Дефектолог доска объявлений. Частные логопеды

22.10.2019 Красота

Этот речевой материал не содержит других звуков из групп свистящих и шипящих, так как они чаще всего нарушаются вместе с данным звуком. Если у Вас нарушены и другие звуки (например, [р], [р"], [л], [л"]), слова с ними желательно также исключить из материала для автоматизации.

за-са зя-ся
зо-со зё-сё
зу-су зи-си
зы-сы зе-се
зва-сва зви-сви злу-слу зма-сма
зво-сво зве-све зля-сля змо-смо
зву-сву зла-ела зли-ели зму-ему
звя-свя зло-ело зле-еле зме-сме
зна-сна зно-сно зну-сну зне-сне
азма-асма озма-осма узма-усма
язма-ясма ёзма-ёсма юзма-юсма
изма-исма езма-есма

Зал-сало, зайка-сайка, Лиза-лиса, замок-сапог, зальют-салют, назад-сад, лизать-лиса, вязанка-санки, роза-роса, коза-коса, уползай-кусай, Захар-сахар, позади-посадил, залезать-салазки, заметёт-самолёт.

Зов-сон, зол-соль, Зоя-соя, зорко-сопка, зонтик-сонный, возок-носок, зола-сова, узор-сор, золотой-соловей, кузовок-совок.

Зуб-суп, вывезу-вынесу, зубок-сурок, зубной-сукно, везу-несу, внизу-снесу, козу-косу, грозу-росу, мазут-пасут, грызун-плясун.

Зыбь-сыпь, арбузы-бусы, пузырь-сыр, козы-косы, музыка-русый, пузырёк-сырок, называть-посылать.

Зябь-сядь, озёра-сёла, зябкий-всякий, козёл-осёл, призёр-боксёр, позёмка-тесёмка.

Резина-трясина, зима-синева, бензин-керосин, магазин-погасил, возил-носил, корзинка-ворсинка, зимовка-сиротка, Зина-Сима, зимний-синий, озимый-осина, бузина-бусина.

Зев-сев, зерно-седло, зебра-серый, музей-посей, зелень-сельдь, газета-кассета.

Взвалить-свалить, звон-свой, зверёк-сверчок, взвод-свод, злить-слить, взломать-сломать, злой-слой, змей-смей, знать-снасть, зной-сноп.

Полозья-колосья, разве-басня, резьба-тесьма, разный-красный, возле-после, гораздо-горластый, поздно-постно, глазной-гласный, козлик-ослик, азбука-астра, гвозди-кости, грузный-грустный, грозный-рослый.

Засуха, зависть, запись, засов, завеса, заносы, засада, засыпать, записать, засевать, заселять, замести, занести, зарасти, забросить, занавеска, сазан, сезон, сизый, сказать, слезать, свозить, связать, смазать, созвать, слёзы, стрекоза, селезень.

Лиза, посади сзади Соню. Зоя, дай Захару сахару. На листьях зелёных роса, как слеза. У куклы синие глаза, у куклы русая коса. Убежит сестрёнка в сад, брат зовёт её назад. Не велик соловей, да голосок золотой. Сеня взял совок и насыпает кузовок. Птичку сойку мы назвали Зойкой. Эту девочку с косой во дворе зовут «Козой». Вася возит песок, скрипит его возок. Всхлипнула Зина разок и идет играть в песок. Я несу корзину, внизу стоит Сима. В грозу мы прятались с тобой в лесу. Сизый селезень по берегу идёт. Кот Василий напроказил: он тайком в сметану лазил. Возле озёр несколько сёл. Зина и Сима взяли санки. Наступил синий зимний вечер.

Загадки.

Хоть сама и снег и лёд, а уходит - слёзы льёт. (Зима)

Чудеса, чудеса -
Загорелись небеса!
Стали алы облака,
Стала розовой река.
(Заря)

Колотили Острый Нос
И точили Острый Нос.
Поработал Острый Нос -
Увезли зелёный воз.
(Коса)

Золотое поле.

Покуда глаз хватит - золотое поле, море золотое. Ходят по золоту волны, склоняя книзу спелые колосья. Высыпали васильки - синие звёзды.

Ваня, Зина и Зоя работали в поле. Они грузили зерно в грузовики. Возили на возах воду и еду родителям. Один раз ребята были у озера. Оно заросло травой. Вода в озере была плохая. В озере никто не купался.
Зоя сказала: "Озеро засыхает. Нет притока в него воды. Вот если бы к озеру выкопать канаву и пустить по ней воду!" Ваня вздохнул: "Неплохо, но много заботы!". Однако Зина возразила: "Мы все равно возьмемся за это дело. И взрослые помогут!"

Проказы старухи зимы

Разозлилась зима. Задумала всех заморозить. Задула зима холодом, разметала листья. Птахи собрались и полетели за горы, за моря, где нет злой зимы. Другие забились в щели. Не заморозила их зима.
Озлобилась зима на зверей. Занесла снегом землю. Приказывает морозам заморозить зверей. Идут морозы за морозами, один другого злее, пугают зверей. Забились звери на зимовье. Злая зима не забыла и рыб. Заморозила реки и озёра. А рыб не заморозила, им подо льдом не холодно.
Накинулась зима на людей. Морозы заволокли узорами окна. А люди затопили камины. Заготавливают дрова, везут их на возах и похваливают морозы. Дети и те не испугались зимы. Бегают во дворе. Хватит зима злобно за ухо или за нос кого-нибудь. А тот потрёт - и не холодно ему.
Обиделась, заплакала зима. Закапали зимние слёзы. Значит, близко весна.

Березовый лес.

За берёзой показался берёзовый кустарник, тёмно-зелёный. Место тут степное, глухое. Везде буйно заросла земля, а тут непролазная, по пояс трава. По пояс выросли и цветы. От них - белых, синих, розовых, красных - рябит в глазах. Все поляны залиты ими, такими красивыми, что только в берёзовых лесах растут. Еле видна среди кустов дорога. Сладко пахнет клубникой, горько - земляникой, берёзой, полынью.

(По И. Бунину)

Тетерева зимой.

Перед зарёй на берёзу сели тетерева. Без берёзы тетеревам зиму не перезимовать. Поля засыпаны снегом, не найти зерна. А на ветках берёзы серьги. Их и едят тетерева.
Близилась ночь. Синий сумрак густел, опускался. Близился снегопад. Тетерева смотрели на закат и, казалось, задумались: где сегодня спать?
Задул ветер. Заколыхались ветки. Когда закат совсем погас, тетерева стали падать в снег. Они вонзались в снег. Заметет воронку ветер. Зверь не найдет. Захрустит под зверем снег - тетерев успеет взлететь. В снегу гораздо теплее, чем sa воздухе.

(По Р.Снегиреву)

Как как самовар запрягали.

Про одно событие разные люди могут по-разному рассказывать. Вот как самовар запрягли...
Сидел один мастер за самоваром. Запыхтел самовар, стал из него пар выходить. Заметил это мастер и сказал: "Зря сила пропадает!" Задумал мастер использовать силу пара. Вынес самовар в поле. Приладил к нему колесо с ремнем. Стал кипятить самовар. От пара колесо завертелось, зерно молотить стало.
Захромал у мастера конь. Взял мастер самовар, поставил набок, колёса приладил. Поехал самовар. Паровозом стали его называть.
Как-то безветренное было лето. Мастер и тут использовал самовар. Загрузил его на корабль. Стали корабль называть пароходом.
Так запрягли в работу ленивый самовар.

(По Е. Пермяку)

Желаем успеха!

Гайбышева Динара Рафильевна
Дифференциация звуков [С]-[З]

Произносить слоги :

За – са зо - со зу - су

Зя – ся зё - сё зи - си

Зва – сва зво – сво зву - сву

Зви - сви зве – све зла - сла

Злу – слу зля - сля зли - сли

Зма - сма змо – смо зму – сму

Произносить слоги :

Зы– сы зно - сно зну - сну

Зе – се азма - асма узма - узма

Звя – свя озма – осма зму - сму

Зло - сви язма – ясма изма – исма

Ёзма – ёсма езма – есма юзма – юсма

Произносить слова :

Засуха, зависть, запись, засов, завеса, заносы, засада, засыпать, записать, засевать, заселять, замести, занести, зарасти, забросить, занавеска, сазан, сезон, сизый, сказать, слезать, свозить, связать, смазать, созвать, слёзы, стрекоза, селезень

Произносить слова с прямыми слогами :

Зал – сало запёрся - сапёр

Зайка – сайка назад - сад

Лиза – лиса лизать - лиса

Замок – сапог вязанка - санки

Зальют – салют роза – роса

Коза – коса Захар - сахар

Произносить слова с прямыми слогами :

Зов – сон зорко – сопка

Зол – соль зонтик – сонный

Зоя – соя возок – носок

Зола – сова узор – сор

Кузовок – совок золотой – соловей

Произносить слова с прямыми слогами :

Зуп – суп зубок – сурок

Вывезу – вынесу зубной – сукно

Везу – несу внизу – снесу

Козу – косу грозу – росу

Мазут – пасут грызут – плясун

Произносить слова с прямыми слогами :

Зыбь – сыпь арбузы – бусы

Козы – косы музыка – русый

Пузырь – сыр пузырёк – сырок

Называть – посылать

Произносить слова со стечением согласных :

Взвалить – свалить злить – слить

Зверёк – сверчок злой – слой

Звон – свой взломать – сломать

Взвод – свод змей – смей

Знать – снасть зной – сноп

Произносить предложения :

Лиза, посади сзади Соню. Зоя, дай Захару сахару. На листьях зелёных роса, как слеза. У куклы синие глаза, у куклы жёлтая коса. Убежит сестрёнка в сад, брат зовёт её назад. Не велик соловей, да голосок золотой. Сеня взял совок и насыпает кузовок. Птичку Сойку мы назвали Зойкой. Эту девочку с косой во дворе зовут «Козой» . Вася возит песок, скрипит его возок. Вяжет бабушка носок не по мерке, на глазок. Всхлипнула Зина разок и пошла играть в песок.

Произносить тексты :

За берёзой показался шелковистый берёзовый кустарник, тёмно – зелёный.

Место тут степное, глухое. Везде буйно заросла земля, а тут непролазная, по пояс трава. По пояс выросли и цветы. От них – белых, синих, розовых, красных – рябит в глазах. Все поляны залиты ими, такими красивыми, что только в берёзовых лесах растут.

Собирались тучи, ветер нёс песни жаворонков, но они терялись в непрестанном шелесте. Еле намечалось среди кустов дорога. Сладко пахло клубникой, горько – земляникой, берёзой, полынью.

Публикации по теме:

Дифференциация звуков [к]-[т], [д]-[г] .Звуки [К], [Т], [Г], [Д] усваиваются детьми к 2-3 годам. Это звуки "раннего онтогенеза". В литературе достаточно внимания уделено постановке.

Дифференциация звуков Н-М. Подготовительная группаЗадачи: 1. Учить детей давать сравнительную характеристику звуков Н, М. 2. Учить детей.

Конспект ОД «Дифференциация звуков [р]-[л]» Цель: закрепление правильного произношения и дифференциация звуков [Р]-[Л]; Задачи: 1. Формировать умение давать характеристику звуков [Р]-[Л],.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» I. Организационная информация (Согласно ФГОС ДО) 1 Доминирующая образовательная область Речевое развитие 2 Вид деятельности детей Игровая,.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Цель: Закрепить умение детей выделять сходства и различия между звуками [ш] и [ж]. Продолжать развивать умения детей выделять звуки [ш].

Конспект НОД по развитию речи детей старшей группы «Путешествие в страну звуков. Дифференциация звуков [Л], [Л’]» Цель: Создание социальной ситуации для развития речи детей в процессе ознакомления со сказкой В. Катаева «Цветик - семицветик» Задачи:.

Конспект группового логопедического занятия.

Тема занятия:Дифференциация звуков [С] - [З] в слогах, словах и предложениях.

Цель занятия :Закрепление навыков четкого произношения и умения детей дифференцировать звуки [С] и [З] в слогах,словах, предложениях.

Задачи:

1. Образовательные:

Уточнять артикуляцию звуков «С» и «З»;

Закреплять правильное произношение этих звуков в слогах, словах и в предложениях;

Развивать органы дыхания и речевого аппарата;

Развивать фонематический слух;

Обогащать словарный запас;

Следить за правильностью грамматического строя речи;

Работать над развитием фразовой речи.

Активизировать и расширять словарь по теме "Новый год", составление творческого рассказа «Новый Год» по сюжетным картинкам с помощью опорных слов с продолжением сюжета.

2. Коррекционны ецели:

Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, логическое мышление, творческое воображение;

Развивать и совершенствовать артикуляционную и пальчиковую(мелкую) моторику;

Развивать звуковой и слоговой анализ и синтез;

Совершенствовать фонематическое восприятие и слух;

Закреплять знания об особенностях праздника.

3. Воспитательные:

Воспитывать организованное поведение во время занятия;

Воспитывать интерес к играм со звуками и словами;

Воспитывать усидчивость на занятиях;

Прививать внимание и интерес к красивой и правильной устной речи.

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности, ответственности,самоконтроля.

Развивать умения работать в коллективе и индивидуально, воспитыватьуважительноеотношениедруг к другу.

Создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.

Оборудование: индивидуальные зеркала,сказочные персонажи, в именах которых есть звуки «С» и «З»,карточки с буквами С, З,предметные картинки сизображением Снеговика,Деда Мороза, Снегурочки,сюжетные картинки по теме «Новый Год»,

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Введение в тему занятия.

3.Упражнение на развитие воздушной струи.

4. Артикуляционная гимнастика.

5.Знакомство со звуками С и З.

6.Развитие фонематического восприятия.

7.Дифференциация в слогах.

8.Дифференциация в словах.

9.Пальчиковая гимнастика.

10. Дифференциация в предложениях.

11. Психоречевая гимнастика.

12. Оценка деятельности детей.

13. Итог занятия.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Цель этапа: Создать положительный настрой и расположить детей к занятию.

С добрым утром! Начат день!

Первым делом гоним лень!

На занятии не зевать,

Красиво, чётко отвечать!

П. Вводная беседа:

Ребята, скажите какое сейчас время года? (Зима)

Какой сейчас месяц? (Декабрь)

Какое сегодня число?

Скажите, какой праздник приближается? (Новый год)

Как вы думаете,без чего не может быть Новогоднего праздника? (Новогоднего праздника не может быть без елки, Деда Мороза, подарковипр.)

ДедМорозприготовилдлявасновогодние задания. За каждое правильно выполненное задание вы получите1 ёлочную игрушку, которой и сможете украсить ёлку.

Первое задание. Ребус с ответом"снежинка".

Ш. Упражнение на развитие воздушной струи. "Сдуй снежинку".

Второе задание: "Найди логическую пару"

Получают новогоднюю игрушку"снежинка"

1У. Артикуляционная разминка.

Цель этапа: Формировать правильный артикуляционный уклад произношения звуков [З], [С].

Вот третье задание . Нам нужно размять язычок, чтобы он всё красиво смог отвечать.

Дети выполняют упражнения («Часики», «Лопатка», «Киска сердится», «Чистим нижние зубки», «Конфетка» и т.д. (контроль через индивидуальные зеркала).

Новогодняя игрушка"звездочка"

У.Знакомство со звуками «С-З».

Послушайте загадки, угадайте, что это?

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.

(Снег)

Как называется пора,

Когда из снега лепят бабу,

Медведь сосёт в берлоге лапу,

В снежки играет детвора?

(Зима)

Я тепла не потерплю:

Закручу метели,

Все поляны побелю,

Разукрашу ели,

Замету снежком дома,

Потому что я...

(Зима)

Скажите, какой звук слышится в начале слова снег? (Звук «С».)

А какой звук слышится в начале слова зима? (Звук «З».)

Сегодня мы будем учиться различать звуки «С-З» в слогах, словах и предложениях.

Скажите, что такое звуки? (Звуки мы слышим и произносим).

А теперь давайте дадим характеристику звуку «С».

Звук «С» похож на то, как работает насос: «С-С-С».

Приготовили зеркала, давайте рассмотрим правильную артикуляцию звука «С».

При звуке «С» губы слегка растянуты в улыбке, зубы сближены, язык кончиком упирается в нижние резцы, боковые края языка прикасаются к внутренней стороне верхних коренных зубов, голосовые связки: разомкнуты, выдох несколько усилен. Звук мы слышим и произносим.

-А теперь характеристика звука «З».

Звук «З» похож на то, как поет свою песенку комарик «З-З-З».

При звуке «З» артикуляция та же, что и при звуке «С», только спинка языка поднята несколько выше, голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Звук «З» - согласный, парный, звонкий, бывает твердый, бывает мягкий. Над звуком «З» мы повесим колокольчик, потому что он звонкий.

Скажите, что общего у звуков «С-З»?

Правильно, они похожи по артикуляции.

Чем они отличаются?

–Итак, мы подошли к теме нашего занятия- сегодня мы продолжим знакомство со звуками [C] и [З], научимся различать (дифференцировать) их вслогах, словах, предложениях.

Звукобуквенный анализ слов"зима","снег".

У1. Развитие фонематического восприятия.

Цель этапа: Формировать умение различать на слух звуки [З], [С].

Задание4. Карточки - "Допиши букву" - выдели буквы Зи С

Получают новогоднюю игрушку.

Игра «Подвижные ладоши».

Давайте поиграем с вами, если вы услышите звук С, то спрячьте ладошки, т.к. они замёрзли от холодного ветерка, если услышите звук З, то открываете ладошки.

УП. Дифференциация в слогах.

Цель этапа: Проверить навык сформированности различения на слух звуков [С], [З] в слогах.

– А теперь мы немного поиграем в игры со слогами,

Задание 5.

1) первая наша игра называется «Скажи наоборот» (со снежком).

За - са, сы - зы, со - зо, ус - уз, зы - сы, су - зу

2) Игра «Назови лишний слог».

– Ребята, вы сейчас должны за мной четко проговаривать ряды слогов, и должны определить лишний слог:

Са - са - са - са - за

Со - со - со - со - зо

Су - су - су - су - зу

Зы - зы - зы - зы - сы

Зи - зи - зи - зи - си

Зу - зу - зу - зу - су

Даюёлочную игрушку.

УШ. Дифференциация в словах.

Задание 6. Картинка - Деду Морозу пора отрпавляться на праздник. Помоги ему найти все предметы, которые он должен взять с собой(дети обводят фдомастерами предметы)

Даю ёлочную игрушку.

Задание7. Игра"Четвёртый лишний"

Цель этапа: Проверить навык сформированности различения на слух звуков [С], [З] в словах.

– Сейчас я буду произносит слова, а вы будете говорить какое слово лишнее в данной цепочке.

санки,забор,сова,сок;

– роза,коза,ваза,нос;

– самолет,сумка,стрекоза, суп.

– В каком слове встречаются оба звука?В слове"стрекоза"

Даю ёлочную игрушку"стрекоза"

Задание 8. Письмо от Деда Мороза-"Чего не хватает в пустой клеточке?"

Получают новогоднюю игрушку.

Задание 9."Назови погоду".

Какая погода бывает зимой если:

Идет снег(снежная)

На улице холодно (холодная)

Мороз(морозная)

Светит солнце (солнечная)

Дует ветер(ветряная)

Молодцы, вот и ещё одна ёлочная игрушка.

1Х.Разминкадляпальчиков.Разминкасмячиком"Су-джок".

Цель этапа: Развивать мелкую моторику.

Задание 10. Письмо от Деда Мороза -"Выложи снежинку из счетных палочек".

Получают новогоднюю игрушку"снежинка"

Отгадайзагадку:

Оназимойнарядится

Вгирляндыишары,

Припряталаподарки

Онадлядетворы.(Ёлка)

Задание11.ПисьмоотДедаМороза- Ребятавдетскомсадупопросилипринестиимёлку.Помогиеёнайти.

Даюёлочнуюигрушку"ёлочка"

Задание12.ПисьмоотДедаМороза .Задание -ведилинию поцифрам итыузнаешь,чтонесётнасебеДедМороз.

Мы слепили снежный ком,

Шляпу сделали на нем,

Нос приделали, и в миг

Получился …(Снеговик)

Словарная работа:

Обратите внимание, на доске написаны трудные слова. читаем слова:Снегурочка, Снеговик,снег,снежинка.

Скажите,от какогослова произошлиэтислова?

Задание 13.Игра «Какой? Какая? Какие?»

– Ребята, посмотрите внимательно на картинки, и скажите как можно больше слов об этом предмете.

Снеговик (какой) – большой, белый, круглый, веселый…

Игрушка (какая) – красивая, стеклянная, круглая, новогодняя…

Дед Мороз (какой) – сказочный, огромный, добрый, веселый…

Снегурочка (какая) – красивая– , добрая, веселая…

Молодцы, ещёоднаёлочнаяигрушка.

Задание14.Упражнение «Какое слово короче?»

– Ребята, вы помните, что слова бывают длинные и короткие. Я сейчас буду называть слова, а вы скажете какое слово короче.

Снег - снежок;снежок - снежинка;маска - маскарад;Снегурочка - снег;хоровод - волшебство.

Молодцы, ещёоднаёлочнаяигрушка.

Х.Дифференциациявпредложениях.

Цель этапа: Проверить навык сформированности правильного произношения и различения звуков [С], [З] в предложениях.

Работа с предложением.

Послушайте, что я вам сейчас прочитаю:

К намприходитНовыйгод.

Что это? (Предложение.)

Скажите, есть ли в этом предложении изучаемые звуки? (Да.)

Сколько слов в этом предложении? (Пятьслов).

Задание15.Упражнение «Исправь ошибку» Работа с деформированными предложениями.

Ребята, мне из зимнего леса пришло письмо. Только оно зашифровано, поможете мне его расшифровать? Я буду читать предложения, а вы послушайте, найдите в них ошибки и назовите предложение верно.

Маска любит надевать Машу.

Елка пляшет возле Снегурочки.

Дети нарядили игрушки елками.

Елка зажглась на лампочках.

Дед Мороз принес мешок в подарках.

Молодцы, ещёоднаёлочнаяигрушка.

Х1.Психоречевая гимнастика

Отстучать карандашом ритмический рисунок четверостишия (каждый слог):

К нам на елку, ой-ё-ёй,

Дед Мороз пришел большой,

Дед Мороз. Дед Мороз,

Он подарки нам принес.

Задание16.Рассказы детей по опорным картинкам.

"Новыйгод" и "Зима"

Задание17.ДедМорозприготовилвамподарки, но их нужнонайти. Апомогут намзагадки.

Загадкаосове:

Весь день она спит, ну а ночью летает.

Своими большими глазами сверкает.

Ее острый слух и внимательный взгляд

Разыщут в траве лягушат и мышат.

Вращается кругом её голова

И скажет: "Угу" нам лесная …

(Сова)

Вставь в замочек, поверни.

Дверь любую отопри

Ростом мал, но так могуч.

Называется он…

(Ключ)

Стоит на полу ларец большой.

Обит железом, на нем замок навесной.

(сундук)

Детиотгадывают загадкиивсундучкенаходятподаркиотДедаМороза(свинья,поросёнок,поросята,свинки и т.д.)

Задание17.. Творческаяработа.УкрасьрукавицыдляДедаМороза.

МыдолжныотблагодаритьДедаМороза.СделайтеподарокДедуМорозу. Украсьте егорукавицы.

ХП.Оценка деятельности детей. Подсчётигрушек.

ХШ.Итог занятия.

Цель этапа: Дети называют звуки, уточняют правильную артикуляцию звуков с-з.

– Ребята, вам понравилось занятие?

– Какие звуки мы сегодня сравнивали?

– Какое задание вам понравилось больше всего?

– Что было самым трудным?

О каком празднике мы сегодня говорили на занятии?

В какое время года мы его отмечаем?

На этом наше занятие окончено!

Х1У.Домашнее задание. Логопед предлагает детям контролировать произношение звуков [С] и [З](прятать язычок за нижние зубки) в слогах, словах и предложениях.

Стуквдвери.Почтальонпринёсписьмадлядетейот ДедаМороза.

Список используемой литературы:

1 Новоторцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [З], [З"], [Ц]. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, – 2003. – 64 с.

2 Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Просвещение, – 1991. – 204 с.

3 Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. – М.: В.Секачев, 2005. – 16с.

Говорим и пишем правильно.

Конспект занятия в КПП по теме :

Дифференциация звуков З-С.

Задачи урока :

закреплять навыки правильного звукопроизношения;

уточнить артикуляцию звуков [с] – [з];

учить давать сравнительную характеристику звуков [с] – [з];

учить дифференцировать буквы С-З;

развивать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;

развивать фонематическое восприятие;

развивать зрительное и слуховое внимание;

развивать логическое мышление и память;

развивать общую моторику;

воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии;

воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здоровьеразвивающий компонент:

создание благоприятной психологической атмосферы в группе;

снятие утомления с мышц туловища, плечевого пояса и рук (игра “Наоборот”).

II. Подведение к теме занятия.

Послушайте загадки и отгадайте их.

    Сидит под крылечком

Хвост колечком . (Собака) (Слайд 1.1)

    В гору бегом

С горы кувырком. (Заяц) (Слайд 1.2)

Назовите первый звук в слове собака. (Звук [с])

Назовите первый звук в слове заяц. (Звук [з])

Вы догадались, какие звуки сегодня на занятии мы будем учиться различать? (Звуки [с] – [з])

Тема нашего занятия: “ Различение звуков [с] – [з]” (Слайд 1.3)

III. Основная часть.

    - Самомассаж:

«Водичка, водичка

умой моё личико,

чтобы глазки блестели,

чтобы щёчки розовели,

чтоб смеялся роток,

чтоб кусался зубок,

А теперь мы в лес пошли и на нас налетели комары (з-з-з-з звенят комарики).

- Артикуляционная гимнастика ( работа с зеркалами).

Возьмите каждый своё зеркало, сейчас мы с вами будем выполнять артикуляционную гимнастику: (иллюстрации упражнений)

Улыбка” – «хоботок»

“Заборчик”

«Месим тесто»

«Блинчики»

“Горочка”

“Часики”

Вкусное варенье”

Почистим нижние зубки”

ИУАЭ ______

ИУАЭ_____________

ИУАЭ_____________________

2. Уточнение нормы артикуляции изучаемых звуков (работа с зеркалами).

Посмотрите в зеркало и скажите, как мы произносим звук [с].

Давайте дадим характеристику звуку [с].

(Звук [с] – согласный, глухой, твёрдый.)

Посмотрите в зеркало и скажите, как мы произносим звук [з].

В каком положении у нас губы, где находится язык, положите руку на горло и скажите, работают голосовые связки или нет?

Давайте дадим характеристику звуку [з].

(Звук [з] – согласный, звонкий, твёрдый.)

3 . Сравнительная характеристика изучаемых звуков, определение сходства и различия.

Что общего у звуков [с] – [з]? (Они согласные и твёрдые.)

В чём разница? (Звук [с] – глухой, а звук [з] – звонкий.)

4. Работа по развитию фонематического восприятия.

Сейчас я буду произносить различные звуки. Когда вы услышите глухой звук [с] покажите свои ладошки, а если услышите звонкий звук [з] – хлопните в ладоши.

Звуки: с, ш, ж, з, ч, с, т,з,щ, с, п, з.

Слоги: Са, жа, за, па, са, ща, за, та,

Заучивание скороговорки «Повтори – не ошибись!»:

Са-за-са – по лесу идет ЛИСА

За-са-за – хитрые глаза.

5.Развитие слухового внимания.

Послушайте стихотворения и скажите, о каких буквах идёт речь.

1. На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра три. (О букве З.)

Поднимите карточку с буквой З.

2. Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

Что за буква светится

Старым ясным месяцем?

Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

Поднимите карточку с буквой С.

6.Физкультминутка.

("прямолинейное" движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят.

Пила

Пили, пила, пили, пила! З-з-з-з

Зима холодная пришла. Бр-р-р

Напили нам дров скорее, з-з-з-з

Печь истопим, всех согреем! С-с-с-с

7. Работа по развитию фонематического восприятия и слухового внимания.

Различение звуков [с] – [з] в словах.

Я вам буду называть различные слова.

Когда вы услышите слово со звуком [c], хлопните 2 раза в ладошки,

Когда услышите слово со звуком [з], хлопните 1 раз в ладошки.

Посчитайте, сколько я назову слов со звуком [с], и сколько со звуком [з].

Слова: зубы, коза, гвозди, заяц, нос, сумка, сова, носки, лиса

Какие слова вы запомнили?

8. Звуковой анализ слов КОЗА, ЛИСА

Строим поезд. Делаем схемы слов. (Вагончики – это слоги, колеса – звуки)

9. Закрепление.

Работа по индивидуальным карточкам.

10. Итог занятия.

Какие звуки и буквы мы учились различать на занятии?

(Звуки [ с ] – [ з ], буквы С – З.)

Что у них общего? Чем они отличаются?

Какое задание вам понравилось больше всего?

Все были молодцы.

Приложение.

Иллюстративный материал к занятию.