Играем с водой. Игры с водой для детей Ребенок играет с водой

26.10.2019 Красота

Игра со струей воды

Подставляйте под струю ладошку ребенка, изучайте падение воды, разбрызгивайте ее. Можно, например, предложить ему наполнить водой сначала стакан, а потом - столовую ложку. Причем струя воды может быть как теплой, так и холодной, как сильной, так и тонкой.

Водопад

Для этой игры вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Обратите внимание крохи, что чем выше водопад, тем громче он «шумит».

Вода принимает форму

Для этой игры понадобятся: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан. Малыш наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Родителям стоит обратить его внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

Окрашивание воды

Подкрасьте воду акварельными красками. Начать лучше с одного цвета. В одной бутылке (пластиковой, прозрачной) сделайте концентрированный раствор, а потом разливайте этот раствор в разных количествах в другие бутылки. Разлив концентрированный раствор по емкостям, долейте воды и посмотрите с малышом, где вода получилась темнее, где светлее.

Тонет – не тонет

Возьмите предметы из разных материалов: металл, дерево, пластмасса, резина, ткань, бумага, мочалка. Опуская по очереди различные предметы, ребенок наблюдает, погружаются ли они в воду и что с ними происходит.

Маленький рыбак

Мелкие предметы бросают в бассейн или тазик. Это будут рыбки. Малышу выдается «удочка» - половник с длинной ручкой, которой он будет вылавливать рыбок. Можно также половить рыбок «сачком» - для этого подойдет дуршлаг или сито.

Растворяется или не растворяется

Что еще может раствориться в воде, кроме красок?

Пусть малыш наливает в воду (теплую или холодную) разные жидкости ложкой. Сок, молоко, кефир, сироп, мед, варенье или даже несколько капель подсолнечного масла.

А если сыпать в воду разные порошки?

Сахар, соль, муку, крахмал, растворимый или нерастворимый кофе.

А если бросать в воду твердые предметы?

Кусочек мыла или сахара или что-то другое.

Что происходит с водой? Меняется ли ее цвет? Прозрачность? Растворяется ли то, что мы кидаем в воду сразу же, после размешивания или через некоторое время?

С места на место

Помещаем мелкие пластмассовые шарики в воду. Задача малыша - выловить ситечком с длинной ручкой все шарики и переложить их в пустую пластмассовую миску, которая плавает рядом.

Пузыри

Следует научить малыша пускать пузыри в воду. Взрослому необходимо сначала показать ребенку, как можно это сделать, чтобы он попытался сделать то же, а потом наблюдал за пузырьками. Это может стать элементом обучения малыша нырянию и плаванию, если у родителей нет возможностей проводить с ребенком занятия в бассейне. Сначала можно просто выдувать воздух через рот, опуская голову в воду, затем попробовать делать это через трубочку или шланг. Такие игры доставляют малышу ни с чем не сравнимое удовольствие.

Лейся, лейся

Для этой забавы нужна воронка, пластиковый стакан и различные пластиковые емкости с узким горлышком. С помощью стакана малыш наливает воду в бутылки через воронку. Можно просто лить воду через воронку, высоко подняв ее.

Выжми мочалку

Взрослый дает ребенку губку и просит наполнить водой миску, которую он держит в руках. Но сделать это надо только с помощью губки, набирая воду и отжимая потом в миску.

Игра с мылом

Маленький кусочек детского мыла отпускается в ванную с сидящим там малышом - пусть попробует его поймать.

Много, много пены

Взрослый выливает немного детской пены в бассейн, где находится малыш. С помощью венчика или собственных рук малыш взбивает пену.

Фокус

Наполните водой пластмассовую чашку, затем накройте ее кусочком бумаги. Прижимая чашку рукой, переверните чашку вверх дном. Теперь, осторожно скользя по бумаге, можно отвести руку. Фокус заключается в том, что вода не выливается.

Поймай льдинку

Взрослый опускает в миску с теплой водой 5-10 небольших льдинок. Наблюдаем за ними, рассказываем о свойствах воды.

Брызгалка

В пробке пластиковой бутылки проделать несколько дырочек, заполнить бутылку водой и дать получившуюся брызгалку малышу. Можно брызгать на дальность - тогда главной целью будет выпустить самую длинную струю. А можно стрелять из брызгалки в цель, развивая тем самым меткость.

Учимся измерять

Для игры понадобится небольшая мисочка или кувшин, а также черпак. Взрослый просит заполнить миску водой, используя черпак. Для сравнения лучше взять разные по вместимости миску и кувшин.

Сквозь сито

Поставьте перед ребенком тазик с водой, пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает.
В игре ребенок познает назначение предметов и свойства вещества.

Поиск сокровищ

Дайте ребенку несколько игрушек, которые он должен рассмотреть и ощупать, а затем опустите их в ванную. Завяжите малышу глаза и предложите ему отгадать, какую игрушку он нащупал рукой в воде.

Купание куклы

Вам понадобятся: губка, мыло, кружка (или кувшин) и полотенце. Предложите ребенку искупать куклу при помощи губки и мыла. Затем попросите вытереть куклу и надеть на нее чистую одежду.

Вымой нос, вымой ноги

Иногда бывает трудно остановить развеселившегося ребенка и заставить его мыться. Попытайтесь на чем-нибудь заострить его внимание: пусть ребенок моет каждую часть тела по очереди. При этом быстро называйте отдельные части тела, особенно те, которые расположены далеко друг от друга (например, нос, а потом колени). Это придаст игре динамичность и сократит время купания, заставив ребенка мыться быстрее.

Наталья Черникова

Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребёнок – это вода. Игры с водой – один из самых приятных способов обучения.

Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний. Особенно это важно для самых маленьких детей.

Организуя игры детей с водой, мы решаем следующие задачи:

1. Способствуем физическому развитию ребёнка (развиваем мелкую моторику, зрительную и двигательную координацию).

2. Знакомим ребёнка с окружающим миром, в том числе со свойствами воды.

3. Расширяем и обогащаем словарный запас.

4. Снимаем психологическое напряжение и агрессию.

Описание развивающей игры

«Выловим шарики из воды»

Цели: учить детей держать ситечко правой рукой, развивать мелкую моторику, аккуратность, ловкость.

Средства: 2 тазика, один из которых с водой, ситечко с ручкой, набор деревянных и пластмассовых шариков, фартуки.

Крепко сито держим мы,

Вылавливаем шарики из воды.

Описание развивающей игры.

«Была лужа – и нет её»

Цель: развивать интерес к играм с водой.

Средства: губки, поднос, тазик с водой, фартук.

Методические рекомендации: воспитатель показывает, детям, как губка может впитать в себя воду. Предлагает детям опустить губку в таз с водой. А затем отжать воду на поднос. Выполнять это упражнение, пока в тазу не станет сухо.

Затем наоборот, воспитатель даёт детям задание – убрать лужу воды с подноса с помощью губок.

После игр с водой осталась лужа,

Нам с тобой помощник нужен.

Возьмём губку, промокнём,

Лужу быстро уберём.

Убираться нам не лень,

Можем делать это каждый день.

«Поиграл – убери!

Вот девиз у игры!»


Мыльные пузыри мы пускаем,

А, значит, с водичкой играем.

А ещё – пузыри мы надуем,

Дыхание развивать будем.


На рыбалку мы пойдём,

Удочку с собой возьмём.

Рыбка, рыбка, ты ловись,

Вода – увлекательная среда для ребенка. Она успокаивает и развивает малыша

  • Поскольку у воды бывает разная температура, то холодная, то горячая, если ее подкрасить, она приобретает разные цвета и оттенки
  • К тому же вода может так интересно переливаться через край посуды и растекаться по полу или вдруг исчезать, впитываясь в губку. Все это так интересно для крохи.

Не запрещайте своему ребенку играть, ведь такие игры с водой хорошо развивают аккуратность, внимание, наблюдательность, глазомер.

Для игры с водой всего-то нужно небольшая емкость и вода из-под крана.

Из чашки в чашку чайной ложкой

Возьмите два пластмассовые чашечки, столовую и чайную ложки. Берем теплую воду, наливаем в одну из чашек. Показываем малышу, как играть с водой, переливая ее ложкой из одной чашки в другую. И дайте возможность ребенку самому поиграть, переливая воду то столовой ложкой, то чайной.

  • Такое, простое на первый взгляд, занятие прекрасно развивает мелкую моторику. И в тоже время кроха усваивает такие понятия, как «пустой - полный».

Наливаем-выливаем

Для игры с водой игры нужна небольшая емкость (ведерко или таз) с водичкой и две чашки (большая и маленькая). Ставим на пол ведерко с водой и показываем, как нужно играть: зачерпывать маленькой чашкой воду из ведра, а после переливать ее в большую. Играя, ребенок узнает свойства веществ и, развивает координацию движений.

Губка

Приготовьте поролоновую губку и две емкости. Одну из емкостей заполните водой. Покажите малышу, как пользоваться губкой, и как с ее помощью переливать воду из одной емкости в другую. Разрешите ребенку самому сделать это. Игра хорошо развивает мелкую моторику рук.

Кораблики

Возьмите мелкие кусочки бумаги и таз. Налейте в таз воды и вместе с малышом бросьте туда кусочки бумаги. После подуйте на них и предложите ребенку сделать тоже. Такие игры с водой способствуют развитию артикуляционного аппарата и мелкой моторики.

Сито

Для такого занятия приготовьте емкость с водой, чашка и сито. Малышу нужно набирать воду в чашечку и лить ее в сито. Доступно расскажите крохе, почему вода протекает через сито. Играя, малыш узнает свойства веществ и назначения предметов.

Плавает, тонет

Соберите различные небольшие предметы такие как, камушки, пуговицы, бусинки, ракушки, мелкие игрушки, лоскуты ткани и пусть ребенок по очереди бросает их в воду и наблюдает. Одни предметы останутся на поверхности, другие сразу же утонут. Постарайтесь в доступной форме объяснить, почему так происходит. Такое занятие полезно крохе, ведь так познаются свойства предметов и осваиваются основы классификации.

Прыгающий шарик

Вам потребуются: пластмассовый шарик для настольного тенниса. Откройте воду в кране и бросьте шарик в струю воды. Ребенку будет интересно наблюдать за тем, как шарик прыгает в струе, не выскакивая из нее.

Дождик

Возьмите небольшую детскую лейку, пластмассовые игрушки и таз или миску с водой. Предложите малышу устроить куклам «душ». Пусть ребенок набирает воду в лейку и поливает игрушки. Обратите внимание крохи на то, как течет вода из лейки, что ее струйки похожи на дождик. Прочитайте стихи про дождь. А после «игрушечного купания» дайте ребенку небольшое полотенце и покажите, как правильно вытереть игрушки. Когда малыш хорошо освоит такие действия, можно переходить на полив цветов.

Поливаем цветы

  • У вас есть небольшая детская лейка, покажите ребенку, как поливать цветы, растущие дома на подоконнике. Расскажите малышу, что для того, чтобы растения росли и красиво цвели за ними нужно ухаживать: удобрять и поливать. Рассмотрите вместе с малышом капельки воды, которые остались на листочках растения
  • Уважаемые родители, если Вам была полезна статья Игры с водой для детей раннего возраста, поделитесь с друзьями, нажмите на кнопочки ниже, возможно кто-то ищет сейчас в интернете такую же информацию. Спасибо!

Весёлые летние игры для детей у воды. Игры с водой для школьников.

Водонос

В древние времена, когда еще не изобрели водопровод, была такая профессия — водонос. Участники эстафеты — «водоносы» — должны за заданное время донести до условленного места наполненную до краев тарелку, стремясь при этом не расплескать ни капли, вернуться к команде и передать тарелку следующему игроку. Выигрывает команда, в тарелке которой останется больше воды.

Поливка цветов

Пустые банки (3-4 штуки, лучше всего литровые) устанавливаются по линии движения команд. Команды выстраиваются на старте, рядом с каждой — ведро воды. Первый игрок каждой команды по сигналу ведущего набирает воду в стакан и бежит «поливать цветы». Он должен постараться распределить воду по банкам равномерно. Когда все «цветы» политы, игрок добегает до поворотной отметки, возвращается и передает стакан следующему. Оценивается не только то, какая команда быстрее «польет цветы», но и равномерность наполнения банок.

Мелиораторы

Одна из задач этой профессии — осушение болот. Команды стоят у линии старта. У поворотной отметки — тарелки с водой. Это и есть «болото», которое предстоит осушить. По сигналу первый игрок каждой команды бежит к тарелке и изо всех сил дует на воду, стараясь, чтобы она выплеснулась, возвращается и передает эстафету следующему.

Художники

Перед тем как рисовать картину, художники грунтуют холст, то есть покрывают его ровным слоем краски. У нас холст — это кусок материи, кисть — ложка, а краску заменит вода. Команды выстраиваются на старте, рядом с каждой — ведро с водой, у поворотной отметки — два «холста». Зачерпнув ложкой воды, игрок бежит к «холсту» своей команды и выливает на него воду. Затем он возвращается и передает «кисть» другому участнику. Побеждает команда, чей «холст» раньше будет полностью «загрунтован».

Подводное плавание

Первому игроку каждой команды выдаются стакан с водой и ласты. Надев ласты и подняв стакан над головой (оказавшись «под водой»), он бежит, делая свободной рукой движения пловца, до условленного места, затем возвращается к команде и передает стакан и ласты следующему игроку

Водочерпалка

Игроки каждой команды по очереди зачерпывают воду из тарелки, стоящей у поворотной отметки, бегут к команде и выливают воду в банку. Выигрывает команда, игроки которой перенесут больше воды в банку за отведенное время.

Напои верблюда

Для конкурса приготовьте два ведра с водой и два шеста, на которых установлены картонные маски верблюдов с отверстиями диаметром 4—5 см. Под отверстиями крепятся любые емкости (банки, пластиковые бутылки и т. п.). Задача игроков — зачерпнуть ложкой воду из ведра, добежать до шеста, «напоить верблюда» и вернуться обратно. Побеждает команда, в чьей емкости оказалось больше воды.

Дождик, лей!

Для конкурса нужно по ведру с водой на каждую команду. Самые сильные ребята поднимают ведра как можно выше и медленно выливают из них воду, изображая дождь. Каждый участник команды старается поймать стаканом как можно больше капель. После того как вода закончится, вода из стаканов сливается в одну емкость и сравнивается с емкостями других команд. Побеждают те, кто соберет больше «дождя».

Играя с водой, кроха приобретает незаменимый опыт. А сколько положительных эмоций! Сколько возможностей для первых экспериментов!

Водяной игродром

Для игр на пляже вам лучше всего подойдет детский надувной бассейн. Он должен быть неглубоким, чтобы вода не поднималась сидящему в нем малышу выше пояса. Воду в бассейн наберите из моря или речки. Она очень быстро нагреется на жарком солнышке, и кроха сможет играть.

Для игр на даче бассейн тоже подойдет. Но можно набрать воду и в детскую ванночку или таз. Играть с водой можно по-разному. Вариант первый: малыш сидит в бассейне или большом тазу. Вариант второй: ребенок находится не в воде, и таз для удобства стоит на небольшом возвышении (скамейке, столике). В этом случае убедитесь, что тазик с водой стоит устойчиво, чтобы расшалившийся кроха случайно не опрокинул его на себя. Рядом с «озером» можно поставить столик, на котором будут лежать всевозможные предметы для игр: резиновые и пластмассовые игрушки (утки, рыбки, кораблики и т.п.), разные емкости (пластиковые бутылки, стаканчики, коробочки, флаконы, формочки для песка и т.п.), воронка, сито, губка, кусочки пенопласта... Как вариант, можно купить специальный столик для игры с водой. Он сделан из пластика, невысокий, устойчивый, в центре имеет углубление, куда можно наливать воду.

Во время игры следите, чтобы вода в тазу не была холодной: плескаясь в ней слишком долго, кроха может переохладиться.

Лучшее время для летних игр с водой утро или вечер, когда солнышко печет не так сильно. Днем же необходимо организовать тень для маленького игрока (например, поставить емкость с водой в саду под деревьями, в беседке, на веранде или воспользоваться большим пляжным зонтом). И, конечно, никогда не забывайте главное правило игр с водой: оставлять малыша без присмотра нельзя ни на минуту!

Ну что ж, если для игры все готово, начнем играть!

Игры с водой: Проще простого

Вода – такая замечательная штука, с которой можно буквально на ходу изобретать бесконечное множество простых игр и забав. Многие такие игры ребятишки прекрасно выдумывают сами.
А наша задача чуть-чуть им помочь…

Игры с водой для детей до 1 года

Хлюп-хлюп. Шлепать ладошкой по воде – любимое развлечение самых маленьких игроков. Покажите ребенку, что бить ладошками можно по-разному: только правой ладошкой или только левой, двумя ладошками сразу, каждой ручкой по очереди, причем в разном темпе, то быстрее, то медленнее, то сильнее, а то совсем легонько, едва касаясь воды. Во время игры возьмите ручки малыша в свои, шлепайте ими по воде и приговаривайте: «Давай пошлепаем сильно-сильно! А тепер тихонько. Теперь одной ручкой! А теперь двумя! Молодец!» Так кроха не только получит массу новых ощущений, но и будет учиться прислушиваться к вашим словам и выполнять задания.

Игры с водой для детей 1–2 года

Ручной дождик. Лейка – замечательная водная игрушка. С ее помощью малыш сможет делать свой собственный дождик. Покажите крохе несколько разных способов набирать в лейку воду: можно подставить ее под кран, можно опустить в воду и подождать, пока она наполнится, а можно зачерпывать воду из таза стаканчиком и лить в отверстие лейки. А потом сделаем дождик! Пусть ребенок льет воду в таз, на свои собственные ручки, на все тело, «поливает» игрушки.

Смешная лейка. Если под рукой нет настоящей лейки, можно очень быстро смастерить для малыша самодельный «дождик» из пластиковой бутылки. Причем проделывать отверстия можно не только в крышке, но и в самой бутылке. Малыш будет нажимать на бутылку, и радоваться струйкам и фонтанчикам, бьющим с разных сторон. Надавил посильнее – и «дождик» брызгает сильнее. А еще вам пригодится плотный полиэтиленовый пакет с дырочками: набираем в него воды, смотрим, как она смешно вытекает из дырочек, и радуемся вместе.

Игры с водой для детей 2–3 года

Кораблики. Игра в кораблики – это не просто забава. Это еще и способ развития воображения и творческого мышления! Ведь роль кораблика может играть множество предметов, совсем на кораблик не похожих. Это всевозможные пластиковые коробочки, баночки, половинки мыльницы, формочки для песка, пробки, крышки, кусочки губки и пенопласта, лепестки, листья деревьев, щепки… Одним словом все, что может держаться на поверхности воды. И «пассажирами» может быть все, что угодно: мелкие игрушки, пуговицы, бусины, фасолины, ракушки, пластиковые крышечки... А что придумает ваш малыш?

Игры с водой: Вот так веселье!

Игры с водой для детей д о 1 года

Рыбка-рыбка, где была? Возьмите игрушечную рыбку, опустите ее в воду и покажите малышу, как она плавает под водой, приговаривая потешку:

– Рыбка, рыбка, где была?
– В тазике с водой плыла,
И плескалась не спеша,
Веселила малыша.

Покажите, как рыбка плещется, а потом дайте игрушку крохе, пусть он тоже попробует.

В бассейн я с водой залезаю опять,
Люблю я в воде иногда поиграть.

И рыбка в бассейне всегда меня ждет.
Я делаю волны – и рыбка плывет.
(М. Шехерева)

Пусть малыш похлопает ручкой по воде, делая волны, чтобы рыбка «плавала». Точно так же можно играть с другими водоплавающими игрушками: утками, дельфинами, крокодильчиками… Задавайте крохе вопросы: «Где уточка? Как она плавает? Как крякает?»

Игры с водой для детей 1–2 лет

Ловись, рыбка! Забаву по вылавливанию чего-либо из воды можно модифицировать бесконечно. Набросаем в таз с водой всевозможные некрупные предметы: камешки, мелкие игрушки (например, из киндер-сюрпризов), теннисные шарики, ракушки, пуговицы, кусочки пенопласта и т.п. А потом пусть кроха их оттуда достает: пальчиками, пинцетом, ложкой… Каждый способ по-своему полезен, потому что требует от малыша разных навыков. Может, это будут рыбки, которых нужно поймать. Или сокровища с затонувшего корабля.

Кораблекрушение. А может, вы вместе придумаете, что корабль потерпел бедствие, пассажиры тонут и вам необходимо их спасти? Сначала загрузим в игрушечный кораблик пассажиров (например, игрушки из киндер-сюрпризов), опрокинем их в воду, а потом «спасем».

Забавное ситечко. Ситечком вылавливать предметы еще интереснее: предмет остается в ситечке, а вода смешно выливается сквозь дырочки. Насыпьте в воду цветочные лепестки или кусочки пенопласта. Они будут плавать на поверхности, и малышу будет интересно собирать их ситечком.

Игры с водой для детей 2–3 лет

Сортируем. Играя в «кораблекрушение», можно поразвивать мышление малыша, предложив ему рассортировать вылавливаемые предметы. Самые маленькие пусть просто разложат камешки-сокровища в одну пластиковую коробочку-кораблик, а, скажем, ракушки или мелкие игрушки в другую. Малышам постарше предложите другой, более сложный, вид сортировки: по цвету, по размеру и т.п.

Хочу все знать!

Не стоит думать, что младший возраст – не время для экспериментов. Конечно, когда кроха чуть-чуть подрастет, он будет исследовать мир более осознанно и вдумчиво. Но самые первые опыты с водой просто необходимы малышу! Пусть пока он не может определить и обозначить причину многих явлений, но переливая воду из емкости в емкость, наполняя ею стаканчики и бутылки, бросая в воду все подряд, кроха таким образом знакомится со свойствами предметов, делает свои самые первые крошечные открытия. Помогите ему в этом!

Игры с водой для детей 1,5–2 года

Удивительная бутылка. Малыш уже наверняка знает, что некоторые предметы, брошенные в воду, сразу же пойдут ко дну, а другие останутся плавать на поверхности. Для этого он достаточно поэкспериментировал с разными предметами: камешками, пуговицами, кусочками бумаги, пенопласта, губки, тряпочками, пластмассовыми крышками, пластиковыми стаканчиками, чайными ложками, игрушками и т.п. И он уже знает, что камешек будет тонуть всегда, а вот легкий цветочный лепесток останется плавать. Но вот с пластиковой бутылкой все может быть иначе! Если мы опустим в воду пустую бутылку с крышкой, она будет плавать. Если заполним бутылку водой наполовину, она станет плавать под углом, как поплавок. Полная бутылка сразу пойдет ко дну. Проделайте с ребенком этот опыт. Пусть он потом поэкспериментирует сам. Не спешите сразу объяснять причину этого явления. Может, со временем ему удастся догадаться самому?

Игры с водой для детей 2–3 года

Имеет ли вода форму? Играя с водой, малыш сможет узнать много нового о ее свойствах. Например то, что она может принимать любую форму в зависимости от формы сосуда. Для этого просто дайте крохе возможность попереливать водичку из емкости в емкость. Выдайте маленькому экспериментатору пластиковые стаканчики, мисочки, бутылки разных форм, флаконы от шампуня и т.п. Сначала прокомментируйте свои действия: «Вот налили воду в стаканчик – и она приняла форму стаканчика. А потом перелили эту же воду во флакончик в виде утенка – и она стала «утенком»!» А дальше пусть малыш сам пробует и разбирается.

Детские игры с водой

Игры с водой для детей 1–2 года

Бульк! Предложите малышу, стоя возле емкости с водой, побросать в воду камешки. Обратите его внимание, что маленькие камешки булькают тише и брызг от них меньше. А камешки побольше брызгаются сильнее. А что будет, если поднести камешек совсем близко к поверхности воды и отпустить?
А если бросить его со всей силы? Такие эксперименты малышу придутся по вкусу.

Игры с водой для детей 2–3 года

Меткий стрелок. У этой веселой игры множество модификаций. И каждый раз можно играть по-новому. Можно запустить в таз или бассейн с водой пластиковые коробочки (или половинки мыльницы, формочки для песка) и, став на некотором отдалении, бросать в них камешки. Бросать можно на меткость (кто больше камешков забросит) или посоревноваться, чей камешек «переполнит чашу» и затопит «кораблик». А можно целиться в «кораблики» не камешками, а струей воды. Смастерите брызгалку из пластиковой бутылки, и пусть малыш развивает глазомер, координацию движений и моторику, стараясь попасть водой в плавающую (или стоящую на бортике бассейна) мишень.

Игры с водой: Забавные сюжеты

Совсем маленький ребенок, играя с корабликом, не воспринимает его именно как кораблик. Он может этот кораблик бросать, бить им по воде, но вряд ли станет сажать в него пассажиров и отправлять в плавание. Подросший карапуз постепенно начинает использовать игрушки по назначению. И вот уже ему становятся понятны самые первые, самые простые сюжетные игры, т.е. игры с определенным сюжетом. Очень важно на первых порах научить кроху играть, подсказывая ему сюжеты и организовывая игру. А позже, взрослея, он и сам научится придумывать интересные игры с увлекательными сюжетами.

Игры с водой для детей 1,5–2 года

Будет мыло пениться… Предложите крохе выкупать свои игрушки. Дайте малышу мочалку и детское мыло, посадите в таз резиновую куклу, уточку и другие подходящие игрушки. Покажите крохе, как намылить губку и потереть ею игрушки (можно обойтись и вовсе без мыла или использовать кусочек пенопласта – «как будто мыло»). Рассказывайте малышу, что вот так же мама моет и его самого, а теперь он помоет куколку. Предложите крохе помыть куколке ручку, ножку, спинку, шейку… Так вместе с игрой ребенок будет запоминать названия частей тела. Можно приговаривать потешку Э. Мошковской, поощряя малыша повторять слова за вами и выполнять нужные действия:

Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь сразу,
Оба глаза!

Мойтесь, уши,
Мойся, шейка!
Шейка, мойся
Хорошенько!
Мойся, мойся,
Обливайся!
Грязь, смывайся!
Грязь, смывайся!!!

Или вот так:
Льется в ванночку вода,
Эй, игрушки, все сюда!
Утки, зайчики и кошки,
Я помою вас немножко!

Постирушки. Поиграли в кукольное купание? А теперь затеем игрушечную стирку! Никакого порошка нам не нужно. Просто выдайте крохе носовые платочки, чистые трусики, какие-нибудь кукольные одежки и таз с водой. Наверняка малыш неоднократно видел, как стирает кто-то из взрослых. Теперь пусть попробует сам. Кстати, и для стирки потешка найдется:

Я один у мамы сын,
Нет у мамы дочки.
Как же маме не помочь
Постирать платочки?

Мыло пенится в корыте –
Я стираю, посмотрите!
(А. Усанова)
А для девочки чуть-чуть переделаем:
Помогает дочка
Постирать платочки,
Мыло пенится в корыте –
Я стираю, посмотрите!

Моем посуду. А потом можно и кукольную посудку помыть. Для мытья малышу пригодится губка. Покажите маленькому «посудомойке», как с помощью губки наполнить водой кукольную кастрюльку, набирая в губку воду, а затем выжимая. Это полезное упражнение для укрепления кисти малыша.

Игры с водой 2–3 года

Суп для кукол . Очень интересно приготовить обед для кукол и игрушечных зверят. Покажите крохе, что и как можно делать, а дальше пусть придумывает сам. В этой игре юный повар будет набирать воду в разные емкости-кастрюльки, знакомясь со свойствами воды, собирать камешки (это может быть «как будто картошка»), измельчать пальчиками травинки и лепестки цветов, «солить» суп песком, размешивать содержимое ложкой, развивая моторику. Не обязательно пользоваться только детской посудкой. Выдайте малышу настоящую кастрюлю, чтобы ему было где развернуться. Готовый суп разливаем по тарелкам с помощью поварешки и приглашаем кукол к столу.

Дед Мазай и зайцы . Помните историю об охотнике дедушке Мазае, который спас зайцев во время весеннего половодья? Зайчишки оказались отрезанными от берега на крошечных островках посередине разлившейся реки. Дед собрал зайцев в лодку и выпустил на спасительную сушу. Малыш тоже может по-играть вот в такого «спасателя». Сделайте островки (или льдины) из кусков пенопласта, усадите на них мелкие игрушки. Пусть ребенок с помощью игрушечного (или самодельного) кораблика обплывет все островки и «спасет» тех, кто терпит бедствие.

Уроки плавания. Предложите крохе устроить уроки плавания для игрушек. Конечно для тех, которых можно «безболезненно» отправлять в воду. Резиновые и пластмассовые игрушки с удовольствием будут ходить в бассейн! Сначала всем игрушкам нужно рассказать, как правильно вести себя в бассейне. Потом малыш может с помощью одной из игрушек показать остальным, как правильно плавать. Затем все иг-рушки прыгают в воду, а ребенок им помогает. Выдайте крохе кусочки пенопласта, чтобы игрушки учились плавать с их помощью. Можно из пенопласта или кусочков вспененной резины вырезать спасательные круги для «пловцов». На бортике ванны или таза устройте вышку, пусть игрушки попробуют прыгать с нее.

Игры с водой: Занятная география

Забавные игры с водой могут быть не только развлекательными, но и познавательными. Например, географическими. Ведь множество окологеографических тем так или иначе связано с водой. Вот и устройте в тазу на даче море, озеро или водопад!

2–3 года

Море . Представьте вместе с малышом, что ваш таз или бассейн – это настоящее море. Если кроха еще не знает, что вода в море соленая, расскажите ему об этом. Для пущего сходства можно и морской соли добавить. Пусть ребенок положит в таз камешки и ракушки, будто это морское дно, запустит туда пластмассовых (или вырезанных из пенопласта, пластика, поролона) рыбок. Теперь можно
поиграть в кораблики, которые плавают по морю от берега к берегу, перевозят пассажиров и грузы. А еще рыбаки на кораблях могут ловить рыбу. И даже можно устроить погружение водолазов… А пластиковая бутылка с широким горлышком, если положить внутрь мелкие игрушки и закрутить крышку, превратится в замечательную подводную лодку.

Шторм на море . Море почти никогда не бывает спокойным. Там всегда дует ветер, и бегут волны. Пусть малыш устроит волны в своем маленьком море, пусть подует на кораблики, будто это ветер. Предложите ребенку дуть таким образом, чтобы кораблики причаливали к «берегу». Учите кроху не раздувать щеки, а выдувать струю воздуха через губы, точно направляя ее в цель. Это полезно для развития и укрепления органов дыхания и артикуляции. А потом на море может начаться настоящий шторм с огромными волнами. И пойти дождь (например, из лейки).

Водопад. Что ж, организовать водопад нам тоже по силам! Пусть малыш наберет воды в миску или кастрюльку, а потом поднимет ее над тазиком и выльет с высоты. Вот вам и водопад! Столько шума и брызг! Чем выше ребенок поднимет руку с миской, тем громче будет «шуметь» водопад, тем дальше разлетятся брызги. Все как и в жизни.

Остров. Большой кусок пенопласта превратится в необитаемый остров в океане. Или обитаемый? Пусть малыш «заселит» остров жителями, украсит цветами и травинками. А потом отправит туда корабль с туристами.

Айсберг. Если опустить в воду крупные кубики льда, предварительно замороженные в стаканчиках из-под йогурта, получится представить, что это ледяные айсберги. На айсбергах можно «покатать» игрушечных пингвинчиков. Правда, «айсберги» быстро растают в теплой воде. Но это случится не сразу, малыш вполне успеет с ними поиграть. Это доставит ему массу удовольствия и необычных ощущений от прикосновений к теплой воде и холодному льду. К тому же, и настоящие айсберги, случается, тают. Не забудьте рассказать об этом малышу.

Озеро. Несложно представить, что ваш круглый таз или бассейн – это тихое лесное озеро. Особенно, если там будут плавать рыбки и расти замечательные водяные лилии. Покажите малышу один фокус. Вырежьте из цветной бумаги несколько цветов с длинными лепестками. При помощи карандаша или ножниц закрутите лепестки к центру. После этого опустите ваши лилии в воду. Вы увидите невероятное явление: прямо на ваших глазах цветы начнут «распускаться».

Игры с водой: Брызгалки

Всевозможные забавы с брызгалками – что еще лучше них поможет как следует освежиться в жаркий денек? Подойдет любая брызгалка от водяного пистолета и лейки до самодельного устройства из пластиковой бутылки или флакона от шампуня.

1–2 года

Водяной бой. В игре нет никаких правил. Просто мама (или папа) и малыш вооружаются водяными пистолетами и брызгают водой друг в друга. Это очень полезная забава для крохи: он будет развивать крупную и мелкую моторику, координацию движений, ловкость, глазомер. Только старайтесь не попадать малышу в лицо: у некоторых ребятишек это может отбить желание играть с водой.

Поливалки. Выдайте крохе лейку и пусть поможет вам полить грядки с зеленью и цветы в палисаднике. При этом можно приговаривать потешки про дождик:

Теплый дождик лил да лил,
Дело делал, не шалил:

Вымыл крышу у скворечни,
Вымыл ягоды черешни...

Протянули мы ладошки,
Дождик их помыл немножко.
(А. Босев)

2–3 года

Бомбочки . В эту веселую игру с малышом с удовольствием поиграет папа. Она поможет ему вспомнить свое собственное детство. Наберите воды в небольшие полиэтиленовые пакетики и хорошо их завяжите. Положите «бомбочки» на землю. Пусть папа покажет малышу, как их «взорвать» – топнуть посильнее ногой или прыгнуть сверху. Вот брызг-то будет! А смеху-то!

Мишени . Нарисуйте на заборе или стене дома мишени мелом. Затем выдайте малышу несколько поролоновых губок. Пусть он хорошенько смочит их в воде, а потом бросает по мишеням. Губки будут смешно биться о стену, брызгаться и оставлять в месте попадания мокрый след.

Пятнашки. Эта игра веселая уже сама по себе. В ней водящий должен догнать кого-то из игроков и «запятнать» - дотронуться рукой. Кого «запятнали», тот и становится водящим. А если добавить в игру еще и брызгалки? Участвуют малыш, мама, папа, а если повезет, то бабушка с дедушкой и приятели малыша. Выбираем водящего, выдаем ему брызгалку. Его задача «запятнать», «заквачевать» игроков, не дотронувшись до них, а попав струей воды. Кто намок – тот и становится следующим водящим. Гарантированно освежатся все!

Организовывая игры с водой, очень важно, с одной стороны, направить малыша, помочь, подсказать, с другой же – дать ему возможность придумать что-то самому. Тогда игры принесут крохе не-оценимую пользу, станут по-настоящему развивающими. И, конечно, очень-очень радостными. Играйте с удовольствием!