Применение средств икт в экологическом воспитании дошкольников. Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников

11.03.2020 Красота

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Россия, г. Лысково

e-mail: *****@***ru

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы эффективного и безопасного использования информационно-коммуникационных технологий в детей старшего дошкольного возраста.

Береги свою планету –

ведь другой, похожей, нету!

Экология, экологическая ситуация, экологический кризис… Эти слова сегодня звучат практически ежедневно. По результатам термин «экология» - один из самых распространенных и часто употребляемых на нашей планете. И это не случайно. Существующие в настоящее время нормы взаимодействия с природой неизбежно ведут к экологической катастрофе, к угрозе всем формам жизни на Земле. Потребительское отношение к природе – одна из глобальных проблем современности, и одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности.

Начальным звеном непрерывной системы экологического образования по праву необходимо рассматривать дошкольное экологическое образование. Ведь именно дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Как свидетельствуют психолого-педагогические исследования, в этом возрасте можно сформировать не только систему знаний, умений и навыков взаимодействия с окружающей действительностью, но и систему ценностных ориентаций, позитивного поведения и деятельности. Именно поэтому так важно уже на этом возрастном этапе воспитать правильное понимание природы, ценностное, бережное, заботливое отношение к ее объектам, развить потребность в познавательном общении с природным окружением.


Результативность экологического образования дошкольников во многом обуславливается теми внешними условиями, в которых находится ребенок. Одним из таких средств, по праву, может выступать (ИКТ). Современные педагогические технологии в , в том числе и ИКТ, направлены на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Информационно-коммуникационные технологии проникают в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми. Сегодня уже невозможно представить себе современный детский сад без использования информационно-коммуникационных технологий, будь то просто приготовленная презентация POWER POINT, компьютерная обучающая программа или скаченные материалы из сети Интернет. В условиях нашего детского сада имеется возможность широкого использование ИКТ в различных видах . Использование информационно-коммуникационных средств не только расширяет возможности предоставления информации, но и активно детей в процесс познания, обеспечивая реализацию индивидуально-ориентированного подхода к обучению, намного расширяют диапазон применяемых способов действий, обеспечивают гибкость управления познавательным процессом. Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет также оперативно и объективно проверить уровень экологических представлений дошкольников, что весьма существенно в процессе обучения.

Современные исследования в области дошкольной педагогики, свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 5–7 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребёнка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только путем целесообразно организованного взаимодействия педагога, ребёнка и компьютера можно достичь положительного результата. Но важно максимально обезопасить информационную среду для детей. Информация неизбежно оказывает воздействие на человека, значит, она должна фильтроваться, быть достоверной, полной, непротиворечивой. Если взрослый человек справляется с этой задачей (и то не всегда и не каждый), то ребенок этого делать еще не умеет. А значит, он нуждается в защите своего информационного окружения со стороны взрослых людей. В детском саду, конечно, со стороны педагогов. Решение задач экологического образования дошкольников c использованием ИКТ, осуществляется при непосредственном и обязательном участии педагога. Именно он должен помочь воспитанникам сделать правильный выбор, обеспечить передачу ценностей экологической культуры, закладывать основы бережного отношения к природе в этом возрасте. Активно используемые информационно-коммуникационные технологии расширяют образовательное пространство по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Применение ИКТ позволяет нам сделать образовательный процесс экологической направленности более привлекательным, эмоциональным, ярким, насыщенным большим количеством иллюстративного материала, с использованием звуковых импровизаций и и по-настоящему современным.


Экологическое воспитание детей базируется на деятельностном подходе. Интерактивные экологические игры, игры – путешествия, игры – загадки, ребусы, кроссворды, викторины, физкультурные минутки, пальчиковые игры, рассматривание иллюстрации, репродукции картин, плакатов включаем как в содержание организованной образовательной деятельности, так и в другие режимные моменты. Наш опыт показывает, что периодическое использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Дети, знакомые с развивающими играми, предпочитают их «стрелялкам» и «бродилкам». Опасно зацикливание ребенка на компьютерной игре. Коллективное же участие в игре помогает избежать данной зависимости. Дети привыкают совместно оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером.

В связи с внедрением информационных технологий в процесс образования, существенно изменился подход к экскурсиям, как основным приемам в экологическом воспитании. Возникли новые виды экскурсий – виртуальные (похожие, неотличимые), интерактивные.

Виртуальная экскурсия даёт возможность посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие. Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление о новом месте. Например, мы с детьми старшей группы провели виртуальные экскурсии: «Экскурсия по заповедным местам родного края» (Оленья гора, волжские луга), «Керженский государственный природный заповедник », «Ледоход на Волге». При подготовке к виртуальной экскурсии воспитателю необходимо выбрать объект, выяснить его образовательное значение, ознакомиться с ним, определить содержание, цели и задачи экскурсии, определить сопроводительный текст. Роль виртуальных экскурсий велика, так как ребенок может являться активным участником событий данной экскурсии.

В образовательной деятельности по экологии на помощь могут прийти интерактивные, мультимедийные экскурсии, разработанные самим педагогом. Интерактивные экскурсии «Путешествие с грачом», «Приключения на », «В царстве грибов» дети принимают с огромным удовольствием, в ходе увлекательных игровых ситуаций с детьми закреплялись правила безопасного поведения в природе. Составляющими данных экскурсий выступают видео, звуковые файлы, анимация (одушевлённость — метод создания серии снимков, рисунков, цветных пятен, кукол или силуэтов в отдельных фазах движения, с помощью которого во время показа их на экране возникает впечатление движения существа или предмета), а также репродукции картин, изображения природы, портреты, фотографии. В материалы таких экскурсий мы включили художественное слово и доступные для восприятия дошкольника научные определения, исторические факты.

Заканчивается любая экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог совместно с дошкольниками обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, выявляет впечатления; намечает творческие задания для них: нарисовать увиденное, создавая в рисунке образ или сюжет, добавляет двигательную деятельность – подвижные игры. Любая экскурсия требует соответствующей подготовки и планирования. Для таких экскурсий нужен интернет и желание воспитателя.

Так же надо помнить о том, что задача педагога сделать компьютер своим помощником, но в то же время не навредить здоровью детей. Взрослым важно знать о том, что детям 5-7 лет можно «общаться» с компьютером не больше 10 минут в день 3-4 раза в неделю. Ведущие мировые специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:

● исследовательский характер,

● легкость для самостоятельных занятий ребенка,

● развитие широкого спектра навыков и представлений,

● высокий технический уровень,

● соответствие возрасту,

● занимательность.

Нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, принося в жертву здоровье будущего поколения, но вместе с тем нельзя забывать, что компьютеры - это наше будущее. Но только при обязательном соблюдении норм и правил работы с использованием будет достигнута «золотая середина».

Таким образом, грамотное использование ИКТ в экологическом образовании старших дошкольников совершенствует экологические представления детей, формирует гуманное отношение к природным объектам и развивает навыки взаимодействия ребенка с природой, создает благоприятные условия для формирования личности воспитанников и отвечает запросам современного общества.

Библиографический список

1. Калинина ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

2. Коркина психологической оценки компьютерных игр и развивающих компьютерных программ [Текст] // Психологическая наука и образование, 2008, № 3, С. 19-24.

3. , Зуйкова экологической культуры дошкольников через информационно-коммуникационные технологии [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 53-56.

4. Ревнивцева -коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 67-69.

5. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраст: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / . — 5-е изд., испр. и доп. — М. :Издательский центр «Академия», 2013. — 224 с.

6. Смирнова у экрана: чем опасны оковы телерабства / // Дошкольное воспитание. 2002, №7, С.4-11.

7. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008

8. Хожателева –коммуникационные технологии в дошкольном образовании // Молодой ученый. — 2016. — №5.6. — С. 111-112.


«Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на усвоение систематизированных знаний о природе, умений и навыков природоохранительной деятельности, формирование общей экологической культуры».

X А.В.Гагарин

В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ТЕХНОЛОГИЮ экологического воспитания. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.

Применение компьютерной техники для проведения занятий по экологическому воспитанию делает занятие привлекательным и по-настоящему современным, решает познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. При использовании компьютерных технологий возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание

Знакомя детей с природой , надо использовать разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции с художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи; при котором дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.

Компьютер в совокупности с мультимедиапроектором имеет большие возможности для демонстрации многих процессов и явлений природы с помощью разных средств изображения, иллюстративно-наглядных материалов на электронных носителях:

2.Экранные материалы - это слайды, то есть серия отдельных кадров, посвященной отдельной теме. По статичности они напоминают дидактические картинки.

3.Мультимедийные презентации - это обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации.

Например:

На занятиях, в процессе которых дети приобретают, сведения о многообразии конкретных явлений природы, знакомятся с ними первично, уместно использовать слайды с изображением живой и неживой природы, видеоклипы. Они способствуют формированию представлений о предметах и явлениях окружающей среды, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Задача схем и моделей - наглядно представить процессы в неживой природе, такие как свойства воды, почвы, и пр.

Постановка проблемы в составление пищевых цепочек, экологических пирамид с использованием слайдов, анимационных рисунков заставляет детей самостоятельно искать решения, которые помогают им выявить и понять причину связи между растениями, животными и внешней средой, с которой они неразрывно связаны благодаря своим потребностям.

Для формирования обобщенных представлений об однотипных объектах или однородных явлениях природы продуктивнее использовать дидактические игры загадки с опорой на слайды со звуковым сопровождением, добиваясь правильного решения именно от детей, тем самым, способствуя развитию логического мышления, внимания, связной речи, умения делать выводы и доказывать их

Возможность интегрирования занятий экологии с другими, в развитии у детей познавательного интереса к живой и неживой природе помогает составление коллажа животных. Дети ориентируются на плоскости, находят части тела по описанию, составляют из частей целое.

Использование информационных компьютерных технологий позволяет, не только в увлекательной форме привлечь внимание детей, но и наглядно показать взаимосвязи животных и растений. Тем самым улучшить качество результатов знаний и умений по экологическому воспитанию.

Использование интерактивного оборудования в экологическом воспитании дошкольников.

Милецкая Вера Владимировна воспитатель, МАОУ СОШ №30 Г.Томск

«Природа для нас – кладовая солнца с великими сокровищами…

И охранять природу значит охранять Родину»

(М.М.Пришвин)

В настоящее время воспитание любви и уважения к родному краю, природе является важнейшей составляющей нравственного воспитания. Только познание природы поможет воспитать хорошего гражданина, желающего оберегать и охранять ее. Ведь именно познание родной природы является источником первых знаний. Наша задача направлять процесс восприятия окружающего мира, чтобы дети правильно воспринимали явления природы . Экологическое воспитание дошкольников влияет на всестороннее развитие личности и является основой формирования образа жизни.

Мы живем в эпоху информационных технологий и применение интерактивного оборудования позволяет нам идти в ногу со временем, дает возможность увидеть таинства и явления живой и неживой природы, виртуальные экскурсии дают возможность посетить недоступные места на планете, позволяют получить достаточно полное впечатление о мире в целом. Но мы не должны забывать, что применение интерактивных средств требует тщательной организации и соблюдения всех требований СанПиНа в соответствии с возрастом детей.

Использование в педагогической практике разнообразных нетрадиционных методов и приемов помогает предотвратить утомление детей, поддерживает их познавательную активность, повышает эффективность работы педагога в целом. Наглядный метод является ведущим в дошкольном возрасте ,поэтому возрастает необходимость в увлекательной информации и обширном наглядном материале. Интерактивный стол ActivTable - это интерактивное, мультимедийное устройство, которое поддерживает одновременную работу за ним до шести пользователей в режиме multitouch (12 одновременных касаний). Для творческого педагога предоставляется возможность создавать свои оригинальные и интересные задания, которые можно демонстрировать и использовать в образовательной деятельности, делая ее незабываемой для воспитанников.

Применение интерактивных средств во время непосредственной образовательной деятельности с использованием интеграции разных разделов программы, позволяет нам формировать у дошкольников более полное представление об окружающей действительности. Игры на интерактивном столе интересны для детей,так как дети сами являются участниками процесса, они могут передвигать картинки, зачеркивать их, увеличивать или уменьшать изображения. Дети активно проявляют свой интерес к знаниям, они охотно отвечают на вопросы. Яркие красочные изображения вызывают у детей положительный эмоциональный отклик. За счет этого повышается интерес к изучаемому материалу и эффективность всего обучающего процесса, тренируется внимание и память, развивается воображение и творческие способности. Наше дошкольное учреждение оснащено современным интерактивным оборудованием: телевизор, музыкальный центр, ноутбук, интерактивный стол, проектор, интерактивная доска.

Реализуя комплексно-тематическую модель планирования, мы стараемся, к каждой теме создать свой интерактивный ресурс. Например, при изучении темы «Лиственные деревья», нами была разработана игра «Четвертый лишний».Суть игры состоит в том, что ребенок должен на интерактивном столе найти лишнюю картинку и зачеркнуть её (клен, береза, дуб, ель). Дидактическая игра «С какого дерева лист»(найти с какого дерева лист,соединить линией с деревом). При изучении темы «Грибы» нами была создана игра «Съедобные- несъедобные» (собрать в корзину только съедобные грибы). Данные разработки могут быть использованы как на интерактивном столе,так и на интерактивной доске. Использование интерактивных технических средств является лишь дополнением среди многообразия форм и методов в экологическом воспитании дошкольников.

Применение интерактивного оборудования с целью экологического воспитания дошкольников, позволяет повышать познавательную активность и любознательность каждого ребенка. Вызывает у него еще больший интерес к природе и окружающему миру и помогает педагогу эффективно организовать образовательную деятельность с детьми.

Список литературы:

Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании.-М.,2013.

Соломенникова О.А.
Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада.-М.,2013.

Прохорова Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников.-М.,2010.


ИКТ в экологическом образовании старших дошкольников.
«Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает»
Георг Зиммель
Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Инновационные технологии значительно расширяют возможности педагогов.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. В работе по экологическому образованию мы применяем различные формы работы. Такие, как:
- непосредственно образовательную деятельность
- экскурсии
- практическую деятельность в природе
- природоохранные акции
- экологические проекты
- проведение экологических олимпиад и викторин
- выпуск детьми и родителями экологических плакатов и газет
- кружок «Юный эколог»
- экологическая тропа.
Одной из наиболее эффективных форм работы с дошкольниками является применение компьютерных технологий и мультимедийных презентаций. Зачастую для проведения НОД по экологии недостаточно информации и наглядного материала. На помощь приходит компьютер. Целью такой работы является использование информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе, что способствует повышению качества и доступности информационного материала и повышению эффективности образования.

Задачами, которые стоят перед педагогом в образовательном процессе являются:
- обеспечить высокое качество воспитательно-образовательной работы по ознакомлению детей с природой на основе использования инновационных
технологий;
- обеспечить научно-методическое и материально-техническое сопровождение работы по экологии в деятельности педагогов;
- сделать родителей активными участниками экологической работы в ДОО.
Опыт нашей педагогической деятельности показывает, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности с детьми.
При грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса, ИКТ для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.

Остановимся на преимуществах использования
интерактивных материалов.
Данные материалы:
привлекают пассивных слушателей к активной деятельности;
делают образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
активизируют познавательный интерес, мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)
реализовывают личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала.
использование новых приёмов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей.
дисциплинируют самого воспитателя, формирует его интерес к работе.
Разработка технологии с включением ИКТ базируется на комплексных (интегрированных) занятиях (досугах). Технология разрабатывается по какой-либо из образовательных областей (музыка, художественная литература, познание).

Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого количества иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.
Для использования компьютерных технологий в работе с дошкольниками необходимо создать информационную базу данных: самостоятельный поиск, обмен опытом, использование энциклопедий и развивающих дидактических игр. Мультимедийные презентации содержат в себе образный тип информации, понятный дошкольникам. Применяя принцип наглядности, который способствует активизации непроизвольного внимания, становится возможным донести информацию в доступной для ребенка форме.

Требования, предъявляемые к педагогу,
работающему с применением ИКТ
владеть основами работы на компьютере.
иметь навыки работы с мультимедийными программами.
владеть основами работы в Интернет.
создавать собственные образовательные ресурсы.
Как и любые занятия, занятия с ИКТ требуют времени, правильного их использования, терпения и внимания со стороны педагогов.
Заключение
Информационные технологии прочно входят в нашу жизнь, дошкольные учреждения не исключение. Все чаще педагоги используют ИКТ на занятиях в детских садах, что способствует легкому усвоению материала детьми.


Приложенные файлы

Опыт работы воспитателя ДОУ. ИКТ в детском саду

Статья немного рассказывает о возможностях ИКТ в экологическом воспитаннии дошкольников.
Для того чтобы воспитать человека, годного для будущего, надо воспитывать его, имея в виду вполне совершенного человека, - только тогда воспитанник будет достойным членом того поколения, в котором ему придется жить.
Л.Н. Толстой.

Система дошкольного образования предъявляет новые требования к воспитательно-образовательной работе, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии (ИКТ) все больше внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной жизни, и образования. Использование ИКТ открывает широкие возможности в моей практической деятельности, и органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности взаимодействия с детьми.
Компьютерные технологии – особое направление в работе с ребенком, которое способно помочь его развитию. Применение ИКТ возможно в различных организованных образовательных областях не зависимо от темы, формы проведения и их содержания, а так же в разных возрастных группах. Такая работа активизирует ребят на деятельность, помогает воспитателю дать наиболее близкое представление об изучаемой теме. Даже гиперактивные дети, внимание которых достаточно сложно удержать в течение продолжительного времени, с огромным интересом получают информацию, представленную на большом экране, да еще и сопровождаемую различными играми, музыкой.
Из обилия программ, теорий, технологий я отобрала те, которые смогли бы мне помочь.
Например, мультимедийное оборудование (создание и демонстрация презентаций, слайд фильмов, видеофрагментов, элементов и приемов графического изображения). С мультимедийной поддержкой я могу показать детям процесс в динамике, виртуально побывать в определенной местности. Так же мультимедийное оборудование помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, альбомов по искусству, аудио и видео аппаратуры.
Презентации - являются одним из часто используемых технологий сохранения и стимулирования здоровья, технологии музыкального воздействия это:
динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.)
музыкотерапия, сказкотерапия, библиотерапия.
Конечно, я соблюдаю элементарные санитарные нормы, по требованиям СанПиНа непосредственно-образовательная деятельность с использованием компьютера предполагает для детей 5лет – 10 минут, для детей 6-7 лет - 15 минут. При работе детей располагают на расстоянии не ближе 2-3 м и не дальше 5-5,5 м от экрана. Образовательную деятельность с использованием компьютера для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю.
Современное образование трудно представить себе без ресурсов Интернета. Поисковые системы сети Интернет предоставляют мне возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения.
Таким образом, я сделала вывод, что применение информационных технологий в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ.
В заключение хочется отметить, совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.