Что делать родителям? Выделяют четыре степени ожирения.

30.09.2019 Красота

Именно период с 8 лет представляет особую важность в детской психологии. В это время активно формируется мировоззрение ребенка, он уже начинает активно осознавать различие между полами и собственную принадлежность. Чтобы избежать проблем во взаимоотношениях со своими детьми, родители должны знать некоторые психологические особенности этого непростого возраста в жизни ребенка.

Мальчик в 8 лет чувствуется себя взрослым героем

Некоторые нюансы психологического развития детей в 8 лет

Мальчик и девочка в этом возрасте начинают себя позиционировать и проявлять по-разному. Именно в 8 лет у детей начинает формироваться объективная оценка собственных действий и происходящего. Ребенок 8 лет сомневается в правильности поступков собственных родителей, потому что на экране телевизора он видит совершенно противоположную картину. Споры с родителями у него могут происходить по причине того, что он прочитал в книге либо увидел по телевизору важную для него информацию, которая расходится с мнением его родителей. Точка зрения родителей и учителей на возникший конфликт не всегда совпадают.

В 8 лет хрупкая детская психика нарушается, ребенок не может сдержать нахлынувших эмоций, проявляет несдержанность.

8 лет - возраст эмоциональной неустойчивости

В этот период родители должны быть особенно внимательны к тому, какое количество времени их мальчик проводит перед экраном телевизора либо за чтением книги. Важно также и содержание передач, которые он смотрит, а также тематика книг для чтения. Конечно, оптимальным вариантом будет, если мальчик и девочка выберут главными героями собственных родителей, а не киношных героев. В этом возрасте приучение подросшего малыша к самостоятельности является приоритетной задачей каждого родителя.

Мальчику необходимо одобрение отца

Совет для родителей: заслужить такое доверие ребенка 8 лет бывает непросто, для этого проявляйте с ним предельную честность, искренний интерес к его личным увлечениям, создайте совместное хобби, которые сплотило бы вас, придите на помощь в решении школьных вопросов, если об этом попросил ребенок, открыто рассказывайте о собственной жизни в его возрасте.

8 лет являются переломными в жизни каждого ребенка. Мальчик теряет свою наивность непосредственность в обращении с окружающими.

В период 8 лет начинается разделение внешних и внутренних личностных сторон школьника.

Именно на этом этапе важно выяснить мотивацию ребенка, что побуждает его посещать школу: стремление к новым знаниям, желание получить хорошие отметки и признание окружающих сверстников. Что заставляет юного школьника корпеть над учебниками? Этот момент очень важен, доверие малыша к родителям поможет найти ключ к решению этого вопроса.

Мальчик должен иметь личную мотивацию к учебе

В период 8 лет психология ребенка резко изменяется, у него появляется свое личное «Я». Ребенок начинает осознавать, кем он намерен быть в будущем, свое текущее положение в обществе. Дети в этом возрасте учатся оценивать себя и свои возможности адекватно, без преувеличения. Они начинают выполнять домашние задания медленнее, чем обычно.

Учеба дается легче девочке, чем мальчику, в этот непростой период переоценки многих важных вещей. Мальчик становится настоящим непоседой, просидеть урок спокойно он просто не в состоянии, именно поэтому больше всего шумят на переменах мальчики. Если мальчик не привык к порядку и дисциплине, то привыкнуть к этому позже ему будет очень сложно. Ребенок практически перестает обращать внимание на состояние своей одежды. Он не обращает внимания на грязь, может легко носить рваные вещи, чего не скажешь о девочке, для которой внешний вид обретает особую важность.

Часто в 8-9 лет мальчики теряют интерес к учебе

В 8 лет мальчик слабо ощущает свою личную ответственность за происходящее. Выполнение обязательных домашних заданий волнует его меньше всего. Ребенок может просто забывать их выполнять. Мальчик не беспокоится о школьных отметках, а вот о домашних заданиях родителям приходится узнавать через общих знакомых. Ребенок проходит этот психологический период очень непросто.

Мальчик отличается о девочек ровесниц резкими перепадами в настроении – от состояния полной самоуверенности до неуверенности.

В плане накопления словарного запаса лидирует мальчик, ведь в 8 лет в накопленном словарном обиходе девочек содержится достаточное количество слов для оценивания предметов, а у противоположного пола пользуются спросом слова и выражения, отвечающие за передачу действия.

Ребенка надо приучать держать порядок

Ребенок этого возраста большую часть свободного времени должен проводить в активных играх, на занятиях спортом. Девочки предпочитают заниматься музыкой, изобразительным искусством, чтением. Ребенок в это время может пойти на горнолыжный спорт, акробатические кружки либо спортивную гимнастику. Это время, когда подросший малыш испытывает потребность в оценке собственных умений. Родителям не стоит спешить с критичной оценкой поступков своего ребенка, чтобы не ранить его ненароком. Нужно сначала предоставить ему возможность самостоятельно выполнять множество простых действий.

Занятия спортом - лучший выход энергии

Родители выступают в роли проводника, они должны подсказывать ребенку, обучать его самостоятельно оценивать свои текущие поступки. Совместный анализ детских поступков поможет подробнее разложить на части ситуацию, научит ребенка осознавать последствия своих действий и бездействия.

Самостоятельно анализируя собственные поступки, ребенок сможет прекратить действовать на основе личного импульса, начнет действовать более осознанно и дисциплинированно.

В 9 лет малыш может из разговорчивого ребенка превратиться в молчуна, держать некоторую дистанцию между собой и родителями. Ему может стать стыдно, что родители по сей день встречают его со школы. При общении школьника со своими сверстниками он получает множество различной информации, фильтровать ее просто необходимо. Именно родителям на это время отводится роль фильтра, помогающего определиться в противоречивом потоке информации.

Отношения со сверстниками выходят на первый план

В этом возрасте важно внести некоторые коррективы в воспитание подросшего ребенка. Он повзрослел, больше не посещает детский сад, многие признают его взрослым. На его поведение налагаются определенные рамки и условности, из-за чего и возникают некоторые сложности в родительском воспитании ребенка в этот переломный момент. Малыш пытается постоянно анализировать, как вести себя в каждой конкретной ситуации с ровесниками, в стенах школы, с близкими друзьями. Как правило, этот отрезок времени проходит у детей относительно спокойно.

Готовность малыша к школе не всегда определяется умениями считать, писать, читать. Гораздо более важная роль отведена психологической подготовке детей к школе. Они должны психологически приспособиться к тому, что их привычная жизнь изменилась кардинальным способом. Родители должны приложить усилия, чтобы ребенок шел в школу с радостью и жаждой познания. Нужно проявлять заинтересованность не только в его каждодневных отметках, но и в личных поступках, мыслях и поведении с друзьями.

Доверительные отношения с мальчиком - это очень важно

Необходимо осознать, что школьник – это ребенок, который находится в стадии непрерывного развития.

Если у вашего чада что-то не заладилось с уроками, помогите ему выполнить задачи, решить заданные примеры. Подробно объясните, что и как тут нужно выполнять, лично проконтролируйте исполнение. Такую поддержку ребенок оценит.

Юный школьник может получать плохие отметки из-за своего страха совершить ошибку, по причине неуверенности в правильности собственного поведения в школьных стенах. Если вашего ребенка постоянно критиковать за низкие отметки, то в дальнейшем он может замкнуться в себе по причине собственной неудачи. Нужно помогать малышу в решении сложных задач, поощрять за успехи по тем предметам, которые ему даются с легкостью. Родительская похвала является мощным стимулом для дальнейшего успешного обучения в школе.

Отношения в коллективе очень важны в этом возрасте

В дальнейшем, при столкновении с различными непреодолимыми трудностями, малыш будет точно знать, что в него искренне верят и помогут, тогда он легко справится со всеми преградами на своем пути.

Современные методы и направления воспитания сильно отличаются от тех, которые еще недавно считались самыми прогрессивными. Интернет и телевидение присутствуют в жизни каждого школьника, но вот содержание поступающей из интернета информации и время, проведенное за экраном, должны четко контролироваться родителями.

Родители должны контролировать пребывание мальчика в интернете

Родительское воспитание мальчиков и девочек в этот период отличается. Мама с дочкой должна постепенно приступать к обычным домашним делам, приготовлением пищи, уборкой дома, рукоделием. При этом девочка должна знать, что ее ценят и признают не за ее ответственность и дисциплинированность, а за то, что она просто есть в жизни родителей. Искренне хвалите девочку, а не то, чем она занимается.

Контроль за простором ТВ-передач обязателен

Мальчикам особенно важна родительская оценка результатов. Они уже думают о себе, как о взрослых мужчинах, способных на любую мужскую работу вместо собственного отца либо старшего брата. В некоторых ситуациях у родителей возникают споры о степени самостоятельности своего сыночка в 8 лет, о границах дозволенности.

При этом многим мамам нужно просто отпустить повзрослевшего сыночка, а папе нежелательно давить на сына, заставляя выполнять те действия, которые ему не нравятся.

Основное требование, которое ребенок выдвигает в этом возрасте своим родителям, заключается в предоставлении большей свободы и самостоятельности в поведении, принятии собственных решений. Необходимо предоставить ему подобную свободу, поддержать его намерение проявлять самостоятельность и развивать собственную независимость.

Источник:
Особенности психологии мальчика 8 лет
мальчик 8 лет психология
http://detki.guru/psihologiya-rebenka/psihologiya-malchika-8-let.html

Развитие ребенка 8 лет

Чтобы правильно воспитывать ребенка, вам нужно знать нормы развития и поведения, психологию, характерную данному возрасту. Воспитание ребенка 8 лет сегодня значительно отличается от воспитания прежнего поколения, так как мы живем в новом веке – веке информации. Поэтому рекомендуем читать более свежую информацию (новые книги, материалы современных психологов).

В восемь лет у детей меняется мировоззрение и психология, они начинают осознавать себя как часть общества. Их поведение зависит от событий и обстановки, которая их окружает. Поведение ребенка все еще не стабильно, зато он легче справляется с трудностями, хорошо понимает происходящее.

Как воспитывать ребенка 8 лет? Родители, думайте, перед тем, как что-то сказать . Ваше чадо воспринимает все буквально, и если вы, хоть и невзначай, скажете «ты плохой», то это может пошатнуть самооценку. Также научитесь слушать. Не перебивая, внимательно выслушайте ребенка: как он провел день, как дела в школе и прочее.

Работа по дому развивает навыки сотрудничества и заботы, так что давайте несложные задания своему ребенку. Контролируйте развлечения, особенно касающиеся Интернета и телевидения. 8 лет – достаточно ранний возраст для посещения многих сайтов и просмотра многих телеканалов. Установите рамки , ограничьте возможности ребенка в Сети, рано ему смотреть ролики насилия или порно.

Ваш ребенок – ваше все, и он самый лучший! Говорите это всем и ему в том числе. Это плод ваших усилий, лелейте его. Поймите этот возраст, примите все происходящее, психика восьмилетки не так развита как наша.

Детские страхи – тоже важное звено в развитии и воспитании ребенка. Страх полезен в том случае, когда он выполняет свои функции и исчезает. Для восьмилетки характерны следующие страхи: физическое насилие, ссора с родителями, неудачи, увиденная другими собственная ложь или отрицательный поступок.

Лидирующей проблемой для родителей является детская агрессия . Ребенок может проявлять агрессию, чтобы самоутвердиться, и все больше стимулируют его компьютерные игры и телевизор. Как проявляется агрессивность? Ребенок может грозить окружающим, устраивать драки с ссорами, пытаться причинить боль людям и животным, ломать имущество и прочее.

Вряд ли до восьми лет ребенок будет убегать из дома или прогуливать уроки, но вот после… Все может быть, и чтобы этого избежать, нужно направлять агрессию в другое русло. Дайте отпрыску на растерзание газету, пусть побьет или попинает подушку или боксерскую грушу, расстреляет что-нибудь из водяного пистолета, поколотит надувной дубинкой.

Олицетворите детский гнев, пусть он расскажет о предмете или человеке, к которому испытывает антипатию. Пусть вылепит объект агрессии из пластилина, нарисует. Дайте возможность сказать ребенку все, что думает, пусть выплеснет эмоции. Научите его понимать свой гнев и контролировать его. Вместе вы научитесь многому!

В 8 лет немаловажно физическое воспитание . У ребенка формируется скелет, мышцы, связки и суставы. Прекрасно подойдут игры на свежем воздухе, плавание. Именно с этого возраста начинайте следить за осанкой и зрением отпрыска. Предоставьте ребенку полноценное питание, он должен получать гораздо больше калорий для своего веса, чем взрослый для своего.

В большинстве случаев у восьмилетних девчонок начинают проявляться вторичные половые признаки (намечается талия, бедра, грудь). Убеждайте дочь, что она – красавица, какие бы внешние данные не были.

Дайте ей осознавать, что ее любят. Научите дочь разбираться в людях, в различных ситуациях, чтобы держать все под контролем. Учите ее на чужих ошибках, находя примеры в прессе, телевидении. Предостерегайте ее от лишней доверчивости и наивности.

Девчонки могут быть жестокими, похлеще мальчишек. Поэтому учите дочку милосердию, видеть боль и помогать нуждающимся. Только чтобы милосердие было благоразумным и не распространялось на недостойных людей. Разрешайте ребенку в первую очередь заботиться о близких и домашних животных.

Так как девочки опережают развитие, то могут лидировать в классе. Позволяйте своей дочке проявлять лидерские качества, но только чтобы она могла выслушивать и мнение других, приспосабливаться к коллективу. Это пригодится в будущем.

По сравнению с девочками, у мальчиков гормональная система не так активна. Они все еще дети, стараются радовать папу, ждут его одобрения. Любая отцовская похвала творит чудеса. Поэтому родитель должен ухватить признаки перехода сына из мира матери в отцовский мир, чтобы избежать отрицательных эмоций. А мать… А мать должна, сцепив зубы, оторвать сыночка от своей юбки. Видели сорокалетних «маменькиных сынков»? Это те, которых вовремя не оторвали.

Впрочем, все как всегда: воспитывайте мужчину, но помните, что мальчик развивается медленнее девочки, поэтому не сравнивайте их. Отдайте его на воспитание отцу, занимайтесь с ним физкультурой, следите за успехами, поощряйте их.

Спасибо, что пользуетесь кнопочками:

Все дети любят сказки. Именно доступный язык сказки они понимают легче, чем пресную речь взрослого. Роль сказок в воспитании детей.

Гиперактивный ребенок неутомим: его ноги и руки постоянно движутся, пытаются что-то нащупать, схватить, бросить, сломать. Он не умеет ходить или.

Подростковый возраст считается одним из самых сложных. Мысль у родителей о том, что их ребенок скоро станет подростком, вызывает беспокойство.

Возрастной период в жизни ребенка с 8 до 11 лет очень важен, поскольку в это время формируется личность человека. Если оперировать терминами высокой науки, то именно в описываемый временной промежуток начинается процесс вторичной социализации и переход от конкретного мышления к абстрактному.

Здесь же создается субъективно осмысливаемый образ собственного «я». Ребенок смотрит на себя вашими глазами и в зависимости от ваших оценок его личности и поведения делает выводы. “Так, мама меня хвалит, значит, я - хороший (-ая)”. Или, наоборот. “Сегодня меня опять отругали, сказали, что я никчемное чадо... Я плохой (-ая)!” Стереотипно мыслящие родители почти не обращают внимания на возможные трудности и проблемы маленького человечка, считая их мелкими и незначительными. «Да и чего тут волноваться, - потягиваясь в мягком кресле, произносит папа с ленцой, откладывая в сторону газету, - ерунда, вот в 13-15 лет начнутся реальные неприятности».

Родители не принимают в расчет того факта, что сила психологического взрыва в момент полового созревания обратно пропорциональна наличию внимания со стороны мам и пап, и прямо пропорциональна степени безразличия. Ваш ребенок должен доверять вам, делиться тем, что у него накапливается за день в душе, рассказывать о своих маленьких победах и поражениях: как сегодня спал, что снилось, о чем рассказывали на уроке истории и т. д. Исследователи, занимающиеся проблемами воспитания, обожают придумывать разные классификации и типологии, они поделили всех пап и мам на авторитарных, либеральных и «золотую середину».

Самая распространенная ошибка авторитарных родителей - их склонность к наказательным методам воспитания. Следует вспомнить восточную пословицу: «Детей нужно воспитывать так, чтобы их слезы в детстве не обернулись вашими слезами в старости». Если ребенок плохо учиться в школе или отчаянно хулиганит, не спешите браться за ремень или ставить своего недоросля в угол. Возможно, он хочет добиться вашего внимания. Возможно, его что-то тревожит, печалит или пугает.

У каждой проблемы есть несколько причин, как и несколько путей решения. Во-первых, постарайтесь точно узнать, где «черная дыра». Ребенок не успевает по предметам? Чувствует себя одиноким? Его обижают сверстники? Он никак не найдет контакта с учителем? Может быть, несколько бед сразу навалились на вашего мальчика или девочку? И он (-а) не знает, как быть. Постарайтесь, чтобы ребенок вам доверял. Для этого создайте в семье благоприятный психологический климат. Конечно, в жизни двух взрослых людей все случается: и ссоры, и скандалы, и банальное бытовое выяснение отношений.

Приложите усилия, чтобы ваш ребенок рос в максимально возможной гармоничной обстановке. Ничто так не травмирует неокрепшую детскую психику, как крики, злая критика и агрессия, даже если она не направлена именно на него. Возьмите за правило, как только сын или дочка переступают порог, на вашем лице должны сиять любовь и нежность. Сторонники авторитарной модели воспитания могут возразить, заявив, что «нечего баловать детей, пусть с детства закаляются, потому как жизнь - джунгли, и выживают там шерханы». На подобную тираду можно возразить. Вы должны воспитать ребенка не только умным, сильным и волевым, но и добрым. Бросить своего малыша один на один с бедой может только жестокосердный родитель. Ребенок в этом возрасте впитывает, как губка, все происходящее вокруг, чтобы потом отдать его другим, в том числе и вам, и вашим внукам. Научитесь терпеть, прощать и верить. Покажите малышу, что нет такой беды и страха, с которыми нельзя справиться.

Родители, придерживающиеся авторитарных методов воспитания, стремятся подавлять ребенка, наказывая буквально за все проступки. Дети, выросшие в подобных условиях, не видят разницы между своим плохим и хорошим поведением. Среди этой условной аудитории наиболее высок процент неблагополучных, потому как с младшего школьного возраста у них в подкорке сидит штамп: «Если меня ругают, значит, меня не любят. Есть ли разница, как себя вести». Психологи, занимающиеся детьми, много говорят о трудностях переходного периода, когда в подростке силен дух противоречия и он поступает от «противного».

При этом уважаемые специалисты забывают, что дух противоречия не появляется в некий временной промежуток и не исчезает. Он либо есть, либо его нет. Возможно, волюнтаризм и конформизм заложены на генетическом уровне, у одних детей своеволие проявляется внешне, у других подобное поведение наблюдается значительно реже. Если на ребенка давить, зажимать его в жестких рамках, рано или поздно ваше чадо начнет весьма активно предпринимать многочисленные попытки по отстаиванию своих прав, причем в весьма неприятной для вас форме.

Впрочем, существует полная противоположность авторитарным родителям, т.е., родители-либералы.

Они предоставляют детям максимум свободы, никогда не ругают, не наказывают физически, предпочитая разглагольствовать, какие замечательные малыши рас тут в их дружных семьях. Ребенок обладает повышенной чувствительностью к словам мамы и папы. Он прекрасно понимает, когда можно стоять на голове, переворачивая весь дом кверху дном. Родителям трудно наказывать любимого шалопая, но еще труднее потом будет приучить его нести ответственность за свои поступки.

Представьте, что вам в старости вместо оплаты собственных счетов за лекарства придется отдавать кровные сбережения на развлечения и погашать долги милейшего чада. Помните, воспитание ребенка - долгий процесс, в чем-то подобный лодочному спорту: чтобы двигаться против течения, нужно грести с удвоенной силой. Так почему бы не найти подход к своему недорослю и двигаться по течению? Этот стиль воспитания имеет много названий, а мы диагностируем ею как «сдержанный», или «золотая середина». По аналогии с менеджерским стилем управления хотелось бы назвать его ситуационным. Но таковым можно считать скорее не сам стиль, а подход, предполагающий быстрое реагирование и лавирование в зависимости от двух составляющих: ваших целей и поведения ребенка. Во-первых, чтобы правильно воспитывать ребенка, постарайтесь развить целеустремленность и силу воли у себя самого. Во-вторых, ругать следует за действительно серьезные проступки. Если ваш сынишка запускал по весне с приятелями воздушного змея и сильно испачкался в грязи, не беда. А если он мучил соседского щенка или кидался камнями в птичку со сломанным крылышком, это уже повод для серьезной беседы. В-третьих, что делать с таким феноменом, как детская ложь? Считать ли это пороком или невинным фантазированием? Ребенок часто сочиняет, чтобы казаться значительнее в глазах родителей и своих сверстников. Подобное поведение - внешнее проявление инфантилизма, своего рода защитная реакция детства. Но, если с возрастом дочка или сын продолжают лгать, акцептируйте на этом свое внимание, попытайтесь разобраться в причинах явления и обратитесь за помощью к детскому психологу.

Родители крайне редко обращаются к специалистам, полагая, что такие консультации больше нужны неуравновешенным подросткам или тем, у кого ярко выражены психические отклонения. На самом деле любая тяжелая ситуация требует вмешательства извне. Матери или отцу довольно проблематично абстрагироваться от субъективной оценки собственного чада, не важно, завышенной или заниженной ли она является. Кроме того, иногда им самим необходимы советы психолога. На вопрос профессионала: «Почему вы так мало уделяете внимание ребенку?» чаще всего следует ответ: «Времени мало, я работаю, не успеваю...» Да, цейтнот - беда не только российского общества. За рубежом все громче раздаются голоса специалистов по детской психологии, взывающих к совести родителей: «Занимайтесь детьми!» Но есть весьма весомый аргумент у тех, кто растит ребенка в неполной семье. Если у школьника только мать или только отец, то несчастному родителю трудно разорваться между бытом, работой и детской. Неполная семья - это и последствия сексуальной революции, и проявление бунта тендерной самодостаточности. Есть распространенный стереотип: мол, институт брака и семьи отмирает, значит, детей нужно будет воспитывать как-то по-новому. Неизвестно, чем руководствуются противники традиционной семьи, преимущественно выросшие с одним родителем. Наверно, их подгоняет чувство запоздалой психологической самозащиты: слишком обидным было замечание: «Ты - безотцовщина!»

Ребенку необходима полная семья. У него перед глазами должен быть положительный пример отношении мужчины и женщины. Ваши дети будут строить свою модель общения с противоположным полом, оглядываясь на вас. Взрослые молодые люди чаще всего выбирают супругу, похожую на мать. Точно так же и девушки ищут суженного, напоминающего отца.

Вывод из написанного прост: если вы еще только собираетесь создать семью и планируете рождение малыша в отдаленном будущем, а статью читаете исключительно из интереса, то подойдите к вопросу замужества или женитьбы со всей ответственностью.

Согласно официальной и неофициальной статистике пик разводов супружеских пар приходится как раз на время, формально совпадающее с описываемым здесь детским возрастом. Как быть, скажем, 9-летнемv ребенку, когда он узнает от взрослых или злых сверстников о грядущих переменах: «Мы слышали, у тебя скоро будет новый папа (новая мама), а потом и братья- сестры появятся!» Психике младшего школьника наносится явный вред, который усугубляется, если на свои вопросы дома он слышит: «Это не твое дело! Мал (-а) еще?» Если вы в настоящее время встречаетесь с кем-нибудь и не уверены, что именно с этим человеком вы сможете прожить без особых конфликтов долгие годы, то, не торопитесь с рождением детей и официальным оформлением отношений. Помните, за ваши ошибки в двойном размере заплатят ваши дети. И тем не менее супруги часто расстаются, а семьи рушатся.

Как быть в этой ситуации? Поговорите с ребенком; посадите его рядом с собой и скажите: «Так получилось, что твой папа (твоя мама) будет жить в другом месте. Но он (она) любит тебя и будет приходить к тебе в гости». Не скрывайте от ребенка факт развода и последующего окончательного расставания, иначе вы подорвете доверие к себе, ребенок обидится на вас как никогда. Не за вашу новую любовь, а за банальную ложь. Если вы, к примеру, встретили другого человека и расстались с отцом ребенка, то запомните, чего никогда нельзя делать:

1) навязывайте своего нового спутника ребенку;

2) заставлять дочь или сына (мальчики реагируют сильнее) называть незнакомого человека папой, ваше поведение будет расцениваться как предательство.

Возникает вопрос: отпускать ли ребенка в гости к отцу, устроившему свою жизнь с другой женщиной? Либеральные психологи в один голос твердят: «Да!» Но на практике так бывает далеко не всегда. Наоборот, после развода отношения между бывшими супругами прекращаются, не оставляя ничего, кроме малоприятных воспоминаний. Чаще всего отец какое-то время посещает ребенка, преодолевая сопротивление со стороны бывшей супруги, а потом визиты становятся более редкими и менее продолжительными. В скором будущем у папы появляется малыш от другой жены, и его внимание уходит туда. Как бы ни жили родители младшего школьника, вместе или отдельно, они не должны забывать о сыне или дочери.

Выделите вечером время для ребенка, поиграйте с ним в любимую игру, почитайте ему книгу или посмотрите хороший фильм. Внимательно наблюдайте за малышом, постарайтесь понять, какая область его интересует всерьез. Постарайтесь привить интерес к своему хобби.

Если вы любите ходить на лыжах, будет замечательно, если ваше чадо тоже захочет научиться кататься.

Двойная польза: и под присмотром, и для здоровья полезно. Если малыш избрал иное увлечение - ничего страшного в этом нет. Почему бы вам ни постараться привить любовь к книгам? Вспомните, какие книги вы читали в детстве? Возможно, среди них были и классики русской литературы, и произведения зарубежных авторов. Приводим некоторые из них:

1. Сказки и повести А. С. Пушкина (от «Руслана и Людмилы» до «Капитанской дочки»)

2. «Муму» И. С. Тургенева и другие его рассказы

3. Знаменитый «Стрижонок Скрип» В. Астафьева

4. Мифы Древней Греции (сказания о Геракле, аргонавтах. Троянской войне)

5. Легенды Древнего Востока (история Осириса, про Гильгамеша и Энкиду и т. д.)

6. Славянская мифология (про русалок, леших и домовых)

7. Легенды Средних веков («Тристан и Изольда», «Рыцари Круглого стола», «Юный Роланд», «Робин Гуд»).

8. Произведения Г. Уэллса «Война миров», «Человек-невидимка»

9. Ю. Беляев «Человек-амфибия»

10. В. Драгунский «Денискины рассказы»

11. Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Список предлагаемых книг можно расширить в зависимости от вашего личного вкуса и интересов ребенка. Если ваш малыш не проявляет интереса к литературе, возьмите книгу в руки и прочитайте отрывок с чувством, с толком, с расстановкой... Потом обсудите прочитанное с ребенком. Если ему интересно, то последует реакция. Нет ответа? Тогда решитесь на маленькую разведку, ненавязчиво расспросите его об услышанном. Результат предпринятых вами усилий может быть различным: либо к книгам не тянет вообще, либо малыш предпочитает другие произведения, в первом варианте примите меры, чтобы заинтересовать чадо, во втором - разузнайте, что нравится маленькому человечку.

Сынишка хочет читать Джека Лондона? Не навязывайте ему произведения Александра Дюма. В противном случае он либо вообще забросит книги, либо будет бесцельно слоняться по улице, ища тривиальных приключений, или бесконечно смотреть телевизор. Попробуйте привить ребенку любовь к искусству. Если он тянется к кисти и краскам, то уделите его увлечению особое внимание. Подарите ему шикарный альбом и набор красок, покажите, как вас интересует его творчество. Сходите вместе с сыном или дочкой на выставку картин. Может, вашего ребенка интересует театр? Или он пробует свои актерские способности, наряжайтесь в костюмы взрослых, и сам смастерит нечто? Некоторые дети скрывают вполне невинные увлечения, опасаясь, что оно не будет одобрено их мамами и папами. Поверьте нам, лучше, если ваш ребенок будет читать, шить, рисовать, выжигать по дереву, чем сидеть целыми днями у телевизионных экранов. О вреде последней забавы следует сказать особо. Во-первых, наносится ущерб здоровью: портится зрение, ухудшается слух, искривляется спина, поскольку в момент просмотра захватывающего фильма малыш не следит за своей осанкой. А лежание на мягких подушках провоцирует сколиоз шейного и грудного отделов позвоночника. Во-вторых, незрелой личности наносятся психологические травмы. Обилие на телевизионных экранах откровенно неприличных сцен и насилия формирует у ребенка неверную картину мира. Нельзя забывать о том, что СМИ являются агентами вторичной социализации ребенка, оказывают влияние на выбор приоритетов, обусловливая в некой мере будущую шкалу ценностей. Как видите, она создается задолго до периода полового созревания. Просто в 13-15 лет спровоцированные пробуждающейся сексуальностью на сомнительные подвиги, юноши и девушки плохо отдают себе отчет в своем поведении. Понятие, что такое хорошо, а что такое плохо, закладывается в промежутке от 8 до 11 лет. В-третьих, в описываемый нами промежуток закладываются навыки социальной адаптации юной личности: как правильно общаться, как и с кем дружить, чего не стоит делать никогда. Проводя время перед голубым экраном или за компьютером, мальчики и девочки утрачивают чувство реальности, окружающая среда для них визуализируется, а мифическая реальность заслоняет мир. Это чревато рядом негативных последствий: взрослеющий человек утрачивает чувство генетической опасности, общей для всего вида Homo sapiens: снижается детский страх перед алкоголем, наркоманией, токсикоманией. Пагубные пристрастия не только отрицательно влияют на растущий организм, но и оказывает мутирующее воздействие на ДНК, поскольку никотин и другие вредные вещества глубоко проникают в структуру человеческого гена. Так, у матерей, куривших в раннем детстве, рождаются дети либо с пороками внутренних органов, либо существенно отстающие в развитии. Позаботьтесь о здоровье своих внуков сейчас, проследите за тем, как проводят свое свободное время ваш сын или ваша дочь.

Здравствуйте. Меня зовут Ольга. Мама 2-их детей, 8-ми и 3-х лет. Проблема возникла со старшеньким. Не знаю что делать с его поведением, в школе практически отличник, но ведет себя ужасно, начинают на переменах дурачится и в него как будто бес вселяется, он не может остановится и его "игры", становятся все дурнее, как беснуется... Дома также, приходится постоянно держать его под контролем, одергивать. Но мне так его жалко, нельзя же так все время что то запрещать, ругать... Но как только дашь ему послабление, он опять до такой степени развеселится, что не понимает что делает, все крушит, изподтишка издевается над сверстниками... На уроках также, выделывается, да вот я так могу, да вот у меня это есть и. т. д., обзывания и мат даже в кругу сверстников... Начинаешь ему объяснять что так не правильно, он в слезы. Я, говорит, понимаю что нужно себя хорошо вести, но не знаю как. Рассказываю ему что именно нужно делать, а он снова в слезы - у меня так не получаетсяяя... Ругаешь, наказываешь - бесполезно. У него чувства вины вообще нет. Он тут же веселиться начинает. И оправдывается тем, что не только он так делает, но еще и другие... Подскажите, как мне быть?

OlyaSim

Евгения Сергеева

Администратор , Москва

OlyaSim, доброе утро. Психолог постарается помочь разобраться в ситуации и ответит в теме через некоторое время

Спасибо.

OlyaSim

OlyaSim, здравствуйте! Как давно появилось у сына такое поведение?
Участвует ли отец в воспитании сына?
Есть ли у вашего сына возможность выплескивать свою энергию - занимается ли он спортом, например? Есть ли активность вне школы какая-то - секции, футбол\хоккей с ребятами во дворе?

Такое поведение около года, началось с первого класса (сейчас мы во втором), да, папа живет с нами и участвует в воспитании, и разговаривает, и наказывает, давая задания, например за какую то проделку отжиматься 10 раз... Сын ходит 3 раза в неделю на футболл, да и в остальные дни он то на детской площадке, то на горке, то на стадионе... Так что я думаю что не в энергии дело... Постараюсь объяснить на двух разных ситуациях, в школе и дома... А реакция одна у него... То есть например в школе его похвалят за что то и он так воодушевляется, что его "несет"... Начинает скакать, веселится, такое ощущение что после похвалы он почувствовал себя самым самым и что теперь ему все позволительно... Так и дома, начнешь с ним играть, шекотать, например, он не может остановится в своем безрассудстве и доходит снова до наказания... Что то можно с этим сделать?

OlyaSim

OlyaSim, а как долго длится радость или бурное веселье?
За что именно вы его наказываете - за то, что он обрадовался и энергично выражает свою радость? В чем заключается проблема, которая вас расстраивает?
Что значит "несет" и "не может остановиться в своем безрассудстве"? Приведите примеры того, за что вы его наказываете? Как именно он должен на ваш взгляд реагировать?

"Начинаешь ему объяснять что так не правильно, он в слезы. Я, говорит, понимаю что нужно себя хорошо вести, но не знаю как. Рассказываю ему что именно нужно делать, а он снова в слезы - у меня так не получаетсяяя... "
Как именно вы ему начинаете объяснять, что ребенок вдруг начинает плакать? Какие методы используете? Какие именно слова говорите, которые его так расстраивают? Что именно вы от него требуете, что у него не получается? Расскажите подробнее о деталях

"несет", "безрассудство" в его случае - это то, развеселившись, он начинает пакостить... Если это происходит в процессе игры, то он начинает кидаться игрушками, не задумываясь об последствиях, в итоге либо игрушки ломаются, либо игрушками калечит других детей, либо что то разбивает... Вот за последствия наказываем, говорим что прежде чем сделать, надо подумать... Если в школе, то пакости такого рода - игры переходят в драки, так как опять же не задумывается что он толкнул в шутку, но получилось так, что другому ребенку может быть очень больно... То есть он развеселится, а остановится вовремя не может и даже не задумывается о том, что последствия могут быть серьезными... Самая то главная проблема в том, что он слышит нас, он потом уже, после объяснения, понимает что неправильно поступил, но как это в дальнейшем прекратить - не знает... Вот и спрашивает - а как мне перестать пакостить? Я ему говорю - делай в следующий раз так то и так то в такой то и такой то ситуации... То есть все проговариваем с ним, но каждый день все повторяется... Спрашиваю - ну вчера же это обсуждали, почему сегодня снова так? Он говорит - не знаю... Говорю - ну ты же хороший мальчик, умничка, ну не надо так себя вести, а он в слезы... Я хочу себя хорошо вести, но не знаю как, не получается... Видимо у него как то это непроизвольно происходит... Я вот думаю может мало его хвалю, может внимания мало, раз он так при малейшем внимании воодушевляется? Уже не знаю что и думать...

OlyaSim

OlyaSim, вы когда-нибудь консультировались с врачом-педиатром по поводу того, что активность ребенка принимает неуправляемые формы, когда он не может её контролировать? Наблюдались у какого-нибудь врача в связи с особенностями развития в раннем возрасте или по каким-то проблемам со здоровьем?
Важно понимать на каком фоне у мальчика такие ежедневные неуправляемые вспышки активности, нет ли там физиологических причин. В противном случае психологическими методами вы ничего не поправите.

OlyaSim

OlyaSim, обязательно поговорите с врачом по поводу того, что есть такие вот вспышки гиперактивности - пока ребенок растет и формируются его нервная система и мозг, нужно наблюдать за его развитием на всех этапах. Возможно имеет смысл пройти комплексную диагностику.

А как сын воспринял рождение второго ребенка? Какие между ними отношения? Изменилось ли поведение старшего после рождения второго ребенка? Как вы выстраиваете отношения между детьми?

Я тоже об этом думала... Возможно ревность к сестре у него... Хотя мы подготавливали его к тому, что он сейчас не один будет. Они очень друг друга любят, постоянно вместе играют... Но конечно же получается что младшенькой внимания больше... Может быть он действительно ревнует? Я замечала что он иногда ведет себя как она, как маленький... А мы ему говорим - перестань, ты старше, ты был уже таким маленьким и мы тебя тоже на ручках носили, на коленках держали, а сейчас сестру держим, так как она маленькая... А еще он пытается ей превосходство свое показать - а вот я так могу, а ты нет... А я больше тебя башню построил... А я умею, а ты не умеешь... Объясняем что ты же старше, нашел чем хвалится перед маленьким и слабым... Может все таки мало ему нашего внимания и от этого он пытается поведением обратить на себя внимание? Или тут что то другое?

OlyaSim

OlyaSim, судя по описанию ситуации и поведения сына, его активность - желание привлечь к себе внимание. Желание это может быть неосознанным. Но ему явно не хватает со стороны родителей ласки и принятия (безусловной любви). Никогда на детей не действуют положительно реплики взрослых "перестань, ты старше" - по сути вы ему говорите - "с тебя хватит и того, что мы тебе даём, тут есть другой ребенок, которому мы нужнее, а ты свое уже получил. " Между тем у него такой возраст, когда ему очень важна забота и общение с родителями, внимание к его нуждам и настроению. А родители часто делают акцент только на учебе и развитии (интеллектуальном и физическом), забывая, что психика ребенка, его уверенность в себе и самооценка, формируются именно в общении со взрослыми, а не в процессе делания уроков или выполнения физических упражнений.
Сын явно ищет вашего внимания и готов ради этого на любые выходки (возможно даже не осознает). Он видит, что детское поведение сестры привлекает к ней внимание взрослых и усвоил момент, что если хулиганить и бузить или плакать "я так не могу" (вести себя, как маленький), то 100% мама и папа будут заниматься именно им - разговаривать, уговаривать, и т. д., отвлекаясь даже от сестренки.
Не сравнивайте сына с сестренкой - говорите ему чаще, что он по-прежнему любимый и ненаглядный, несмотря на появление сестрички. Поощряйте его чаще, говорите, как любите его, обнимайте - тактильный контакт ребенку очень важен.
Если начинает шалить, то попробуйте его обнять и переключить его внимание на что-то другое (вместе с ним побудьте и поделайте что-то вместе, что ему нравится) - не ругайте, а наоборот проявите знаки внимания. Понаблюдайте, как будет меняться его поведение.

Спасибо большое! Вы мне очень помогли, а то я боялась что если больше проявлять внимания, то воодушивившись, он еще хуже будет вести себя... Хотя мне приходила мысль в голову что ему мало внимания, поэтому когда он его получает, то это настолько его радует, что эта радость становится бесконтрольной, и поведение соответственно тоже и он не специально это делает, а так получается... А если нашего участия в его жизни будет больше, то постепенно он перестанет воспринимать его как праздник и соответственно поведение станет более ровным, так как не будет повода привлекать к себе внимание. Правильно я понимаю?

Развитие ребенка 8 лет . В 8 лет ребенок уже самостоятельный во многих вопросах. В отличие от лет, он должен самостоятельно складывать свой портфель, уметь разогревать еду в микроволновке или на плите, принимать ванну или душ, заправлять постель и убирать свою комнату, пылесосить, мыть посуду. Если ребенок пытается самостоятельно освоить другие виды работ (починить что-то, зашить и т.д.), не мешайте ему и не помогайте, если он не просит. Ребенок должен учиться быть самодостаточным.

В 8 лет у некоторых детей появляются ноющие боли в конечностях. Из связывают с быстрым ростом организма, но это не медицинский факт. Обычно боли локализуются в ногах: передней части бедра, под коленкой или голени. Они появляются ближе к вечеру и в первые часы сна. Такие боли характерны для активных и более тяжелых детей.

Особенности поведения
. Некоторые дети в 8 лет плохо засыпают по вечерам. Они ложатся, как обычно, но засыпают часа через три, постоянно выходят из комнаты, или их никак не загнать в постель. Причина бессонницы может заключаться в том, что дети в этом возрасте, как и взрослые, могут волноваться, переживать, обдумывать волнующую их ситуацию. Вам нужно найти . Внимательно слушайте, какими волнениями делится ребенок с вами в течении дня и старайтесь успокоить его или придумать решение данной проблемы до того, как ребенок пойдет спать. Следите за тем, чтобы днем ребенок достаточно двигался на открытом воздухе. Это поможет ему потратить энергию и достаточно устать, чтобы заснуть вечером в положенное время. Ограничьте просмотр телевизора на ночь.

В 8 лет полезно обучить ребенка манерам за столом. Если ребенку объяснить, что если он хочет, чтобы его приглашали в гости, он должен научиться вести себя за столом. Скорее всего ребенок не будет противиться этому. Вы можете объяснить основы этикета за столом: когда приступать к еде, как правильно пользоваться столовыми принадлежностями и салфеткой, что можно говорить за столом, а что нет, как благодарить хозяйку за приготовленную еду.

Дети в 8 лет очень внимательно слушают, что говорят родители, и перенимают их манеры и взгляды. Если вы все время говорите о диетах, не удивляйтесь, если ребенок перестанет есть, потому что он боится потолстеть.

Игрушки и игры для детей 8 лет . В наше время компьютерных игр от них никуда не денешься. И в приницпе компьютерные игры тоже могут оказывать . Но есть другие замечательные игрушки, игры и занятия, которые могут отвлечь ребенка от компьютера. Это наборы рукоделия, наборы научных экспериментов, игральные карты, настольные игры, спортивное оборудование, краски, книги. Кстати, ребенок обязательно увлечется настольными играми, если вся семья будет в них играть. Один ребенок не сможет и не захочет играть в настольные игры.

В 8 лет можно подарить ребенку копилку , предварительно объяснив, что такое , деньги, откуда они берутся и зачем их нужно копить.

Поощрения и наказания . В 8 лет ребенок уже не закатывает истерики, но нельзя сказать, что он слушается родителей. Противостояние с родителями переходит на новый уровень. Ребенок начинает игнорировать просьбы и наставления родителей. Просьбы со стороны родителей могут сопровождаться вопросом ребенка: «Зачем?» Это нормальное поведение восьмилетки. Таким образом ребенок начинает самоутверждаться. Он пока не имеет своего мнения о правилах и нормах в окружающей его среде. Это появится позже. Сейчас пытается оградиться от «дурацких» указаний со стороны родителей. Он либо притворится, что не слышит, что вы ему говорите, либо будет исполнять ваши распоряжения намеренно очень и очень медленно.

При таком поведении ребенка родителям очень сложно оставаться спокойными, особенно если это происходит на глазах соседей и посторонних людей. Постарайтесь указать ребенку рамки, в которых вы хотите, чтобы он себя вел. Ребенок не только нуждается в этих рамках, но и подсознательно хочет, чтобы они были.

Всем доброго дня) Сыну 11 лет (5 класс). Начиная где-то с 4 класса, у ребят стали образовываться компашки, кто с кем дружит. Мой сын говорит, что дружит со всеми, что ему все друзья. Но лучший друг был один, они друг к другу в гости ходили, гуляли, в классе вместе сидят. Но в последнее время стала замечать, что мой стал после школы сразу домой идти, а раньше все рвался гулять и опаздывал на тренировки из-за гуляний с другом. Сегодня спросила, почему так - оказалось друг теперь с девочкой гуляет, а моего просят не мешать, у них мол личное общение. Я вижу, что сыну обидно и досадно. Я не знаю, что ему посоветовать. Проблема в том, что я сама не умею дружить. В школе была лучшая подруга, но она меня некрасиво кинула, я очень переживала. Не хочу на сына навешивать свой отстойный опыт в этой сфере. Хочу, чтобы у него были хорошие друзья. Посоветуйте, пожалуйста, особенно те, у кого не было проблем с общением и дружбой. Не хочу давать ребенку советы со своей лузерской перспективы (меня не только школьные, почти все подруги кидали в разные периоды жизни).

47

Девушки Добрый день, подскажите пожалуйста
Есть племянница 7 лет (было в ноябре)
В школу ещё не ходит (пойдет в этом сентябре). За проезд например в электричке есть детский билет. А в автобусе как?? Школьный ей не выдавали еще......каки к варианты? А то их недавно оштрафовали. Сказали надо платить полностью как за взрослого.почему?

315

Добрый вечер! Моей дочке 8 лет, она во втором классе. Выяснилось тут на днях, что качество чтения вслух у неё не очень. Учительница рекомендует читать вслух каждый день хотя бы 10 минут. Читать вслух она не любит, да и вообще не очень любит читать. Тем не менее учебник по лит. чтению прочитала сама весь (читает про себя). Одно время покупали ей книжки про девочку Дори, про Лес дружбы - такая литература ей вроде нравится. Со списком по внеклассному чтению дело сложнее - многое из ей не нравится (причём не нравится, даже то, что не читала. Например, Денискины рассказы не любит, потому что они про мальчиков). Понимаю, что подобная тема наверняка была, но что читают ваши девочки в этом возрасте?

100

Всем добрый день. Есть у дочери подружка, в первом классе подружились, во второй класс я перевела дочь из-за учителя, но остались в этой школе. В новом классе у дочери есть друзья, я знаю их родителей, хорошо знаю многих детей (с детского сада), все устраивает. Но вот эта подружка.....сначала вроде норм девочка, вежливая, в гостях скромная. Потом начала подлавливать ее на хитростях и мелком вранье. Сейчас девочка мне не нравится, я не раз была свидетелем, когда она врала родителям по телефону. Постоянно склоняет мою дочь к непослушанию, учит врать., устраивает дочери обижонки из-за других девочек-подружек. Много раз говорила с дочкой, объясняла, что это не хорошо, врать нельзя, буду наказывать, запрещу дружить. Дочь вроде все понимает, сначала пытается ставить на место эту девочку, а потом опять. Вот что мне делать? Запретить общаться? Они в школе все равно общаться будут.

77

Мой ребенок 10 лет, был в гостях у соседского мальчика. Обычно так бывает то он к нам то мой к ним. С мамой мальчика я не общаюсь только здрасти/до свидания.
Так и в этот раз. Мой ребенок побыл в гостях, пришел домой. Все как обычно сделали уроки,поужинали и спать.
Я еще долго не сплю и в час ночи мне пишет в телегу мама соседского мальчика, что мой сын сломал какого то робота, робот был подарен на нг и теперь соседский мальчик очень переживает что игрушка сломана.
Я просила сколько стоит эта игрушка, мне написали что около 2000 руб. Ну ОК, сразу же я перевела 2000 руб. на карту мамы соседского мальчика.К делу не относится но у меня всего то было около 3000 руб до зп, тобишь на неделю. Ладно думаю что то придумаю перезайму, это я к тому что лишними деньгами я не располагаю.
Пока длилась вся переписка и перевод денег,время уж где то час ночи. Звонит мне мама того мальчика и говорит не надо денег. Ей неудобно итд. На это я ответила что мой ребенок сломал,а я в ответе за его действия не переживай все ок.
После ее звонка она переводит мне эти 2000 р обратно!!!???? Зачем??
Время второй час ночи))) я пытаюсь проанализировать что я должна сделать? Если меня поставили в известность, то я извинилась и деньги перевела, деньги не приняли, то зачем было меня ставить в курс дела??? По мне я бы не стала даже позорится и говорит что гость в моем доме что то сломал. Потому что, что то ценное я просто не дала бы играть.
Пишу ей зачем вернули деньги? Ответ был такой что ребенок узнал (2 часа ночи) что я перевела деньги и теперь боится что я не пущу к ним своего сына(Ну, да так я и думала, слишком дорого мне выходит такое общение, не умеешь играть с чужими игрушками бережно, сиди дома)
Я спросила как я могу компенсировать то что все же игрушка сломана, она мне пишет что заплатите половину цены игрушки, я сразу перевела ей 1000 руб. Еще раз написала прощу нас извинить за сломанную игрушку.
Она тут же переводит мне 1000 р обратно, я вообще потеряла связь и понимала что я делаю не так.
Тут же пришло смс что не надо ничего, эт же дети.
Утро! Приходит смс от той мамы с просьбой все же купить этого робота.
Утром сын проснулся,я спросила ломал ли он робота.Сын сказал что скорее всего ломал играли вместе но нога робота отломилась у моего сына в руках.
Я сказала сыну, что если сломал должен сказать, что я должна компенсировать соседям. Собрались с сыном в магазин купили этого робота, пошли к подъезду того мальчика, сын поднялся один.
Я сыну сказала,будешь отдавать робота извинись и скажи что не хотел его ломать и просишь простить. За свои поступки над отвечать.
Так и сделали отнес,извинился,я объяснила что дружба с этим мальчиком не кончается прото люди за свои действия должны отвечать.
Сейчас звонит мама соседского мальчика и приглашает сына в гости,я ответила что у нас другие планы. Правильно я поступила? Я не хочу что бы мой сын там был. К нам пожалуйста пусть сосед приходит, а к ним не надо ходить считаю я.

130

Не знаю, как быть... Моя красотка 10 лет от роду заявила, что хочет бросить школу программирования после полутора лет занятий. Около двух лет назад она бросила художественную школу (прозанимавшись два года). Больше ни на какие внеклассные занятия она не ходит, т.е., перегрузок нет. Муж (ее отец) говорит, что это нормально, ребенок просто ищет себя, пробует разные занятия. А я боюсь, что это просто бегство от трудностей, нежелание прикладывать усилия к тому, что не получилось "на кураже". Всегда проще сбежать, когда не можешь справиться с заданием, но нельзя же всю жизнь бегать от трудностей. Если мой "диагноз" правильный (а я очень хочу ошибиться), то можно ли как-то научить дочь решать проблемы, а не прятаться от них? И как быть в этой конкретной ситуации: заставить ходить, надеясь, что желание вернется, или потакать ее порыву бросить?

154