят,
Все по лавочкам сидят!
Кашу вкусную поели,
И смеются еле-еле!
Припев: (его поют все дети)
Аш-ты, ишь-ты
Правду говоришь-ты! (2 раза)
2. А ребята на дворе
Распотешились в игре!
Так себя разрисовали,- Даже мамы не узнали!
Припев: ......
3. Не боюсь я собак,
Не боюсь ссор и драк!
Самый сильный я герой,
Все обходят стороной!
Припев: ........
4. Я на дудке играл,
И гудок потерял!
Мне его нашла кобыла,
Но случайно раздавила!
Припев: ......
5. Любим петь и танцевать,
Всех на свете забавлять! Тут частушкам конец, А кто слушал – молодец! (дети, которые пели частушки, кланяются и садятся на места)
Ведущий: Хватит спать, пора снова играть! (считает детей) : Шёл батрак по крутым горам, вырвал травку, положил на лавку, кто травку возьмёт, тот и вон пойдёт! Ребёнку, выбранному по считалочке, одевают шапочку ворона .

Игра «Ворон» (русская народная мелодия) .

Ведущий: Поиграли, да подустали! А теперь давайте отдыхать, да потешки рассказывать!
После каждой потешки ведущий ударяет в ложки или играет 1 раз на трещотке.
Потешки:
1-ая потешка (двое детей).
- Был сапожник?
- Был.
- Шил сапожки?
- Шил.
- Для кого сапожки?
- Для соседской кошки!
2-ая потешка (один ребёнок).
Пекла кошка пирожки
Из гороховой муки.
Лист из печки вынула -
На пол опрокинула.
3-я потешка (двое детей).
Покатился колобок
Прямо к мышке под порог.
Мышка Прасковья
Пищит из подполья:
- Катись, колобок,
На мышкин зубок!
Мышка-то рада,
А кошке – досада!
Ведущий: А кто будет кошка? Посчитаемся немножко! (подходит к родителям и считает их, выбирая «кошку») : Пошёл котик на торжок, купил котик пирожок, пошёл котик на улочку, купил котик булочку, самому ли съесть, или кошечке снесть? Я и сам откушу, я и кошечке снесу! (выбранный родитель становится «кошкой» и выходит для игры)

Игра «Кошки-мышки» (вместе с родителями)

Ведущий: Хорошо поиграли, но пора и отдохнуть! Скорее, друзья, занимайте места!
(дети садятся на стульчики) Ведущий: Шутка эта всем знакома: про Фому и про Ерёму!
Выходят двое детей. Они «играют» на балалайках «Светит месяц», садятся на лавку.
1-й: Я - Ерёма!
2-й: Я - Фома!
Ерёма: Подвинься!
Фома: Нет, ты подвинься!
Ерёма: Фома вредный,
Голос медный,
Сам с кувшин,
Голова с аршин (смеётся)
Фома: Ага! Шутку любишь над Фомой,
Так люби и над собой!
Ерёму поднимали, животы надорвали!(смеётся) Обидевшись, оба отворачиваются друг от друга.
Ерёма: А что я сегодня видел!
Пришел медведь к броду - бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок, уж он кис, кис, кис…
Вымок, выкис, вылез, высох.
Встал на колоду - бултых в воду…
Оба валяться с лавки, смеются.
Фома: Посмеялись, а теперь самое время в игры играть!
Ведущий: Выглядывало солнышко, ходили сеять зёрнышко! Пшеницу мы сеяли, горох сеять затеяли! (считает детей) Раз-два-три-четыре-пять, выходи, петух, гулять! (на выбранного ребёнка одевается шапка петушка)

Игра «По дороге Петя шёл»

Ведущий: Есть за околицей лужайка зелёная, выходи, честной народ, карусель к нам идёт!
Не стой, не стесняйся, за ленточку хватайся! (все дети берутся за ленточки карусели).

Игра «Карусель».
Дети водят хоровод, держа в руке по ленте, и поют песню «Как у наших у ворот».
1. Как у наших у ворот,
Как у наших у ворот,
Ай, люли, у ворот. (2 раза)
2. Скоморохи поют,
Скоморохи поют,
Ай, люли, вот поют. (2 раза)
3. Они музыку ведут,
Они музыку ведут,
Ай, люли, вот ведут. (2 раза)
4. Тут все стали танцевать,
Руками весело махать.
Ай, люли, вот махать. (2 раза)
5. Но настал момент прощанья,
Говорим вам: «До свиданья! »
Ай, люли, «До свиданья! » (2 раза)
Ведущий: Хорошо покатались на карусели! Молодцы, ребята, присаживайтесь, отдыхайте. Послушаем шутки на полминутки!
Звучит музыка, выбегают 2 ребёнка. Сценка про Филю и Улю:
Уля: Здорово, Филя!
Филя: Здорово, Уля!
Уля:
Филя: Мать прислала барана.
Уля: А где же он?
Филя: Я его повесил.
Уля: Экий ты, Филя, чудак!
Филя: А ты бы, Уля, как?
Уля: Я бы его в хлев завела, водой напоила, сена дала.

Уля: Здорово, Филя!
Филя: Здорово, Уля!
Уля: Что, мать гостинцев прислала?
Филя: Мать прислала сестрёнку.
Уля: А где ж она?
Филя: А я её в хлев завел, водой напоил, сена дал.
Уля: Экий ты, Филя, чудак!
Филя: А ты бы, Уля, как?
Уля: Я бы её на стул посадила, да чаем напоила!
Звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе.
Уля: Здорово, Филя!
Филя: Здорово, Уля!
Уля: Что, мать гостинцев прислала?
Филя: Мать прислала свинью.
Уля: А где ж она?
Филя: Я её за стол посадил, чаем напоил.
Уля: Экий ты, Филя, чудак!
Филя: А ты бы, Уля, как?
Уля: Да я бы её во двор погулять отправила.
Звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе.
Уля: Здорово, Филя!
Филя: Здорово, Уля!
Уля: Что, мать гостинцев прислала?
Филя: Мать прислала тульских пряников.
Уля: А где ж они?
Филя: Я их во дворе погулять отправил.
Уля: Ах ты, Филя, простофиля! Надо было взять пряники, да ребят угостить!
Дети идут за дверь, находят корзину с пряниками, показывают пряники детям.
Ведущий. На этом мы и закончим наш весёлый праздник! А тульские пряники, что перед вами, мы будем кушать за столами! Никола Угодник всех ребят сегодня угощает! Стройся ровно, народ, друг за другом, и – вперёд!
Дети под музыку уходят из зала, в группе все получают угощение.

Никола Зимний 2017

ХОРОВОДНИЦА :

Благослови, сударь-хозяин, У тебя ли во дому Да в высоком терему
Попеть-поплясать, Про все городы сказать
Про все Демидовые, Про все невиданные,
Про сударушек румяных, Ихних деточек, малолеточек,
Песня сложится, сказка скажется, Праздник сладится!

Здравствуйте, гости званные, гости желанные! Набралось гостей со всех сторон да волостей. Пришли попеть, поплясать, себя и меня забавлять…

А гостей всех поздравлять, фестиваль наш открывать, приглашаем на сцену Председателя Комитета по культуре и искусству муниципальной администрации Калачинского района Омской Области Ковалевскую Елену Александровну.

Слово Ковалевской Е.А.

Сорочинский эстетический класс

Хороводница: Гостюшки мои желанные, а вы сказочки любите? Так сегодня самый сказочный вечер – Никольский, когда сбываются все желания. Сегодня именины Святого Николы. А Никола - это Дед Мороз. И с сегодняшнего дня он начинает готовить подарки и исполнять все желания. Так сказочки-то вы любите? А хотите, я расскажу самую настоящую Никольскую сказочку?

Раз в Никольский вечерок завывает ветерок:

Домовушка домовенку, непослушному ребенку,

Колыбельную поет, сладкий сон к нему зовет.

Ну, а дом, где им живется – Домом Культуры в народе зовется.

Пока мама песню пела, постепенно захрапела,

А домовеночку не спится, хочется ему резвиться,

И ребенок в двери шмыг, в коридоры напрямик!

А на сцене, вот дела! Не велика, не мала, стоит горочка бела!

Домовенок: (вбегает на сцену через зал) Ой, сколько гостей, у нас в доме! Здравствуйте, ребятаОй, что это?! (заглядывает) Ура! Сколько подарков! И это все мне?! Вот это да! Пойду маме покажу! (увозит со сцены санки с подарками)

Выступление коллективов

Хороводница (выходит на сцену, где спит Домовушка)

Тук-тук-тук! Хозяюшка!

Домовушка: Кто там?

Хороводница Можно славить хозяюшку?

Домовушка: Прославьте, прославьте

Хороводница Как у нашей у хозяйки, дорогие ворота, золотая голова…

Сколь хозяюшка богата, Гребет денежки лопатой,
Сидит на скамейке, Считает копейки,
Сидит на лавке, считает булавки.

Домовушка: Постойте, а где же мой домовенок? Мой непослушный ребенок?

Хороводница Я так думаю, что ему в праздничный вечер спать не захотелось и он пошел веселиться. Ведь Гулянская неделя нынче! Вот мы собрали здесь братчину – складчину. Снесли все в одно место: муку – месить тесто,

Грибы, мясо для пельменей, для кваса – жито, все, что трудом нажито.

Принесли вязанье, вышивание, прядение, молодым показывали свое умение.

И ребятишки тут же крутились, с малолетства делу учились.

Домовушка: А я-то все проспала, да никого не видала

Хороводница А ты посмотри! Мои гостеночки - не в поле кочки!

Как запоют, хоровод заведут,

Песни да пляс – вот и праздник у нас! Так, гости?!

А мы с тобой пока пойдем домовенка искать.

Выступление коллектива

Домовушка: Ну, где же мой домовенок?! Как нам найти его? Весь Дом Культуры обошли, а домовенка не нашли.

Хороводница: А давай ребят попросим о помощи!

Домовушка: Ребята, поможете?!

ОТВЕТ.

Хороводница: Только мы их сначала в деле проверим. Насколько они смекалистые! Сможете отгадать мои загадки? Ну слушайте:
Сидел на заборе, пел да кричал.
А как все собрались, взял да перестал.
(Ответ: петух.)

Сто один брат, все в один ряд
Вместе связаны стоят. (Ответ: забор.)
Не бык, а бодает,
Не ест, а хватает. Что схватит – отдает,

Снова в угол отойдет. (Ответ: ухват.)
Катался колобком,
Пока не стал носком. (Ответ: клубок.)

Молодцы ! Смотрю, смекалистые вы ребята! Давайте, позовем домовенка, может он услышит и придет! А я посмотрю, кто громче, девочки или мальчки!

Зовут домовенка

(Раздается стук)

Домовушка: Ой, кто это?
Хороводница: «Никола-угодник спускается с небесных полей на оснеженную землю и шествует по лицу Земли Русской, обходя её - обыденкой (в один день) - из конца в конец. И убегают от него, ещё загодя, все духи тьмы». Говорят, что на Николу зима с гвоздём ходит, крыши ладит, где снегом поукроет, где снегом подоткнёт, а где и гвоздь вколотит, чтобы снеговая дранка не сорвалась, чтобы в печной трубе пело и гудело - зима ледяной смолой латает крыши, окутывает снегом поплотнее.

Видать укутывает нашу крышу поплотнее Николушка! Пойдем позовем его на праздник, может он видал Домовенка, пока крышу латал?!

А у наших у ворот – развеселый хоровод!
Зазвенели струны, засвистали дудки!
Хлопушки-побрякушки стучат занятно,
А и сердцу приятно!

Выступление коллектива

Хороводница: Здравствуй, Николушка! С праздничком тебя!

Никола: Зима – за морозы, а мужик – за праздники?

Хороводница: Как ни зноби мороз, а праздничек веселый теплее печки пригреет! Подсоби нам в деле!

Никола: В каком-таком деле?

Хороводница: Праздничек веселый отпраздновать!

Никола: Ах, да! Старой я стал, забывчивый! (поздравляет) Ну а теперь надо в веселую игру сыграть зимнюю, чтобы веселее стало.

Игра «Заморожу»?

Никола: Постой-ка, хороводница! А где ж подарочки мои?! Я ж для ребят уже подарки приготовил, вот здесь на сцене их оставил, снежком припорошил, сугробиком принакрыл!

Хороводница: Ай-ай-ай! Никола на реках мосты мостит, деревья в лесах и парках трещать заставляет, а подарки не уберег!

Домовушка: Постойте-ка! А не мой ли домовенок, непослушный ребенок унес, пока я спала?

Хороводница: ай, ай,ай! И ты, хозяюшка, подарки не уберегла, проспала? А давайте у ребят спросим, может они видели?

Ответ.

Домовушка: Ну вот, теперь надо найти домовенка, а с ним и подарки найдутся!

Хороводница: Ну, что ж, пока мы домовенка с подарками ищем, поглядите-ка, Николушка, какие гости на праздник твой съехались! Мои гости сколь игривы – разговорчивы.

Домовушка: А что, хорошую речь хорошо и слушать. В игре да в дороге людей узнают.

Хороводница: Вона! У моих-то гостей струны поют – к песне зовут!

Выступление коллектива

Никола: Ребята, ходили мы ходили, искали-искали, но не нашли Домовенка! Без вашей помощи нам никак не обойтись! Предлагаю поехать на волшебном паровозике. Вставайте у своих мест и выполняйте все, что мы будем петь!

Игра «Новогодний паровозик»

Домовенок: (с подарками) Ой, здравствуйте! Мама! Никола! Хороводница! Ребята! А я вас искал! Я как увидел, что подарки для праздника приготовлены, я тоже на праздник захотел! И вот привез подарки на праздник!

Никола: Ну, тогда помогай мне подарки ребятам раздавать!

Награждение

Хороводница: Старый обычай грех забывать, Старые сказки не вспоминать.

Домовушка : Песни пропели, вели хоровод,
Спасибо за помощь, добрый народ!

Никола: Праздник веселый, запомним его!
До встречи на следующем – под Рождество!

Сценарий зимних праздников


"Зимние посиделки"

Сценарий познакомит учащихся начальных классов с зимними праздниками народного календаря, играми-забавами, потешками, а также с душевной народной музыкой и зажигательными русскими народными танцами.

Действующие лица: зазывалы – дети; старушки, тетушка Прасковья – взрослые.

Цели и задачи:
создание условий для проявления творческой активности детей;
снятие комплексов, "раскрепощение" обучающихся;
совершенствование духовной и нравственной культуры детей путем знакомства с русскими народными традициями и обычаями;
воспитание любви к семье, Родине;
пополнение знаний в области русского фольклора.

Оборудование:
стол;
самовар, глиняная и деревянная посуда, ухват, кочерга, рушники, разделочные доски, разноцветные платки, прялка;
костюмы ведущей и детей;
нарисованные на листах А4 праздничные даты русского народного календаря, например: 14 декабря – "Наум Грамотник" и др.;
плакаты: "Январь и заморозит, и загвоздит"; "Наум наставляет на ум"; "Декабрь год кончает – зиму начинает";
аудиозаписи русских народных песен;
каравай и баранки для поощрения детей.

Домашнее задание для детей:
научиться произносить скороговорки;
подобрать пословицы о зиме;
вспомнить считалки.

Оформление:

Сцена оформлена как интерьер крестьянской избы (русский народный стиль). В центре стол, на нем – самовар, глиняная и деревянная посуда; рядом справа – стилизация русской печи, бытовые предметы (ухват, кочерга). Стены украшены рушниками, разделочными досками, разноцветными платками. Видное место на сцене занимает прялка – украшение жилища. Ведущая одета в русский народный костюм. Гости также должны быть одеты в соответствии с темой праздника.

(На сцену выходят зазывалы.)

Зазывалы:
Эй, народ честной,
Подходи, не стой!
Не гром, не пляс,
Нынче праздник у нас!
Что за праздник у нас
Мы расскажем сейчас.

Нынче праздник будет необычный. Пойдем в гости к тетушке Прасковье.

Гости званые и желанные,
Люди старые и молодые,
Женатые и холостые,
Просим не стесняться,
К нам присоединяться.

(Стучат в дом тетушки Прасковьи.)
Тетушка Прасковья, можно в гости?

Тетушка Прасковья: Добро пожаловать, гости дорогие! (В руках рушник, на котором каравай.)

Дорогих гостей встречаем круглым пышным караваем. Он на блюде расписном с белоснежным рушником. Каравай мы вам подносим, поклонясь, отведать просим! Собрались мы с вами для беседушки, для забавушки. Как когда-то наши прадедушки, ну а с ними и прабабушки приходили на зимние посиделки, на песни, пироги да ладки. Вы, ребята, уже знаете, что осенью отмечают праздник Покров (14 октября), а в январе будут отмечать Новый год (1 января), Сочельник (6 января), Рождество (7 января), будут гадать на Святки (двенадцать праздничных дней между Рождеством и Крещением (19 января)).

1-й ученик: Промежуток от Покрова до Святок включал цикл сельскохозяйственных работ, связанных с забоем скота, молотьбой. До Филиппова дня (27 ноября) старались завершить обработку льна. После чего начиналось прядение кудели – пряжи – чаще всего на "супрядках", молодежных посиделках или вечерках.

2-й ученик: 21 ноября – Михайлов день. В этот день нельзя было работать. Говорили, что в Михайлов день солнце для Бога играет.

Тетушка Прасковья: А как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей.)

3-й ученик: 14 декабря – день Наума-Грамотника. Существовал обычай в этот день отдавать отроков в ученье к дьячкам, сельским грамотеям.

4-й ученик: 25 декабря – Спиридонов день. С этим днем связаны представления о начале прибавления солнечного дня (по примете, "со Спиридона-солнцеворота солнце – на лето, зима – на мороз"). А еще говорили "в Спиридоны ясно – впереди морозы сильные". В ряде мест в день Спиридона старались намолотить зерно на семена. Если позже намелешь, – зерно считалось "незрелым".

Тетушка Прасковья: Спасибо вам, сколько вы знаете! А какое сегодня число? (Дети отвечают.) Да ведь с 14 по 19 декабря была "гулянская" неделя! В эти дни песни пели, хороводы водили, шутили и играли. Эта неделя была репетицией к Рождеству. Завершалась она Николиным днем. Никола зимний известен тем, что с этого праздника начинались зимние девичьи гадания. Много мы вам о праздниках с ноября по январь рассказали? А теперь представим себе, что работы уже все выполнены и можно поиграть. Кто из вас больше знает прибауток да потешек? Кому выпадет водить, тот и рассказывает!

Заяц белый, куда бегал?
В лес дубовый.
Что там делал?
Лыко драл.
Куда клал?
Под колоду.
Кто украл?
Родион.
Выйди вон.

1-й ученик:
Долгоногий журавль
На мельницу ездил,
Диковинку видел.
Коза муку мелет,
Козел засыпает,
А маленький козленочек
Муку выгребает.
А барашки, круты рожки,
В дудочки играют.
А сороки-белобоки
Пошли танцевати.
А вороны-стережены
Пошли примечати.
Сова из-за угла смотрит,
Ногами топочет, головой вертит.

Тетушка Прасковья:
Тара-бара, домой пора
Коров доить – тебе водить!

2-й ученик:
Как на речке-то, на реке
Ехал рыжий на быке.
Рыжий красного спросил:
Чем ты бороду красил?
Я не краской, не помазкой,
Я на солнышке лежал,
Кверху бороду держал.

Тетушка Прасковья:
Катилось яблочко мимо сада,
Мимо сада, мимо града:
Кто поднимет, тот и выйдет!

3-й ученик:
Уж как шла лиса по тропинке,
Нашла грамоту в охлопке,
Она по лесу ходила,
Громким голосом вопила:
– Как я лычки драла,
Как я лапоточки плела,
Вот и села на пенек
И читала весь денек!
Будто небо провалится,
И земля вся загорится!
Лисе негде будет жить –
Станет лисонька тужить!

Тетушка Прасковья: Ох, и спасибо! Познакомили вы нас со старинными потешками. А теперь порадуйте русской песенкой.
Тара-тара, тара-ра,
Идут де́вицы со двора.
Песни петь да плясать,
Всех вокруг забавлять.

♫ (Дети исполняют песню "Выходили красны девицы".)

Выходили красны де́вицы
Из ворот гулять на улицу.
Ай люли, ай люли, ай люли,
Из ворот гулять на улицу.
Выносили красны де́вицы
В белых руках по соловью. Ай люли, ай люли, ай люли,
В белых руках по соловью.
copyright - http://сайт
Соловьи в руках рассвищутся,
Красны де́вицы разгуляются.
Ай люли, ай люли, ай люли
Красны де́вицы разгуляются.

Тетушка Прасковья:
Есть таланты на Руси,
Говорю уверенно!
Раз народ еще поет –
Значит не все потеряно!

♫ (На сцену выходят две старушки и поют.)

Старушки:
Смех, потешки услыхали –
Сразу к вам мы прибежали.
Где потешки поют –
Там и весело живут.
Правда, Даниловна?
Правда, Гавриловна!
Неразлучные старушки –
Мы живем в лесной избушке.
Избушка на кочке,
Блинами обита,
Оладьями покрыта.
Есть ограда кругом –
Пирожки с творогом.

Тетушка Прасковья: Ой, посмотрите, пока мы здесь веселились, выросла чудо-ромашка. Это цветок не простой, это ромашка-скороговорка. Нужно сорвать лепесток и прочитать скороговорку три раза. Ну-ка, кто лучше?

Скороговороки

От топота копыт
Пыль по полю летит.

Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.

Вставай, Архип, петух охрип.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок,
У быка бела губа была тупа.

Тетушка Прасковья: Молодцы, ребята! А загадки отгадывать умеете?

Сидел на заборе, пел да кричал.
А как все собрались, взял да перестал.
(Ответ: петух.)

Сто один брат, все в один ряд
Вместе связаны стоят.
(Ответ: забор.)

Не бык, а бодает,
Не ест, а хватает.
Что схватит – отдает,
Снова в угол отойдет.
(Ответ: ухват.)

Катался колобком,
Пока не стал носком.
(Ответ: клубок.)

Тетушка Прасковья:
Эх, широка душа русского народа!
И где бы ни были в глуши,
В руки брали просто ложки
И играли от души!

♫ (Ансамбль ложкарей выступает под русскую народную мелодию "Во саду ли, в огороде".)

На Руси всегда любили плясать. В лихой пляске раскрывается душа русского народа.
Обойди хоть всю планету,
Лучше русской пляски нету.
Балалайка и гармонь
Разжигают в нас огонь.

К нам на вечеринку приехали гости – это фольклорный ансамбль. Встречайте их.

♫ (Выступление ребят из старшей группы фольклорного ансамбля.)

Понравилось ли вам, ребята, на празднике? Спасибо вам, порадовали вы меня, только играми да плясками сыт не будешь. Приглашаю всех детей к чаю с пирогами.
Вот и солнце закатилось,
Вечериночка закрылась.
Приходите снова к нам, –
Рады мы всегда гостям!

(Заканчивается праздник чаепитием.)

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад № 000»

Октябрьского района города Саратова

СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА

«ЗИМНИЕ СВЯТКИ»

Выполнила: музыкальный руководитель

Саратов

СЦЕНАРИЙ

«ЗИМНИЕ СВЯТКИ»

Действующие лица: ведущая, дед Пахом, колядовщики, Пелагея, Емеля, Козел, зазывалы.

Ход праздника.

Под русскую мелодию в зал заходят дети, приплясывают. По боковым стенам зала стоят плоскостные домики, они изображают деревенскую улицу. Ведущая и дети одеты в русские народные костюмы. Часть детей уходят в свои «избы», садятся.

Звучит колокольный звон.

Ведущая:

С утра сегодня не сидится, на печи не лежится!

Наступили святки, значит, жди колядки!

Муженек, сходи дров наколи, да в дом принеси. А я пирожков напеку. Доченьки, вы мне поможете? (девочки подходят к матери, лепят пирожки)

На улице уже народ собирается, надо торопиться, скоро колядовщики пойдут по домам.

Появляются зазывалы

1 зазывала:

Дай, Бог, тому,

Кто в вашем дому,

Добрым хозяюшкам,

Дорогим гостям,

Милым детушкам.

Наделил бы вас Господь

И живьем, и бытьем,

И здоровьицем.

2 зазывала:

Дети! Велено до вас

Довести в сей час указ,

Заготовленный самой

Нашей матушкой – Зимой!

3 зазывала:

Каждый год, сего числа,

Как гласит указник,

Людям города, села

Приходить на праздник!

Наступили святки, пора петь колядки.

Собирайся, пойдем по улице гулять,

С Рождеством всех поздравлять!

Идут и поют. Мы ходили, мы искали

Пресвятую коляду

По улочкам, переулочкам.

Мы нашли коляду, да у вас во дому!


Колядовщики подходят к первому дому

Сеем, сеем, посеваем

Хозяйка дома:

Здравствуйте, гости дорогие!

С удовольствием послушаем!

Колядовщики:

Уж как наша коляда не велика, не мала,

Она в двери не влезает, горе-скуку разгоняет,

Через улицу идет…

Все. Всем поклоны раздает!

Песня «Приходила Коляда»

Приходила коляда накануне Рождества,

А за ней и мороз, через тын перерос.

Не велит мороз стоять, велит скоро подавать

Или тепленький пирог, или маслице, творог

Или денежку копьем, или рубль серебром.

Колядовщики:

Тётенька добренька, дай что-то сдорбненько,

Или хлеба ломоток, или сахару кусок!!!

Не томите, не знобите, ребятишек одарите,

Коли будете дарить…

Мы вас будем всех хвалить!

Колядовщики:

А не будет дарить…

Будем вас ругать, бранить!

Дадите али нет?

Дадим, дадим! (Подает кулек с пирогами.) Кушайте на здоровье!

Колядовщики:

Спасибо, тетенька!

Спасибо дяденька!

Дай Бог вам хорошего года,

Богатого приплода!

Колядовщики:

Чтоб велись ребятки, цыплятки, гусятки, козлятки, поросятки!

С песней идут к другому двору.

Мы ходили, мы искали

По улочкам, переулочкам.

Пришла коляда, отворяйте ворота!

Сеем, сеем, посеваем

С рождеством всех поздравляем!

Пахом . Это кто тут орет, мне спать не дает?

Колядовщики:

Это мы, колядовщики!

Эй, дяденька высок, давай колбаски кусок, открывай банки, доставай баранки!

Пахом.

Неохота мне вставать, вам гостинца подавать.

Утром рано я встаю, а теперь я спать хочу!

Пахом. Не до смеха мне теперь, марш скорее все за дверь!

Колядовщики:

Хозяин скупой, как крот слепой,

Подай тебе Бог тараканов и клопов!

А мы пойдем к другому дому!

Мы ходили, мы искали

По улочкам, переулочкам.

Мы нашли коляду, да у вас на дому!

Пришла коляда, отворяйте ворота!

Сеем, сеем, посеваем,

С рождеством всех поздравляем!

Колядовщики:

Здравствуйте, люди добрые! (кланяется)

Хозяйка:

Здравствуйте, гости дорогие!

Колядовщики:

Позвольте здесь постоять, коляду вам рассказать.

С удовольствием послушаем!

Колядовщики:

Коляда! Коляда!

Зашла в новы ворота,

А за ней и Мороз

Через Тын перерос.

Принес он холод,

Так что дед Архип стал молод.

Мороз не велик,

Да стоять не велит.

Не велит мороз стоять,

Нам пора колядовать!

Поют «Овсень»

Овсень, овсень,

Ты гулял по всем

По закаулочкам, по проулочкам,

Кому песню поём,

Тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется.

Вот вам угощенье:

Сыр да печенье,

Пряники, конфетки-

Покушайте, детки!

Колядовщики: Спасибо!

Идут к следующему дому.

Ой, коляда, коляда,

Поклонная борода.

Баусень, таусень.

Открывай ворота,

Выноси-ка пирога.

Баусень, таусень.

Кто подаст лепешки,

Золоты окошки.

Баусень, таусень.

Уж ты, бабушка, подай,

Ты, Варварушка, подай.

Баусень, таусень.

Хозяйка.

Только скачала, вас развеселим.


Ставьте ушки на макушке,

Пропоём мы вам частушки!

Частушки.

По реке плывет корова,

Обогнала пароход,

На спине сидит ворона

И соломинкой гребет.

На березе сидит заяц,

Книжку вслух читает,

Прилетел к нему медведь,

Слушает, мечтает.

У козла на бороде

Живут две лягушки,

На спине сидит медведь,

Держится за ушки!

А кому какое дело,

Может, заяц-космонавт!

Чепуха, Да Чепуха!

Это просто враки!

Сено косят на печи

Коромыслом раки!

Хозяйка дома одаривает колядовщиков

Вот вам, гости дорогие,

Пряники да леденцы,

Да тепленький пирог,

Да маслице, творог,

Да денежка копьем,

Да рубль серебром!

ВСЕ. Мир вам да совет на долгий век!

СВЕТ ВЫКЛЮЧАЕТСЯ, ПОЯВЛЯЮТСЯ ЗВЕЗДЫ НА НЕБЕ

Ведущая:

А вот и месяц показался, пора погадать на Новый год!

Нас к себе Пелагея звала в гости.

(заходят в дом, садятся)

Пелагея: Добрый вечер, гости дорогие.

Ведущая: Зажигай лучину, хозяюшка, она от сглаза спасет, всю хворь выгонет.

Пелагея зажигает свечку.

Вы, девицы, давайте кольца бросайте, на судьбу свою гадайте!

(собирает в блюдо колечки, накрывает платком).

Гадай, гадай, девица!

Гадай, гадай, красная!

Вот ползет жучок по завалинке, свят вечор!

Волокет добро по мочалинке! Свят вечор!

А кому гадаю - тому сбудется

Тому сбудется, не минуется!

Чьё кольцо? (обращается по имени)

Добрый год у тебя будет, счастливый.

А тебя добрый молодец полюбит, колечко подарит.

Ждет тебя дальняя дорога.

А ты девица пеки пироги, к тебе – сватушки, ко мне – женихи.

Богатый год у тебя будет, рылась курочка под твоим крыльцом, нашла курочка золото кольцо.

А тебе еще год в девках сидеть, с отцом, матерью. И т. д.

Девицы гадали на кольцах, а парни будут гадать на ложках.

Будут ложки кидать, на судьбу свою гадать.

Выходят 2 парня, бросают ложку через левое плечо

Если ложка упала впадиной наверх - год будет богатый, если вниз - пустой.

Пелагея просит не расстраиваться, т. к. это лишь игра, забава.

Ведущая благодарит Пелагею.

Слышу я, к нам на праздник ряженые идут.

Входит Емеля и Козлик.

Емеля.

Пришла коляда! Подавай пирога!

Не дашь курину лапку - уведем бабку!

Не дашь кусок хлеба - уведем деда!

Ведущая:

Не пели, не плясали, людей не смешили – пирог не заслужили!

Козел жалобно блеет, смешно заваливается на пол, дрыгает ногой, замирает.

Емеля.

Ой, Козел голодный пал! А чтобы он встал,

Ему нужно овса, сверху колбаса,

Пряники, ватрушки, пироги да плюшки!

Ведущая:

Притворяется твой Козел. Сейчас я его пощекочу

Козел. Ме-е-е! (Вскакивает)

Ведущая:

Живой козёл!

Поиграйте с нашими ребятами - тогда дадут вам пирога!

Проводится русская народная песня-игра «Пошел козел по лесу»

Емеля.

Ну, заслужили мы пирога?

Ведущая:

Мы ещё хотим поиграть!

Емеля.

Я буду рассказывать, а вы отвечайте: «И я тоже!». Ладно?

Дети. Ладно!!

Емеля . Ну слушайте…. Пошел я в лес!!!

Дети.

Емеля.

Срубил там дерево! - И я тоже!

Вырубил из дерева корыто! - И я тоже!

Положил в корыто объедки! - И я тоже!

Свинья понюхала и съела!! - И я тоже!

Приятного аппетита!

(Вcе смеются)

Ведущая:

Кому на месте не сидится, выходи плясать и веселиться.

СВОБОДНАЯ ПЛЯСКА

Зазывала:

А сейчас мы предлагаем вам игру_

Мерить силу, как бывало в старину.

Самых сильных приглашаем мы ребят,

Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд.

Игра «Перетягивание каната»

1 Зазывала:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Что пригорюнился, дружок?

2 Зазывала:

Как же братец не грустить?

Петухом хочу я быть.

3 Зазывала:

Петухом? Вот так да!

Это горе, не беда!

Бой устроим мы всегда.

Эй, ребята, дайте круг!

Пусть летят здесь перья, пух!

Игра «Петушиный бой»

Ведущая:

Вот теперь заслужили пирога, угощайтесь господа!

Емеля.

Спасибо, хозяюшка!!

Ведущая:

Наш праздник подошел к концу.

Будьте здоровы,

Счастливы будьте,

Живите без бед много-много лет!

Звучит колокольный звон. Дети выходят из зала.

Литеретура:

Народные праздники, игры и развлечения» - Я.: Академия развития, 2001.

Аникин народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957.

Заплетися, плетень. Русские народные песни и хороводы Сост. В. Агафонников. М., 1973.

- сценарий беседа для детей старшей и подготовительной групп

В зал входят дети, родители. Они рассаживаются на заранее приготовленные стулья. Часть зала отгорожена занавесом. За ним

— интерьер крестьянской избы. Входит ведущая

— воспитатель группы. Звучит фонограмма колокольного звона.

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Россия-мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало,

Когда б ты говорить могла,

То многое бы рассказала.

Какие замечательные слова! Вот и мы с вами сейчас поговорим о том, как жили люди в старину, чем занимались. День становится все короче и короче, и вот, наконец, «сама идет волшебница-зима». Первые, самые сильные морозы бывают на зимнего Николу

— 19 декабря. Недаром говорили в старину: «Никола на реках мосты мостит, деревья в лесах и парках трещать заставляет». Снег все больше укрывает землю, появляются первые сугробы.

Дети очень рады снегу.

Почему дети радуются снегу?

Какую работу выполняли зимой мужчины в деревне?

Какую работу выполняли женщины?

Да, зимой торопиться некуда, погода не подгоняет. Мужчины возили с поля сено, возили дрова из леса, кололи их, носили воду, кормили животных, расчищали дорожки от снега, плели лапти, подшивали валенки, столярничали. Женщины трепали лен, пряли, вязали, вышивали, занимались рукоделием, хозяйничали у печи.

В народном календаре зима

— самое «богатое» праздниками время года. Когда урожай уже убран, наступает период развлечений. Какие же были развлечения? Играли свадьбы, устраивали вечеринки, праздновали Новый год, Рождество.

Вечерами в избах парни и девчата собирались на посиделки. Вот и мы с вами сейчас заглянем на огонек.

Занавес открывается, горят свечи, ведущая входит в избу.

Ведущая.

Зимний вечер темен, долог,

Насчитаю сорок елок,

То носочек повяжу,

То немного попряду.

Позову-ка я ребят на посиделки!

Будут песни, будут пляски

И игра в горелки.

Эй, девчонки-девчушки,

Веселушки, хохотушки!

Эй, мальчишки-молодцы,

Озорные удальцы,

Приходите поплясать,

Зимний вечер скоротать!

Входят дети с угощением.

Дети. В избу твою жаркую

Мы пришли с подарками.

Ведущая.

Проходите, гости дорогие, проходите.

Милости прошу. Проходите да усаживайтесь.

(Дети рассматривают угощение). Ой, ребята, молодцы, как подарки хороши. Пирожки и калачи прямо только из печи.

А сейчас сядем рядком да поговорим ладком. Раньше очень любили принимать гостей. И был такой старинный обычай, обычай гостеприимства. А скажите мне, детушки, что это за обычай, как принимали гостей? Если заходил запоздалый путник, его встречали с поклоном: «Милости просим!», усаживали к столу, угощали всем, что было в доме из еды. Если гость заходил во время ужина, то он, помолясь, говорил: «Хлеб, соль», а хозяин отвечал: «Добро пожаловать, хлеба-соли откушать».

А еще, детушки, был добрый обычай, когда люди помогали друг другу. Если в дом приходила беда, люди не ждали, когда их попросят о помощи, они оказывались рядом в трудную минуту. Если кто-то строил избу

— помогали все. Не забывали стариков, детей-сирот

— приносили им пищу, вместе убирали урожай.

А сейчас, детушки, давайте вспомним пословицы о гостеприимстве хозяина и доброте.

Хозяин весел

— и гости радостны.

Гость доволен

— и хозяин рад.

Гостю щей не жалей, погуще влей!

Для дорогого гостя и ворота настежь.

Что ни есть в печи, все на стол мечи!

Много гостей

— много и новостей.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Доброе дело два века живет.

С миру по нитке

— голому рубашка.

Добра желаешь, добро и делай.

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

Как аукнется, так и откликнется.

Когда сделаешь доброе дело, не хвались, не труби о нем всюду.

Ведущая.

Запомните, дети, эти мудрые народные пословицы. Старайтесь быть такими же добрыми и гостеприимными. Ведь недаром пословица молвится: «Как аукнется, так и откликнется».

А сейчас, мальчишки,

В круг вставайте поскорей

Да пляшите веселей.

Мальчики повязывают платочки.

Мальчики.

Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться,

Тут народу очень много,

Можем растеряться.

Ой, бяда, бяда, бяда,

В огороде лебяда,

Черемуха белая,

Что любовь наделала.

Мальчики. Моя милая красива,

За рекой она жила,

Захотела повидаться,

В решете переплыла.

Я нашел себе невесту,

Говорят, богатая.

Две подружки у нее

И коза рогатая.

Я вам, дедушка Иван,

Посадил кошку в карман.

Кошка плачет и рыдает,

Громко дедушку ругает.

На болоте, на снегу,

Укусил комар блоху.

Сидит заяц на березе,

Умирает со смеху.

А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А по лужам босиком

Прыгали девчушки.

Я иду, иду, иду,

Собаки лают на пруду.

Какого шута лаете?

Ведь вы меня не знаете.

Ведущая.

Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

Девочки.

Разрешите поплясать,

Разрешите топнуть.

Неужели в этом доме

Половицы лопнут?

Здорово, здорово

У ворот Егорова,

А у наших у ворот

Все идет наоборот.

Не ругай меня, мамаша,

За помаду и духи,

Ведь не ты же покупала,

Покупали женихи.

Я качалась на качели,

Потеряла брошку,

Не ругай меня, мамаша,

Я люблю Алешку.

Выйду, выйду я плясать

В новеньких ботинках,

Все ребята говорят,

Что я, как картинка.

Ярославские ребята

Невелики

— удалы.

Нашу курочку рябую

На веревочке вели.

Не ругай меня, мамаша,

Что я простудилася.

Я у Коли в коридоре

Танцевать училася.

Мой дружочек, ох, хороший,

Да росточком очень мал,

Проводил меня до дому,

Я чихнула, он упал.

Я девчонка боевая

И нигде не пропаду.

С самолета упаду,

Отряхнуся и пойду.

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали.

Ведущая.

Ой, да молодцы, ребятушки, развеселили нас.

Звучит фонограмма.

Ведущая.

Мы гордимся стариною,

Стала нам она родною.

Вечно радуют кого-то

Наших прадедов работы.

Ну, детушки, повеселились, пора и за работу приниматься. Делу время, а потехе час.

Дети с родителями занимаются рукоделием, плетут веревочки. Звучит фонограмма.

Ведущая.

Россия, Россия, края дорогие.

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют просторы родные,

Раздольные песни поют.

Дети вместе с родителями поют песню «Здравствуй, гостья зима».

Ведущая.

А мы не только частушки знаем, но и шутки-прибаутки.

Разыгрывается песенка-шутка: «Кум-воробей и кума».

— Дома ли воробей?

— Дома, кумушка.

— Что же он делает?

— Болен лежит. Болят, болят пяточки.

— Сходи, кум, в огород, сорви травки-мяточки, припарь себе пяточки.

— Парил я, кумушка, парил я, голубушка. И пар меня не берет, только сердцу придает!

— Дома ли воробей?

— Дома, кумушка.

— Что же он делает?

— Болен лежит. Болят, болят плечики.

— Сходи, кум, ты в огород, сорви травки-гречки, припарь себе плечики.

— Попарил я, кумушка, парил я, голубушка. И пар меня не берет, только сердцу придает!

Ведущая.

Как у нашего соседа

Весела была беседа.

А у нас на весь двор

Еще пуще разговор.

— в гусли, утки

— в дудки,

Тараканы

— в барабаны,

— в трещотки,

— в балалайки,

— в колотушки,

А веселые скворцы заиграли в бубенцы.

Играют, играют, всех потешают.

Разыгрывается сценка «Уля и Филя». Филя и Уля в русских национальных костюмах. Они читают текст шутки и танцуют под русскую народную плясовую мелодию.

Здравствуй, Филя!

Здравствуй, Уля!

Где ты был?

У матушки.

Что мать, гостинцев прислала?

Мать прислала оладушек!

А где же они?

Я их под лавку положил!

Экий ты, Филя, чудак!

А ты бы, Уля, как?

Я бы их в печку положила, ты бы пришел и съел.

Ладно, Уля, в следующий раз так и сделаю…

Филя и Уля расходятся под русскую народную мелодию, затем вновь встречаются, здороваются.

Здравствуй, Филя!

Здравствуй, Уля!

Что мать прислала?

Мать прислала сарафан.

А где же он?

Я его в печку положил.

Экий ты, Филя, чудак.

А ты бы как?

Я бы его в шкаф повесила.

Ладно, Уля, в следующий раз я так и сделаю…

Филя и Уля снова расходятся, пританцовывая, затем встречаются.

Здравствуй, Филя!

Здравствуй, Уля!

Что мать прислала?

Мать прислала барана.

А где же он?

Я его в шкаф повесил.

Экий ты, Филя, чудак.

А ты бы как?

Я бы его в хлев завела, сена дала, водой напоила.

Ладно, Уля, в следующий раз я так и сделаю. Филя и Уля расходятся, затем встречаются.

Здравствуй, Филя!

Здравствуй, Уля!

Что мать прислала?

Мать прислала Настюшку.

А где же она?

Я ее в хлев завел, водой напоил, сена дал.

Экий ты, Филя, чудак.

А ты бы как?

Я бы ее за стол посадила да чаем напоила.

Ладно, Уля, в следующий раз я так и сделаю.

Филя и Уля расходятся, затем встречаются.

Здравствуй, Филя!

Здравствуй, Уля!

Что мать прислала?

Мать прислала свинью.

А где же она?

Я ее за стол посадил да чаем напоил.

Экий ты, Филя, чудак. Филя-простофиля!

Свободная пляска Фили и Ули с последующим приглашением на пляску всех детей.

Ведущая.

Молодцы, детушки. Вы славно потрудились. А сейчас я вам подарю талисманчики, которые вы повесите на веревочки. А вы знаете, что в старину очень любили чаевничать.

Выпивали чаю аж по десять стаканов и говорили : «Чай пить

— не дрова рубить». Вот и мы с вами сейчас пригласим наших гостей к столу. Вспомните, дети, как гостеприимные хозяева приглашают: «Милости просим». А вот и пироги поспели. (Вынимает пироги из печи).

Как говорит народная пословица : «Что ни есть в печи, все на стол мечи».

Приглашает всех присутствующих к столу. После чаепития проводятся игры.

Ведущая.

У кого там хмурый вид,

Снова музыка звучит.

Собирайся, детвора,

Ждет вас русская игра.

Игра «Колечко, колечко».

Вместе с родителями выбирают считалкой ведущего. Дети садятся на лавку, складывают ладошки. Стоять остаются двое. У одного из них (ведущего)

— колечко. Все начинают произносить текст и в такт потряхивать ладошками, сложенными вместе. Водящий с колечком в ладошках поочередно подходит к каждому из сидящих и незаметно кому-то из них опускает колечко. Второй из стоящих должен отгадать, у кого в ладошках колечко. Если угадывает, садится на место того, у кого было колечко.

Если нет, все дружно произносят: «Раз, два, три, колечко, беги». Ребенок с колечком убегает. Тот, кто угадывал, бросается вдогонку. Играющие произносят:

Колечко, колечко, катись на крылечко,

Через поле, через луг возвращайся, сделав круг!

Вариант игры с несколько иным названием «В перстни» предлагает Г. Науменко.

Дети садятся в ряд и складывают ладони «лодочкой». Водящий вкладывает свои ладони в ладони каждого участника игры. Одному из них он должен незаметно оставить «перстень»

— колечко, камушек, орех, который зажат у него между ладонями. При этом он приговаривает:

Я по лавочке иду,

Золот перстень хороню

В матушкин теремок,

Под батюшкин замок.

Вам не отгадать, не отгадать!

Мне вам не сказать, не сказать!

Сидящие отвечают :

Мы давно уж гадали,

Мы давно перстень искали

Все за крепкими замками,

За дубовыми дверями.

Затем один из играющих пытается отгадать, у кого спрятано кольцо. Ему приговаривают:

Покатилось колечко с красного крылечка

По овинам, по клетям, по амбарам, по сеням.

Найди золотое колечко!

Если он найдет, у кого спрятано кольцо, они одновременно с ним бегут в разные стороны, обегая лавку. Кто первым сядет на свободное место, тот водящий. Он и прячет снова кольцо. .................. Анимации, шаблоныПрограммыКлассный час Афоризмы и цитатыИгры и конкурсыВикторины СценарииПесниПесни - переделки Факты, историиТосты - сценарий Никола Зимний - сценарий Никола Зимний