|
|
|
|
Трудные согласные буквы:
б;п |
ж;ш |
з;с |
г;к |
с;ц |
в;ф |
р;л |
п;л |
р;п;л |
з;с;ц |
ч;ж;ш;щ;ц;х |
Все логопедические упражнения на сайте () разбиты по классам. Например, вы можете найти упражнения на определенную букву. Учите с ребенком стихи, поговорки, чтение книг. Коррекционная работа должна быть комплексной и систематической. Онлайн упражнения по логопедии () могут служить полезным пособием для логопедов, работающих с дошкольниками. В силу определенных причин с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями развития речи. Правильная речь ребенка - это хорошо. На нашем сайте мы постарались предоставить вам все, что нужно для развития речи вашего малыша. Лучше заниматься часто и короткими порциями, чем устраивать долгие уроки, но с большими перерывами. Логопедические онлайн занятия позволяют детям развивать коммуникативные способности.
· Этот звук можно попробовать вызвать тогда, когда ребёнок уже произносит буквы Т и С. Попросите малыша быстро повторить Т-С, Т-С, Т-С. В результате слияния этих звуков образуется звук Ц.
· Упражнение "Не разбуди малыша". Поднести указательный пальчик к губам: "Ц-ц-ц, осторожно, не разбуди малыша в кроватке, тихо!"
Если проблемы со звуками [С], [СЬ], [З], [ЗЬ] позади, стоит прислушаться к другому свистящему - [Ц]. Для многих малышей он становится настоящим камнем преткновения!
Родители почему-то не всегда замечают неполадки в произношении этого звука. Возможно, они кажутся им не столь значимыми, как дефекты [Л] или [Р]. Коварный звук [Ц] не простит подобного пренебрежения к своей особе! Забавные замены в речи малыша, типа «тьветы» (цветы), «чиплёнок» (цыплёнок), «сэлый» (целый) плавно перекочуют из устной речи в письменную. Поэтому не удивляйтесь, если через пару-тройку лет учитель начальных классов, устав исправлять подобные ошибки Вашего ребёнка, направит его к логопеду. Дисграфия у современных школяров – большая проблема! И заниматься ею будет именно этот специалист.
Чтобы понять, о какой именно «камень» при произношении звука Ц споткнулся Ваш малыш, попросите его повторить фразу: «У цыплёнка Цыпа цепь ».
Возможно, получится: «У сыплёнка Сыпа – сэпь». Что ж, ребёнок так хорошо научился говорить [С], что заменяет им трудный звук [Ц]. Этот свистящий состоит из двух компонентов: [Т] и [С]. Если произнести их быстро и слитно, получится искомый звук. Но язык при этом должен проделать такие сальто-мортале! Сначала – упереться кончиком в нижние резцы, выгнуть спинку и оттолкнуться ею от твёрдого нёба (звук [Т]). Затем – немного опуститься вниз и изобразить горочку с углублением-желобком посередине (звук [С]). Согласитесь, не каждый ребёнок выполнит всё это безукоризненно. Вот кто-то и ограничивается одним из компонентов, в частности, звуком [С].
Попробуем поставить звук [Ц] по подражанию. Сядьте к зеркалу. Возьмите ладошку малыша и поднесите её к своему рту. Произнесите утрированно на сильном выдохе: «Ц-ц-ц - …». Ребёнок при этом должен почувствовать удары холодного воздуха о ладошку. Обратите внимание крохи на правильное положение языка и губ (они приоткрыты в улыбке). Пусть скопирует все Ваши действия и повторит: «Ц-ц-ц -…». Возможно, понадобится несколько повторов, или занятий, чтобы всё получилось. Закрепите результат, повторяя слоги: ца-ца-ца, цо-цо-цо, цу-цу-цу, цы-цы-цы, це-це-це. При произнесении этих прямых слогов губы должны принимать положение следующего за ним гласного звука. На первом этапе произношение ещё утрированное и напряжённое. Но постепенно всё встанет на свои места, и артикуляция станет непринуждённой.
У некоторых малышей контрольная фраза прозвучит так: «У типлёнка Типа – тепь». Самый распространенный вариант! Воспользуемся его преимуществом. Пусть кроха произнесёт [Т] с сильным выдохом (продемонстрируйте это для наглядности). Послышатся два звука [тс]. Причём элемент свистящего [С] будет более протяжным. Чтобы добиться тесного слияния звуков, воспроизведите вместе с ребёнком обратный слог [атс] с сильным выдохом в момент перехода от [а] к [тс]. Должен получиться обратный слог [ац]. Точно так же поработайте с обратными слогами [оц], [уц], [иц], [ец].
А чтобы в школе у ребёнка не появились замены буквы Ц на С, или Т, поиграйте с ним в игру «Жмурки со звуком». Вы медленно, с расстановкой, произносите слоги: СА – ЦУ – ОС – СЫ – ЦЫ – СЕ – АЦ – СО – ЦЕ - … и т. д., ТА – ЦЫ – ОЦ – ТЕ – ТЫ – ЦУ - ТО – ЦЕ - … и т. д. Малыш зажмуривает глазки и хлопает в ладошки, услышав слог со звуком [Ц]. За каждый «правильный» хлопок на тарелку малыша кладётся одна конфета, или орешек, за ошибку – убирается. В конце игры оценивается результат. Чем больше конфет (орешков) на тарелке, - тем лучше ребёнок справился с заданием.
Если язычок малыша на звуке [Ц] упорно не хочет удерживаться за зубками и норовит выскользнуть наружу, можно говорить о межзубном сигматизме . Попридержите «непоседу» черенком чайной ложечки. Делайте это осторожно. Зафиксируйте кончик языка возле нижних резцов (с внутренней стороны). В момент произнесения [Ц] слегка нажмите на язык, придавая ему форму горочки, средняя его часть должна соединиться с твёрдым нёбом. Если опыт удастся, Вы услышите чистое звучание [Ц]. Повторите этот приём несколько раз. Теперь попросите ребёнка, вслед за Вами, на выдохе, произнести прямые слоги: ЦА, ЦО, ЦУ, ЦЕ, ЦЫ. Черенок ложечки по-прежнему выполняет роль помощника (но только на звуке [Ц]!). На гласных ложечка убирается. Какое-то время малышу придётся терпеть присутствие этой подпорки во рту. Отказываться от её помощи надо постепенно, уменьшая с каждым разом давление на язык. Окончательно она убирается, когда ребёнок научится самостоятельно удерживать свой язык за зубками.
И ещё один вариант фразы в исполнении малыша: «У фыплёнка Фыпа фэпь». Налицо губно-зубной сигматизм. На этот раз непослушание проявляет нижняя губа. Необходимо снять губную артикуляцию. Возможно, это удастся при помощи Вашего указательного пальца. Прижмите им нижнюю губку малыша к основанию нижних зубов (палец следует класть горизонтально). Попридержите капризулю, пока ребёнок будет произносить прямые и обратные слоги со звуком [Ц]. Через какое-то время Ваша помощь уже не потребуется.
Существует и другой способ борьбы с этим сигматизмом. Кроха демонстрирует ослепительную улыбку (видны верхние и нижние зубки). Вы большим и указательным пальцами фиксируете углы рта: голливудское сияние надо удержать как можно дольше! Не меняя положение губ, ребёнок, вслед за Вами, произносит слоги: ца-ца-ца, цы-цы-цы, це-це-це, ац-ац-ац, иц-иц-иц, ец-ец-ец. Как только нижняя губка научится вести себя пристойно, а звук [Ц] будет звучать ясно, «подпорки» убираются.
Вышеперечисленные способы постановки [Ц] используются не только при дислалии . Они эффективны и при других речевых нарушениях: ринолалии, дизартрии (ДЦП), алалии, тугоухости и глухоте. Как долго будут продолжаться занятия? Трудно сказать! Для каждого малыша этот процесс индивидуален.
После постановки звука [Ц], его надо закрепить на материале слов, фраз, текстов (именно в такой последовательности).
Итак, слова. Подберите вместе с ребёнком те, которые начинаются на знакомые слоги:
Ца: царь, царица, цап-царап, царапина, царевич и т.д.
Цо: цок-цок, цокот, цокотуха.
Це: цель, цепь, цена, целый, цемент, цех и т.д.
Цы: цыган, цыганка, цып-цып, цыпочки, цыкнул, цыплёнок.
Ци: цифра, цинния, циклон, циклоп, цирк и т.д.
Для тренировки можно использовать любую свободную минуту. Например, находясь на кухне, поручите ребёнку найти посуду со звуком [Ц]. Если возникнут затруднения, задайте наводящие вопросы:
-Где лежит сахар (хлеб, конфеты, сухари, фрукты)?
-Куда выкладывают салат?
-В чём готовят жаркое из утки (гуся)?
-В чём подают соус? и т.д.
Среди домашней утвари найдётся ещё немало слов с [Ц]: обувница, пудреница, мыльница, игольница, пепельница и т.д.
Бывая в зоопарке, припомните названия птиц и зверей: цапля, синица, ящерица, заяц, песец. Поиграйте с малышом в игру «Он-она». Вы говорите: «Он – волк, а она - …?». Ребёнок: «Волчица!» Точно так же, со словами: медведь, тигр, лев, верблюд, орёл, петух, буйвол и т.д. Не правда ли, прекрасный шанс не только потренироваться в произнесении трудного звука, но и возможность обогатить словарь крохи?
Игра «Угадай профессию» также пригодится в подборе слов со звуком [Ц]. Взрослый: «Эта женщина воспитывает малышей (учит детей, пишет книги, дрессирует животных, управляет подъёмным краном, убирает помещение и т.д.)» Ребёнок отгадывает, о ком идёт речь.
Можно давать характеристику человека, используя слова с [Ц]. Например, как мы назовем девушку (девочку)? Красавица, умница, принцесса, скромница, модница, помощница, заступница, спорщица, умелица, искусница и т.д. А мужчину (юношу)? Молодец, удалец, боец, борец, храбрец и т.д.
Игра «Ласковые слова» даст массу возможностей для закрепления в речи звука [Ц]. «Скажем ласково, и вот, [Ц] к нам в слово и придёт!»: печенье – печеньице, варенье – вареньице (одеяло, зеркало, платье, шило, кресло, письмо, сало, дно, дело, колено, мыло, шило, письмо, окно, пальто, ружьё, озеро и т.д.). Естественно, «ласковые слова» должен подбирать ребёнок.
От подбора слов переходите к чистоговоркам (работа с предложениями), которые можно придумать и самим:
Це-це-це, це-це-це: цыплёнок дремлет на крыльце.
Цо-цо-цо, цо-цо-цо: Царапыч вышел на крыльцо.
Цу-цу-цу, цу-цу-цу: Царапыч ходит по крыльцу.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца: не тронь, Царапыч, молодца!
Ца-ца-ца, ца-ца-ца: кота прогнали мы с крыльца.
Ец-ец-ец, ец-ец-ец: цыплёнок просто молодец!
Продолжайте в том же духе!
В качестве текстов лучше всего использовать лёгкие для запоминания народные потешки и прибаутки:
Цып-цып-цып, цыплятки,
Есть водица в кадке.
Кто меня боится,
Тем не дам водицы!
Вот бегут цыплятки,
Не боятся кадки.
Возле кадки блюдца:
Все они напьются!
-Девица, девица,
Сходи по водицу!
-Я зайца боюсь,
Я лисицы боюсь!
-Заяц в болоте,
Лисица на охоте:
Цапель гоняет,
Зайцев пугает.
Цок, цок, цок, цок!
Я лошадка – серый бок!
Я копытцем постучу,
Если хочешь – прокачу!
Посмотри, как я красива,
Хороши и хвост, и грива.
Цок, цок, цок, цок!
Я лошадка – серый бок!
Пошла Маня на базар,
Принесла домой товар:
Родной маменьке – платок.
Посерёдочке цветок.
Братьям-соколам –
По козловым сапогам,
Сестрицам-лебедицам –
По белым рукавицам.
Пошла утица по водицу,
Повстречала девицу.
У девицы косица
И сарафанец из ситца.
Целится стрелец в цель,
Да сбит на ружьеце прицел.
Цела цель. Целый день
Стрелец чинит прицел.
Вот так, шаг за шагом, малыш идёт по пути речевого совершенствования, а взрослые радуются, что общими усилиями удалось убрать с речевой дороги ребёнка ещё один камешек.
Ц – согласный, ротовой, смычно-щелевой, переднеязычный, глухой, твердый.
Упражнения артикуляционной гимнастики те же, что и при постановке звуков С, З.
Постановку звука ц можно начинать только при условии хорошего произношения звуков с и т .
Нормальная установка при произнесении звука ц.
1) Кончик языка, как при произнесении звука с, упирается в передние нижние зубы. Язык приподнят и выгнут. Передняя часть спинки языка смыкается с нёбом (у альвеол). Язык широко распластан, боковые края напряжены. В момент выдоха передняя часть спинки мгновенно размыкается с нёбом. Кончик языка слегка отдёргивается от нижних зубов, усиливая тем самым толчок воздушной струи..
2) Губы растянуты в улыбке.
3) Зубы при произнесении звука сомкнуты или сближены. При произнесении гласного звука в прямых слогах зубы размыкаются.
4) Воздух выдыхается толчком в момент размыкания языка с нёбом. На ладони, поднесённой ко рту, ощущается холодный поток воздуха.
5) Звук ц образуется при слиянии звуков т и с . При произнесении звука ц выдыхаемая струя воздуха является сильной с взрывным характером, как при произнесении звука т, а произнесение звука с придаёт аффрикате ц свистящий оттенок.
Однако хорошее произнесение звуков т и с в отдельности ещё не гарантирует постановку звука ц по подражанию.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯЯ
Упражнение для развития напора выдыхаемого воздуха.
Просунуть между зубами кончик языка. Прижать кончик зубами. Быстро разжать зубы и с силой отдёрнуть кончик языка внутрь (не слишком далеко) одновременно с выдохом воздуха толчком. Слышится межзубный твёрдый звук т.
Упражнения для языка.
1) открыть рот. кончиком языка упереться в нижние передние зубы, а язык приподнять и выгнуть так, чтобы передняя часть прижималась к нёбу. язык касается верхних зубов спинкой. без включения голоса произносить звук, имитирующий звук т. (при произнесении изолированного нормального звука т кончик языка упирается в передние верхние зубы.) произнесение звука происходит в момент размыкания, когда кончик языка отскакивает от нижних передних зубов под напором сильной струи выдыхаемого воздуха. губы напряжены, растянуты в улыбке. контроль ладонью руки.
Упражнение полезно тем, что приучает язык к тому положению, которое выполняется при произнесении звука ц.
Примечание. При произнесении звука, имитирующего звук т, кончик языка упирается в верхние передние зубы (как при произнесении твёрдого звука т), и цель упражнения не достигается.
2) Открыть рот. Кончиком языка напряжённо упереться в нижние передние зубы. Спинка языка выгнута и касается верхних передних зубов. Чтобы спинка языка лучше соприкасалась с нёбом, боковые края языка зажимаются зубами и остаются зажатыми и в момент вдоха, и в момент выдоха. Кончик языка должен оставаться свободным.
Вдохнув, выдохнуть воздух коротким сильным толчком при одновременном отскакивании кончика языка от нижних передних зубов. Положение зубов не меняется. Губы напряжены и растянуты в улыбке. Слышится короткий звук ц .
Примечание. В момент выдоха при неподвижном кончике языка зубы размыкаются, и поэтому слышится короткий звук с .
3) Повторить предыдущее упражнение без зажатия зубами боковых краёв языка.
Примечание. иногда вместо звука ц слышится глухой слог цэ (или иногда ца ), если рот широко открыт.
2. Весна
Наступила весна. Стало тепло. Весело
поёт капель: «Капкапкап». Это тают
сосульки и снег.
Вопросы и задания:
Какое время года наступило?
Какая стоит погода?
Как поёт капель?
Что тает?
Перескажи рассказ сам.
1. Оса
Соня сидела на скамейке в саду. В
кустах были осы. Одна оса стала летать
около Сони. Соня не испугалась, сидела
тихо. Оса полетала, полетала и улетела
восвояси.
Вопросы и задания:
Кто сидел на скамейке в саду?
Кто был в кустах?
Что делала оса около Сони?
Как сидела Соня?
Испугалась ли Соня?
Куда улетела оса?
Как ты понимаешь выражение: «улетела
восвояси»? (Улетела к себе домой, улетела
туда, откуда прилетела).
Перескажи рассказ сам.
3. Самолёт
Высоко в небе летит самолёт. Самолёт
летит и гудит. Увидела Соня самолёт. Она
сняла с головы платок и помахала им вслед
самолёту:
Самолёт, самолёт,
Вот бы мне с тобой в полёт!
Вопросы и задания:
Что летит высоко в небе?
Что летит и гудит?
Кто увидел самолёт?
Что сделала Соня?
Что сказала Соня?
Перескажи рассказ сам.
4. Лиса и лисята
У лисы лисята. Лисята маленькие. Лиса
кормит лисят молоком. Скоро лисята
подрастут и станут сами добывать себе еду.
Вопросы и задания:
Кто у лисы?
Какие лисята?
Чем кормит лиса лисят?
Когда лисята будут сами добывать себе
еду?
Перескажи рассказ сам.
Перескажи рассказ сам.
6. Свисток
У Сени есть свисток. Сеня всегда носит
свисток с собой. Свисток висит у Сени на
груди на красивой тесёмке. Сеня свистит в
свисток весь день. Сене весело.
Вопросы и задания:
Что есть у Сени?
Кто всегда носит свисток с собой?
Что висит у Сени на груди на красивой
тесёмке?
Кто свистит в свисток весь день?
Кому весело?
Всем ли весело?
Перескажи рассказ сам.
5. Весна в лесу
Наступила весна. Дни стали ясные и
тёплые. Дети ходили в лес. В лесу дети
видели лося, лису и сову. Лось стоял в
кустах. Он ел ветки и листву. Сова спала на
суку. А лиса глядела на сову. Не упадёт ли
сова с ветки да лисе в лапки?
Вопросы и задания:
Какое время года наступило?
Дни стали какие?
Дети идут куда?
В лесу дети видели кого?
Лось стоял где?
Лось ел что?
Сова спала на чём?
Лиса глядела на кого?
О чём мечтала лиса?
7. Самокат
У Сани новый самокат. Встал Саня од
ной ногой на самокат,
а другой
оттолкнулся. Самокат сам и покатился.
Долго катался Саня и нисколько не устал.
Самокат сам катал Саню.
Вопросы и задания:
У кого новый самокат?
Куда встал Саня одной ногой?
Что он сделал другой ногой?
Как покатился самокат?
Кто долго катался и нисколько не устал?
Почему Саня не устал?
Перескажи рассказ сам.
8. Коса
У Насти красивая длинная коса. Мама
гладит Настю по головке и приговаривает:
«Расти, коса, до пояса, не вырони ни
волоса».
Вопросы и задания:
Какая у Насти коса?
Что делает мама?
Что говорит мама?
Перескажи рассказ сам.
Какие на сливах сливки?
На кустах поспело что?
Перескажи рассказ сам.
9. Сад
У нас есть сад. В саду яблони, сливы и
кусты малины. На яблонях висят спелые
яблоки, а на сливах – синие сливки. На
кустиках поспела сладкая малина.
Спейте, спейте, яблоки,
Наливайся, слива,
Поспевай, поспевай,
Ягода малина.
Вопросы и задания:
У кого есть сад?
Что растет у нас в саду?
Какие на яблонях яблоки?
10. Осень
Вот и осень наступила. Опустели сады,
стало тихо в лесу. Сколько повсюду сухих
листьев!
Листопад, листопад!
Голым стал и лес и сад!
Вопросы и задания:
Какое время года наступило?
Опустели что?
Стало тихо где?
Какие повсюду листья?
Когда бывает листопад?
Перескажи рассказ сам.
Как поёт соловей?
Кому весело от его песенки?
Почему трудно увидеть соловья?
Перескажи рассказ сам.
11. Соловей
Маленькая птаха – соловей. Сидит
соловей на ветке и поёт свою песню. Весело
поёт соловей, и всем весело от его песенки.
Но трудно увидеть скромную серую птаху в
густых ветвях. Да и не надо. А то увидят
плохие люди соловья, поймают и посадят в
клетку.
Вопросы и задания:
Какой соловей?
Кто сидит на ветке и поёт свою песню?
12. Сенокос
Вот и лето наступило. Выросла высокая
трава. Пора сено косить. Косари с косами
идут на луг. Косы острые, косят быстро.
Коси, коса, пока роса.
Роса долой – и мы домой.
Вопросы и задания:
Какое время года наступило?
Какая выросла трава?
Что пора делать?
Куда идут косари с косами?
Косы какие?
Как косят косы?
Перескажи рассказ сам.
Как Сеня и Саня несли сома домой?
Перескажи рассказ сам.
13. Сом
Саня и Сеня ловили рыбу. Саня поймал
карасика, а Сеня поймал сома. Сом был
толстый, с длинными усами. Сеня и Саня
вместе несли сома домой в сетке.
14. Кот Васька
Кот Васька старый. Он всё время спит.
Не любит Васька добывать себе еду. А
любит Васька сало и колбасу.
Вопросы и задания:
Что делали Саня и Сеня?
Кого поймал Саня?
Кого поймал Сеня?
Какой был сом?
Вопросы и задания:
Кот Васька какой?
Чем Васька занят?
Что не любит Васька делать?
Что любит Васька?
Перескажи рассказ сам.
Больно кому?
Что болит у Васьки?
Кто трясёт лапой?
Перескажи рассказ сам.
15. Кот Васька и оса
Кот Васька увидел осу. Он стал ловить
её. Оса ужалила Ваську в лапу. Ваське
больно. Лапа болит. Васька трясёт лапой.
Вопросы и задания:
Кот Васька увидел кого?
Кого стал ловить Васька?
Куда ужалила оса Ваську?
16. Гуси
У бабы Дуси есть гуси. Гуси весёлые и
голосистые. Гуси с гоготом семенят на луг.
Баба Дуся пасёт гусей на лугу. Но вот пора
домой. Не хотят гуси уходить с луга. Баба
Дуся ласково манит их:
Теги, теги, идите со мной,
Теги, теги, идите домой.
Вопросы и задания:
Кто есть у бабы Дуси?
Гуси какие?
Кто с гоготом семенит на луг?
Кто пасёт гусей на лугу?
Кто не хочет уходить с луга?
Как баба Дуся манит гусей домой?
Перескажи рассказ сам.
Гусятки, гусятки, гагага.
Не ходите на луга.
Близко лес, в лесу – лиса.
Вопросы и задания:
Какие лисята у лисы?
Кого повадилась таскать лиса?
Для кого таскала лиса гусей и гусят?
Почему лиса довольна?
Почему в гусиной стае неспокойно?
Что говорят гуси гусятам?
Перескажи рассказ сам.
17. Лиса
У лисы маленькие лисята. Повадилась
лиса таскать гусей да гусят. Она таскала их
для своих лисят. Лисята у лисы сытые, лиса
довольна.
Только в гусиной стае
неспокойно. Не спят гуси, ходят с опаской,
гусят от себя никуда не отпускают:
18. Весной в саду
Весной в саду много работы. Надо
убрать старые листья, вскопать грядки,
посеять семена и посадить рассаду.
Весенний день дорог – он весь год кормит.
Вопросы и задания:
Когда в саду много работы?
Что надо убрать в саду?
Что надо вскопать, посеять, посадить?
Почему весенний день дорог?
Перескажи рассказ сам.
пропускает, только песок. Сор Соня
отбрасывает в сторону.
Песка много, и работы у Сони много.
Но Соня старательно сеет и сеет песок.
Сидит Соня на песке, просеивает песок и
приговаривает:
Сыпься, сыпься, песок.
Насыпай песок, совок.
Вопросы и задания:
Что у Сони? Куда поставила Соня сито?
Чем Соня берёт песок, куда его насыпает?
Что не пропускает сито?
Что Соня отбрасывает в сторону?
Сколько у Сони работы?
Как Соня сеет песок?
Кто сидит на песке и просеивает песок?
Что Соня приговаривает?
Перескажи рассказ сам.
20. Заноза
Лиза занозила ногу. Она показала
занозу маме. Мама вынула занозу, помазала
19. Сито для песка
У Сони набор для песка: пластмассовое
ведёрко, сито и совок. Соня поставила сито
на ведёрко, а совком берёт песок и
насыпает его в сито. Мусор и камни сито не
ногу зелёнкой и завязала бинтом. Болит
нога у Лизы.
Вопросы и задания:
Кто занозил ногу?
Кому Лиза показала занозу?
Что сделала мама с ногой?
У кого болит нога?
Перескажи рассказ сам.
У Зои коза. Козу зовут Зулька. У
Зульки маленькие козлята. Зоя ведёт козу и
козлят на зелёный луг.
У Зульки
колокольчик. Колокольчик звенит звонко.
Козлята знают звон колокольчика и бегут
на него. Козлята не заблудятся.
Вопросы и задания:
Кто у Зои?
Как зовут козу?
У кого маленькие козлята?
Куда ведёт Зоя козлят и козу?
Как звенит колокольчик?
Почему козлята не могут заблудиться?
Перескажи рассказ сам.
21. Коза
22. Козёл Кузьма
У Мити козёл. Его зовут Кузьма.
Кузьма – бодливый козёл. Он задира и
забияка. Кого Кузьма невзлюбит, забодает
рогами, забьёт ногами. Убегает кто куда,
когда идёт козёл Кузьма.
Вопросы и задания:
Кто у Мити?
Как зовут козла?
Кузьма какой?
Кого Кузьма забодает рогами, забьёт
ногами?
Перескажи рассказ сам.
23. Зайкина хозяйка
Был у Зои зайка: мягкий, белый и
забавный. Зоя любила зайку. Летом Зоя
взяла зайку во двор поиграть и забыла его
на лавке. Зайка упал на землю под лавку.
Зоя не узнала любимого зайку: «Этот зайка
грязный, этот зайка не мой».
Зина забрала зайку домой, вымыла его
тёплой водой. Вновь зайка белый и
забавный, только хозяйка у него другая.
Вопросы и задания:
Кто был у Зои? Какой был зайка?
Куда Зоя летом взяла зайку?
Где забыла Зоя зайку?
Зайка упал куда?
Кто не узнал любимого зайку?
Почему Зоя не узнала зайку?
Кто забрал зайку домой и вымыл его
тёплой водой?
Какой теперь зайка?
Кто хозяйка у зайки?
Кто любит зайку: Зоя или Зина?
Перескажи рассказ сам.
24. В зоопарке
Зоя и Зина были в зоопарке. В зоопарке
много разных зверей. Там они видели
забавных обезьян, зебру, зубpa, злого волка,
ядовитую змею, горного козла и других
зверей.
Вопросы и задания:
Где были Зоя и Зина?
В зоопарке много кого?
Кого видели Зоя и Зина в зоопарке?
Перескажи рассказ сам.
25. Зайка и змея
Зайка ел зелёную травку на лугу и не
заметил, как тихонько подползла к нему
змея. Да тут ворона увидела змею и громко
закаркала.
зайкины
замелькали. Только зайку и видели. Так
ворона зайку от ядовитых змеиных зубов
избавила. Не зря каркала ворона!
Только лапы
Вопросы и задания:
Что ел зайка на лугу?
Кого не заметил зайка?
Кто увидел змею и громко закаркал?
Как зайка убегал?
Кто избавил зайку от ядовитых змеиных
зубов?
Кто не зря каркал?
Перескажи рассказ сам.
26. Медуза.
Зина и Лиза были на море. Зина увидела
в воде прозрачный зонтик и показала его
Лизе. «Это не зонтик, это медуза, – говорит
Лиза Зине. – Медузы бывают разные:
маленькие и огромные, безобидные и
ядовитые. Поэтому нельзя брать медузу в
руки.
Вопросы и задания:
Где были Зина и Лиза?
Что Зина увидела в воде?
Кому Зина показала прозрачный зонтик?
Что сказала Лиза Зине?
Какие бывают медузы?
Почему нельзя брать медузу в руки?
Перескажи рассказ сам.
27. Зима
Настала холодная зима. Мороз сковал
реки и озёра. Выпал снег. Снег укрыл
землю, деревья, кусты и дома. Кругом
высокие сугробы. Замело все тропки и
дороги. Тихо и пусто в лесу. Звери в норах
спят, а люди в мороз дома сидят.
Вопросы и задания:
Какое время года наступило?
Мороз сковал что?
Снег укрыл что?
Какие кругом сугробы?
Замело снегом что?
Как стало в лесу?
Где спят звери?
Что делают люди в мороз?
Перескажи рассказ сам.
28. Зайка зимой
Зайке зимой холодно. Нет у зайки
тёплой норы. Спит зайка на снегу под
кустом. Зайке зимой голодно. Нет зимой
зелёной травы. Грызёт зайка горькую кору.
Вопросы и задания:
Когда зайке холодно?
Чего нет у зайки?
Где спит зайка зимой?
Когда нет зелёной травы?
Что грызёт зайка зимой?
Перескажи рассказ сам.
29. Стрекоза
Это стрекоза. У стрекозы огромные
глаза. Вот села стрекоза на зелёный листок
отдохнуть и замерла. А глазами из стороны
в сторону водит: тудасюда, тудасюда.
Смотрит: всё ли в порядке, нет ли рядом
врага?
Вопросы и задания:
Какие глаза у стрекозы?
Куда села стрекоза?
Как стрекоза смотрит по сторонам?
Кого высматривает стрекоза?
Перескажи рассказ сам.
Мама вытерла что?
Перескажи рассказ сам.
30. Зинины слёзы
Зина маленькая. Она вся измазалась в
грязи. Мама моет Зину в тазу с мылом. У
Зины из глаз текут слёзы. Ей попало мыло в
глаза. Зато теперь нет грязи на 3ине. Мама
отмыла грязь, а потом вытерла Зину и
Зинины слёзы.
Вопросы и задания:
В чём измазалась Зина?
Мама моет Зину в чём, с чем?
У кого из глаз текут слёзы?
Что попало Зине в глаза?
Мама отмыла что?
Мама вытерла кого?
31. Колодец
На улице колодец. Колодец глубокий.
В колодце холодная водица. Подходите,
люди, водицы напиться.
Вопросы и задания:
На улице что?
Колодец какой?
В колодце какая водица?
Для чего на улице колодец?
Перескажи рассказ сам.
32. Цапля
Цапля – болотная птица. Летом цапля
вывела птенцов. Птенцы маленькие. Цапля
целыми днями ходит по болоту и добывает
еду для птенцов.
Вопросы и задания:
Какая цапля птица?
Когда цапля вывела птенцов?
Птенцы какие?
Для кого цапля целыми днями добывает
еду?
Перескажи рассказ сам.
33. Курица
Курица – домашняя птица. Курица
выводит цыплят. Она целыми днями не
покидает кладку яиц. Вот выведутся
цыплята, тогда курица и наестся вдоволь, и
напьется.
Вопросы и задания:
Какая курица птица?
Кого выводит курица?
Курица целыми днями не покидает что?
Когда курица вдоволь наестся и напьётся?
Перескажи рассказ сам.
Вопросы и задания:
Курица сидела долго на чём?
Вылупились у курицы кто?
Цыплята клюют что?
Цыплята толкутся около чего?
Пьют воду из чего?
Куда стали убегать цыплята?
Как волнуется курица?
Перескажи рассказ сам.
34. Курица и цыплята
Долго курица сидела на яйцах. И вот
вылупились у неё цыплята. Цыплята клюют
яйцо. Около крыльца толкутся, пьют воду
из блюдца.
Быстро выросли цыплята и стали
убегать от курицы на улицу. А курица
волнуется:
Кококо, цыплятки, кококо!
Не ходите далеко!
35. Глупые овцы
Пастух пас овец около леса. Овцы
глупые, всё пытаются в лес уйти. Не боится
овца леса, пока не побывала в пасти у
волка.
Вопросы и задания:
Где пас пастух овец?
Куда пытаются уйти овцы?
Чего не боится овца?
Перескажи рассказ сам.
Как блеют ягнята?
Куда бегут ягнята?
Перескажи рассказ сам.
36. Овца и ягнята
У овцы маленькие ягнята. Ягнята
целый день около овцы. Они боятся и
блеют: «Беебее!». Куда овца – туда и
ягнята бегут.
Вопросы и задания:
У кого маленькие ягнята?
Кто около овцы целый день?
37. Акация
Около крыльца цветёт акация. В
цветнике цветут цветы. Таня полила цветы
в цветнике и отдыхает на крыльце под
акацией.
Вопросы и задания:
Где цветёт акация?
Что цветёт в цветнике?
Что полила Таня?
Где отдыхает Таня?
Перескажи рассказ сам.
Вопросы и задания:
Где сидит гусеница?
Что ест гусеница?
Кто летел мимо?
Почему синица увидела гусеницу?
Кто склевал гусеницу?
Перескажи рассказ сам.
38. Гусеница
Гусеница сидит на капусте и ест лист за
листом, лист за листом. Так и объела всю
капусту. Летела мимо синица, увидела
толстую гусеницу на голом листе и
склевала её.
39. Синица
Синица – красивая птица. У синицы
грудка серебрится, переливается. Птица
синица – весёлая певица. Светит солнце, и
радуется, поёт птица синица.
Вопросы и задания:
Кто красивая птица?
Какая у синицы грудка?
Кто весёлая певица?
Когда поёт птица синица?
Перескажи рассказ сам
Вопросы и задания:
У кого новое платьице?
Какие пуговицы на платьице?
На кого все любуются?
Перескажи рассказ сам.
40. Сестрица
У моей сестрицы новое платьице из
ситца. На платьице красивые пуговицы. В
новом платьице сестрица идёт по улице, все
на неё любуются.