На чтение 5 мин. Просмотров 5.6k.
Из детских воспоминаний у каждого невольно всплывают моменты пляжных игр в песочные замки или игры далёкого прошлого в дворовой песочнице с соседскими детьми. Оказывается, это не только развлечения, но и польза физиологического и психологического развития, если всё это песочная терапия.
Если вы родители или воспитатели, то, наверное, замечали неоднократно, как воздействуют песочные игры на детей, дети увлечённо и совершенно спокойно ковыряются пальчиками, игрушками и лопатками в песке.
Дети просто погружаются в завораживающий и манящий их песочный мир. Такие моменты наступают в определённом возрастном промежутке, и этим можно воспользоваться в работе с дошкольниками, организовать песочную терапию для детей.
Методы песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста уже давно используются в практике. Песочная терапия для детей только увеличит полезность и успокаивающее действие.
Стоит заметить, что на улице дети могут играть только летом и в благоприятную погоду. А почему же не устроить песочницу дома и в детском саду? – это же так просто. Можно даже разнообразить игру в песке, сделав песочницу с подсветкой, и заняться песочной анимацией.
С помощью песочной терапии дошкольники развивают свои индивидуальные способности, работы детей отражают их истинные чувства, переживания и эмоции. Песок является универсальным строительным материалом, с его помощью можно быстро реализовать свои идеи, выстроить замок, слепить фигуру, придумать и воплотить в жизнь новую идею.
Сухой песок можно использовать в песочной анимации, дошкольник сможет проявить свои художественные таланты. Дети, увлекаясь песочными играми, становятся подсознательно зависимы от увлечения.
Песочная терапия для детей может стать лекарством от ряда заболеваний, помощником в решении затруднительных вопросов, оказать благотворное влияние на их психоэмоциональное состояние.
Методика песочной терапии впервые была применена психологом Карлом Юнг и постепенно нашла своих последователей, которые передали свои знания дальше и сейчас это методика применяется в дошкольных учреждениях в ходе занятий с детьми всех возрастных групп, в том числе и дошкольными.
Применение метода песочной терапии сейчас встречается даже в домашних условиях. Песочную терапию можно применять не только в лечении психических заболеваний и для психологического воздействия, но и в сочетании с мелкими игрушками использовать в дефектологии.
Обучиться песочной терапии можно в кратчайшие сроки, это не составит больших усилий, тем более, что вы принесёте огромную радость детям и услышите их благодарность.
При помощи песочной анимации в работе с детьми дошкольного возраста, психолог детского дошкольного учреждения может спокойно распознать имеющиеся проблемы каждого из детей, так как рисунки на песке являются подсознательно всплывающими образами ребёнка.
Рисунки не могут быть просто произвольными, в них скрываются страхи, переживания, конфликты и другие эмоциональные всплески.
У детей это выявляется намного легче, так как находится на поверхности сознания, нежели у взрослых. У взрослых людей всё гораздо сложнее, психические и психологические проблемы находятся глубже, и они скрытные.
Песочная терапия раскрывает скрытые потенциалы ребёнка и корректирует дефекты развития. С её помощью очень , чувствительность конечностей за счёт воздействия на нервные окончания, развиваются художественные и творческие способности, обостряются фантазии и улучшается образное мышление.
Наконец, песочную терапию можно использовать как простое успокаивающее для буйных и гиперактивных детей.
Плюсом песочной терапии является то, что здесь не требуется точности линий и схожести образов – это свободное искусство и поэтому переживания, стрессы у детей при играх в песке почти исключены. Здесь только получаемая радость от игр.
Разносторонность плюсов песочной терапии позволяет использовать песок даже в качестве помощника в работе логопеда. Песок можно использовать для развития речи. Вроде бы, на первый взгляд, речь и песок никак не могут быть связаны.
Но стоит напомнить, что песок это строительный материал, и на нём можно лепить и писать буквы, слова, дети могут лепить фигуры, а затем рассказывать, что это, и почему ребёнок слепил именно такую фигуру.
Для организации занятий песочной терапии, исходя из названия, конечно же потребуется песок, лучше всего и сухой, и влажный.
Нужны две песочницы, одна с нижней подсветкой, (для сухого песка), вторая просто влагостойкая песочница (для влажного песка).
В дополнение для занятий по развитию мелкой моторики потребуется много различных мелких игрушек, как в шоколадных яйцах «Kinder».
Сеанс песочной терапии начинается с выбора детьми нескольких игрушек, которые им больше понравятся, желательно не торопить ребёнка в выборе, он должен сам реализовать свои предпочтения.
Ребёнок должен сам расположить игрушки в песочнице на своё усмотрение в любой последовательности и в любом месте. Психолог уже в ходе расстановки игрушек видит определённую связь с эмоциональным самовыражением ребёнка и где-то может помочь в ходе игры детей в затруднительные моменты.
Песочная терапия это доступное средство образования для практически любого педагога и помощник воспитательного процесса и не требует каких-либо глобальных денежных затрат.
Ящики может сделать хозработник учреждения, песок на улице, мелкие игрушки есть в каждом детском саду, даже если их купить набором, это не настолько дорогостояще. Лучше конечно, чтобы бортики песочницы были повыше, а дно выкрашено в небесно-голубой цвет, как символ воды и неба. Песок должен быть чистым и безопасным (промыт, просеян, прокален в духовом шкафу).
С помощью игр во время сеансов песочной терапии должны использоваться различные сценарии жизненных ситуаций, связанных с отношениями, профессией, природой и даже этнической направленности.
В связи с этим должны присутствовать фигуры людей разных полов, возрастов, профессий и национальностей, всевозможные животные, птицы, растения, предметы быта, мебель.
Все сцены игр должны быть сфокусированы на конкретном задании с определённым типом игрушек. Желательно, чтобы в аудитории, где занимаются дети, играла мелодичная спокойная музыка, или царила тишины, с учётом предпочтений группы.
Какой ребёнок не любит возиться в песке? А ведь это, казалось бы, незамысловатое развлечение многих поколений детей имеет глубокую психологическую основу, оказывающую влияние на саморазвитие. Поэтому песочная терапия сегодня – это эффективный способ помочь ребёнку дошкольного возраста вырасти гармоничной и целостной личностью.
Картины на песке - это модель мира ребёнка
Песочная терапия – это исследование поведения ребёнка, анализ его переживаний и способ наладить взаимоотношения с миром посредством игры с песком. Ещё в 20-30-е годы последователи Карла Юнга, впервые оценившего информативность поведения детей в песочнице, стали разрабатывать методику работы с сыпучим материалом. В 50-е детский психотерапевт Дора Калф систематизировала все научные изыскания в области изучения психического состояния ребёнка через его игры с песком. Согласно её выводам, ребёнок строит в песочнице свою модель мира, отображая все свои беспокойства, страхи и переживания. По информативности песочные творения могут быть не менее ценны, чем рисунки. К тому же, в песке малыш сам расставляет акценты поведения и действий персонажей, а это помогает ему находить правильные решения и в жизни. Кроме того, песок:
Занятия песочной терапией помогают:
Песок развивает мелкую моторику пальцев
Проект введения песочной терапии как обязательного занятия в детских дошкольных учреждениях включён в Программу модернизации образования на ближайшие 2 года.
Для малышей песок – это не только способ позабавиться с приятным природным материалом. Терапия имеет вполне прикладное значение для умственного и физического развития детей, которые в ближайшем будущем пойдут в школу. А именно занятия с песком помогают:
Как правило, групповые занятия с песком начинаются с 3 лет – возраста, когда малыш идёт в детский сад. Но индивидуальные занятия дома с мамой и папой можно начинать с того момента, когда кроха перестаёт тянуть всё в рот и начинает проявлять заинтересованность к играм в песке.
По картинам на песке можно определить эмоциональное состояние малыша
Учёные выделили три стадии игры малыша с песком:
Под ящик с песком нужно выделить уютное место в комнате
Для занятий с сыпучим материалом дома, нужно сделать специальную площадку для игр. Для этого потребуется:
Проверьте, чтобы в коробке не было острых углов или зазубрин. Внутреннюю часть ящика необходимо покрасить краской, которая будет вызывать спокойные ассоциации с водой или небом. Если у вас есть возможность выделить под занятия стол, то он должен быть гладким, а его высота подходить под рост ребёнка, чтобы работать можно было и сидя, и стоя. Что касается песка, то его выбор лучше оставить за малышом. Но рекомендуется брать тёплые жёлтые оттенки. Также не повредит и несколько тёмных – для создания контрастных сюжетов.
Главная задача упражнений - познакомить ребёнка с песком
Существует набор упражнений, которые позволяют детям лучше освоиться с новым непривычным материалом . Как правило, эти манипуляции применяются на этапе знакомства.
Работа детей в песке может быть индивидуальной и групповой. Если занятия подразумевают взаимодействие нескольких человек, то обязательно должен быть взрослый, который будет координировать вклад каждого участника . Например, можно предложить малышам построить сказочную страну. Каждый участник выбирает себе объект строительства и работает над ним, не мешая остальным, но соотнося свои действия с другими.
При индивидуальной работе можно освоить несколько базовых игр:
Песочная терапия позволяет не только полноценно развивать малыша, но и устранить проблемы психологического характера. Также это отличный способ провести время с любимым чадом, узнать о его беспокойствах и показать, что вы любите, принимаете его в любом настроении. Совместное творчество в песке помогает воспитанию в ребёнке характера, уверенности в себе и своих силах.
Из опыта работы педагога-психолога детского сада. Мастер-класс "Возможности песочной терапии в работе педагогов"
Аннотация : данный мастер-класс рассчитан на педагогов дополнительного образования, но может быть использован для воспитателей и учителей (с незначительной корректировкой). С его помощью педагоги ознакомятся с возможностями песочной терапии. И, как результат, смогут пополнить свою профессиональную деятельность новым методом.Возможности песочной терапии в работе педагогов
Цель: ознакомить педагогов с возможностями использования песочной терапии в своей профессиональной деятельности«Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум» К.Г. Юнг
Какие ассоциации вызывает у Вас слово «песок»? Что Вы вспоминаете, услышав его? Представьте...
Возможно, некоторые сразу же представили себе песчаный карьер, огромные самосвалы, везущие песок для какой-то стройки, но большинство все же вспомнит песочный пляж на теплом море, лето и сказочный отдых...
Вспомните, как Вы однажды ступали по мягкому песочному ковру, солнечные лучи ласкали Ваше тело. Вы гладили пушистый песок руками, и он дарил Вашему телу тепло, здоровье и покой. Золотой пляж, лазурное море, шум прибоя и крики чаек, легкий бриз... Все это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть. Вы с удовольствием водите ладонями по песку, строите из него волшебные замки и ощущаете покой и блаженство. Каким-то невообразимым способом вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой.
Почему же взрослые, оказавшись на пляже, вдруг начинают «рисовать» картины из песка, или строить песочные замки? Дело в том, что податливость песка провоцирует желание человека сотворить из него миниатюру реального мира. При этом он выступает как Творец или создатель, не привязанный к результатам своего труда. Ребенок строит замок из песка, какое-то время любуется им, а потом сам, морская волна или кто-то другой, разрушает этот замок, и он с большим энтузиазмом начинает строить что-то новое. Один эпизод жизни завершается, уступая место чему-то новому. И так происходит бесконечно. И именно в этом можно увидеть уникальную Тайну бытия: все приходит и уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, старое уступает место чему-то новому. Проживая эту Тайну многократно, играя с послушными песчинками, человек достигает состояния равновесия, успокаивается - в его внутреннем пространстве снижается доля суеты, обыденности и переживаний. Таким образом, процесс игры с песком может оказать реальное действенное врачевание человеческой души.
Немного хочу рассказать, почему я выбрала песочную терапию как основной инструмент в своей работе.
Во-первых
, она универсальна:
- Используется в работе с людьми всех возрастов
- Практически не имеет противопоказаний, за исключением особенно тяжелых расстройств и индивидуальной непереносимости материалов.
- А так же с помощью песочной терапии можно работать со всеми психологическими проблемами (от развития мелкой моторики до проблемы поиска смысла жизни)
- Её можно использовать как терапию, так и как диагностику
Во-вторых
, она работает непосредственно с бессознательным, минуя блоки сознания. Что очень актуально в работе с нашими детьми, у которых сознание нарушено.
В-третьих
, она проста в реализации и привлекательна для детей.
Начнем работу со знакомства с кинетическим песком, его ещё называют «Живым».
Игры с кинетическим песком:
Пронести мимо каждого и дать возможность отщипнуть по кусочку кинетического песка.
ПомнИте, потрогайте песок. Состоит он из кварцевого песка, пластификатора и красителя.
Сейчас предлагаю психологическое упражнение на управление своим гневом. В принципе, его каждый может использовать при необходимости, как для себя, так и для создания положительного климата на своем занятии.
Называется «Победитель злости»
Лепим шар, «В этом шаре живет твоя злость», создай ей лицо. Мысленно посели свои негативные чувства в этот шар. А теперь разрушь шар, произнося заклинание «Прогоняю злость, приглашаю радость». Теперь разровняй поверхность песка и оставь на ней отпечатки своих ладоней.
«Солнечная система»
А теперь, каждый из своего кусочка слепите планету в нашу солнечную систему. Последний располагает планеты по увеличению.
Данное упражнение можно использовать для сплочения, для развития мелкой моторики, а так же для формирования понятий больше - меньше.
Конкурс на самый высокий снеговик
А сейчас, организатор проведет конкурс на самый высокий снеговик (организатору предлагается выбрать кто будет участвовать в конкурсе). У кого получится самый высокий снеговик (и не развалится) тот победитель.
Педагог ИЗО научит изображать человечка из геометрических фигур (с помощью формочек создаются фигуры и собираются в человечка).
Инструктору по физической культуре предлагаю провести физзарядку для рук с помощью Космического лабиринта
- построить с помощью кинетического песка лабиринт на подносе.
Рефлексия
Оцените психологический климат (плохо-1, отлично-5) 1 2 3 4 5
Оцените работу ведущего 1 2 3 4 5
Узнали ли Вы что-то полезное для себя? Да Нет
Какое упражнение Вам понравилось больше всего?___________________________
Какое упражнение Вам понравилось меньше всего?___________________________
Заинтересовала ли Вас песочная терапия? Да Нет
Источники:
1. Грабенко Т.М., Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия.-СПб.:ИСП иП, 1998.
2. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005
Вероника Гонччарова
Песочная арт-терапия в ДОУ
Рисование на песке.
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому песочная терапия приобретает все большую актуальность при работе с детьми дошкольного возраста.
Песочная терапия полезна для :
Развития когнитивных процессов;
Раскрытия и развитие творческого потенциала;
Формирования коммуникативных навыков;
Развития мелкой моторики рук;
Развитие крупной моторики;
Гармонизации психоэмоционального состояния.
Игры с песком разнообразны :
Рисование на песочных столах (рисование песком, песочная анимация )
Обучающие игры (обучение чтению, письму, счету, грамоте) ;
Познавательные игры (о многообразии окружающего мира) ;
Проективные игры (развитие творчества и фантазии) .
При рисовании песком используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему, идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так же их взаимодействия. В процессе рисования песком задействована вся кисть руки : и ладонь, и пальцы.
Развитие общей моторики :рисование на песочном столе происходит стоя, поэтому автоматически задействована большая часть групп мышц. Происходит укрепление костно-мышечного аппарата, формирование правильной осанки, координации движений.
Развитие мелкой моторики : систематические упражнения по тренировке движений пальцев, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.
Релаксация : упражнения с песком выполняются в сопровождении приятной, спокойной музыки. Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приемами расслабления различных групп мышц. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы.
При контакте с песком снижается эмоциональная нагрузка, повышается стрессоустойчивость. Дети, как и мы, взрослые, разные. Каждый из них уникален, каждый по-своему переносит воздействие на психику внешних факторов.
Песочные столы имеют цветную подсветку, благодаря чему в своей работе можно использовать еще и цветотерапию. Это очень важно так же для передачи настроения рисунка, для обогащения восприятия в целом и развития творческих способностей детей.
Сказкотерапия :
При работе с песком часто использую маленькие фигурки животных или героев сказок. С их помощью разыгрываются различные истории и ситуации. В таких сюжетах ребёнок может раскрыть причины своих переживаний и проблем, также с помощью фигурок можно знакомить детей со сказками. Главное чтобы игра в песке завершилась положительными эмоциями и чтобы "добро всегда побеждало зло".
Таким образом, песочное рисование являются здоровьесберегающей и положительно влияет на сохранение и укрепления здоровья ребенка.
Зачем детям рисовать песком
Рисование песком еще называют песочной терапией . Более 30 лет назад психологи в США обратили внимание на тот факт, что арт-занятия (уроки живописи) с песком оказывали позитивный эффект в лечении людей, которые переживали психологические травмы или находились в депрессивном состоянии. Сейчас в детских садах организуют занятия с песком, чтобы не просто учить детей рисованию, но и поднимать настроение.
В чем проявляется позитив от занятий с песком?
1. У ребенка развивается интерес исследователя. Ведь занятие, как правило, окружено тайной. Это почти, как проведение научного эксперимента или волшебный ритуал. Для рисования выставляется специальная плоскость с подсветкой. И в руки дают не краски вовсе, а песок , который сыпется и сначала совершенно не поддается «приручению» . А еще песок может быть не обычный, а подкрашенный.
2. Ощущение песка в руках расслабляет. Песок – это живой материал, его можно потрогать пальчиком, погладить всей ладонью, ощутить на коже твердость каждой песчинки. Во время занятия нервные импульсы передаются от кожи в головной мозг, и малыш «подзаряжается» , как батарейка, хорошей энергией. Творчество с песком позволяет снять волнения и фобии. Уходят эмоциональные «зажимы» , и организм возрождается.
3. Ребенок фантазирует с песком смелее, чем на бумаге с карандашами или красками. Здесь можно рисовать, поправлять и снова рисовать, без страха совершить какую-либо ошибку, без разочарования «эх, опять не получилось!» Малыш может просеять песок , собрать в кучку, разровнять, поковырять пальчиком, изобразить примитивные палочки, «каляки-маляки» или целые картины, а потом все поломать и творить заново! Десятки разных действий и десятки вариаций рисунка за относительно короткий промежуток времени.
4. Рисование песком способствует развитию мелкой моторики. Специалисты говорят, что данная методика даже эффективнее, чем пальчиковая гимнастика. Почему так? Потому что задачи с песком больше напрягают и мозг, и мышцы. Для сравнения стоит просто попробовать высыпать песочек равномерной струйкой или нарисовать сразу обеими руками два одинаковых солнышка слева и справа от воображаемой центральной линии.
Публикации по теме:
Арт-терапия Детство – важнейший период в жизни ребенка, в его становлении как личность. В детском возрасте психика очень восприимчива к информации и.
Достижения эффекта само исцеления посредством спонтанного самовыражения. Человек ощущает себя творцом и через свое творение трехмерно выражает.
Фотоотчет. Воспитатель Поплевина Лариса. г. Улан-Удэ. МДОУ № 87 "Улыбка". С чего все началось. В группе появился чемоданчик. Его принесла.
Песочная терапия Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих.
Мастер-класс для педагогов «Песочная терапия, как здоровьесберегающая технология ДОУ» Мастер – класс для педагогов ДОУ «Песочная терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ» Цель: познакомить педагогов с возможностями.
Конкурс «Методическая копилка педагога ДОУ»
Цель семинара:
План:
1. Теоретическая часть.
2. Практическая часть.
Материалы и оборудование для проведения семинара:
Выступление педагога-психолога: (демонстрация презентации)
Слайд №1.
Педагог-психолог: Песок… каждая песчинка неповторима… быть может когда-то они были частью чего-то целого, какой-то огромной скалы или древнего города… гладкие, отполированные морем, сверкающие на солнце песчинки легко текут струйкой между пальцев… и будто напоминают, что нет ничего проще и сложнее их в этом мире…
С самого нашего рождения и до последних дней своих каждый человек по крупице приобретает бесценный опыт. Каждый может быть мизерный наш навык с годами превращается в кладезь. Ребёнок приобщается к познанию окружающего мира в период развития у него познавательного интереса и любознательности. Способность его уже в раннем детстве воспринимать не только форму и величину, строение предметов, но и красоту окружающей действительности давно научно доказано.
Трудно описать ещё какой-либо вид деятельности ребёнка, в котором бы он имел возможность самостоятельно творить также как и в изобразительной. При знакомстве с различными нетрадиционными техниками рисования перед ребёнком открываются новые возможности развивать фантазию. Ведь подлинный творец способен начертать что-либо и пальцем на песке.
Узнавать что-либо новое всегда и всем очень интересно. Убеждаюсь я в этом каждый раз, когда знакомлю воспитанников с какой-либо новой техникой. Податливость песка и его природная магия очаровывает. Доступность его делает процесс рисования естественным не вызывая какого-либо страха или сомнений как какие-либо другие материалы.
Очень часто начиная работать ребёнок боится запачкаться, испортить рисунок или ошибиться в пропорциях. Песок разрушает все эти сомнения. Его податливость, мягкость, сыпучесть открывает безграничные художественные возможности.
Слайд №2
Раз - разровнял и холст готов. Два - карандаш, кисть… всегда с тобой - это твой пальчик, который слушается тебя лучше любого другого предмета. Три - … если клоун вышел криво… - провёл ладошкой и начинай сначала.
А так как песок материал созданный самой матушкой природой, то и созерцание и пересыпание из руки в руку, и процесс творчества уникальный. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребёнка.
Работая с данной техникой, можно поставить цели такие, как:
Задачи :
Слайд №3. Противопоказания к использованию песочной терапии
Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях:
Требования к песку для песочницы с детьми
Песок для детской песочницы должен быть сертифицированным. Его необходимо промыть, прокалить в духовке или прокварцевать. Эту процедуру делают не реже одного раза в 3-4 месяца. Желательно обновлять песок в песочнице один раз в год.
Слайд №5. В занятиях по пескотерапии есть свой ритуал .
Мы знакомим ребёнка с правилами поведения в песочнице (чем младше дети, тем короче правила). т.к. часть песка обычно при игре высыпается из песочницы, нужно обратить внимание на этот факт.
Воспитатель: Песочная фея загрустила, потому что её подружки-песчинки потерялись и смогли вернуться домой в песочницу. Песочная фея просит тебя, малыш:
1. Береги песчинки, - не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок всыпался, покажи это взрослому, и он поможет вернуться им обратно домой. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот, или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
3. Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком - помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.
Слайд №6. Как должен вести себя педагог, практикующий работу с песком?
Для педагога действуют три правила.
Присоединение к ребенку . Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины - все это входит в понятие присоединения.
Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице . Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.
Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике . Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.
Слайды № 7-8. Игрушки для песочной терапии.
Все эти сокровища должны храниться в определенном месте, как бы жить в своем домике.
Слайды № 9-11. Виды занятий.
1. «Чувствительные ладошки» (по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой):
2. Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.
3. Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
4. Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.
5. Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово.
6. «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
7. Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.
8. Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.
9. Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.
11. Выложить фишками геометрическую фигуру.
12. Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.
13. Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.
14. Песочный стол можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»).
Просмотр видеофайла «Первые шаги в песочной анимации».
Практическая часть:
А) Рисуем морской пейзаж - совместное рисование в парах.
Б) Творческое задание для педагогов: «Большой мир в маленькой песочнице» (с использованием фигурок из киндер - сюрпризов).
Презентация «мини-миров». Обмен мнениями, планами на будущее.
Психолог: Каждый ребёнок, рождаясь на этот свет уже безгранично талантлив. Ему нужно только дать возможность раскрыть свой талант, свои уникальные способности. Детство - это лучшее время для развития способностей и раскрытия талантов, а рисование песком - это уникальный новый вид искусства, который проявляет многогранность каждого ребёнка.
Посмотрите в глаза рисующему песком ребёнку, и вы увидите в них восторг, радость и счастье!