Конспект индивидуального занятия дефектолога с детьми 6 7 лет зпр. Конспект индивидуального занятия с ребенком с зпр план-конспект на тему

22.10.2019 Красота

Инна Дмитриевна Птушко
Конспект НОД в старшей группе «Звук и буква Н»

Тема : Звук и буква Н .

Цель : формирование фонетико-фонематических средств языка.

Задачи :

Образовательные :

продолжать учить детей правильно произносить звук Н ,

учить давать характеристику звуку по акустико - артикуляционным признакам,

познакомить со зрительным образом буквы Н .

Коррекционно-развивающие :

развивать умение выделять звук Н в ряде слов ;

развивать умение определять позицию звука в слове (начало-конец,

развивать умение анализировать слоги ОН, НА.

развивать фонематические процессы, память, внимание, артикуляционную моторику.

Воспитательные :

воспитывать желание помогать ближним, любознатальность.

Предварительная работа : знакомство со звуком Н , разучивание артикуляционной гимнастики, фонетической ритмики, обучение навыкам звукового анализа .

Оборудование : ноутбук, презентация, проектор, экран, наборное полотно, картинки со звуком Н , символы гласных, согласных звуков .

Словарная работа : горизонтальная, вертикальная.

1. Организационный момент.

Дети входят в группу , логопед приветствует детей.

2. Поверка знаний детей при подготовке к знакомству с новой темой.

Логопед предлагает посмотреть на столы, подумать, чем будем заниматься, с чем играть. Почему. Что такое звуки ? Какие звуки вы знаете ? Чем они отличаются?

Введение в игровую ситуацию.

Логопед рассказывает о том, что получила послание от Золотой Рыбки. Она просит освободить её из плена пиратов. Для этого необходимо выполнить их задания.

3. Актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала.

Детям предлагаются задания пиратов.

Игра «Угадай звук »

Логопед предлагает посмотреть на экран, назвать слова (носорог, ножницы, носки, стакан, диван, ноты, определить, что общего у этих слов, определить, какой звук будет помогать проходить испытания. С каким звуком придётся встретиться. Логопед сообщает, что в заданиях детям встретится и буква , обозначающая этот звук .

Характеристика звука Н по акустическим и артикуляционным признакам.

Дети подходят к зеркалам, описывают артикуляцию звука Н .

Напряжённо языком

На десну наверх нажмём.

Н- мы звонко произносим.

Звуку помогает носик .

Затем дают характеристику этого звука .

Артикуляционная гимнастика.

Физминутка с использованием фонетической ритмики.

Игра «Звуки-невидимки »

Логопед предлагает спеть песенку звуков , выполнив упражнения

фонетической ритмики : АИ, УА, УН, АН.

Игра «4 лишний»

Логопед называет 4слова. Дети называют слово со звуком Н , затем произносят это

слово с разной интонацией (весело, удивлённо, грустно) .

Нож, кот, автобус, сумка.

Муха, аист, дом, носки.

Губы, кит, диван, пол.

Ноты, туча, майка, букет.

Игра «Заселим домики»

Дети раскладывают картинки по месту нахождения звука в слове .

(Ночь, ноты, носорог, ноги, диван, лимон, стакан, барабан)

Выкладывание звуковых схем слогов ОН , НА.

Игра «Постучись»

Чтобы открылась дверь темницы, нужно правильно постучать. Дети повторяют

ритмический рисунок, предложенный логопедом. Появляется освобождённая

Золотая Рыбка.

3. Открытие нового знания.

Логопед говорит о том, что звук Н на письме обозначается буквой Н . В

благодарность, за то что мы спасли Золотую Рыбку- она покажет нам букву Н .

Букву Н вот так напишешь :

Ножка, ножка,

Поперёк мы положим поясок.

4. Включение нового знания в систему знаний ребёнка.

Логопед предлагает рассмотреть букву Н . Подумать и сказать, на что она похожа. Из каких элементов состоит(2 палочки длинные-вертикальные, и 1короткая-горизонтальная) . Предлагает написать букву в воздухе . Потом на своей ладошке.

Логопед предлагает подумать, смогли мы помочь Золотой Рыбке. Вспомнить задания, которые помогли спасти.


Цель: закрепить навык произношения звуков «Н, НЬ»; развивать фонематический слух; познакомить с буквой.
Задачи:
Обучающие - научить выделять звук «Н» и «НЬ» в слове на слух; научить
определять место звуков Н-НЬ в словах.
Коррекционно – развивающие - развивать фонематический слух, расширять словарь, продолжать учить звуковому анализу слогов; правильно и четко артикулировать.
Воспитательные - развивать интерес к уроку, учить внимательному отношению к слову

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические

Оборудование: Кукла Незнайка, три макета деревенских домика с разноцветными крышами (красной, синей, зеленой), печатные буквы, предметные картинки (носки, ножницы, нитки, нож, апельсин, книги, банан, телефон, стакан, земляника и т. д.).

План урока:

Вводная часть
- Организационный момент
- Повторение пройденных звуков и букв
Основная часть
- Переход к новому материалу
- Артикуляция и характеристика звуков
- Самостоятельное выделение звука
- Динамическая пауза
- Знакомство с образцом буквы «Н» и его анализ
- Составление буквы из счетных палочек
- Звуковой анализ слогов
Итог урока

Ход урока:

Вводная часть

1 Организационный момент
Ребята, сегодня в нашу деревню из трех домов приехал Незнайка.

2 Повторение пройденных звуков и букв.
Давайте мы расскажем Незнайке про эти необычные домики с крышами разных цветов в нашей деревне звуков.
Какие звуки живут в домике с красной крышей? (Дети отвечают: А, О, У, Э, И, Ы) Учитель выставляет буквы в домик.
А какие звуки живут в домике с синей крышей? (Согласные твердые: М, П, Т, К) Выставляются буквы.
Какие звуки живут в домике с зеленой крышей? (Согласные мягкие звуки: МЬ, ПЬ, ТЬ, КЬ)

Основная часть
1 Переход к новому материалу
Незнайка привез много гостинцев в нашу деревню звуков. Учитель выставляет картинки и называет предметы, утрированно выделяя звук «Н и НЬ»

Носки, ножницы, нитки, нож, апельсин, книги, банан, телефон, стакан, земляника.

Какие звуки чаще всего слышатся в этих словах? (Дети: Н и НЬ)

2 Характеристика звуков и артикуляция
Учитель показывает, как произносятся звуки, и объясняет место и способ образования звуков.
Дети самостоятельно произносят звук
Дается характеристика:
«Н» звук согласный, твердый, звонкий
«НЬ» согласный, мягкий, звонкий

3 Самостоятельное выделение звука
Ребята помогите Незнайке разнести подарки по домам.
В какой домик отнесет Незнайка подарки-картинки, с зеленой крышей или с синей?
Каждый из вас возьмет по одной картинке назовет предмет и угадает, какой звук в этом слове «Н» или «НЬ» и отнесет в нужный домик.
Предлагаются картинки: ножницы, нитки, коньки, нож, телефон, носки, лимон, стакан, книга, батон, банан, пион, линейка.
(Каждый ребенок берет по две картинки и вкладывает в нужный дом)

4 Динамическая пауза

Хлопаем в ладоши –
Пусть попляшут ножки.
Пусть попляшут ножки
По ровненькой дорожке.
Ножки вместе, ножки врозь,
Ножки прямо, ножки вкось,
Ножки здесь и ножки там,
Что за шум и что за гам?

5 Д/И «Найди место звуку»
Незнайка был очень аккуратный и хотел, чтобы каждый находился не только в своем домике, но и на своем месте, в своем окошке.
Давайте поможем нашему другу. Если звук Н или НЬ находится в начале слова, мы картинку разместим в первое окошко, т. е. в начало; если в середине, то во второе окошко, т. е. в середину; если звук в конце, то в третье окошко, т.е. в конец.
Те же самые картинки размещаются в нужное окошко.

5 Знакомство с образцом буквы «Н» и его анализ.
Учитель: Ребята, звук «Н» обозначается буквой Н.(Показывает на карточке.)
Посмотрите и подумайте на что похожа буква Н. (При затруднении предложить свои варианты)

Н похожа На Насест.
Есть, где курочкам присесть.

Н похожа на носилки,
Тут доска посерединке.
Мы за ручки взялись дружно –
Носим мусор куда нужно.

Из каких элементов состоит буква?
(Дети объясняют: из двух длинных и одной короткой)

6 Составление буквы из счетных палочек

7 «Выложи слоги из звуков»
Незнайка принес нам звуковые пеналы, чтобы мы поиграли в игру.
Я произношу слоги, а вы выкладываете из фишек-звуков эти слоги и повторяете, что у вас получилось.
Логопед предлагает: АН, ОН, УН, НИ, ЫН, НЫ.
(На следующем занятии можно предложить звуко-буквенный анализ)

8 Итог
Логопед задает вопрос:
Ребята, а имя Незнайки на какой звук начинается? (НЬ)
Значит, в каком домике поселиться наш гость? (В домике с зеленой крышей)
А где находится звук НЬ в слове Незнайка? (В начале)
Значит, из какого окошка с нами попрощается Незнайка?(Из первого)
Правильно ребята, вы все сегодня были хорошими помощниками Незнайки!

Самоанализ:
Хотелось бы отметить, что занятия, где проводилась сюжетная линия и сказочные герои оправдывают свои цели, так как дети с удовольствиям выполняют задания, и этот прием позволяет большее время концентрировать внимание. Благодаря этому приему, наглядностям дети познакомились, усвоили, запомнили звук и букву Н и научились дифференцировать по твердости и мягкости звуки Н-НЬ. Поставленные мною задачи были выполнены, но инертность в выполнении заданий из-за первичного диагноза
детей, к сожалению, увеличило время занятия.

Методическая разработка НОД

Логопедическое занятие «Звуки Н – Нь. Буква Н»

(Старшая группа)

Тема: «Звуки Н – Нь. Буква Н»

Задачи: коррекционно-образовательные: Закреплять правильное произношение звуков Н, Нь; учить детей давать сравнительную характеристику звуков с опорой на акустические признаки; закреплять умения детей определять позицию звука, учить звуки по твердости-мягкости в словах; познакомить с образом буквы Н.

коррекционно-развивающие: развивать мышление, внимание, моторику, тический слух, умение выделять заданный звук в слоге, в слове; совершенствовать навыки , звукового анализа слов, совершенствовать умения в звуков по твердости-мягкости; обогащать словарный запас словами-антонимами.

коррекционно-воспитательные: формировать правильную осанку у детей во время работы за столами, формировать навыки сотрудничества, работы в микрогруппах, умение слушать друг друга.

Оборудование: Игрушка Сова, пособие «Грустные книги», звуковые схемы, магниты, фишки напольные, буква Н, мяч, предметные картинки с изображением предметов, содержащих в названии звуки Н, Нь и без данных звуков, наборное полотно в виде домика, индивидуальные карточки для звукового анализа слов, цветные карандаши, фишки 3-х цветов, мешочек, материал для выкладывания букв (ленточки, веревки, кегли, гимнастические палки и пр.).


Ход занятия:

Организационный момент.

    Приветствие детей

Встанем в круг все мы дружно.

Поздороваться нам нужно.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука.

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг!

    Игра с мячом «Назови слово наоборот» (подбор слов-антонимов).

Мяч бросай и слово называй:

Высоко - … низко верхний - … нижний направо - … налево

Вылить - … налить земля - …. небо конец - … начало

Снять - … надеть вперед - … назад старый - … новый

С каких звуков начинаются ваши слова? (Со звуков Н, Нь).

Догадались, о каких звуках мы сегодня будем говорить?

2. Звуки Н – Нь.

Характеристика звуков.

Логопед предлагает детям вспомнить, что мы знаем о звуке Н.

Звук Н - согласный, т. к. при произношении есть преграда для воздушной струи; звонкий (горлышко дрожит, потому что участвуют голосовые связки); твердый (обозначаем фишкой синего цвета).

Звук Нь – мягкий брат твердого звука Н, согласный, т. к. при произношении есть преграда для воздушной струи; звонкий (горлышко дрожит, потому что участвуют голосовые связки); мягкий (обозначаем фишкой зеленого цвета).

    Игра «Грустные книги».

Логопед: - Ребята, к нам в гости пришла «Совушка – сова» и принесла нам в подарок книги синего цвета и зеленого цвета. Но книги совсем без картинок. Грустные книги, смотреть совсем не интересно. Как мы можем раскрасить книги?

Дети: - Можем разместить в книги картинки. (Если дети затрудняются с ответом, помогает наводящими вопросами).

Логопед: - Действительно, мы можем в книги поместить картинки. Но какие картинки разместим в синюю книгу, а какие - в зеленую?

Дети: - В книгу синего цвета – картинки с предметами, в названии которых есть звук Н, в книгу зеленого цвета – картинки со звуком Нь.

Из предложенных картинок, которые размещены в домике (наборное полотно), дети выбирают картинки, в названии которых есть звуки Н – Нь и размещают в соответствующие книги. Затем все вместе проверяют правильность выбора.

    Игра «Подбери к схеме» (упражнение детей в определении позиции звука в слове).

Демонстрационные схемы с указанными позициями твердого и мягкого звуков висят на доске (6 схем). Дети выбирают из определенного количества картинок одну картинку и подбирают ее к соответствующей схеме.

    Игра «Забавные фишки» (звуковой анализ слов).

Логопед предлагает детям предлагается выполнить звуковой анализ слов НОТА, КОНЬ. Дети выполняют задание индивидуально в карточках. Параллельно выкладывается схема слов из напольных звуковых фишек.

Нализ буквы.

На доску вывешивается буква Н. Совместно с детям анализируют, из каких элементов состоит буква (из палочек), из скольких палочек состоит буква (их трех палочек).

Упражнение «Нарисуй букву» (рисование буквы в воздухе).

    Упражнение «Выложи букву»

Логопед предлагает детям разделиться на команды с помощью фишек (крышек, шариков), которые находятся в волшебном мешочке. Дети объединяются в микрогруппы (команды) по цветам фишек, которые они достали из мешочка. Получают задание: выложить на полу букву Н из определенного материала (ленточки, веревки, кегли и пр.). Обратить внимание на то, что работаем командой, вся команда выкладывает одну букву.

    Анализ буквы. Дети рассматривают получившиеся буквы, анализируют правильность.
Итог занятия. Логопед спрашивает у детей, во что играли, какая игра понравилась им больше, что запомнилось. Благодарит детей.